Рафаэль считал сходство непременным условием для портретного изображения. Рафаэль создал не так много портретов. И эти качества своего друга Рафаэль постарался передать на портрете.
Рафаэль Санти писал не только картины религиозной тематики, живописец известен и как портретист. К этому периоду относят 13 портретов из них атрибуция Рафаэлю одного вызывает споры, а две работы утрачены. Здесь портретное искусство Рафаэля достигает своих вершин.
В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра. Рафаэлю на собственную свадьбу он заказал свой портрет и портрет молодой жены. Портрет Аньоло Дони составляет пару с изображением его жены, Маддалены Дони, автором которого тоже является Рафаэль. Портреты Рафаэля хронологически разбиваются на две группы: ранние портреты, написанные до отъезда в Рим, преимущественно во Флоренции и под воздействием живописи Леонардо да Винчи и портреты зрелой поры творчества, написанные в Риме с 1508 по 1520 год.
Рафаэль – это признанный мастер портретной живописи. Конечно, Рафаэль не мог не написать портрет папы Юлия II. Портреты Рафаэля явились в определённой мере изобразительным выражением философского понимания человека в эпоху Высокого Возрождения, сконцентрировав в себе художественное воплощение ренессансных идеалов личности.
В тот же период Рафаэль создает картины Портрет Пьетро Бембо, Святой Георгий и его битва с драконом, Мадонна Конестабиле. «рафаэль был замечательным портретистом, одним из самых великих портретистов в истории европейской живописи». Его портреты произвели сильное впечатление на Рафаэля.
Изучение портретов Рафаэля имеет своё самостоятельное значение потому, что в этой области творчества наиболее ощутимо видны реалистические основы всего его искусства, которые составляют ценность и привлекательность его картин. Этот портрет так поразил современников Рафаэля, что проходящие мимо него трепетали словно перед живым. Позже она была признана портретом Пьетро Бембо, который Рафаэль создал во время пребывания Пьетро при дворе Урбино. Профессор Борис Робертович Виппер дал такое определение Рафаэлю – портретисту: «Рафаэль был замечательным портретистом, одним из самых великих портретистов во всей истории европейской живописи».
В ранних каталогах эта картина считалась портретом Рафаэля, написанным Бернардо Луини. Портреты Рафаэля составляют самостоятельную и законченную область творчества художника. Огромный труд рисовальщика стал фундаментом всего портретного искусства Рафаэля с самых первых работ. Рафаэль продолжает писать портреты и создаёт принципиально новые приёмы в этом жанре, которые повлияли на многие поколения художников вплоть до XVIII-XIX вв.
Еще один влиятельный портрет в исполнении Рафаэля – «Портрет Бальдассаре Кастильоне», который в свое время копировали Рубенс и Рембрандт.
Чувство цвета, проявленное в «Донне Гравиде», Рафаэль потом вновь использует в портрете кардинала Федра Ингирами. В соседней зале Станца дЭлиодоро в фресках на легендарно-исторические сюжеты (Изгнание Элиодора, Встреча папы Льва I с Атиллой, Месса в Больсене) с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Музей Прадо, Мадрид. Картина мастерской Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом». -1577) – дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию.
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Иоанна Крестителя и св.
Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна». Маддалена ДониИоанна Арагонская1518 год. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Возможно, картину написал кто-то из учеников великого художника.
Портреты Анджело и Маддалены Дони написаны в 1506 году. Папа Лев был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы жизни художника. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Важной особенностью флорентийского периода творчества Рафаэля является композиционная эволюция, которая подверглась его живопись. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. «Сикстинская Мадонна» (итал.
Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. На темно-зеленом фоне изображен папский библиотекарь в красной сутане и такого же цвета шапочке. Рафаэль. На нём и сосредоточена основное внимание художника.
Открытый мир. Ок. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи – «Сикстинской мадонне».
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II. золотых и снял для неё виллу. Размер картины 144 x 110 см, дерево, масло. «Портрет папы Льва» кисти Рафаэля считается одним из первых опытов группового портрета в живописи эпохи Возрождения. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли.
К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Дальнейший путь в этом направлении требовал более решительного изменения всего строя образов. Одежда подчёркивает её благородное происхождение. Картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (Joan of Aragon, dona Isabel de Requesens, Vice-Queen of Naples).
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями.
Маддалена Дони Иоанна Арагонская 1518 год. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна.
В этих фресках мастер воплотил идею о безграничных духовных и физических возможностях человека. Посмотрите, какой потрясающий контраст вводит Рафаэль через дерево слева. Простите.
В этом заключен выдающийся талант Рафаэля: он не только знаком смельчайшими чертами и оттенками человеческой натуры, но и способен точно передать свои знания и наблюдения языком живописи. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Заказчик картины – кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор.
Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. В Италии точный, детально разработанный и пластически ясный рисунок, характерный для мастеров XV века (Пизанелло, Поллайоло, Мантенья, Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто).
Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса».
Пример умения Рафаэля приводить природные элементы к синтетическому видению, выходящему за рамки конкретных ситуаций, является портрет женщины под названием «Донна Гравида» (галерея Питти, Флоренция). В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции.
Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло.
Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. Музей Лувр, Париж. Картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (Joan of Aragon, dona Isabel de Requesens, Vice-Queen of Naples). Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где послушница была обозначена как вдова художника Рафаэля. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году.
Правда, «Немая» написана на глухом фоне, что впоследствии станет правилом для портретов Рафаэля. В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти.
Национальная галерея античного искусства, Рим. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев).
С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. Галерея Палаццо Питти, Флоренция. Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Портрет тонко сбалансирован. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году).
La fornarina or Portrait of a young woman. Форнарина 1518-1519 годы. Ок. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello).
Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. «Немая» была признана работой Рафаэля лишь недавно. Портрет молодой женщины написан художником совместно с учениками его мастерской.
Первый учитель – Перуджино. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. «Немая» написана на глухом фоне, но более всего в этой работе поражает определённое ощущение того, что изображенная женщина действительно молчит и не может говорить, хотя никаких явно выраженных внешних намеков зрителю художник не предоставляет, за исключением плотно сжатого рта. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
закричал он, указав на полотно и начертил первый рисунок. Абсолютно другие руки: сравните с руками Маддалены. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Национальная галерея античного искусства, Рим. Картина итальянского художника эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Форнарина» (La Fornarina).
Тем не менее доказать, что портрет «Форнарина» принадлежит Рафаэлю, не смог никто. Чувствуется, как тщательно работал художник над этим образом, в котором нет ничего небрежного и незавершенного. Но Рафаэль был всегда необычайно требователен к себе, чтобы он ни изображал – живую плоть или неживую ткань и всегда сохранял верность своему художественному принципу (сходство должно быть непременным), вот таким образом он не польстил папе изобразив его дородным и холёным эпикурейцем. Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Своеобразным рубежом здесь оказалась «Сикстинская мадонна». Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
Видимы не через окошко даже, а прямо как он есть, за ее плечами. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
1516 г. Галерея Питти. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Определение его авторства создавало трудности: хотя этот портрет прекрасно нарисован, ему не хватает физиономических характеристик, типичных для персонажей Рафаэля. 1505 На полотне изображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках.
У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Бенедикта, св. В сравнении с жизненной полнотой образов этой картины первое по времени тондо Рафаэля, «Мадонна Коннестабиле», кажется еще полной наивного благочестия.
В этом портрете Рафаэль показал себя выдающимся колористом, умеющим чувствовать цвет в его сложных оттенках и тональных переходах. Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Они выявили несколько живописных слоев и много любопытных деталей. Не какое-то камерное пространство или нейтральный темный фон. Во Флоренции ему стало очевидно, что его стиль нуждается в некоторых изменениях, если учитывать последние инновационные стили Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл.
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. fornarino, булочник).
Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Рафаэль же пытался решить новые задачи, опираясь на свою сложившуюся образную систему. Так возникали либо искусственно драматизированные образы, например «Несение креста» (1517 Мадрид, Прадо), либо работы, в которых уже ощущается оттенок академизма, например «Святое семейство под дубом».
В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). «Немая» композиционно почти без всяких изменений следует «Моне Лизе» Леонардо да Винчи: поворот в три четверти к зрителю, полуфигура, обнажённая грудь и плечи, положение рук. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Так началась история Рафаэлевых Станц.
Вот какие то такие мои ощущения. Сами картоны визуально были чем-то вроде разочарования, так как над ними в основном работали в хорошо организованной и высокопродуктивного мастерской Рафаэля. В глазах её нет блистания (блестящий взор человека всегда есть признак чего-то необыкновенного, случайного а для неё уже нет случая – всё свершилось) но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремлённый, но как будто видящий необъятное. Многие исследователи склоняются к мысли, что работа была выполнена учениками Рафаэля при участии самого мастера. Томмазо Ингирами действительно прославился своей необыкновенной ученостью, об этом свидетельствуют и предметы изображенные перед ним. Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника.
Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же). Малая Мадонна Каупера. Эта огромная алтарная картина предназначалась для церкви святого Сикста в Пьяченце. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена.
Друг Рафаэля, граф-гуманист Бальдассар Кастильоне, представивший тип идеального человека в своём трактате «Кортеджиано» («Придворный») наибольшим образом отвечал представлениям художника об идеальном человеке. На столе изображён великолепный натюрморт с богато иллюстрированным манускриптом и колокольчиком. Предполагают, что моделью для мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина.
В 1975 году «Немая» была похищена из герцогского дворца г. Урбино. В XII – XVI веках получили широкое распространение металлические (свинцовые и серебряные) штифты известные ещё со времён античности. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. По-новому в картине «Мадонна дель Импанната» решена и композиционная проблема, художник Рафаэль Санти отходит от прежнего спокойного решения, основанного на взаимных повторах линий и путем более контрастного объединения мотивов пирамидальной композиции достигает равновесия не столько статического, сколько динамического. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа.
1516 г. Галерея Питти. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетания пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигается пластическая моделировка, тональные и световые эффекты. Кастильоне и Рафаэля связывала тесная дружба, что помогло художнику добиться впечатления высокой интимности и доверительности. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит.
Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте. Однако это никак не сказалось на его творчестве. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Размер картины 320 x 194 см, дерево, масло.
Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Рядом с ним представлены и другие современники мастера: кардиналы Алессандро Фарнезе, Антонио дель Монте, Джованни Медичи. Холмы позади также весьма легкие и как бы опадающие вниз.
Главная фигура на полотне, конечно, Мария. Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами.
В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. Новый папа был прямой противоположностью суровому и воинственному Юлию II, о чём свидетельствовала его «программа действий» : «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам». Лаврентия, св. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Друг Рафаэля, кардинал Биббиена, хотел, чтобы художник женился на его племяннице Марии Довици Биббиене, но ему не удалось добиться исполнения своего желания (однако когда Мария скончалась, ее похоронили в Пантеоне рядом с Рафаэлем как его невесту).
Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станцы дЭлиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе». Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком. В Марии картины «Мадонна дель Импанната» больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. В последствии Рафаэлю пришлось вернуться в Урбино, где, за смертью матери и отца его Джованни, все его имущество оставалось без присмотра.
Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году). Другими известными портретами раннего периода являются: «Автопортрет» (1506 г. ), «Немая» (1507 г. ). Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера. «Сикстинская Мадонна» (итал.
«Шедевр Рафаэля – луврский портрет графа Кастильоне, – пишет Алпатов – После мучительной загадочности Джоконды глаз отдыхает перед портретом Рафаэля, открытым взору каждого и вместе с тем возвышенно прекрасным». С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
fornaro – пекарь). Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515), который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura).
К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Галерея Палаццо Питти, Флоренция.
Он прожил остаток своей жизни здесь. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. А вот вторая картина. Здесь портретное искусство Рафаэля достигает своих вершин.
Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станцы дЭлиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе». Размер картины 158 x 125 см, дерево, масло. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. И он, как царь земли и неба, сидит на этом престоле. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей.
В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. В этом, может быть, сказалось уже то необычное искусство, о котором подробно писал Леонардо : «Художник, знакомый с природой нервов, коротких и длинных мускулов, будет хорошо знать при движении тела, сколько нервов и какие были тому причиной и какой мускул является причиной сокращения этого нерва и какие жилы, обращённые в тончайшие хрящи, окружают и включают в себя названный мускул».
Так возникали либо искусственно драматизированные образы, например «Несение креста» (1517 Мадрид, Прадо), либо работы, в которых уже ощущается оттенок академизма, например «Святое семейство под дубом». Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства. Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие).
Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей. Размер картины 85 x 60 см, дерево, масло. По заказу банкира Агостино Киджи он работал над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) отображают его вновь обретенное господство над современным флорентийским стилем, по крайней мере, в композициях относительной простоты.
Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Картина итальянского художника эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Форнарина» (La Fornarina). Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Напротив, мы видим в «Автопортрете» спокойное отражение реальности, представленное путём богатой синтетической способности.
В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами. Это не обман воображения: оно не обольщено здесь не живостью красок, не блеском наружным. Наконец, когда этот примерный и любящий отец убедился в том, что сын его, оставаясь при нем, мало что мог от него еще получить, он решил поместить его к Пьетро Перуджино, который, как ему говорили, занимал в то время первое место среди живописцев. Музей Прадо, Мадрид. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. В1500 году поступает на учебу в мастерскую Перуджино. Не складно — тороплюсь.
Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. От ее тревожных глаз невозможно оторваться. К моменту, когда эта картина была признана частью творчества Рафаэля (1928 год), она оказалась сильно переделанной и называлась «Святой Екатериной». Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти – «Форнарина» и «Дама в покрывале».
У ангела слева одно крыло. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Подчеркнуть значимость Льва X призваны и фигуры кардиналов изображенных за спиной Папы.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Он сделал все возможное, чтобы придать шедевру первоначальный облик, но следы повреждений полностью скрыть не удалось. Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах) изображение на которых процарапывалось острой палочкой.
Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. В сильном движении представлен и младенец Христос. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Свободные изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл.
В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Это чувствуется по выражению лица, взгляда, губ. Madonna Sistina) – картина Рафаэля.
Это чувствуется по выражению лица, взгляда, губ. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Он вскочил: она здесь.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Живописные решения отличаются тонким благородством, композиции безупречно уравновешены. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. 1505На полотне изображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках. Мавра и св. Он даже обвинил художника в плагиате. Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же».
Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна». Святое семейство под дубом 1518 год. -1577) – дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов».
Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. Портрет Рафаэля настолько соответствовал рассказам о папе и его крутом характере, что историк искусства Вазари сразу же отметил это: « пользуясь уже величайшее известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе».
В творчестве Рафаэля, автора знаменитой «Сикстинской Мадонны» (1513–1514, Картинная галерея, Дрезден), немного женских портретов. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. В обрамлении зеленых занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. Размер картины 85 x 60 см, дерево, масло.
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». 1512, Прадо, Мадрид). 1516 г., Палаццо Питти, Флоренция), одного из немногих женских портретов романского периода, неизвестна, но жест ее руки, указывающий на сердце, был уместен для супружеского портрета. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Взгляд Мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров.
Заказчик картины – кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно. Святое семейство под дубом1518 год.
Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506). Однажды он заснул с мыслью о Мадонне и, верно, какой-нибудь ангел разбудил его. Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи – «Сикстинской мадонне».
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Станцы Рафаэля – это четыре зала величиной 6 на 9 метров, в каждом из которых по четыре фресковых композиции. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Иеронима, св. Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры.
Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. Картина мастерской Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом».
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Большинство исследователей предполагают, что эта картина является результатом переосмысления Рафаэлем находок портретной живописи, предложенных в «Моне Лизе». «Донна Велата». Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. Задний фон издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов. Предполагают, что моделью для мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина. fornarino, булочник).
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. 1514, галерея Питти, Флоренция). Музей Лувр, Париж. Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль.
Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. Этот камерный портрет действительно необычен. Размер картины 144 x 110 см, дерево, масло. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон).
Оберхубер считает, что это был первый настоящий «живой человек», написанный художником. Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя. Художник не пытался как-либо идеализировать её облик. На заднем плане можно заметить серое небо, зелёный луг, водоём и церковь, которая располагается на холме. Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. Взгляд Мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Фигура Кастильоне собрана, очерчена замкнутой линией, огибающей плечи, руки, соединённые в ладонях между собой. Мадонна дель Импанната 1514-1515 годы. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки.
В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо». Стиль Микеланджело и Да Винчи вдохновляет Рафаэля и он начинает изучать их манеру рисунка, а для большей наглядности делает копии фрагментов с картин великих художников. «Немая» композиционно почти без всяких изменений следует «Моне Лизе» Леонардо да Винчи: поворот в три четверти к зрителю, полуфигура, обнажённая грудь и плечи, положение рук. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.
Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. С этим произведением связывают эпизод из личной жизни мастера. Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн. 1502), приписывался Гольбейну, а затем Перуджино, пока общее мнение искусствоведов не склонилось на сторону Джованни Морелли, считавшего автором картины Рафаэля.
Иоанна Арагонская (. В 1513-1514 гг. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Размер портрета 120 x 95 см, холст, масло. В этом, может быть, сказалось уже то необычное искусство, о котором подробно писал Леонардо : «Художник, знакомый с природой нервов, коротких и длинных мускулов, будет хорошо знать при движении тела, сколько нервов и какие были тому причиной и какой мускул является причиной сокращения этого нерва и какие жилы, обращённые в тончайшие хрящи, окружают и включают в себя названный мускул». К счастью, через год она была найдена в Швейцарии.
Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Работа датируется 1498 годом. А мне видится в первой картине надменная, высокомерная и богатая барышня. Является одним из известнейших произведений итальянского Ренессанса. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Первые портреты художника выполнены во Флоренции до 1508 года. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Портретное искусство Рафаэля отмечено стремлением, с одной стороны, к внешней красоте, а с другой – к максимальному сходству с моделью. В образе Христа, крупного красивого ребенка, угадывается что-то не по-детски напряженное и провидческое.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия.
Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. Пинакотека Ватикана, Рим. Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо». Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд ее занят своим ребенком – младенцем Христом. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. «Форнарина» (прибл. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони.
К этому времени относятся портреты Анджело и Маддалены Дони, автопортрет и вызывающие споры о подлинности рафаэлевской кисти «Немая», портреты беременной женщины и женщины с единорогом, портрет юноши из Будапештского музея изобразительных искусств. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. По-новому в картине «Мадонна дель Импанната» решена и композиционная проблема, художник Рафаэль Санти отходит от прежнего спокойного решения, основанного на взаимных повторах линий и путем более контрастного объединения мотивов пирамидальной композиции достигает равновесия не столько статического, сколько динамического. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога.
«Донна Велата». В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Разница лишь в том, что Рафаэль выписывает, возможно, по просьбе заказчика, множество мелких подробностей, украшений, деталей туалета. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы.
ФлоренцияКартина Рафаэля Санти «Дама в покрывале» (La Donna Velata). Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд ее занят своим ребенком – младенцем Христом. Мадонна дель Импанната1514-1515 годы. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. В этом, может быть, сказалось уже то необычное искусство, о котором подробно писал Леонардо: «Художник, знакомый с природой нервов, коротких и длинных мускулов, будет хорошо знать при движении тела, сколько нервов и какие были тому причиной и какой мускул является причиной сокращения этого нерва и какие жилы, обращённые в тончайшие хрящи, окружают и включают в себя названный мускул». Флоренция Картина Рафаэля Санти «Дама в покрывале» (La Donna Velata).
Портрет Маддалены композиционно почти без всяких изменений следует «Моне Лизе» Леонардо да Винчи: поворот в три четверти к зрителю, полуобнаженные грудь и плечи, положение рук. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году.
Мадонна ди Фолиньо 1511-1512 годы. Необыкновенная красота Иоанны Арагонской была воспета поэтами-современниками в целом ряде стихотворных посвящений, собрание коих составило целый том изданный в Венеции под заглавием "Tempio alla divina Signora Giovanna d39Aragona, fabricato da tutti i piu genti li spiriti e in tutte le lingue". Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Это самый известный портрет Рафаэля. Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной.
Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. Однако, хоть он и воспринял стили разных мастеров того времени, он продолжал использовать свой собственный уникальный стиль. Этому взору доступно то, что скрыто от других. Поздние работы, которые приписываются Рафаэлю, отмечены непривычной для него холодностью, декоративной усложнённостью и вычурностью красочных сочетаний— признаками наступления эпохи маньеризма. 1513, музей Гарднер, Бостон).
После завершения работ в первой комнате, папа Юлий II был очень впечатлен и решил поручить художнику, для дальнейшей работы, роспись в другой комнате. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон).
Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа. В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («краcный мел»). Для Микеланджело, образы которого всегда несли в себе черты глубокого драматизма, переход на новые пути был естественным и закономерным. В живописи Ренессанса есть очень немного примеров портретов беременной женщины.
Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Во-первых, сразу чувствуем, что несмотря на удивительно мягкую форму овала лица, что тут гораздо больше «острых» моментов в образе и характере. Сикста в Пьяченце. Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной».
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.
В трактовке образа юноши нет никаких признаков внутреннего напряжения. Выяснилось, что сначала это была Дама с собачкой, а потом поверх собаки появился единорог. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт.
Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515)1, который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт2. Малая Мадонна Каупера. Рафаэль. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут».
После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо. Кроме того, сложная паутина его друзей играла значительную роль в обеспечении художника заказами, в таком количестве, что он уже, наверное, никогда не остался бы без работы. Рафаэль же пытался решить новые задачи, опираясь на свою сложившуюся образную систему. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро.
Это первое, абсолютно новое портретное произведение того времени. Спорный «Автопортрет», хранящийся в Уффици, очень похож на картину Рафаэля «Христос Благословляющий», но плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру. Жесткий властитель, один из тех, кто терзал лоскутно-княжескую Италию, он отверг предложение Микеланджело изобразить его с книгой или крестом, потребовав меч.
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. VI). Левая рука, мягко подчеркивает выпуклость живота, пристальный взгляд направлен на зрителя. Стройность крупных областей цвета, которые возникают из светлых тонов почти чёрного фона и аналитическая обработка деталей женской одежды характерны для Рафаэля.
Правда, «Немая» написана на глухом фоне, что впоследствии станет правилом для портретов Рафаэля. Взгляд её темных печальных без блеска глаз устремлен мимо и как бы сквозь зрителя. Наряду с «Донной Гравида» и «Маддаленой Дони» входит в число 3-х первых женских портретов Рафаэля. В одно время, Микеланджело был весьма раздражен уникальным мастерством Рафаэля быстро перенимать техники других художников.
Пинакотека Ватикана, Рим. Самым удивительным произведением Рафаэля является «Сикстинская Мадонна» (1515 -1519 гг. ). Чуть чуть измененные нюансы, хотя формально жест похож и уже абсолютно другая «история» рук. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим.
Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
Размер картины 320 x 194 см, дерево, масло. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом.
В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. В Марии картины «Мадонна дель Импанната» больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность. В сильном движении представлен и младенец Христос.
Плацидия. Своеобразным рубежом здесь оказалась «Сикстинская мадонна». Размер картины 158 x 125 см, дерево, масло. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Но там, где у Леонардо обобщение: животрепещущие формы лица, открытого тела, руки, а также передача выражения сложнейшего внутреннего состояния модели, у Рафаэля – пунктуальное фиксирование форм, точное, почти «зеркальное» следование за внешним обликом портретируемого.
Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. И округлые формы ее говорят о том, что она раздувается от своего положения, все в ней выпирает и выпячивает ее превосходство. Он расположен в одном из центральных залов и висит напротив «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. Madonna Sistina) – картина Рафаэля.
Но низкий горизонт фонового пейзажа концентрирует внимание зрителя на человеческой фигуре, обеспечивая равномерный свет, который намечает поверхности и объемы. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Тем не менее, многие искусствоведы считают «Автопортрет» работой Рафаэля флорентийского периода. Несколько раз переписывались и руки дамы.
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками. Один из лучших – «Донна Велата» (ок. Для него же он выполнил небольшую картину с изображением Христа, молящегося в саду и трех апостолов, уснувших неподалеку от него.
Портрет молодой женщины написан художником совместно с учениками его мастерской. К ранним портретам Рафаэля относятся работы, созданные до 1508 года – времени появления художника в Риме и начала работ над фресками «Станца делла Сеньятура» в Ватиканском дворце при папе Юлии Втором. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Папа Лев изображён со своими племянниками, кардиналами Джулио де Медичи (стоит слева, позже он займёт папский престол под именем Климента VII) и кардиналом Людовико де Росси (справа). «Портрет графа Кастильоне» называли идеалом целой эпохи им восхищались Рембрант и Рубенс. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
В 1975 году «Немая» была похищена из герцогского дворца г. Урбино. Рафаэль с большим чувствстом показывает будущую мать, её спокойную гордость.
В сравнении с жизненной полнотой образов этой картины первое по времени тондо Рафаэля, «Мадонна Коннестабиле», кажется еще полной наивного благочестия. Размер портрета 120 x 95 см, холст, масло. Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти – «Форнарина» и «Дама в покрывале». Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля. После тщательной очистки выявились идеальная геометрия и отделка этого изображения знатной дамы, хотя ее личность неизвестна.
Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. На картине художником изображены дева Мария с детьми Христом и Иоанном Крестителем, святая Елизавета и святая Екатерина. Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн. Чуть более «остро» прописаны веки глаз, прямые линии лифа дают контраст и мягко спорят с округлыми линиями, перевернутый треугольник украшения также дает строгость и нюанс восприятия. Вся естественность и красота как то остается ниже ее, позади ее. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора.
Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Много споров вызвала «Форнарина» (1518–1519), хранящаяся в Национальной галерее в Риме.
Ромуальда, св. Пейзаж в «Моне Лизе», таинственный, загадочный и одухотворённый, до бесконечности углубляющий и дополняющий богатство впечатлений от самого портретного образа, на портрете Маддалены Дони воспринимается спокойным фоном. К счастью, через год она была найдена в Швейцарии.