Это и «Портрет молодого человека с перчатками» и «Портрет Изабеллы Португальской» и другие не менее великолепные работы Тициана.
Его картины поражают своей эмоциональной выразительностью и демократичностью образов. Канули в вечность Венецианская республика и суровые дожи, правившие ею. Вот таким образом я буду называть лишь наиболее выдающиеся, не придерживаясь, однако, порядка их возникновения ибо не так уж важно знать, что было раньше и что позже». Уже в ранних портретах необыкновенный талант художника проявился в полную силу («Юноша», ок.
Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. Сколько событий свершилось в мире, сколько произведений искусства погубили пожары (в том числе и некоторые картины Тициана), сколько прошло войн, сколько завоевателей и победителей этих завоевателей прошло по страницам истории даже в одной только Италии, но, к счастью.
Подыскав новое место для мастерской, он нанял двух помощников, один их которых знал толк в граверном деле, что было крайне важно, так как только избранный круг людей в состоянии иметь его живописные произведения, но благодаря гравюрам с готовых картин он сможет дать о себе знать куда большему числу любителей искусства, где бы они не находились. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Радоваться пришлось недолго. Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы.
Процесс рисования будет разбит на простые задания. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Фон портрета, как и на портрете императрицы Изабеллы Португальской и некоторых других парадных портретах, состоит из двух частей: на большей, нейтральной, написана модель, чей поворот головы направлен в ту сторону, где фон прорезан окном с далеким перспективным пейзажем. Венера перед зеркалом поражает сохранностью красочного слоя. Рассердившись и не желая ласкать слух молодого человека, не способного воспринять глубину и прелесть мелодии, он решил незамедлительно прервать своего напарника. Все это было и у учителей Тициана, Джентиле и Джованни Беллини: они были официальными художниками Венеции и получили много почестей, наград и заказов, а Джентиле во время путешествия в Константинополь по приглашению турецкого султана Мехмеда II получил титул «бея» ибыл награжден массивной золотой цепью. Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана.
Мы уже упомянули юношу в Мадонне Пезаро, а можно еще вспомнить мальчика на портрете Альфонсо дАвалоса и детей на вотивном портрете семейства Вендрамин, многочисленных амуров и путти на картинах художника, включая Венеру перед зеркалом и, наконец, удивительный образ юной Девы Марии на многофигурной композиции Введение во храм. С помощью локального светящегося колорита и тончайших световых переходов он создает эмоциональные и динамичные картины «Мадонна со святыми» (1516, церковь Сан-Бартоломео, Бергамо), «Сусанна и старцы» (1517, галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Сан-Бернардино, Бергамо), «Прощание Христа с матерью» (1521, Государственные музеи, Берлин), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Санта-Спирито, Бергамо), «Рождество» (1523, Национальная галерея, Вашингтон).
Человек на автопортрете из берлинского музея мог быть великим портретистом. Однако многие из них до нас не дошли. Беллини Лотто смело использовал насыщенные краски, динамичные линии. Диана в яркой красной тунике с луком в руке ликует — месть свершилась.
Александр Бенуа, до революции описывая картинную галерею Эрмитажа, назвал Венеру перед зеркалом «наиболее драгоценным перлом Эрмитажа». Сжалившись над ней Юпитер превратил ее в созвездие Большой Медведицы.
Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге – официальный парадный портрет. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность.
Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. Над темным морем он несет её на Крит. Ее внутренняя безмятежность и сознание божественной власти проявляются в сдержанном и оттого еще более величественном золотом сиянии красок И только внимательный выразительный взгляд, отраженный в зеркале и каким-то чудом придуманный и запечатленный Тицианом, придает картине напряженное, почти драматическое звучание. Работа эта настолько сложная, что покамест никто даже не дерзнул помыслить о ней».
Для него Тициан напишет семь полотен иллюстрирующих «Метаморфозы» Овидия. Современники высоко ценили его дарование и Вазари, рассказывая об одной его несохранившейся картине, записал, что «она художникам, несмотря на все ее достоинства, не показалась настолько абсолютной, как многие другие его произведения и в особенности его портреты». У них родился сын Персей. Женщина прекрасна красотой своей статной юной фигуры, открытым, добрым лицом и широким жестом рук, поднявших над своей головой большое блюдо, сверх меры заполненное фруктами, так что кисти черного винограда свисают по краям.
Остановимся на самых значительных и не вызывающих сомнений в авторстве работах. Любопытно, как Вазари описывает бесконечную череду тициановских портретов «сильных мира сего»: «Портрет, Карла V и короля Филиппа Тициан послал герцогу Козимо, который хранит их в своей гардеробной.
Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Позади ангела возвышаются мощные античные колонны. Портрет дожа Андрей Гритти – самый большой из цикла. Среди многообразного творческого наследия Тициана его портретное искусство вызывает интерес не только потому, что он был выдающимся портретистом (а его портретная галерея, представленная в музеях и коллекциях всего мира, огромна и разнообразна), но прежде всего потому, что портреты Тициана дают возможность представить бездонную глубину психологических характеристик и внутренний мир множества людей – от императоров до простых служанок. Наша эрмитажная Венера с зеркалом чуть ли не лучшее произведение Тициана». Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена.
Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко.
И, наконец, автопортреты Тициана. Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте.
Каждый может рисовать. Считалось, что разбираться в минералах, будь то соль или каски, — прерогатива живописцев. Вот таким образом на голове тициановской Дианы красуется изображение нарождающейся луны. Тициан был величай- шим художником Венеции. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Абсолютно по-иному художник представляет другого дожа – Франческо Веньера.
Название подчеркивает, что это не «жизнеописание», а только «описание творений» художника. А великолепие самого здания, а убранство лестницы, декорации зал, роспись плафонов.
Он переосмысливает картину «Даная» и вносит в нее некоторые изменения. Это означало дополнительные 25 дукатов. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Портрет капитана с Амуром и собакой (Картинная галерея, Кассель) выглядит почти театральным, карнавальным. Внутреннее родство Тициана и Шекспира не случайно.
Тициан изобразил сгорбленного старика, в неловкой позе сидящего в кресле. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Вот таким образом связь портрета Тициана с образами античной скульптуры очевидна. Фоном для обеих картин служит дальний пейзаж.
В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Загадочная Священная аллегория Джованни Беллини (ее называли также Души чистилища или Озерная Мадонна) отозвалась в таких картинах Тициана, как Три возраста жизни, Любовь земная и любовь небесная. Тициан был востребованным художником, его постоянно вызывали к себе заказчики. В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона.
Во всяком случае они вместе расписывали стены восстановленного после пожара Немецкого подворья, а впоследствии, через века исследователи установят, что после ранней смерти Джорджоне Тициан дописывал пейзаж (и только ли пейзаж. ) на его знаменитой картине Спящая Венера из Дрезденской галереи, а картину Сельский концерт из парижского Лувра, в течение десятков лет считавшуюся работой Джорджоне, сейчас приписывают кисти Тициана. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Муратов пишет «Прошлое Италии представляет главную тему этой книги. Интересно осмыслить столь различные свидетельства о дате рождения художника. Охотник попытался убежать от разгневанной богини.
Приятно, но не натурально. И шпага и жезл, на который горделиво опирается Ипполито и роскошный вишнево-фиолетовый кафтан и высокие перья на изящной шляпе – все это с течением времени кажется каким-то маскарадным костюмом, хотя Ипполито Медичи действительно был военачальником при дворе венгерского короля.
Но не это главное – такой подход был повсеместен в то время. А в другом своем письме к нему, уже из Вены, он писал о впечатлениях от поездки в Венецию: «Кто меня маслом по сердцу обдал, то это Тинторет. Произведения раннего Тициана впечатляют красочным великолепием, реалистической силой, которая, в то же время, содержат идеально-возвышенные представления о жизни.
В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. Причем абсолютно независимо от того, кто был им изображен: Папа Павел III, худыми руками словно судорожно удерживающий свою огромную власть или молодой человек, комкающий перчатку в руке или цветущие прекрасные женщины. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Не без содействия друзей на заседании Совета Десяти предложение Тициана было принято.
Тициан в Венере перед зеркалом не использует цветовые или композиционные контрасты. На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.
Помимо воображаемых портретных композиций, Тициан создал много парадных женских портретов: Портрет Лауры Дианти (частное собрание, Крейцлинген-Торгау), Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (Галерея Уффици, Флоренция), Портрет Изабеллы дЭсте (Музей истории искусства, Вена), Lа Bella (Красавица, Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет девушки (Лавиния, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь), Императрица Изабелла Португальская (Прадо, Мадрид), Дома с блюдом фруктов (Картинная галерея, Берлин), Портрет дамы в белом (Картинная галерея старых мастеров, Дрезден), Саломея с головой Иоанна Крестителя (Прадо, Мадрид). Секрет создания великих произведений искусства в синтезе фундаментальных навыков и тонкого понимания приемов воплощения. Этот залв венском музее имеет три двери.
Находясь в Риме Тициан работал над семейным портретом понтифика Павла III. За свой проступок Каллисто была изгнана. Там живое тело, грудь под белой со складочками сорочкой. Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара. Хорошо, что паромщик был на месте и уже совсем скоро они оказались на том берегу, быстро передвигаясь по узким безлюдным улочкам в сторону дома Джорджоне.
Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными». Тициан основал особую технику живописного рисунка, где краски наносятся не только кистью, но и пальцами, мастихинами. «Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. 1503–1505, галерея академии Каррара, Бергамо «Епископ де Росси», 1505, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь «Юноша», ок. В Венеции Тициан жил, словно повседневно участвуя в радостном карнавале. Сторонникам той версии, по которой Тициан никак не мог родиться раньше 1490 года, очень хочется «омолодить» великого творца и доказать, сколь ранним было его становление как художника, вопреки фактам и здравому смыслу.
Отношение тела к белью очень верно взято. Читатель, взяв в руки эту книгу и глядя на ее название, может спросить себя: зачем обращаться к далекому прошлому и рассказывать о портретах великого венецианского художника Тициана Вечеллио. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Тициан реалистически точно, правдоподобно и безупречно передает красками их внешний вид.
Во время создания алтарного образа «Вознесение Богоматери» или «Ассунта», Тициан был вынужден не только терпеливо объяснять дотошному настоятелю, почему апостолы одеты в рубище. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником.
Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения.
Кристины», 1505–1507, приходская церковь, Тивароне «Вознесение Марии», 1506, собор, Азоло «Мадонна со святыми», 1508, галерея Боргезе, Рим полиптих «Мадонна со святыми», 1508, пинакотека, Реканати). Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Вот как представлена эта ситуация в книге Филиппо. Но Паоло Веронезе все это написал на огромной многофигурной картине, так что среди более ста персонажей луврского Брака в Кане изображения и характеристики Тициана и других художников растворяются в общем праздничном, свободном и веселом событии.
В Деве Марии нет и тени растерянности от неожиданной благой вести. В 1545 году художник написал портрет друга, не погрешив против того, что он видел: огромный, с большой бородой и плешивой головой, с массивной золотой цепью на груди, Пьетро Аретино предстает перед нами не только как умный человек, но и как решительный полемист, памфлетист и пасквилянт, за деньги и подарки способный и унизить и возвысить адресатов своих писем и статей, любивший хороший стол, дорогую выпивку, красивых женщин.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Много и охотно художник писал женские портреты.
Венеция, «владычица морей», центр экономики и торговли, превратилась в музей, где толпы туристов со всего света любуются ее неповторимой красотой. Он явился величайшим мастером реалистической живописи. Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом.
Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. И в новом году, который в Венеции по давней традиции начинался не первого января, а первого марта (видимо, в пику Риму), состав Совета Десяти полностью обновился и его прежнее решение было отменено. Умер Микеланджело, с которым почти 20 лет назад они вместе встречали Новый 1546 год.
Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Но вернемся к Портрету Федерико Гонзага.
Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Так называли современники Тициана. Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T. V».
В дом их не пустили, а тело покойного было вынесено еще раньше неизвестно куда. В Венеции женщины красили волосы именно в этот цвет. Тициан работал вдохновенно, безошибочно передавая красочность окружающего мира.
И далее: «Тициан является символическим художником Венеции, ее лучшим и наиболее полным олицетворением». Созданные им образы обладают мощными силами.
Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. В отличие от знаменитого Дж. Один из самых прославленных портретов Тициана находится во Флоренции, в Галерее Палатина.
Что-то пробурчав, понтифик поспешил встать и удалиться. Колонны по сторонам картины притягивают взгляд к небесам, где резвятся ангелы в облаках и держат крест.
Тициан, творивший среди людей, которые могли быть теми, кто живет и действует в пьесах Шекспира изобразил их красками: император Карл V и испанский король Филипп II, король Франции Франциск I, курфюрст Фридрих Саксонский, Папа Павел III со своими племянниками, кардинал Алессандро Фарнезе, одиннадцатилетний Рануччо Фарнезе, будущий герцог Пармы и Пьяченцы, семейство Вендрамин, Альфонсо дАвалос перед солдатами, Франческо Мария делла Ровере и Элеонора Гонзага делла Ровере, старуха с корзиной яиц перед иерусалимским храмом, мальчик из семейства Пезаро, Виоланте, юноша с перчаткой. Писать о портретном искусстве Тициана очень трудно. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Сам Паоло Веронезе играет на виоле да гамба, которую иногда изображали в руках Аполлона.
Тициан был скуп на слова. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Мне удалось превзойти многих в этом деле ибо только меня сейчас призывают к себе Его Святейшество и другие знатные особы с просьбой послужить имПредлагая свои услуги в расписывании зала Большого Совета, я готов тут же начать с написания большой картины битвы на стене, выходящей на площадь «Сан-Марко». Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок.
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Но она все-таки не могла дать полное представление об искусстве Тициана. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. На сей раз они были сняты для реставрации и хранения. Находясь в нем, можно было видеть красивый остров Мурано и другие места.
Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». 190, 3 x 207 см. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции.
Имя Аретино угодило в «Индекс запрещенных авторов» (который отменили в 1964 году), а непристойные сочинения публично сожжены на площади Святого Петра. Точная дата его рождения неизвестна. Чувствуя как смерть крадется за ним по пятам, он торопился закончить «Оплакивание Христа» — последнее откровение миру.
Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе. Так же, с одной обнаженной грудью, греки лепили фигуры амазонок. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе».
Многие фресковые образы Рафаэля являются своеобразными портретами церковных деятелей, современных мастеру или же умерших. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии. Художники и историки искусства иногда говорят: «тициановская женщина».
Однако, в 1966 году при очередном ремонте здания подворья было обнаружено еще несколько фрагментов. Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), несмотря на внушительность фигуры и серьезное выражение лица, представляется своеобразным карнавалом – переодеванием молодого человека из кардинальского костюма (Медичи имел духовное звание) в светский наряд.
Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. Во время очередного приезда Дюрер написал большую алтарную работу «Праздник четок» (Прага, Национальная галерея).
Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. Складывается парадоксальная ситуация, напоминающая то, о чем поведал Пиранделло в своей пьесе «Шесть персонажей в поисках автора», когда на театральных подмостках неожиданно появляются ожившие персонажи, порожденные воображением Драматурга. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается.
В этот период Лотто писал главным образом поколенные портретные изображения. Эта работа новатора. Вот таким образом в портретах, особенно когда модель позировала ему, он достиг самых выдающихся результатов. В Трех возрастах жизни название говорит само за себя. Верны до обмана тона его (там же) лежащей Венеры. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах.
Это обстоятельство довольно остро характеризует самого Аретино, который в зависимости от общественной обстановки менял свои суждения, следуя либо выгоде, либо дипломатии, либо собственным капризам. Больше Тициан его никогда не видел. Для чего люди обращаются к художникам с просьбой написать свой или чей-нибудь портрет. Когда опустошительная эпидемия закончилась и жизнь в Венеции вошла в свое обычное русло, Тициану принесли спасенное полотно Джорджоне «Спящая Венера» с просьбой восстановить его. Вот заключительная часть его письма дожу Венеции: «Прошу Вашу светлость, чтобы соляная таможня обещала мне уплатить по окончании названного произведения половину того, что было ранее обещано Перуджино, который должен был расписывать эту картину, то есть 400 дукатов, тогда как он хотел ее исполнить за 800 дукатов И чтобы вовремя была принята моя кандидатура на должность биржевого маклера в Немецком подворье как это было решено в светлейшем Совете 23 ноября 1514 года».
Он крупнее Джорджоне, Веронезе, Тинторетто. Скупость. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.
1513, музей Гарднер, Бостон). Тициан любил писать детей и подростков.
Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. Лицо герцога, спокойное и величавое, не обуреваемо никакими внешними волнениями. Эта работа, предположительно, была подготовительной для большого официального портрета. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио.
1534, Национальная галерея, Лондон). Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. Тициан красками старался передать на холсте то, что он видел.
Франциска. Монолитно и горделиво предстает перед нами мощно и лаконично вылепленная фигура, вырисовываясь почти скульптурным, пластически собранным силуэтом драгоценная сине-голубая красочная гамма, в которую вкраплены ярко-белое пятно рубашки и черное – плаща, приобретает особую силу звучания. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. На заднем плане сидит старец с черепами в руках. Тициан также написал множество портретов, в том числе и венецианских дожей. В величаво-спокойной позе Венеры, в плавных очертаниях ее тела, в самом композиционном решении холста ощутима та приподнятость, которая делала образ венецианки олицетворением земной, чувственной красоты, возвышенной и идеальной. Далее он писал: «Эту Венеру можно назвать апофеозом венецианской женщины.
В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Это может быть ящерка, спрятавшаяся в складках скатерти стола, мертвая белка или маленький человеческий череп, окруженный упавшими с цветка лепестками («Мессер Марсилио и его невеста», 1523, Прадо, Мадрид «Лючина Брембате», ок. В нем больше жизни, настоящей вечной жизни, чем в итальянской современности». В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. В молодости Тициан не писал автопортретов.
Доподлинно неизвестно, кто изображен на портрете – долгое время считалось, что это Ипполито Риминальди, затем атрибуции менялись и сейчас исследователи остановились на осторожном и описательном названии: Портрет дворянина, называемый «Молодой англичанин». Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). 1506–1508 «Портрет юноши», ок. Существуют различные мнения о дате его исполнения, но несомненно то, что по живописи он близок Портрету Пьетро Аретино из флорентийской Галереи Палатина в палаццо Питти особенно сходно написаны одеяния дожа и знаменитого писателя.
Национальная галерея Шотландии. Но когда приезжаешь в Венецию и посещаешь ее достопримечательности, начиная со знаменитого Дворца дожей, то видишь в первую очередь работы Тинторетто и Веронезе, а Тициан представлен значительно скромнее. В его обязанности входила также нумерация табличек для больничных кроватей. Портреты на таких картинах поражают зрителей искусностью и мастерством.
Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Здесь Аретино еще раз подчеркивает качество картины, особенно в том, что касается реализма (он словно дышит, его сердце бьется, а настроение меняется, как у меня в жизни), но добавляет и новую деталь: Если бы ему заплатили больше денег, одежда была бы более блестящей, мягкой и плотной, как бархат и вышитый шелковый дамаст.
Таков великолепный мужской портрет (1509-1510). Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых».
В 1549 году художник навсегда оставил Венецию и переехал в Анкон. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». Нам не известно, кто изображен на этом портрете, но и без этого ясно, как изумителен был облик и характер лучших людей того времени, к которым, несомненно, принадлежит и этот мужчина, так проникновенно изображенный Тицианом. Услышав шум и крик, он набросил на плечи халат и стал спускаться, в доме никого не было.
Праксителем. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Таким живописным мастерством я был удивлен и поражен одновременно. Тициан написал Якопо Страду среди предметов его коллекции.
Гораздо вернее по тонам его Флора в Уффици. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
Рисованию можно научить так же, как математике, музыке или грамоте. На картине были изображены многие известные лица, среди которых легко узнавался сам Дюрер. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры.
Эдинбург. Последние годы жизни Лотто провел в Лорето, в святилище Санта-Каза. Теперь она выставлена в Вашингтоне. Соотношение цветов определяло настроение картины, нередко поясняя смысл изображаемого и выражая отношение художника к миру. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции.
Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Тициан занимался только живописью. Большое количество прекрасных портретов было создано художником в 1520–1540-е годы. Он создал много портретов – об этом обстоятельно пишет Джорджо Вазари.
Когда Василий Суриков был в Лувре, то, разбирая Брак в Кане, он заметил, что Веронезе «Тициана заставил в унизительной позе трудиться над громадной виолончелью».
Реализм. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Но аксессуары боевой шлем с роскошным плюмажем, воинские жезлы, врученные ему правителями, доверившими герцогу командование своими войсками, блестящие доспехи герцога (он прислал их Тициану, чтобы тот смог написать их с натуры и художник с этим справился блестяще)– все это отличает портрет делла Ровере от портрета Федерико Гонзага. Процесс рисования разделен на короткие, доступные уроки принципы и техники проверены временем и поданы так, что ими легко овладеть описаны термины и аспекты, необходимые для понимания того, как художник работает над рисунком и добивается мастерского исполнения. 1530, галерея Боргезе, Рим «Лукреция», ок.
Его творчество оказалось невостребованным современниками. Художественные цели Тициана соответствовали ожиданиям времени, когда портрет все больше использовался видными фигурами для сознательного формирования собственного имиджа. Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. Вот таким образом вернее будет отнести дату его рождения на более поздний срок – 1488–1490 годам и тогда ко времени его участия в росписи Немецкого подворья (Фондако деи Тедески) ему исполнилось около двадцати лет.
Его Венера не нуждается в окружении для придания еще большего сияния ее красоте. 1508, оба – в Музее истории искусства, Вена). Очень подробно об истории создания этих фресок Вазари рассказывает в жизнеописании Джорджоне: «В Венеции в 1504 году случился у моста Риальто ужасный пожар, от которого целиком сгорело Немецкое подворье, вместе со всеми товарами, к великому убытку торговцев вот таким образом венецианская Синьория постановила выстроить его заново и поручить Джорджоне исполнить фреской цветную роспись этого здания по его усмотрению, только бы он показал свое дарование и создал произведение, достойное самого красивого и самого видного места города».
Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. Но в «Актеоне» имеется существенное различие — там Диана дана в двух своих ипостасиях: дневной и ночной. В биографии Шекспира достаточно загадок, как и в биографии Тициана. Работая таким образом, он корректировал фигуры, доводя их до той высшей гармонии, которая способна была выразить красоту природы и искусства Последние ретуши он наводил ударниками пальцев, сглаживая переходы от ярчайших бликов к полутонам и втирая один тон в другой.
С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен. Появлению над цветами роз пламени дает объяснение полустершаяся надпись внизу под вазой: Ignis ardens non comburens — «Огонь горящий, но не опаляющий».
В конце августа, ранним утром на пороге появился санитарный патруль, Тициан был наверху. парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. Композиционно они похожи. Рядом с ней находится в рубище св. Это стремление к необычному особенно ярко проявляется в «Тройном автопортрете» (ок.
Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Таким несомненным талантом Тициан был наделен от природы. Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Предметы, окружающие людей, несут в себе скрытый, символический смысл.
В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. Только это уже будет не та праздничная симфония ликующих ярких красок с богатством тонов, не тот жизнерадостный рассказ о похождениях героев, что украсил тридцать лет назад «алебастровый кабинет» феррарского герцога, теперь миф превратится в трагическую метафору подчинения людей богам. Если попытаться сосчитать все упомянутые Вазари портреты, то наберется около семидесяти портретных работ Тициана, о которых говорит автор жизнеописаний.
Эта «скромная» просьба практически была исполнена, робкий папа Юлий III, внял рекомендации монарха и присвоил литератору титул кавалера Святого Петра. Особенно контрастно решены образы Павла III и его внука Оттавио Фарнезе. Скорее всего, — это Муза. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Для феррарского герцога Альфонсо I дЭсте Беллини написал картину Любовь богов, а Тициан завершил ее и написал для герцога еще три подобные картины: Празднество Венеры, Вакханалия на острове Андрос и Вакх и Ариадна. Нью-Йоркский музей Метрополитен и Исследовательский институт Гетти придерживается даты 1488 года.
Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II. В левой части композиции стоит еще одна обнаженная дева, собирающаяся набрать воды в сосуд. Слава пришла к Аретино в Риме, где вышел в свет сборник «Позы» из дведанцати эротических стишков, сочиненных им к порнографическим рисункам Джулио Романе, о них даже есть шутливое упоминание у Пушкина в одном из писем из южной ссылки (ноябрь 1823 г. ). Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Почему художники пишут портреты. Он сконцентрировался на ее высоком положении, культурной утонченности, сильном характере и интеллекте. Не зная моделей, теряясь в догадках о том, кто представлен на этих портретах, с полной уверенностью можно сказать, что они похожи на оригинал, так как черты лица передают неповторимый внешний облик моделей: представительного мужчину и женщину с абсолютно непривлекательными чертами лица.
По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса».
Он также подчеркивает, что эта оценка обусловлена не его тщеславием (чрезмерной любовью, которой я люблю самого себя), а выдающейся работой, созданной художником (чудо восхитительной одухотворенности, вышедшее из-под кисти). Вазари приводит разные данные о времени рождения Джорджоне: 1476, 1477 или 1478 год. По ней была создана гравюра, вызвавшая у венецианцев прилив патриотических чувств. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Например, Якопо Бассано, прославившийся картинами из крестьянской жизни играет на флейте. В этом главном христианском центре страны он занимался реставрацией картин, росписью статуй.
Ушли из жизни Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи. Его отец, Якопо Беллини, был художником. Узнав об этом, Павел III умер от апоплексического удара.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Папа Павел III любил Оттавио, но тот в трудной политической ситуации собрал войско и выступил против него. Когда пристально вглядываешься в них, то поражает и восхищает.
Тициан здесь встает на защиту Данаи, чья чистота остается незапятнанной. Могли ли аристократические друзья покойного Джорджоне довериться новичку из глухой деревни, поручив ему дописать незаконченную «Спящую Венеру» и другие картины. Тициан поистине мыслил краской. Это отразится в его автопортретах. Когда историки искусства отмечают счастливую благосклонность судьбы к Тициану, то пишут о том, что он был художником Венецианской республики, а император Карл V удостоил его звания графа Палатинского, назначил пенсию и наградил золотой цепью.
Или в другом месте Вазари пишет: «Там же находятся портреты Карла V, короля Франциска в молодости, герцога Гвидобальдо II, Папы Сикста IV, Папы Юлия II, Павла III, старшего кардинала лотарингского и Солимана императора турецкого все это – прекраснейшие портреты исполненные, повторяю, рукой Тициана». В конном портрете, находящемся в мадридском музее Прадо, где Карл V изображен в утро битвы при Мюльберге, целеустремленное движение всадника, закованного в латы, обнаруживает его решимость, волю и отвагу. 1527, Музей истории искусства, Вена «Юноша с ящерицей», ок. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом.
Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. Сейчас об этой прискорбной для чести России сделке очень много написано. Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична. Петра.
Все остальное, включая книги и дневники, поглотило пламя. И прославленная Афродита (Венера) Книдская, как ее называют во всех учебниках по истории искусства, сохранила в своем названии, а также в исторической памяти человечества этот, может быть не очень заметный, подвиг жителей острова. Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре —27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Следующий этап развития портретного искусства Тициана можно ясно представить по Портрету Федерико Гонзага (Прадо, Мадрид). Естественно, время потрудилось над тем, что состояние полотен изменилось, краски и лаки пожухли, потускнели или в результате перемещения, смены владельцев, плохих условий хранения и реставрации существенно изменили свой первоначальный вид.
Полотна «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» имеют композиционное единство и симметричность, несмотря на различное содержание. Прошло четыре с половиной столетия с тех пор, как Тициан написал Венеру перед зеркалом. Слева в «Актеоне» — пунцовый занавес, а справа — лес в «Каллисто» слева — лес, а золотистый занавес-навес — справа.
Обе эти фигуры олицетворяют день и ночь, жизнь и смерть, свет и тьму. Картина была представлена на выставке «Николай I и Новый Эрмитаж», где вместе с ней экспонировались еще три картины Тициана, приобретенные императором у потомков семейства Барбариго: Кающаяся Мария Магдалина, Портрет Папы Павла III и Христос Вседержитель. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Вскоре он решил бросить вызов самому Дюреру и, как бы в ответ на его «Праздник четок», сотворил на большом картоне более чем двухметровой длины многофигурную композицию во славу Венеции и победы над войском Максимилиана, назвав ее «Триумф Христа». Лицо, великолепно увенчивающее силуэт фигуры, написано еще жестковато и в то же время оно полно яркой характерности.
Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Голая с красной одеждой женщина.
Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир. Теплота тела, легкость волос, переливчатость шелка и бархата, мерцание драгоценностей, сочность листвы, прозрачность стеклянного сосуда передавались Тицианом так, как будто его цвет проникал в самую суть вещей.
Микеланджело пригласил его в гости и Тициан с удовольствием принял приглашение. Здесь уместно привести свидетельство Марко Боскини в книге Богатые сокровища венецианской живописи (1674) о методе работы Тициана. – «Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. Судя по ним, Тициан не лукавил перед своими моделями, когда создавал Портрет дожа Андреа Гритти (Национальная галерея искусства, Вашингтон), Портрет дожа Франческо Веньера (Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), Портрет дожа Николо Марчелло (Пинакотека Ватикана, Ватикан).
Каллисто, одна из нимф Дианы, сама того не ведая, забеременела от Юпитера. Расцвет творчества Лотто приходится на время его пребывания в Бергамо. Вот таким образом стоит пытаться понять, в чем отличие этих художников друг от друга, а не возвышать одного перед другим на воображаемой иерархической лестнице, называя кого-то просто талантом, а другого – титаном или гением. 1512, Прадо, Мадрид).
Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Разразился шумный скандал. Он был живописцем и писал те картины, которые ему заказывали. Наряду с Микеланджело Тициан, пожалуй, самая грандиозная фигура Высокого Возрождения.
Колорит – контрастный. Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. И неслучайно Тициан своих безымянных красавиц называл Венерами.
На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Начнем с портрета Элеоноры Гонзага делла Ровере, парного к портрету ее мужа. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. 1523, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Андреа Оддони», 1527, Королевский дворец, Хемптон-Корт «Человек с звериной лапкой», ок. Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки и читать его необходимо справа налево. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты.
время оказалось бессильным перед великим шедевром художника. Герои Тициана причастны к другому миру – миру активных человеческих деяний. Каждый из названных принципов имеет свои достоинства и недостатки.
Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
За двумя стеклами, хранящими ее от пыли, влаги, ветра, прикосновений, покушений воров и «геростратов» современности изуродовавших, находящуюся в Эрмитаже Данаю Рембрандта, Венера перед зеркалом радует каждого зрителя, обратившегося к ней с открытыми глазами, сердцем и умом. Это он написал в одном из писем к Павлу Чистякову.
Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». 1523, галерея академии Каррара, Бергамо «Семейный портрет», ок. Художник одет в простую и дорогую одежду. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля.
Тициан часто делал то же самое. Но и сохранившихся вполне достаточно, чтобы представить Тициана-портретиста.
Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. Но подчас эта разбросанность мешает полному представлению творчества Тициана. Весь образный строй этого портрета захватывает зрителя своей сконцентрированной энергией.
Возрождение. Кажется, что Тициан написал его, концентрируя внимание зрителей на лице изображенного.
Однако до нас дошли некоторые портреты работы Тициана, написанные в разные годы. К счастью, стал накрапывать дождь и костер слабо разгорался.
В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Заказчик – Филипп II Испанский, см. Италия.
Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать. Отличительный признак поздних работ Тициана – это впечатление воздушности, манера письма исключительно свободна, композиция, форма, свет – все соединяется в одно целое. В двух ранних портретах из Национальной галереи Лондона – мужском и женском (этот портрет имеет второе название: Ла Скьявона, то есть славянка)– проявились определенные качества портретного искусства живописца.
Именно так доводил он до полного совершенства свои фигуры». Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Холст, масло.
Чудом удалось вызволить из огня несколько больших картин и среди них «Спящую Венеру», «Трех философов», «Юдифь» и другие полотна поменьше. Причиной этого была во многом слава его портретов. написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. Его тон абсолютно меняется в письме, посланном Козимо вместе с подарком. Здесь были созданы великолепные алтарные композиции, свидетельствующие о виртуозном владении мастера пластикой движений, жестов и сложными ракурсами.
Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. Лицо Карла V на этом знаменитом портрете почти повторяет образ мюнхенского портрета, однако обстановка, аксессуары, размеры самого холста его превосходят. Она – сама красота.
Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Художник не жалеет красок для раскрытия низменности и продажности ее души. К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах. 1506, галерея Уффици, Флоренция «Юноша со светильником», ок. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века.
На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. Самая светлая часть портрета – голова с огромной темной бородой, пронизанной седыми прядями. Но это надо видеть, сюда надо ходить годы, чтобы изучить здешние сокровища. Тициан служил высшей мерой совершенства и для Рембрандта и для Веласкеса и для Пуссена. Муратов начинает свой труд описанием Венеции и заканчивает также рассказом о Венеции.
Идеала греческой богини здесь нечего искать, но Тициан и не задавался такой целью. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. И здесь и там журчащий ручей, лук и колчан со стрелами, собака и нимфы в услужении обнаженной Дианы.
Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти. Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. Но как удивительно красиво к фону портрета взято отношение цвета просторного темно-синего камзола, отороченного искусным широким золотым шитьем по воротнику и отворотам, по плечам и краям рукавов из-под которых виднеются тщательно прописанные тонкие белые кружева рубашки.
Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
Спустя 30 с лишним лет он повторил этот сюжет, разрабатывая его для себя. Рядом с Марией стеклянная ваза с розами как символ девственной чистоты и непорочности. Ему больше ничего не оставалось делать, как проводить их взглядом. Он чувствует себя независимым.
Как ему объяснили позже, папа «заболевал» раз в месяц дней на пять после чрезмерной дозы любимого красного Colli di Parma, а излечивался игристым белым совиньоном. О Тициане, не заинтересованный его искусством и его личностью, он упоминает вскользь, рекомендуя читателю: «Чтобы найти истинное понятие о Тициане, надо побывать в Мадриде».
С ощущением искрометного праздника и веселья, которые в самые радостные минуты дарит нам жизнь, воспринимаем мы картину Тициана Дама с блюдом фруктов (Картинная галерея, Берлин). Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов.
За ним следуют Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет Карла V (с собакой Прадо, Мадрид), Портрет Альфонсо дАвалоса, маркиза дель Васто (Лувр, Париж), Портрет Даниеле Барбаро (Прадо, Мадрид), Портрет Франческо Мария делла Ровере и Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (оба – Галерея Уффици, Флоренция), Обращение Альфонсо дАвалоса к войсками Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге (оба – Прадо, Мадрид). Вот ведь совсем новый Исторический музей.