465 лет тому назад в 1548 году великий итальянский художник Тициан (Tiziano Vecellio, 1488/1490 — 1576) написал знаменитый конный портрет Императора Священной Римской Империи Карла V Габсбурга (1500-1558). Портрет Карла V – портрет картины маслом Карла V императора Священной Римской империи Тицианом, нарисованным в 1548. В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора.
По всей видимости, сюжет картины был предложен заказчиком избравшим слова Христа: «Воздайте богу богово, а кесарю кесарево» -- лозунгом в борьбе с римскими папами, пытавшимися вернуть давно уже утраченную власть над Феррарой, формально входившей в число папских владений. Бывает такое состояние, когда ты чем-то увлечен, какими-то своими мыслями и как бы выключаешься из реальности, получается взгляд живой, тело тоже в тонусе (оно непроизвольно подчиняется ходу мыслей), а подбородок почему-то в таких ситуациях всегда нелепо отвисает, даже могут и слюни потечь :), с тобой кто-то пытается говорить, ты вроде и слышишь его, но все равно «с открытым ртом» погружен в свой внутренний процесс (например, увлеченно читаешь что-то в интернете, а тебя «снаружи» о чем-то спрашивают и ты невпопад поддакиваешь, а после включаешься в жизнь и глупо переспрашиваешь :). Кажется, что сама Клио — муза Истории — водила в те дни рукой художника.
История общения Карла V и венецианского художника была достаточно продолжительной. Однажды Тициан уронил кисть. (источник)О Карле V почитать можно здесь. Нет, однозначно ощущается по его глазам, что внутри постоянно идет какая-то внутренняя работа, что размышления и грусть не чужды Карлу.
П. Аретино любил шумную, веселую жизнь и убеждения его были совсем другими, чем у Тициана. Но брак, зародившийся как политический союз, перерос в редкую любовную идиллию.
Таким понял и таким изобразил Тициан императора. Они доставили Тициану и славу и богатство. И куда устремился он на красиво гарцующем коне.
Портрет, видимо, не очень понравился Карлу V. Кто же захочет знать о себе правду. Это как бы сама реальность, наделённая энергией и настойчивостью, грубая и отвратительная. Lafuente Ferrari E. Museo del Prado: Pintura espaсola.
Они не опасались позировать Тициану. Его посчитали частным и отправили в подарок родственнику – баварскому герцогу Вильгельму IV. Это было поразительное и наиболее смелое из всех произведений Тициана.
-С. Однако, очевидно, что Тициана взволновал глубокий философский смысл сюжета. XVIIIв.
1966. В красноватом тумане весеннего утра, один на обширной равнине, простирающейся до холмов Эльбы император, закованный в чеканную и золоченую сталь, с поднятым забралом над бледным и решительным лицом, галопом выезжает из леса с обращенным вперед копьем. Случилось так, что и Тициан был втянут в их меркантильные политические расчеты. Даже краски портрета заключают в себе что-то зловещее, воинственное.
От этого портрета веет холодом равнодушия к зрителю, внимание, да и то, как по привычке, на автомате уделяется только любимой собаке. Они разговаривают, смеются, ничто не в силах отвлечь их друг от друга». Лицо короля на этом полотне кажется более выразительным, чем на выполненном ранее «Портрете с собакой», также изображающим Карла V. Вряд ли дело в том, что возросло мастерство художника или, предположим, он получше познакомился с моделью. Его облик производит впечатление злого духа и видение это захватывает врасплох и пугает. Но как страшно одинок он в этом поле. Хотя и есть грусть, но это грусть царя Соломона, а не страдания Иова.
190, 3 x 207 см. Хотя и есть грусть, но это грусть царя Соломона, а не страдания Иова. Заказчик – Филипп II Испанский, см.
Одетый в сверкающие стальные доспехи, кажущиеся белыми от собственного блеска император становится сам источником отраженного света, равноценным и даже более важным, чем закатное небо на заднем плане. Согласно королевской воле, так и было сделано: необыкновенную картину несли за гробом (50 километров) от Мадрида до Эскориала — резиденции и усыпальницы испанских королей. Но следующие 10 лет заказов больше не поступает, пока летом 1543 г. во время аудиенции, данной императору папой Павлом III, (чей портрет Тициан как раз тогда писал – сейчас в Неаполе, музей Каподимонте), Карл V снова не встретил художника и не заказал ему портрет императрицы. Это были иные творения великого художника, но такие же совершенные, как и предыдущие. Кажется, будто художник одновременно изображал человека внешнего и внутреннего.
Карл V оказал Тициану самый лестный прием, назначил его придворным художником, осыпал наградами и почестями, пожаловал ему графский титул, сделал рыцарем «Золотой шпаги» и назначил ему пожизненную пенсию в 200 золотых дукатов ежегодно. Фигура императора кажется изображённой в пространстве большого зала верхнего этажа, а стена с ковром за ним как бы намекает на балдахин трона. Вопрос заключается в том, что не каждая картина понятна зрителю с первого взгляда.
И это не странно: там Карл еще молодой человек, уже ставший опытным правителем и созревший телесно и умственно — но еще не духовно. Речь идёт не о прямых заимствованиях, когда испанским мастерам приходилось учиться многому на образцах более передовых художественных школ или о широком привлечении к королевскому двору иностранных архитекторов, скульпторов и живописцев, а о процессе творческого переосмысления иностранных традиций в духе формирующейся национальной культуры. В лице Карла V видится что-то страшное, «привиденческое»: один в поле, один в мире, один с надломленной душой.
Здесь Тициан создаёт несколько парадных портретов, в том числе необычайный «Портрет Карла V в кресле». Даже краски портрета заключают в себе чтото зловещее, воинственное. Конный портрет – Карл на пике «карьеры». Считается, что идея такой иконографии пришла в голову самому императору. Все усугубляющиеся противоречия жизни Италии заставляют мастеров начала XVI века острее ощущать драматическое несовпадение гуманистических идеалов и реальной действительности, окружающие их. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал.
Но до встречи с Тицианом "германский Цезарь" не встречал еще такого великого мастера, который (не изменяя правде) сумел бы так прикрасить ее, отразить во всей силе и важности образ могущественного политика и воина. Художник словно размышляя, сопоставляет на плоскости две фигуры.
Лишь орден Золотого руна (высшего отличия, даруемого знатным особам герцогом Бургундии) на его груди и шпага указывают на благородное происхождение. Карлу V здесь 48 лет. Увидев это творение император в восторге выразил пожелание, которое многим тогда показалось странным: «Когда я умру, произведение это повелеваю нести за моим гробом». Более того, как добивались этой чести.
Гуляя по залам музея Прадо, дочь высматривала для меня портреты манящие драгоценностями. Выглядит он больным и уставшим от государственных забот. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. Сдержанного, но не навязчивого отображения на холсте характера было вполне достаточно для этого.
Как эффектно и величественно выглядит всадник. И куда устремился он на красиво гарцующем коне. Лицо короля на этом полотне кажется более выразительным, чем на выполненном ранее «Портрете с собакой», также изображающим Карла V. Вряд ли дело в том, что возросло мастерство художника или, предположим, он получше познакомился с моделью. Император попросил доработать полотно. Буквально сводит челюсти, взгляд не горит, но «стреляет» копьем (если мысленно продолжить линию копья и линию взгляда, то они сомкнутся где-то в районе цели, уже за пределами картины).
Escuela Madrillena. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Художник изобразил Изабеллу Португальскую фотороботно.
Возрождение. Считается, что идея такой иконографии пришла в голову самому императору. На какоето время жизнь художника (и соответственно творчество) повернули абсолютно в другую сторону.
Италия. Холст, масло. Видимо, дело в самой модели. Кажется, будто художник одновременно изображал человека внешнего и внутреннего.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. «Портрет Филиппа IV» Рубенса или «Портрет Карлоса II в облачении магистра Ордена Золотого руна» Хуана Карреньо де Миранды). Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. Советский искусствовед Игорь Долгополов писал: «Попробуйте оценить сразу один из самых знаменитых холстов мира, например, «Сдачу Бреды» Диего Веласкеса. написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. Император Священной Римской империи, «повелитель полумира», Карл V любил похвалиться тем, что в его владениях «никогда не заходило солнце».
Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Национальная галерея Шотландии. Тициан написал несколько портретов императора Карла V. В 1548г.
Портреты Тициана поразительны. Madrid, 1983. Только после археологических находок в конце 1880-х годов в некоторых городах Западной Европы (Вене, Берлине, Париже и др. ) были устроены выставки фаюмских портретов, тогда ими и заинтересовались ученые. Видная бльшая активность и повелительность во взаимодействии с пространством, которое сосредотачивается вокруг персонажа картины, энергично фокусируется на нем.
Но как страшно одинок он в этом поле. Это внук «последнего рыцаря» – Максимилиана и потому Тициан изобразил на портрете отдельную вспышку, а не целый психологический характер. Пушкина.
Глядя на этот портрет, легко верится, что через восемь лет этот человек отречется от престола и уйдёт в монастырь, тогда как взгляд на «Портрет с собакой» может не дать материал для такой идеи. И лицо вот этого человека забыть гораздо труднее, оно не просто освещено внутренним сиянием благодаря какой-то победе. Они не опасались позировать Тициану. Горделивое спокойствие, торжественная гармония, движение вперёд, но не стремительное и лавинообразное — свойственное молодости, а неспешное и исполненное достоинства и при этом естественное, как дыхание — вот то, чем исполнен пейзаж вокруг исполнена поступь коня и сама фигура императора.
Чёрное одеяние дано в глубоком, мрачном контрасте с красным цветом ковра. Долгие годы жизнь Тициана была связана с судьбой этого необыкновенного человека и монарха.
Считается, что идея такой иконографии пришла в голову самому императору. В лице Карла V видится чтото страшное, «привиденческое»: один в поле, один в мире, один с надломленной душой.
Он говорил: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана». Несмотря на свои 70 лет, художник пустился в путь через Альпы и прибыл в Аугсбург. Лишь орден Золотого руна (высшего отличия, даруемого знатным особам герцогом Бургундии) на его груди и шпага указывают на благородное происхождение. Тициан – один из величайших художников эпохи Возрождения.
Видимо, дело в самой модели. Глядя на этот портрет, легко верится, что через восемь лет этот человек отречется от престола и уйдет в монастырь, тогда как взгляд на «Портрет с собакой» может не дать материал для такой идеи. McGuigan D. G. Это не жалкая развалина, не хитроумный лукавец, не печальный "властелин вселенной", не сын безумной Иоанны и роскошного Филиппа.
Его облик производит впечатление злого духа и видение это захватывает врасплох и пугает. Кажется, будто художник одновременно изображал человека внешнего и внутреннего. Рассмотрение «Конного портрета Карла V» не оставляет никаких сомнений в высоком положении модели и создает впечатление исходящего от портретируемого излучения власти и величия.
Насколько одновременно похоже и по-разному написаны ноги Карла и лапы собаки. Долгие годы жизнь Тициана была связана с судьбой этого необыкновенного человека и монарха. Как эффектно и величественно выглядит всадник. В качестве приданого казну новоиспечённого мужа усилили огромные деньги. Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых».
Фон как бы в движении, а портретируемых это «не волнует». Чёрная одежда контрастирует с красным ковром. ". Более того, как добивались этой чести. ».
Их первая встреча совпала со знаменательным для императора событием. Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору». Только орден Золотого Руна и шпага говорят о его благородном происхождении. Невзирая на низкое происхождение и посредственное образование, Аретино со своим красноречием, гибким умом и манерами производил впечатление решительного, невозмутимого и самоуверенного человека.
«Попалась» императрица Изабелла Португальская. NY. Собака здесь более «человечна», это воплощение чувства преданности, когда смотрят в одном направлении. Эдинбург.
Но следующие 10 лет заказов больше не поступает, пока летом 1543г. П. Аретино любил шумную, веселую жизнь и убеждения его были совсем другими, чем у Тициана.
Бросается в глаза разница состояния фона и портретируемых. При восприятии этого портрета тело по-прежнему в тонусе, но лицо теперь «включенное», он не мечтает, он действует. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Во дворце Алькасар 10 марта 1526 года состоялась пышная свадьба. Он понесся впереди своих войск на приступ и даже перешел опасный брод Эльбы, увлекая за собой своих полковников. Этот памятный день и единственный героический поступок императора и должен был увековечить Тициан.
Они начинают посапывать-похрапывать, нижняя челюсть по-габбсбургски выпячивается вперед. В 1530 году Карл прибыл в Болонью по случаю своей коронации. Император представлен сидящим в кресле, одетый во всё чёрное. во время аудиенции, данной императору папой Павлом III, (чей портрет Тициан как раз тогда писал— сейчас в Неаполе, музей Каподимонте), Карл V снова не встретил художника и не заказал ему портрет императрицы. Портреты Тициана поразительны.
Карл V приезжает в Аугсбург, где собирался Рейхстаг. Кажется, что сама Клио – муза Истории – водила в те дни рукой художника. Это было поразительное и наиболее смелое из всех произведений Тициана. Из под кос выглядывают жемчужные серьги-капли. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Портреты Тициана поразительны. Мощно написанная фигура едва появляется на картине. Некрупное кольцо органично восседает на безымянном пальце правой руки.
«Портрет Филиппа IV» Рубенса или «Портрет Карлоса II в облачении магистра Ордена Золотого руна» Хуана Карреньо де Миранды). В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Случилось так, что и Тициан был втянут в их меркантильные политические расчеты. Они доставили Тициану и славу и богатство.
Реальные размеры картины усиливают это впечатление. Немного спустя Тициан начинает также работу над «Венерой», предназначенной для Карла, а в январе 1548г. Орден Золотого руна был основан прадедом Карла V герцогом Филиппом Добрым и до нач. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Долгие годы жизнь Тициана была связана с судьбой этого необыкновенного человека и монарха.
приезжает в Аугсбург, где после победы при Мюльберге император собрал Рейхстаг и начинает свой второй портрет императора— «Император Карл V в сражении при Мюльберге» (Прадо), увековечивающий эту победу, который стал образцом другого типа парадного портретов— конного, на много веков вперед. А. С.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Но следующие 10 лет заказов больше не поступает, пока летом 1543 г. во время аудиенции, данной императору папой Павлом III, (чей портрет Тициан как раз тогда писал -- сейчас в Неаполе, музей Каподимонте), Карл V снова не встретил художника и не заказал ему портрет императрицы.
Картина удивительно проста, лишена даже намёка на эффектность. У маленьких детей такое бывает, когда они чем-то своим долго занимаются, погружаются в процесс делания и не слышат, что им говорят «снаружи». На какое-то время жизнь художника (и соответственно творчество) повернули абсолютно в другую сторону. будет появляться на портретах всех испанских королей из рода Габсбургов, часто служа их единственным украшением (см.
Но такова была воля монарха. Эта дистанция усилена тем, что Карл на коне, он выше нас. Здесь больше не чувствуется меланхоличности. При восприятии этого портрета внутри ощущается стержень, несмотря на стойку «вольно», позвоночник выпрямлен, тело в тонусе.
Но такова была воля монарха. Согласно королевской воле, так и было сделано: необыкновенную картину несли за гробом (50 километров) от Мадрида до Эскориала – резиденции и усыпальницы испанских королей. парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562.
Очевидно Тициан писал императрицу дважды. The Habsburgs: the personal lifes of a family that made history for six centuries. Это были иные творения великого художника, но такие же совершенные, как и предыдущие. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Но до встречи с Тицианом «германский Цезарь» не встречал еще такого великого мастера, который (не изменяя правде) сумел бы так прикрасить ее, отразить во всей силе и важности образ могущественного политика и воина.
Тициан был величай- шим художником Венеции. Холодность подчеркнута общим колоритом, вертикальной «плоскостью» лица и жесткостью линий и даже на контрасте с собакой. Это не жалкая развалина, не хитроумный лукавец, не печальный «властелин вселенной», не сын безумной Иоанны и роскошного Филиппа. Орден Золотого руна был основан прадедом Карла V герцогом Филиппом Добрым и до нач.
напр. Чёрное одеяние дано в глубоком, мрачном контрасте с красным цветом ковра. напр. Немного спустя Тициан начинает также работу над «Венерой», предназначенной для Карла, а в январе 1548 г. приезжает в Аугсбург, где после победы при Мюльберге император собрал Рейхстаг и начинает свой второй портрет императора – «Император Карл V в сражении при Мюльберге» (Прадо), увековечивающий эту победу, который стал образцом другого типа парадного портретов – конного, на много веков вперед.
Iniguez A. Historia de la pintura Espaсola. 56-58.
M., 1969, 1972- С. 67-68. Изабелла прибыла в Севилью. Здесь больше не чувствуется меланхоличности. Это обусловило и передачу возраста в фаюмской живописи – смешанном греко-римско-египетском искусстве. Душа-парень-монарх решил жениться на инфанте по политическим соображениям.
Но такова была воля монарха. Таким понял и таким изобразил Тициан императора. Причиной этого была во многом слава его портретов. Это относится к любому шедевру мирового искусства, будь то «Ночной дозор» Рембрандта ван Рейна, «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа или «Боярыня Морозова» Василия Сурикова». Внешне трудно его отличить от зажиточного купца.
Немного спустя Тициан начинает также работу над «Венерой», предназначенной для Карла, а в январе 1548 г. приезжает в Аугсбург, где после победы при Мюльберге император собрал Рейхстаг и начинает свой второй портрет императора -- «Император Карл V в сражении при Мюльберге» (Прадо), увековечивающий эту победу, который стал образцом другого типа парадного портретов -- конного, на много веков вперед. Рассмотрение «Конного портрета Карла V» не оставляет никаких сомнений в высоком положении модели и создаёт впечатление исходящего от портретируемого излучения власти и величия. Более того, как добивались этой чести. ». -С. 130-135.