После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Тем не менее, Спинола не оценил связей Рубенса и рассматривал его только как связника с Яном Брантом166.
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов.
Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. Ткань бросает множество разноцветных бликов на живот Силена и на кожу негритянки.
Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики.
Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. От этого брака родилось трое детей.
И тоже естественные. В 1559 году он вернулся на родину и почти сразу же женился на Марии Пейпелинкс, а в 1562 году поднялся из бюргерского сословия, будучи избран эшевеном4. Так, в сцене, где Генрих IV получает портрет Марии, два крылатых гения, олицетворяющих любовь и супружество, держат перед восхищенным королем идеализированное изображение принцессы. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года.
В 1620-е годы Рубенс работал для французского королевского дома. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен.
Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Рубенс заботился о своих авторских правах.
Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. После осады Маастрихта в июне 1632 года инфанта вновь командировала к голландцам Рубенса и 26 августа он прибыл на протестантскую ассамблею в Льеж, но вернулся уже через три дня, поскольку с испанцами категорически отказались вести переговоры205. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см.
После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Умер Рубенс 30 мая 1640. В 1621г.
Способности к языкам (он говорил на шести языках) позволили ему не только освоить культурное наследие своей эпохи, но и достичь значительных успехов на дипломатическом поприще. Также он выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Рубенс не желал прослыть в амплуа придворного портретиста, его влекли более крупные, монументальные формы творчества.
Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Речь шла о «Воздвижении креста». Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. Заблистать должна тепла идея. Прежде чем явилась жизнь самаВ темноту ведущая дорога. Плесень с гнилью не отменят свет. Из того, что искажён сюжетСледует, что зло весьма банально, Чистой, ясной, без провалов тёмных. Хоть на протяженье тысяч летПуть людской из очень уж неровных. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе. Он интересовался латинской литературой профессионально, в переписке сохранились его рассуждения о рукописных копиях неизвестных или ещё не опубликованных сочинений древних авторов.
Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Возможно, это труды Сенеки.
Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Луки. С другой стороны, Воверий, Липсий и Филипп Рубенс изображены компактно, а Питер Пауль Рубенс и Сенека— слева и справа— расположены выше группы учёных на втором плане, но вровень с головой Липсия.
За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Григория» (1606, в гренобльском музее) и три картины изображающие Богоматерь, с предстоящими ей святыми (1608, в Кьеза-Нуова, в Риме).
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Здесь, в эрмитажных залах, можно любоваться жизненной энергией образов аллегории «Союз Земли и Воды», почувствовать драматическую экспрессию сцены «Пир у Симона Фарисея», насладиться звучностью красочной палитры картины «Персей и Андромеда» и эмоциональным рубенсовским пейзажем. По словам Ч. Веджвуда, выбор первого учителя живописи— пейзажиста Тобиаса Верхахта— был в значительной степени случайностью: тот был женат на родственнице Марии Рубенс. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
Губерта, Диану на охоте и подобное. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться».
Рубенс, как и мастера эпохи Ренессанса, стремился придать фигурам полновесную материальность. Девушку приковали к скале на берегу моря. В 1610— 14 он создал знаменитые — «Водружение креста» и «Снятие с креста» (Антверпен. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.
Смерть застигла великого мастера еще в полной силе его таланта он умер в Антверпене 30 мая 1640 г. Удивительная плодовитость Р. (одних его картин насчитывается свыше 2000) показалась бы прямо невероятной, если бы не было известно, что ему помогали в работе его многочисленные ученики в большинстве случаев, Р. изготовлял лишь эскизы, по которым другие исполняли самые картины, которые он проходил своей кистью лишь напоследок, перед сдачей их заказчикам. А кисть эта создает здесь красочную гамму, которая своими переливами, воздушной прозрачностью, незаметно переходящей в самые глубокие, насыщенные тона, сливающиеся в едином полноцветном потоке, вероятно, ставит Рубенса наряду с Тицианом выше всех колористов Италии и Фландрии" (Л. Д. Искусство Рубенса – типичное выражение стиля барокко, которое приобрело в его произведениях национальные особенности. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Карлу Борромео). Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.
Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Находясь в ноябре 1603 года в Испании, Рубенс излил эти свои претензии в письме к мантуанскому посланнику Аннибале Иберти Кьеппио: «Я соглашался на поездку для писания портретов, как на предлог— впрочем, малопочтенный— для получения более значительных работ я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте.
Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Картина была подписана обоими художниками104. Женщины Рубенса являются частью природы и представляют более оптимистический взгляд на природу, нежели античный. « la petite pelisse») и эрмитажный ( 576).
По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.
Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр— см. местах), «Игру кавалеров и дам в парке» (в венской галерее), «Возчиков камней» (в Императорском Эрмитаже, 594) и проч. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет.
В 1628г. В 1598 он был принят в гильдию св. Особой его любовью пользовались геммы и монеты, причём одну античную гемму он не смог продать вместе с коллекцией герцогу Бэкингему— настолько он к ней привязался. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. К тому времени он свободно владел латинским и итальянским языками, был знаком лично и по переписке со всеми известными учёными-антиковедами31. В эту пору им были написаны: «Обращение св. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго.
Огромную часть его наследия итальянского периода составляли зарисовки и копии с античных и современных ему произведений искусства.
Кроме того, трудясь в Антверпене и Брюсселе, он создал большое количество картин религиозного, мифологического и жанрового содержания, между прочим: «Поклонение волхвов» (в антверпенском музее), «Бегство Лота» (в луврском музее, в Париже), «Христа и Грешницу» (в мюнхенской пинакотеке), «Воскрешение Лазаря» (в берлинском музее), «Вакханалию» (в Императорском Эрмитаже, 551), «Вакха» (там же, 550), «Сад любви» (в мадридском музее, в дрезденской галерее и др. В Мадриде написал многочисленные портреты испанской знати. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело.
«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. В последующее десятилетие Рубенс достиг в Европе славы, с которой из художников предыдущих эпох мог сравниться только Тициан.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Аспирантов Рубенс более не брал, а в мастерской работали только состоявшиеся художники— в том числе Я. Йорданс, К. де Вос, сыновья ван Балена— Ян и Каспар — и многие другие. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. В частности, были убраны бойницы.
Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233.
По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции Воздвижение Креста, около 1610-1611, Снятие со Креста, около 1611-1614, – обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Отсюда также — внутренняя сила и внешняя правда компоновки сюжетов.
Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября.
В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Занятиям живописью Р. стал предаваться очень рано. Этьен Фромантен, автор книги «Старые мастера», уподобил их торжественной оде — именно они снискали при жизни художника особую славу. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Союзниками Рубенса в его миссии были посланники Савойи, напротив, посланник Голландии Йоахими всячески подчёркивал, что художник Рубенс находится в английской столице по прямой своей профессиональной обязанности.
Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Был придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзага. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Его античные герои и раннехристианские мученики одеты в шёлк и бархат по современной ему моде.
Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Рубенс написал его конный портрет, хранящийся ныне в галерее Прадо в Мадриде, который выдаёт влияние Тициана («Карл V» в битве при Мюльберге 1548 Прадо). Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни.
В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». На заднем плане в окне виден пейзаж. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Так, он трижды ездил в Париж, посетил Гаагу (1626), побывал в Мадриде (1628) и Лондоне (1629). Троицу» (1604, в мантуанской библиотеке), «Крещение» (в Антверпене), «Св. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома.
Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
Человек всё время опыт копит, Пользуйся, опасность отражая, Тренировкой верной укрепляя. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)".
Брак был заключён с большой поспешностью. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. В завещании было условие, что если кто-то из сыновей желал продолжить дело своего отца или одна из дочерей выйдет замуж за художника, тогда коллекция должна была сохраняться в целости и не подлежала продаже224. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.
Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. В 1622г.
Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Никулин. Антверпенские работы 1609—1611 годов демонстрируют быструю эволюцию Рубенса в техническом отношении.
Среди них следует назвать портрет Елены Фоурмен Шубка (ок. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.
Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. По его поручению в 1603 посетил Испанию. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Только Тициан из его предшественников и Ренуар из преемников могли сравнится с ним в изображении женских форм114.
Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Императорский Эрмитаж весьма богат произведениями Р. (53 номера) кроме упомянутых выше, в этом музее хранятся следующие картины этого художника: «Изгнание Агари» (написана около 1625 г., 535), «Поклонение волхвов» ( 536), «Богоматерь с младенцем-Христом» (около 1615 г., 538), тот же сюжет (около 1615—18 гг., 1784), «Богоматерь, вручающая четки св.
В 1629г. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Отцом Изабеллы был известный гуманист Ян Брант, долгое время занимавший пост городского секретаря, последователь Юста Липсия, который также занимался изданием античных классиков.
Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер.
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. пилигримы выше – по делам – Мы живём – угодны ль небесам. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано.
Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Бавона» (для церкви св. Инициатива натолкнулась на противодействие короля Филиппа, который пошёл на затягивание всяких решений Спинола был отправлен наместником в Милан, где скончался в 1630 году179.
По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. В 1628 и 1630 Рубенс ездил в Мадрид и Лондон с дипломатическими поручениями и участвовал в заключении мирного договора между Испанией, Англией и Голландией.
Давайте присмотримся к сатирессе слева. Ещё ранее ему было поручено отправиться в Гаагу на сепаратные переговоры со штатгальтером Соединённых Провинций. Доброклонский и Н. Н. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.
В них начисто отсутствует мистика. Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение.
Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Но краски совсем другие. Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс.
В 1608 Рубенс стал придворным живописцем Изабеллы Австрийской, поселился в Антверпене и в 1609 женился на аристократке Изабелле Брант. Высшей наградой для героя Персея становится любовь спасенной им Андромеды. Только после смерти отца, в 1589, вместе с матерью вернулся на родину.
У неё естественный, жизненный изгиб спины, ветерок развевает её локон. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы».
РУБЕНС, ПИТЕР ПАУЛЬ (Rubens, Peter Paul) (1577 – 1640), фламандский художник и дипломат. В своём мифологическом начале он превосходил художников не только Возрождения, но даже самой античности, поскольку «античное искусство не знает столь открытого и столь мощного напора жизненного инстинкта, какой мы находим в произведениях Рубенса, — в созданиях классической Греции природно-органические элементы находились в обязательном равновесии с упорядочивающими факторами. Незадолго до смерти Питера Пауля Рубенса Альберт занял его место в Тайном совете в Брюсселе. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги.
ниже). Луки. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь.
3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. В июле 1718 года церковь сгорела и от живописи художника не осталось и следа, за исключением немногих предварительных эскизов и набросков. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая».
Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Рубенс добивался аналогичного эффекта посредством перекрывающих друг друга линий и лепки заключённых в них форм. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. 1635 – 1636, Лувр) и особенно несколько сияющих, ярко освещенных пейзажей, созданных в последние пять лет жизни в загородном поместье близ Мехлина.
Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».
К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. ЩИТ ПЕРСЕЯОтразить опасность вам по силам.
Даже просвечивает грунт и дополняет цветовую гамму картины. В своих произведениях Рубенсу удалось достичь того, к чему стремились три предыдущих поколения художников Фландрии: соединения фламандского реализма с классической традицией, возрожденной итальянским Ренессансом. Несмотря на то, что у него много времени отнимала работа над большими декоративными композициями и сооружениями (роспись плафона в банкетном зале во дворце Уайтхолл в Лондоне триумфальные арки в честь въезда в Антверпен инфанта Фердинанда украшение охотничьего замка Торре де ла Парада), Рубенс успевал писать также более камерные, лирические произведения.
ниже), одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.
Триптихи были традиционны для нидерландского искусства, однако Рубенс смело нарушил традицию, по которой на боковых створках изображались либо портреты заказчиков-донаторов, либо события, непосредственно связанные с сюжетом центральной части. С этого времени фламандский художник, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120.
Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. По дороге он заглянул в свою мастерскую в Антверпене и захватил с собой шурина Хендрика Бранта.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Как правило, портрет был только началом большого заказа, например, для украшения дворца или надгробия. галерея Медичи в Лувре).
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Эрцгерцогиня не хотела содержать королеву-мать в Брюсселе и прикомандировала к ней Рубенса, который встретил её в Монсе 29 июля. В это время было им исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ из коих следует назвать: «Воздвижение Креста», «Терновый венец» и «Распятие» (1602 в госпитале в Грассе), «Двенадцать апостолов», «Гераклита», «Демокрита» (1603, в мадридском музее дель Прадо), «Преображение» (1604 в музее Нанси), «Св.
Портрет не датирован, но обычно его считают данью памяти брату Филиппу, скончавшемуся 8 августа 1611 года и Юсту Липсию, умершему 23 марта 1606 года, когда братья Рубенсы были ещё в Италии. Интерес к делам французского двора и нужды коллекционирования постепенно привели Рубенса к исполнению художественно-политических заказов. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.
Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Любимов). Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153.
Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Отпевание состоялось 2 июня.
В Риме он общался почти исключительно с фламандцами, жил в нидерландском квартале, но никогда не принимал участия в буйных развлечениях и держался наособицу. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива.
Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Из многочисленных (более 20) портретов этой особы, писанных самим Р., пользуются известностью в особенности мюнхенский, венский (так назыв. Творчество Питера Пауля Рубенса Примечание.
Его коллекцию антиков Рубенс оценил в 6850 золотых флоринов и предложил оплатить их 12-ю своими картинами, поклонником которых был Карлтон. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Его учителями по живописи были Верхахт, Тобиас, Адам ван Ноорт, являвшиеся его отдалёнными родственниками и Отто ван Веен (англ. )русск., состоявший художником при дворе. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 года) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет.
Когда в 1635 г., через год после смерти правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы, король Филипп IV назначил в правители этой страны своего брата, кардинала-архиепископа толедского Фердинанда, Р. было поручено устройство художественной части празднеств по случаю торжественного въезда нового штатгальтера в Антверпен по эскизам и наброскам великого художника были сооружены и расписаны триумфальные арки и декорации, украшавшие собой городские улицы, по которым следовал кортеж принца (эти эскизы — в мюнхенской пинакотеке и в Императорском Эрмитаже, 558, 561—566). Вскоре Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен у них было пятеро детей. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55.
Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест.
Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. Затем, в 1618 г. из-под его кисти вышли «Чудесный лов рыбы» (в церкви Богоматери, в Мехельне), «Охота на львов» (в мюнхенской пинакотеке), в 1619 г. «Последнее причащение св.
Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.
В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. В 1625г. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события.
«Отличие Рубенса от любого другого художника, жившего до него, сильнее всего чувствуется в цвете. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Большим новаторством стал пейзажный жанр, в котором природа сама являлась главным персонажем после кончины Рубенса осталось 17 пейзажей.
Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Посетил Венецию, Мантую, Рим и Геную. Рубенс Питер Пауль Картины и биография Питера Пауля Рубенса Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль (1577-1640), великий фламандский художник.
За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей.
Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского.
Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.
Родился в Зигене в Вестфалии 28 июня 1577 в семье Яна Рубенса, антверпенского юриста. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. В знаменитой картине Рубенса «Персей и Андромеда» звучит одна из основных тем творчества художника – прославление благородного, способного на героизм человека, несущего людям освобождение и счастье. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.
Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб.
Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.
Испанское королевство даровало привилегию Рубенсу только в 1630 году, зато сразу на 12 лет с правом перехода авторских прав наследникам художника89.
Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.
Цвет её тела – серо голубой. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми).
Однако на свадьбе принцессы Генриетты в Париже в мае 1625 года Рубенс сумел завести знакомства при английском дворе и лично с герцогом Бэкингемом, сделавшись единственным авторитетным связным между испанскими властями и английским двором, который мог оказать давление на Голландию164. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. галерея Медичи в Лувре).
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. У него было три учителя: Т. Ферхахт, А. ван Норт и О. Вениус.
А над ним сияющая богиня славы. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Замысел и осуществление картины отличаются сочетанием новаторства и традиции: колорит явно отмечен подражанием Тициану, а тема и композиция столь же явно отсылают к нидерландским корпоративным и семейным портретам40.
М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений.
Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937 – 1946), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена. Рубенс сообщил об этом Спиноле в декабре 1627 года и уже в январе Спинола вместе с посланником доном Диего Мессиа отправился в Мадрид. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Тем не менее, военные поражения в Испанских Нидерландах и невнятная позиция Оливареса привела к тому, что восстановление отношений было невозможно. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Кроме этих значительных работ, Р. исполнил немало и других, каковы, например серия охотничьих сцен для королевского дворца дель-Прадо, в Мадриде, картины «Суд Париса» (в Лондонской национальной галерее и в мадридском музее) и «Диана на охоте» (в берлинском музее), а также целый ряд пейзажей, в том числе «Прибытие Одиссея к Феакийцам» (в галерее Питти, во Флоренции) и «Радугу» (в Императорском Эрмитаже, 595).
Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
Игнатия (ныне посвящённой св. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.
Это одна из поздних работ Рубенса. Там ее увидел Персей, пролетавший мимо с головой горгоны Медузы в руках. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента).
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.
Франциска» (в антверпенском музее), «Битва амазонок» (в мюнхенской пинакотеке) и 34 картины для антверпенской церкви иезуитов, уничтоженные в 1718 г. пожаром, за исключением трех, хранящихся ныне в венском музее в 1620 г. исполнено известное «Прободение ребра Спасителя» (le Coup de lance) и, наконец, в 1622—23 гг., по заказу французской королевы Марии Медичи, 24 картины аллегорическо-исторического содержания, прославляющие эту государыню (в луврском музее, в Париже их эскизы — в мюнхенской пинакотеке и в Императорском Эрмитаже). Первые годы жизни мальчик провел в Кёльне. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды». Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников.
Это были Никола Пейреск, Каспар Шиопиус, Пьер Дюпюи, а также некоторые другие. Для выполненных им алтарных образов характерны чувственность и эмоциональность украшая замки аристократии эпохи зарождающегося абсолютизма, он способствовал распространению стиля барокко – художественного языка не только Контрреформации, но и светской культуры этого времени. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Она реальная и настоящая.
им были исполнены две мастерские работы: «Воздвижение Креста» и «Снятие со Креста» (обе в антверпенском соборе). Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Луки214.
В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Маленькие амуры держат за уздцы крылатого коня Пегаса, быть может, самого прекрасного коня, когда-либо рожденного кистью художника.
Рубенс (Петер-Пауль Rubens) — знаменитый фламандский художник, происходил из старинной семьи антверпенских граждан его отец Ян Р., бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиной города Антверпена, за свою приверженность к реформации попал в проскрипционные списки и был вынужден бежать за границу. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону.
Вскоре во время примерки обуви сапожник повредил Рубенсу ногу и он не мог передвигаться в течение 10 дней. Прототипом, возможно, послужила копия Афродиты Книдской Праксителя в зарисовке Рубенса, сохранившейся лишь в копии118. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. Девушка переливается, как жемчужина.
В ноябре 1622 года в Антверпене вспыхнула эпидемия чумы, но Рубенс неуклонно работал над заказом. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Зависимое положение страны способствовало бурному подъему национального самосознания. Иоанна, в Мехельне) и колоссальное изображение «Страшного суда» (в мюнхенской пинакотеке). Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской.
Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию.
Во время пребывания в английской столице Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора. Несмотря на данное Р. мантуанскому герцогу обещание вернуться в Италию, он остался на родине, был назначен живописцем при дворе эрцгерцога Альберта и вскоре (1609) женился на Изабелле Брант, дочери секретаря города Антверпена. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. С начала 1620-х годов Рубенс вел активную дипломатическую деятельность.
В 1598 г. Р. был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Однако Рубенс создал столь смелое произведение, что заказчики его не приняли. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111.
И цвет его тела тоже живой.
Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49.
Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.
Лекуре, «доходило до угодничества». Рядом Силен. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»).
Эта же комната служила и личным кабинетом. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых— такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп.
Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Питер Пауль сотрудничал с семейством изготовителей клавесинов Рюккертов, создавал эскизы ковров и гобеленов для купца Свеертса145. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Выполнив миссию, в 1604—08 вернулся в Италию к мантуанскому двору. Будущий художник получил образование в школе иезуитов.
Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21.
Однако семейное благополучие закончилось в 1587 году после кончины главы от скоротечной лихорадки.
По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Бавона, в Генте), «Поклонение волхвов» (для церкви св.
Со смиреньем двигаясь к святыням. Щит Персея – яркий блеск его. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Многочисленность произведений Рубенса приводит к тому, что рубенсоведам далеко не всегда удаётся проследить историю каждого из них.
Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, что и было исполнено с блеском. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151.
Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. В 1598 году Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки, но остался у Вениуса и не стал открывать собственную студию. Войдя в свиту Винченцо Гонзага в октябре 1600 года, Рубенс вместе со двором отбыл во Флоренцию на заочное бракосочетание младшей сестры супруги герцога— Марии Медичи. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс.
В 1600 художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе). Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Геродот сообщает, что Кир, перейдя реку Аракс и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, по совету медийца Креза, устроил массагетам ловушку. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
Бог отомстил за оскорбление, наслав на Эфиопию потоп и страшное морское чудовище, пожиравшее людей. Последние десять лет жизни Р. (1630—40) были столь же производительны, как и первые периоды его деятельности. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Здесь для алтаря мантуанской церкви создал картину «Преображение» — произведение, отошедшее от ренессансных традиций.
М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». 1638 – 1640, Вена, Художественно-исторический музей), Кермесса (ок. На знаменитой картине "Охота на гиппопотама" (см. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.
Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516.
Поспешно покинув Рим, он явился на родину, но уже не застал матери в живых. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню.
Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Рубенс, прикованный к постели приступом, не смог принять участия в церемонии, но Фердинанд Австрийский лично нанёс ему визит домой. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно».
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».