Пластика — общее качество скульптурных произведений, поэтому пластикой иногда называют искусство скульптуры в целом чаще скульптуру, выполненную методом лепки.
Согласованность, соразмерность движений и жестов, создающие общее впечатление гармонии. 6.
– причем после цифры 10 идут 20, 30, 40. Пластические искусства делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. Границы между изобразительным и неизобразительным искусствами не абсолютны. СКУЛЬПТУРА (лат. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике. Никогда прежде художественный процесс не поляризировался так резко.
К. Маркс, там же, с. 594). Характерно при этом, что с течением времени, когда меняется социально-экономический уклад, практическая функция предмета нередко «выветривается» и произведение художественного ремесла выступает в своём собственно эстетическом качестве (например, декоративные керамические тарелки, застёжка, превратившаяся в брошь и т. д. ). Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами не абсолютны. В архитектуре также выдвигается ряд новых задач и собственно художественных проблем: окончательно утверждается доминирующее положение светского зодчества, развивается зародившийся ещё в древности принцип заранее задуманного городского ансамбля (в той мере, в какой этому не препятствуют экономические и социальные условия крепостнического и особенно буржуазного общества), успехи техники обеспечивают возможность ряда смелых идейно-эстетических новшеств (начиная с конца 19 в. и особенно в 20 в. ). // Иск.
Пластические искусства включаются как один из художественных элементов в состав многих синтетических искусств (театр, экранные искусства). Такого рода решений в советской скульптуре много. АРХИТЕКТУРА (лат.
Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определённое цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произв. В XX в. вся система искусств пластических претерпевает глубокие изменения.
Для исполнения живописных произведений служат также акварель, гуашь, пастель, тушь. Но от этого роль последних в произведении отнюдь не исчезает. Характерная особенность искусства – своеобразные «перебои» ритма, ритмические акценты и пустоты (рис. Музыкальная п. Стихотворная п. П. художественного героя. Театр. состояние героя в тончайших изменениях внешнего облика.
einverleibte Bewegung) и обуздание развязанного движения (нем. Но в И. п. в 20 в. возникают и утверждаются также многие плодотворные тенденции. Пластическое решение спектакля включает все средства хореографии (танца и пантомимы). Авангардизм, Модернизм). 2) В более узком толковании термина в балетном искусстве – особые выразит. Оказалось, что все слова имеют суммарные численные меры.
утвердились определения: приданное движение (нем. Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. соч., т. 2, 1949, с. 81—82) является предметом И. п. И.
В разные эпохи имела распространение тонированная (всей работе придается один общий тон) и расписная скульптура.
«Л. И. Третьяков в своей работе «Образ в искусстве»: «. Сама обработка материалов природы, придание им формы, отвечающей социальным потребностям, создание в реальной практике «изменения мира» предметов, которых природа не знает и которые противостоят ей именно как результат человеческого творчества, развивали духовные способности человека, в том числе и «.
К первым относятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство, воспроизводящие с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность либо с помощью реальных трёхмерных объёмов (скульптура), либо путём их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика, фотоискусство). Технические успехи этого времени позволяют широко применять подобную изобразительную имитацию, одевать здание в любой наряд. общеинтересное в жизни. » человека (см. В зодчестве иногда воспроизводятся органические формы (Индия, Древний Египет) в архитектурном декоре употребляются растительные мотивы (например, античная коринфская капитель), зооморфные (звериные маски во владимиро-суздальском зодчестве 12—13 вв. ), антропоморфные (кариатиды, атланты).
Глаз как бы сканирует, поэлементно просматривает видимое поле. Пластика всегда ритмична, но ритм и пластика – не одно и то же.
Таким образом, свет является одним из средств решения пространства в скульптуре. Неизобразительные И. п. — архитектура в первую очередь — также обладают богатыми возможностями духовной идеологической содержательности: они способны воплощать, как правило, наиболее общие социальные и философские идеи времени. Термин "графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии.
4. То же наблюдается ещё и на исходе средних веков: в готике зодчество и статуарная пластика органически связаны друг с другом не только чисто формально, но, как и повсюду прежде, — самой художественной концепцией. мотивом. П. (нередко её называют свободной П. ) здесь характеризуется свободным движением, не подчинённым законам классич. Романтически настроенные художественные деятели 19 в. (Дж.
Искусства пластические вновь раздвигают свои границы: складывается новая массовая художественная культура, проявляющаяся в художественном конструировании, оформительском искусстве, полиграфии и т. д. живописи частью его художественной структуры. В «станковизме» усматривали губительное разложение цельности художественного видения. Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животные (анималистический жанр), ещё реже – природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).
таинственная власть гармонии, а следовательно и ритма, обладает особой целительной силой. А. - жилые дома, общественные здания и др. ). Контакты И. п. с общественной жизнью в передовом искусстве становятся всё более непосредственными об этом, в частности, свидетельствует интенсивное развитие собственно политических жанров (плакат, карикатура).
Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также живопись оттенками одного цвета (монохромная). Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и тому подобные), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Структуру художественного образа в искусствах пластических можно условно-аналитически расчленить на 3 тесно связанных друг с другом аспекта: тектонически-композиционный – состоит в организации реального, вещественного материала в трёхмерном пространстве, формировании его конструкции и тектоники, в системе расположения отдельных частей, в достижении целостности композиции выразительный – достигается использованием зрительно-формальных элементов, создающих определённое настроение, выявляющих эмоциональный идейный смысл произведения изобразительный (специфический для живописи, скульптуры и графики) – заключается в непосредственно-визуальном воспроизведении предметов, форм и явлений окружающего мира или в ассоциативном напоминании о них. В зодчестве иногда воспроизводятся органические и растительные формы (Индия, Древний Египет) в архитектурном декоре употребляются растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы. К первым относятся Живопись, Скульптура, Графика, Фотоискусство, воспроизводящие с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность либо с помощью реальных трёхмерных объёмов (скульптура), либо путём их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика, фотоискусство).
У мастеров 17 в. имеет место тот же принцип. 2. А. Врубель, Ф. Ходлер, М. Дени) и архитектонически продуманная скульптура (А. Используется для создания художеств.
Уроки пластики у актёров. В зодчестве иногда воспроизводятся органические формы (Индия, Древний Египет) в архитектурном декоре употребляются растительные мотивы (например, античная коринфская капитель), зооморфные (звериные маски во владимиро-суздальском зодчестве 12-13 вв. ), антропоморфные (кариатиды, атланты). Причем это вполне может случиться и в дорогостоящих клиниках.
(Маркс К., см. По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись, живопись водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и сухой (секка), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическими красками (связующие – легкоплавкие стёкла, флюсы, глазури – закрепляются обжигом на керамике), живопись силикатными красками (связующее вещество – растворимое стекло) и тому подобные. В ходе развития строительной техники новые принципы архит. Статуи гармонируют по своей пластике. В структуру образа искусств пластических может входить материал языка (слово, буква, надпись).
Лишь в народном творчестве, где оно ещё продолжает процветать (как, например, в России в 18-19 вв. ), сохраняются живые традиции былой художественной целостности предметной среды. Это всегда мировоззрение и мироощущение». Изобразительные искусства иногда пользуются отвлечёнными мотивами (например, книжная графика, плакат, монументально-декоративные живопись и скульптура). В этом смысле можно связывать происхождение искусств пластических с деланием вещей. Реалистическое искусство обретает открытую идейную целеустремлённость (см.
В декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные изобразительные мотивы, а нередко и законченные изображения, родственные изобразительному творчеству (например, сосуды в виде фигур людей и животных). собр. Нам кажется весьма интересным исследование филолога Л. И. Станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определённым местом декорационную (эскизы театральных и кино декораций и костюмов) иконопись миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т. д. ). Египет). Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе наблюдённых в натуре анатомических (структурных) особенностей той или иной модели. Границы между изобразительным и неизобразительным искусствами не абсолютны. Кризис буржуазной культуры обусловливает всё более углубляющийся распад пластического мышления, уводящий либо в чисто формальное экспериментирование (причём однобоко, гипертрофированно могут заостряться отдельные стороны, грани художественной выразительности формы), либо в эстетический субъективизм, в конечном счёте приводящий к окончательному разрыву связи искусства с действительностью и к разрушению целостности художественного сознания (кубизм, экспрессионизм, абстрактное искусство, поп-арт и др.
Неправильное, не соответствующее замыслу художника освещение скульптуры в экспозиции способно значительно исказить впечатление. Создавая образ, художники в полную меру используют эти световые эффекты. формы не предполагают, как правило, прямых аналогий в реальной действительности. Тем самым вещь, созданная человеком, делается носителем его «сущностных сил», «одухотворяется».
средства, отличные от танца и пантомимы. Так, в отношении скульптурных шедевров греческой классикиеще в трудах немецких историков искусства XIXв.
Кризис буржуазной культуры обусловливает всё более углубляющийся распад пластического мышления, уводящий либо в чисто формальное экспериментирование (в котором односторонне и гипертрофированно могут заостряться отдельные стороны и грани художественной выразительности формы), либо в крайний эстетический субъективизм, в конечном счёте приводящий к окончательному разрыву связи искусства с действительностью и разрушению целостности художественного сознания (см. П. крупных скульптурных форм. Фото до и после можно увидеть ниже.
течения). Третий изобразительный аспект специфичен для живописи, скульптуры и графики, несмотря на попытки буржуазного модернизма превратить эти виды искусства в «абстрактные». Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593). Так в ходе практики зарождается эстетическое чувство, на почве которого складываются постепенно разные виды И. п. В этом смысле можно связывать происхождение И. п. с «деланием вещей».
Помимо изобразительного искусства рассмотрим роль ритма в поэзии и музыке. Ритм животворит живописный образ, а также отражает время и настрой эпохи»". Но в основном образная структура произведений искусств пластических строится зрительно- пластическими средствами (пространство, объём, цвет, ритм и т. д. ). Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа.
П. в балете нередко использовали М. М. Фокин, Л. В. Якобсон и др. Так использовали цвет ваятели Древней Греции (об этом уже говорилось в первой главе) так используют цвет и современные скульпторы, на помощь которым пришло много новых материалов. При создании объёмно-пространственной композиции (в том числе и внутренней организации сооружений) используются принципы симметрии или асимметрии, нюансы или контрасты при сопоставлении элементов их различные ритмические соотношения и так далее. Возникает тяготение к синтетичности художественного творчества. Это относится ко всем приведенным нами примерам.
П. лица. Маркс, см. С другой стороны, роль искусств пластических в образной структуре современного театрального и киноискусства решительно возрастает, рождаются гибридные формы (например, мультипликационные фильмы). В архитектурном декоре употребляются растительные мотивы (например, античная коринфская капитель), зооморфные (звериные маски во владимиро-суздальском зодчестве XII – XIII вв. ), антропоморфные (кариатиды, атланты).
Этим они существенно отличаются от произведений других видов искусств (музыки, литературы), где произведения воспринимается в основном слухом и длятся во времени. Многие крупные мастера обращаются к работе в области декоративно-прикладного искусства. В зодчестве ту же роль играют надписи (например, на римских триумфальных арках) и даже целые тексты (в древнеегипетских храмах, средневековых мечетях) небезразличным к содержанию картины или скульптурного произведения является даваемое художником название. Взаимоотношения с деревом как с «равным», желание поймать и досказать тот образ, созданный природой перешли в область народного искусства. По технике графику разделяют на рисунок и печатную графику. Но от этого роль последних в произведении отнюдь не исчезает.
Практически всё «. И. п. входят в состав многих синтетических искусств более или менее полноправным элементом. Этим П. близка танцу, но ей не свойственны его канонич. Так, китайский и японский пейзаж дал образцы лирико-субъективного восприятия природы. У актёра хорошо отработана п. // Искусство изящных движений тела, соразмерности движений. Для создания керамической скульптуры употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах. танца использованием и совмещением танц.
Графика, особенно гравюра, следует в значительной степени по тому же пути. За счет же саккад она постоянно меняется. и зрелищных искусств. К пластическим искусствам относятся: изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн), а также произведения народного искусства изобразительного и прикладного характера. Как и другие виды искусства, пластические искусства осваивают мир в образной форме. Таковы шедевры скульптора Поликлета из Афин:Диадумен и Дорифор.
Круг явлений жизни, непосредственно воспроизводимых скульптурой, уже. П. героя-злодея.
Изучать пластику. graphike, от grapho – пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и другие), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Взаимоотношения с деревом как с «равным», желание поймать и досказать тот образ, созданный природой перешли в область народного искусства. П. носа. У мастеров 17 в. имеет место тот же принцип. В самом широком смысле ритм – явление универсальное.
Искусство – создание вещей особого рода, обладающих духовной содержательностью, а позднее – в классовых обществах – более или менее (в зависимости от вида искусств пластических) развёрнутым идеологическим смыслом. Очень широк диапазон непосредственных объектов изображения в изобразительных искусствах. Многие крупные мастера обращаются к работе в области декоративно-прикладного искусства. Жильё превращается во «дворец», когда появляется необходимость выявить идею социальной дистанции.
е. то, что непосредственно изображено художником, например плоды в натюрморте, деревья в пейзаже, фигуры людей) и ассоциативный, позволяющий расширить содержание произведения за пределы собственно изображённого (фабулу повествования, внутренние конфликты, психологическое состояние, символическое значение и т. д. ), что даёт возможность включить в круг осваиваемых И. п. явлений действительности временное течение событий, философские размышления о жизни, широкую совокупность общественных идей, т. е. те стороны реальности, которые не имеют непосредственно зрительного облика. Процесс создания картины или настенной росписи (предваряемый эскизами и этюдами, в которых конкретизируется замысел художника, разрабатываются отдельные детали, композиция, колорит будущего произведения) может распадаться на несколько стадий, особенно чётких и последовательных в средневековой темперной и классической масляной живописью (рисунок на грунте, строящий композицию и намечающий основой светотеневые соотношения подмалёвок, где лепятся объёмы лессировки, богато насыщающие картину цветом). К примеру, храмы – это здания, где отправляется определенный культ, театр – место, куда собираются зрители, чтобы смотреть театр, представления. Рескин, Ш. Бодлер) считали этот распад единого «большого стиля» свидетельством всеобщего упадка И. п. В неравномерности развития отдельных родов и жанров И. п. видели кризис пластической культуры вообще.
Во-вторых, произведения И. п. воспринимаются зрением, а иногда и с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное искусство) для полноценного освоения архитектурного образа, а в известных случаях и монументальной живописи и скульптуры, необходимо также двигательно-моторное восприятие, требующее определённой длительности, но здесь временной момент только субъективен, само же произведение остаётся неизменным. У мастеров XVII в. сохраняется тот же принцип.
Таким образом, нельзя считать, будто объектом эстетического освоения мира в И. п. является лишь сам предметный мир, доступный зрению и что художественная их значимость ограничивается только чисто «пластическими ценностями» зрительно воспринимаемых объектов и пространственных отношений. В XIX в. изменился характер эволюции искусств пластических. Уже начиная с Возрождения изображение строится как реальная картина визуально воспринимаемой действительности. П. черт лица на портрете. Лишь в народном творчестве, где оно ещё продолжает процветать (как, например, в России в 18—19 вв. ), сохраняются живые традиции былой художественной целостности предметной среды.
Художник, архитектор, а иногда и скульптор участвуют в создании театрального спектакля, кинофильма, в оформлении массовых празднеств. Параллельно совершается и их секуляризация. В скульптуре отчасти впервые возникают, отчасти получают внутреннее развитие такие типы, как монумент в городе, станковый портрет, станковая фигура, жанровая скульптура, хотя по своей роли в общей системе И. п. пластика всё более уступает ведущее место живописи и графике, одновременно (кончая эпохой классицизма начала 19 в. ) сохраняя более тесные стилевые связи с зодчеством.
Искусства пластические включаются как один из художественных элементов в состав многих синтетических искусств (театр, кино). Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Но от этого роль последних в произведении отнюдь не исчезает.
Цвет в картинах Э. Мане и В. И. Сурикова имеет далеко не только изобразительную, но и эмоциональную функцию. Другое выразительное средство живописи – рисунок (линия и светотень) – ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение. Но это абсолютно не значит, что нужно обращаться к доктору с недостаточной квалификацией.
Область пластики. И далее Н. Н. Обратимся к группе современной советской художницы А. Пологовой «Театр «Жаворонок» из серии «Люди, маски, куклы».
Предметный мир, преобразуемый человеком, воспринимается как мир «очеловеченный», как овеществлённое творчество, совершенствующее природу, вносящее в хаос действительности разумное начало. Знаменитый французский скульптор О. Роден одинаково хорошо владел техникой обработки камня и лепкой.
Наряду с традиционной системой создания «эффекта присутствия» получают распространение различные формы условно-поэтической интерпретации мира и соответствующая им стилистика. Любое сооружение, предмет утвари или культа, пластическое или двухмерное изображение становится фактом искусства, когда в нём выражается эстетическое освоение мира и отношение к миру, когда в нём закреплено образное осознание действительности, оценка её по критериям красоты. Кризис буржуазной культуры обусловливает всё более углубляющийся распад пластического мышления, уводящий либо в чисто формальное экспериментирование (причём однобоко, гипертрофированно могут заостряться отдельные стороны, грани художественной выразительности формы), либо в эстетический субъективизм, в конечном счёте приводящий к окончательному разрыву связи искусства с действительностью и к разрушению целостности художественного сознания (Кубизм, Экспрессионизм, Абстрактное искусство, Поп-арт и др. Работой в дереве увлекаются многие мастера. В архитектуре также выдвигается ряд новых задач и собственно художественных проблем: окончательно утверждается доминирующее положение светского зодчества, развивается зародившийся ещё в древности принцип заранее задуманного городского ансамбля (в той мере, в какой этому не препятствуют экономические и социальные условия крепостнического и особенно буржуазного общества), успехи техники обеспечивают возможность ряда смелых идейно-эстетических новшеств (начиная с конца 19 в. и особенно в 20 в. ). Такое понимание графики в дальнейшем было расширено.
в живописи, в графике (обычно при помощи светотени, перспективы и т. п. ). Существуют попытки сочетать средства живописи с музыкой (например, цветомузыка композитора А. Н. Скрябина).
Школа пластики. В произведениях живописи он образует цельную систему (колорит). Можно, например, указать на композицию Э. Митлянского «Физики», в которой фигуры ученых расположены так, как они могли бы находиться на заседании во время научного спора, т. е. свободно, раздельно, но объединенные в то же время одним пространством, например воображаемой частью комнаты, лаборатории, зала. человека (см. Законы пластики. В структуру образа пластических искусств (каллиграфия, плакат, карикатура) может входить материал языка (слово, буква, надпись). Исследуя старославянскую письменность, Л. И.
И то и другое обязательно утрата одного убивает другое. Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфический в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами скульптуры. Вместе с тем многими своими чертами искусства пластические сближаются с миром материальных предметов, создаваемых человеком в качестве своей культурной среды.
Хореографич. Совокупность выразительных средств художественного (литературного, музыкального и т. п. ) произведения, воплощающая талант автора.
П. душевных переживаний персонажа. Явной становится манера работы с деревом в форме монолога — подчинения бруска исключительно творческой воле автора. Работой в дереве увлекаются многие мастера. Сотниковой. Будучи красивы, богаты, роскошны, они обретали соответствующую эпохе «человеческую форму» (см.
Бронзовые фигуры памятника «Граждане Кале» отлиты по вылепленным им моделям. Изобразительные искусства иногда пользуются отвлечёнными мотивами (например, книжная графика, плакат, монументально-декоративные живопись и скульптура). Последнее возможно устранить лишь путем проведения новой пластические операции.
Соответственно этому различию пластикой называют один из способов формообразования и основанный на нем вид искусства, который следует отличать от скульптуры или ваяния, высекания. и жизненных положений тела танцовщика. Делание вещей перерастает в искусство лишь постольку, поскольку предмет одухотворяется, приобретает эстетические качества. Основное выразительное средство живописи – цвет – своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности живописи.
Значительно расширяется сфера применения труда художника. Искусства пластические делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные.
Художественные особенности передачи объёмности изображаемых лиц, предметов и т. п. В средние века сохраняется монолитность художественного стиля (см. В декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные и образные мотивы, а нередко и законченные изображения, собственно относящиеся к одному из видов изобразительного, творчества (например, фигурные сосуды как разновидность малой скульптуры). Произведения пластических искусств воспринимаются зрением, а иногда и осязанием (скульптура и декоративно-прикладное искусство) и находятся в реальном пространстве. Расхождение путей «свободных художеств» и художественного ремесла, эмансипация скульптуры и особенно живописи от зодчества — процесс, завершившийся к 19 в., привёл к возникновению, а затем и к выдвижению на первый план станковых форм искусства.
Возникают новые виды и формы И. п. (фотомонтаж и пр. ). На исходе 19 в. вновь начинается движение за возрождение стилистического единства И. п. Стиль «модерн» в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, которому предшествовали теоретические размышления Г. Земпера и практические опыты У. Морриса, представляет собой первую попытку вернуться к синтетическому пониманию пластической культуры, к единому «большому стилю», куда органически входят и монументальная живопись (М. П. композиции Умирающий лебедь. П. иногда используется как средство стилизации, а также в танце модерн. Так, уже в 17 в. бок о бок развиваются собственно Барокко, классицизм, голландский реализм и т. д. Особенно сложным делается процесс развития в 19 в., когда с середины столетия уделом архитектуры и декоративно-прикладного искусства становится эклектическое бесстилие, а в изобразительном творчестве смена и борьба течений достигают особой остроты.
Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, т. 2, 1949, с. 81-82). Но ошибочно сводить к этому их специфику. Такие печальные результаты чаще всего случаются из-за чрезмерной экономности пациента. fesselung entfesselter Bewegung). При этом слова-синонимы имеют одну и ту же сумму чисел при абсолютно различном написании.
Свидетельством этого являются неудачные пластические операции. В 20 в. вся система И. п. претерпевает глубокие изменения. Н. Г. Чернышевский, Полн. В древности и средневековье постепенно совершается обособление таких видов пространственных искусств, как скульптура и живопись, от непосредственной связи с материальным производством.
Однако это пространство можно определить и как пространство смысловое, духовное, создаваемое внутренним диалогом, общением персонажей. Никогда прежде художественный процесс не поляризовался так резко. Не случайно говорят о тектоничности как мужском качестве формы и о пластичности женского качества. Врубаясь в камень, Микеланджело не стремится окончательно растворить его в телесных формах, пусть самых совершенных, он «только» расчищает, высвобождает из плена закованную жизнь. Так, китайский и японский пейзаж дал образцы лирико-субъективного восприятия природы.
В композиции «Девочка с собакой» объемы то возникают, то теряются в общей колеблющейся массе. чувствующий красоту формы глаз. » (Маркс К., см. Не следует путать пластические искусства с хореографией, в которой большую роль играет пластика человеческого тела. Произведения живописи состоят из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др. ), обычно покрытой грунтом и красочного слоя иногда защищённого с поверхности предохранительной плёнкой лака. до н. э. ) иногда переводят: Природа ничего не делает резко. К. Маркс, там же, с. 594).
Границы между изобразительным и неизобразительным искусствами не абсолютны. Архитектура может решать художественные задачи совместно с другими видами искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), создавая вместе с ними единый художественный образ (синтез искусств). общеинтересное в жизни. Правда, художественная обработка утвари, оружия, объектов общественно-государственного или религиозного ритуала могла являться неотъемлемой особенностью их полноценного социального функционирования: микенские кинжалы, золотые скифские фибулы, сасанидские блюда, «шапка Мономаха», китайский фарфор, японские лаки должны были обладать высокими эстетическими качествами, чтобы отвечать своему практическому назначению. Отделение от ремесла делает не только их, но и зодчество свободными художествами, наряду с поэзией и музыкой. Излишек материала вызывает впечатление чрезмерной тяжести зримая (кажущаяся) недостаточность материала ассоциируется с неустойчивостью, ненадёжностью и вызывает отрицательные эмоции. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593).
собр. Эпоха Возрождения (См. В 20 в. вся система И. п. претерпевает глубокие изменения.
Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и др. ) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нём объёмной формы. Это более дробная импульсивная, динамичная пластика: в одних местах художник словно не успел заполнить материалом предполагаемую форму, в других — напластовал излишек поверхность формы волнуется, как волновалась рука, лепящая образ, контрасты выдают обостренность чувств. Однако в основном образная структура произведений И. п. строится зрительно-пластическими средствами: композицией, всеми элементами формы (пространство, объём, пластическое движение, ритм, линия, светотень, цвет и т. д. ), характером обработки материала. К неизобразительным И. п. относятся Архитектура, Декоративно-прикладное искусство и Художественное конструирование, где зрительно-пространственные формы не предполагают, как правило, аналогий в реальной действительности. Это пространство активно, не нужно больших усилий, чтобы вообразить его.
Произведения скульптуры. Изобразительные искусства иногда пользуются отвлечёнными мотивами (например, книжная графика, плакат, монументально-декоративные живопись и скульптура). Например, византийская мозаика эстетически созвучна архитектурным формам интерьера и его убранства и, в свою очередь, сама является важным элементом формирования архитектурного образа. 5.
architectura, от греч. Работой в дереве увлекаются многие мастера. Архитектура создаётся в соответствии с потребностями и возможностями общества, которое определяет функциональное назначение и художественный строй архитектурных произведений.
соч., т. 2, 1949, с. 81-82) является предметом И. п. И. Пластическая операция. Эгейское искусство), золотые декоративные бляхи скифов, сасанидские блюда (см. Исходное значение многозначного термина «Пластичность (в искусстве)» -эмоциональность, художественная цельность и образная убедительность лепки объёма в скульптуре, гармоническое соотношение выразительности моделировки и ощущения весомости, внутренней наполненности формы.
принципы. Примерами неудачных операций являются такие звезды, как Сильвестр Сталлоне и Микки Рурк. Маркс, см.
Существуют также попытки объединения средств живописи с музыкой (так называемая цветомузыка, впервые осуществлённая русским композитором А. Н. Скрябиным). В нерасплавленном виде металл для скульптуры обрабатывается посредством ковки и чеканки. Художник добивается «эффекта присутствия», когда зритель должен ощущать себя непосредственным наблюдателем воспроизведённого мира.
В декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные изобразительные мотивы, а нередко и законченные изображения, собственно относящиеся к одному из видов изобразительного творчества (например, фигурные сосуды как разновидность малой скульптуры). Ее осваивали независимо друг от друга в разных частях земли, когда человеческое общество достигало соответствующего уровня развития. чувствующий красоту формы глаз. Мягкой, оплавленной, как бы тающей фактурой лепки ему удавалось достигать впечатления света и тени, «съедающих» формы, воздушной среды, вибрирующей вокруг фигур изменяющихся фаз движения. Еще одним универсальным средством художественного формообразования является антитеза (противоположение). 1) В широком смысле – объёмная выразительность человеческого тела вообще (проявляющаяся в статике и в динамике).
Непосредственно с живописью смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная живопись изобразительно-декоративные задачи. в Китае, с XIV-XV вв. Исторически изменяются взаимоотношения структурных элементов произведения.
Многие крупные мастера обращаются к работе в области декоративно-прикладного искусства. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками (синтез искусств).
Изобразительные и выразительные возможности живописи, особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, которые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, которым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произведений живописи., а просвечивающий цвет основы или грунта – на колорит иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определённую роль в колористическом построении (главным образом в акварели). Очень широк диапазон непосредственных объектов изображения в изобразительных искусствах. Он начинает действовать еще «на дальних подступах» к скульптуре: спокойный, безмятежный белый цвет мрамора насыщенный, декоративный красный тон терракоты темный исполненный достоинства и силы бронзовый силуэт. В станковизме усматривали губительное разложение цельности художественного видения.
К 19 в. относятся и первые шаги фотоискусства, технические средства которого оказались особенно адекватными поискам «эффекта присутствия». Искусство – делание вещей особого рода, обладающих духовной содержательностью, а позднее – в классовых обществах – более или менее (в зависимости от вида И. п. ) развёрнутым идеологическим смыслом. Отдельное, целостное по смыслу движение принято наз.
И. п. делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. Значит, каждая буква русской азбуки имеет строго определенную числовую меру. По сути же все сводится к факторам, определяющим объемное восприятие мира: геометрической и тональной перспективе, светотени, текстурным градиентам (пример: направление фактуры кирпичной кладки облегчает восприятие формы здания), края объектов их контраст и резкость. А1, Б 2, В 3 и т. д.
Но мастера не только используют естественный цвет материала. Особенно многогранна в отношении круга воспроизводимых явлений живопись. Плюс ко всему иногда происходят непредвиденные ситуации. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 593). sculptura, от sculро – высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч.
Их назвали саккадами (от франц. Ради этого разрабатывается формальная система расположения трёхмерных объёмов в пространстве.
Иногда она охватывает группу зданий и образуемое ими пространство. В дальнейшем усиливающееся стремление к достижению «эффекта присутствия» приводит в 19 в. к тому, что на первый план выдвигается изобразительное начало, а конструктивно-композиционная логика и экспрессия формы существуют как бы в скрытом виде. течения). Возникает тяготение к синтетичности художественного творчества.
Возникают новые виды и формы искусств пластических (фотомонтаж и пр. ). Значительно расширяется сфера применения труда художника. Несомненно, каждый не желает, чтобы у него отнимали незаслуженно деньги. П. тела., а после 100 – соответственно 200, 300, 400.
Гравюра известна с VI-VII вв. Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа.
Как только в глыбе под ударами резца забрезжат одухотворенные черты лиц и фигур, как только глыба словно начнет пробуждаться, работа скульптора закончена. Совершенная п. мастеров Возрождения. // Иск. Пластическим искусствам, особенно живописи, доступен самый широкий круг тем. Пространственные искусства тяготеют к синтезу искусств, то есть к слиянию и взаимодействию друг с другом: архитектуры с монументальным искусством, скульптурой, живописью и декоративно-прикладным искусством живописи со скульптурой (в рельефах) живописи с декоративно-прикладным искусством (в керамических изделиях, вазах) и т. д.
9). Костная п. П. сосудов. Романтически настроенные художественные деятели 19 в. (Дж. Литературный текст, неотъемлемый элемент в плакате и карикатуре, в отдельных случаях является одним из средств создания художественного образа (каллиграфия в средневековом искусстве Китая и Японии). Стилистический эклектизм приводит к тому, что отдельное сооружение «изображает» то ренессансное палаццо, то интерьер готического замка, то древнерусский терем. Пластичный актёр (танцовщик) – гибкий, хорошо, свободно двигающийся, выразит.
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 737). ГРАФИКА (греч. «Natura non facit saltus (лат. ), Природа не делает скачков — афоризм, восходящий к Аристотелю (384—322гг. е. то, что непосредственно изображено художником, например плоды в натюрморте, деревья в пейзаже, фигуры людей) и ассоциативный, позволяющий расширить содержание произведения за пределы собственно изображённого (фабулу повествования, внутренние конфликты, психологическое состояние, символическое значение и т. д. ), что даёт возможность включить в круг осваиваемых И. п. явлений действительности временное течение событий, философские размышления о жизни, широкую совокупность общественных идей, т. е. те стороны реальности, которые не имеют непосредственно зрительного облика. Изобразительные искусства иногда прибегают к отвлеченным образам и сюжетам (например, книжная графика, плакат, монументальная живопись и скульптура).
Гармоническое соответствие содержательной и формально-образной сторон замысла, когда ясная пластика объемной формы усиливает впечатление цельности всего произведения (ансамбля), позволяет добиться эмоционального чувства законченности произведения, естественности его включения в окружающее пространство. Искусство создания объёмных изображений путём лепки, высекания, резьбы и т. п. Сегодня скульптура малых форм или мелкая пластика является неотъемлемой частью современного искусства украшения интерьеров, садов, парков и. т. Малая пластика придаёт каждой среде особенную утончённость стиля, лаконичность, целостность, определённую атмосферу уюта и гармонии. Как и другие роды художественной деятельности искусства пластические осваивают мир в образной форме. С древнейших времён И. п. участвуют в обработке и оформлении предметной среды человека, в создании «второй природы», зачастую, особенно на ранних стадиях истории, сливаясь с материальным производством.
ваяние, скульптура. техника. Майоль) и вся художественная обработка материальной среды. Однако в основном образная структура произведений И. п. строится зрительно-пластическими средствами: композицией, всеми элементами формы (пространство, объём, пластическое движение, ритм, линия, светотень, цвет и т. д. ), характером обработки материала. в движениях, способный передавать внутр.
Графика, особенно гравюра, следует в значительной степени по тому же пути. Существуют попытки сочетать средства живописи с музыкой (например, «цветомузыка» композитора А. Н. Скрябина). Крайности художественного претворения пластичности можно пояснить сравнением понятий мертвого, бесчувственного, совершенно неподвижного и живого, трепещущего тела.
В искусстве книги графика объединяется с литературой. п. органически связаны с общественными и идейными движениями своего времени в них, хотя нередко в опосредованной форме, преломляются социальные конфликты, борьба классов. также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства (См. образов в разл. Н. Г. Чернышевский, Полн. Отделение от ремесла делает не только их, но и зодчество «свободными художествами», наряду с поэзией и музыкой. Художник, архитектор, а иногда и скульптор участвуют в создании театрального спектакля, кинофильма, в оформлении массовых празднеств.
Параллельно совершается и их секуляризация. «хлопок паруса»). Декоративная п. Выставка пластики.
Мед. Графика не исключает и применения цвета. В зодчестве иногда воспроизводятся органические формы (Индия, Др.
Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно – образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относят городские памятники, монументы, мемориальные сооружения. Мир, каким он мыслился в определённые эпохи, запечатлен в архитектуре пирамид, Парфенона, собора в Реймсе, купола Ф. Брунеллески, храма в Коломенском. Контакты искусств пластических с общественной жизнью в передовом искусстве XX в. становятся всё более непосредственными об этом, в частности, свидетельствует интенсивное развитие собственно политических жанров (плакат, карикатура, газетно-журнальная графика). К скульптуре малых форм принадлежат также монеты и медали (медальерное искусство) и геммы (глиптика). Пластические искусства могут даже приобретать качества временных искусств (кинетическое искусство, мультипликационные фильмы). Но в основном образная структура произведения пластического искусства строится пластическими средствами (пространство, объем, форма, цвет и т. д. ).
Средства, приёмы, сама техника создания скульптурных произведений. Овладеть пластикой движений. На П. основано искусство А. Дункан. видах изобразит.
Круг явлений жизни, непосредственно воспроизводимых скульптурой, уже. Но ошибочно сводить к этому их специфику. Кроме контурной линии, графика использует штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги – основного материала графики. Столь же велика роль мифологии в искусствах пластических древнего Востока (Египет, Китай, Индия, Иран и др. ). Функциональные, конструктивные и эстетические качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны.
В зодчестве ту же роль играют надписи (например, на римских триумфальных арках) и даже целые тексты (в древнеегипетских храмах, средневековых мечетях) небезразличным к содержанию картины или скульптурного произведения является даваемое художником название. Мощный подъём переживают в XX в. реалистические направления в искусствах пластических. Во-вторых, произведения И. п. воспринимаются зрением, а иногда и с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное искусство) для полноценного освоения архитектурного образа, а в известных случаях и монументальной живописи и скульптуры, необходимо также двигательно-моторное восприятие, требующее определённой длительности, но здесь временной момент только субъективен, само же произведение остаётся неизменным. Характерно при этом, что с течением времени, когда меняется социально-экономический уклад, практическая функция предмета нередко выветривается и произведение художественного ремесла выступает в своём собственно эстетическом качестве (например, декоративные керамические тарелки, застёжка, превратившаяся в брошь и т. д. ).
Мощное развитие получают живопись и графика романтизма и критического реализма. Особое значение в архитектуре имеют соразмерность частей и целого друг другу (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку (масштабность). ПЛАСТИКА, -и ж. 1. Они подразумевают зрительное движение формы (пластику) в скульптуре изображающей неподвижную фигуру (в состоянии физического покоя, равновесия). Элементы «изобразительности» характерны в 19 в. даже для зодчества.
В скульптуре отчасти впервые возникают, отчасти получают внутреннее развитие такие типы, как монумент в городе, станковый портрет, станковая фигура, жанровая скульптура, хотя по своей роли в общей системе И. п. пластика всё более уступает ведущее место живописи и графике, одновременно (кончая эпохой Классицизма начала 19 в. ) сохраняя более тесные стилевые связи с зодчеством. заданный автором далилась) лучший ответ это пластичность (пластика) в искусстве, качество, присущее скульптуре, художественная выразительность объёмной формы. К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значительно меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и так далее.
И. п. входят в состав многих синтетических искусств более или менее полноправным элементом. И. п. делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п. ) служат для лепки. В декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные изобразительные мотивы, а нередко и законченные изображения, собственно относящиеся к одному из видов изобразительного творчества (например, фигурные сосуды как разновидность малой скульптуры). Сотникова утверждает, что слова русского языка, собранные в систему под названием «Мысленно древо», оказывали реальное воздействие на мир физических явлений и событий». Но в искусствах пластических в XX в. возникают и утверждаются также многие плодотворные тенденции.
К разновидностям Ж. относятся также диорама и панорама. Соответственно кристаллизуется новая образная структура формируются иные, чем прежде, связи искусств пластических с действительностью, видоизменяется соотношение места и роли отдельных видов художественного творчества. Движения, жесты, внешний облик (костюм, грим и т. п. ), посредством которого выражается характер, внутренний мир действующего лица (в хореографии). Мягкая п. 3. По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются на низкие (барельеф), высокие (горельеф), углублённые и контррельефы.
«Делание вещей» перерастает в искусство лишь постольку, поскольку предмет «одухотворяется», приобретает эстетические качества. Существуют попытки объединения живописи с музыкой (цветомузыка), впервые осуществленные русским композитором А. Скрябиным. О значении ритма и его возможностях хорошо говорит Н. Н.
7. собир. Но ошибочно сводить к этому их специфику. Практически всё. Овладеть пластикой теней.
Майоль) и вся художественная обработка материальной среды. Освоение производства Керамики – одно из важнейших достижений первобытного человека в борьбе за существование: варка пищи в глиняных сосудах позволила намного расширить ассортимент съедобных продуктов. Взаимоотношения с деревом как с «равным», желание поймать и досказать тот образ, созданный природой перешли в область народного искусства.
Искусство — делание вещей особого рода, обладающих духовной содержательностью, а позднее — в классовых обществах — более или менее (в зависимости от вида И. п. ) развёрнутым идеологическим смыслом. Произведения зодчества, за малыми исключениями, сооружаются не в качестве «чисто» художественных памятников, но для удовлетворения тех или иных материальных или социально-практических нужд. Декоративность, звучность, цветовая мажорность становятся важными элементами пластического решения все большего числа создаваемых советскими скульпторами произведений. Это позволяет добиваться той степени выразительности, когда основное, присущее фигуре (центральной группе ансамбля) движение находит поддержку и гармоническое соотнесение в изменениях пластической формы всех остальных объемов.
пластич. К первым относятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство, воспроизводящие с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность либо с помощью реальных трёхмерных объёмов (скульптура), либо путём их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика, фотоискусство).
Балетная п. Обучать пластике. Сердце человека сокращается в определенном ритме, поддерживая движение крови. Например, красочная колористическая тональность и драматизм происходящего в «Боярыне Морозовой» у В. Сурикова. Во-вторых, произведения пластического искусства воспринимаются зрением, а иногда и с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное искусство) для полноценного освоения архитектурного образа, а в известных случаях и монументальных искусств, живописи и скульптуры, необходимо также двигательно-моторное восприятие, требующее определённой длительности, но здесь временной момент только субъективен, само же произведение остаётся неизменным.
Образная аналогия этого процесса — метаморфоза. Со стилем, с особенностями живописной техники и композиции картины (или иконы) и того интерьера, для которого она предназначена, взаимосвязаны её формат (чаще всего – прямоугольный, реже – круглый или овальный), а иногда и характер рамы, отграничивающей картину от окружающей среды и концентрирующей внимание зрителя на самом изображении. По назначению, по характеру исполнения и образов различают: живопись монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека.
А. Врубель, Ф. Ходлер, М. Дени) и архитектонически продуманная скульптура (А. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Элементы изобразительности характерны в 19 в. даже для зодчества. Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа.
Никогда прежде художественный процесс не поляризовался так резко. Особенно многогранна в отношении круга воспроизводимых явлений живопись. Ритмическая составляющая композиции включает в себя чередование и повторы, группировку элементов интервалы между ними. Но потребность ритма имеет и физиологическое обоснование.