Картина «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», написанная на дереве маслом изображающая придворную даму, создана приблизительно в 1623 – 1626 годах. В 1625 году Рубенс создал карандашный портрет камеристки. И среди них портрет маленькой камеристки инфанты Изабеллы.
В портрете камеристки это непослушная прядь тёмно-золотых волос, выбившаяся на виске и гладкой причёски лёгкий румянец, проступивший на щеке напряжённая линия рта, прячущего непослушную улыбку. Картине посвятил стихотворение Андрей Дементьев («Смотрю на портрет камеристки»). Картине посвятил стихотворение Андрей Дементьев («Смотрю на портрет камеристки»).
В портрете камеристки это непослушная прядь тёмно-золотых волос, выбившаяся на виске из гладкой причёски лёгкий румянец, проступивший на щеке напряжённая линия рта, прячущего непослушную улыбку. Картине посвятил стихотворение Андрей Дементьев («Смотрю на портрет камеристки»). Настоящий шедевр портретного творчества Рубенса – «Портрет камеристки» из Эрмитажа. Рубенс решает, окончив рисунок, написать картину «Портрет камеристки».
Их не счесть. Кажущаяся бездонность силы, темперамента сменялась вялостью и недугами. Они писали также многочисленные портреты и сцены народныхпразднеств, пейзажи и натюрморты. Слышу шорох поспешных шагов, поцелуи.
Сначала Рубенс делал красками эскиз. Здесь эти три обнаженные фигуры художник наполнил дивной жизненной силой.
Его знаменитая серия полотен«Жизнь французской королевы Марии Медичи» исполненная им в 1622 — 1625гг., представляет собой грандиозный декоративный ансамбль, состоящий из21 большой картины. Примертаких сложных многофигурных композиций, характерных для господствующегостиля барокко, — картина, выполненная им еще в 1611 г. для алтаря соборав Антверпене, «Водружение креста». Будто другая женщина. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr).
Феерическая кипень. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. Бесконечное терзание духа и плоти. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Как оно летит. Самые важные фрагменты будущей картины он выписывал более детально.
Палачи с яростным усилием поднимают крест. Вздернуты, будто в изумлении, брови. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем (en). Это могла быть торжественная хвала мирозданию, гимн его красоте и величию в моменты светлой безмятежности, когда дух человеческий воспаряет к непреходящему (таково, например, возвышенное, ничем не стесняемое пение струнных в Увертюреиз оркестровойСюиты 1).
Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Находясь в ноябре 1603 года в Испании, Рубенс излил эти свои претензии в письме к мантуанскому посланнику Аннибале Иберти Кьеппио: «Я соглашался на поездку для писания портретов, как на предлог160— впрочем, малопочтенный160— для получения более значительных работ я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте. Время. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10.
Великолепно ухожены закрученные усы. Широкая шляпа элегантно заломлена. Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения, однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придал этим принципам новый грандиозный размах, бурную динамику изощренную декоративность. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах.
Именно портрет. Так же напряжены расширенные зрачки, невольно выдающие взволнованность юной женщины. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Какой ураган чувств проносится в душе молодой женщины. «Охота на ведьм», поражающий воображение размах религиозного усердия, густо замешанного на слепом фанатизме и суеверии, превратили XVI и XVII века в настоящий кошмар — по всей Европе тысячи людей, мужчин и женщин, заканчивали свою жизнь на кострах в наказание за то, что они якобы совершили преступления против человечества и природы.
Изображения Изабеллы Брант, Елены Фоурмен, детей художника узнаваемы родственной теплотой и интимным настроением. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Идентичность моделей на венском этюде и на эрмитажном портрете не оставляет сомнений – внешность, схожее платье, та же причёска и выбившаяся прядь волос.
Девушка хотя и держится как придворная дама, но, кажется, готова поведать нам о своём сокровенном. Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат — как и в целом ряде других мест — лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта, Ф. Хальса и даже Я. Вермера). 1615-16, Картинная галерея, Дрезден Венера перед зеркалом, 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены Вакханалий, прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли (Вакханалия, 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Шествие Силена, 1618, Старая пинакотека, Мюнхен). «Портрет камеристки инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов» (около 1625) – портрет одновременно и парадный и глубоко человечный.
Мы не видим изящных, маленьких рук, сжимающих платок, не слышим постукивания каблучков нетерпеливых ножек Как-то не очень уютно чувствуешь себя под проницательным взором этих уж слишком внимательных глаз, оценивающих мгновенно все. С одинаковым мастерством портретист Рубенс изображал людей, животных, природу, натюрморты. Мерно колышется грудь красавицы.
В письме другу (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. И кажется, будто не они, а живая волна подхватила Христа и несёт Его навстречу молящимся.
В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. До меня доносится приторный и горький аромат старинных духов. Картина словно освещена изнутри, в ней выгодно используется хроматический контраст между просветлёнными участками и тенями на лице, которые кажутся не серыми, а голубоватыми30. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Буонарроти не нуждался во внешнем лоске, придворной обходительности. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство.
Первичный. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Дерево, масло. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en).
Но к чему эти воспоминания, терзающие душу. Весьма импозантен этот зрелых лет мужчина. Камеристка вздохнула. Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: Страшный суд, Малый Страшный суд, Падение грешников, Битва амазонок (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен).
Его муза не знала соперниц. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. На тщательно загрунтованный холст Рубенс предпочитал традиционный для Нидерландов белый грунт красному итальянскому (на белом краски более насыщены светом) ученики наносили основные линии композиции и цветовые пятна. Куда девались девичья расплывчатость, мягкость, незащищенность, куда пропали робкая раздвоенность и смущенность от общения с ним.
Художник вытер кисти. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Но все же кто побеждает в этой неимоверно трудной и не всегда безопасной борьбе с препятствиями на пути к вечной славе. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года.
Сам по себе стиль идейно и пластически многомерен: в Италии и Голландии, но в первую очередь во Франции внутри него нарождаются более строгие и рационалистичные черты раннего классицизма, по праву называемого барочным классицизмом (наиболее знаменитый пример его — Версаль). В абсолютно реальном и конкретном ракурсе примерно тот же мотив разрабатывается в принадлежащем Рубенсу «Автопортрете с Изабеллой Брант» (1609–1610). Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника.
Художник вздрогнул. Может быть. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта.
1618-20, Картинная галерея, Дрезден). Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя.
Нет, нет, бойтесь придворных красавиц, если вы не сам король или герцог. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. Этот церемонный штрих, подчёркнутый виртуозным и точным рисунком, а также тщательной выписанностью всех деталей одежды, призван указать на достаток и жизненную удовлетворённость супружеской пары, на спокойную уверенность в себе и своём завтрашнем дне. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Он поспешил на север, но уже не застал её в живых. Хозяйка этой ангельской, еле заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «» и «».
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Чтобы убедиться в том, ещё раз обратимся к живописи Рубенса. Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию.
И это, наконец, мог быть бесподобный оазис света высшей мудрости и человечности, гармонии земного и небесного, которую дарует чувство возвышенной красоты бытия (Арияиз оркестровой Сюиты 3). Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула () суверена. Рубенс тяжело переживал эти утраты.
Кисть покорна гению Рубенса. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». Лёгкие рефлексы золотистого цвета из которых соткано изображение, передают трепет жизни искры золотистого света блестят в глазах, пушистые пряди золотистых волос обрамляют лоб и виски.
Глаза, всевидящие, всезнающие глаза Изабеллы Брандт остались со мною навсегда. Скрипят ржавые петли тяжелых дверей. Чуть-чутьшелестит подкрахмаленное жабо. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «», требуются комментарии. Предтеча.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Нет, не колоссальные картины остались в памяти. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526.
В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Странный, еле заметный румянец блуждал по скулам. Он. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса.
Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Жизнь в сельской местности приблизила Рубенса не только к природе, но и крестьянам.
Блестит, блестит капля серьги в маленьком ушке придворной красавицы. О мечты великих. Оно таит неохватную силу творения. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Постигает тайны построения пространства, ритм и гармонию рисунка и цвета. И все же Рубенс пишет камеристку. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Единственный.
Известен такой любопытныйрассказ современника. Бык. И снова и снова вставала передРубенсом пестрая панорама его странствий. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант.
Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. Шутка ли, сам Рубенс рисует ее. Религиозные войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623 – 1626 годами. Но Рубенс, как никто, знал о своих слабостях.
Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Четыре с половиной метра высота полотна — шесть дней работы.
И плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове. Да, она успела узнать многое о нем, о Рубенсе и он чувствует это.
Она датирована примерно 1616—1618 годами. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины.
Ажурная колонна. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Чтобы убедиться в том, ещё раз обратимся к живописи Рубенса.
Что случилось. Буонарроти отдал всего себя искусству. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. Тогда мне не пришлось бы терять время, деньги и награды всякого рода ради недостойных меня произведений, которые каждый может исполнить к удовлетворению Его Светлости» 160 (англ. ) русск., состоявший художником при дворе. Словом, начинающий художник сделал все, чтобы стать мастером. Питер Пауль — жизнелюб. И ни одного похожего.
Куда-то убежала улыбка, ранее отраженная на рисунке. Ведь он записал однажды: «Придворная жизнь стала ненавистна». Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма»., являвшиеся его отдалёнными родственниками и 160 (англ. ), состоявший художником при дворе. Да, она много знает.
Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем» – на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки1. Рубенс сделал зрителя свидетелем казни. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914.
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций («Автопортрет с Изабеллой Брант»), отличающихся любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний изысканным колоритом. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Уму непостижимо создание «Поклонения волхвов». В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Мастер взглянул на картину и модель.
Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Работа не подписана автором2. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Художник хотел передать в картинах борьбусил природы, ее могущество. Это мог быть ангельский лик человеческой натуры в её божественном сиянии (серебристое струение фигураций в Прелюдии До мажориз I тома «Хорошо темперированного клавира»). Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и (fr).
Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Работать ему с каждым годом становилось всё труднее из-за прогрессирующей подагры. Воздух времени, которым дышит художник.
В 10-е гг. «Камеристка» Рубенса несет в себе пороки и достоинства своего времени. Два человека глядели на него. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии.
Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel».
Галерея образов близких и родных выделяется в творчестве фламандца, разительно отличаясь от картин на библейские темы и парадных портретов венценосных особ. Но мастер предельно осторожен. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях.
Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Главное — глаза, пристальные, остро внимательные, может, даже недоверчивые. Рубенс тяжело переживал эти утраты.
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Каждый зритель может стать счастливым Колумбом или Васко да Гамой, открыв новую красоту. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе16. Слишком много предательств видел он. Различные виды искусства взаимодействуют (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый театр жизни, сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника.
Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Ослепительные мавры. Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории и эмблеме достигает теперь, казалось бы, своего апогея однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное начало (к примеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы уподобляются живым природным стихиям, а литературный язык обретает новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора). Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Миф повествует о том, что Адонис был плодом любви царя Кинира Пафосского (на Кипре) и его дочери Мирры. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2.
Иначе еще не бывало в истории. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Работа не подписана автором. Ему совершенно несвойственно низвергать кумиры.
Не менее прозрачны и золотистые волосы на темном коричневом фоне. Фламандская живопись XVII в. — подлинный гимн силеи мужеству человека. Это вовсе не его любимый тип женщины. Рубенс тяжело переживал эти утраты3.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Сдержанный колорит картины построен на переходе от тёмного платья, почти сливающегося с коричневым фоном, к тёплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов. Почти подросток.
Молодой художник проводит сотни часов в Сикстине, пораженный вихревыми ритмами «Страшного суда» и грандиозной пластикой плафона, где каждая пядь — неодолимая высота искусства. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Ей были свойственны грация, спокойное изящество уверенной в себе юной женщины. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). И это, наконец, мог быть бесподобный оазис света, высшей мудрости и человечности, гармонии земного и небесного, которую дарует чувство возвышенной красоты бытия (Арияиз оркестровой Сюиты 3).
Ни единая морщинка не омрачает гладкое чело камеристки. Время. Рубенс жил в эпоху, когда широкое развитиев искусстве Европы получил стиль барокко.
Даже пригвождённый к кресту, Христос Рубенса не безответный страдалец, а господин Своей судьбы. Тысячи касаний. Не раз глядел в глаза королей, герцогов, кардиналов и научился скрывать свои мысли.
По задумчивому лицу скользит улыбка, она подчёркивает ум, тонкость изящество и душевное богатство девушки. Они немы. Ещё один набросок рубенсовской школы— девочки, очень похожей на Клару Серену, — хранится в музее Метрополитен. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии.
Таково материальное основание их счастливой семейной жизни, которую освещает благодать согласия, душевной гармонии и взаимной нежности, что передано всей суммой средств – от жеста сплетённых рук до единой тональной гаммы, передающей дух сдержанной роскоши и отменного вкуса. Работа над картиной была надёжно отлажена. Выхолена борода. Как изменилась она с того дня, когда он сделал свой первый рисунок. Все до дна. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась.
Действительно, крупнейшие его мастера, законодатели вкуса, такие (если говорить только об изобразительном искусстве и архитектуре), как Л. Бернини и Ф. Борромини в Италии, Д. Веласкес в Испании, П. П. Рубенс и А. Ван Дейк во Фландрии, работают в католической среде однако религиозные и политические программы их образов нисколько не подавляют силу творческой личности, являющей свою гуманистическую мудрость в строгих условиях придворного этикета или церковного ритуала. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость. Всего двенадцать месяцев Но сколько картин, портретов, эскизов сотворил мастер. С наибольшей достоверностью воссоздана им торжественнаяцеремония в картине «Коронация Марии Медичи» (Лувр, Париж).
Ведь Рубенс не слишком баловал придворных портретами: он был занят иными делами. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Лицо стало непроницаемо.
Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Мастер. Не разбиться.
Блеснули кольца на узкой бледной руке. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. В 1653 г. Рубенс приобретает брабантское поместье Элевейт неподалёку от Мехелена.
На рисунке совсем юная придворная. Рубенс улыбнулся. Много у Рубенса и исторических произведений. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.
Именно после этого пополнения художественная коллекция Эрмитажа стала одной из наиболее богатых и известных в мире. Его центральная часть – "Водружение креста" – посвящена распятию Христа. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13.
Остаться существовать в милости и довольстве Чуть-чуть шелестит подкрахмаленное жабо. Вечерело. Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Бородатые мудрецы.
Она повзрослела за эти короткие недели на годы. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. Ей были свойственны грация, спокойноеизящество уверенной в себе юной женщины. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия».
Находясь в ноябре 1603 года в Испании, Рубенс излил эти свои претензии в письме к мантуанскому посланнику Аннибале Иберти Кьеппио: «Я соглашался на поездку для писания портретов, как на предлог— впрочем, малопочтенный— для получения более значительных работ я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Портрет камеристки инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов (около 1625) – портрет одновременно и парадный и глубоко человечный. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью.
Он любил жизнь, этот сын Фландрии. Впрочем, нет необходимости высказывать беспочвенные предположения о её судьбе, сочинять по поводу картины занимательную новеллу. Это мог быть ангельский лик человеческой натуры в её божественном сиянии (серебристое струение фигураций в Прелюдии До мажориз I тома Хорошо темперированного клавира). Глубокие синие тени неслышно прокрались в студию.
Отсчитывают минуты старые куранты. Гордое слово. Вторая осталась с Рубенсом навсегда. он расписал алтарь антверпенской церкви Святой Вальпургии. Эскиз был сохранён вместе с другими фамильными портретами семьи Рубенсов, вот таким образом родственные отношения с изображённой на нём моделью вполне возможны16.
Быстро завоеванная известность, обилие заказов, работа придворным живописцем испанских наместников Южных Нидерландов, брак по любви с Изабеллой Брант (Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) открывают блестящий период его творчества 1610-20-х гг. Умолкли колокола Флоренции. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта.
Это могла быть торжественная хвала мирозданию, гимн его красоте и величию в моменты светлой безмятежности, когда дух человеческий воспаряет к непреходящему (таково, к примеру, возвышенное, ничем не стесняемое пение струнных в Увертюреиз оркестровойСюиты 1). Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Я чувствую восторг весенних сумерек и тенистую прохладу дворцового парка. Такова ирония судьбы.
Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей. Остаться существовать в милости и довольстве. Однако, в отличие от них, автор достигает своей цели без жестокой моральной двусмысленности и гротескного изображения, срывающего покровы. На огромном полотне изображен распятыйХристос. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Микеланджело многим казался грубым, неуживчивым, почти неотесанным.
Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Широкий крахмальный воротник образует вокруг нее ореол, напоминающий нимб святых. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт.
Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». Этот Ришелье, дьявол в одеянии кардинала. Указывая на то, что Рубенс вновь и вновь возвращался к этому образу историки делали вывод о связи семейного18 или личного характера12. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. (Сыграли свою роль и хронические задержки с выплатой жалованья. ) В октябре 1608 г. он получил письмо от брата из Антверпена о том, что их мать находится на смертном одре.
На выпуклый лоб падают почти невесомые, шелковистые пряди волос. Светская учтивость, строгие рамки этикета не могут сдержать биения пульса природы. И снова погасли. На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на руках у Далилы. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Сколько бы вы ни называли имен мастеров, за каждым из них битва света и тьмы.
Она то кладет широкий мазок, намечая черный тон платья, то метко определяет каплю жемчужной серьги, то точно, как острейшая игла, ставит сверкающие блики на темных зрачках, то, почти неощутимо касаясь поверхности доски, чертит волнистые завитки шелковистых рыже-русых волос прически, то спокойно и широко прописывает фон. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки.
Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Он едет в Италию, на родину Ренессанса. Шуршит карандаш по листу бумаги. Обычно художники изображали распятие уже свершившимся. распахивает врата в еще не виданную никем вселенную своего «я».
Вижу длинные гулкие анфилады дворца и пыльные скрипучие витые лестницы. Но вздрагивающие тонкие ноздри острого, как клюв птицы, носика напряжены. Безвестная камеристка вряд ли могла заказать дорогостоящий портрет у придворного живописца.
Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Рубенс изображает облик целостно и последовательно, не теряя её женское естество, приближаясь в своём портрете к идеалу человеческой личности. Сверкнули глаза.
В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Тернист, нелегок был путь Рубенса к высотам творчества. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2.
Не забывайте, что лишь один ложный шаг, порою всего лишь неосторожное слово могли стоить очень дорого в ту далекую от нас пору. Художник отходит от мольберта и долго-долго глядит на модель и холст. 64x48 Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89.
Все, все, казалось, было у этого корифея барокко. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Венцом его сотрудничества с церковью стали грандиозные алтарные картины «Водружение креста» (1610) для церкви св. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Боже, подумает читатель, как все это банально.
Но иногда по ее непроницаемому лицу пробегала мимолетная грусть от каких-то ей одной ведомых неудач, а может быть, трудно давшихся успехов. «Камеристка» не нуждается в них. Изображения Изабеллы Брант, Елены Фоурмен, детей художника узнаваемы родственной теплотой и интимным настроением. Да, облик этого юного создания очень изменился. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. В абсолютно реальном и конкретном ракурсе примерно тот же мотив разрабатывается в принадлежащем Рубенсу Автопортрете с Изабеллой Брант (1609–1610).
Рубенс оставил в Париже законченный портрет Марии Медичи, величественный, державный. Плотно сжаты искусно нарисованные губки. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Жемчужно-белая пена официального воротника гранд-дамы становится прекрасным фоном для воссоздания живой прелести лица (предполагают, что художник написал здесь свою дочь и если это так, то легко объяснима его заинтересованность в создании шедевра). Вы погибнете ни за понюшку табаку, поверив в их русалочью прелесть. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. Однажды в Лондоне один придворный, увидев, что посолФландрии Рубенс стоит за мольбертом, удивленно спросил: «Господин посолзанимается живописью. » — «Нет, милорд, — отвечал Рубенс, — художник занимаетсяиногда дипломатией».
В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Портрет камеристки инфанты Изабеллы Середина 1620-х. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции «Водружение Креста» и «Снятие со Креста» отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт.
Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле. Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка – всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. Микеланджело и Боттичелли. До моего слуха долетают звон шпаг и стоны тайно убитых. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. В его холстах обычно царствуют крупные, пышнотелые, полные избытка жизненных сил героини. Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью.
Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56. За высокими окнами мастерской загорался закат. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Жемчужно-белая пена официального воротника гранд-дамы становится прекрасным фоном для воссоздания живой прелести лица (предполагают, что художник написал здесь свою дочь и если это так, то легко объяснима его «заинтересованность» в создании шедевра).
Он пишет супругу Изабеллу Брандт, не зная, что лишь год отделяет любимую от кончины. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». РУБЕНС (точнее Рюбенс, Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия — 30 мая 1640, Антверпен), фламандский художник, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко.
Потрясает нас, как вновь открытый материк. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Заключение Выдающийся фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, — мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности. Из них не вылетит ни одного лишнего слова. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению.
Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Она датирована примерно 1616 – 1618 годами. Ведь Рубенс сам — придворный. Испытующе вглядывается в нас Рубенс. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами.
XVII в. Рубенс много и плодотворно работал над церковными заказами. Мастер-пророк. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Но не хватало самого малого — силы.
Богоматерь с младенцем. Его жизнь. Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года.
Питер Пауль прилежно штудирует фрески великого Рафаэля в Ватикане. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе. Неповторимый. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена.
Перед ним была новая натура. Мягко обнимает изящную шею воздушное жабо. Она датирована примерно 1616—1618 годами.
Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастериев и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Но истинным его кумиром был творец фресок Сикстинской капеллы — Микеланджело. Две сестры.
Картина написана в поздний период творчества художника— состоявшегося мастера монументальных полотен, руководителя большой художественной мастерской. Вы погибнете ни за понюшку табаку, поверивв их русалочью прелесть. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. И снова я гляжу сегодня на «Камеристку» и словно ощущаю ее время. Не упасть. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Я вглядываюсь в удивленно поднятые, тщательно выщипанные брови, в широко расставленные глаза, в дрожащие краешки чуть-чуть припухлых губ, вот-вот готовых улыбнуться.
Пожалуй, лишь яростный Тинторетто был способен на такой подвиг. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Рубенс достигает единства цветового звучания картин, которое строится на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок (Персей и Андромеда, 1620-21, Эрмитаж). «Камеристка» не нуждается в них. Рубенс не был Гойей.
В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Он принял участие в проектировании орденом антверпенской церкви св. Создает портрет (о гримасы судьбы. ) Сусанны Фоурмен, сестры будущей его второй жены. Поправила прическу. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 г. ) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру.
В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью.
Ведь он дипломат. Восторгается шедеврами живописи, скульптуры, архитектуры. Так в величайшем напряжении всех сил, всего умения родился этот шедевр. Верблюды. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4.
Ведь иногда художник находит модель, в которой видит частицу себя, а иногда и всего себя. Мастер пишет, как поет птица, вдохновенно, без нот. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Он на миг потерял внутренний контакт с моделью и женщина мгновенно почувствовала это. Рубенс писал. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Рубенс тяжело переживал эти утраты.
Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14 другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса15. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (). Со страстным «языческим» жизнелюбием Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия («Союз Земли и Воды», «Похищение дочерей Левкиппа»). «Камеристка» не нуждается в них.
Правда, все относительно ибо любой «плохой Рубенс» лучше во сто крат иного другого полотна, но разговор-то идет о вершинах мирового искусства и когда мы любуемся шедеврами, созданными волшебной кистью самого Леонардо или самого Рубенса, у нас невольно возникает горчайшая, но неотступная и простая до тривиальности мысль: сколько бы могли эти мастера создать неподражаемых полотен, таинственных и великолепных, если бы И тут мы мгновенно зрим Леонардо, запускающего шутихи-фейерверки при дворе Лодовико Моро или мастерящего диковинных чудовищ на потеху светлейшему папе Льву X или слышим топот коня, несущего Рубенса в очередную рискованную многомесячную поездку. Ах, этот полный тайн, удивительный, почти волшебный 1625 год. По-лисьи, ласково и немного жутковато взирают на нас эти немигающие глазки. У него не было святой, яростной цельности Микеланджело. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29.
Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Этой силе нет преград для исполнения самой заветной мечты. Кисть мастера, вновь превратившись в тончайшую иглу, рисует еле заметные черточки ресниц. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. «У Рубенса было столько талантов, — заметил один из его покровителей, — что его умение рисовать следует отнести к самому последнему». Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Она не может показать своей заботы. В 1б10-1611 гг. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована.
Естественно, справиться с таким количеством заказов в одиночку Рубенс не мог. Когда дети выросли, они узнали свою историю и убили Амулия и решили основать новый город. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Столкновения двуединых начал — человека житейского и человека-творца.
Эскиз был сохранён вместе с другими фамильными портретами семьи Рубенсов, вот таким образом родственные отношения с изображённой на нём моделью вполне возможны. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась.
Ведь иногдахудожник находит модель, в которой видит частицу себя, а иногда и всегосебя. Одна, смертная, вздохнула и, присев в глубоком реверансе исчезла. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения.