«Пан»единодушно признается вершиной еслине всего творчества Врубеля, то егосказочной сюиты. Фауст – странствующий шарлатан XVI в. – выступает в романе Арнима «Die Kronenwchter», I Bd., 1817 (Стражи короны). «Посвящение» намечает общий замысел – концепцию Гёте, раскрывают ее далее «Театральное вступление» и «Пролог на небе».
Под их пером он приобретает черты «бурного гения», попирающего во имя неограниченных прав личности законы окружающего мира. Где в некоторых случаях он должен исполнить был абсолютно новые композиции (например, «Сошествие Святого Духа») именно в это время художник написал икону «Богоматерь с младенцем», Михаила Врубеля пригласили реставрировать Кирилловскую церковь (12 век). Не случайно на основе традиций позднейшее искусство рождает свои модификации этих образов, переосмысляя их, внося в них новое, вариативное содержание. От народной книги Марло усваивает чередование серьёзных и комических эпизодов, а также трагический финал легенды о Фаусте, – финал, который связан с темой осуждения Фауста и его дерзновенных порывов.
Искус богатством и властью, увлечение античностью и искусством, стремление увидеть в них одну из истин жизни, разнообразная государственная деятельность, внимание к простым людям с их заботами, нуждой, мечта «с природой наравне быть человеком, человеком мне», мысль: «Брось вечность утверждать за облаками. Он органично входит в общую концепцию Гёте. Важно осмыслить эти принципы и влияние Мефистофеля на Фауста, собственную «деятельность» Мефистофеля в трагедии. «Фаустовский дух» отлетал от буржуазной культуры и не случайно в конце XIX и XX вв.
После его окончания Врубель служил юристом в Главном военно-судном управлении. Приглашенныйдля реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев долженбыл исполнить новые композиции (вчастности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и иконуБогоматерь с младенцем (Киевскиймузей русского искусства). Широкоплечий, приземистый, как медведь, богатырьглядит зорко и остро, вслушиваетсячутко, одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны — тоже в согласии с былиной, где говорится о щегольстве «старогоказака» Ильи: Он работает для храма (Кирилловской церкви и Владимирского собора в Киеве) над религиозными фресками, в которых дает по феодально-культовым образцам богоматерь, Христа, ангелов, херувимов, надгробный плач, сошествие святого духа в виде голубя в нимбе лучей, полосами нистекающих на святых. Верится, что Князь Мира позировал ему.
перев. Ко времени этого высказывания Пушкин уже написал роман «Евгений Онегин» (даты завершения романа и «Фауста» совпадают – 1831 год), знал цену «творческой мысли»: гений судил гения. Его художественные способности проявились очень рано. мы не имеем значительных в художественном отношении обработок легенды о Фаусте.
И посленескольких лет супружества НадеждаИвановна оставалась для Врубеля манящейзагадкой, «Незнакомкой», воплощениемтой ускользающей тайны, которая всегдачудилась ему и в природе и в музыке ив состояниях человеческой души. Фауст в любви столь же страстен, как и в науке, «все изведать» в полной мере – его девиз. Гёте» сказал: «Она мила, как цветок, прозрачна, как стакан воды, понятна, как дважды два четыре. » Маргарита действительно скромна и непритязательна. Он – символ возможностей и судеб человечества. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Меня и Серова поражало это. ».
1863г. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой С. И. Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Н. А. Римского-Корсакова. Несмотря на краткость романа Фауста и Маргариты (он длится несколько дней), любовь Фауста проходит несколько стадий.
В оформлении двух особняков морозовской фамилии (С. 1889г.
Эллинский козлоногийбог и русский леший соединились на нейв одно лицо. И. Холодковского в журнале «Век», 1862), Ленау («Faust», 1835 – 1836, русский перев. Если к этому прибавить, что Врубель сочинял костюмы также и себе, сам, по своему вкусу и своим проектам обставлял свои апартаменты, -то мы увидим, что еще до возникновения Мира искусства он уже осуществил идею, которая декларирована в самом наименовании знаменитого художественного объединения. Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события. Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных» ступеней. Исключительную популярность тема о Фаусте получает в Германии во второй половине XVIII в. в среде писателей период «бури и натиска».
Главные герои картины – Мефистофель и Фауст. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Ад теряет над Фаустом свою силу. В трагедии со значительной рельефностью отразилась вся многогранность Гёте, вся глубина его литературных, философских и научных исканий: его борьба за реалистическое мировоззрение, его гуманизм и пр. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах.
В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Все зрелище кажется вырисованным языками дыма и пламени, взвившегося вверх из правого нижнего угла картины. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Его трагедия «The tragical history of the life and death of Doctor Faustus» (изд. Гёте сценичен в трагедии небольшое число действующих лиц, что позволяет легко перенести первую часть трагедии на сцену, как это происходит в опере.
В 1587 в Германии в издании Шписа появилась первая литературная обработка легенды о Фаусте, так называемая «народная книга» о Фаусте: «Historia von Dr. Царевна не приближается — онауплывает во тьму и только в последнийраз обернулась, чтобы сделать свойстранный знак предостережения еобыкновенно красиво ее лицо —действительно, «красота неописанная»сказочных царевен и ее волшебно-мерцающееоперение, дымчатое, отливающее розовым и воздушная фата и жемчуга кокошника и блистающие драгоценные перстни. Вера в Бога одна из основ ее жизни.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же он написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). После обычных приветствий он спросил меня: 8220Это Вас я должен писать. Последние слова I части: «Голос Маргариты (из тюрьмы, замирая): Генрих, Генрих. » Словами о силе «вечной женственности», т. е. высокой, большой любви, которая при всех женских слабостях ведет к «заповедной цели», Гёте заканчивает и всю трагедию. Самобытная манера Врубеля– особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мировогосумрака» – окончательно сформироваласьв его киевские годы (1884–1889), причем врусле церковного искусства. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. В музыкальном искусстве существуют оперы Гуно и Бойто, балеты Адана, Паницци, Коста и Бонетти, вокально-симфонические произведения по мотивам «Фауста» Берлиоза, Шумана, Вагнера (его лее увертюра «Фауст»), симфония Листа, кантата Шнитке и Другие произведения. Марло усиливает героические черты легенды, превращая Фауста в носителя героических элементов европейского Ренессанса.
Беспощадный суд человечества над собой, творимый им на протяжении всей истории, – источник надежды и на будущее мира» (Альфред Шнитке). Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzknstler etc» (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебники чернокнижнике). Для него история о Фаусте в первую очередь – повествование об «ужасных и отвратительных грехах и проступках» прославленного чернокнижника свое изложение легенды о Фаусте он педантически уснащает «необходимыми напоминаниями и превосходными примерами», долженствующими служить ко всеобщему «поучению и предостережению». В этом отношении знаменателен самый образ Фауста – неутомимого искателя «верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой отличительной чертой характера Фауста является «недовольство» (Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия. Учился Врубель в ПетербургскойАкадемии художеств (1880–1884) у ПавлаПетровича Чистякова уроки акварелибрал у Ильи Ефимовича Репина. Обилие в «Фаусте» песен, мастерство диалогов, реплик, ремарок также способствует воплощению трагедии на сцене.
Мефистофель словно жаждет встретиться глазами с человеком, который смотрит на полотно. Женится на певице Н. И. Забеле.
Замечание не лишенное меткости: что-тоот «волшебной оперы» действительноесть в его картинах. Много художников различных стран от Э. Делакруа до Р. Кента за рубежом, много русских художников создавали свои версии героев «Фауста» Гёте. Даже будучи уже тяжело больным Врубель великолепно передавал портретное сходство и продолжал демонстрировать великолепную технику. Она же готова дать матери снотворное, чтобы иметь возможность увидеться с Фаустом. «В его отпадении сказывается не что иное, как высокомерие, отчаяние, дерзость и смелость, подобная тем титанам, о которых повествуют поэты, что они громоздили горы на горы и хотели воевать против бога или похожая на злого ангела, который противопоставил себя богу, за что и был низвергнут богом как дерзкий и тщеславный»).
Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. В 1890 году он показал своего Демона сидящего, задуманного еще в Киеве. Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, Жизнь и свободу заслужил. Обилие в «Фаусте» песен, мастерство диалогов, реплик, ремарок также способствует воплощению трагедии на сцене. Таково же его панно «Фауст. Заключительная глава книги повествует о «страшном и ужасающем конце» Фауста: его разрывают бесы и душа его идет в ад. Картина словно бы произрастает из нижнего левого угла.
Слыхал я от людей, что собака иной раз оборачивалась слугой и доставляла хозяину еду". Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Фауст у ВидманаНародная книга лежит также в основе пространного сочинения Г. Р. Видмана о Фаусте (Widman, Wahrhaftige Historie etc. ), вышедшего в Гамбурге в 1598. Их универсальные знания их занятия натурфилософией, астрологией и алхимией их успехи и слава приписывались, как и прежде, содействию демонических сил, «договору с дьяволом».
– что произвело на художника тягостное впечатление, появился Ребенок на свет с врожденным дефектом – заячьей губой. «Забота» платит ему «проклятьем за презренье» и ослепляет его. 1906г. В книгу вплетены эпизоды, приуроченные в свое время к различным чародеям (Симон Волхв, Альберт Великий и др. ) и отнесенные в ней к Фаусту.
Величайшие поэты и писатели, обращаясь к Фаусту индивидуально претворяли эту фигуру. Из-за службы отца семья часто переезжала. В1902 году Врубеля поражает тяжелый душевныйнедуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частныхклиниках Москвы и Петербурга) он создаетнемало работ, отмеченных изысканныммастерством (Жемчужина, 1904 ПортретВалерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. И когда резал себя ножом, страдания уменьшались.
Если в «Прафаусте» (1774 – 1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением пролога «На небе» (написан 1797 изд. Античный мир (Суд Париса для дома Дункер в Москве), средневековые рыцарские легенды составляют круг предпочтительных тем в декоративных фантазиях Врубеля. Триптих», написанное в этом же году для украшения московского дома А. В. Морозова. Они пролетают на своих лошадях над сонным средневековым городком.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зелено-синих и красно-лиловыхжгучих переливов узкий, как бы змеиныйлик ангела смерти, на шее длинной ипрямой, как колонна, в обрамлении черныхволос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Величайшие поэты и писатели, обращаясь к Фаусту индивидуально претворяли эту фигуру. Его полотно написано почтиодновременно с «Богатырями» Васнецова, произведшими фурор на выставке в 1899году.
Он посвящен «незабвенной памяти А. С. Пушкина». Маргарита с ее безоглядностью любви одно из ее воплощений у Гёте, это «вечная любовь». Легенду о Фаусте разрабатывали Граббе («Don Juan und Faust», 1829, русск. Следует отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично отражали успехи капиталистического прогресса.
Фауст для нее человек другого мира, но тем сильнее ее любовь. Природа чуть намечена — вместо нее выступает козлоногий сатир. При этом штюрмеры, особенно Клингер, сочетают тему о Фаусте с резкой критикой феодально-абсолютистского порядка (например картина злодеяний старого мира в романе Клингера: произволфеодала, преступления монархов и духовенства, развращенность господствующих сословий, портреты Людовика XI, Александра Борджиа идр. ). Пристрастие гуманистов к античности олицетворено в книге как «безбожная» связь похотливого Фауста и Прекрасной Елены. В 1838 году появился первый полный стихотворный перевод первой части «Фауста» и прозаическое изложение второй части Э. И. Губера.
Такой «мужичище деревенщина» можетсражаться палицей «в девяносто пуд», выпить чару вина в полтора ведра, какповествуется в былине ему «грузно отсилушки, как от тяжелого бремени», ноедет он «чуть повыше леса стоячего, чутьпониже облака ходячего» — на картиневерхушки елей виднеются у ног коня. Художник умел подбирать сложнейшие ракурсы и очень хорошо их обыгрывать. Одной из них является картина «Полет Фауста и Мефистофеля». Эти черты заметно усилены в издании 1589. Потом они стали появляться и на московских выставках. Прахов с просьбой рекомендовать кого-либо из способных студентов для реставрации древних фресок в храме Кирилловского монастыря (XII в) под Киевом, Чистяков без колебаний представил ему Врубеля со словами: Лучшего, более талантливого для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать. Писателей-штюрмеров Фауст привлекает своим дерзновенным титанизмом, своим бунтарским посягательством на традиционные нормы.
Получилось, видимо, не то, чтохудожник задумывал: он не хотел сделать«Поверженного» жалким, хотел показатьгордую непобежденность Демона даже впадении. Родился в Омске, в семье военного юриста. Присутствие зрителя в этой точке изображения обнаруживается взглядом Мефистофеля, который скосил глаза именно сюда, в этот угол композиции, как будто бы здесь шевельнулся не только куст репейника, но и спрятавшийся незримый очевидец. Таким образом, он обрел высочайший статус лишь в конце XX века. Он писал о том, что в «Фаусте» «план обширный объемлется творческой мыслью» и называл это «высшей смелостью».
Борьба формы и содержания, безудержно стремившихся в его мозгу к максимальной крайности самореализации, постепенно разъедала изнутри личность самого Михаила Александровича. Постоянные нападки со стороны консервативных критиков, которым были непонятны и чужды его искания, также не способствовали душевному равновесию художника. Основой для этого шедевра послужил сюжет легенды средневековых времен. Фауст в любви столь же страстен, как и в науке, «все изведать» в полной мере его девиз.
Фауст не включается в это веселье. Картина Михаила Врубеля«Снегурочка». Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. Фауста вначале привлекает в Маргарите красота.
Характерно при этом, что Фаусту приданы черты гуманиста. Так под пером Гёте старинная легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. Источником книги помимо устных сказаний служили современные сочинения по ведовству и «тайным» знаниям (книги теолога Лерхеймера, ученика Меланхтона: «Ein Christlich Bedencken und Erinnerung von Zauberey», 1585 книга И. Вира, ученика Агриппы Неттесгеймского: «De praestigiis daemonum», 1563, нем. Последний по времени перевод Б. Пастернака, 1955 г. «Нет человеческого образа, который бы так волновал воображение поэтов, писателей, художников, композиторов на протяжении сотен лет, как фигура Фауста.
Фауст вырастает в колоссальную фигуру. Вписьме к сестре от 22 мая 1890-го годаВрубель сообщает: Вот уже с месяц япишу Демона, то есть не то чтобымонументального Демона, которого янапишу еще со временем, а «демоническое»— полуобнаженная, крылатая, молодаяуныло-задумчивая фигура сидит, обнявколена, на фоне заката и смотрит нацветущую поляну, с которой ей протягиваютсяветви, гнущиеся под цветами». Михаил Врубель. Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события. О его жизни рассказано во многих исторических свидетельствах и легендах.
Усольцева в окрестностях Москвы. Многие из них утрачены и существуют только на фотографиях. Многое одновременно и объединяет и разъединяет Фауста и Маргариту. Зато зрители разныхпоколений находят в «Пане» сходство скем-то, кого они встречали и кого Врубельвстретить никак не мог, — доказательствотого, насколько этот сказочный персонажжизнен и живуч.
Здесь нет ничего застывшего, незыблемого, здесь все – движение, развитие, непрестанное «нарастание», могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких ступенях. Нам здешний мир так много говорит. » – все это стадии развития Фауста, которые Гёте оценивал как становящиеся все «выше и чище». Он познает, как и хотел, всю «полноту жизни», любит ее печали и радости, ее «роковое бремя». А. Здесь он пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Фауст и Мефистофель. Несмотря на краткость романа Фауста и Маргариты (он длится несколько дней), любовь Фауста проходит несколько стадий.
В Академии Врубель работал много и серьезно. Он старался с ней не расставаться, насколько это позволяло их рабочее расписание. Мирская честь Бессмысленна, как сон. В ней нет той безмятежности, которая так трогательна в «МорскойЦаревне» — в сказочный мир вдругвкрадывается тревога, вещие предчувствия.
Тщетно мечтая «соединить мир, бога и себя», Фауст Ленау падает жертвой происков Мефистофеля, в котором воплощены силы зла и разъедающего скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. А слава. А. Анютина, СПБ, 1904, то же, пер. Он сделал своегобогатыря — Илью Муромца — кряжистым, огромным, восседающим на коне-битюге. Сближается с С. И. Мамонтовым. Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи.
«Жизнь», 1899 июль и август) рисует Фауста титаном, охваченным жаждой знания, богатства и мощи. Чего не скажешь о лице Мефистофеля. В 1905 году Врубеля избрали академиком живописи. Вечером, в саду Маргариты. Штюрмеров привлекал также «готический» колорит легенды, её иррациональный элемент. «Народная книга» Титульная страница «Народной книги» В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера в волшебство и чудесное, а, с другой стороны, выдающиеся победы одерживала раскрепощенная от уз схоластики наука, многим рисовавшаяся плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста быстро приобрела легендарные очертания и широкую популярность.
Поэма Ленау знаменует начало распада гуманистической концепции легенды. Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне. Роль концепции Гёте в «Фаусте» подметил Пушкин. 1902г.
Отец, Александр Михайлович Врубель, женится на Е. Х. Вессель. Фауст у Кайе. В 1603 Пьер Кайе публикует французский перевод народной книги о Фаусте. Подмассивной гривой волос — исступленныйлик с выходящими из орбит глазами. Подспудный трагизм достигает кульминациив тех врубелевских образах, которыевосходят к его иллюстрациям к поэмеЛермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галереяи Русский музей, Санкт-Петербург), – вкартинах Демон (1890) и Демонповерженный (1902 обе работы –Третьяковская галерея).
Леспервозданно дремуч, в его густой вязипритаились два ястреба. 8 развернул в самостоятельную поэтическую драму. Соч. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Это история возникновения и развития чувства, психологически тонко прослеженная история победы любви и вместе с тем стремления человека вырваться за пределы «малого» домашнего мира, невозможности отгородить этот «малый» мир от «большого». Но «свет внутри меня ведь не погас.
«Русский стиль» этих вещей находитвыражение и в его сценографии, связаннойс Московской частной русской оперойСаввы Ивановича Мамонтова, в том числев оформлении Садко (1897) и Сказкио царе Салтане (1900) Николая АндреевичаРимского-Корсакова. В 1901 году Врубеля болезнь окончательно покосила. Пунктир вместо непрерывной линии сообщает контуру характер стремительной скорописи, как если бы это был репортажный набросок с места событий. Художник отлил эту голову в гипсе ираскрасил, придав ей жуткую «настоящесть».
Накартине маслом 1904 года шестикрылыйсерафим с мечом и горящей лампадой вподъятых руках появляется один — пророказдесь нет, — и называется картина «Азраил» (ангел смерти). Холст, масло. Бессонна мысль и жаждет исполненья». И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». Здесь художник пишет ряд лучших своихкартин, работает в майолике – скульптурыЦарь Берендей, Лель, Волхова, – все вТретьяковской галерее, Москва, обращаяськ дизайну исполняет эскизы керамическойпечи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Ладно идите. Видман в противоположность Марло усиливает моралистические и клерикально-дидактические тенденции «народной книги». Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизанахарактерным для символизма чувствомтемного хаоса, таящегося за внешнимипокровами мироздания. На следующее утро Усольцев увез Врубеля в Москву, в свой санаторий.
перевод 1567 и др. ). Сомнения Фауста её пугают, но не настолько, чтобы отвергнуть его любовь. 13 «Фауст» Гёте это книга вечных образов, в ней вечны и Фауст и Мефистофель и Маргарита и даже второстепенные герои типа Вагнера.
«Фауст» Гётекраткое содержание и радиоспектакльНаиболее мощного своего художественного выражения тема о Фаусте достигает в трагедии Гёте. Художника окончательно отстраняют от работы во Владимирском соборе. луч ее случайный, Неуловим. Сам Гёте считал: «Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции». Попав в маленькую опрятную комнату Маргариты, он лучше понимает ее характер, ему кажется, что его порыв «вечен». Триптих», написанное в этом же году дляукрашения московского дома А. В. Морозова.
Автор, по-видимому лютеранский клирик изображает Фауста дерзким нечестивцем, вступившим в союз с дьяволом ради приобретения великого знания и силы («Фауст отрастил себе орлиные крылья и захотел проникнуть и изучить все основания неба и земли». Вот мысль, которой весь я предан, Итог всего, что ум скопил. В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве.
Впервые иллюстрацию к «Пророку»Врубель сделал еще в 1898 году — она былаему заказана для юбилейного изданиясочинений Пушкина. Так, в картине «Девочка на фоне персидского ковра» (1886) мы видим некую переизбыточность роскоши, которая и является аллегорией тленности, печали и неизбежности конца. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И. Картина словно бы произрастает из нижнего левого угла. Тургенев в статье «Фауст, трагедия. Сначала Мефистофель переносит Фауста в компанию веселящихся гуляк – а вдруг девиз ее «Да здравствует свобода и вино. » будет принят Фаустом. Римский-Корсаков, как и многие, был в восторге от произведения Васнецова.
Фауст пытается освободиться от силы демонов: «Не выношу их нравственного гнета». Но, начиная новую, «другую» жизнь, Фауст проходит снова по типичной для многих дороге жизни ища ее смысл в молодом веселье, любви, практических делах на пользу общества, в красоте. Беспощадный суд человечества над собой, творимый им на протяжении всей истории, – источник надежды и на будущее мира» (Альфред Шнитке).
Фауст – лицо реально существовавшее. Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир» эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания. Трагедия пронизана пафосом творчества.