У Питера Брейгеля Старшего также есть полотно на эту тему, но Рубенс перещеголял его большим накалом страстей и массовостью. «рубенсовские женщины», великолепные полнотелые очаровательницы, на полотнах великого фламандского художника в качестве идеала красоты его эпохи прошли сквозь века. Однако не все полотна, выполняемые в мастерской Рубенса, создавались таким образом.
Это одна из наиболее известных картин мастера и один из величайших шедевров живописи барокко. Тело Христа осторожно и торжественно снимают с креста. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.
Лекуре, «доходило до угодничества». Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. В Риме Вениус был обласкан родом Фарнезе и получал папские заказы в Ватикане, был светским человеком, знатоком латыни и древностей. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов.
Соответственными были и его доходы, он мог зарабатывать до 100 гульденов в неделю, а за большие полотна получал гонорары от 200 до 500 гульденов86. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.
Виды деятельности. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Мир есть целое и человек спокойно и радостно ощущает свое единство с ним.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Патрон признавал его высочайшее дарование и позволял ощущать себя мэтром: например, только он был допущен к чтению итальянских дневников Рубенса с описанием его впечатлений и технических находок. 15 сентября художник прибыл в Мадрид.
Никулин. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Композиция центральной фигуры была выполнена под впечатлением античной скульптурной группы изображающей Лаокоона с сыновьями, а падающая диагональ рук мёртвого Христа придавала сцене законченную безысходность и трагизм109.
Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
Но Рубенс никогда не был педантом. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса.
Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены.
Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Но чаще всего резких границ в его творчестве провести нельзя, так как Рубенс постепенно избавлялся от наиболее характерных черт одного этапа и переходил к другому.
Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. В этом сюжете Рубенс проявил свои возможности художника в изображении пластики человеческих тел. Сильными руками юноши подхватывают нагих женщин, чтобы посадить их на коней. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135.
За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. галерея Медичи в Лувре). Рубенсу хорошо платили за его искусство и в 1610 году он купил просторный дом в Антверпене (слева на фотографии). Рубенс был замечательным мастером рисунка.
Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. На личной встрече Рубенсу было заказано два портрета и сообщены некоторые подробности о внешнеполитической стратегии Карла I. Далее он совершил короткую поездку в Германию, отчитавшись перед герцогиней. Бэкингем согласился с этими условиями Рубенс доказал, что пользуется доверием при английском дворе, но в Мадриде к его действиям вновь отнеслись скептически. Однако он уже сам получил право принимать учеников, первым из которых стал Деодато дель Монте, сын серебряных дел мастера27.
В отличие от тициановского портрета Карла V, Рубенс придал композиции больше динамики, направив всадника прямо на зрителя. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.
Рубенс вывел фламандскую художественную культуру на новые пути, став творцом актуального и живого, тесно связанного с современностью искусства. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Перед художником была поставлена сложнейшая задача создания вокруг королевы современного мифа в условиях отсутствия в её жизни ярких позитивных сюжетов, а также ввиду весьма напряжённых отношений между королевой-матерью, королём и кардиналом Ришельё155.
Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь».
Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74.
Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Будущий художник получил образование в школе иезуитов. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.
И слава Богу. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. В итальянский период Рубенс ещё не достиг творческой зрелости, почти все критики единодушно заявляли, что его итальянское творчество не вполне самостоятельно и отмечено сильным влиянием шаблонов Болонской академии6162. А над ним сияющая богиня славы. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».
Умер Рубенс 30 мая 1640. Без сомнения Рубенс любил материальный мир, окружающий его, однако, вся его сущность была наполнена сильным восхищающим чувством веры. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений.
Казалось, ему было подвластно все. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.
В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук.
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. 4 июля Мадрид дал на это согласие, после письма от инфанты, что Рубенс не допускал утечки сведений и не искажал информации. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.
Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных».
В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Но Идас камнем сразил Полидевка. Вскоре Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен у них было пятеро детей.
Художник увлекся новым жанром – портретом. По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Луки.
Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Центр композиции ночного автопортрета образует триада лиц Воверия и братьев Рубенсов, тогда как профиль Липсия, сдвинутый к самому краю, служит как бы гением-хранителем всей группы, которой предстоит придерживаться стоической философии без учителя. РУБЕНС, ПИТЕР ПАУЛЬ (Rubens, Peter Paul) (1577 – 1640), фламандский художник и дипломат. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.
Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия».
Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. В любой концепции наготы решающим является характер головы, венчающей тело, что справедливо даже для классических статуй, в которых выражение лиц сведено до минимума.
Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Речь шла о «Воздвижении креста». «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.
Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. После смерти его дом был продан, а последующие владельцы во многом изменили его интерьер. Многочисленность произведений Рубенса приводит к тому, что рубенсоведам далеко не всегда удаётся проследить историю каждого из них. Рубенс заботился о своих авторских правах.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Но каждый из них по-своему претворил созданное великим мастером Фландрии. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Неужели она была настолько скромна. В сравнении с лихорадочным экстазом блаженных великомучеников Сурбарана умирающие праведники Рубенса выглядят поразительно бодрыми.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Рубенс не считается мастером психологического портрета. У него было три учителя: Т. Ферхахт, А. ван Норт и О. Вениус. Чуть болезненный румянец и едва заметная улыбка на губах придают портрету личный интимный характер. Рисункам Рубенса свойственна широта и свобода исполнения: то усиливая, то ослабляя нажим карандаша на бумагу, он схватывает характерный силуэт фигуры, передает напряженную игру мышц (этюд к «Воздвижению креста»).
Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.
Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Губерта, Диану на охоте и подобное. Отпевание состоялось 2 июня.
Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Если внимательно присмотреться к портретам обеих его супруг, можно заметить их очевидное сходство.
Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. В 1610— 14 он создал знаменитые — «Водружение креста» и «Снятие с креста» (Антверпен.
Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.
До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219.
В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Луки. В результате 23-летний фламандец оказался на службе Мантуанского двора и, едва появившись в Италии, получил покровителя, жалованье и относительно высокое общественное положение32. Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу.
Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Доброклонский и Н. Н. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
В них начисто отсутствует мистика. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.
Размеры этой комнаты были таковы: длина 12 метров, ширина приблизительно 9. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен.
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Колорит картины довольно сдержан и построен на переходе от тёмного платья к тёплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.
Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Более ранние из пейзажей Рубенса, например «Возчики камней» (ок.
Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Большинство из них было заказано или приобретено императором Карлом V. Копии Рубенс забрал в Италию, а далее перевёз в Антверпен после смерти художника исполненные им копии выкупил и вернул в Испанию король Филипп IV. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.
Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Филипп Рубенс отмечал, что эрцгерцогская чета в буквальном смысле привязала его брата к себе золотыми цепями: Питеру Паулю была пожаловала золотая цепь с портретом эрцгерцога и его супруги стоимостью в 300 флоринов71. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Поскольку вторжение оттягивалось на неопределённый срок, а помощь французским протестантам была разорительна, король Карл I решил вернуться к переговорам с Испанией.
А ведь оно только одно из многих. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.
Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара.
«Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Однако Рубенс создал столь смелое произведение, что заказчики его не приняли.
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.
Массагеты легко одолели противника, а затем возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
В «Воздвижении креста» ясно видно, как Рубенс переосмысливает тот опыт, который приобрел изучая наследие Караваджо и венецианцев. 1638 – 1640, Вена, Художественно-исторический музей), Кермесса (ок. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. В 1598 он был принят в гильдию св. В 1620-е годы произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу.
Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.
Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча». Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. С 8 августа 1630 года Рубенс пользовался привилегией не платить налоги в городскую казну и членские взносы в Гильдию св.
О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Рубенс, Питер Пауль – нидерландский художник, глава и основатель фламандской школы, родился 29 июня 1577 г. в г. Сигене. Живописная выразительность, повышенная эмоциональность, великолепное чувство динамики, артистическая гибкость техники — характерные черты мастерства рисунка Рубенса.
По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути.
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Благодаря его широкой эрудиции Рубенс познакомился с историей и мифологией античности искусством итальянского Возрождения искусством иллюстрирования и гравировки. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120.
Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. В одном из подготовительных рисунков к «Охоте на кабана» Рубенс сочным сопоставлением света и тени уверенно лепит форму, передает контрасты узловатых, напряженно изгибающихся стволов дерева и легкого трепета пронизанной мерцающим светом листвы.
Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Во время своих творческих путешествий Рубенс оказался вовлеченным в дипломатическую деятельность. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».
Эта же комната служила и личным кабинетом. Образы классической древности обретают земную достоверность, не заземляясь и не теряя своей возвышенности, как, например, в эрмитажном шедевре «Персей и Андромеда». В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Любимов). Художник направил в Рим и Ломбардию агентов, которые копировали для него нужные архитектурные образцы. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.
Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.
Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. В те времена почта из Лондона в Мадрид шла 11 суток, а принятие решений занимало много времени192. Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937 – 1946), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена.
Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Здесь для алтаря мантуанской церкви создал картину «Преображение» — произведение, отошедшее от ренессансных традиций. Не гнушался он и заказами от скульпторов: в частности, Лукас Файдербе все свои статуи создал по эскизам и моделям Рубенса. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. При дворе герцога он провёл всё лето 1601 года, период с апреля 1602 по май 1603 года и с мая 1604 по самый конец 1605 года36. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.
К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию.
До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Посетил Венецию, Мантую, Рим и Геную.
Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147.
Родился в Зигене в Вестфалии 28 июня 1577 в семье Яна Рубенса, антверпенского юриста. Рубенс использовал белый гладкий грунт и по старой нидерландской традиции писал на полированной доске, благодаря чему придавал цвету особую интенсивность, а красочный слой образовывал гладкую эмалевую поверхность. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.
На заднем плане в окне виден пейзаж. Рубенс пишет очень жидко иногда под красками просвечивает тон грунта. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики.
Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.
Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Идеал рубенсовской красоты далёк и от классических канонов и от современных представлений о ней.
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события.
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Его ню лишены исторически-воспитательного или метафизического подтекста в одном из писем Рубенс рассуждал, что если человек состоит из плоти и крови, то таким его и следует изображать112. В 1620-е годы Рубенс работал для французского королевского дома. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан.
Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.
Женщины Рубенса являются частью природы и представляют более оптимистический взгляд на природу, нежели античный. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Творчество. Иногда, правда, Рубенс с помощниками только выполняли предварительную работу в студии. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
В Нидерландах он оставил эту практику, вот таким образом не существует прямых свидетельств, как Рубенс понимал трактовку тех или иных философских постулатов и религиозных таинств, человеческих страстей и прочего9091. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников.
Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни.
Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка.
Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
Соперничество кончилось трагедией. Игнатия (ныне посвящённой св. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.
Вершиной стало представление художника при эрцгерцогском дворе, состоявшееся, судя по документам, 8 августа 1609 года. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Кроме того, Рубенс активно интересовался нумизматикой и археологией, в частности, будучи в Генуе, выполнял архитектурные зарисовки дворцов. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини.
В 1559 году он вернулся на родину и почти сразу же женился на Марии Пейпелинкс, а в 1562 году поднялся из бюргерского сословия, будучи избран эшевеном4. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Несмотря на то, что у него много времени отнимала работа над большими декоративными композициями и сооружениями (роспись плафона в банкетном зале во дворце Уайтхолл в Лондоне триумфальные арки в честь въезда в Антверпен инфанта Фердинанда украшение охотничьего замка Торре де ла Парада), Рубенс успевал писать также более камерные, лирические произведения.
Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Это обошлось ещё в 7000 флоринов.
Все это тайна велика есть. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Однако его современникам пышнотелые красавицы не казались ни чрезмерно грузными, ни безобразными.
Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Возможно, это труды Сенеки. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».
Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. "История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, совершенного авторитета, такого творческого триумфа", – такими словами биограф Марк Руузес подвел итог жизни мастера.
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Никлас рано удостоился дворянского титула и умер ещё ранее своего старшего брата в возрасте 37 лет, оставив семерых детей79. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.
Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил.
От этого брака родилось трое детей. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112.
Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Быстрое возвышение Рубенса вызвало определённую ревность в художественном сообществе Антверпена. Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. С начала 1620-х годов Рубенс вел активную дипломатическую деятельность.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Первой большой работой на родине были алтарные образа для знаменитого Антверпенского собора: «Воздвижение креста» (1610—1611) и «Снятие с креста» (1611—1614), в которых Рубенс создал классический тип алтарного образа XVII в. Сочетание монументальности и декоративности. Художник увлекся новым жанром — портретом. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. В 1629 году он побывал в Англии.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Способности к языкам (он говорил на шести языках) позволили ему не только освоить культурное наследие своей эпохи, но и достичь значительных успехов на дипломатическом поприще.
На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.
После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Более того, в мировоззрении Рубенса вера Христова и сюжет триумфа святого Причастия были вполне совместимы с верой в природный порядок вещей и цельность всего мироздания. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Подобно академистам и импрессионистам XIX века, они противопоставляли линию и рисунок цвету. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.
Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
По его поручению в 1603 посетил Испанию. Его открытия были подхвачены многими, особенно молодыми, антверпенскими живописцами. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность.
Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.
По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1.
Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Далее следовала староголландская и немецкая живопись, представленная в основном портретами Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Дюрера, Гольбейна, Квентина Массейса, Виллема Кея, Луки Лейденского, ван Хемессена, А. Мора, ван Скорела и Флориса.
К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Брак был заключён с большой поспешностью. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Рубенс прекрасно разбирался в искусстве и истории материальной культуры и в этой области выделялся даже в кругу своих друзей-учёных.
В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. 1620 Эрмитаж), отличаются несколько большим драматизмом композиции. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен.
С наслаждением писал местные пейзажи. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе.
В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.
Вместе с тем выразительные фигуры Рубенса проникнуты таким патетическим напряжением сил, такой динамикой, какие были чужды искусству Караваджо. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121.
Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Слева на картине виден замок Стен, написанный так же любовно, как и последние портреты жены и детей художника, сделанные приблизительно в то же время.
Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием.
В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. В переписке Рубенса много латинских цитат, причём как точных, приводимых по памяти, так и собственных афоризмов. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении.
В Мадриде написал многочисленные портреты испанской знати. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи.
Герцог Ришельё заказал ему две картины и решил вопрос с триумфальной галереей Генриха IV165. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.
К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы».
Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35.
Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
Все они без исключения были одобрены заказчиками и цензорами, несмотря на откровенно мирские художественные решения. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год.
Андромеда – белокурая, здоровая фламандка (Рубенс сочетает традиции итальянского барокко с национальными чертами в своей живописи). И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса). Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него.
По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. В технике масляной живописи Рубенс был одним из последних художников использовавших деревянные панели для станковых работ, даже очень больших по размеру.
Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.
Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Луки214. Пройдя курс в Латинской школе, заложившей основы его образования, Рубенс в 1591 начал заниматься живописью.
Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Поместье позволило Рубенсу приобрести титул сеньора, высший возможный для него социальный статус, с которого начинается эпитафия на надгробии217. Первые годы жизни мальчик провел в Кёльне. Антверпенские работы 1609—1611 годов демонстрируют быструю эволюцию Рубенса в техническом отношении. Это произошло, прежде всего из-за того, что крупнейшие французские художники Пуссен и Лоррен пребывали в том году в Риме, а итальянцы— Гвидо Рени или Гверчино— не собирались покидать Италии.
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб.
Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года.
Только после смерти отца, в 1589, вместе с матерью вернулся на родину. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций.
К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. По мнению Д. Веджвуда, причиной были подозрения Ришельё, что Рубенс был испанским агентом158. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Рубенс ввел в картины олимпийских богов и мифологические персонажи, которые не только оживили полотна, но и, по сути, стали их главными героями. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212.
Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути. Однако величина фигур угнетает динамику композиции.
По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68.
Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Картина была подписана обоими художниками104.
На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Рубенс сообщил об этом Спиноле в декабре 1627 года и уже в январе Спинола вместе с посланником доном Диего Мессиа отправился в Мадрид. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197.
Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Среди них следует назвать портрет Елены Фоурмен Шубка (ок.
В частности, были убраны бойницы. Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Об истинных чувствах художника к его близким можно судить только по многочисленным графическим и живописным портретам.
Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111.
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. И подумалось мне, что Рубенс выбрал Елену, быть может, потому, что она напоминала ему юную Изабеллу. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186.
Выполнив миссию, в 1604—08 вернулся в Италию к мантуанскому двору. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.
В 1628 г. король Филипп IV пригласил Рубенса в Мадрид, чтобы тот смог увидеть богатейшее собрание произведений своего кумира Тициана, а также копировать их.
Карлу Борромео). Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Рубенс постоянно переписывался с Николя Пейреском, его братом Валавэ и библиотекарем французского короля Дюпюи84. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю.
Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»).
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Был придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзага. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом.
Хотя в Мадриде почти никто не верил в заявления Рубенса о художественной миссии, 8 месяцев своего второго пребывания в Испании он занимался почти исключительно живописью. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ.
Десятилетием позже Д. Веджвуд отмечал, что, по-видимому, Рубенс лучше, чем какой-либо другой художник в истории искусства достиг мастерства в изображении живой плоти. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
В 1600 художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе). По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Художник дважды был женат.
И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, – дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса). Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100.