Рафаэль продолжает писать портреты и создаёт принципиально новые приёмы в этом жанре, которые повлияли на многие поколения художников вплоть до XVIII-XIX вв. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна.
Размер картины 320 x 194 см, дерево, масло. Святое семейство под дубом 1518 год. Также Флоренции Рафаэль обязан знакомством со своим близким другом и наставником Донато Браманте. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.
Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. Папа Лев был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы жизни художника. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). 1516 г., Палаццо Питти, Флоренция), одного из немногих женских портретов романского периода, неизвестна, но жест ее руки, указывающий на сердце, был уместен для супружеского портрета. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление.
-1577) – дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.
В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. В церкви Санта Мария делла Паче хранится одна из самых выдающихся работ Рафаэля – прекрасная фреска «Сивиллы и Ангелы», украшающая капеллу Киджи. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака.
Петра. Лаврентия, св. Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной.
Мадонна дель Импанната 1514-1515 годы. Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит.
Выполняя заказ папы, Рафаэль создал росписи залов Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей. В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками. Является одним из известнейших произведений итальянского Ренессанса.
В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Между тем все больше и больше разрасталась слава Рафаэля, а равным образом и награды им получаемые.
Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. Медичи (будущий папа Климент VII). 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму.
Размер картины 144 x 110 см, дерево, масло. Плацидия. Это подчеркивает и трижды повторяющийся мотив круга — символа совершенства: стоящая на алтаре остия, золотой круг, на фоне которого слетает к алтарю голубь — Дух Святой и восседающие на облаках Христос, Мария и Иоанн Креститель. Ромуальда, св. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя.
Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир. Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми. В Италии точный, детально разработанный и пластически ясный рисунок, характерный для мастеров XV века (Пизанелло, Поллайоло, Мантенья, Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто). Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло.
Это первое, абсолютно новое портретное произведение того времени. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной.
Главная фигура на полотне, конечно, Мария. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия. В творчестве Рафаэля, автора знаменитой «Сикстинской Мадонны» (1513–1514, Картинная галерея, Дрезден), немного женских портретов. Сюжеты фресок посвящены жизни Константина Великого, первого в истории римского императора, принявшего христианство. Палаццо Пандольфини во Флоренции строилось Дж.
В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Так возникали либо искусственно драматизированные образы, например «Несение креста» (1517 Мадрид, Прадо), либо работы, в которых уже ощущается оттенок академизма, например «Святое семейство под дубом». Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал.
К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена.
Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». Для него это была не просто картина, а икона, великий христианский образ. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. В нем та же, что и в предыдущей картине, композиция и те же краски, но общее впечатление от полотна совсем другое.
Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. В сильном движении представлен и младенец Христос. Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. Для того чтобы написать эти знаменитые произведения, ему пришлось закрашивать некоторые другие работы.
Картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (Joan of Aragon, dona Isabel de Requesens, Vice-Queen of Naples). Но Рафаэль был всегда необычайно требователен к себе, чтобы он ни изображал – живую плоть или неживую ткань и всегда сохранял верность своему художественному принципу (сходство должно быть непременным), вот таким образом он не польстил папе изобразив его дородным и холёным эпикурейцем. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер.
Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами. 1512, Прадо, Мадрид). Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины.
По-новому в картине «Мадонна дель Импанната» решена и композиционная проблема, художник Рафаэль Санти отходит от прежнего спокойного решения, основанного на взаимных повторах линий и путем более контрастного объединения мотивов пирамидальной композиции достигает равновесия не столько статического, сколько динамического. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». В соседней зале Станца дЭлиодоро в фресках на легендарно-исторические сюжеты (Изгнание Элиодора, Встреча папы Льва I с Атиллой, Месса в Больсене) с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита. Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. VI).
За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Рафаэль ввел в это общество своих современников: в образе Платона предстает Леонардо да Винчи, сидящий на первом плане задумавшийся Гераклит напоминает Микеланджело, а справа, рядом с группой астрономов, Рафаэль изобразил самого себя. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама.
Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Иоанна Арагонская (.
Так началась история Рафаэлевых Станц. Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. «Форнарина» (прибл.
Сикста в Пьяченце. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера. «Донна Велата».
К этому времени относится строительство нескольких палаццо в Риме: палаццо Видони-Каффарелли (1515) палаццо Бранкониа дель Аквила, в котором чувствуется увлечение художника античностью. Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. В сравнении с портретом его жены фигура Анджело смотрится более обобщенно и цельно благодаря строгости костюма, оживленного белым воротничком и манжетом на левой руке.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Мозаики капеллы выполнены по рисункам самого художника. Петра. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа.
На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Большие черные глаза, подчеркнутые глубокими тенями, смотрят доброжелательно, чуть рассеянно и мечтательно.
С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Рафаэль.
Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Портреты Рафаэля стали изобразительным выражением философского понимания человека в эпоху Высокого Возрождения, так как по сути своей были художественным воплощением ренессансных идеалов личности. Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения. Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станцы дЭлиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе». Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности.
Пинакотека Ватикана, Рим. Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же). В трактовке образа юноши нет никаких признаков внутреннего напряжения.
Мавра и св. Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году). Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Подчеркнуть значимость Льва X призваны и фигуры кардиналов изображенных за спиной Папы. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна).
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. золотых и снял для неё виллу. Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона.
Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Галерея Палаццо Питти, Флоренция. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении в среде гуманистов того времени идей примирения христианской религии с античной культурой и о безусловной победе светского начала над церковным.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Рафаэль много работал для богатого сиенского банкира Агостино Киджи как над светскими заказами, так и над церковными. Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок.
Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. На протяжении всего периода пребывания в Ватикане, Рафаэлю удалось поработать над другими заказами. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти.
Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Картина мастерской Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом».
Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу. В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила». Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
На заднем плане можно заметить серое небо, зелёный луг, водоём и церковь, которая располагается на холме. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Пример умения Рафаэля приводить природные элементы к синтетическому видению, выходящему за рамки конкретных ситуаций, является портрет женщины под названием «Донна Гравида» (галерея Питти, Флоренция). Заказчик картины – кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно.
Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Руки с короткими пальцами украшены перстнями.
На сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов, окруженный орнаментом стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную живопись древних римлян. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна. Новый папа был прямой противоположностью суровому и воинственному Юлию II, о чём свидетельствовала его «программа действий» : «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам».
На его потолке написаны разные сцены из Ветхого Завета. Эти годы стали решающими для его творческого формирования. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Малая Мадонна Каупера. да Сангалло по проекту Рафаэля. 1505 На полотне изображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках.
Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках. Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Друг Рафаэля, граф-гуманист Бальдассар Кастильоне, представивший тип идеального человека в своём трактате «Кортеджиано» («Придворный») наибольшим образом отвечал представлениям художника об идеальном человеке. По его проекту ее заканчивал А. да Сангалло Младший для кардинала Дж. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию.
Губы тронуты едва заметной улыбкой. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетания пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигается пластическая моделировка, тональные и световые эффекты. Ок. В XII – XVI веках получили широкое распространение металлические (свинцовые и серебряные) штифты известные ещё со времён античности.
Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля. Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти – «Форнарина» и «Дама в покрывале». Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Картина итальянского художника эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Форнарина» (La Fornarina).
Тем не менее доказать, что портрет «Форнарина» принадлежит Рафаэлю, не смог никто. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Он даже обвинил художника в плагиате.
Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком. Композиция палаццо повлияла на композицию галереи в Фонтенбло. Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. Также, как и на Портрете Форнарина у молодой женщины есть украшение в виде жемчужины в волосах (указывает на имя Маргарита — жемчужина на латыни и греческом). Флоренция Картина Рафаэля Санти «Дама в покрывале» (La Donna Velata).
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Друг Рафаэля, кардинал Биббиена, хотел, чтобы художник женился на его племяннице Марии Довици Биббиене, но ему не удалось добиться исполнения своего желания (однако когда Мария скончалась, ее похоронили в Пантеоне рядом с Рафаэлем как его невесту). Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор».
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Тем не менее, многие искусствоведы считают «Автопортрет» работой Рафаэля флорентийского периода.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году.
Второе церковное здание Рафаэля — капелла Киджи в церкви Санта-Мариа дель Пополо (1512—20) в отличие от предыдущей постройки тяжеловесна и перенасыщена декором. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. Последние станковые произведения Рафаэля несут в себе признаки назревающего в его творчестве кризиса. Музей Лувр, Париж. Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн.
В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Вилла была закончена на треть, когда Рафаэль неожиданно умер. Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами.
Наиболее известной постройкой художника является вилла Мадама. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши.
Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Рим не стал исключением. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
Бенедикта, св. «Портрет папы Льва» кисти Рафаэля считается одним из первых опытов группового портрета в живописи эпохи Возрождения. В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок. Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте.
На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («краcный мел»). Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция).
Портрет Рафаэля настолько соответствовал рассказам о папе и его крутом характере, что историк искусства Вазари сразу же отметил это: « пользуясь уже величайшее известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе». Томмазо Ингирами действительно прославился своей необыкновенной ученостью, об этом свидетельствуют и предметы изображенные перед ним. Вещь эта выполнена поистине с предельным умением и всякий, непривычный к этой манере, был бы твердо уверен в том, что картина написана рукой Пьетро, в то время как она, без сомнения, написана рукой Рафаэля.
Одновременно он написал несколько больших алтарных картин, ряд станковых композиций и портретов. Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом. В третьем зале — «Зале пожара» — потолок еще раньше был расписан учителем Рафаэля П. Перуджино.
Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников.
Маддалена Дони Иоанна Арагонская 1518 год. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь.
1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Для Микеланджело, образы которого всегда несли в себе черты глубокого драматизма, переход на новые пути был естественным и закономерным. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности.
К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Портрет молодой женщины написан художником совместно с учениками его мастерской. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. Размер картины 158 x 125 см, дерево, масло. Центральная часть огромной мраморной лестницы почти пуста — здесь в непринужденной позе устроился полунагой киник Диоген, а ниже, обратившись к нам лицом, погружен в размышления натурфилософ Демокрит, которому Рафаэль придал сходство с Микеланджело. «Портрет графа Кастильоне» называли идеалом целой эпохи им восхищались Рембрант и Рубенс. Размер картины 85 x 60 см, дерево, масло.
Это преобразование заметно в основном на человеческих фигурах, которые всё ещё гармонично заключены в геометрические схемы и сопровождаются четким дневным светом на заднем плане. Один из лучших – «Донна Велата» (ок. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля.
Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Он прожил остаток своей жизни здесь. 1513, музей Гарднер, Бостон).
Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа. Свое первое сооружение — церковь Сан – Элиджо дельи Орефичи — возвел в 1509. Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой.
La fornarina or Portrait of a young woman. Форнарина 1518-1519 годы. Первый учитель – Перуджино. Музей Прадо, Мадрид. В доме Маттео Ботти Портрет Ла Велата видел не только Вазари, но и Винченцо Боргини (Отдых, 1584 год) и Бокки (Красоты Флоренции, 1591). Взгляд Мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. 1516 г. Галерея Питти.
1503 г. Пинакотека, Ватикан). По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана.
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Это самый известный портрет Рафаэля. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Перед ней проводит два часа, так ничего не поняв, жена губернатора в Бесах.
Национальная галерея античного искусства, Рим. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Его образ отличался цельностью и гармоничной уравновешенностью характера, согласием между собственным пониманием окружающего мира и той действительностью, в которой он жил. Граф Кастильоне изображён в зрелом возрасте. Он необычен для алтарных картин того времени, где небесное явление Христа или Марии на земле созерцают взволнованные апостолы.
Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). Одежда подчёркивает её благородное происхождение. Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна».
В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). На столе, покрытом алым сукном, лежит колокольчик с изящными узорами и книга, рисунки в которой Папа только что разглядывал сквозь увеличительное стекло.
Творения этой залы отличаются изяществом и величием. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». fornaro – пекарь).
Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Читайте статью Имя художника —ребус на картине. Этот камерный портрет действительно необычен. «Сикстинская Мадонна» (итал.
Madonna Sistina) – картина Рафаэля. Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя.
Папа Лев изображён со своими племянниками, кардиналами Джулио де Медичи (стоит слева, позже он займёт папский престол под именем Климента VII) и кардиналом Людовико де Росси (справа). Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций.
В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. В 1513-1514 гг. Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). В Марии картины «Мадонна дель Импанната» больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея).
Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло. Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Иеронима, св.
Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи – «Сикстинской мадонне». Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. В ответ нигилист заявляет, что Рафаэль гроша медного не стоит. Напротив, мы видим в «Автопортрете» спокойное отражение реальности, представленное путём богатой синтетической способности.
Мадонна ди Фолиньо 1511-1512 годы. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор.
Стройность и легкость наружной отделки и гармоничное сочетание с окружающей природой — характерные особенности этой постройки. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство.
В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Его посмертная репутация была еще больше, так как в конце XIX века его оценили почти все критики, как величайшего художника, который когда-либо жил, художника, который выразил основные доктрины христианской церкви через образы, которые имеют физическую красоту, достойную античного искусства. Предполагают, что моделью для мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515), который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт.
У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. В палаццо удачно соединился тип флорентийского (палаццо Строцци) и римского дворца. «Немая» была признана работой Рафаэля лишь недавно.
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд ее занят своим ребенком – младенцем Христом. Много споров вызвала «Форнарина» (1518–1519), хранящаяся в Национальной галерее в Риме. Они расположены в следующем зале — Станца дель Элиодоро. Иоанна Крестителя и св. Чувство цвета, проявленное в «Донне Гравиде», Рафаэль потом вновь использует в портрете кардинала Федра Ингирами.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Гравюру с дрезденского полотна видит Аркадий из романа Подросток. Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии.
Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие). Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев).
Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Действие разыгрывается здесь на фоне огромного беломраморного храма его фасад украшают колоссальные статуи Аполлона и Минервы уходящие в глубину одна за другой три огромные арки безупречно вписаны в арочное завершение стены. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. В 1619 году Портрет Ла Велата купила семья Медичи. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон».
Однако это никак не сказалось на его творчестве. Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды.
Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). После смерти Браманте Рафаэль стал главным архитектором на строительстве собора Св.
Картина написана в свойственной Рафаэлю манере, в приглушённых тонах, которые, тем не менее, передают всю атмосферу картины и создают эффект присутствия Мадонны и её младенца. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов.
Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. В сравнении с жизненной полнотой образов этой картины первое по времени тондо Рафаэля, «Мадонна Коннестабиле», кажется еще полной наивного благочестия.
Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506). В 1515 новый папа Лев X назначает его «хранителем древности». Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же». Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино.
На портрете Рафаэля – тот же, нуждающийся в мече, суровый и властный старик с плотно сжатыми губами сидит в кресле в глубоком раздумье. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Эти портреты отличаются глубоким психологизмом, неповторимой индивидуальностью и в то же время идеализированным представлением о человеке, свойственным Высокому Возрождению. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. От ее тревожных глаз невозможно оторваться.
Портрет тонко сбалансирован. У ангела слева одно крыло. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Работа датируется 1498 годом.
Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. fornarino, булочник). От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Рафаэль не случайно столь тщательно передает эти предметы: они показывают главные увлечения Льва X, среди всех видов изобразительного искусства отдававшего предпочтение миниатюре.
Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана. В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. Рафаэль же пытался решить новые задачи, опираясь на свою сложившуюся образную систему. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог.
С этим произведением связывают эпизод из личной жизни мастера. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Венецианские элементы в живописи, такие как мерцающий пейзаж и превосходная тонкость в красках, возможно, связаны со знакомством в это время Рафаэля с Себастьяно дель Пьомбо.
Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах) изображение на которых процарапывалось острой палочкой. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца.
В одно время, Микеланджело был весьма раздражен уникальным мастерством Рафаэля быстро перенимать техники других художников. Своеобразным рубежом здесь оказалась «Сикстинская мадонна». Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Размер портрета 120 x 95 см, холст, масло. Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо». Остальное и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется. Возможно, картину написал кто-то из учеников великого художника.
Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. В архитектуру он внес не меньший вклад, чем в живопись. Здесь он знакомится с величайшими художниками того времени Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и другими флорентийскими мастерами и их работы производят на него глубочайшее впечатление.
Но этот храм античной мудрости пуст. 1514, галерея Питти, Флоренция). Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Спорный «Автопортрет», хранящийся в Уффици, очень похож на картину Рафаэля «Христос Благословляющий», но плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру.
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). В 1508 году по приглашению главного архитектора Ватикана Донато Браманте художник приехал в Рим.
Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г. Почти все знаковые фигуры русской литературы XIX века оставили свой отзыв о Сикстинской Мадонне, но именно в произведениях Достоевского картина появляется с постоянством наваждения и всегда в разном образе. После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. К моменту, когда эта картина была признана частью творчества Рафаэля (1928 год), она оказалась сильно переделанной и называлась «Святой Екатериной».
Работа интересна тем, что во время многочисленных реставраций образ дамы был многократно изменен.