Московский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МАМИ Кафедра Культурология Доклад по теме Портрет СаввыИвановича Мамонтова. Автор Михаил Врубель. В кабинете Мамонтова Врубель создал знаменитого «Демона», Васнецов писал «Трех богатырей», а Серов написал портрет дочери Саввы Ивановича Веры — «Девочка с персиками». Картина Михаила Врубеля «Портрет Саввы Мамонтова» была написана в 1897 году (не окончена).
Непредвиденная встреча окажется судьбоносной в жизни Валентина Серова. А еще Савва Иванович Мамонтов подарил миру Шаляпина.
С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Многие годы Врубель работал в Москве. О нем хорошо говорит Н. М. Тарабукин: Мамонтову тесно в кресле, в комнате, в Москве. Не видел в этом смысла.
«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Станиславский ясно представлял, кто его учитель и очень уважал его. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. В 1885 году Савва Иванович поставил-таки театральную Москву на уши премьерой «Аида» в своей Частной опере. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное».
Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.
Репрессивная полицейская машина заработала с удвоенной прытью. Не забыл Мамонтов и о театре. Подъезжая на лучшем скакуне во главе каравана с грузом к таможенному посту, где уже переминались мытари в ожидании бакшиша (почти неизбежной взятки), Савва приосанивался, сверкал глазами и уверенно гаркал: «Прочь с дороги. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Однако в следственном деле нет никаких следов царского вмешательства в судьбу Мамонтова.
Какая-то важная мысль, могучее чувство овладели им. Московский окружной суд признал Савву Ивановича несостоятельным должником. Может быть, проницательный дар живописца провидел грядущие беды. Специально для панно Врубеля (1, 2), отвергнутых жюри промышленной выставки в Новгороде, Мамонтов, назло всем критиканам, выстроит отдельный павильон. Мне нужен не фигляр, а помощник. » «Ты совсем обленился, перестал учиться классическим предметам и предался непозволительным пустым удовольствиям – музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе». продолжение.
В недалёком будущем Савву Мамонтова ждёт разорение, суд, тюрьма. Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные в истории русской книжной графики и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии. Демон низринут в ущелье среди скал.
Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Савва Великолепный работал буквально как «человек-оркестр».
Михаил Александрович пробовал свою кисть в разнообразных жанрах, среди которых, естественно, был и портрет. Врубель рисовал «Демона» с сына Мамонтова Всеволода. Захватив девятилетнего Валю, она отправляется в тогдашнюю Мекку творческой богемы. Здесь он сблизился с крупным промышленником, богачом Саввой Ивановичем Мамонтовым.
Сейчас «худрук», художественный руководитель – штатная должность, но в конце XIXвека Мамонтов изобрёл эту должность для себя сам. И разорен: всё – и заводы и дома – лихо продали с аукциона. Он определил его на учебу в Институт корпуса гражданских инженеров (Горный корпус) в Санкт-Петербурге. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.
Именно с этого времени появилось само понятие " театрального художника ". На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Так, не завершив образование, Савва вступил во взрослую жизнь. Зато теперь он с гордостью говорил: «У меня в театре – художники».
Контраст ощутимый. Мамонтов «болел» театром страстно. Тогда Мамонтов сам купил картины. И главное – подготовить и создать всемирно известные «Русские сезоны». Абсолютно иначе повела себя Елизавета Григорьевна. Потом Мамонтов потеряет жену, внука и вместе с ними – смысл.
Витте уходит в отставку, уступая место П. А. Столыпину. Я же вскоре сделался чистеньким и аккуратным мальчиком». Наблюдая за работой Поленова и Марка Антокольского, Мамонтов и сам увлёкся скульптурой. Задачу поставил более реальную: выбрать наиболее востребованные. В письмах домой он советовал всем обязательно побывать здесь: «. Жена не разделяла Саввиного увлечения.
А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Возродить все угасающие ремесла он, разумеется, не мог.
И весьма продуктивные: мальчик так продвинулся в своем художественном развитии, что вскоре стал «разбираться в произведениях искусства первой величины». Мама, Валентина Семеновна, тоже композитор. Справедливость этого суждения стала для всех еще более очевидной, когда на выставке Портрет в европейской живописи 15 – начала 20 века, устроенной1972 году Государственным музеемизобразительных искусств имени А. С. Савва Иванович имел поистине уникальную черту характера: трудясь сам, занимаясь лепкой, майоликой или постановкой домашних спектаклей, к которым он писал тексты и в прозе и в стихах, Мамонтов имел, по словам В. Васнецова, «способность возбуждать и создавать кругом себя энтузиазм». Если уж строить, то на Запад, в Европу, а не в «медвежьи углы России».
Но Мамонтов смотрел дальше. Еще у Александра III зародилось понимание того, что России мало петровского «окна в Европу» : в случае войны порты на Балтике могут быть легко блокированы. Хорошие отметки имел только по немецкому и Закону Божию. Правая рука непроизвольно сжимается в кулак. И вот теперь мы живем благодаря двум мамонтовским «затеям»». А тем временем, Савва Иванович «затеял» строительство Московской окружной дороги, создал Московский вагоностроительный завод, занимался добычей руды и производством чугуна. Отец, Александр Николаевич, выдающийся композитор, музыкальный критик. Прошло десять лет.
Отец Саввы, Иван Федорович, был потомственный купец. Нет, Савва вовсе не «загулял», как делали многие его сверстники. О знаменитых репинских «Запорожцах» скажет, что они «зачаты под небом Абрамцева». Но помешала болезнь: понадобилась операция на пояснице.
У него мужественные усы и короткая жёсткая бородка. Он хотел, чтобы мы догадались: его портреты – не просто портреты. – «Это серьезнее железных дорог, – отпарировал Савва.
(1906), необычайно выразительный. Над Новой оперой насмехались, её критиковали. Император хотел заложить порт на Мурмане, но смерть помешала ему исполнить задуманное. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Серьёзно изучал греческую драму, римскую комедию. В 1869-м году Иван Федорович внезапно скончался от воспаления брюшины.
Одной из любимейших книг в юности у Саввы были «Детские годы Багрова внука» Сергея Тимофеевича Аксакова. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Двери Мамонтовых никогда не запирались.
Какой капитал унаследовал 28-летний Савва, доподлинно не известно. Разбитое телоДемона с надломленными крыльями распрост рто в ущелье. Художественные шедевры мастера не имели аналогов. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию.
И, как писал единомышленник и друг Мамонтова, министр финансов граф Витте, «Если бы был построен порт на Мурмане, мы не искали бы выхода в открытое море на Дальнем Востоке, не было бы этого злополучного шага – захвата Порт-Артура и. не дошли бы мы и до Цусимы». Мамонтов верил, что здравый смысл и объективный интерес России победят. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Он привозил гастролировать лучшие голоса из Италии, Швеции.
В год дебюта театра – в 1885 году – газета «Театр и жизнь» возмущалась, что за дело организации оперного театра «берутся люди, вряд ли знающие столь тонкое дело, как оперная постановка. Как и многие представители купеческого сословия, Мамонтовы происходили из старообрядцев: считалось, сугубая религиозность гарантирует их особую щепетильность и честность в делах. Бомонд попался на наживку: валом валил. Он построил одну из первых русских железных дорог – Троицкую, соединившую Москву с Сергиевым Посадом (1860 – 1862 гг. ). Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.
Драматургом и режиссером выступил сам Савва Иванович. Жена отговорила. Иван Федорович получил записку от анонимного доброжелателя. Кузнецов. В облике предпринимателя наблюдается индивидуальность, поистине царский нрав. Но гораздо больше импортировала, т. е. везла из Персии – табак и хлопок, шелк-сырец и рис изюм и финики, шерсть и красящие вещества, бирюзу и жемчуг, баранов и лошадей, мыло и бытовую химию и еще опиум – эффективное и в то время абсолютно легальное лекарство.
На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». первый в России частный оперный театр. Придумывал, например, мериться лысинами (как и отец, он облысел рано) с другом, доктором Спиро. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил.
Савва продолжит её до Вологды, Архангельска, Мурманска. Создавая образ Мамонтова, Михаил Врубель воплощал свои мысли и образы. Да ведь до них несколько верст. Мамонтова. Когда в 1875 году он «затеял» Донецкую каменноугольную дорогу, протесты понеслись со всех сторон. Савва Иванович был человек сильный, страстный, значительный.
Дело двигалось к концу. Пушкина, можно было увидеть оба портрета висящими рядом. Недоверчиво отнесся к Частной опере Мамонтова и его давний приятель Сергей Юльевич Витте, тогдашний министр финансов: «Знаете, это как-то несерьезно».
И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Целыми днями он объезжал римские древности, разглядывал часовни и соборы. В лице его, в широко раскрытых глазах — воля, решительность, желание действовать. У Аксакова подолгу гостили Тургенев, Гоголь, Хомяков, братья Киреевские и другие литераторы. Взгляд Мамонтова весьма недобро смотрит прямо в глаза зрителя.
Рождается ощущение первозданности. Очевидно, не лишены оснований утверждения, что глава юридического ведомства Муравьев действительно интересовался в первую очередь сведениями, которые можно было использовать против министра финансов Витте. Не удалось документировать и корыстный умысел в действиях самого Саввы Ивановича. Антокольский иронизировал, конечно: имея капиталы, отчего бы не полепить. Но дело жизни отца – железные дороги – стали главным делом сына. ". Словом, все это сплошное любительство», – клеймил рецензент мамонтовскую затею. Актерами были сам Савва Иванович и его друзья — Васнецов, Костя Алексеев известный потом как Станиславский (кстати, впоследствии он называл себя учеником Мамонтова-режиссера), жена Поленова и певица Большого театра Надя Салина, профессор Новороссийского университета П. А.
Он не был привередливым к внешним данным людей. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Витте правительство всеми силами стремилось прибрать к рукам частные железные дороги.
Савва Иванович был человек сильный, страстный, значительный. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Отец сушил голову, как быть с непутёвым сыном, но тут вмешался случай. Ему тесно среди тяжёлой богатой мебели, в этом словно сдавившем его кресле. А пока – первые уроки сына под руководством требовательного педагога.
Одно из них Венеция создано под впечатлением отпоездки в Италию 1891 1892 годы. В картине Пан 1899 год греческий бог превращается врусского лешего. Негодование достигает высшей точки: восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический» и как взрыв – первая революция. Поначалу Иван Федорович был доволен сыном, ходил на спектакли, но потом, видя, как велик интерес Саввы к сцене, отослал его подальше от театральных соблазнов – в Персию – учиться торговать. Савве на тот момент было 23. И вдруг художник узнает: Мамонтов арестован.
В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. В 1900 году В. И. Ленин и Г. В. Плеханов основывают в эмиграции большевистскую газету «Искра» – будильник народного сознания.
Автор Михаил Врубель. Министр юстиции Муравьёв враждовал с министром финансов Витте, с которым сотрудничал Мамонтов и рассчитывал, что после публичного позора «московского Медичи» Витте не сможет сохранить под собою кресло. Мамонтов С. И. И, наконец, к 1901 1902 годам относится последняя картина Демон поверженный. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».
Смысл её был зловещий: «У вас есть сын Савва в университете, уберите его иначе может быть очень плохо». Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. И дать безвозмездно. Какая-то важная мысль, могучее чувство овладели им. Иван Федорович Мамонтов подумал: мало ли, куда (по идеализму и склонности безоглядно увлекаться) мог вляпаться его Савва. А отец любил и умел доискиваться. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность».
А где Илья Ефимович. Пора, пора уходить. 9 января 1905 года – кровавое воскресенье в Петербурге.
«Московскому дворику» дебютирующего в пейзаже Поленова Савва предречёт, что он станет любимейшей картиной москвичей. Савва называл их кружок «русским землячеством». Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. В лице его, в широко раскрытых глазах — воля, решительность, желание действовать. Брюсова. Но Мамонтова это смущало мало: он был уверен, что служит высокому искусству.
Благодаря Савве был открыт талант Шаляпина. И. МОСКВА 2003 Портрет Саввы Ивановича Мамонтова, 1897 год. А в свободное от учебы время Савва начал посещать драмкружок. Ведь и железная дорога и Невский завод находились в руках мамонтовской семьи.
В его завещании будет особый пункт: на похоронах не должно быть Шаляпина. Творческая судьба В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, М. М. Ипполитова-Иванова, И. И. Левитана, С. В. Рахманинова, И. Е. Репина, Н. А. Римского-Корсакова, В. А. Серова, К. С. Станиславского, Ф. И. Шаляпина и ряда других великих национальных талантов в той или иной степени переплетена с деятельностью этого купца. Недосказанностью. Проходит у него школу классического рисунка. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
К этому уместно добавить следующее. Искусство он любил до безумия, можнобыло подумать, что это главная сфера его деятельности. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Чем. Пел сам Ф. Таманьо – знаменитый итальянский тенор.
Гибнет крейсер «Варяг». Этим изумительным портретом сам художник по справедливости гордился. Реформируя оперный театр, он ни на минуту не оставлял своих железнодорожных забот. Говорили, что это слишком похоже на «любительский спектакль в очень богатом доме». Он проживёт после ареста еще долгих 18 лет.
Железнодорожники же опасались: не помешают ли увлечения Мамонтова делам. Савва Иванович Мамонтов – друг художников, он всегда поддерживал нас». Шаляпина. Но дело не только в противоположности характеров и темпераментов. Современники видели вэтом образе протестующее начало прекрасного, непокор нного человека. Мамонтов никогда не собирался отходить от деловой активности. Разве в делах не требуется воображение, умение «увидеть статую в глыбе мрамора».
Этот человек очень любил искусство. В провокациях немедленно обвинили студентов. И только две дороги – Северная и Донецкая – стали для России буквально дорогами жизни. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Он любил Италию, неплохо ориентировался в искусстве и, кстати, бывал на могиле Медичи. Он своим даром чутья угадывал, открывая молодые таланты и, находя таковые, лелеял их, направлял, способствовал их развитию, будучи сам в этой области большим знатоком, тонким и высококультурным ценителем и советчиком, – писал П. В.
Он отошёл от публицистического стиля. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Повсюду таятся зловещие тени. Характеристика человека несет в себе в данном случае немало субъективного.
Но Савва Иванович искренне удивлялся: разве одно другому помеха. В этой области он искал все новое, прогрессивное, растущее и редко ошибался. Растет недовольство среди нарождающегося пролетариата. Значит, надо ехать к нему. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ).
(бюст работы Репина, первый справа, 1880)Однако, в Италии случилось то, чего не ожидали ни семья Мамонтовых, ни московский деловой мир. Врубель писал картины на темы pyc. Правая рука непроизвольно сжимается в кулак. музей русского искусства, Киев). Когда экспедиция вернулась в Петербург, эти доводы были, наконец, услышаны.
Ему вменялась растрата казённых средств, хотя многие понимали, что обвинения отчасти сфабрикованы. В Италии Савва. Друзья приходили и приезжали без приглашения. Личность портретируемого давала художнику основания для подобного решения образа. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место.
Кажется, ему нужны те же необъятные просторы, что и Микуле Селяниновичу, те же стихийные ветры, что треплют гривы лошадей гиганта Вольги и его соратников. Действительно, уже с середины 1890-х годов Савва Иванович и Елизавета Григорьевна живут раздельно. Отец страстно хотел, чтобы Савва стал достойным продолжателем его дела. Поленов привлек к исполнению декораций своих молодых учеников – Исаака Левитана и Константина Коровина. Заканчиваякартину Врубель тяжело заболел и был помещ н в лечебницу.
Он увлекался театром, пропадал в опере и даже сам в частной постановке «Грозы» с успехом играл роль Кудряша. Но он был упрям. К 1882-му году она соединит Мариуполь и Юзовку (теперешний Донецк) с российскими промышленными центрами.
Похоронен наНоводевичьем кладбище в Петербурге. В Баку Савва несколько недель, чтобы не тратиться на кухарку, питался одними сардинами, вникал в обстановку и скоро компаньон предложил ему лично (и в сопровождении телохранителя. ) отправиться в опасную Персию. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.
Мамонтов провел в тюрьме несколько месяцев. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Общему хору вторила и театральная критика. Врубеля, забракованная жюри императорской Академии художеств». Он позже вспоминал, что именно тогда, у Саввы, понял: математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвы до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством и воображением. Фактически Мамонтов разработал и применил то, что впоследствии назовут «методом Станиславского», хотя сам К. С. На левом мизинце предпринимателя надет перстень, подчёркивающий его важность и богатство. Тогда двадцатидвухлетний художник не подозревал, что его желание «писать отрадное» станет на многие годы эстетической программой для молодой московской школы. Или ставить водевиль, где роль томной балерины будет отдана кряжистому Антоше Серову. А когда через несколько месяцев появилась «Снегурочка» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, да еще в новом сценическом обличье – живопись шла рука об руку с музыкой, пением, хореографией – реакция оказалась двойственной.
«Приезды к нам Саввы Ивановича, – вспоминала дочка художника Поленова Наташа, – не носили характера мирной беседы, это были какие-то каскады слов, начало слов без окончаний, страшно громких, с жестикуляцией, с громким смехом, но разговоры их были до того образны, что, отчетливо не понимая слов, я чувствовала, что нахожусь в атмосфере настоящего искусства». Однако главная его заслуга перед потомками состоит в другом. 1 апреля 1910 года Врубель умер в клинике Барии. В России царствуют передвижники: сюжетная живопись, мрачноватые краски. Портретный жанр как летопись нравов, типов и характеров был Врубелю чужд. Эта большая акварель поразительна.
И речь не идёт только о портретах. Возглавляемое С. Ю. Приехавши в Рим, он начал лепить – успех оказался необыкновенный.
Реализм побеждает сухой, хотя и классический, академизм. Одна из сторон деятельности Саввы Мамонтова, которая связана с культурой. Это была абсолютно неоправданная жестокость. В 1859 году Иван Федорович получил концессию на строительство железной дороги из Москвы в Сергиевский Посад, куда местная достопримечательность – Троице-Сергиева лавра, привлекала немало паломников со всей России. Многие полагали: блажь барина. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.
Все более популярными становятся портреты Огюста Ренуара. И еще увлёкся пением – знаменитый итальянец давал ему уроки. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Однако Серов властно держал «за душу». В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана, но это я узнал много лет спустя, когда был в Венеции. Родные и любимые Саввы Мамонтова, его жена, дети, племянники остались жить на многочисленных картинах и рисунках великих русских живописцев.
В результате Мамонтов был объявлен банкротом, арестован имущество было описано. Действительно, для постановки " Снегурочки " Римского-Корсакова В. М. Арест, карцер и каторга так ясно замаячили перед глазами опытного дельца, не испытывавшего по отношению к власти особых иллюзий, что он немедленно забрал Савву из университета и отправил в Баку, поручив 20-летнему сыну первое в его жизни самостоятельное дело. Антокольский писал Савве Ивановичу: «Я думаю, что не вы с вашей чистой душой призваны быть деятелем железной дороги, в этом деле необходимо иметь кровь холодную как лед, камень на месте сердца и лопаты на месте рук». Создается такое ощущение, что он хочет встать.
Врубель, появившейся в его доме по приезде из Киева в 1889 году. Как было его сохранить. Но и не только это. Внучатая племянница Павла Третьякова, состоящая с Мамонтовыми в дальнем родстве, вспоминала об Иване Федоровиче так: «Если бы вы не знали, кто это, то сочли бы, что перед вами английский премьер-министр». Патентовать свою театральную эстетику как «метод Мамонтова» Савва Иванович, конечно и не думал, да и некогда было. Коровина в Частной опере заменил Врубель. Отец подарил молодым Мамонтовым дом в Москве, а через несколько лет брака Савва Иванович и Елизавета Григорьевна купят имение Абрамцево.
И счет картин, о которых справедливо сказанное идет не на десятки – на сотни. Русская опера впервые прозвучала как великое искусство на " мамонтовской " сцене. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. В какой-то момент Савва решил, что готов к созданию профессиональной сцены – «Частной оперы», которая, давая обязательных Верди и Доницетти, сможет также популяризировать русское искусство, лучших русских композиторов – Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова. На что император ответил, что распоряжение им уже сделано.
Врубель Михаил Александрович, художник. У него обнаружилось нерядовое дарование. Он выступал в роли Кудряша в «Грозе», где роль Дикого исполнял сам автор – А. Н. Островский. В колорите картины – контрасты. Но, зная щепетильность друзей, находил для них заказы, подавал идеи, предлагал проекты.
Серов берет на себя все хлопоты по облегчению участи своего наставника. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Им он отводил место исключительно на домашней сцене в Абрамцеве. Эта "рыба" стала темой особого разбирательства.
Туда-то – торговать и торговаться с хитрыми персами и направил отец молодого Савву. Васнецов нарисовал знаменитую серию набросков костюмов и декораций. Тургенева, Мамонтов купил его и подарил Румянцевскому музею. Может быть, проницательный дар живописца провидел грядущие беды. Родился Серов в 1865 году в Петербурге, в музыкальной семье.
Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Живя в Ялуторовске (в этом северном городке в 1841-м родится Савва), Иван Мамонтов знался со ссыльными декабристами. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Россия тогда экспортировала туда ткани, стекло, а также серпы, косы, грабли.
Васнецов подарил лицо Андрея Алёше Поповичу из «Богатырей» (а его конь – это гордость мамонтовских конюшен, любимый жеребец Саввы, по имени Лис). После недолгих занятий с местными преподавателями он уже получил приглашение одного из миланских театров дебютировать в двух басовых партиях в операх «Норма» Беллини и «Лукреция Борджиа». Поездка в Венецию была предпринята для написания заказанных иконостасных образов – Христа, богоматери и святых – Кирилла и Афанасия.
Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Сочинял. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Там живет, там работает. Материал холст, масло.
Или, живя в Неаполе, ехать смотреть на извержение Везувия (рядом с ними в тот день случился обвал, погибло около 60-ти человек и Савва долго не мог себе простить, что повёз жену «на бомбу»). Ни учиться, ни бросать университет он не собирался, текущее неопределённое положение дел его удовлетворяло вполне. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
Его актеры стали творцами своих художественных образов. Таким же природным и непреложным, как воздух Абрамцева. Он постоянно экспериментирует ищет что-то новое, необычное.
Вообще, портрет Саввы Мамонтова исполнен экспрессии. мне было все это видеть. Вот вам и новый скульптор. Она подлинно монументальна. Вход был свободный и публика шла нескончаемым потоком, дивясь необычным картинам.
Далее художник замечает, что Цорну, также писавшему Мамонтова, далеко до его портрета. Среди кредиторов был могущественный Петербургский международный коммерческий банк. Он был оправдан.
И строить ее будет Савва Мамонтов. Его посещали глубокие смятения, которые он делил со своей эпохой, хотя ближайшие причины, может быть и были интимными и личными. Однако стараниями конкурентов Мамонтов за время ареста был почти разорён. Пылкий нрав Саввы Мамонтова выражен царственно, не буднично.
Размеры 187 х 142, 5 см. Не случайно, самый популярный в России журналист Влас Дорошевич отложил на время свои фельетоны и написал хвалебный гимн в честь Саввы Ивановича Мамонтова – статью «Русский человек» : «Интересно, что и Донецкой и Архангельской дорогами мы обязаны одному и тому же человеку – «мечтателю» и «затейнику», которому в свое время очень много доставалось за ту и другую «бесполезные» дороги, – С. И. Искусствовед Н. М. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Когда Савва бывал в ударе, он смешил всех до упаду, до колик и счастливых слёз.
Такую атмосферу, которая не то чтобы вдохновляла – после позитивистстких 60-х «вдохновение» вышло из моды, а делала творческие заботы чем-то абсолютно естественным и единственно возможным для человека. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Здесь он сблизился с крупным промышленником, богачом Саввой Ивановичем Мамонтовым.
Конечно, знания оперной школы и режиссерской подготовки у Мамонтова не было. Среди художественных экспонатов Савва Иванович выставил два панно работы Врубеля – «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» (вариант которого украшает ныне фасад московской гостиницы «Метрополь»). Отец дотянул Северную дорогу от Москвы до Ярославля. Человеком, который, потеряв многомиллионное состояние, не потерял себя. Больно, горько до слез.
Островского, У. Шекспира, Ф. Шиллера, а также произведения самого хозяина дома («Иосиф», «Алая роза», «Каморра», «Черный тюрбан» и др. ). Он избегал писать портреты по заказу, тем более лиц, которые его не интересовали. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Во времена благостные и драматические.
Все время между встречами он коротал за гончарным кругом, делал вазы или что-нибудь лепил. Начинается оборона крепости «Порт-Артур». В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Здесь, в обстановке всеобщего доверия и подлинного творчества, Шаляпин почувствовал, «будто цепи спали с души моей».
Старинный купеческий род Мамонтовых известен с XVIII века. Дирижером Савва пригласил Рахманинова. После грандиозного успеха Шаляпина в роли Бориса Годунова гениальное творение Мусоргского завоевало Европу (а ведь ранее выдающиеся достоинства произведений Мусоргского признавались далеко не всеми в музыкальных кругах). Требовали удовлетворения иски.
На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. студент. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля.
Почти нищенствующего и болезненно неуверенного в себе Виктора Васнецова он буквально уговорил писать картины для кабинета правления Донецкой дороги (и в их числе «Трёх царевен подземного царства», символизирующих богатства каменноугольного бассейна), а когда правление откажется их оплатить, картины приобретут Савва с братом Анатолием. Кризисные и переломные. Хотя многие, как когда-то Саввин покойный отец, считали, что он стремится только «музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе».
Серов успел-таки (он умер внезапно в 1911 году от сердечного приступа) узнать о закулисной стороне дела, возбужденного против Мамонтова. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Принято считать, что главной заслугой " мамонтовской " оперы было открытие Ф. И. В Сибири сколотил небольшой капитал и подался в середине 19-го века в Москву. Мамонтовым, впервые приехавшим в этот дом, показали тщательно сберегаемую «гоголевскую» комнату, как ее уважительно называл старый хозяин.
Но портретом Мамонтова он остался доволен. Не к лицу они столь значительной персоне, как председатель железной дороги. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи».
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Умрёт дочь Верочка.
Мамонтова». Васнецова, «неугасавший художественный очаг». Это вот, эти копны сена. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». У его апостолов были живые прототипы.
Вся меблировка два простых табурета и кровать.
Савва Мамонтов родился в 1841 году в далеком зауральском городке Ялуторовске Тобольской губернии, в котором жили когда-то ссыльные декабристы. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Мамонтов хотел, чтобы талантливые художники могли свободно творить, не заботясь о бытовой стороне дела. Донецкая железная дорога была построена в 1882 году, Вологодско-Архангельская – в 1897 году.
К этому же времени относятся интересные автопортреты. Их дом стоял рядом с заставой, которая вела из Москвы в Сергиевский Посад и старший Мамонтов посадил сыновей у окна – считать потенциальный «пассажиропоток» – пеших паломников и седоков на возах.
Московское купечество косо поглядывало в сторону Абрамцево. "Зал дрогнул от рукоплесканий. Все начиналось с домашних постановок в доме Мамонтовых.
Вообще-то вся эта история была лишь формальным нарушением закона. Удивительное лицо глядит с этих рисунков: скорее некрасивое, чем красивое, бесконечно трогательное лицо странницы – плат до бровей, как бы припухший рот, расширенные круглые светлые глаза как будто созерцают что-то, другим неведомое. Основу его труппы составили молодые голоса, не имевшие имени в оперном мире. Как вспоминал И. Грабарь: «Мамонтов казался рядом с уравновешенным, мудрым и холодным Третьяковым каким-то неистовым искателем юных дарований». Кто знает, если бы не было этой вдохновляющей атмосферы Абрамцево, возможно и не появились бы картины, составляющие сейчас золотой фонд русской живописи.
«. Не могли остановить оваций и толпы, которая бросилась со слезами обнимать своего любимца". Среди тех, кого Мамонтов, по выражению М. Горького, поставил на ноги, был и М. А. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова.
Однако вовремя погасить взятые ссуды не удалось. В работе Демонлетящий образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Именно на спектаклях оперы впервые выявилось выдающееся дарование К. А. Случилось другое, никогда не бывалое, абсолютно непонятное для купеческой среды. Но для русской культуры эта купеческая блажь имела грандиозные последствия.
Его просторной груди трудно дышать под белой, жёстко накрахмаленной манишкой. «Ты вовсе обленился, перестал учиться классическим предметам.
Не говоря, разумеется, о деньгах. В Италии Мамонтовы поначалу проводили не намного меньше времени, чем в России. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Декорации для Новой оперы Мамонтова писали Поленов, Васнецов, Врубель.
Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Вскоре его оправдали, но вернуться к прежней деятельности он уже не смог. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Никто не мог объяснить: за что. Тот «забавы» младшего Серова оценивает высоко: «дарование несомненное».
После блестящей речи защищавшего Мамонтова знаменитого адвоката Федора Плевако (это, кстати, был принцип Мамонтова – всегда взаимодействовать только с лучшими в своей сфере: врачами, юристами, музыкантами) суд присяжных вынес оправдательный приговор. А когда Третьяков забраковал написанный И. Е. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви.
Еще какое-то время спустя – новое поколение художников: Нестеров, Серов, Коровин, Врубель. Васнецов). Еще бы: всегда элегантен, чисто выбрит, подчёркнуто вежлив и в цилиндре. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). «Петь нужно играя» – таков был принцип этого театра. Считая, что театр – это «коллективный художник», Мамонтов окружил себя талантливыми людьми, которые помогали ему в задуманном прекрасном деле.
Спиров и многие другие. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). После окончанияуниверситета отбывает воинскую повинность. На это государь ответил: «Распоряжение уже сделано: Савва Иванович освобожден от суда до тюрьмы». Таким вспоминают его современники: По-орлиному глядевший на всех, стремительный и напряженный, как тугая пружина (В. М.
Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Увещевания отца до Саввы доходили плохо. Савва не раз говорил, что его идеальная мечта – Ренессанс русского искусства. С этим домом связаны репинские «Запорожцы», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии» «Явление Отроку Варфоломею» Нестерова, многие работы Врубеля.
Да и стыдно было оставить начатое отцом дело. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Мамонтов не занимался слепой благотворительностью.
Дело прибыльное, да малознакомое. Художник хотел максимально передать эмоции и настроение. Художник разрабатывал темы добра и зла, противоречий человеческого духа и оказался конгениальным великому поэту. Но это будут тёмные, «слепые» годы.
В нем поднимался богоборческий бунт. Может быть, в закладе. Бывший акционер правления Московско-Ярославско-Архангельской дороги писал в газете «Руль» : «На виду же у всех была ясная вражда всесильного тогда графа Витте и министра юстиции Н. В. Муравьева, хотевшего также стать всесильным.
Но одна из картин Васнецова была раскритикована газетой «Молва» и правление железной дороги от покупки картин этого художника отказалось. запел. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Врубель не очень ценил свои работы и порой безжалостно уничтожал их. И в театре Мамонтов добился своего, хотя и пришлось ему работать в своей опере «всем».
Витте промолчал. А декораторами и актерами – художники.
Когда в 1918-м году в возрасте 77-ми лет Великолепного Саввы не станет, Россия не заметит потери: охваченной войной и революцией, ей еще долго будет не до вклада в свою историю и культуру «русского Медичи». В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Деятельная сила переполняет Савву Ивановича, будто рвётся наружу. У продолжателя торгового дома Мамонтовых оказался прекрасный оперный голос. От отвечал в театре за всё: единство замысла, подбор актёров, репетиции, декорации. Редкое чутьё помогало Мамонтову удачно выбирать товар. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.
Конечно, он мог и просто ссудить денег. Такой парадокс.
Друзья-художники нередко выступали в роли актёров – один только Виктор Васнецов отыграл роли от Мороза в «Снегурочке» до Мефистофеля. говорит, что Мамонтов в исполнении Врубеля – это тот же русский богатырь Микула, но только одетый во фрак и штиблеты.
Однако чего только не узнаешь, если сильно захочешь. Это вызвало недоумение у многих: зачем нам Кострома, кто поедет в эту глушь. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Врубель провел в Венеции около полугода. И так – изо дня в день», – пишет биограф Мамонтова Владислав Бахревский. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог.
Розги исправно действовали. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Он и стал, что называется, пробой пера. Оба – единомышленники в вопросах демократического обновления искусства. Хорош аристократ. При этом никогда не жалел денег для искусства.
Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. В Париже. Тарабукин Н. М. вы вернетесь отсюда более русскими, чем когда-либо. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией.
Мамонтову. Отец Иван Федорович (1800-1869 гг. ) недюжинным трудолюбием и природной смекалкой из крестьян выбился в купцы. В семье Мамонтовых Савва был четвертым сыном.
Род. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
Сплотить его вокруг журнала и объединения «Мир искусства». Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Однажды он захотел украсить казенные здания вокзала картинами выдающихся живописцев и заказал Виктору Васнецову три декоративных панно («Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Битва русских со скифами»). Копирует, как и его предшественники, «Нарцисса, влюбленного в свое изображение в источнике». И сам писал водевили, комедии, мистерии.
Если сравнивать портрет Арцыбушева и портрет Саввы Мамонтова (оба написаны в 1897 году), то для начала можно отметить большое различие психологических типов. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. В январе 1904 года объявлена русско-японская война за Маньчжурию и Корею.
Это один из его несомненных шедевров. Поселиться в усадьбе Аксакова, вот уже десяток лет после смерти хозяина пустующей и приходящей в упадок, было для Саввы своего рода романтической прихотью. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Для этого он отправил в поездку по Двине своих друзей – художников Коровина и Серова и они вернулись из этой «командировки» с целым собранием полотен – картин северной природы, которые имели огромный успех на Периодической художественной выставке. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Или грантами.
В самом конце девятнадцатого века Михаил Врубель пишет «Портрет С. И. Деятельная сила переполняет Савву Ивановича, будто рвётся наружу. От давней болезни почек скончается сын Андрей, одарённый архитектор. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Когда люди будут думать только о хлебе насущном, пожалуй, не будет и хлеба». Савва переживёт многих из тех, кого любил.
Может, не зря театром увлекался. Репиным по его заказу портрет И. С. Присяжные вынесли вердикт: "Невиновен". И советует, не мешкая, отдать его в ученики к И. Е. Репину, крупнейшему художнику той поры. Недоумение и шум снова были огромные. Серов увековечил Веру в «Девочке с персиками».
«Портрет Саввы Ивановича Мамонтова»1897г. Холст, масло 187 x 142, 5Государственная Третьяковская галереяМоскваМногие годы Врубель работал в Москве. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Манифест от 17 октября 1905 года, разработанный С. Ю. Витте, народ не усмирил. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Вечер неуклонно двигался к полуночи: уже без четверти одиннадцать. Это и легло в основу «феномена Мамонтова» в русской истории. Не меня одну – многих.
Но Иван Федорович просчитался: в Италии Савва взялся за старое. А сердечные друзья Абрамцевского дома, где они, как и Серов, учились жить по Мамонтову. Ведь именно здесь были написаны «Девочка с персиками» Серова (портрет дочери Саввы Ивановича – Веры), «Богатыри» и «Аленушка» Васнецова, пейзажи Поленова. У Саввы оказался превосходный бас, он даже собирался дебютировать в миланской опере, готовил партии из «Нормы» и «Лукреции Борджиа», но не успел – внезапная охота жениться помешала. На причину указал в своих воспоминаниях художник князь Щербатов.
Он поддерживал и пропагандировал искусство молодых талантливых художников. Да и умница Антокольский воспринимал Мамонтова-скульптора вполне серьёзно. В 1904 году он едет вПетербург. Савва заработает миллионы.
Этот человек очень любил искусство. В душе он всю жизнь оставался музыкантом и художником. Но главное – Савва вместе со своей большой семьёй (у них с Елизаветой Григорьевной родится пятеро детей – Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра, первые буквы их имён составят анаграмму «САВВА») создавал среду. Тогда певцы императорских театров пели в «лучших» итальянских традициях – играли голосом так, что зритель не мог разобрать ни слова, а солисты не заботились о том, чтобы, сопровождая пение драматической игрой, придавать сценическому образу правдоподобие. Процесс длился несколько дней. Многие считали: блажь, захотел барин свой «балет» завести.
Тех миров, которые видели они, мы не видим. Тогда же юный Савва впервые приобщился к транспортной экономике. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Дни мои какуклоняющаяся тень. В недалёком будущем Савву Мамонтова ждёт разорение, суд, тюрьма. сказок и опер Н. А.
Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Эти, дескать, не обманут: Господь не велит. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок.
Театр Мамонтова состоялся. Купеческие гены брали своё: торговля быстро начала приносить барыши. В 1900 году Серов пишет портрет Николая II. Нужен другой, независимый от иностранных держав, выход в открытое море.
Чуть позже в его доме появятся браться Васнецовы (1, 2). Он прекрасно оформил спектакли «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Кавказского пленника» и «Ратклифа» Кюи. Коровина как декоратора.
А пока Савве был нанят немец-гувернёр, чтобы учил языкам и по необходимости порол. Иван Федорович Мамонтов занимался делом для России новым и, без сомнения, очень перспективным: он строил железные дороги. Он был Художник и Предприниматель в одном лице, вот таким образом, наверное, его и не понимали до конца ни те, ни другие. Все, с кем Савва Иванович делил интересы, пытались уговорить его «заняться настоящим делом». И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Общее руководство работами принадлежало Прахову.
Беспокоило Савву только одно: выглядит он несолидно – совсем молодой, румяный, безусый, благообразный. 2 МС 10 преподаватель ХарламоваТ. Его бумаги были изъяты и скрупулезно изучены. В то время там затевалось строительство Ярославской железной дороги.
По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Делового человека – Савву Ивановича Мамонтова – Врубель написал иначе. Тогда вся Россия находилась на перепутье: старое отживало, новое властно заявляло о себе.