Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет. Ожидая приезда Гогена, Ван Гог рисует свои первые подсолнухи. Но радость ему не давалась, драма заполняла его целиком.
Та же творческая сила, что несет миру обновление, заставляя светила вращаться, а растения – созревать, становится источником разрушения и распада. Винсент Ван Гог последовательно двигался по пути постижения принципов дзен. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Купила небольшой сборник Алена Боске и поселила его на прикроватной тумбочке.
Эти простые первозданные истины художник воспринимал всем своим существом. Здесь все располагало к творчеству, чтобы передать суть местной природы. Человек и художник» Н. А. Дмитриевой, «редкостное слияние драматизма и праздничности» в творчестве художника, его проникнутость «страдальческим восторгом перед красотой мира». Первая из серии картина маслом «Подсолнухи» получилась на бирюзовом, как небо Арля, фоне. Все работы Ван Гога, в том числе и его знаменитая картина «Подсолнухи», переполнены страстью и избытком чувств.
Полотна, написанные им в Арле, затоплены всеми оттенками жёлтого цвета. Эта картина «Подсолнухи» наполнена теплыми и холодными цветами.
Подсолнухам же мала не только ваза – им тесен весь холст. Создается впечатление, будто художник торопился «излить себя» на полотно, пока его не унесло бурным фонтаном чувственного восторга. А «душа» подсолнуха была особенно созвучна художнику. Потом были ещё подсолнухи, ещё много подсолнухов.
Вторая серия выполнена через год, в Арле. Из четырех холстов, написанных в августе 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны. Ван Гог наносит краски очень густо (техника «импасто»), выдавливая их прямо из тюбиков на холст. Художнику нечем платить за аренду и ему придется выехать из «желтого домика», который он так мечтал украсить своими «Подсолнухами». Первая серия выполнена в Париже в 1887 году.
А-у-у. От срезанных цветов с увядающими лепестками веет печалью, хотя в них есть еще сила, сопротивляющаяся увяданию. Художник был в полном отчаянии, что брат не будет с ним близок, как прежде. Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Одни большие подсолнухи — ничего больше. Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, вот таким образом и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком. Оба художника творили там вместе в октябре – декабре 1888, но в итоге поссорились.
Не окончив школу, он начал заниматься семейным делом: продажей картин. На его зов откликается Поль Гоген и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. Гогену случайно удалось остановить Винсента. Подробности этого конфликта неизвестны, но в ту же ночь художник отрезал себе мочку уха.
Одни видят в этом порыв раскаяния, другие – безумие. В шелесте олив ему слышится «что-то очень родное, бесконечно древнее и знакомое», а олеандры —«дышат любовью».
У многих он ассоциируется именно с этими работами». Он стремился достичь «озарения» — тех высших мгновений, в которые мастера древнего Востока вдруг постигали истину о мире во всей ее полноте. Человек и художник» Н. А.
Появляется первая картина «Подсолнухи». Насыщенные оранжевые и желтые тона «горят» на холсте. Художник набрасывается на холст, быстро прописывает фон и начинает выдавливать из тюбиков толстым слоем краски, подправляя их не кистью, а мастихином. Об этом говорит его программный «Автопортрет» (в облике дзенского монаха). Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено «редкостным слиянием драматизма и праздничности, проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира».
На сегодня, два его самых знаменитых полотна с подсолнухами хранятся в Лондоне и Мюнхене. Р. S.
В серии четыре картины. Как-то он туда пригласил своего друга Поля Гогена для совместного творчества. Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царство щедрого солнца, в светлый «желтый домик». На его зов откликается Поль Гоген и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. Картины, написанные в Арле, затопляют все оттенки желтого цвета: себя Ван Гог изображает в ярко-желтой соломенной шляпе, он часто выбирает желтый фон для портретов, пишет позолоченные солнцем луга, поля зрелых хлебов, стога, снопы соломы, охристо-желтые стволы, огни вечернего города, окрашенное закатом небо, солнечный диск, огромные, окутанные светящейся дымкой звезды Да что звезды – даже простой деревянный стул в мастерской художника так и блещет праздничной желтизной. Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков.
Ван Гог был тяжело болен. Потрясающе удачная комбинация – увядающие цветы на ярком фоне. В «Подсолнухах» букет цветущих и увядающих цветов получен сразу при помощи движения и цвета, подчеркнутого небольшими фрагментами зелени и лазури. Они похожи на тайнопись. Но только ли радость и утешение несут его поздние полотна.
Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета» именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями. Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от рамы. Создавать «нечто миротворное и утешительное» стремился художник в последние годы своей короткой многострадальной жизни. Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета» именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями. Подсолнухи Ван Гога, если не видели, то посмотрите обязательно. Другие заполняют центр диска они невзрачны на вид, но именно они дают начало семенам.
Но мы обратим внимание на четыре крупных подсолнуха – сочетание предшествующих работ. Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины и две вариации «лондонской». Кричали с благодарностью обо всем, что чувствовал тогда художник.
Две хижины под одной крышей — престарелую супружескую чету, доживающую свой век. Надеюсь, не слишком Вас утомила. Мне всегда интересно общаться с Вами. Эти простые истины Ван Гог понимал всем своим существом. Человек и художник» Н. А.
Ван Гог раскрывается здесь исключительно с помощью цвета. Это не были спокойные и безмолвные цветы, они кричали. Что это: стол, полка или подоконник, дерево или ткань скатерти – не важно. Свое новое жилище в Арле Ван Гог называл «желтым домиком». Картины этого периода Ван Гог создавал используя технику импасто (нанесение на холст густых и толстых слоев краски, которая при застывании придает картине объем), часто вместо кистей краски он наносил с помощью обычного небольшого ножа. Фото картины показывает 4 головки, которые потом пойдут на семена.
Его голубые очертания – дань уважения к Гогену. То же можно сказать и о фоне: это не драпировка, не стена, не воздушная среда, а просто некая закрашенная плоскость. Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена. Эти цветы изображены почти в натуральную величину.
Всеми оттенками желтого – цвета солнца – сияют натюрморты с подсолнухами. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. Последняя картина – светлое на светлом – будет, надеюсь, самой удачной. Художник создал серию меньше чем за неделю, так как работал с одержимостью.
Четыре срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. «Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне). Ван Гог глубоко чувствовал вечную изменчивость мироздания. Они еще умещаются на полотне. Ряды старых ветел — процессию стариков у богадельни.
Не в смысле красивости, а в самом широком смысле понятия красоты. И, конечно, отдал дань Ван Гогу в своем творчестве. Целый год он рисовал там все, что видел вокруг.
Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской». В ожидании своего друга художника Поля Гогена Ван Гог создает серию картин «Подсолнухи», которыми планировал украсить комнату Гогена. Молодые всходы пшеницы напоминают ему выражение лица спящего младенца.
«Подсолнухи» — довольно странный период в творчестве художника, наполненный странными и порой пугающими изображениями подсолнухов. На первой картине изображено четырнадцать подсолнухов, а на другой пятнадцать. «Подсолнухи» 1988 года Ван Гог нарисовал в своем новом жилище в Арле, которое он называл «желтым домиком» и куда пригласил своего друга Поля Гогена для совместного творчества.
Здесь Ван Гог не украшает вазой свои подсолнухи. Писал Ван Гог подсолнухи довольно быстро. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Визуально ваза выглядит маленькой для огромных и строптивых подсолнухов. Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, так как цветы быстро вянут и приходится заканчивать вещь в один прием».
Это произведение – одна из вершин его парижского периода. Первые три картины – это исследование предмета. Мазки идут во всех направлениях и пространство, в котором размещены головки цветов, сознательно не определено художником. Фактура картины привлекает внимание своей рельефностью. Мазки разбросаны по холсту как попало.
На всех работах парижской серии изображены лежащие цветы подсолнуха. А еще я обожаю Вуди Аллена. Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчик вслед за солнцем, был для него воплощением взаимосвязи всего сущего – малого и великого, земли и космоса. Светлана, есть чудесный фильм ВВС Личная жизнь шедевра.
долларов, оспаривается до сих пор. )Ваза с пятью подсолнухами. Арль, август 1888. Голландец попробовал рисовать без натуры, но в вымышленном мире ему было некомфортно.
Сначала художника покинул Гоген, оставив друга один на один с его демонами. Добрый день, Лойти. Одни большие подсолнухи — ничего больше. Картина Ван Гога «Подсолнухи» выполнена особенной техникой письма – импасто. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. «Душа» подсолнухов была особенно близка художнику, так как растение живет согласно космическим ритмам, поворачивается вслед за Солнцем.
Сюжет этих картин исключительно прост: цветы в керамической вазе – и больше ничего. Два срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Как в сложном аккорде, ликующий возглас и крик отчаяния слиты в них воедино. Благодарю за дружеский отклик.
Гогена утомили бесконечные споры. В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse – М. А), что, разумеется, тебя не удивит, – я пишу большие подсолнухи. Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно — целая симфония желтого и синего». Элементы развлекательности во всем.
Несмотря на одиночество, это была самая счастливая и плодотворная пора его жизни и Ван Гог снова вернулся к своим любимым подсолнухам, только теперь он рисовал их в вазах. Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, так как цветы быстро вянут и приходится заканчивать вещь в один прием». Винсент Ван Гог«Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. Художник или поэт пытается уловить эти мгновения и передать другим их благую весть.
совсем давно, весной 1886 года Винсент Ван Гог приехал в Париж в надежде стать художником. Известно, что этот ген чрезвычайно активен в краевых, привлекающих цветках подсолнуха. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. О близости мироощущения голландского и древневосточных художников свидетельствует горячее признание его искусства в Китае и Японии. Ван Гог наносит краски очень густо (техника «импасто»), выдавливая их прямо из тюбиков на холст.
Именно эти контрасты искал художник, а не серую гармонию. Подлечив, насколько это было возможно в то время, его выпустили. Свое новое жилище здесь художник называет «желтым домиком» и пишет о нем брату: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца». Но аскетические условия жизни и одиночество заставляют его искать соратников.
Ван Гог увлекся срезанными, увядающими, брошенными цветами. И даже те цветки, которые предназначены для формирования семян, превращаются в длиннолепестковые и бесплодные. Подсолнухам же мала не только ваза – им тесен весь холст.
Любимый художником желтый цвет воплощал радость, доброту, благожелательность, энергию, плодородие земли и животворное солнечное тепло. Свои натюрморты с подсолнечниками Ван Гог наполнил солнцем юга и желтым цветом. Юг Франции безумно вдохновлял впечатлительного голландца.
Это уже не тот художник, который в парижском периоде применял дивизионистскую технику (короткие и выразительные мазки кисти «Автопортрет в серой шляпе»). В одном из писем он говорит, что в «Подсолнухах» желтый цвет должен пламенеть на меняющемся фоне – голубом, бледном малахитово-зеленом, ярко-синем в другом письме упоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви». Картины не продаются, а вызывают резкое неприятие.
«Подсолнухи» – картина, в которой он пытается передать двойственность бытия, борьбу противоположностей, слияние драматизма и праздничности. И тогда, как писал великий танский поэт и художник Ван Вэй в своем трактате «Тайны живописи», «на картине всего лишь в фут художник напишет сотни тысяч верст». Мазки переполнены эмоциями. Увидев мир в его подлинном свете, Ван Гог решает посвятить себя живописи. На коричневом столе играют и переливаются бирюза фона и желтизна цветов.
Их трения достигли предела, отношения зашли в тупик и он решил покинуть Арль. Мечты Ван Гога о братстве, как спасении от нищеты и одиночества, разрушились и за этим последовало самое известное в мире искусства членовредительство. По поводу его психиатрического заболевания мнения современных врачей почти не расходятся – шизофрения. Сам художник писал, что «высокая желтая нота» проняла его в то лето. Он начинает заниматься живописью, даже не зная основ рисунка. Мне не удается написать нечто столь же прекрасное.
Идея художника ясна: добиться эффекта солнечного сияния, свечения жёлтого цвета. Художник представлял себе эту серию картин как «симфонию цвета». В одном из своих писем Ван Гог писал, что в «Подсолнухах» он видит жёлтый цвет, пламенеющим на меняющемся фоне – голубом, бледном малахитово-зелёном, ярко-синем. Вот таким образом, как отмечает автор замечательной книги «Ван Гог. Пятнадцать голов, змеевидно покачиваясь, стремятся выйти за рамки картины. Будто следуя заветам легендарного Бодхидхармы, Ван Гог ищет «кратчайшее расстояние от сердца художника к сердцу зрителя», говоря на языке взволнованных линий, неистового цвета, смятенных форм. Это был сильный удар по психике.
Обилие света, солнца и ярких красок приводят его в восторг. Яркие солнечные краски Ван Гога никто покупать не собирался. И в январе он пишет три копии – одну с «Вазы с пятнадцатью подсолнухами» и две – с «Вазы с двенадцатью подсолнухами».
Каждый оттенок краски был для него сопряжен с целым комплексом понятий и образов, чувств и мыслей, а мазок на холсте был равнозначен произнесенному слову. Единственно, какой вопрос может вызвать споры: какая из ее форм была у живописца. Ван Гог был счастлив.
Следы прикосновения кисти и ножика-мастихина явственно видны на полотне шероховатая рельефная фактура картины – словно слепок неистовых чувств, владевших художником в миг творчества. Болезнь многообразна и коварна. Ван Гог не мог не следовать за их самостоятельной жизнью. И ярче самого солнца сияют на полотне подсолнухи, словно впитавшие в себя свет его горячих лучей и излучающие его в окружающее пространство. Винсент, переживший крушение всех надежд, словно оглядывается на недолгую пору счастья, но уже без былого воодушевления. Художнику нечем платить за аренду и ему придется выехать из «желтого домика», который он так мечтал украсить своими «Подсолнухами». Вторая ваза с 15 подсолнухами на желтом фоне, которая будет демонстрироваться в Лондоне. Вот таким образом, как отмечает автор замечательной книги «Ван Гог.
"Небесный свод – восхитительного голубого цвета. Очень талантливым художником и глубоко чувствующим человеком был Ван Гог. Исследователи решили узнать, не является ли причиной изменений цветка мутации в генах CYC. «Подсолнухи» Ван Гога, как и «Сикстинская Мадонна» для легендарного Рафаэля, «Джоконда» для непревзойденного Леонардо да Винчи и «Черный квадрат» для авангардного Малевича, стали определяющими и имели колоссальное значение в творчестве этого великого художника.
По этим беспокойным и вызывающим мазкам можно определить состояние духа «говорящего». Во всяком случае, мальчик рос угрюмым и нелюдимым. Также существуют две авторские репродукции этих работ. Он писал, что вся окружающая природа является для него одушевлённой.
Согласно английской пословице: Take it easy надо постараться не быть слишком серьезными. Сюжет картины в таких случаях обретает черты реального. Солнечные лучи – бледно-желтые.
Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. Но как эти гены работают у самого подсолнечника, учёные представляли себе плохо.
Великолепный замысел – серия панно с подсолнухами – не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты, «лондонский» и «мюнхенский» натюрморты, принадлежат к наиболее известным и любимым публикой творениям Ван Гога. Сюжет этих картин исключительно прост: цветы в керамической вазе – и больше ничего. Одни большие подсолнухи – ничего больше. Эти увядающие цветы заполняют все полотно. Нет ответа.
Его черные колючие живые изгороди на снежном фоне как «шрифт на белой бумаге», как «страница Евангелия». Неуемная жажда справедливости и способность замечать скрытые от глаз обычных людей вещи сделали Винсента ярым борцом за справедливость. Она посвящена лежащим цветам. Одна из них, где в светлой глиняной вазе стоят пять цветов, была утеряна в период Второй мировой войны. В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse – М. А), что, разумеется, тебя не удивит, — я пишу большие подсолнухи.
Изначально картина «Подсолнухи» писалась мастером с целью украсить свое жилище в Арле, чтобы предстать в выгодном свете перед коллегой и другом Полем Гогеном. Оказалось, что в «вангоговских» цветках HaCYC2c приобретает вставку, с которой он начинает интенсивно работать во всех тканях растения. Стояла ветреная погода и он работал в помещении. Это было для Ван Гога символом воплощения взаимосвязи всей планеты с космосом. Чтобы получить подсолнух «как у Ван Гога», генетики скрещивали обычный подсолнух с полумутантным, то есть с таким, у которого «мохнатость» центрального диска была не вполне выражена.
Написанные энергичными подвижными мазками подсолнухи производят впечатление живых – тяжёлые, наполненные внутренней силой соцветия и упругие гибкие стебли находятся в постоянном движении, пульсируют, набухают, растут, созревают и увядают на глазах у зрителя. У. Эмерсон. Ван Гог глубоко чувствовал вечную изменчивость мироздания.
Чем неистовей сияют краски, тем более наэлектризованными, напряженными становятся картины. Картина «Подсолнухи» целиком поглощает внимание зрителя своими харизматичными и крупными мазками. Идея ясна: добиться сияния, солнечного свечения желтого цвета. Желая к его приезду украсить комнату, Винсент впервые рисует подсолнухи. Четвертый вариант находится в Лондоне.
согласна. В своих «Подсолнухах» он хотел воплотить цветок как небесное светило в ореоле лучей-лепестков. Этим объясняется, по мнению автора книги «Ван Гог.
Ван Гог пишет письмо Гогену, надеясь в его лице найти поддержку и Гоген обещает приехать. (Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987 г. на аукционе «Кристис» за 39, 5 млн. Вечером 23 декабря после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Гляди на эти цветы, кажется, будто они изображены в трехмерном пространстве: одни лепестки тянутся вверх, другие — вперед к зрителю, а некоторые устремлены вглубь холста. Рельефность рисунка делает его более реальным. Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. В Париже художник пристрастился к абсенту.
На них нет привычных лепестков и они имеют вид помпонов. Каждая достойна отдельного рассмотрения. Живая и яркая картина символизировала радость от встречи с другом. Сейчас эта картина находится в музее Крёллер-Мюллер в Оттерло. В его ожидании Винсент и написал несколько картин с подсолнухами.
На полотне явственно видны следы прикосновения кисти и специального ножа. Не нужно быть знатоком и искусствоведом, чтобы при слове «подсолнухи» вспомнить о знаменитой одноименной картине голландского мастера кисти Винсента Ван Гога. Подобных примеров. Привела этот пример, чтобы Вы поняли моего внутреннего скептика А где Антигона в драматических театрах. Обе формы были обязаны своим появлением мутациям в гене HaCYC2c. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Холст, масло, 60х100. Отерло, Кроллер-Моллер Музей. Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской». На его зов откликается Поль Гоген и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. Великолепный замысел – серия панно с подсолнухами – не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты, «лондонский» и «мюнхенский» натюрморты, принадлежат к наиболее известным и любимым публикой творениям Ван Гога.
Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, так как цветы быстро вянут и приходится заканчивать вещь в один прием». Всеми оттенками желтого – цвета солнца – сияют натюрморты с подсолнухами. В одном из писем он говорит, что в «Подсолнухах» желтый цвет должен пламенеть на меняющемся фоне – голубом, бледном малахитово-зеленом, ярко-синем в другом письме упоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви».
Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца». Наконец Гоген приехал, картина ему очень понравилась. Сам художник признавался, что «высокая жёлтая нота» буквально проняла его в то лето. Именно о цвете он чаще всего говорил, делясь деталями свого творческого замысла с друзьями и братом. Думаю, что они правы.
Так о картине «Жнец» он писал: «человечество – колос, который должен быть сжат. Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от рамы. Ван Гог незамедлительно ответил ему – отказом, но пообещал сделать точную копию картины. В 1888-1889 г. Винсент ван Гог создал несколько разных версий знаменитого натюрморта.
Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987 г. на аукционе «Кристис» за 39, 5 млн. В это время с его картин исчезают землистые цвета, палитра становится яркой и радостной. Винсент Ван Гог прожил непростую жизнь, полную страданий, разочарований и безумия.
Описание картины «Подсолнухи» будет неполным, если не сказать о том, что было после того, как распустились на его полотнах подсолнечники, собравшие в себе радость и горечь мира. Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено «редкостным слиянием драматизма и праздничности, проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира». Натюрморты с подсолнухами сияют всеми оттенками жёлтого цвета – цвета солнца. До конца так и не придя в себя, Ван Гог прожил после этого лишь полтора года.
Совместная работа художников продлилась два месяца и закончилась нервным срывом Ван Гога, когда он повредил себе ухо. Ваза в пятью подсолнухами. Среди них и настоящие подсолнухи и их мутанты, которых легко определить. Подсолнухам же мала не только ваза – им тесен весь холст.
Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от рамы. Он снова принялся за работу, окружив себя любимыми подсолнухами. Ван Гог пишет два цикла картин: Парижский (1887 г. ) с лежащими цветами и Арльский (1888 г. ) – с цветами в графине. Он исследует контрасты синего и оранжевого, красного и зеленого, желтого и фиолетового, стремясь привести к гармонии крайности. долларов, оспаривается до сих пор).
«Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне). Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Вторая серия картин выполнена через год на юге Франции в городе Арле. Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков. Доброе утро, Лойти. Вместе с ним находился друг Гоген.
Помните потрясающее описание шахтерского поселка в Боринаже. Выпуклость вазе придает неровная коричневая линия, под ней – подпись художника. Но ещё быстрее опадали с них лепестки и цветы вяли. Голливуд -тема необъятная.
Для художника мазок – это своего рода жест, мимика интонация. Здравствуйте, Лойти. Хотелось бы разделить Ваш оптимизм, но внутренний скептик мешает. Думаю, Вы и сами подметили стремительное вторжение массовой культуры во все академические сферы искусства. Все сложное, глубокое, многогранное упрощается до полного, а иногда и чудовищного по своей вульгарности фаст-фуда от искусства (извините за приевшееся сравнение, но здесь оно точно к месту). В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse – М. А), что, разумеется, тебя не удивит, — я пишу большие подсолнухи.
Цветы становятся объемными, рельефными, шероховатыми и не желают помещаться на полотне. И вот, нарушив все существовавшие теории контрастов, он создает свой бесспорный шедевр, «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» – яркие желтые цветы на ярком желтом фоне. Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена. Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины (Музей искусств, Филадельфия) и две вариации «лондонской» (Музей Ван Гога, Амстердам Музей современных искусств «Ясуда Касай», Токио.
Справедливости ради отметим, что никто из них так и не поверил в способности Винсента. Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины и две вариации «лондонской». Художник стремится добиться нужного оттенка и свечения своего любимого цвета.
В глиняный горшок с зеленой поливой Ван Гог поставил только три цветка. Такие не до конца мутантные растения ещё могли как-то выживать и давать потомство. От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию. С сюжетом этих растений художник написал два цикла картин, включающих одиннадцать полотен. Он бежал от страданий, которые выпали на его долю. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь.
Что же. В отличие от многих своих современников, которые увлекались внешним подражанием Востоку, Ван Гог «хотел понять, как чувствует и рисует японец», проникнуть в тайну отношений художника и природы. Так и Ван Гог, рисуя старое дерево, думает о превратности человеческой судьбы и передает «странное врастание в землю и вместе с тем полуоторванность от нее под воздействием бури».
Его трепетные, свободные штрихи создают, как на свитках древних китайских мастеров, неуловимое ощущение постоянного роста.