Портрет С. И. Мамонтова кисти Врубеля – это отражение титанического величия и последующих трагических событий в судьбе этой незаурядной личности. Московский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МАМИ Кафедра Культурология Доклад по теме Портрет СаввыИвановича Мамонтова. Автор Михаил Врубель. Картина Михаила Врубеля «Портрет Саввы Мамонтова» была написана в 1897 году (не окончена). Портрет Саввы Ивановича Мамонтова кисти художника Врубеля связан с темой трагической жертвенности творческой личности.
Как было его сохранить. Далее художник замечает, что Цорну, также писавшему Мамонтова, далеко до его портрета. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Савва Иванович изображен сидящим в удобном кресле. Это один из его несомненных шедевров. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо.
Наоборот, его левая рука опирается на подлокотник. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». «Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы.
Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа. что несь черный массив слагается в призрачную темную фигуру, развалившуюся в кресле по диагонали, точно повторяющей укутанную в тень фигуру плакальщицы: за вычетом этого сгустка темноты остается голова на белом фрачном пластроне. Таким и написал его Врубель. Только что Мамонтов читал у себя в кабинете, но вот отложил книгу, снял очки. Наконец, пожалуй, главная «незаметность», своей откровенной изобретенностью изысканностью выдающая мысль художника: тень, положенная на правую (от зрителя) часть головы, разворачивает ее совершенно фронтально и в сочетании с резко оконтуренной глазной впадиной дает полную иллюзию мертвого черепа.
Аксессуары, окружающие главное действующее лицо портрета, великолепны и благородны. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.
Автор Михаил Врубель. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Демон низринут в ущелье среди скал.
Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Да ведь до них несколько верст.
Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Влияние венецианского кватроченто сказалось в исполненных Врубелем монументальных иконах с фигурами в полный рост. Заканчиваякартину Врубель тяжело заболел и был помещ н в лечебницу. После окончанияуниверситета отбывает воинскую повинность. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа».
«. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.
Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Врубель провел в Венеции около полугода. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией.
Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». И, наконец, к 1901 1902 годам относится последняя картина Демон поверженный. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Делового человека – Савву Ивановича Мамонтова – Врубель написал иначе. / Дни мои – как уклоняющаяся тень» (Псалтирь, 101: 11-12). Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма.
На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. В картине Пан 1899 год греческий бог превращается врусского лешего.
студент. Вскоре его оправдали, но вернуться к прежней деятельности он уже не смог. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Может быть, в закладе. Этот пластрон представляет собой незакрашенную поверхность грунта.
Не только ученики Мурашко, но и Врубель сам впервые встретился в Киеве с византийским искусством. В лице его, в широко раскрытых глазах — воля, решительность, желание действовать. В 1904 году он едет вПетербург. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах».
Это вот, эти копны сена. В недалёком будущем Савву Мамонтова ждёт разорение, суд, тюрьма. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. (1906), необычайно выразительный. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку».
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». Обратите внимание не его левую руку, которая упирается в подлокотник. В самом конце девятнадцатого века Михаил Врубель пишет «Портрет С. И. Мамонтова.
Особенно примечательна акварель Голова Демона. Искусство он любил до безумия, можнобыло подумать, что это главная сфера его деятельности.
Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Здесь он сблизился с крупным промышленником, богачом Саввой Ивановичем Мамонтовым. Через восемь лет ослепший Врубель сам будет доведен болезнью до самого края, с которого трагически обрушится вниз, подобно поверженному Демону изуродованное тело которого на полотне разбито о скалы.
Больно, горько до слез. Род. Вообще, портрет Саввы Мамонтова исполнен экспрессии.
Но портретом Мамонтова он остался доволен. Натура самостоятельная, решительная, увлекающаяся, Мамонтов в своих художественных начинаниях шел наперекор закостеневшим канонам и рутине. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.
«Портрет Саввы Ивановича Мамонтова»1897г. Холст, масло 187 x 142, 5Государственная Третьяковская галереяМоскваМногие годы Врубель работал в Москве. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Скульптурные мемории в инфернальнойигре теней в сумрачном пространстве с подвальным освещением Есть отчегоприйти в ужас. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах.
В нем поднимался богоборческий бунт. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Врубель винит в беде себя. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Он отошёл от публицистического стиля.
Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Может быть, проницательный дар живописца провидел грядущие беды. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. сказок и опер Н. А. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».
Он поддерживал и пропагандировал искусство молодых талантливых художников. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой.
Но и не только это. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Какая-то важная мысль, могучее чувство овладели им.
Удивительное лицо глядит с этих рисунков: скорее некрасивое, чем красивое, бесконечно трогательное лицо странницы – плат до бровей, как бы припухший рот, расширенные круглые светлые глаза как будто созерцают что-то, другим неведомое. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Искусствовед Н. М. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся).
Одно из них Венеция создано под впечатлением отпоездки в Италию 1891 1892 годы. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Врубель писал картины на темы pyc.
В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. Таким образом, период творческой активности Врубеля сравнительно невелик – чуть более двадцати лет. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. К этому же времени относятся интересные автопортреты.
Создается такое ощущение, что он хочет встать. Тарабукин Н. М. Брюсова.
Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. Разбитое телоДемона с надломленными крыльями распрост рто в ущелье. Портретный жанр как летопись нравов, типов и характеров был Врубелю чужд. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию.
Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Но та же нагнетенность возвеличивающего прославительного пафоса возвышает значение и впечатляющую силу всех настойчивых напоминаний о загробных потемках, превращая портрет в вариацию на «sic transit Gloria mundi». Но та же нагне-тенность пафоса возвышает значение всех настойчивых напоминаний о загробных потемках, превращая портрет в вариацию на тему «sic transit gloria mundi». Он избегал писать портреты по заказу, тем более лиц, которые его не интересовали. Пылкий нрав Саввы Мамонтова выражен царственно, не буднично.
Создавая образ Мамонтова, Михаил Врубель воплощал свои мысли и образы. Написана она на золотом фоне, в одеянии глубоких, бархатистых темно-красных тонов, подушка на престоле шита жемчугом, у подножия – нежные белые розы. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов.
Савва Иванович был человек сильный, страстный, значительный. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре».
Деятельная сила переполняет Савву Ивановича, будто рвётся наружу. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Сразу же уверовавший в талант сложного и оригинального мастера, Мамонтов предоставляет ему работу в своем театре и в абрамцевских гончарных мастерских, заказывает декоративные панно. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ).
Бедность он переносил беззаботно, отсутствие славы тоже: он знал, что раньше или позже она придет, а если не придет – что с того. Художником выполнены работы по обновлению ста пятидесяти фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. Давняя любовь к музыке приводит Врубеля вЧастную оперу Мамонтова, где он сближается с Н. А. Римским Корсаковым ипринимает участие в оформлении опер Царская невеста и Сказка о цареСалтане. Художник осознанно проведет несколько часов, стоя перед открытой форточкой, вдыхая морозный воздух, что обернется воспалением легких.
С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Это понимали многие мастера живописи, но далеко не у всех получалось это делать, как у Михаила Врубеля.
Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.
В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Ладонь левой руки зажата в кулак, как будто ему неудобно, тесно в этом кресле. Современники видели вэтом образе протестующее начало прекрасного, непокор нного человека. И. МОСКВА 2003 Портрет Саввы Ивановича Мамонтова, 1897 год. Материал холст, масло.
У его апостолов были живые прототипы. Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии.
В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Врубель, появившейся в его доме по приезде из Киева в 1889 году. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура.
Эта большая акварель поразительна. Художник хотел максимально передать эмоции и настроение. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке.
мне было все это видеть. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Его Демон остался верен своей натуре.
Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды.
Но видение изобразившееся в зеркале, -- не что иное. Нстьогчего прийти в ужас. О нем хорошо говорит Н. М. Тарабукин: Мамонтову тесно в кресле, в комнате, в Москве. Наконец, пожалуй, главная «незаметность», выдающая мысль художника: тень, положенная на правую (от зрителя) часть головы, разворачивает ее совершенно фронтально и в сочетании с резко оконтуренной глазной впадиной дает полную иллюзию мертвою черепа. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Торжественный ритм складок одежды, строгие линии, монохромная простота цветовых соотношений, предельный лаконизм композиции помогают выразить глубину и величие скорби.
Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Похоронен наНоводевичьем кладбище в Петербурге.
В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Врубель Михаил Александрович, художник.
Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность».
И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Кузнецов. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. продолжение.
Меня и Серова поражало это. ». Мамонтов предстает на холсте человеком бурных страстей и необузданного темперамента, волевым, властным. Размеры 187 х 142, 5 см. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Среди тех, кого Мамонтов, по выражению М. Горького, поставил на ноги, был и М. А. Рождается ощущение первозданности. В колорите картины – контрасты.
При всем том простейшими средствами (громоздящаяся уступами вверх композиция линия горизонта, запрокинутая за нижний край рамы, отчего фигура, соответственно, резко возвышена гиперболически широкие, богатырские плечи) достигнуто впечатление выспренней, надменной величественности. Мамонтова». Мучившие художника головные боли усиливаются.
Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Пушкина, можно было увидеть оба портрета висящими рядом. Этот человек очень любил искусство. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля.
Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. В работе Демонлетящий образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Правая рука непроизвольно сжимается в кулак.
Михаил Александрович имел перед собой цель добавить в эту работу гиперболичность и экспрессию. В Академии он работал по двенадцать часов в день. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Скульптурные мемории в инфернальной игре теней в сумрачном пространстве с «подвальным освещением» Есть отчего прийти в ужас.
Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Взгляд Мамонтова весьма недобро смотрит прямо в глаза зрителя. Этим изумительным портретом сам художник по справедливости гордился.
В три года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей и детство болезненного мальчика было счастливым. При всем том простейшими средствами достигнуто впечатление надменной величественности. Но в его позе нет расслабленности отдыхающего человека.
Она подлинно монументальна. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Характеристика человека несет в себе в данном случае немало субъективного.
И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. В облике предпринимателя наблюдается индивидуальность, поистине царский нрав. 1 апреля 1910 года Врубель умер в клинике Барии. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего.
отсеченную от окружающей черноты так. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Васнецов). В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана, но это я узнал много лет спустя, когда был в Венеции. У него мужественные усы и короткая жёсткая бородка.
В этой области он искал все новое, прогрессивное, растущее и редко ошибался. Художественные шедевры мастера не имели аналогов. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И.
В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Врубель не очень ценил свои работы и порой безжалостно уничтожал их. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.
Но дело не только в противоположности характеров и темпераментов. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Дни мои какуклоняющаяся тень.
Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Сохранились сведения, что Врубель против него возражал, предлагая просто расчистить фрески и оставить их в нетронутом виде, но на это не согласились: храм был действующий и полустертые фигуры святых могли бы смущать прихожан. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. 2 МС 10 преподаватель ХарламоваТ. Повсюду таятся зловещие тени.
Пространство портрета словно оглашено звуками библейских причитаний: «ибо Ты вознес меня и низверг меня. » (Псалтирь, 101:12).
музей русского искусства, Киев). Если сравнивать портрет Арцыбушева и портрет Саввы Мамонтова (оба написаны в 1897 году), то для начала можно отметить большое различие психологических типов. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. На левом мизинце предпринимателя надет перстень, подчёркивающий его важность и богатство.
Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Таким вспоминают его современники: По-орлиному глядевший на всех, стремительный и напряженный, как тугая пружина (В. М. Скульптурные меморип и инфернальной игре теней в сумрачном пространстве с «подвальным освещением». Тех миров, которые видели они, мы не видим.
И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». Личность портретируемого давала художнику основания для подобного решения образа. Он не был привередливым к внешним данным людей. Он постоянно экспериментирует ищет что-то новое, необычное. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора.
По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Желание создать своего Демона, такого, какой он есть на самом деле, одолевало Врубеля на протяжении всей жизни.