Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой — такова воля заказчиков»11. Кроме портрета написанного Валентином Серовым известны также другие портреты княгини Ольги Орловой работы Леона Бакста (1909, Русский музей) и Савелия Сорина (1917). В. а. серов получил заказ, приступил к работе над портретом княгини Орловой, который закончил в 1911г.
Княгиня Ольга Орлова не любила это портрет, написанный придворным художником Валентином Серовым. Серов получил заказ, приступил к работе над портретом княгини Орловой, который закончил в 1911 г. Княгиня позировала ему в своём особняке на набережной реки Мойки, 90. Кроме портрета, написанного Валентином Серовым известны также другие портреты княгини Ольги Орловой, работы Леона Бакста (1909, Русский музей) и Савелия Сорина (1917).
Кроме портрета Серова известны также портреты княгини Ольги Орловой работы Леона Бакста (1909, Русский музей) и Савелия Сорина (1917).
Почетный пленник в золотой клетке – вот он кто. К приходу поезда подавалась карета с конной парой, с кучером и лакеем в ливреях. Это и «Шехеразада» и «Клеопатра» и «Жар-птица». Как заклинание двукратно повторено «хочу, хочу отрадного», так как в нынешнем веке Серов отрадного не видит, оно где-то там, у «беззаботных» старых мастеров. В «Русской серии» Бенуа три композиции посвящены Петру и его эпохе («В немецкой слободе», «Петербургская улица при Петре I» и «Петр I в Летнем саду»), четыре других повествуют о конце XVIII века («Утро помещика», «Суворовский лагерь», «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» и «Парад при Павле I»). Заметим также, что после смерти Серова наиболее тесные творческие контакты внутри «Мира искусства» существуют вовсе не между Бенуа и Сомовым, а между Бенуа и Лансере, Кустодиевым, Добужинским, Остроумовой-Лебедевой, Серебряковой. Именно они помогли формированию острого художественного образа, опередившего и историческую науку и литературу о Павле I (в частности, художник проникает в прошлое несравненно глубже, нежели Мережковский в своих исторических инсценировках).
В. Серов. Кажется, что она словно разрезает ножку стула. Ничего не поделаешь, придется подождать. Двадцатидвухлетний Серов писал невесте из Венеции о своем увлечении «мастерами XVI века Ренессанса»: «Легко им жилось, беззаботно. Сын вытянулся, похудел, ни на что не жаловался, выглядел молодцом. Петр дубиной укладывает и этого на месте: Будешь знать, как царя не признавать.
Проведенный Сарабьяновым анализ картины «Не ждали» при помощи дефиниции «эффект присутствия» привел автора к упрощению и схематизации богатейшей образной структуры произведения Репина, к противопоставлению творческих принципов двух великанов русского реализма, что объективно ведет и к распылению в научном анализе единой творческой проблематики поступательно развивающейся русской реалистической картины. Репин, занимаясь с мальчиком Серовым не где-нибудь, а в Париже с его богатейшими музейными коллекциями, ни словом не обмолвился о возможности «обучения» у старых мастеров, говоря исключительно об изучении натуры. Сюжеты идеи, поучения отягощали их головы. Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек.
Более того, Дягилев никак не мог рассчитаться с долгами, в которые залез с прошлого года, когда вместе с оперой впервые показал в Париже русский балет. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. А еще Гиршман пожелал в обмен, так сказать, за «услугу», чтобы Серов исполнил в ближайшее время и его портрет – в пару к сделанному ранее портрету жены.
Но княгиня Орлова заметила, что ее портрет – с подтекстом. Но к 1880-м годам эта школа оказалась основательно забытой. В семье Серовых часто бывали Репин, Антокольский. Да полно, Лёля, хотелось возразить ей, много ли счастья доставляют ему заказные работы. Легко я стал расстраиваться».
Уж кому-кому, а друзьям Сергея Павловича было слишком хорошо известно, что ни журнал «Мир искусства», ни последующие его предприятия, включая балет, до сих пор, увы, не принесли издателю, постановщику и импресарио в одном лице никакой прибыли. Тот же самый жест повторен и в картине, которая висит на заднем плане. Но как же сказалось на нем годичное пребывание в зарубежной клинике. Но только вот портрет его хозяйке не понравился и после смерти художника в 1911 году она подарила его Музею Александра III (ныне Руссский музей) с довольно "капризным" условием, что он никогда не будет выставляться в экспозиции музея рядом с портретом Иды Рубинштейн, кисти того же Валентина Серова А она и была такой на самом деле – капризной и непредсказуемой. Многие русские дарования уже бились над тем же, что было заветной целью Серова – найти отечественный канон красоты, свое, двигаемое из поколения в поколение ремесло. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Но, в сущности, так оно и было. Но получил от коллеги суровый ответ: «Нет.
Этим подчеркнута значительность личности Петра. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн.
Мех манто, как будто ожил. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Говорить и писать он теперь предпочитал пофранцузски. Нога в остроносых туфлях вскинута очень высоко.
Княгиня смотрит на нас надменно. Для Серова подобная разнонаправленность поисков была интересной пробой сил. Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905.
Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой одна из лучших живописных работ художника Валентина Александровича Серова. Серов работал над портретом почти три месяца. Детские портреты нежны и хрупки. Забившаяся в угол, а не богиня красоты в роскошных мехах. Он уважаем, всеми признан. Теперь и Серов хочет внести свою лепту в оформление балетов и по предложению Дягилева делает эскиз занавеса к балету «Шехеразада». Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Но, как известно именно Суриков предельно заостряет в своем творчестве то кинетический момент (и, пожалуй, подчас даже сильнее, чем Репин, 8212 вспомним движение саней в «Боярыне Морозовой», сближение «двух стихий» в «Ермаке», полет в пропасть солдат в «Суворове» и т. д. ), то оптически достоверную кажимость (заледенелое окно в картине «Ментиков в Березове», свежевыпавший снег или посиневшее тело юродивого в картине «Боярыня Морозова»).
Если исторические композиции мастера и прежде находились на стыке различных видов искусства – живописи иллюстрационной графики и театра, – то «Русская серия» выявляет эту особенность творческого мышления с особой убедительностью. Кажется еще мгновение и жемчужное ожерелье лопнет.
Увидит его рабочий – хлоп в ноги. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Изучение жанров живописи их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-образного языка искусства и по этой причине данный цикл является важной частью музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей. », реализуемой Русским музеем. Цель экскурсии – дать представление о живописном портрете, о его содержании и художественных средствах. Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о жанровой специфике изобразительного искусства), так и развивающий характер. Более того: в «Русской серии» он оказывается художником, решительно противостоящим Сомову.
Но они не думали, не знали, не поняли, что у нас- то своя любовь, свой глаз и сердце искало правды в самом себе, своей красоты, своей радости». А тут сиди неподвижно в комнате за столом. При сопоставлении первых шедевров Серова – Девочки с персиками или Девушки, освещенной солнцем – с поздними, последними работами (портретом Иды Рубинштейн или Похищением Европы) может показаться, что произведения, которые разделяет менее четверти века, написаны разными художниками или, точнее, художниками, принадлежащими к различным эпохам. Княгиня же много путешествовала, часто ее можно было встретить за границей.
В нем-то и писал ее художник Валентин Серов. В девятнадцать лет, 29 апреля 1894 года, Ольга Константиновна обвенчалась с конногвардейским поручиком князем Владимиром Николаевичем Орловым, ставшим впоследствии генерал-лейтенантом, генерал-адъютантом и начальником Военно-походной канцелярии императора Николая II и даже личным другом императорской семьи. Серов же, со своей стороны, пригласил пристава пожаловать к нему домой. Выполнены они на протяжении 1907 – 1910 годов по заказу книгоиздателя И. П. Кнебеля, выпускавшего интереснейшее издание «Русская история в картинках» с участием Серова, С. Иванова, Лансере, Кустодиева, Добужинского, Кардовского, Рериха.
В письмах жене из Петербурга Серов упоминает, что «у Дягилева работы в самом разгаре». Это поистине «глаза души», души щедрой и пылкой и такими их на всю жизнь сохранил профессор Михаил Михайлович Морозов (1897-1952) ибо именно он был тем мальчиком, которого увековечил Серов». Как справедливо заметил Салтыков-Щедрин, в таких-то ситуациях и есть возможность для всякой мелкой чиновной сошки проявить «административный восторг». И, наконец, последнее.
Это живой симпатичный ребенок, радостью сияют его глаза. Но этот великолепный наряд производит на нас весьма странное впечатление. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга.
В. Серов. Что же пугало, например, коллекционера Владимира Осиповича Гиршмана. Сюжеты все вышли, – отвечал он нам со вздохом отчаяния». Учился у И. Е.
Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Я хочу таким быть – беззаботным в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Результат не в пользу Орловой. Кажется еще мгновение и жемчужное ожерелье лопнет. История эта заварилась в октябре прошлого года при выезде Серова за границу, в Биарриц.
Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой. Скорее всего, на ней изображен некий сюжет на тему Библии. Портрет писался с большими перерывами в 1910–1911.
Он впал в немилость из-за своей оппозиции к Распутину и Вырубовой и императрица пожелала его удалить. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Никого не оставляет равнодушным и внешность мальчика. Тоска по Родине сделала свое дело: княгиня Ольга Константиновна Орлова умерла в возрасте 48 лет, 26 октября 1923 года, так и оставшись навсегда для нас "женщиной-орхидеей", капризной и загадочной как одноименный цветок. У нее чуть раздуваются ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. Пришлось пойти и на это.
«Девочка с персиками» была создана Серовым, еще не достигшим и двадцати двух лет, в 1887 году. Все бы ничего, если бы не погода. Конверт послал в оперный театр Монте-Карло на имя Шаляпина.
Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Нога у парнишки заживала и врач сказал, что операции можно избежать. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Характеристика максимально беспощадна. При этом к историческим композициям, построенным на сугубо реалистическом подходе к материалу, термин «ретроспективизм» может быть отнесен лишь вне его иронического звучания.
Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Портрет «девочки с персиками» (Веры Мамонтовой) дышит светом и свежестью, как она сама. Серов гениально воссоздал живописными средствами визуальный образ петровской эпохи. И, стало быть, намерение Серова писать «только отрадное» означало не что иное, как соединение «порванной связи времен», возвышение вечных ценностей искусства, воплощенных в полотнах старых мастеров, желание руководствоваться только соображениями художественного порядка – качества, совершенства, красоты, гармонии – соображениями, почти забытыми искусством середины века.
Характеристика максимально беспощадна. И с портретом, который пишет здесь, тоже непросто: «Кончаю портрет, что мне всегда мучительно». Забытым оказался и предшествующий отечественный опыт – все русское искусство до шестидесятых годов XIX века Стасов и вместе с ним многие передвижники считали «подражательным и раболепным». Толстого и в рассказах А. П. Они выражали именно правду жизни, несли в себе до предела обостренное «чувство жизненности», трепетной достоверности. Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва)Художник, график. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н.
Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн. Она судорожно вцепилась в манто и стремится всеми силами сохранить элегантность позы. Чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Этого не мог понять и Серов.
Огромная шляпа, как будто упирается в раму. Его отец, Александр Николаевич Серов, был композитором и музыкальным критиком. И потому, опровергая Лёлю в ее мнении, что он счастливый человек, признается, что это «счастье» он никак не чувствует, не ощущает. Они радовались и восхищались, что мы вот написали похоже на них.
Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Что же касается соотношения в их общей художественной структуре живописного и графического начал, то предпочтение рисунка более чем очевидно: учет возможностей полиграфического воспроизведения при работе над этими «живописными картинами» имел значение едва ли не первостепенное. У того и дух вон. Даже благоволивший к певцу Влас Дорошевич, с блеском писавший о новых ролях Федора, о его выступлениях в «Ла Скала», в Москве и Петербурге, дал в редактируемом им «Русском слове» ядовитую карикатуру с подписью «Монархическая демонстрация в Мариинском театре во главе с Шаляпиным».
Вот таким образом именно эти черты и бросаются в глаза при детальном изучении портрета. Идет дальше. Это было время высшего расцвета передвижничества, но одновременно и начало того перелома, который Игорь Грабарь назвал «поворотом от идейного реализма к реализму художественному». Серов избегая всякой «лирики», высказывался словно сквозь зубы, часто понятными только друзьям намеками. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией. И вот портрет Орловой завершен.
Складывается ощущение, что эти вещи загоняют Орлову в угол. И опять же, чувствуется, что она очень занята, ей всегда некогда, ее где-то с нетерпением ждут и потому так неустойчива ее поза – на минуту, выбросив вперед ножку, присела в кресло в одном из залов своего роскошного петербургского дворца и уже готова в следующий миг мчаться дальше. Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:- развивать наблюдательность по отношению к внутреннему миру человека, его мыслям и переживаниям- показать яркость и разнообразие человеческих эмоций на примере их отражения в искусстве- сформировать интерес к внутреннему миру человека, показать ценность личностной индивидуальности- дать представление о содержании художественного портрета и о процессе работы художника над живописным портретом- показать роль живописных средств (цвет, композиция, красочная фактура и т. д. ) в работе художника над портретным образом.
Орлова (урожденная княжна Белосельская-Белозерская) Ольга Константиновна (1872–1923) — жена генерал-майора, начальника Военно-походной канцелярии князя В. Н. Орлова. Трудно поверить, но это репрезентативное, отмеченное чертами высокого стиля полотно создавалось почти одновременно с портретом Иды Рубинштейн. В расцвете сил и славы тогда были Суриков, Репин, Поленов. Мех манто, как будто ожил.
Она судорожно вцепилась в манто и стремится всеми силами сохранить элегантность позы. Ее губы серьезно сжаты, но в них столько детского беззаботного и счастливого лукавства. Еще в большей степени это касалось его поведения в обществе: за исключением круга близких друзей, где он вел себя иначе, его считали великим молчальником.
Это определило своеобразие жанра: речь идет о строго документированных картинах-иллюстрациях, «картинах для печати». Серова. Кажется, что Веруша лишь на минуту уселась за столом, чтобы позировать художнику. Страшный человек.
Валентин Александрович Серовродился 19 января 1865 года в Петербурге. Автор материалов – Наталья Дмитриевна СоколоваОбщие замечанияМузейная экскурсия по теме «Портрет», предназначенная для учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы, – одна из составляющих экскурсионного цикла «Жанры изобразительного искусства». В этой грубости явственно обнаружилась пропасть, разделявшая молодого Серова и его коллег из передвижнического цеха, многие из которых, в том числе Прянишников, тогда считались корифеями русской живописи (Прянишников, кстати, был преподавателем Московского училища живописи в те годы, о которых вспоминал Коровин). Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Но этот великолепный наряд производит на нас весьма странное впечатление.
Николай на нем – прежде всего, частный человек. Но большинство было на стороне что написать: нужны картины с оттенком гражданской скорби. Десятилетием ранее Крамской писал Репину о том, что русским художникам «непременно нужно двинуться к свету, краскам и воздуху», то есть обрести свободу от нормативных передвижнических требований к «сюжету». Чистякова (1880-1885, не окончил).
Так «Петербургская улица при Петре I» воспринимается как образ молодой, полной жизненного кипения столицы России в эпоху энергичного строительства фундамента нового государства, а «Парад при Павле I», перерастая сцену из военного быта, создает многосторонний образ, по концентрированной силе обобщения близкий к сатире, оставляющий позади все произведения русской графики и живописи, посвященные России павловских времен – России холодной, казарменной, затянутой в узкий мундир прусского образца, окостеневшей в жестокой и бессмысленной муштре. Такой она останется на века ибо этой картиной «Девочка с персиками» художник обессмертил не только себя, но и Верушу Мамонтову, двенадцатилетнюю дочь Саввы Ивановича Мамонтова, крупного промышленника, любителя искусств и художественного деятеля. И все же, считал Серов, надо ему выразить свое мнение о прискорбном инциденте. Даже его письма последние годы были весьма лаконичными. В его подмосковной усадьбе Абрамцево были многие замечательные русские художники.
Серов представляется нам не первым и не последним. А хотелось бы, по возможности, предстать перед публикой в Риме широко и разнообразно. А результат, по Теляковскому, получился плачевным.
В этом портрете Серов изображает жену известного московского капиталиста именитую московскую красавицу, на фоне богатого туалетного столика, отделанного модной тогда карельской березой. Мы допытывались, что с ним случилось. Даже поза девушки выражает нетерпение, будто она на несколько секунд присела за стол. Когда же в 1889 году Третьяков приобрел для своей галереи Девушку, освещенную солнцем Серова, вспоминали, как Илларион Прянишников, некогда типичный «шестидесятник» и член-учредитель Товарищества передвижников, ходил по выставке, где экспонировалась серовская картина и во всеуслышанье ругался: «Это не живопись, это какой-то сифилис. ».
Прекрасную жизнь в юности не видели. С. Сорин. Круг сподвижников Сергея Павловича готовится к новым спектаклям в Париже. Кажется, что она словно разрезает ножку стула. Им хотелось все исправлять, направлять, влиять. Ученики Училища живописи были юноши без радости. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты.
в зеркале у края холста). История эта, думал о ней Серов, конечно, глупая, но характерная для российских нравов. Кажется еще мгновение и она упадет прямо на вазу из фарфора, стоящую сзади. И по композиции и по колориту в жемчужно-серых тонах вышло недурно. Зритель начинает невольно сравнивать две этих картины. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909).
С другой стороны, «Русская серия» по всей своей художественной структуре противопоставлена и новейшим поискам в живописи этих лет. Такое проникновение в сущности детской души, как в портретах Серова, можно найти только в «Детстве» Л. Н. Полной жизненного кипения столицы России в эпоху энергичного строительства фундамента нового государства, Так «Петербургская улица при Петре I» воспринимается как образ молодой, перерастая из сцену военного быта, а «Парад при Павле I», создает многосторонний образ, по концентрированной силе обобщения близкий к сатире, оставляющий позади все произведения русской графики и живописи, посвященные России павловских времен – России холодной, казарменной, затянутой в узкий мундир прусского образца, окостеневшей в жестокой и бессмысленной муштре. О том, что такое «идейный реализм», с тонким юмором писал Константин Коровин, ближайший друг Серова, вспоминая годы ученичества в Московском училище живописи: «Ученики спорили, жанристы говорили: важно, что писать, а мы отвечали – нет, важно, как написать.
Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Скорее всего, на ней изображен некий сюжет на тему Библии. Именно ей указано это место внизу. Серов, ученик Репина, «пасынок передвижничества», по выражению Михаила Нестерова, буквально с первых шагов в искусстве оказался «чужим», ни на кого не похожим художником. Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней. Это какая-то мышь.
«Парад» – высшее достижение в цикле произведений Бенуа, посвященных отечественной истории, как, впрочем и лучшая среди его исторических композиций вообще. Именно ей указано это место внизу. Рука ее, опутанная жемчужной нитью, указывает на нее. Наконец, в живописи мастера трудно обнаружить даже налет стилизации либо сомовской «скурильности» сам Бенуа говорит о них как о давно оставленных увлечениях молодости. Если собственная биография Серова небогата событиями, то само время было ими столь богато, что многие даты жизни художника ознаменованы «поворотами» или «переломами» в художественном мире и в собственном серовском творчестве.
Он очень волнуется и так и хочет поскорее убежать, чтобы обнажить наготу, которую можно угадать интуитивно. Похоже, против популярнейшего певца и друга началась клеветническая кампания. Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Трудился в архивах и запасниках Эрмитажа, зарисовывая в разных ракурсах посмертную маску Петра (ее снял с лица царя после его смерти скульптор Бартоломео Карло Растрелли), посещал исторические лекции, без устали занимаясь рутинной подготовительной работой.
Работая над картиной, в которой «ничего исключительного не происходит», Бенуа остается строго объективным и историчным – как летописец. Возродил в искусстве обстановочный портрет – портрет-картину. Эскиз к портрету княгини Ольги Константиновны Орловой, 1910 Серов намеренно уходит от любования стройностью и грациозностью модели – он изобразил ее сидящей на низком пуфике, да так, что ее острые колени торчали вверх и вперед.
Но, конечно же, суть картины Петр I не может быть сведена только к этому. Напротив: «Странно, у меня от всего болит душа. Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей». Но, знакомясь с новыми и новыми публикациями на ту же тему, Серов приходил к выводу, что Федор Иванович действительно «вляпался» в весьма неприглядную историю. Постыдился бы».