Картина «Положение во гроб» написана Тицианом в 1559 году.
Художник восхищается Магдалиной: человек прекрасен, его чувства ярки и значительны. Сложная иконография, порожденная религиозной экзальтированностью мадридского двора, образующего в картине как бы единое целое с Небесным царством, позволила по-разному интерпретировать произведение, считавшееся то изображением Рая, то – «Страшного суда». Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Сближается с Аретино и Сансовино, которые переехали в Венецию после разгрома Рима. Под стулом спрятались два ангелочка. Девушки на картине одеты в неяркие, бытовые крестьянские одежды.
Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св. Они отражаются в зеркале, находясь за спиной зрителя, а художник пишет их портрет. от пожара «Убиении св.
Вскоре случилось очередное несчастье, умер отец Тициана. Другие члены композиции представляют «единую группу, как бы единое тело, возникающее из совокупности положений, отличающих разные стадии общего ниспадающего движения». К 1533 году относится полотно «Венера и Адонис» (Музей Прадо, Мадрид), сюжет которой показывает нам сцену расставания. V».
1530-1540 годы — время расцвета портретного искусства Тициана. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Слева от Христа стоит Мария Магдалина, её поза воинственна, она словно вопрошает: «За что это. ». В «земной» половине картины изображен богатый дом и приближающийся к нему всадник, которого очевидно за воротами ждет любящая и верная жена. Тело христа изогнуто к земле, я чувствую тяжесть в теле, безутешность, трагизм происходящего, скорбь и отчаяние, каждый по-своему переживает эту трагедию. К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
В том же, 1545 году Тициана пишет «Потрет молодого человека» (Палаццо Питти, Флоренция). Тициан едет в Пьеве ди Кадоре, где по его рисункам пишутся фрески. То же и со второй картиной на тему «Мученичество Святого Лаврентия», посланной в декабре 1567 года в Испанию и предназначавшейся для главного алтаря церкви монастыря Сан Лоренцо в Эскориале: она повторила композиционную схему использованную в предшествующем алтарном образе на этот же сюжет, написанном в 1559 году для церкви Крестоносцев, но изобразительный язык отличается особым, полным отчаяния драматизмом, в котором экспрессивные возможности тициановской поэтики последнего периода творчества доведены до крайней степени. В загоне честь, обычай, старина.
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Положение во гроб 1524-1526. Толпа на площади шумит, любопытствует, глумится. Христос попросил римский динарий, монету, которой и платили подать императору. Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами.
27 августа 1576 года Тициан умирает, 28 августа он торжественно похоронен в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». римскому императору, на что Христос ответил ему: Воздайте божье Богу, а кесарево – кесарю. «Заморские гости» – Николай Константинович Рерих. Былое ясное и безмятежное счастье бесповоротно нарушено. Художник долго искал себе новое жилище в тихом уединенном уголке.
Образ Виоланы позже появлялся во многих работах мастера («Любовь небесная и Любовь земная», «Соломея», «Молодая женщина с зеркалом», «Виолана» и других), как олицетворение истинной красоты и женственности. Положение во гроб. Силы прогресса в Италии продолжали существовать и давали себя знать в области культуры (Компанелло, Джордано Бруно), но социальная база их была слишком слаба. Юную деву нисколько не смущает её нагота. Девочка обнимает собачку, которая сидит на стуле.
1547. За счет этого красного цвета его фигура ощущается наиболее приближенной к зрителю. Заказанное ему в 1548 Лоренцо году Массоло, в 1557 году он закончил «Благовещение» для церкви Сан Доменико Мадлсоре в Неаполе в 1558 – «Распятие Христа с Мадонной» и «Святыми Домиником» и «Иоанном» для церкви Сан Доменико в Анконе и в 1559 – «Мученичество святого Лаврентия» для венецианской церкви Крестоносцев (впоследствии – церкви Иезуитов). Почетное место в галерее сохранившихся придворных портретов, принадлежащих кисти Тициана, занимает «Портрет Федерико II Гонзага» (около 1525-1529 гг., Музей Прадо, Мадрид), на котором дож запечатлен со своей любимой болонкой. Лицемер протягивает Христу динарий, весь облик его вызывающий и неприятный. То, что на картине присутствуют сугубо личные мотивы, более чем очевидно. Бывало, я со всем справлялся сам, Теперь нуждаюсь в помощи собратьев. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Падуя раскрыла перед Тицианом новый мир искусства.
Покрывало, в которое облачена мать Иисуса, традиционно синего цвета. Маленькая Лавиния была очень похожа на свою мать. Впестрой, разномастной толпе на площадиглавная фигура на переднем плане -толстый, богатый патриций в ярко-красноймантии поверх роскошного парчевогоодеяния (не намек ли на высших иерарховкатолической церкви. ). Впечатление такое, что он только что умер или даже – вотсейчас умирает у нее на руках.
К начальному периоду творчества художника относится и полотно «Сельский концерт» (около 1510 года, Лувр, Париж), на котором Тициану удалось передать удивительно гармоничное слияние человека с природой в прекрасный и тихий предвечерний час. Но «Флора» стала самой знаменитой из них, полотно множество раз копировалось и переписывалось другими художниками. В 1520 году был написан великолепный «Портрет мужчины с перчатками» (Лувр, Париж), на котором изображен типичный представитель интеллигенции того времени, близкий по духу к самому Тициану. Возле её сундука суетятся две служанки, подбирающие наряд для утреннего туалета хозяйки.
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана («Христос и грешница», «Цыганская мадонна») с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Одно, посланное Филиппу II – «Испания приходит на помощь Религии» изображает «Дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствии Святого Марк»а и выполнено с явным участием помощников другое, написано в память об участии испанского флота в битве при Лепанто и целиком принадлежит самому Тициану – для Дожей, Палаццо Два из них – официальные заказы. Но каков в итоге смысл создаваемого с такой живописной силой образа.
Он спокойно смотрит на фарисея, в его взгляде уверенность и немой вопрос: «Зачем ты искушаешь меня. ». Биограф Ридольфи упоминает. Эта стилистическая фаза, получившая название «магического импрессионизма», не была достойно оценена современниками, которым казалось, что обращение к такому стремительному и лаконичному стилю вызвано физическим увяданием старого художника и в особенности – утратой им остроты зрения. Сблизился с Джорджонеи испытал во многом его влияние. Поверья предков, словно старый хлам, Лишились силы, всякий смысл утратив.
СлаваТициана быстро распространилась повсей Италии, а затем и по всей ЗападнойЕвропе. Картина прекрасно передает характер коллекционера изображенного в «своей стихии» — вокруг него старинные книги, монеты, на стене то ли картина, то ли часть древней рукописи. Новый период творчества Тициана (1520-1530 годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма в Италии. Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали (Введение во храм, 1534-1538, Галерея Академии, Венеция Мадонна семьи Пезаро, 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция Венера Урбинская, 1538, Галерея Уффици, Флоренция). 4 К лучшим портретам этого периода относятся «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Портрет графа Антонио диПорчиа» (1535), «Портрет архитектора Джулио Романо» (около 1536), «Красавица» (1536-1537), «Кларисса Строцци» (около 1542), «РануччиоФарнезе» (1542), «Портрет ПьетроАретино» (1545).
По-гречески «Магдалина» означает уроженку города Мигдал-Эль. Торговля телом и преступность были распространены в Риме в то время. Озаренное светом тело Христа не похоже на мертвое тело – оно лишено мертвенной бледности. На ней образ кающейся Марии самый целомудренный. Это — Вера, увенчанная миртовым венком.
На картине «Портрете Пьетро Лретино» (Палаццо Питти, Флоренция) почти все пространство холста занято фигурой поэта. Пьетро Аретино, создатель ряда комедий, остроумных, хотя и не всегда безукоризненно пристойных новелл и поэм, был главным образом знаменит своими «суждениями», полушуточными предсказаниями, диалогами, письмами, широко публиковавшимися и представлявшими собой, по существу, произведения публицистического характера, где причудливо сочетались яркая и страстная защита свободной мысли и гуманизма, высмеивание ханжества и реакции с откровенным шантажом «сильных мира сего» всей Европы. к творчеству мастера. Тициан пишет портрет Павла III с внуками, портреты членов семьи Фарнезе, «Данаю».
Декоративный эффект усиливается разноцветными тканями. Застынет труп, его б уж класть в гробницу, Ан смотришь, ожил он и шевелится. Две парусные лодки плывут по морю, скорей всего издалека. Он отвергал требование его современника Дюрера. Картину следует рассматривать справа налево по часовой стрелке.
К последним шедеврам относятся «Положение во гроб» (1559), «Благовещение» (около 1564-1566), «Венера, завязывающая глаза Купидону» (около 1560-1565), «Несение креста» (1560-е), «Тарквиний и Лукреция» (1569-1571), «Св. Ее портрет был написан художником в 1600 году, но в 1945 году картина погибла в Берлине. В его взгляде гордость и спокойствие, лицо слегка приподнято верх, а брови нахмурены.
Скрытый смысл этого произведения интерпретировался по-разному, однако присутствие в правой части картины самого Тициана в облике Мидаса позволяет отдать предпочтение гипотезе, которая видит в ней горестные размышления художника над собственной жизнью, над своими иллюзиями о возможности «преобразить материю в драгоценное живописное изображение, угасшими из-за осознания совершенной ничтожности художественного творчества перед бедствиями истории». Именно в этом заключается то большое впечатление, оставляемое его последними творениями. При этом существовало множество реальных рабов. «Известные картины» – «Кларисса Строцци» -Тициан. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (15161518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. «Оплакивание Христа» из галереи Академии в Венеции предназначалось для капеллы в Христа церкви Фрари (благодаря этому Тициан надеялся получить разрешение быть там погребенным). Живопись Венеции основана на чувственном восприятии мира. Общая колористка картины вызывает тревожность.
в тициановском творчестве. К концу XV столетия, когда поездки португальцев в глубь Африканского континента привели к появлению черных рабов, а люди различных рас (татары, греки и др. ) покупались у турков итальянские рынки рабов сделали привычным мелькание экзотических лиц среди домашних слуг. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. И все этопроисходит в густом мраке, которого нарассеивает, но лишь еще более подчеркиваетзловещий, лихорадочный свет чадящихсветильников (кажется слышно, какпотрескивает огонь). Его ярко выраженный предпринимательский дух постоянно заставлял его требовать выплаты полагающихся ему денег, просить о чинах для себя и двух своих сыновей, с успехом заниматься торговлей древесиной. » (Антверпен). Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Именно эту красивую девушку изобразил художник в «Мадонне ди Лорето» и в некоторых других картинах.
В последующее время художник пишет для него несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Описание картины: одно из самых узнаваемых полотен Рубенса.
Мы можем выделить два основных этапа в творчестве Тициана: Тициан — мастер эпохи Высокого Возрождения (причем в первом этапе следует выделить ранний, «джорджоневский период» — до 1515/10 г. ) и Тициан — начиная примерно с 1540-х гг. По разным источникам, Тициан родился в 1477-м или 1480-м году. А на заднем плане сидит старец с двумя черепами в руках.
Отражение это — косвенное, не всегда, может быть, до конца осознанное и самим художником. Основным доказательством этой версии служит надпись, добавленная Пальмой. Чем многолюднее церемония, тем шире ее политическое воздействие. И если не следует преувеличивать «свобод» Венецианской олигархической республики, то все же сохранение светского характера культуры, сохранение до поры до времени некоторой доли экономического благополучия оказывало свое положительное влияние на развитие искусства, хотя в целом общий рост и усиление реакции давали себя знать и в Венеции.
Своеобразной данью таланту Джорджоне и тому, какую важную роль он сыграл в судьбе Тициана, стало восстановление художником сгоревшей в огне картины Джорджоне «Спящая Венера». С 1530-х гг. Самой первой дошедшей до нас работой художника следует считать картину, выполненную в 1502 году по заказу влиятельного венецианского семейства, «Папа Александр IV представляет Святому Петру Джакопо Пезаро». Цель Тициана – передать определенное душевное состояние.
8. На заднем плане – земля и небольшое поселение. Это впечатлениеусиливает поза и движение Никодима, который только что опустился на колени (плащ резко сполз с его плеча), чтобыпомочь: он трогает повисшую руку Христаи, подняв голову, заглядывает в его лицо или хочет услышать его последние слова. Тициана по праву можно назвать величайшим портретистом итальянского Возрождения.
Одаренный (он весьма успешно справился с завершением «Пьета», последней работы Тициана) но малосамостоятельный мастер, он во время своего пребывания в Риме проникся влиянием позднего маньеризма, в русле которого и продолжал работать до конца своей жизни, уже в период зарождения искусства барокко. Впечатление такое, что он только что умер или даже – вот сейчас умирает у нее на руках. В ее руках стеклянный сосуд как символ бренности земного и хрупкости счастья.
Художник выразилвэтой картинеторжество человеческого скотства и бессилие добра. Счастливый художник начал обустраиваться на новом месте. Но многие начатые работы оставались в течение месяцев и годов незавершенными. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Смерть на руку уже не так скора, Сражает не ударом топора. Картина поражает своей цельностью, грандиозностью.
Юдифь с головой ОлофренаОн создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 1520-е гг., Лувр, Париж). Важным этапом формирования творческой личности Тициана было его пребывание в Падуе. Вне зависимости от того изображают одетая или обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры (эпизод из литературной аллегории «Сон Полифема, написанной в 1467 г. ) или, что менее вероятно, символизирует любовь земную и небесную – ключ к пониманию содержания этого произведения лежит не в расшифровке сюжета. Художник необычайно тяжело перенес эту утрату.
1520 г. ) Ученика Тициана Париса Бордоне (1500—1571) выделяет незаурядное мастерство колорита, яркая декоративность живописи. Это же относится и к его замечательной «Венере с Адонисом» (Прадо), отличающейся, однако, большей непосредственной драматичностью страсти, чем большинство его остальных «поэзий» этого времени. Произведение можно рассматривать как гимн женской красоте.
«Девушка в меховой накидке», написанная в 1535 году (Художественно 8212 исторический музей, Вена) была заказной работой и являет собой аллегорию брака. Эта ясная и глубокая одухотворенность чувствуется в фигурах и алтарной композиции «Мадонна Пезаро» (1519—1526 церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари). В работе с цветом Тициан обращается к уже достигнутому, не забывая при этом всего нового. (1510) 1508. Но его ждало разочарование – дом был полностью разграблен. Две могучие колоннывозносятся ввысь.
Тициан едет в Болонью по случаю встречи императора Карла V и папы Павла III. Есть здесь и загадка. Положение во гробВ разделе Литература на вопрос Тема положение во гроб. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). По сравнению с предшествующим автопортретом, находящимся ныне в Берлине, Тициан в новом «Автопортрете» полностью изменил постановку фигуры изобразив себя в профиль одетым в черное с кистью – символом своей профессии – в руке и с золотой цепью на шее, которую мы уже видели в берлинском портрете. Девушка на заднем плане одета в белые, торжественные одежды. Захватывающей поэтической силой отличается также «Венера перед зеркалом» из Вашингтона (1554-1555) иконографически восходящая к знаменитой римской статуе богини из собрания Медичи.
К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. Выражение лица таково, словно он еще пытается бороться за жизнь, словно хочет что-то сказать (еще и рот полуоткрыт), но больше не может: глаза закрываются и левая рука упала бессильно. Эти женщины были вхожи во дворец кардинала и иногда они служили моделью для живописца. Изображение деталей, указывающих на его профессиональные занятия (статуэтка, монеты, книги, рама), не отвлекает внимание от характеристики лица Якопо Страда, чей взгляд вопросительно обращен за пределы картины, к зрителю. Тициан создает второе Венчаниетерниями. С этими произведениями молено сблизить «Аллегорию Времени, которым управляет Благоразумие» из Лондона, где портреты Тициана, его сына Орацио и внука Марко соединены с головами животных: соответственно – с волком, львом и собакой, что намекает на прошлое, настоящее и будущее.
Работы Т. тщательно изучали художники различных стран и эпох – Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др. Она одета в белое платье с короткими рукавами, на талии у нее длинный пояс. Но от Венеции художник тоже устал, он не хотел туда возвращаться. Все фигуры вписаны в круг.
Вот как описывает очевидец один из вечеров, проведенных Тицианом с друзьями. 1533. В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти.
Особенно отличалась своей красотой Филлида Малендрони. Теперь не то, шалишь. Своим последним полотном «Наказание Марсия» Тициан оставил символическое послание своим последователям и потомкам о том, что человеческая гордыня и надменность очень часто наказуемы высшими силами.
Лишь его работы, завершенные и только начатые, взирали на него со стен мастерской. «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. В этом смысле, например, поучительно сравнить эффекты прямой и косой перспектив». Религиозные и мифологические композиции композиции, а также портреты художника отличает звучная сочность колорита при некотором его однообразии (эти свойства присущи и его композиционным приемам), а также оптимистическая жизнерадостность образов. И. В. Гете Фауст (Перевод: Борис Пастернак) Часть вторая.
Фигуры героев размещены в полутемной атмосфере гробницы, направленный источник света выхватывает наиболее значимые участки тел, оставляя другие части в темноте. Она гласит: «Что не закончил Тициан, с почтением завершил Пальма, посвящая свою работу Господу Богу». Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Это особенноясно в таком шедевре, как Положениево гроб. Мастер прекрасно передал их эмоции через напряженные, полные волнения выражения их лиц. Ведь сам Тициан, в своё время с большим мастерством перерисовав сгоревшую картину покойного Джорджоне «Спящая Венера», никогда не упоминал о своем авторстве, а Пальма, добавив незначительные штрихи к шедевру, не преминул написать на нём своё имя.
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Около умершего – только три одинокие фигуры. То же относится и к выполненным в это время многочисленным вариантам композиций на тему «Кающаяся Мария Магдалина», прототипом которых признается полотно из Санкт-Петербургского Эрмитажа: их напряженный драматизм выступает с особой отчетливостью, когда сопоставляешь этот шедевр старого Тициана с картиной на аналогичный сюжет, написанной в 1533 году для герцога Урбинского и хранящейся в Питти. В 1517 году, Тициан, наконец утвержденный на посту официального художника республики Святого Марка, во всю работал над созданием алтарного образа «Вознесение Марии» (1516-1518 годы, Церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции). Его окутанные мерцанием теплых тонов со сдержанно жаркими вспышками красного, золотистого, холодно голубого цвета «Диана и Актеон» (1559 Эдинбург), «Пастух и нимфа» (Вена) — скорее поэтическая мечта, чарующая и волнующая сказка-песня о красоте и счастье, уводящая от трагических конфликтов реальной жизни, — недаром картины подобного рода сам художник называл «поэзиями».
Разбавляют их лишь белые пятна манжет и коричневые перчатки. «Андреане» (около 1523-1524) написаны под влиянием Микеланджело. Перед первой лодкой летят белые чайки. Иконография «Наказания Марсия» из Кромержижа имеет своим источником фрески Джулио Романо в зале Метаморфоз в Палаццо дель Те в Мантуе: словно изнутри горящие коричнево-красные тона фона, темная колористическая гамма, едва оживленная неожиданными вспышками света, подчеркивают леденящую жестокость мифологического сюжета. Ангелы не поддерживают ее, а воспевают победу человеческого бытия над бренностью. Снова трагический характер сюжетов (охотник Актеон случайно увидел Диану с нимфами, купающимися в источнике, за что был превращен богиней в оленя и растерзан собаками Каллисто, нимфа – спутница богини Дианы и давшая, как и та, обет девственности, забеременела от Юпитера и была изгнана, когда богиня раскрыла ее тайну) заставляет художника придать картинам драматизм, усиленный вибрацией насыщенных и подчеркнуто контрастных тонов., Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. Не смотря на то, что Тициан считается непревзойденным колористом, в «Положении во гроб» не отличается особой игрой красок.
Но, к сожалению, радость Тициана длилась недолго. Вакханалия иПраздник Венеры – чудесные звеньятой же цепи. В его руке была кисть. С середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана. Тициан работал также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге.
Правда, не смотря на это, брак не состоялся. Это впечатление усиливает поза и движение Никодима, который только что опустился на колени (плащ резко сполз с его плеча), чтобы помочь: он трогает повисшую руку Христа и, подняв голову, заглядывает в его лицо или хочет услышать его последние слова. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). И эта фигура идеальных пропорций тоже вся вылеплена из цвета.
Свою любовь и страсть к Виоланте художник увековечил в полотне «Флора», написанном около 1515 года (сейчас работа принадлежит Галерее Уффици во Флоренции). Два из них – официальные заказы: одно, для Палаццо Дожей изображает «Дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствии Святого Марк»а и выполнено с явным участием помощников другое, посланное Филиппу II – «Испания приходит на помощь Религии», написано в память об участии испанского флота в битве при Лепанто и целиком принадлежит самому Тициану. Себастьян» (около 1570), «Коронование терновым венцом» (около 1572-1576), «Пьета» (середина 1570-х). В центре картины – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита со своей свитой, которая выглядит старше и умнее своих лет. Она обращена спиной к зрителю и внимательно смотрит на музыканта. Мифология и аллегория были бесспорным коньком мастера, однако после создания полотен «Вакх и Ариадна» и «Вакханалия на острове Андрос», художник на долгое время отходит от мифологических сюжетов. Сопровождение у Вакха соответствующее – веселая компания сатиров и вакханок.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Фигуры молодых обнаженных женщин, несомненно, вдохновлены скульптурами Микеланджело – «Авророй» и «Ночью» из капеллы Медичи, однако истинно тициановским остается колорит картин, где краски словно мерцают от пронизывающего их света, подчеркивая экстатический накал чувств. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Другого красного художник не добавил: так благодаря стремлению к реализму он изобразил раны на теле Христа лишь отверстиями (которые, безусловно, были омыты), не окрашенными кровью.
Линияострого возмущения царящим злом, горькогоневерия в торжество сил добра с начала1540-х годов получает развитие в творчествеТициана: Луврское Венчание Христатерниями – бурное, жестокое, трагическоеи Се человек (1543 г. ). Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали ("Введение во храм", 1534-1538, Галерея Академии, Венеция "Мадонна семьи Пезаро", 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция "Венера Урбинская", 1538, Галерея Уффици, Флоренция). — мастер позднего Возрождения. В конце октября через Инсбрук возвращается в Венецию. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др.
В лодке сидят люди в кольчуге и шлемах – это военные. 1548. Эффекты перспективы могут оказывать гораздо более глубокое эстетическое воздействие, могут создавать известный ритм, усиливать действие, драматизировать его, побуждать определенные эмоции и настроения. Среди ранних работ художника особым мастерством выделяется «Портрет мужчины в платье с синими рукавами», на котором изображен один из лучших друзей художника – поэт Людовико Ариосто, опирающийся на парапет с инициалами «T. В «Положении во гроб» из Прадо, написанном в 1565 году, композиционно близком картине на тот же сюжет, посланной Филиппу II в 1559 году, смятенные жесты присутствующих при погребении выражают их отчаяние из-за смерти Спасителя. Стареющий мастер придает всему изображенному красочный блеск высшего совершенства.
Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516-1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом», а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. Акт пятый. Пилат же самодовольно усмехается:видите, – это всего лишь человек.
В «Себастьяне» изображен подлинно ренессансный титан по силе и величине характера, но он скован и одинок. Рубенс прославился изображением пышнотелых женщин. Трое учеников несут бездыханное тело Христа. Над ее плечом взметнулся пунцоый плащ. Это отличает ее от полного безысходной скорби позднейшего, мадридского «Положения во гроб» (1559).
Его левая рука лежит на бедре, а в правой он держит перчатки. К ним относится и старец, который, предположительно изображает самого Тициана. Долгое время эту картину приписывали Джорджоне (близкий друг Тициана) исходя из того, что селение в верхней части справа напоминает подобные строения в его «Спящей Венере». Если следовать примерной хронологии, то дальше из известных нам работ идет полотно «Коронование терновым венцом». Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Достойна внимания серия картин, посвященных Страстям Христа – «Коронование терновым венцом» из Мюнхена, «Поругание Христа» из Сен-Луи, «Се человек» из Санкт-Петербурга и две версии «Несения креста» из Санкт-Петербурга и Мадрида. Королем живописцев и живописцем королей называли Тициана еще при жизни.
С того места открывается вид на острова Мурано и другие прекраснейшие места. Это чувствуется и в беспокойном мерцании света и тени и во взволнованной стремительности мазка и в самой взволнованной мечтательности нимфы и в сдержанно страстной одушевленности юного пастуха («Пастух и нимфа», Вена) Взволнованно, почти жадно передает нам художник пышущую красотой и здоровьем фигуру Магдалины, ее прекрасные густые волосы, нежную грудь.
Начинает цикл картин «12 цезарей» для правителя Мантуи Федериго Гонзага. Тициан прожил долгую жизнь, почти 100 лет и до конца своих дней не выпускал кисть из рук. Линия острого возмущения царящим злом, горького неверия в торжество сил добра с начала 1540-х годов получает развитие в творчестве Тициана: Луврское Венчание Христа терниями – бурное, жестокое, трагическое иСечеловек (1543 г. ). Санкт Петербург, Эрмитаж). В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Под картиной читается надпись в рисованной рамке: «Портрет одного из членов дома Пезаро из Венеции, произведенного в генералы Святой церкви, Тициан (сделал)».
Мастерство Караваждо в использовании светотени раскрыто в «Положении во гроб» в полном объеме. Таковы картина ОдновременноТициан работалнад«Поклонением Святой Троице», находящимсявПрадо: этобольшоеполотнобыло емузаказано Карлом V во времяпребывания вАугсбурге ихудожникупонадобилось почтичетыре года для его завершения. Если Даная представляет собой по существу вариант картины, выполненной десятью годами раньше для семьи Фарнезе (вместо амура здесь появляется – что более соответствует тексту Овидия – фигура старой кормилицы, собирающей в фартук золотые монеты, в которые превратился Юпитер, чтобы овладеть молодой девушкой), то картина «Венера и Адонис», напротив, сама стала прототипом многочисленных реплик. Под отороченным мехом плащом виднеется полупрозрачная белая сорочка. Более тесные отношения связывали караваджо и Лену, Маддалену Антоньетти, которую в одном судебном документе назвали «женщиной Микеланджело».
В центре полотна фигура Марсия, подвешенная за ноги к дереву. Его место в ряду самых первых мастеров итальянского Ренессанса, его положение главы венецианской школы живописи в период ее высшего расцвета, его слава одного из величайших колористов в искусстве живописи — все это неоспоримые факты. К этой же, чрезвычайно активной фазе творчества Тициана принадлежат и другие картины на мифологические сюжеты исполненные для Филиппа II в последующие годы: ослепительное «Похищение Европы» из Бостона, датируемое 1559-1562 годами, также пронизано беспокойством и отчаянием «Диана и Актеон» из Лондона с драматической сценой в пейзаже изображающей юного охотника, раздираемого сворой собак, в которой господствуют мертвенно-бледные тона, предвещающие смерть «Персей и Андромеда» (1562-1563) из коллекции Уоллес в Лондоне с превосходным изображением страшного чудовища, появляющегося в ночи из морских глубин из бурлящих волн, освещенных светом луны. Семья Вечелли была одной из самых старинных в городе. Картина имела небывалый успех у публики. Я схватывал ее, как кошка мышь, Без промаха и вмиг, без проволочки, Сжимал в когтях. Так, уже в картине «Се человек» (1543 Вена) Тициан впервые показывает трагический конфликт героя — Христа с окружающим его миром, с господствующими в этом мире враждебными ему силами, олицетворенными в нагло издевающемся над Христом грубо циничном, отвратительно низменном толстом, уродливом Пилате.
При сравнении чувствуется горе, трагизм, но на второй картине (2) краски сгущает скала и проем в нем, он как бы еще больше приземляет людей. Петра-мученика» (1528—1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев. Пилат же самодовольно усмехается: видите, – это всего лишь человек. Между 1572 и 1575 гг. Мастер вернулся домой, даже не подозревая, что именно там его поджидает сама судьба.
На окне Венеры стоит горшок с миртом, олицетворяющий супружество и верность. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). В отличие от этих портретов Тициан в ряде других работ, отмеченных простотой композиции (обычно погрудное или поколенное изображение на нейтральном фоне), сосредоточивает свое внимание на ярком и целостном раскрытии характера во всей его жизненной иногда грубой энергии, как, например, в портрете Аретино (1545 Питти), великолепно передающем стремительную энергию, здоровье и циничный ум, жадность к наслаждению и деньгам этого примечательного и столь характерного для Венеции той эпохи человека. Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении. Чуть поодаль скромная женщина в беломплатье (явная контрпараллель к переднейфигуре), склонив печально голову иприжимая к себе сынишку, неодобрительнокосится на вельможу.
В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого («Мужчина с перчаткой», 1523). Творчество Тициана до 1540-х гг. Чтобы убедиться в несправедливости подобного суждения, достаточно рассмотреть такое произведение, как «Положение во гроб», посланное в 1559 году Филиппу II и находящееся ныне в Прадо, – волнующий образец мастерской живописи и глубокого психологизма и первый пример патетических, пронизанных чувством отчаяния религиозных композиций, которые Тициан будет писать в последние годы жизни. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен ("Празднество Венеры", 1518, Прадо, Мадрид "Вакх и Ариадна", 1523, Национальная галерея, Лондон "Положение во гроб", 1520-е гг., Лувр, Париж). На первой картине (1) все присутствующие как одно целое возносятся ввысь к небесам, и колонны по бокам как будто открыты этому полету их отчаяние и страдание как-будто единое, неделимое. Водной из своих ранних работ Тициан смелопротивопоставил конформистской, самодовольной и суетной небеснойлюбви свободную, ослепительно прекраснуюв своей наготе любовь земную, которая, с фиалом в руке, словно раскрываетчеловеку безбрежный мир вольной природы. Иероним", около 1552, Лувр, Париж "Положение во гроб", 1559, Прадо, Мадрид "Кающаяся Мария Магдалина", 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград "Св.
Два единственных всвоемроде шедевраТицианавосходят, по всей вероятности, к 1562 году: «Автопортрет» (Берлин) и«Благовещение» длявенецианской церкви Сан Сальваторе. 1570 г. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. И композиция и форма и свет строятся с помощью красочной лепки. Христос обессилен. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. В конце пятидесятых годов Тициан завершил три значительных алтарных образа.
Они вдвоем смотрят на какой-то предмет впереди. Музей Лувр, Париж. Тициан создает второе Венчание терниями. На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре «Vanitas» (от латинского «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» — «Суета сует — всё суета»). Много позднее, когда Тициан будет работать для испанского двора, он напишет на тот же сюжет еще две картины (обе в Прадо, Мадрид), в которых драматический накал достигнет наибольшего звучания.
Эта работа стала настоящим шедевром молодого Тициана. К моменту написания картины понтифик уже скончался (в 1503 году) и для его изображения послужила одна из гравюр, предоставленная в распоряжение художника самим заказчиком. Но он страдает., живописцу весьма в то время знаменитому. Прежде всего, светом выделяется тело Христа. Сюжет картины «Вакх и Ариадна» (1520-1523 гг., Национальная галерея, Лондон) показывает нам победоносное возвращение Вакха (в древнегреческой мифологии Диониса) из Индии на остров Наксос, где в одиночестве тоскует Ариадна.
Он отвергал требование его современника Дюрера17 Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», около 1515-1516, «Флора», около 1515, «Динарий кесаря», 1518). Тяжелые для черта времена. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Таким образом он отдавал дань своим друзьям, которые ушли из жизни раньше него. За Купидоном стоит девушка с проникновенным взглядом, приложив руку к сердцу.
В основе сюжета лежит миф о братьях Диоскурах, сыновьях Зевса и Леды, которые похитили дочерей царя Левкиппа. Приехал в Венецию в юношеские годы. Красный пол резко контрастирует с цветами его одежды и головного убора. Всю прибыль Тициан закладывал в покупку земельных угодий. Было предпринято много попыток расшифровать сюжет картины: её считали и воплощением неоплатонической идеи любви и изображением Венеры и Медеи (или Венеры и Елены).
Столь же великолепен по живописи «Портрет Лкопо Страда», знаменитого антиквара, написанный как бы небрежными мазками коричневых и охристых тонов, на котором выделяется камзол черного бархата, надетый на красную рубашку и серебристая лисья шуба, наброшенная на плечи. закончена картина «Убиение Петра-мученика». В конце письма он требовал наказать Леони со всей строгостью закона. Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами.