Крошечная фигурка мальчика-пастушка в отцовском картузе как бы держит композицию картины. Дервиз окончил также Училище правоведения. 1892. Продолжая начатую в предыдущих статьях характеристику личности Серова, основных этапов его жизни и среды, вне которой трудно понять его стремления и идеалы, хотелось бы подчеркнуть, что близкая «атмосфера» царила в другом, не менее важном для Серова как человека и гражданина культурном очаге— расположенной близ Твери усадьбе Домотканово. Императрица обиделась и удалилась, Николай только рассмеялся. Нашли. О последнем мать – а она переживет не только мужа, но и сына – впоследствии напишет мемуары – «Как рос мой сын».
После того, как Репин увидел нарисованную Серовым фигуру горбуна (впоследствии Репин использовал его в картине «Крестный ход в Курской губернии»), он сказал ученику — «Антоша, вам пора учиться. навязать всё, что угодно» и не любила холодный, казенный Петербург, который «коверкает, . Забелина (1892) несравненного знатока русского быта и языка, трагически мятущегося писателя Н. Лескова (1894) печально смотрящего «бархатными» глазами простого и изящного И. Левитана (1892) и добродушно-уютного К. Коровина (1891), запечатленного в характерной для него обстановке «живописного беспорядка» сохранившего и в «столицах» вольный разинский дух казака В. Сурикова (конец 1890-х) и многие другие подобные работы Серова могли бы составить отдельную выставку лучших деятелей русской культуры, увиденных глазами человека, глубоко чувствующего и понимающего самую сущность их таланта. Зачем.
Репин так говорил про Тошу Серова: «я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве» («Геркулесу» было всего 10 лет), а потом: «Ну, Антон (так почему-то называли юного Валентина), пора поступать в Академию». Особенно жестки и пронизаны высокой иронией серовские «оценки формой» в некоторых поздних портретах, например, в знаменитом портрете претенциозной и вздорной княгини О. Орловой» (1911). Серова – родная и любимая с детства.
Пиши мне скорей. Белый). Нередко острота и «невыигрышность» (при всем поразительном сходстве) серовских портретов вызывали недовольство моделей и обвинения художника в «скучной классовой предубежденности» (кн.
Серов молча протянул ей палитру. Иесли его живописная манера со временем менялась (онпостоянно искал всё большей лаконичности и емкости решений, отчасти усваивал помогавшие в его поисках качества живописи современных ему европейских мастеров), то специфический русский психологизм, отношение к глазам человека как зеркалу души были постоянными и ценнейшими качествами его портретов. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. Дело Тверского жандармского управления 1888г. ). Вместе с Репиным юный «Тоша» (сокращенное от «Валентоша» впрочем, домашние и друзья иногда звали Валентина Серова и вовсе «Антоша» или даже Антоном) ездил на этюды в Запорожье, вместе со своим наставником делал эскизы для знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Это был милый дух дома. Его полотном заинтересовался Павел Третьяков. Серовым было исполнено еще несколько портретов НиколаяII, среди которых самым известным и по всеобщему признанию, «до жути» похожим стал портрет царя в тужурке Преображенского полка (навыставке представлено его авторское повторение: оригинал был исколот штыками революционных матросов в 1917 году). Отец (Александр Серов) – крайне обаятельный композитор, мать (Валентина Бергман) – закончила Консерваторию, ученица Рубинштейна, стипендиатка Русского музыкального общества.
П. Чехов). Начал этюд, пейзаж (не веселенький). (Центральный госархив Октябрьской революции. Замкнутая для постороннего глаза, даже суровая.
Дм. Заступничество помогло – Мамонтова перевели из тюрьмы под домашний арест. То свежих и ярких («Зимой»), то задумчивых, соединявших чувство скромной красоты осенних полей и невеселое знание о вековой бедности народа («Октябрь. Что пароход.
Я решил вот так: ведь ты, кажется, собираешься сюда, в Москву погостить к своим. От Сикстинской капеллы он не мог оторваться. Прежде она часто гостила здесь в доме Николая Васильевича Верещагина, который держал здесь знаменитую на всю Россию сыроварню (см. заметку «На родине русского сыра»). Толстой снабдил ее специально написанной пьесой «Первый винокур», которую она поставила в Едимоново – с собственной музыкой и декорациями знаменитого Верещагина. Пишет ли он что.
Конечно, не всегда это бывает, но все же довольно часто. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Мне это нужно знать и об этом, прошу, напиши мне. Ктому же среди его заказных работ есть и написанные с явной симпатией— например, «Портрет З. Юсуповой», образ которой современники сравнивали с «птицей в золотой клетке».
Это «влеченье, род недуга» началось в Абрамцеве в тринадцатилетнем возрасте, там же оно развивалось, окрепло в юношеские годы и выковалось в своеобразный серовский стиль в Домотканове после женитьбы. Мы разделись, уселись и начали листать «книгу комплиментов», чтобы скоротать время.
Ты ведь все-таки мало от меня слышала о Мамонтовых2. Репин не то чтобы помог, он практически заменил мальчику рано ушедшего отца. Как живет Адел Сем2, не мучают ли ее воспоминания. Но есть у Серова и портрет отца – причем живописный, большеформатный (отец, Александр Серов – автор опер «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила», автор симфоний, первый постановщик в России оперы Вагнера «Лоэнгрин», а также автор двух с половиной сотен статей о музыке). Что пароход.
Обращался Серов и к образам столь многих в России того времени «политических» ссыльных. и т. д». Он умер, не остановившись окончательно ни на чём. «Записки» остались неоконченными, хронологический охват написанного: 1909-1911, 1915-1925.
Гостеприимная усадьба Домотканово, где постоянно жили и гостили многочисленные родственники и друзья хозяев, на долгие годы стала заметным центром земской деятельности и одним из культурных оазисов в Тверской губернии. Что поезд. На берегу моря показался Севастополь, но тут опять туннель.
В результате Репин практически заменил мальчику рано ушедшего отца, называл Валентина Серова «зарождающимся Геркулесом в искусстве» — при том, что «Геркулесу» тогда было всего 12 лет. В Девочке с персиками изображена дочь С. И. Мамонтова – Вера.
Онговорил осебе: «Янепортретист. Я его видел несколько раз: он просто гвардейский поручик». Для него отрадным было то, что доставляло ему искреннюю радость.
Выехали — белая стена в скале ослепительно блестела, так что глазам больно. Серов купил усадьбу у Дервиза. Приезд жены к ссыльному», не включенные ни в каталог, ни в экспозицию нынешней выставки. Летом 1888 года Серов тоже «расписался» не на шутку. Миропомазание НиколаяII в Успенском соборе» (1896).
Вырулили правильно исключительно благодаря опыту мужа – его «глаз, как у собаки и нюх, как у орла» не подвёл. Ты вот что мне скажи: когда вы едете в Питер. Увидели скоро посреди поля поворот налево и вожделенный указатель. По дороге едут татары в телегах, запряженных парою волов или лошадей.
Кто-то здесь стал рассказывать про больного ребенка, я быстро вспомнил Мишу, его смерть3, мне почти сделалось дурно, сердце страшно билось и заныло, я чуть не вскрикнул. Кстати, сам Серов, написавший около полутора сотен портретов, портретистом себя несчитал. Сам он очень ценил (ипослал в последний год жизни на Всемирную выставку в Риме) картину «Баба в телеге» (1895), заставляющую вспоминать образы Перова и Чехова. Серову же чувство «солнечной меры» и способность точно называть явления жизни «своими именами» было органически присуще., а где это написано. Жаль, конечно, что не услышали её «дивные рассказы про Серова», но зато в тишине и спокойствии всё сами посмотрели. Дуэль состоялась конечно, его рисунок оказался лучше и он сейчас же подарил его кузине. Кони-подростки бегут к водопою, пьют и отходят. Помню мое удивление: папа с одним из рабочих тащат зеленую садовую скамейку, которая всегда стояла у нас на нижнем балконе и ставят ее в боковой липовой аллее.
Молодая хозяйка всегда мечтала жить на земле хозяин с наслаждением писал акварелью окрестные пейзажи, но при этом серьезно включился в земские проблемы и (до кончины жены) энергично занимался устройством и модернизацией хозяйства – и своего и крестьянского. «Девушка, освещенная солнцем»— неединственный известный портрет Марии Симонович работы Валентина Серова. Вчера здесь один господин играл симфонию Бетховена. Особенно замечательна в этом смысле гуашь «Выезд императора ПетраII и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту» (1900), в которой он «столкнул» на одной проселочной дороге «две России» изобразив несущихся во весь опор «сиятельных» всадников, едва не сбивших с ног бредущих по размокшей осенней проселочной дороге странников.
Я хотел бы быть свободным художником и— только. В Абрамцеве он создал знаменитое полотно Девочка с персиками. Виделся, конечно, каждый день. (Видишь, я тоже перечитываю те книги, которые читал или читаю, как и ты. ) Работать начал только теперь. Если не верите, можете поискать эту фразу в блогах интернета.
Надо сказать, что Серов в данном случае «присвоил» императору чин более высокий, чем Чехов, который говорил в кругу Толстого: «Одни говорят, что он малоумный, другие— что он идиот. Вначале Серов шел ощупью, немножко из подражания Репину, работавшему в Абрамцеве над сугубо крестьянскими темами – «Проводы новобранца», «Крестный ход», - но уже и там у него были свои собственные темы и свой серовский подход к крестьянскому быту. Серова – Надежде Яковлевне Симонович (1866-1908). В 1892 году Валентин Александрович по протекции своего учителя Репина получил крупный заказ от харьковских дворян на написание портрета Александра III и его семьи во время торжественного вхождения в главный зал собрания дворян в Харькове.
Как его романсы7. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное, — написал он одному из друзей. Истовая шестидесятница, она также считалась в свое время «красной и революционеркой».
Серов был за обычную перспективу. Побывав в первый раз в Италии, он говорил мне, что самое сильное впечатление из произведений искусства на него произвела «Мадонна» Микеланджело (неоконченная) и затем, когда он побывал в Риме, опять Микеланджело его поразил больше всего.
Сдетства впитывали «идеалы гуманности и чести» и младшие обитательницы имения— сестры Маша, Аделаида, Нина, сводная сестра Серова Надя Немчинова, а также воспитанница семьи Ольга Трубникова— девушка «похожая на ангела», по выражению художника П. Чистякова, — ставшая в 1889 году женой и верным другом Серова. Портреты композиторов А. Серова (1889), для этого ретроспективного портрета он использовал собственную фотографию в «роли» отца и Н. Римского-Корсакова (1898) похожего на пушкинского Пимена — историка Древней РусиИ.
Тебя хорошо помню и не было, да, кажется, не было дня, чтоб я тебя не припоминал. «Приезжал он сюда, – добавляет О. В. Серова, – как в родной свой дом». Я довольно живо и ярко представляю это впечатление красивой группы — вообще всей картины. В 1912-м вышла замуж за Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964) – знаменитого впоследствии художника книги, мастера гравюры, педагога, теоретика искусства. От самого барского дома остались стены (мы их видели рядом с флигелем).
Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, – вот, в сущности, тема картины. Скоро и вас всех повидаю, ведь уж времени осталось не бог весть сколько. В то же время cеровские работы, при определенном сходстве их «стильности» с «ностальгическими» интонациями петербургских «ретроспективных мечтателей» имели и значительные отличия, прежде всего— в присутствии в них памяти о России не только «петербургской», но и почвенной, народной.
Государственная Третьяковская галерея. Как я понимаю, у Дервиза и Симонович было две дочки, Елена (Леля – на картине выше) и Мария. Жизнь в Домотканово, конечно, не была «беспечальной». Часто, по словам Дервиза, «после изготовления скучных и особенно нудных (вследствие необходимости их писать) заказных портретов.
Валентин Серов экспериментировал стехникой иматериалами. Но это не важно. Возникшее в процессе общения с царской семьей чувство человеческой мелкости, незначительности ее членов и вопиющее несоответствие реального образа царя с масштабами и «проклятыми» вопросами России со временем перешло у Серова (как вспоминала Г. Гиршман) в «презрение», отразившееся и в «неслыханно дерзком» отказе его работать «в этом доме» и в позднейших сравнениях НиколаяII с капитаном из купринского «Поединка» (перечитайте повесть и обратите внимание на образ капитана Сливы— вялого, обрюзгшего, с ничего не выражающим лицом и выпуклыми водянистыми глазами).
Репину тогда было всего 30 лет, однако он уже был признанным художником. Часто по этому и другим поводам мучает совесть иногда и хандра бывает, но вообще весел. Владимир Дмитриевич Дервиз много лет активно работал в земстве, решая вопросы образования, «народного здравия» и прочее избирался председателем Тверской уездной и губернской земских управ. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».
Подходящее для работы место они отыскали всаду вдвоем. с «Девочкой с персиками» (. Он тоже был рассержен и ушёл, не помирившись. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». Кроме этой работы (с натурщиков) в Академии, сочиняю дома на сюжет, хотя и заданный Академией, но на этот раз очень милый.
Ее отец – Владимир Дмитриевич фон Дервиз (1859-1937) – художник, акварелист учился в Императорской Академии художеств вместе с В. А. Лермонтовская Морская царевна. Я послушался и недели полторы ничего не делал, т. е. не писал, а принялся по его же совету за чтение (советовал тоже не стеснять себя выбором, читать все: научное, беллетристику, путешествия и т. д. ). Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией. ВТретьяковской галерее хранятся два варианта композиции «Встреча. Художник подарил его кузине иона увезла картину вПариж.
Он также увлекался лыжным спортом и играл с увлечением в городки. Долго уж мы едем, а до гор еще далеко.
Нас провели в небольшую комнату, где на стенах висели картины и рядами стояли длинные столы и лавки. Так возник феномен серовских портретов-характеристик, в которых иные современники усматривали «злость» художника, а иные, более глубоко понимающие суть его искусства, — «Страшный суд исполненный с огромной любовью и силой» (А. Он, кажется, тебе все больше и больше нравится.
Они достаточно подробно описаны в обширной литературе о Серове (вчастности, в книге В. Леняшина «Портретная живопись В. Серова 1900-х годов».
Все происходило просто, присутствовали одни родственники. Валериан Дм. Есть в наследии Серова и работы, в которых он не уступает в силе сопереживания народным страдания Перову и другим «шестидесятникам», запечатлевая эпизоды обнищания беднейшей части народа («Безлошадный») и страшного голода в селе Судосево (Симбирской губернии), где его мать все силы и средства отдавала на помощь крестьянам («Голод»).
Другой раз зимой в сумерки кто-то закричал: «Смотрите, смотрите, Валентин Александрович медведем нарядился. ». Ал. В действительности пруд небольшой и смотрел Вал. Я уже здесь, в Абрамцеве1 около 2-х недель.
Не мог же я писать этот портрет с любовью и нежностью». Серова. Ах. Уже хотели отловить какого-нибудь местного жителя, чтобы уточнить, правильно ли мы едем.
Вместе с Чеховым (которого он, по воспоминаниям художника Н. Ульянова, «обожал» и акварельный портрет которого исполнил в 1901 году), он мог бы сказать: «Я не либерал, не консерватор, не постепеновец, не монах, не индифферентист. Любил верховую езду и ездил великолепно. Валер. Репин так говорил про Тошу Серова: «я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве» («Геркулесу» было всего 10 лет), а потом: «Ну, Антон, пора поступать в Академию». На Лозовой взяли билет прямо на Севастополь.
Приехать к вам в Ясски теперь уже не придется1. Более того, после успеха, который имел его «Портрет АлександраIII с семьей» (1892–1894), Серов стал чуть ли ни модным портретистом, получая много заказов от императорского двора, купцов и аристократов. Репин не то чтобы помог, он практически заменил мальчику рано ушедшего отца. В портретах АлександраIII, с семейного (несохранившегося) портрета которого начался «роман» Серова с императорской фамилией, так или иначе присутствует ощущение нависающей, давящей, недоброй холодной силы, возникшее у Серова уже в начале работы, когда обстановка встречи царя у Аничкова дворца вызвала ассоциацию с древней Ассирией времен Навуходоносора. Обычно, говоря об этих эскизах, восхищаются их действительно «изумительным живописным богатством» (Грабарь).
Не знаю, что тебе написать о лицах, меня окружающих. Л., 1986), хотя практически не учтены устроителями выставки, как и вообще ключевая для творчества Серова проблема основ смыслообразования, «сердцевины» его искусства. Сына она оставляет то у знакомых в некоей народнической «коммуне», то у родственников, то в Абрамцеве у Мамонтовых. Водин изприездов, в1895 году, Валентин Серов написал второй еепортрет. Это место подарило ему вдохновение для множества замечательных пейзажей и портретов.
Тот же Грабарь справедливо утверждал, что, если бы Серов не работал в других жанрах, он «мог бы перейти в историю как «крестьянский Серов»: так много лет, сил, любви и таланта отдал он изображению русской деревни и крестьянского быта. Ох, я сам знаю, что я негодяй. Знаменитые люди часто, если не всегда, такие. Благословленная в 1865 году Герценом отдать все силы «на народное дело», она была одним из талантливейших педагогов России и вошла в историю (вместе с мужем) как создательница первых русских детских садов (1866), в программе которых были и элементы трудового воспитания и рисование и «родиноведение»— знакомство с русской историей, природой и фольклором. Кузина позировала Серову, сидя настарой скамейке под раскидистой липой. Свидетелем был Илья Ефимович Репин.
Работаю понемногу — сделано очень мало. В 1885 году он женился на двоюродной сестре В. А. Серов очень любил Домотканово, его природу. Главная изюминка Домотканово – это прогулка по усадебному парку, дорожки которого выводят к прудам, лавочкам, беседкам. Но тогда, в Домотканово, Валентин Серов пишет без устали: пейзажи, друзей, домочадцев. «Способность мыслить и страдать», особенности сокровенной жизни души и творческого дара замечательно переданы им в во многих портретах писателей, артистов, музыкантов и ученых. В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.
Билетики по 30р., но экскурсовод (им и была Светлана, директор музея) уже подустала и предложила нам просто самим походить, посмотреть. Мрачные «тени», однако, не мешали семье хранить атмосферу особой жизнерадостности, «деликатности» и гармонии, благотворно действовавшей на Серова, приезжавшего сюда ежегодно до конца дней (часто— с друзьями), причем он очень любил беседовать с мудрой А. Симонович. Мне почему-то часто вспоминается то время.
Симонович 1866–1908) — двоюродная сестра Серова, жена Владимира фон Дервиза, мать художницы Марии Фаворской (1887–1959). И хотя «география» творчества Серова в конце 1880-х и в 1890-х годах была достаточно многообразна (онвместе с Коровиным совершил поездку по Русскому Северу и работал в Костроме для П. Третьякова, не раз бывал в Петербурге, в Крыму и за границей), особенно любил работать он именно в Домотканове. Что поезд. Возродил в искусстве обстановочный портрет – портрет-картину.
Взглянув на них, он благодарил, что пришли, давал денег и говорил: «Нет, вы не совсем подходите». Русскую деревню, русского мужика, русскую бабу, неказистую деревенскую лошаденку он любил с нежностью необыкновенной. Конечно, очень важную часть творчества Серова 1890-х составляют исполненные им «для себя» многочисленные работы в портретном жанре. О. Я этому чистосердечно радуюсь, как его истинный друг. Она приехала сюда с напутствием Льва Толстого – заниматься просветительской деятельностью. Вообще, знаменитостей здесь хватало.
Валентин Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 году. И правда – Тоша выходит из папиного кабинета, где он обычно помещался, когда гостил у нас, – выходит одетый в меховые штаны (мехом наружу) и в меховую куртку, берет пастель и другие рисовальные принадлежности идет через весь двор и устраивается на складном стульчике около желоба, куда в этот предвечерний час пригоняют лошадей к водопою. «Записки» составлены в 1950-х годах художницей, живописцем и графиком Марией Владимировной Фаворской (1887 1959). Осталось каких-нибудь пять-шесть дней до вашего отъезда из деревни. А Серов сказал, что он как раз это любит.
И так уж случилось, что одну из самых значительных своих картин — знаменитую «Девушку, освещённую солнцем», он напишет не с возлюбленной, а со своей двоюродной сестрыМаши Симонович. «Девушкой, освещенной солнцем» стала двоюродная сестра Валентина Серова— Мария Симонович, скоторой художник был очень дружен. Ну, что делает В. фон Дервиз. Вскоре поблизости, в деревне Едимоново, обосновалась мать Серова, Валентина Семеновна.
Семья Симоновичей для В. А. Онписал художнику: «Навсякий случай сообщи цену, мне ужасно хочется, чтобыон был вгалерее». Домотканово»). Их венчание состоялось 29 января 1889 года в Петербурге в церкви Семеновского полка.
В этот день было очень жарко, ни облачка на небе. У города Александровска показались затопленные Днепром места — не то озера, не то болота. В 1869 году родители Валентина впервые взяли его с собой за границу, куда они поехали с целью посетить знаменитую оперу. Одна дверь на замке, вторая мало напоминает парадный вход. Тем не менее все-таки портрет особенного ничего из себя не представляет — увидите сами6. Чудная книга: я редкую книгу читал с таким удовольствием2.
Есть целый ряд указаний на то, что эта мысль его почти не покидала. Повезло мне – я первая заметила стрелку с надписью «на Тургиново» (внизу справа).
Именно ему обязана своей нынешней славой другая тверская деревушка — Домотканово (с 1930 называетсяКрасная новь), которой художник посвятил сразу несколько полотен. ). Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва)Художник, график. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. Живу я в свое удовольствие.
Серовым и М. А. мягкость и деликатность», но и «сходство его образа. Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. Что Серов и сделал. Ты вот да Надя2 (Лелю3 я не знаю), первая простая девочка, которую я встретил (а то все были порядком жеманны), девочка, с которой можно говорить по душе, хотя я видел вас мало и не говорил с вами ни разу так, но я уверен, что это можно бы было. Сараи около деревни Захеево Тоше понравились. Потом Академия.
Вл. Д. Стараюсь не выпускать ее из головы и так работать — может и выйдет что-нибудь. Вскоре Павел Третьяков приобрел «Девушку, освещенную солнцем» за300рублей. Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. Мы проезжали между скалами, ярко белевшими на голубом небе. Когда ее дом сгорел, Валентина Семеновна, перебралась в Домотканово.
И этой радостью проникнута «Девушка, освещенная солнцем» — один из лучших портретов в истории мировой живописи. Она посвятила жизнь воспитанию своих детей. Раз осенью сели мы в телегу (Тоша, Ниночка8, я и кучер) и поехали смотреть сенные сараи.
Недалеко от новой школы (в нескольких метрах) стоял под сенью вековых берез старый домик помещицы Колычевой именьице, которое папа купил тогда же, когда купил Домотканово (земли были смежные). 22декабря 1888 года Остроухов написал Валентину Серову: «Твое имя вТретьяковской галерее». Природа – вот что именно вдохновляло Валентина Серова в этом месте. Тоша долго искал позу для своей модели наконец, усадил ее на письменный стол у бабушки5 в комнате, так что она приходилась в простенке между окон свет с двух сторон падал сзади и золотил на просвет ее как будто гофренные пышные волосы. Серов действительно отрицательно относился к власти «плутократов», несправедливости и лицемерию современного ему общества. Аха, значит это должно быть и есть нужное шоссе.
Прости за беспорядочность, никакой последовательности в письмах, в этом в особенности. Как-нибудь расскажу, жаль, что вы не знаете ни одного из здешних лиц, не будет интересно. Буду говорить лучше о лице, более или менее тебе известном, — об Антокольском3. Валентин Серов планировал показать «Девушку, освещенную солнцем» навосьмой выставке московского Общества любителей художеств. Стоит отметить, что серовские портреты-характеристики АлександраIII в своей доминанте совпали с мнениями о последнем многих деятелей русской культуры и, возможно, по-своему способствовали решению знаменитого памятника исполненного в начале века близким Серову по духу скульптором— князем П. Трубецким, говорившим: «в глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нем». Антокольский хвалил, особенно за прием — это последнее меня очень радует, что прав Чистяков и его манера (это передай Дервизу).
Это, кстати, был единственный попавшийся нам на пути дорожный указатель. Вот дело, которое дороже всех на свете». Не случайно на его похоронах Репин произнес страстную, бурную речь, полную любви и восхищения, которую закончил так: «Серов сказал бы: «Хм, хм» и в этих «хм, хм» было бы больше смысла, чем во всех сказанных мною словах». Полтора века назад простой петербургской девушке Оле Трубниковой несказанно повезло.
Он разговаривал с кузиной (тоже художницей и хорошо знавшей и писавшей лошадей) о лошадях. Для этюдов Репин решил приехать сюда из Севастополя. В 15 лет он стал одним из самых молодых слушателей Академии художеств.
По словам матери художника, «Домотканово имело громадное воспитательное влияние на склад «твердого, граждански выработанного» характера Валентина Александровича, считавшего живущую здесь семью «своим нравственным термометром». К тому времени пьеса Серова-старшего «Вражья сила» была одной из самых популярных на московской сцене. В краткой газетной статье, конечно, не место характеризовать многообразный арсенал характеристических «оценочных» приемов и «отсылок» художника к неопределимой конкретно, но реальной трепетной «норме» жизни в «просвете бытия». Небольшой макет местности под стеклом дал нам полное представление, что здесь раньше было.
Скрипим по снегу ищем кассу с билетами. Да, Маша пишет, что вы сдружились как-то особенно — понимаю. Вычитали, что сюда часто привозят экскурсии на «крестьянские обеды» – длинные столы, как раз для и предназначены для этих целей. Мария (1887 – 1959) потом вышла замуж за Владимира Фаворского.
Воодушевленные мы ещё покрутили карту и поехали выруливать на Бурашевское шоссе (так обозначенное на карте) возможно преходящее (. ) в Тургиновское (не было на карте). Оказывая им широкое гостеприимство старается доставить им возможность к наибольшему между собой единению». Эту нелицеприятность серовских портретов-характеристик (современем становившихся всё более емкими и лаконичными), мы уже интуитивно (если, конечно, сохранили непосредственность восприятия и способность оценивать человека и искусство не только «по одежке») чувствуем и в портрете С. Боткиной— по определению самого Серова, «скучающей барыньки», запечатленной им так, «чтобы подчеркнуть одинокость этой модной картинки, ее расфуфыренность и нелепость мебели. Здесь он даже какое-то время преподавал в сельской школе рисование изучал крестьянский быт и повадки животных, создавая иллюстрации к произведениям Некрасова и, прежде всего, к любимым «Басням» Крылова (работу над ними он продолжал с 1890-х годов до конца своих дней). Большой известностью пользовались керамические изделия, выпускавшиеся гончарной мастерской Абрамцева, в которой особенно увлеченно работали сам Мамонтов, Врубель, К. Коровин и Серов.
Она надеялась на досуге подготовить к изданию неизвестные публике пьесы Александра Серова. А зря. У нас смеялись: «Как будто древнерусские смотрины – царь невесту выбирает». Если бы Серов не написал ни одного, портрета, он с не меньшим правом мог бы перейти в историю как «крестьянский Серов» : так много лет, сил, любви и таланта отдал он изображению русской деревни и крестьянского быта. Но Серову нужна была более тонкая красота.
Ну, довольно. Нельзя назвать их очень красивыми, но они были веселы и как-то мило красивы. Впечатления от последней страны он выразил в картине «Похищение Европы» (бык – бог Зевс, уносит на спине дочь финикийского царя, переплывая через Эгейское море). Как фон, там серые уходящие стены старого дома и колычевский сад, где двое детей Серовых (Оля и Саша) мелькают среди цветущей лужайки.
Затем, проходя по Моховой, мимо здания библиотеки университета, он обратил внимание спутника на русты, которыми украшен нижний этаж здания и сказал: «Смотрите, это всё крышки гробов, разной величины – на всякий рост». Однако прославился художник как мастер портрета. Везде как-то пустынно, только там, далеко виднеются синие горы, то — Крымские горы. Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Получив от отца (петербургского сенатора) свою долю капитала, Владимир Дмитриевич купил имение недалеко от Твери.
Но и здесь он сумел остаться, как он говорил, «просто художником», а точнее— сохранить цельность, верность идеалам и стремление быть реалистом в высшем смысле этого слова. Домотканово сыграло большую роль в творчестве Серова. Владимир Дмитриевич Дервиз (или фон Дервиз) (1859-1937), близкий друг В. Серова, был не только художником – переселившись в Домотканово, он проявил себя общественным деятелем и умелым хозяином. Расставаясь, они часто писали друг другу.
Она же, между прочим, терпеть не могла «либералов», «которые не знают русского народа, то есть считают его нулем и думают, что ему можно. Притом что Дервиз принадлежал к знатному дворянскому роду, он (как и все обитатели усадьбы) исповедовал «великодушные идеи» того времени и мечтал о равенстве и братстве людей. Беседа же с царем (который неожиданно увидел художника) запомнилась навсегда выражением недоверия, страха, холода и враждебности, которое приняло лицо императора при виде незнакомого человека. Приобретя имение, он не только с энтузиазмом начал создавать образцовое сельское хозяйство, но и построил школу для крестьянских детей и помогал (как и другие «домотакновцы») в постановке спектаклей организованного вездесущей матерью Серова в соседнем селе народного театра, для которого Л. Толстой специально написал пьесу «Первый винокур». «Я расписался», — когда-то давно писал А. С. Пушкин своей супруге в Санкт-Петербург из далёкого Болдино., что значит, тебе так кажется. Так значит – мы уже в музее. Вот дело, которое дороже всех на свете.
Умный он и начитанный (Аарон), но нетерпимый и в споре почти невозможен4. На руках Надежды Яковлевны младшая дочь — Елена Владимировна фон Дервиз (1889–1975) или, как её звали в семье, Лёля, ставшая впоследствии пианисткой. Поезжайте-ка Вы в Академию». Мы нырнули в комнаты. Когда выставка открылась, рядом спортретом уже висела табличка: «Собственность Третьякова». В вагоне в окнах видны одни бесконечные хохлацкие степи.
из близи, сидя у самой воды. (Леля – Ольга Федоровна Трубникова – стала впоследствии его женой. ) Будучи студентом, Валентин Серов привел к ним своего товарища Владимира фон Дервиза. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы». Мне все же очень жалко, что я не попал к вам в деревню. По кочковатой земле, покрытой выцветшей добела сухой травой, добрались до сараев. за Домоткановым установили плотный полицейский надзор, по результатам которого в 1890 году докладывалось, что «состоящий под негласным наблюдением землевладелец Тверского уезда Владимир Дмитриевич фон Дервиз.
Серов много путешествовал – по Германии, Италии, Греции. Плодом этой любви стали не только замечательные дети (их в семье художника было шестеро), но и 12 портретов самой Ольги. Рано смеркается зимой уже солнце зашло и желтая короткая зимняя заря горит на западе, переходя в зеленое холодное небо.
Сегодня он только уехал, а то все время был тут. Часто беседовали об искусстве, конечно. Они стояли в мелком лесу, далеко от деревни. Группа, наконец, вышла. Нарисовал портрет Антокольского. Часто просто слушал, как он спорил об искусстве же с Васнецовым (он здесь живет, ты не знаешь его. ) и другими.
Впервые попав в Домотканово, Серов буквально прикипел к нему душой. Япросто художник». Ну да это бешеное время уже прошло, да и слава богу.
Обе эти картины имели сенсационный успех и были восприняты как новое слово в искусстве, до сих пор они считаются жемчужинами отечественной живописи. Учился у И. Е.
Его жена, Надежда Яковлевна Дервиз (1866-1908), ангел-хранитель домоткановского дома, к сожалению, рано умерла. Серов. Это сказывалось, между прочим и в легендарной емкости и точности его словоупотребления в жизни: «одним словцом он давал полную характеристику лица» (Грабарь) и данные им определения долго повторялись в среде его знакомых, становились крылатыми словами. Здесь он написал множество пейзажей и «жанров в пейзаже», близких левитановским, но более тесно и непосредственно связанных с народным бытом. 1 Абрамцево — подмосковная усадьба С. И. и Е. Г. Мамонтовых, где подолгу гостили и плодотворно работали Антокольский, В. Васнецов, К. Коровин, Остроухов, Поленов, Репин, Серов, Шаляпин и другие. Поехали в так называемые «захеевские концы». Какие там дела.
Прости меня, что так долго не писал. Написан портрет в 1889 году. Когда в 1914 г. была выставка майолик гончарного завода Абрамцево, то среди экспонатов значились вазы Серова (В мире искусства. — Утро России, 1914, 115, 21 мая).
скорее «ехал в деревню и там выискивал красивое или интересное лицо и писал его с наслаждением». Мария Владимировна родилась и росла в усадьбе Домотканово. Смотри, не разлюби меня. Фаворский ко вторым – В. А. Проездом видел Адю, Сашу, Леопольда Ивановича8.
С детства рисовала, поощряемая другом отца и кузеном матери – В. А. Точнее, некая пространственная цезура, внутри которой на общем торжественном фоне резко выделяется послушно склоненная, словно подставляемая под ярмо или топор «выя» слабого человека, принимающего во владение огромную державу и явно не наделенного мощью и энергией, соответствующей ее величию. Как раз в 1888–1889гг. Результатом поездки Серова в Грецию были картины «Одиссей и Навзикая» (в нескольких редакциях) и многочисленные попытки изобразить Европу на быке. Познакомившись с Ольгой, Валентин Серов был ей полностью покорен. «Надя была человеком с повышенной чувствительностью, но ни словом не выдававшим этого.
Или – другая картина Вал. Сам работая на земле, Дервиз отдавал часть ее крестьянам в недорогую аренду, агитировал их объединяться в артели, выступал за отчуждение «нетрудовой» помещичьей собственности и в своей земской деятельности делал всё возможное для подъема уровня жизни народа. В 1907-1908 годах жила во Франции у своей тети Марии Львовой (Симонович) и занималась живописью в парижской мастерской Умбэра и Мартэна, а также слушала лекции в Ecole des Beaux Arts.
Он восторгался уменьем древних греков выбирать в природе места для своих сооружений. С. Щербатов) или беспредметной «злости». Остановились на дорожной вилке как витязи на распутье – одна дорога вела в «Бурашово», другая в неведомое. Читал еще Шевченко и еще что-то. Леля Дервиз. К первым прежде всего относится, конечно, В. А.
рассказ Чехова «Счастье»). Валентин Серов вэто время был вПетербурге, аего делами занимался пейзажист Илья Остроухов.
Серовым. Но написать успел лишь голову». Серов же, при всем великолепии передачи дворцового антуража и мира дорогих безделушек, решительно трансформировал стилистику портретов этого типа, «остраняя» ее (поизвестному выражению В. Шкловского) и используя как одно из средств характеристики «высокопоставленных» моделей в работах, по сути своей глубоко реалистических и бескомпромиссно правдивых, в социально-психологическом и нравственном планах.
С 1920-го по 1928-й жил и работал в Сергиеве (позже Загорск) – сначала в Комиссии по охране памятников Троице-Сергиевой Лавры (в тяжелейших бытовых условиях 1922 года при изъятии властями «церковных ценностей» он вместе с Ю. А. Приезжая вРоссию, Мария Львова часто гостила вДомотканове. Первые работы вэтом жанре Серов создал вАбрамцевском кружке, где подружился ссемьей Мамонтовых. Ну, прощай, обнимаю и целую тебя.
Это ваше письмо, не последнее, а предпоследнее, просто мне душу надрывало. Вообще нелюбовь русских к топографическим дорожным меткам всем известна. Онговорил: «Внынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Мороз крепчает. В доме Якова Симоновича воспитывалась девочка Ольга Трубникова, она была лучшей подругой Марии Симонович. Ну, в самом городе, ещё можно как-то ориентироваться по названиям улиц, но только выезжаешь за городские пределы – всё, включай собственную сенсорику и крути головой, как сова (на 180).
Надежда Яковлевна фон Дервиз (урожд. У нее в планах – дописать недописанную оперу мужа, написать собственную (напишет и не одну). Мы очень много увидели старых фотографий, прочитали о семье Серова.
С самого начала обустройства хозяйства и позже среди обитателей усадьбы он был всегда «своим и со своими». После ехали по берегу: вода тут имела разные зеленые и лиловатые отливы. Репродукция висит в музее. Природа – вот что именно вдохновляло Валентина Серова в этом месте. Он – автор интересных воспоминаний о Серове.
Помимо Серова, в Домотканове гостили Врубель, Левитан, Фаворский. Для фигуры позировал натурщик интерьер с конторкой тоже был воссоздан – в общем, Валентин Серов работал в привычной для себя манере. В январе 1886 года ее трижды поставил Большой театр, а друг семьи Серовых и владелец первого частного театра Савва ИвановичМамонтов (именно его дочь Вера и есть та самая девочка с персиками со знаменитой картины Серова) обещал поставить эту пьесу.
Но вдруг увидели перед собой (ехали вперёд никуда не сворачивая) припаркованный экскурсионный автобус и картонку на палочке с «Добро пожаловать в дом-музей Серова». Кстати, его родители, тоже весьма незаурядные личности. По воспоминаниям Нины Симонович-Ефимовой, портрет был написан на листе кровельного железа, оставшегося после перекрытия крыши домоткановского дома, во время редких приездов художника в 1888 и 1889: «Ребенок, которого Надя держит на руках, — это сперва была Маруся, месяцев пяти, а при продолжении живописи в следующий приезд — Лёля, в более старшем возрасте, чем прежний ребенок. «Ароматный воздух полей проникал в самую душу, – вспоминала дочь художника, О. В. Серова. Серов получил заказ – изобразить Пушкина в аллее. Врубелем, с которыми сохранил в дальнейшем близкую дружбу. Грабарь писал, что при взгляде на нее «кажется, что свои «думы» есть у воды, у леса, у травы и даже у телеги» (ср.
Какие там дела. Она пишет тоже, что ты очень любишь Дервиза. Ах, что это Дервиз затеял, что с ним.
Чистякова (1880-1885, не окончил). Мы не ошиблись. Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Ну, да, впрочем, к черту.