Многие эксперты уверены, что в 19 веке плакатная живопись прошла путь от простой афиши до настоящего изобразительного искусства. Говоря о плакатной живописи, к сожалению, можно отметить ряд негативной тенденции ее развития. Основными чертами советской плакатной живописи в искусстве следует считать: доступность и понятность массовому зрителю, лаконичность, яркость и насыщенность красок, выразительность образов, простота, карикатурность. Плакатная живопись.
Плакаты, висевшие в советских столовых, призывали граждан принимать пищу не спеша: «Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу. » Рядом с рабочим местом часто была вывешена фраза: «Совесть – лучший контролер». все отчетливее сказываются новые требования к книжной иллюстрации. Как феерическое величественное зрелище, например, предстает в его гравюрах строительство Днепрогэса (1931 — 1932 ГМИИ, ГТГ и другие собрания). Никогда ранее пейзаж не играл в их работах столь заметную роль. Его почерк прекрасно передает пластику движений человека их ритм — упругий, непрерывный, круговой — в листе «Аркан» (линогравюра, 1960) изображающем народный танец или размеренный, полный усилия — в гравюре «Плотогоны» (линогравюра, 1960).
Этот принцип строения серии как бы двумя потоками из которых оба очень важны, характерен для поздних работ Фаворского. В ходе работы сложился лапидарный и энергичный стиль этих плакатов с их ярким, упрощенным силуэтным рисунком и повторяющимися из номера в номер фигурами красноармейца, рабочего, буржуя и т. д. В «Окнах» много было народных, частушечных интонаций, грубоватого юмора. Добиваясь характерности, выразительности и лаконизма в своих работах, он без конца «калькировал» один вариант рисунка за другим, отсекая все лишнее и оставляя только существенное и необходимое, Это были иллюстрации. От этого Гамлета Фаворский впоследствии придет к многогранной трагедийности своего «Бориса Годунова».
падает последний, весьма плодотворный период его творчества. То есть «пятничные котики», как выясняется, были популярны более 130 лет назад.
Плодотворно развивается французский плакат (Ж. Выставка в Москве, организованная в рамках «Немецкого года», стала кульминационным пунктом проекта 151 результата многолетней научно-исследовательской работы. В плакате все иначе. Лирическая интонация, светлая, радостная атмосфера господствуют в этой серии. Первоначально киноплакаты создавались на основе отображения отдельных кадров фильма. к графике, Ханджян становится художником драматической темы в иллюстрации. Хороший плакат всегда лаконичен.
А. Серов и др. К таким можно отнести иллюстратора Г. Г. Клуцисса и его иллюстрации к поэме В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин». На примере конкретных работ был продемонстрирован процесс превращения идеологических концепций в зрительные образы со свойственными им метаморфозами и аллегориями. Следует также отметить, что минималистично-функциональный тип шрифтового художественного плаката является международным, носит черты наднационального современного дизайна, а сложно-экспрессивный тип – наоборот -- представляет собой современную интерпретацию национальных традиций и художественных особенностей конкретного народа. Этот период характеризовался ожиданием новой жизни, бедностью народа, но при этом происходило бурное развитие промышленности, отсутствовала строгая цензура. Рядом с этими гравюрами пейзажи эстонца Г. Г. Рейндорфа (р. К числу лучших его вещей относится и лист «5-летку в 4 года выполним. » (1948). Необходимо бороться с этой проблемой и борьбу вести следует «сверху».
Уже в первые дни Великой Отечественной войны появился первый военный плакат Тоидзе «Родина-мать зовет. ». Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат – делает контрреволюционное дело». Руины и возрождение», 1921). К примеру иллюстрация, посвящённая первым коммунистическим субботникам.
В альбомах 1922 — 1928 гг., где изображены писатели, артисты, художники — главным образом круга «Мира искусства», точно определяется душевная настроенность, внутренний облик моделей, но характеристика дается в камерном плане. Из книжных работ, которые также исполняет Горяев, лучшими его циклами стали иллюстрации к «Приключениям Тома Сойера» (тушь, перо, 1948 ГМИИ) и к «Приключениям Гекльберри Финна» Марка Твена (тушь, перо, 1949, 1960 ГТГ, ГМИИ). Психологизм с особой силой проявился в советском плакате в самый трудный этап Великой отечественной войны, с конца 1941 года, такими работами, как: «Отомсти. » Д. А. Это наглядное изображение жизни XX века.
Российское плакатное искусство 151 явление уникальное. На 50-е гг. Искусству Пророкова чужд спокойный бытовизм. Детям было отдано веселое и доброе искусство анималиста, мастера цветной литографии Евгения Ивановича Чарушина (1901 — 1965) много работают в детской книге сказочник Ю. А. Васнецов (р. Plakat от франц.
Сильная струя «мирискуснической» графики вносила свою окраску в искусство книги этих лет. Мастерством свободного рисунка к Купреянову близок Н. А. Тырса. Супрематист Эль Лисицкий изобрёл так называемые «проуны» (Проекты утверждения нового) – композиции из фигур абстрактной формы, впоследствии ставшие основой для фотоколлажей, которые выражали абсолютно новый иной взгляд на искусство.
Кто не помнит плакат Д. С. Моора Ты записался добровольцем. — Теофиля Стейнлена. Одной из крупных фигур послевоенной графики, является Аминадав Моисеевич Каневский (р. Именно в эти дни город пестрит подобными плакатами, после же праздника плакаты, а вместе с тем и ветераны Великой Отечественной, как правило, забываются «до следующего 9 мая» причем как правительством и другими государственными структурами, так и следственно обществом.
(Москва, Музей А. М. Горького), характеристика быта, всего уклада жизни русского купечества отличалась удивительной подлинностью. Уже первые его вещи мирных лет — серии рисунков «В гоминдановском Китае» (акварель, литография, тушь, 1947 ГТГ), «Вот она, Америка» (тушь, 1949 ГТГ, ГМИИ и другие собрания), «За мир» (тушь, 1950 ГТГ) — отличались патетическим строем чувств, напряженной эмоциональностью. Сложнее строится в соответствии с книгой следующая серия иллюстраций Кибрика — к «Легенде об Уленшпигеле» Шарля де Костера (1937 — 1938 цветная литография).
1915), В. И. Говорков (р. Здесь приметы жизни, выраженные мастерской рукой, с трудом пробиваются сквозь рационализм общей схемы книги и отдельных гравюр. Можно сказать, что директивы и лозунги партии большевиков становились социальной рекламой. Исполняя в 20 — 30-х гг. Бытовая сатира в журналах начала быстро развиваться со второй половины 50-х гг.
Они широко обратились к жизни. Со второй половины 40-х гг. 1889), выполненные карандашом, кажутся бледной и филигранной миниатюрой. Суровые образы, возникшие под резцом Юркунаса, точно соотнесены с поэмой.
Эффектная пластика его гравюр ярко выражала этот таинственный и необычный мир. Художественное достоинство данного плаката не померкло и доныне. Разумеется, для русского и советского плаката не существовало единого пропагандистского «мастер-плана», базовой матрицы, в которой был бы детально описан родившийся в 1917 году «новый мир» и которая могла бы быть применена к бесчисленному множеству конкретных ситуаций. Так же он не должен механически приставляться к изображению, а плавно входить в него.
20-е гг. «Страсть — вот что нужно в плакате и только тогда он будет себя оправдывать», — писал позднее Моор. В образе матроса выражены здесь и его индивидуальные черты и высокий героический пафос. К 40-м гг. От скромных жанров изображающих кропотливый домашний труд прачки, сапожника или кружевницы, Соколов переходит к изображению работы в огромных цехах металлургического завода «Серп и молот» и бережная уважительность к людскому труду диктует художнику документально обстоятельную точность его гравюр.
Необходимость «Окон РОСТА» была обоснована отсутствием каких-либо иных средств массовой информации, которые были бы доступны большой части населения в тот период. Портретисты Э. Я. Эйнманн (р.
Данное «произведение» направлено на программу преодоления неграмотности в отсталой стране – СССР. Страстным революционным пафосом проникнуты плакаты изданные в Венгрии в период Венгерской советской республики 1919 (работы Р. Берення, М. Биро, Б. Уитца и др. ), выборные плакаты компартии и антифашистские плакаты в Германии (Г.
Техника рисунка характеризовалась акцентированной простотой и лаконизмом используемых изобразительных средств (раскраска в 2-3 цвета, выразительность силуэтов). Выпуск такой серии — «Народной библиотеки» — был начат уже в 1918 г. Несмотря на скромность и дешевизну этих отпечатанных на плохой бумаге книг, они оформлялись первоклассными художниками. Одинокая фигура крестьянина символична – в ней образ бедствующего народа.
в журнале «Крокодил», складывалась чрезвычайная журналистская отзывчивость художника, общественная активность его творчества. В такой тональности и исполнены его гравюры 1947г. Народное бедствие, горе в своем обнаженном обличье встают за героем мооровского произведения. И эта негативная тенденция, к сожалению, набирает обороты. Его автором являлся А. М. Родченко, а на самом плакате изображена Лиля Брик – (возлюбленная В. Маяковского) в косынке, как ходили комсомольские активистки в те времена.
И. Ленин в подполье. плакат постепенно теряет прямые связи с книжно-журнальной графикой в стиле модерн, порой приближаясь по характеру к станковой картине (плакаты О. Фишера в Германии, Ф. Брэнгвина в Великобритании). В подобном же духе шли споры, писались статьи, рисовались плакаты. художник создает много произведений, отмеченных зрелым мастерством.
В 1923 — 1926 гг. В Испании в период борьбы испанского народа с фашизмом (1936-39) плакат, наряду с листовками и карикатурой, стал ведущим видом искусства.
Верейский был и большим мастером пейзажа. 1908), А. И. Резниченко (р. Этот стиль художник вносит впоследствии и в «Окна ТАСС» исполняя первый номер их и работая в этом коллективе далее. и в гравюрах И. А. Соколова (р. В послевоенные годы в его карикатурах возникают такие завершенные и отточенные образы, как, например, «Волокита», представшая на рисунке 1949 г. в убедительном обличье старомодной, настойчивой и цепкой старухи, которую не так-то легко изгнать из учреждения, несмотря на ее очевидный и вопиющий анахронизм. В гротесковом плане и тоже очень наглядно изображает он ставленников Антанты в виде свирепых цепных псов, натравленных на Советскую Россию (плакат «Антанта», 1919).
1909). Еще один плакат тех годов изображает худого крестьянина на черном фоне, сзади которого виден один колосок, с призывом «Помоги. ». С. В. Герасимов продолжил свою работу над иллюстрированием «Дела Артамоновых» М. Горького. Дементий Алексеевич Шмаринов (р. — время полного расцвета и зрелости его таланта.
В этой исключительно напряженной работе быстро сложился стиль «Окон» Черемныха, сочетающий краткость отдельных силуэтных рисунков и многокадровую повествователь-ность целого. Обе эти главные линии найдут свое яркое продолжение в его позднейшей книжной графике. Среди художников, посвятивших свое творчество в первую очередь книжной графике, видное место принадлежит Владимиру Андреевичу Фаворскому (1886 — 1964). Пехштейн, Дж. Бывая за рубежом, советские художники не могут не видеть и острых социальных контрастов.
Фонтанка», 1929 ГТГ). Во второй половине 50-х гг. 1896). Кокорекина «Смерть фашистской гадине. » (1941) Враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзает штыком Воин Красной Армии.
Их подчеркнуто выразительный силуэт решает облик каждого листа. Бедствия первого периода войны прекрасно переданы в плакате В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси. » изображавшем в пламени пожарищ мать с ребенком на руках, в грудь которой направлен кровавый фашистский штык. Наблюдательность, резкая непримиримая интонация отличают карикатуры К. С. Елисеева.
Та же тонкость, тщательность рисунка — и в иллюстрациях художника к «Сказкам» А. С. Пушкина (графит, 1946 — 1948). Большую роль играет в этой работе Дубинского цвет. — и художников других стран). Простые и наглядные сценки являлись их основой. Текст, являющийся обязательным элементом плаката, должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения. Советская плакатная живопись представляет собой летопись истории двадцатого столетия ССР.
Всё сказано одним словом. Сатира разных оттенков — резкая, обличительная и снизошедшая до юмора, сатирические персонажи, обретшие реальную жизненную среду, плотно вошедшие в быт провинциальной России, новые, трогающие живой тоской и человечностью образы, живописная и гибкая манера акварельного рисунка — все это было завоевано здесь — в иллюстрациях к «Дочери Альбиона», «Тоске», «Человеку в футляре», к повести «Степь» (ГТГ). И действительно, в годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. наряду с политическим особенно широкое распространение получили плакат кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительный, плакат по безопасности труда (произведения Ю. Галкуса, О. М. Савостюка, Б. А. Успенского, Е. С. Цвика и др. )., на котором смертельно раненный матрос бросал в гущу врагов противотанковую гранату.
Его композиции кратки, в них очень выразителен силуэт. Завод-символ труда, рожденного революцией и находящегося в опасности. в общественной атмосфере, сложившейся после XX съезда КПСС. Петроград» (1922 ГТГ). Самая первая и, пожалуй, самая знаменитая кошка Стейнлена появилась на афише парижского кабаре «Черная кошка», открытого в 1881 году на Монмартре.
Сходные поиски еще ярче выражены в творчестве Л. А. Ильиной (р. Пейзаж вообще получил очень широкое развитие в конце 40-х — в 60-х гг. Учеба в Харьковском и Петербургском университетах, участие в революционных событиях 1905 г., в связи с этим тюрьма и несколько лет эмиграции — таковы некоторые моменты его биографии.
Однако, больше внимания к себе привлечёт красочный плакат, «потомок» советского плаката, который зародился в 20-х годах прошлого века. Самыми знаменитыми плакатистами тех времен являлись Врубель и Лансере. Пикассо во Франции, Л. Мендес в Мексике, Т. Трепковский в Польше). Разорванный договор о ненападении и маска миролюбия, отброшенная фашистским хищником, дополняют лаконичный образ плаката. Контраст этому циклу представляют эстампы «Юрате и Каститис» и «Буду дояркой. » (оба — линогравюра, 1960), где торжествует молодость с ее неудержимым стремлением к счастью и нерастраченным богатством душевных сил. полицейские и даже слеза, стекающая по щеке, оказывается дубинкой полицейского.
Это было обусловлено трафаретным копированием, быстротой выполнения. Советская социальная реклама выполняла ряд важных функций: информационную (доносила до граждан необходимую информацию), коммуникативную (служила связующим звеном между государством и гражданами, однако не слишком эффективно, так как обратная связь в реальности почти не была предусмотрена) имиджевую (обеспечивала позитивный образ государства, заботящегося о своих гражданах), но особенно, можно выделить функции воспитания и пропаганды, которые были одними из главных задач социальной рекламы советского периода. В 1953 г. художник приступает к созданию большой серии иллюстраций к «Войне и миру» Л. Н. Толстого (черная акварель, уголь ГТГ). и сформировавшихся в крупных мастеров этого искусства в годы Великой Отечественной войны. В тяжелые дни блокады в Ленинграде организуется выпуск «Боевого карандаша» — небольших по размеру плакатов, тиражируемых способом литографии.
Страстью борьбы был наполнен плакатА. Кокорекина За Родину. В 1959 — 1960 гг. во многом связан с живописью, графикой и фотоискусством (Дж. В цикл вошла масса живых наблюдений художников.
он создает свою первую крупную работу — цикл черных (и позднее цветных) литографий к повести Р. Роллана «Кола Брюньон». 1924) к «Вдове Отаровой» И. Чавчавадзе (1957) отличаются тщательностью психологической характеристики, подробным и законченным рисунком. Путь, проделанный А. Бах, не только длиннее, но и более сложен и неровен. Вместе с победоносными войсками в освобожденные польские, чешские, венгерские, румынские города входил плакат Д. А.
Одним из самых одаренных среди них был Д. А. Дубинский (1920 — 1960). С июня 1941 г. в Москве был начат выпуск трафаретных «Окон ТАСС», продолживших традиции «Окон сатиры РОСТА». Это ощущение усиливается в позднем офорте Кравченко «Азовсталь. В творчестве Макунайте к этим гравюрам близко изображение девушки, увенчанной колосьями из серии «Песня о ржи» (линогравюра, 1959 — 1960).
Изображая сталевара, художник в выражении его лица сумел передать столько увлечения своим трудом, такой душевный подъем, что плакат приобрел активность, заразительную силу воодушевляющего примера. Так эстонский художник Э. К. Окас (р. Тяжелые картины прошлого Армении встают в рисунках Г. С. Ханджяна (р. Во имя краткости, доходчивости и выразительности используются декоративные приёмы.
В 20-х – начале 30-х гг. placard – объявление, афиша, от plaquer – налепить, приклеивать), 1) вид графики. 1907). Помимо таких, функциональных, сегодня существует большое количество сложных и художественно или информационно насыщенных шрифтовых плакатов.
Страшный мир петербургских трущоб, раны нужды и нравственные страдания юности, жалкий лик настороженной и цепкой жадности — все это вошло в неожиданно зрелые рисунки молодого художника к Достоевскому. Лишь контраст изображенного с подписью нередко таит в себе сатирическое зерно. Так, обычная строгая классичность, внутренняя уравновешенность пейзажных образов Остроумовой-Лебедевой сменяется порывистой динамикой, романтической приподнятостью в листе «Смольный» (1924, ксилография) свобода и раскованность чувств, дыхание высокого неба — в известной акварели «Марсово поле. развитие политического плаката в Западной Европе. Среди наиболее удачных работ Ф. Д. Константинова — гравюры к «Кентерберийским рассказам» Дж.
Особыми качествами наделены театральные плакаты и киноплакаты. Как бы вторым планом, эпизодически проходят люди, окружающие главных героев повести их характеристика сдержанна — всего один-два саркастических штриха, но за ними встает та «куцая бескрылая» жизнь, бессмысленность которой впервые открывается Гурову. Касиян окончил Академию изящных искусств в Праге по мастерской М. Швабинского.
к «Вечерам на хуторе близ Диканьки». Исполненная им большая серия литографий «Ленинград в годы блокады и восстановления» (1941 — 1949 ГТГ, ГРМ) стала летописью жизни города-героя. Ассоциация дизайнеров-графиков «4-й Блок» является единственным от Украины членом Международного координационного совета Ассоциаций по графическому дизайну ICOGRADA. В те годы различные вопросы быта, политики, морали, ставились с прямолинейной ясностью.
1916), соединившего в своей большой серии «Дагестан» (гуашь, темпера, 1959 — 1961 ГТГ, ГРМ и другие собрания) внешнюю колоритность простых бытовых сцен («Уроки», «Дом пастуха») и внутреннюю значительность таких композиций, как «Две матери», «Балхарские гончары». Но самым сильным его созданием является цикл иллюстраций к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (1941 — 1957). Советский плакат служил идейным вдохновителем и был нравственным ориентиром всей страны.
Они создали большой цикл (черная акварель, ГТГ), прокомментировав каждую ее страницу и главное место в нем заняли Гуров, меняющийся под влиянием большой любви и Анна Сергеевна — ее хрупкость, незащищенность, душевная чистота. 1920), украинский художник В. Н. Кармазин (р. Как иллюстратор русской классической литературы интересно выступил в 30-х гг.
В годы гражданской войны возникла и еще одна разновидность плаката — «Окна сатиры РОСТА». Светлая доброжелательность к людям отличала его талант. Стилистически плакат 20-80-х гг. Наш плакат всегда был лаконичным и выразительным. Прекрасным образцом ранней политической графики А. М. Каневского является акварель «Временное правительство» (1940 ГТГ). Важное место среди их работ заняла большая серия станковых пастелей, созданная для выставки иллюстраций к истории Коммунистической партии: «Баррикады на Пресне, 1905 год», «Политических ведут» (обе — в ГТГ) и др.
Ново чувство свободы и закономерности счастья, ощутимое в героях Юркунаса. плакат постепенно теряет прямые связи с книжно-журнальной графикой в стиле модерн, порой приближаясь по характеру к станковой картине (плакаты О. Фишера в Германии, Ф. Брэнгвина в Великобритании). Схематичность «Окон» не имела ничего общего с отвлеченными формалистическими изысками.
В этом жанре он трудился в 20 — 30-х гг. Но они же оказывались порой во власти рафинированного отвлеченного декоративизма. Ведущая роль в развитии плаката в конце XIX в. принадлежала Франции (плакаты Ж. Шере, А. де Тулуз-Лoтрека, Т. Стейнлена и др. ). Начав сотрудничать в 1908 г. в популярном сатирическом журнале «Будильник», Моор быстро добился первых успехов.
Глубоко взволнованные, овеянные мягким лиризмом образы возникают в его рисунках к избранным произведениям Н. А. Некрасова (черная акварель, 1946 ГТГ) и к «Дубровскому» А. С. Пушкина (черная акварель, 1949 ГТГ). Манера Сойфертиса, начавшая складываться в журнальных работах 30-х гг., в этом цикле и позднее приобрела изысканность, точность хрупких ломких линий, пластическую красоту.
Герой Моора покоряет нравственной силой, увлекает волевым порывом. В начале 1900-х гг. Одним из сильнейших в серии является также рисунок «Соня Мармеладова со свечою» (впоследствии утерянный и возобновленный автором в 1945 г. ). «Окна» стали выпускаться затем в ряде городов РСФСР, а также в Узбекистане, Армении, Азербайджане, Киргизии и в других республиках. Плакат (нем.
1906), К. К. Иванов (р. Эта была большая работа художников, регулярности которой не помешали тяготы войны. Именно потому в его серии из разрозненных черточек быта, облика людей из мимолетно набросанных пейзажей рождается зоркий, в общем доброжелательный, но очень острый репортаж. Войне говорим: нет. ». Суровый темный тон выделяет фигуры на нейтральном без глубины фоне. В 40 — 50-х гг. Отдельные талантливые мастера фотомонтажа создавали настоящие шедевры.
Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. М. Г. Дерегусу (р. Юмористическое направление привлекает и многочисленную молодежь. В этой работе Шмаринову пригодился весь накопленный прежде опыт.
Получается своего рода международный фельетон, занимательный и обличительный одновременно. Фотомонтаж). Оно чуть ослабевает в последних листах — «Возвращение» и «Встреча», — где нет изображения фашистов и дышится вольнее, где есть воздух ранней весны и особая чуткая бережность в изображении душевного строя людей.
(1953), «На всей планете, товарищи люди. » (1958). Как в «Слове» сквозь старинную русскую речь ощущается жар нетленных человеческих чувств, так и в гравюрах Фаворского языком, навеянным искусством Древней Руси, рассказано о вечном — о любви к Родине, женской тоске, ярости битвы, горечи поражения. 1891) постоянные иллюстраторы книг К. И. Чуковского, С. Я. Маршака. В работе над ними накапливался тот художественный опыт, который получил реализацию в рисунках и акварелях к «Повести о настоящем человеке» Б. Н. Полевого (1950).
Особенно активна работа В. С. Иванова. Отдельные же сделанные с позиций формализма «Окна» не долго удержались в кругу плакатных работ, существующих во имя конкретных агитационных задач. Второй не менее важной областью творчества Черемныха стала журнальная бытовая сатира. Плакаты создавались целыми циклами на определённые темы, отражавшие смысл.
Именно потому его призыв приобретает категорическую власть. В активности, повседневной готовности Ефимова к сатирическому выступлению кроются обновляющие истоки его творчества. начинает выступать новое поколение иллюстраторов. Его же гравюры к «Поэмам» Важа Пшавела захватывают суровым драматизмом, сильными характерами героев.
Такова сила несколько сдержанного и условного, но выразительного и точного языка графики. Свободный, размашистый, чуть неуклюжий штриховой рисунок отличает его журнальные карикатуры, серебристая мягкость черной акварели преобладает в иллюстрациях к Гоголю, звонкий локальный цвет, простые линии — в иллюстрациях для детских книг. Вопросы оформления, забота о «книжности» иллюстраций играют в его творчестве заметную роль. 1915). В женских и детских портретах 50-х гг.
Отсвет недавних событий Великой Отечественной войны ощущается в этой серии. «Новый порядок в Европе» (1924), где чудовищные казематы образуют свастику, а в середине сидит самодовольный и жалкий Гитлер, «Использование ресурсов» (1942) — Гитлер, стригущий последний клок волос с покорного Муссолини, — и многие другие листы в мгновенной и наглядной ситуации разоблачают бессилие фюрера и временный характер его «завоеваний». и Д. А. Шмаринов. Иллюстрируя цикл стихотворений и очерков об Америке В. В. Маяковского (гуашь, тушь, акварель, 1951 ГТГ), он сумел передать политическую страстность и сложный образный строй его речи, резкую смену то трагических, то памфлетно-сатирических сцен. Видным мастером сатирической графики был Лев Григорьевич Бродаты (1889 — 1954), получивший образование в Австрии. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. В это время в Москве и Ленинграде стали выходить многочисленные сатирические журналы.
Ее образ, выполненный бережно и смело, — один из поэтичней-ших в книжной графике. В этом деятельность «Боевого карандаша» смыкается с повседневной практикой сатирических журналов, которые издаются ныне почти во всех союзных и автономных республиках. Петров был участником боев в Испании, он горячо любил ее культуру, ее народ.
Разработкой общей концепции проекта занимался Клаус Вашик. В такой трактовке есть ощущение величавой значительности труда. Фигура воина представляет красный плоскостной силуэт. Так, в числе участников проекта были: Центр кино и фотодокументов, Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), архивы Союзов художников России, Эстонии, Латвии и Литвы, Институт мировой литературы РАН, Институт европейских культур и многие другие учреждения.
самыми значительными среди работ этой группы были рисунки С. С. Кобуладзе (р. 1900). Лишь во второй половине 50-х гг. Это новое направление, с энтузиазмом подхваченное французскими художниками, основой которого послужило именно ломка старых традиций, характеризовалось еще и повышенным интересом к восточным мотивам.
На второй стадии идет изучение и разработка элементов, отобранных для плаката. Уже здесь строгий отбор главного организует художественный образ. 1915) — художник иллюстратор и гравер-станковист в своих офортных сериях «Нидерланды» (1960) и «Зарисовки из Италии» (1961), в рисунках и цветных литографиях «Париж» (1962) на фоне обычных пейзажных листов дал ряд сильных женских портретов, в которых есть смелость, тревога, настороженность, но ни тени покоя, ни светлых нот.
Герой плаката воспринимается как образ, олицетворяющий пролетариат молодой республики. В серии американских зарисовок (1958) В. Н. Горяева (р. Одним из ветеранов советской сатиры был и Михаил Михайлович Черемных (1890 — 1962). Эстетическое освоение современности в графике шло на первых порах в нескольких руслах. Послевоенные годы поставили новые задачи перед искусством плаката.
Всем известное выражение: «Экономика должна быть экономной», тоже можно назвать привлечением внимания к актуальным проблемам общества. Лучший среди них — лист изображающий Ганну, — иллюстрация к повести «Майская ночь» (уголь, тушь, белила Киев, Музей украинского искусства).
Взявшись за нее по предложению Горького, Кукрыниксы создали большой цикл. Иная настроенность в работах В. Юркунаса (р.
Его ветераном, мастером юмора многообразнейших оттенков был К. П. Ротов (1900 — 1959). Нужен был плакат, глубоко волнующий зрителя, затрагивающий его за живое, воздействующий не только на его разум, но и на его чувства. В целом и общем работа полностью передаёт состояние трудового подъёма масс. Но, вглядевшись в них, легко заметить богатство скромной гаммы серых тонов, с помощью которой умело воспроизведены напоенные солнцем «Жаркие дни августа» (1955) или «Вечер над озером» (1955 — 1956). Особенно широко новый облик страны, запечатлен в произведениях выставки «Индустрия социализма» (1939). В том же лирическом аспекте исполнены серия «Метро» (тушь, акварель, 1957) Л. В. Сойфертиса (р.
Атмосфера напряженного труда царит в этой уединенной, тонущей в полумраке комнате. По-иному их можно назвать агитационными или же мотивационными. Очень интенсивно развивается в послевоенные годы творчество Кукрыниксов-иллюстраторов. Шере создал больше тысячи плакатов, в основном это была реклама маскарадов, выставок.
1902) к этому же произведению (тушь). Исполненные им в 1950 г. гравюры к «Слову о полку Игореве» отличают эпическая значительность, возвышенный строй.
Этот плакат, так же как и плакат Кукрыниксы «беспощадно разгромим и уничтожим врага. », являющимся удачным примером сочетания героического и сатирического, отвечал духу времени. Стиль Гончарова построен на ярком цветовом пятне, энергичных контрастах светотени. Именно такова его серия «Это не должно повториться» (акварель, тушь, карандаш) исполненная художником в 1958 — 1959 гг. Одним из зачинателей и виднейших художников советской политической графики был Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов) (1883 — 1946). Очень часто газету заменял плакат. Ему особенно удался лист «Старуха-процентщица» — редкий в его книжной графике пример прямого изображения зла, отрицательных начал.
Большую роль в бытовой карикатуре играет юмористическое направление. Стремясь к обобщению и выразительности в плакате, художник проходит три стадии работы. Портреты медсестры Жанны (сепия, 1955), художника В. Лойко (уголь, 1955), рыбака из Рутья (уголь, 1957, ГТГ), артистки А. Тальви (сангина, 1955) относятся к числу зрелых и лучших произведений Эйн-манна. контрасте с жалким обликом его персонажей — людишек, случайно выскочивших на видное место исторической арены.
Уже 23 июня 1941 г. вышел из печати первый военный плакат — «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » исполненный Кукрыниксами. (ГТГ, Москва, Гос. 1927) в иллюстрациях к «Песням об Арсене» (1957) исполненных маслом на бумаге в ярких, смелых красочных сочетаниях интересны и его иллюстрации к роману Л. Готуа «Удел героев» (1960). Параллельно была собрана информацию о русских и советских художниках-плакатистах. Разработка проекта осуществлялась сотрудниками Института русской и советской культуры им.
В позднейших гравюрах «Жатва» (1961), «Молотьба» больше эмоциональной наполненности, величавости, простоты. Творческая концепция Мухи находила свое отражение в каждой детали созданных им картин и плакатов: эмоционально выполненная, наполненная силой фигура, занимающая большую часть пространства, была бы незаконченной без соответствующего фона, сочетающего черты изобразительного и прикладного искусства. 1916). Ранний советский плакат 151 «Окна РОСТА» 151 это программа воздействия на общество.
Колористическая у Шмаринова, Кокорекина и Антонова, тональная у Корецкого. 1898). Шмаринова «Красная Армия несет освобождение». Радостный, энергичный образный строй, звонкий активный колорит отличают послевоенные работы А. А.
Июль 1917 года» (уголь, 1947 Москва, Музей В. И. Ленина) он передает глубокую поглощенность Ленина работой, находя неповторимую энергическую стремительность его жестов, его естественную позу быстро пишущего человека. Их наличие граничит с возникшим в конце XX в. постмодернистическим направлением в искусстве, особенно активно развившимся после начала использования компьютера в дизайне в 1990-х гг. Однако событием в графике тех лет стали не эти работы художника, а его рисунки к «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского, созданные в 1936 г. (уголь, черная акварель ГТГ). В серии цветных акварелей 1946 — 1953 гг. В период первой мировой войны 1914-18 получил распространение агитационный плакат (агитация за призыв в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и пр. ), стилистика которого оказала определенное влияние на последующее развитие плаката (А. Грозен и решителен красноармеец, с силой поражающий Гитлера штыком.
В годы Великой Отечественной войны станковая графика получила большое развитие. Лаконизм становится еще более сильным художественным средством в листе «Помоги», выполненном в связи с неурожаем и голодом в Поволжье. В эти тяжелые дни выходило мало газет. Прежде эта экспозиция с большим успехом экспонировалась в музее Фолькванга в г. Эссене (Германия). Разворот «Октябрь в Дремове» исполненный в 1953 г., закономерно дополнил серию.
В первые годы пейзаж и портрет были здесь господствующими жанрами. Мягкий, лишенный резких контрастов, построенный на нюансах светотени рисунок гармонирует со сдержанной лиричностью повести. В листе «В.
В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. Советский плакат это настоящий дух времени. Его первые газетные карикатуры появились в 1919 г., а с 1922 г., переехав в Москву, молодой художник стал активным и постоянным сотрудником «Известий», «Крокодила» и других журналов и газет. Лишь острохарактерный облик Самгина был найден со счастливой точностью.
Однако черты карикатурности, ощутимые в ней, противоречили стилю книги. Богато разработанная тональность акварелей, подобно колориту в живописи, создает эмоциональную окраску сцен, пейзаж акцентирует ее в лучших листах. Глубокий психологизм отличает рисунки о Ленине. До второй половины XIX в. плакатами иногда называли агитационные гравюры крупного размера (например, летучие листки периода Крестьянской войны и Реформации в Германии в XVI в., политические афиши эпох Великой Французской революции 1789-94 и Парижской Коммуны 1871).
Чосера (1943), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1952), «Легенде об Уленшпигеле» Шарля де Костера (1959). Комментарий художников-журналистов обнажал подоплеку политических событий, нередко скрытую буржуазной дипломатией, демонстрировал истинный облик врагов мира, врагов крепнущей Советской страны. Вторая линия начинается с обращения Шмаринова к роману «Петр I» А. Н. Толстого (уголь, черная акварель, 1940 ГТГ).
Одной из лучших работ Кузьмина были также иллюстрации к «Левше» Н. С. Лескова (изд. В годы войны отчеканился художественный стиль советского плакатного искусства. Спокойная тщательность Шиллинговского в альбоме «Новая Армения» (1927) впервые обращена на фиксацию нового в облике республики. В эти тяжелые дни выходило мало газет. Размещенный на DVD-ROM электронный банк включает 3500 плакатов и 1000 биографий.
Она насыщена жизненными наблюдениями и волнует как рассказ о лично пережитом. Но лишь в серии иллюстраций к «Тихому Дону» М. А. Шолохова (черная акварель, 1951 — 1952 ГТГ, ГРМ) эти качества соединились с мастерством характеристики людей. Страстью борьбы был наполнен плакат А. Кокорекина «За Родину. », на котором смертельно раненный матрос бросал в гущу врагов противотанковую гранату.
Изображает ли она вечерний отдых женщин после трудового дня (серия «Слово о киргизской женщине», 1958, цветная линогравюра), «Делегаток из Тянь-Шаня» (линогравюра, 1960) или девушку, в минутном покое заглядевшуюся на полевой простор («Свекловичница», линогравюра, 1956), — внутренний ритм ее листов значителен и нетороплив, образный строй монументален. В плакате часто применяются изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, обобщение формы предметов важную роль играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. Вновь обратившись к Чехову, они выбрали на этот раз «Даму с собачкой», став чуткими интерпретаторами этой тончайшей, лаконичной и грустной повести. Портреты И. А. Орбели, Е. Е. Лансере и другие знаменовали настоящий расцвет его дарования.
Как лозунг звучит победная надпись «Дошли. », которую чертит на стенах рейхстага воин Советской Армии изображенной на плакате. создают свои лучшие произведения. Он наиболее тщательно и взволнованно обрисован художником.
В своих станковых и книжных рисунках Пророков использует и сатирические краски. Контраст, на котором построен весь цикл, тут достигает своей кульминации.
Трагически звучит аккорд черно-белого. К началу Великой Отечественной войны образ фашизма — зверя, разбойничающего на дорогах Европы, — был создан со всей отчетливостью в сатире Бориса Ефимова и период войны был лишь годами более интенсивного, многостороннего разоблачения фашизма как врага всего светлого, человеческого на земле. Искания довоенного периода завершаются фронтисписом к «Гамлету» Шекспира (1940), где, быть может, с особенной ясностью видны долгий путь, пройденный мастером и его новые устремления. О. Г. Верейский особенно последователен в своем обращении к советской литературе. Именно вследствие такой необходимости однозначность характеристики воина в первом плакате Кокорекина сменилась развернутой передачей сложного психологического состояния героя в его плакате «За Родину. ». В большинстве плакатов этого времени в основном используется большое количество орнаментально-декоративных композиций (стиль модерн), за исключением работ французского художника А. Тулуз-Лотрека.
1905) и другие художники. Уехав в 1939 г. во Фрунзе, она прочно связала с тех пор свою судьбу художника с Киргизией. Черемных был инициатором выпуска «Окон сатиры РОСТА» и активным создателем их. Он развивает жанр изорассказа, нередко многокадрового, с подробным сопровождающим текстом.
Он обратил на себя внимание иллюстрациями к книгам А. П. Гайдара — «Чук и Гек» (тушь, 1950), «РВС» (тушь, 1951) и др. Ю. М. Лотмана, Рурского университета (г. Бохум, Германия) и Российской государственной библиотеки под руководством д-ра Клауса Вашика и Нины Бабуриной. если кое-кого из узкого круга рафинированных эстетов это коробит. В серии офортов «ЗАГЭС» (1927) он стремится в синтетических образах выразить созидательный пафос времени. Соответственно и облик графики 40-х — начала 50-х гг. Смеясь, он не только развлекал, но и воспитывал. Рисуя, например, деятелей Учредительного собрания, невозмутимо и с довольным видом несущихся в калоше по бурным океанским волнам, художник тем самым исчерпывающе показывает положение и место, занятое этой компанией в истории (плакат «Учредительное собрание», 1921).
Мрачноватые, патетические, сложные карикатуры Моора были похожи на убийственный памфлет. Очень близким Верейскому было творчество портретиста, пейзажиста и иллюстратора М. С. Родионова (1885 — 1956), отмеченное той же внешней сдержанностью манеры и большой внутренней наполненностью образов. непохож на современное ее состояние.
1898), К. С. Елисеева (р. Среди его станковых работ значителен цикл «Украинские народные думы и исторические песни» (офорт, мягкий лак, акватинта, 1947) и отдельные пейзажные листы. Работа ленинградских художников и поэтов в коллективе «Боевого карандаша» вошла в историю советского искусства как пример самоотверженного и героического творчества. Этот сатирический прием резко меняет содержание образа, как бы на глазах зрителя совершается разоблачение «Свободы». Иванова, 1933).
В сериях «Вечера в Селище» (1926 — 1929 ГТГ, ГМИИ), «Железнодорожные пути» (1926 ГТГ, ГМИИ), «Стада» (1926 — 1929 ГТГ, ГРМ, ГМИИ) и «Балтфлот» (1932 ГТГ, ГМИИ, Музей Советской Армии, другие собрания) — острый, чисто художнический интерес к жизни, различные грани ее — от замкнутого уюта семейного мирка до гула созидания на широких просторах страны. Немногословно, просто и жизненно убедительно очерчены герои пушкинской трагедии. Однако концепция его портретов непрестанно обогащалась. Это поколение художников, выступивших в плакате в 30-х гг. Все самые значительные замыслы этих лет были осуществлены в форме графических серий. Манера художника приобретает особую пластическую красоту.
С окончанием войны не прекратилась деятельность Кукрыниксов-сатириков. Г. Шевченко среди крестьян» (1933, автолитография) с его-достоверностью народных образов был одной из первых удач художника в этозг обширном шевченковском цикле. Мотивы общественной оценки человека ясно определились в портретном творчестве графиков.
Плакатист должен использовать приемы, свойственные данному виду искусства. Осень», 1937 и др. ). Затейливый и декоративный стиль В. М. Кона-шевича, связанный в своих истоках с «мирискуснической» традицией, обладал необходимой легкостью и занимательностью. Одним из первых он посвятил свои вещи революции и его гравюры «Броневик» (1918) и «Крейсер «Аврора» (1922), несколько нарочитые в своей угловатости или подчеркнутой динамике линий, несли живой отклик на события Октября.
Здесь новой стала особая глубина трагедийной психологической характеристики. Ей сопутствовали такие темы, как антикапиталистическая пропаганда, прославление социализма и пролетариата, службы в ВС и «честного» труда. 1926), представляющих два поколения литовских графиков.
История советского плаката и карикатуры богата именами крупных мастеров. Уже в 1934 — 1936 гг. В этом отношении работы Ефимова близки творчеству его старшего коллеги Дени.
Как воплощение пережитого ленинградцами остаются в памяти изможденная девушка с ведром и помогающая ей девочка («За водой»). Н. Халтурин и В. П. Обнорский» за работой над программой «Северного союза русских рабочих» исполненный углем в 1940 г. (ГТГ). Сковывающее влияние ее сказалось на большинстве произведений Фаворского 20-х гг. В ней развертываются трагические картины военных будней республиканской Испании. Крупнейшим мастером ее был Георгий Семенович Верейский (1886 — 1963). Но из ее больших глазниц смотрят.
Ее героиням присущи душевная сила, свободное достоинство. Однако картина развития ее в ранние годы была сложной. К моменту революции он был уже опытным художником и в 20-х гг.
Среди ранних работ Юркунаса, получившего образование в Каунасской художественной школе, выделяются иллюстрации к поэме «Мужик Жемайтии и Литвы» (линогравюра, 1947) писателя 19 в. Д. Пошки, с горькой безнадежностью рисующего беспросветную жизнь, тяжкий труд литовского крестьянина в прошлом. И неважно. Его гравюры к «Избранной лирике» Петрарки (1955) являются тому прекрасным доказательством.
Связь рисунков и текста здесь была нерасторжимой. наряду с Б. И. Антоновским, К. П. Ротовым, Н. Э. Радловым, К. С. Елисеевым и другими художниками. Наша армия рвала фашистские цепи, опутавшие страны Европы.
«Дело Артамоновых» иллюстрировал в 50-х гг. 1961). Короткая, энергичная надпись «Помоги». Новые темы заводского труда появляются во второй половине 20-х гг.
Розлив стали» (1938) с его броской композицией и каскадами раскаленных металлических брызг. Уже в 30-е гг. Дерегус также опытный мастер станковой графики. В период Великой Отечественной войны искусство плаката резко активизируется. Большинство плакатов конца XIX – начала XX вв. Плакат боролся, он был оружием и его, как оружие, берегли.
В противоположность плакату и сатирическому рисунку советская станковая графика начинала свой путь как искусство, довольно далекое от бурь революционной действительности. В этих циклах, как и в оформлении Собрания сочинений П. Мериме (1927 — 1935), большую роль играют заставки, концовки, гравюры на шмуцтитулах, придающие цельный и гармоничный облик книгам. Лишь женщины и дети изображаются художником.
Картины природы в ксилографиях латышского мастера П. А. Упитиса (р. (мягкий лак, акватинта) и рисунки 1950г. Как присяга, торжественно и просто прозвучал в 1943 г. один из сильнейших плакатов Иванова — «Пьем воду родного Днепра. ». Кокорекина. Художники разных поколений трудились в этом жанре.
Кузьмину обычно принадлежит и оформление иллюстрированных им книг. он обратился к повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, (литография, во втором варианте — акварель с белилами), его иллюстрации вновь прозвучали как прославление мужества и душевной стойкости, как гимн людям большого сердца и глубокой любви к родине. По-новому рисует Верейский в годы войны и деятелей культуры. Плакаты этих живописцев были направлены на такие тематики, как театр, выставки картин, маскарады. Недаром созданию рисунков предшествуют скульптурные эскизы. И чем они больше и разнообразнее, тем лучше.
Первой работой в книге молодых Кукрыниксов были иллюстрации к «Жизни Клима Самгина» (1932 — 1933) — монументальному созданию М. Горького, трудному и для опытных художников. Литографии Т. Л. Кубанейшвили (р. По нему развивается и творчество В. Е. Цигаля (р. Содержательно решаются они в произведениях В. А. Фаворского. Словом, новаторство – это не слепые поиски ради поисков. Никогда ранее в циклах Фаворского не было таких сложных многофигурных сцен. Однако красный цвет в данном плакате имеет не только декоративное значение, делая его более броским, но и смысловое.
«Черная кошка» была так популярна у богемы, что вскоре в других странах стали появляться подобные кабаре: «Четыре кота» в Барселоне, «Беспризорные кошки» в Санкт-Петербурге. На плакате И. Симакова, выпущенном в 1921 году на фоне толпы людей, страдающих от голода изображен кусок хлеба с водой и надпись: «Помни о голодающих. ». Не сразу, но постепенно современность вносила новые ноты в их произведения. Литературный музей). Включившись сразу же после революции в работу на фронте советской сатиры, Бродаты рисовал «Окна РОСТА» в Петрограде, организовал в 1918 г. один из первых сатирических журналов — «Красный дьявол», позднее много работал в журналах «Бегемот», «Смехач», «Крокодил» и др.
К лучшим из них принадлежат рисунки Е. А. Кибрика, посвященные В. И. Ленину. В его черных акварелях к этой книге исполненных в 1938 — 1939 гг. Энергична, мужественна манера художницы — крупный штрих, декоративная цельность обобщенного цветного пятна структурность композиций. Именно здесь, рисуя героя поэмы (гравюра на титуле), художник создает образ пламенный и мятежный, как гроза, бушующая вокруг романтически-приподнятый стиль изображения — бурный живописный штрих, яркая светотень — адекватен созданному характеру.
Плакат всегда отличался скупостью изобразительных средств и немногословностью. В те годы и позднее в иллюстрации работали такие крупные мастера, как Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере и другие. В гравюре «Дуэль» огромная тень разящей руки Дон-Гуана довлеет над всем, как тема судьбы, все время звучащая в этой трагедии. Их внимание привлекают книги, посвященные Великой Отечественной войне.
Моор упорно учился всю жизнь, требовательно совершенствуя мастерство. Реалистические черты нарастают в творчестве художника к 30-м гг. особое место занимает «Испанская серия» (уголь, 1938 ГРМ) Ю. Н. Петрова (1904 — 1944) — иллюстратора, рисовальщика и плакатиста. Нередко обращаясь в 50 — 60-х гг. А. В. Бородин удачно начал свой путь циклом линогравюр, посвященных оленеводам Севера (1961).
Именно сатирическая интонация придавала неповторимый оптимизм Окнам РОСТа. Он получил подготовку живописца в Москве у И. И. Машкова и в Училище живописи, ваяния и зодчества (у К. Коровина и С. Малютина). В течение всей своей жизни занимается Соколов и пейзажем. Свою жизнь он проводил среди артистовМонмартра и запечатлел их на плакатах, сделанных для кабареМулен-Руж.
Сопоставляя плакаты Моора и Апсита с точки зрения использования художественных средств, можно, на первый взгляд предположить, что между ними много общего. Внешне мало связанная с их деятельностью сатириков и иллюстраторов, она отвечала глубинной направленности их творчества, устремленного к общественно значительной, политически насыщенной проблематике. Его портрет Артема (1936) и овеянный революционным пафосом лист «Герой Перекопа» (1927) повествует о жизни, отданной борьбе за большие идеалы. Правительство выпускало плакаты, обращенные в основном к тем, у кого была еда.
Для этих работ она выбирает офортные техники. Эстонские художники-графики вносят заметный вклад и в портретный жанр. В листах «За водой» и «В стационар» в целом ровное повествование Пахомова достигает особой эмоциональности. Их усилиями детская книга приобрела подлинно художественный облик. Проводив близких в ополчение, они остаются хозяевами города. «Окна РОСТА» были посвящены злободневным событиям, являлись иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты.
Противоборство света и тени усиливает не имеющее исхода напряжение этого листа. Всё это превратилось в своего рода «кашу» из не всегда нужной информации для народа. Его плакаты сильны правдивой характеристикой людей, жизненностью героев. Первой значительной его работой были иллюстрации к «Василию Теркину» А. Т. Твардовского, созданные в основном в годы войны (1942 — 1948, тушь, подцветка Москва, Гос. При этом преобладали рисуночные техники, черная акварель. Политический плакат является основным и наиболее важным видом.
Значительную роль в сложении графики этих лет сыграла подготовка выставки произведений на темы истории Коммунистической партии (1940 — 1941). Евгений Адольфович Кибрик (р. 1909) к «Витязю в тигровой шкуре» Ш. Руставели (тушь, гуашь ГТГ и Музей искусства народов Востока) и иллюстрации И. М. Тоидзе (р.
Так созданы лучшие композиции серии — иллюстрации к «Скупому рыцарю», к «Каменному гостю» и другие. Эту серию достойно дополнили позднее портреты дирижера Е. А. Мравинского (1947), художницы Т. Н. Яблонской (1954) и др. Эти плакаты преследовали множество различных целей.
Иными словами, плакат выступает в роли агитатора и пропагандиста. Женщины и дети — герои художника. И. Ленин в Разливе» (уголь, 1947 Москва, Музей В. И. Ленина). В них обнаружились уже многие стороны оригинального дарования Каневского — сатирическая острота, умение выразить характер, внутреннюю суть героев — даже таких причудливых, как «Карась-идеалист» или «Премудрый пескарь». Для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна была быть ограниченной.
В 50-х гг. Они закономерно возникали с ростом реалистических сил в советском искусстве. 1890), Б. Е. Ефимова и других. Ю. А. Ганф работает преимущественно в журнале. Ассоциация «4-Блок» названа так в память о взрыве ядерного реактора 4-го энергоблока Чернобыльской атомной станции 26 апреля 1986 года. и особенно в иллюстрациях к «Домику в Коломне» А. С. Пушкина.
В отличие от социальных плакатов, рекламные плакаты не получили большого распространения. Листы, посвященные им, оказались наилучшими в этом цикле. 1909), Алексей Алексеевич Кокорекин (1906 — 1959), Виктор Борисович Корец-кий (р. Основными направлениями ее деятельности являются: проведение Международной триеннале плаката экологического направления «4-й Блок» (триеннале проводится с 1991 г. один раз в три года) пополнение коллекции современного экологического плаката, графики и дизайнерских проектов, связанных с экологией создание Дизайн-Центра для демонстрации и пропаганды экологических идей средствами графического дизайна и искусства. Но чаще всего это мировая классика, национальные эпосы.
Эмоционально и искусство Федора Денисовича Константинова (р. Подобно Каневскому, многие художники обращались в эти десятилетия к творчеству Н. В. Гоголя, А. М. Лаптев (1905 — 1965) иллюстрируя «Мертвые души», дал в страничных акварелях (ГТГ) своеобразные монументальные портреты Соба-кевича, Манилова, Плюшкина — всех помещиков в момент приезда к ним Чичикова и, дополнив эту галлерею многочисленными небольшими рисунками пером, воспроизвел массу убедительнейших подробностей быта уездного городка, облик захолустной крепостнической России. Лишь впоследствии, когда в 40 — 50 гг. Это то, о чем не должен забывать начинающий художник-плакатист. 1890) к «Запискам сумасшедшего» (1960).
Шмаринова «Воин Красной армии, спаси. » В. Б. В основе тот же черный рисунок, только более обобщенный и энергичный. Такой вид плакатов – очень эффективен.
и как бы взрывают изнутри ранее обязательную схематичность его вещей.
1900). Одним из наиболее ярких примеров политического плаката является работа Моора «Ты записался добровольцем. ».
Решая подобные темы, в ряде случаев надо прибегать к широкому использованию таких условных приемов, как сопоставление на одном листе разных сюжетов, разных пространств, разных масштабов прибегать к локальной, обобщенной трактовке формы и цвета взамен неуместного в плакате пленера, «тонких» рефлексов и других художественных средств станкового произведения применять символику использовать натюрмортные и пейзажные решения. Новые для Дени драматические интонации появились в плакатах, посвященных зарубежным борцам за свободу: «Помни о семьях узников капитала», «Помоги» (оба — 1928 г. ). Смелые, тонко прочерченные, живые линии лиц, светлая прозрачность глаз. Константинов исполняет и большие станковые ксилографии — пейзажи, сцены сельского труда. 1924), принесший в эту область необычайную живописность решений, О. М. Савостюк и Б. А. Успенский, работающие совзшстно, умеющие находить лаконичные и нестандартные образы, Н. П. Чарухин, автор плаката «Пусть всегда будет небо. » (1961), быстро завоевавшего признание.
Отдельное место в ряду рекламных плакатов занимают плакаты, рекламирующие фильмы (киноплакаты). В отдельных же случаях подобный образ вырастает в его работах до символа. Одним из первых значительных произведений этого рода была большая серия рисунков и акварелей Ю. И. Пименова «Москва и Подмосковье» (ГТГ, ГРМ, ГМИИ и другие собрания), начатая в 1953 г. и представляющая собой ряд бытовых новелл и пейзажей. Почти в каждой республике здесь были свои достижения. «Поединок» был прочитан Дубинским, как повесть о человеке, задыхающемся в жестокой рутине армейщины, о его стремлении к счастью, о любви, мелькнувшей солнечным лучом в непроглядной обыденщине. Иное настроение в рисунке «В.
Беглый взгляд видит лишь искаженное скорбью лицо статуи. Большое место в творчестве Каневского заняли иллюстрации к повестям Н. В. Гоголя. Зрителю, знакомому с прежним творчеством Николая Крутова, будет интересно увидеть на этой выставке новые работы художника, а неискушенному в современном искусстве посетителю – познакомиться с творчеством одного из ярких и интересных живописцев Московского союза художников. Уроженец Одессы, он в юности принимал участие в создании плакатных Окон ЮгРОСТА и УкРОСТА. И вот спустя 108 лет в Москве, в Государственном центральном музее современной истории России состоялась ретроспективная выставка русского плакатного искусства «Реальность утопии».
созданы лучшие произведения художника. Упорно овладела она рисунком и различными видами гравюры. Хартфилд и др. ). Наша армия рвала фашистские цепи, опутавшие страны Европы. Когда в 1939 г. Кукрыниксы стали иллюстрировать «Избранные произведения» М. Е. Салтыкова-Щедрина, сатирическое дарование помогло им воплотить, казалось бы, трудно изобразимые, внешне необычные образы писателя, соединившие метафору, гиперболу и гротеск. Карлю, Кассандр, П. Колен, Ш. Лупо, Ж. Пикар-Леду и др. ). Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
Мастера большой графической культуры, «мирискусники» и художники, близкие к ним, создавали первоклассные иллюстрации, когда подчиняли свои замыслы задачам глубокого толкования книги. От первого напоенного солнцем и радостью листа изображающего встречу с Аксиньей, до последней композиции, где все разбито и сломано в судьбе Григория, проходит извилистый путь шолоховского героя, показанный художником с той же правдивостью, что и на страницах романа. Образы Ильиной эпичны, как величавая природа Киргизии. 3-юбный крысиный облик Гитлера намечен с уверенным сатирическим мастерством.
ее все сильнее привлекает станковый эстамп. Плакат последнего «Воин Красной Армии, спаси. » (1942) исполненный способом фотомонтажа, своей глубокой драматичностью вызвал волну откликов в годы Великой Отечественной войны. Таким являлся советский рекламный плакат Ленинского государственного издательства «Книги по всем отраслям знания». Всеми муками жизни насыщен трагический портрет Достоевского (1929), чистота и наивность восприятия мира, первозданная верность природе — в гравюрах к «Рассказам о животных» Л. Н. Толстого (1929 — 1930), в грациозных и отточенных иллюстрациях к книге М. Пришвина «Жень-шень» (1933). В 1939 г. он сделал несколько станковых акварелей на темы сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (Москва, Гос.
Но лист «Плотина ЗАГЭС» получается гармоничным, насыщенным внутренней активностью, передающим величавые ритмы романтической панорамы ЗАТЭСа. Силу и мужество воспевает и художник А. М. Бандзеладзе (р. более интенсивно стало развиваться искусство плаката в союзных республиках в 60-80-х гг. На листе плаката обычно помещались одна-две фигуры их действие подчеркивалось характерным движением. 1910) точность наблюдений перерастает в публицистическую остроту. Уже некоторые из ранних его гравюр выделялись своей чеканной пластичностью (иллюстрация к «Диким людям» Вс. Особенно яркими были его карикатуры, обличающие промышленных магнатов, выдвинувших на политическую арену фашизм, английских политиков, позицией невмешательства помогавших душить Испанскую республику («У колыбели германского фашизма», 1936 и другие).
Если рассматривать дореволюционное время, то тогда в России 151 как и в Западной Европе 151 преобладала реклама товаров и зрелищных мероприятий. И когда в 1944 — 1945 гг. Наиболее значительным из них был московский «Крокодил», организованный в 1922 г. из приложения к газете «Рабочий». Плакат боролся, он был оружием и его, как оружие, берегли. Теперь в его цикле появляются и портретные листы безыскусственно и просто обрисован в портрете сталевара Ф. И. Свешникова немолодой, опытный, увлеченный своим делом человек.
А когда победой окончилась Великая Отечественная война, Л. Ф. 1913) и А. Г. Бах-Лийманд (р. Мастерами этих жанров выступают крупнейшие сложившиеся еще до революции художники. Мягкий юмор освещал и рисунки Сойфертиса военного времени — чуть забавные, трогательные, необычайные по ситуации сценки, в которых раскрывалась неиссякаемая человечность защитников сражающегося Севастополя (серия «Севастополь», акварель, офорт, 1941 — 1942). Героическое вошло в жизнь советских людей вместе с военными испытаниями. Тщательно и тонко исполненные пейзажи Рейндорфа увлекают скорее своей точностью, чем эмоциональными качествами.
Советская Армия остановила, а затем отбросила врага и когда В. Иванов в плакате «Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга» создал прекрасный образ бойца, зачерпнувшего каской священную воду освобожденного Днепра. Здесь есть внутренняя взволнованность, ощущение близости больших событий. В его серии «Колхозный труд и быт» (1947) поэтическое ощущение природы спорит с чуть нарочитой стилизацией образов людей. В эстампах «Песня моей Родины» (линогравюра, 1961), «Далеко в конце поля» (линогравюра, 1962) и других А. Скирутите стремится соединить теплоту жизни, ее простых примет и многозначительную символику, песенное начало и жанр. В 1927 г. он возвратился в Киев. С начала 1910-х гг.
Эти проблемы всегда стоят в центре внимания и у мастеров книжной ксилографии. Хотя носители социальной рекламы были довольно однообразны, в основном красочные плакаты. Первые навыки в искусстве он получил в частной студии Е. Е. Шрей-дера в Харькове.
Когда же во второй половине 50-х гг. Время военное, сроки сжатые. Жест — главное в этом плакате. Такие «продукты» обычно выполняются в резком и решительном стиле, так, чтобы он эффективно «бил» по восприятию человека. В рекламном плакате определяющим становится стремление художников к более конкретному, предметному показу объекта рекламы (вначале только в работах Л. Бернхарда, Ю. Клингера, Л. Хольвайна и других в Германии, а затем и художников других стран) художественное своеобразие и стилистические особенности плаката (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) ярко проявились в работах Кассандра (Франция).
появились рисунки Кукрыниксов к Чехову, Горькому, Гоголю, стало особенно ясно, как много было достигнуто ими в иллюстрациях к рассказам Чехова, которые они исполняли накануне войны. В многообразии станковой графики 30-х гг. С. А. Герасимова приглашают на персональную выставку работ Заслуженного художника РФ, члена Союза художников России, члена Московского Союза художников (Ассоциации художников театра, кино и телевидения), почетного члена Творческого союза профессиональных художников, почетного члена графиков японской живописи «Фуме-э» Тихонова Игоря Всеволодовича, которая будет проходить в выставочном зале Московского Союза художников на Кузнецком Мосту, 20 с 10 по 17 февраля 2018 года. Этот вид мы и будем рассматривать в дальнейшем. Корецкого «Сын мой, ты видишь долю мою» Ф. В.
Они тиражировались с помощью трафаретов и выставлялись в витринах магазинов, на вокзалах и т. д. «Окна», появившиеся впервые в Москве, вскоре стали копировать или создавать в отделениях РОСТА во многих городах страны. Уже одна из первых его работ советского периода — инициалы к «Рассуждениям аббата Жерома Куаньяра» А. Франса (1918) — обнаруживает мастерство гравера и его желание внести единство в книжный организм. 1917) и многие другие мастера.
1910) и А. Макунайте (р. В течение всей его работы, начавшейся в 30-х гг. Тщательно изученный документальный материал лег в их основу. Однако художнику по-прежнему ближе были творения русской классической литературы.
Так, в первые дни Отечественной войны плакат не лишен был известной отвлеченности. Самый плодотворный период его деятельности относится к 1920 — 1921 гг., когда были созданы плакаты «Красный подарок белому пану», «Ты записался добровольцем. », «Помоги». Интересная сюжетная завязка придает активный и наглядный характер сатире Дени. Лит в Великобритании, Ж. Февр во Франции и др. ). Московский Союз художников и Всероссийский Государственный Университет Кинематографии им.
Тулуз-Лотрек испытал влияниеживописи Э. Мане, рисунков Э. Дега, восточногоискусства. Позднее в рисунках к «Дождям» С. Антонова (черная акварель, тушь, 1952) и к рассказу И. Ильфа и Е. Петрова «Тоня» (черная акварель, тушь, 1958) Дубинский искал свои пути к воплощению современности, свой подход к иллюстрированию «взрослой» советской литературы. В эти годы регулярно работают в плакате также Н. Н. Ватолина (р. Приметы нового были впервые отражены теми же опытными художниками, недавними ревнителями «чистого» пейзажа, архитектурной старины. Рекламный плакат возник в Западной Европе во второй половине XIX в. (когда применение литографии, в том числе цветной, позволило издавать красочные плакаты быстро и большими тиражами) в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений к афишам, в которых значительное место заняли орнамент и фигурные изображения. Но сатира оставалась сильнейшей стороной его дарования. В этих иллюстрациях — и веселая улыбка и смешные детали рассказа и отзвук впечатлений о знойном украинском лете, но более всего здесь сатиры, обличения, сделанного на свой лад, затейливо, с выдумкой, но оттого не теряющего остроты.
Они искали единомышленников в своем творчестве. В своем быстром развитии в годы войны печатный плакат приобрел новые качества. Но, быть может, писателем еще более близким Кукрыниксам стал А. П. Чехов. Первая -- поиски композиции из элементов, выражающих идею плаката, его образ.
Разнообразен и велик круг изданий иллюстрированных им. Появляется подчеркнутая выразительность силуэтов, яркий контрастный цвет. Иллюстраторами советской литературы выступают О. Г. Верейский (р. Вдумчиво, взволнованно рисует Москву И. В. Голицын.
Рассказывая о истории развития плаката, нельзя не упомянуть рекламные плакаты. 1901) в конце 40-х — 50-х гг. Такой прием, безусловно, в какой-то мере был продиктован необходимостью. Из смешения трагизма и сатиры вырастает и образ. Возникает ощущение, что все это делается лишь для исполнения ритуала, «для галочки» – дань ветеранам. Глубины человеческого духа, борение противоречивых сил в его душе волнуют здесь художника., которую чертит на стенах рейхстага воин Советской Армии изображенной на плакате.
Они создали около 300 киноплакатов к различным фильмам немого кино. Зрелое мастерство позволяет художнице с особой полнотой раскрыть поэтическое содержание ее излюбленных мотивов (цветная гравюра на дереве «Летний сад в инее. Но особенно ярко показан Годунов. От Москвы — ох. » (1941), заклеймивший пустое бахвальство оскандалившегося на полях России Гитлера. За этим циклом последовали иллюстрации к «Борису Годунову» А. С. Пушкина (1954 — 1955).
в Германии, а с 20-х гг. стал главой московской школы книжной ксилогравюры. предваряющий этот цикл, — нью-йоркской статуи Свободы (пастель, тушь, гуашь). Поднятые руки с жестом выражают призыв, отчаяние и последнюю надежду.
Расширение арсенала художественных средств -- одна из дорог к разнообразию, свежести и новизне решений, усилению активности плаката. В сложении советской станковой и книжной графики видную роль сыграло творчество художников старшего поколения — А. П. Остроумовой-Лебедевой, И. Н. Павлова, К. Ф. Юона, П. А. Шиллинговского (1881 — 1942), И. И. Нивинского (1881 — 1933), Д. Н. Кардовского. Он создает эмоционально сильные плакаты, посвященные женщинам и детям в тылу врага, рисует станковый цикл «Не забудем, не простим. » (уголь, черная акварель, 1942 ГТГ), прозвучавший как проклятие фашизму.
Красноармеец, за плечами которого круто поднимались дымы заводов и фабрик, в упор спрашивал каждого, что он сделал для защиты завоеваний Октября. Литературный музей). Лучшую часть серии составляют листы, посвященные Григорию Мелехову. Особенно часто применяется острая типизация образов.
С начала 1910-х гг. Художники разоблачают боннских реваншистов, международный милитаризм, как всегда, активно реагируют на политическую обстановку. Острый по психологической характеристике «Портрет матери» исполненный в 1930 г. (черная акварель ГТГ), является своеобразной вершиной этой камерной интимно-лирической линии в творчестве художника. Многозначительно и красиво оформление «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина, созданное Фаворским в 1960 — 1961 гг.
Кажется, что именно Эта тень, а не шпага Дон-Гуана сразила его противника перед этой тенью становятся бессильными красочные приметы жизни, красота вещей. 1955 г. ). В близком к Ротову направлении работает И. М. Семенов (р. Для многих плакатов на международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера. В тра-гическом образе Сони — ожидание, затаенная глубокая боль, душевный порыв.
Перекличка с плакатным искусством особенно ясна в листе «Танки агрессора на дно. » (из серии «За мир»), где образ подчеркнуто лаконичен и все сказано движением охваченных гневом людей, суровых и мужественных, впервые ощутивших монолитную силу своей солидарности. Лист «Т.
В начале двадцатых годов неурожаи привели к тому, что основная масса населения страны страдала от голода. 1903). Несмотря на это, фигуры выглядели весьма динамичными и выразительными. Необходим был эмоциональный плакат. Развитие новой эпохи плакатов можно отнести к периоду, когда уже значительная часть «Мира художников» вплотную занимались такой деятельностью. Очень часто газету заменял плакат.
1926) к книге «Раны Армении» X. Абовяна (тушь, акварель, 1958 Ереван, Картинная галлерея Армении). 1906), ставший сейчас одним из ведущих художников бытовой темы в журнале «Крокодил». Его первыми работами были иллюстрации к книгам Ф. Панферова и М. Горького, сделавшего ценные замечания по поводу его рисунков к «Жизни Матвея Кожемякина» (уголь, 1933 и 1936 Москва, Музей А. М. Горького). К плакату обращаются и художники иллюстраторы, графики-станковисты. Иллюстрации к «Фоме Гордееву» М. Горького были следующей значительной работой художников (черная акварель, 1948 — 1949 ГТГ). Период 50 — 60-х гг. Абстракционизм - течение изобретенное Василием Васильевичем Кандинским. Ведущее место в журналах заняла тогда бытовая карикатура.
Реклама того времени отличалась агрессивностью: «Тот не гражданин СССР, кто не Добролета акционер» и она принесла свои плоды – капитал общества за год вырос с 2 до 5 миллионов рублей. В позднейших работах — иллюстрациях к «Разгрому» А. А. Фадеева (тушь, акварель, 1949 ГТГ, ГМИИ), журнальных рисунках — окрепли мастерство композиции, свободный и точный рисунок О. Верейского. Большой активностью в этой области отмечена деятельность Ю. А. Ганфа (р. Живой клубящийся штрих все превращает в единую симфонию действия, композиция емко вбирает подробную панораму земли и рек. В этих рисунках был найден уже в основных чертах и облик главных героев повествования. К примеру, плакат А. А.
Эта же тема возникает в произведениях Касияна, посвященных Т. Г. Шевченко. была создана последняя и самая зрелая работа художника — иллюстрации к «Поединку» А. И. Куприна (темпера, цветной мел). В них равно выразительны и сюжет и портретные сатирические образы фашистских заправил.
Плакат разнообразен не только по размерам, он богат по видам, жанрам и формам. Его даже издали легко воспринимал быстро идущий человек. В творчестве Кибрика им предшествовал лист «С. И как за внешней сдержанностью его серии ощущается глубина чувств, так и за простотой манеры стоит композиционная логика листов, выразительность легкого, подвижного рисунка. Творчество Дубинского развивалось стремительно.
и позднее в плакатное искусство приходит молодежь — Н. И. Терещенко (р. В книжной графике во весь рост встала проблема «книжности» иллюстраций их активной роли в композиции издания. Еще в 30-е гг. В 30-е гг. Его карикатуры выделялись своей смелостью и политической остротой. Стоит, например, посмотреть, как важно, презрительно и злобно взирает дядя Сэм на людишек, замысловато изогнувшихся перед ним, образуя слово НАТО, чтобы ощутить наглядность выдумки и своеобразный лапидарный и резкий стиль Ефимова («Заокеанский босс в Западной Европе», 1957). До этого он был известен своими рисунками к поэме Н. А. Некрасова «Мороз Красный нос» (1934), к «Бежину лугу» И. С. Тургенева (1936) и другими иллюстрациями.
Ведущими плакатистами становятся в этот период Виктор Семенович Иванов (р. В ее портретах 30-х гг. Сейчас в этой области активны молодые художники. Они закладывали основы реализма в книжной графике. Важное место в графике этих лет заняли произведения историко-революционной темы.
люди нередко казались погруженными в мир своих грез, скованными смутной очарованностью. Зритель видит Наташу счастливой девочкой, вбежавшей в комнату со стайкой детей Наташу исполненную светлых надежд и мечтаний («В Отрадном»), видит ее в неустанном напряжении горя, внешне неподвижную, скованную лихорадочным бегом горьких мыслей, — после смерти Болконского видит и хлопотливой матерью и женой и везде иллюстратор уловил повышенную жизненную активность, яркость, одаренность ее натуры, составившие ее главное обаяние. В 30-е гг. Именно страстью, огромной внутренней убежденностью завоевывает зрителя красноармеец плаката «Ты записался добровольцем. ». Также возможно, чтобы школьники и студенты (особенно творческих специальностей) после таких выездов и на основе увиденного, сами создавали свои плакаты и устраивали свои выставки. Активнейшее развитие различных художественных течений в Украине и Европе в XX в. окончательно сформировало облик современного шрифтового художественного плаката: асимметричная композиция текста и функционализм (минимум и важность информации, ясность структуры, выражение сути текстового сообщения художественными средствами шрифта). Преемником Шере в этомискусстве стал выдающийся рисовальщик Анри де Тулуз-Лотрек (1864—1901).
Именно этот человек сформулировал основные принципы современного плаката – броскость (в первую очередь, за счет контрастных и ярких цветов), возможность восприятия изображения и текста на ходу, лаконичность и концентрацию внимания на одной главной фигуре. Показанная без тени жалости, беспощадно, аналитически, она разоблачает неблагополучие в самой сердцевине арта-моновской семьи. Довольно часто в социальной рекламе того времени встречалась тема голода.
1915), Н. Н. Жуков (р. Таковы лучшие листы этих лет — «Клещи в клещи», «Потеряла я колечко» (1943 ГТГ), «Под Орлом аукнулось — в Ри. ме откликнулось» (1943) и др. Как лозунг звучит победная надпись Дошли. Во всеоружии зрелого мастерства встретил художник дни Великой Отечественной войны. Они наделили некогда типографские формы изысканностью, элегантностью и одухотворенностью. Эта разновидность появилась благодаря развитию кинематографа.
Траурные мотивы орнамента насыщают этот цикл, усиливают его драматизм. 1899) обычно оживлены человеческим трудом.