Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» — сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». О развитии художественных способностей речи не шло. Он живет в эти годы в Делфте, в городе, где в это время проблемы света и цвета волновали Эмануэля де Витте и Яна Вермеера Делфтского (1632-1675). Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации.
Далеко не все из этих работ являются шедеврами. Питер де Хох не был избалован богатством и известностью. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Внимание уделяется как биографии художника и общему для страны историко-культурному фону, так и развитию индивидуальной манеры П. де Хоха и его способу трактовки художественного пространства, для чего в качестве одного из основных объектов сравнения была выбрана картина художника «Больное дитя».
Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. Де Хох с особой любовью выписал все детали интерьера: каждый кирпичик, аккуратную кладку плитки пола, деревянную балюстраду и вазон с гвоздикой. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха.
Приближенное окно имеет огромные размеры и выполняет функцию мотива «картины в картине»: маленький, замкнутый со всех сторон дворик, фигуры людей, клочок затянутого серыми облаками неба и другие детали внешнего мира объединяются в обособленный сюжетный мотив, перспективно отрытый обозрению через фрагментирующее его окно. В разные годы он жил и работал в Лейдене. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. В 1650-х годах в делфтской живописи сформировалась и достигла расцвета школа бытового жанра, ведущими представителями которой были Ян Вермеер (1632-1675) и Питер де Хох (1629-1684).
В этих словах выражена сама суть искусства Хоха — его «одушевленность». И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. Простые архитектурные членения скрыты густыми тенями. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи.
Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей. Он сочетает широкую кисть с мелким мазком, координирует свет и цвет. Но сопоставление с Питером де Хохом возможно лишь в первом варианте (когда речь идет о трактовке интерьерного пространства), тогда как в «Пряхе за работой» контрастная светотеневая моделировка и крупномасштабная проработка предметов больше соответствует стилистике караваджистов и не имеет практически ничего общего с делфтской художественной традицией второй половины XVII в. Концепция динамичного углубления пространства, отраженная в «Женщине, сидящей за прялкой», находит риторическое воспроизведение в «Женщине за вышиванием» (ок. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из совершенно не связанных друг с другом элементов.
Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Игра теней, вызванная вечерним неверным светом, проникающим через высокое узкое окно, осложнена наличием второго источника света – двери, открытой на набережную канала. Главные достоинства Вермера-художника заключаются в передаче света и воздуха. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха.
Появляются колонны, порталы, пилястры, террасы. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. В. Лазарев, говоря об интерьерах Хоха 1658-62 годов, отмечал: «Первое, что выделяет интерьеры де Хоха среда всех голландских мастеров – полное гармоническое созвучие между человеком, пространствам и светом. Он не чувствовал унижения для себя в том, что по утрам чистил костюм своего господина, а днем писал для него картины.
Рассудок его начал мутиться. и затем переехавшего в Амстердам. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные.
К середине 1670-х годов он впал в и нищету не имел средств. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику. Картина относится ко времени полного расцвета таланта художника.
Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец). Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Работу отличают цельность и ценность деталей. В 1642 – 45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. 1665 г., Детройт, Институт искусств Детройта), «Офицер и дама» (ок. В источниках их имена нередко фигурируют вместе еще и потому, что Бурх был шурином Хоха.
Художник вводит в бытовую картину мотив городского пейзажа, развитый в делфтской школе. Несчастья пошатнули здоровье художника. 2 Турецкие и персидские ковры были редки в голландских домах того времени, они упоминаются только в инвентарях знатных семейств, например, в двух описях имущества дома Бартолотти (от 1649 и 1664 гг. ), при этом говорится о настольных коврах. Достоверно известны 163 его работы, 75 из них написаны в последние четырнадцать лет.
Круг тем Хоха очень узок. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства.
К середине 1670-х годов он впал в нищету и не имел средств, чтобы платить необходимые подати. Но даже при явной зависимости от полотен Питера де Хоха и других мастеров перечисленным произведениям Хендрика ван дер Бурха свойственны большее стилистическое своеобразие и оригинальность сюжетного замысла, чем созданным позднее композициям на тему «веселых обществ». Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы.
В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. В центре изображена прикрепленная к потолку клетка с птицей. 1660 г., Вашингтон, Национальная галерея), «Материнские заботы» (ок. На картине «Хозяйка и служанка» мы видим типичную сцену из жизни почтенной бюргерши.
В картинах нет содержательной доминанты: все равноценно по значению. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением. Темы, пока еще, остается прежними, но детали претерпевают выразительные метаморфозы детали. Вермер создал несколько удивительных пейзажей. Однако во всех приведенных примерах речь идет не о «школе», а о внимании и чуткости голландских живописцев к наследию своих современников и коллег по цеху.
«Дворик» — одна из наиболее известных живописных картинхудожника. Любовь дамы подобна музыке излечивающей сердце возлюбленного. Через дверь открывается фрагмент другого интерьера, выходящего во двор. Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом. Каждый из них пришел к своему решению. Торжествует знакомый ренессансный принцип. Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника.
Он вполне мог вдохновить Бурсе на создание интерьеров с женскими фигурами. Изумляясь картинам Хоха, Фромантен говорит: «Интимно-городской» пейзаж как фон или даже основной сюжет картины – это голландская придумка. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения.
Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. Цвета у Вермера сильные, насыщенные на первый взгляд кажется, что он не смешивал краски. Далеко не все из этих работ являются шедеврами. Обе картины представляют разные варианты одного жанрового мотива — многофигурную сцену на тему солдатского быта с его неизменными атрибутами (вином и картами).
Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох. Обе рассмотренные композиции построены по пирамидальному принципу, который также был характерен для ранних картин Хоха. Он почерпнул у них новые сюжеты (музицирование, чтение и писание письма) и художественные приемы (направленное солнечное освещение интерьера, открывающийся через дверной проем вид на смежные комнаты или улицу), которые успешно применял в последующем творчестве.
Рядом стоит соломенная колыбель, возле которой остановилась собака. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе. «Интерьер с женщиной, сидящей за верджиналем» был написан сразу после приезда в Амстердам Питера де Хоха и в том же седьмом десятилетии, когда Ян Вермеер создал свой знаменитый «Урок музыки» (1662/1665 г., Лондон, Королевское собрание). Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» 8212 сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». Несчастья пошатнули здоровье художника. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка.
Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. «Хозяйка и служанка» уже полностью выражает это новое мироощущение де Хоха. Служанка с металлическим ведром в руке показывает ей только что купленную рыбу. Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х.
В картине «Военный и служанка» он не высвободился еще окончательно из плена монохромной живописи. Государственный Эрмитаж. И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки8230), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. Далеко не все из этих работ являются шедеврами.
В работах мастера нет торжества материального мира. Стал увлекаться изобразительным искусством ещё в раннем детстве. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. Рядом с кроватью расположилась собака. Как и почему она приобрела такую популярность – не вполне понятно. Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное.
Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику. Мирок этот беден, но опрятен, во всём видны следы трудолюбивых рук. Здесь же художник написал свои лучшие работы. Особую поэтичность у малых голландцев приобретает интерьер. Щедрость обстановки (блеск золоченой рамы зеркала, мерцание плит мрамора, полихромный рисунок ковра) служит усилению декоративности, а смелые эксперименты с перспективой — визуальному углублению не только пространства картины, но и того пространства, для которого предназначалось это произведение.
Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов. Работу отличают цельность и ценность деталей. О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658—60 гг. ). Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. «Хозяйка и служанка» – образец голландского жанра, в котором сконцентрированы все достоинства делфтской школы.
Хозяйка с корзиной на коленях чистит фрукты. Вторая отличительная черта художника – привлечение внимания зрителя к простым вещам, представление их в таком свете, что удивляешься не увиденной ранее в них прелести. Эжен Фромантен в очерке, посвященном трем «великим малым голландцам» Терборху, Метсю и Хоху, писал, что он непрестанно испытывает удивление, глядя на работы последнего ибо не понимает, откуда происходит волшебство его искусства, где он научился ему. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. Холст, масло. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой – своя интонация. Вермер писал тонкой кистью, густыми, но мягкими красками. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха 8212 его «одушевленность».
Питер де Хох (Pieter de Hooch) – великий голландский художник. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. Под кронами растущих на набережной канала деревьев царствует полутень. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт.
Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. Питер де Хох не был избалован богатством и известностью. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком («Чулан», 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу («Служанка с ребенком во дворике», 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери («Игра в карты», 1658, Лондон, Бекингемский дворец). Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно.
Рассеянное освещение использование светлых тонов, воплощение живописного приема «контражур», при котором источник света помещен на заднем плане, позади изображенных предметов, так же как и обращение к образам матери и ребенка, заставляют вновь провести аналогии с картинами Питера де Хоха, на этот раз — с его делфтски-ми полотнами на тему «материнских забот». Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика. Верх платья – по скромному черный. 53 x 42 см. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года.
Голландская живопись – картина Паррасия: полная иллюзия приземленной реальности. Санкт-Петербург. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам.
В этих словах выражена сама суть искусства Хоха – его «одушевленность». Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко». Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д.
Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. Ясный солнечный свет, проникающий во все закоулки, подчеркивает впечатление образцового порядка и придает сцене настроение благодушного покоя.
Первое своё обучение он прошёл в Харлеме у художника Николаса Берхема в 1645-1647 годах. Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. Работу отличают цельность и ценность деталей. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху.
В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. Да и о богатстве в более ранних произведениях Хоха речь не шла – то была лишь небольшая зажиточность. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду.
Часть из них не задерживают на себе внимания зрителей, а некоторые и к таковым относится «Дворик», чем-то завораживают. Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды. Лишь аристократия могла позволить себе такой дорогой предмет украшения интерьера. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Интерьер, созданный воображением Эманюэла де Витте, разрушает границы реального интерьера, украшением которого он выступает, плавное слияние пространств картины и действительности отвечает задачам иллюзионистической живописи известной также как «trompe Гоей» (буквально — «обман зрения»), пример которой и представляет данная картина. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой – своя интонация.
Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. Картина интересна и тем, что она запечатлела первоначальный вид недавно открытого зала. Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его.
Несколько не в меру ярких бликов повышают драматизм светотени. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции.
Подобный эффект дает удачное соединение композиции со множеством мелких деталей. Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец). Далеко не все из этих работ являются шедеврами. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции.
Переезд Питера де Хоха (вероятно, в 1663 г. ) из тихого провинциального Делфта в Амстердам – шумную столицу тогдашнего торгового и культурного мира – пагубно сказался на его искусстве. Но это мало что меняет. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением. Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко».
Барокко. Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Картину «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописи Питера де Хоха после переезда в Амстердам. Оттого так светлы и просторны голландские церкви, светлее и просторнее, чем на самом деле. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им.
Последние годы жизни Хоха сложились трагично. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». О развитии художественных способностей речи не шло. Годы создания: после 1660.
Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. Зола и стебли соломы, разбросанные по полу, передают атмосферу беспорядка. Даже в дальних полутемных помещениях пробито небольшое ярко освещенное оконце. Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец). Изображение этого зала Питером де Хохом принадлежит к числу его немногих удачных поздних произведений. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства.
Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. Он стремится связать фигуры людей в неразрывное единство с их окружением, с обжитом ими, напоенным светом и воздухом, пространством. То есть затраченным на работу временем.
Архивные источники говорят о том, что Эсайас Бурсе родился в Амстердаме в семье валлонских эмигрантов (предположительно, выходцев из Брабанта), учился, вероятно, у своего старшего брата Яна Бурсе 6, Б. 467-468. Его привлекала живопись харлемских художников – жанристы круга Франса Хальса. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса. Но в каждом жёлтом, синем или белом пятне скрываются десятки, сотни различных оттенков. Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха.
К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. О развитии художественных способностей речи не шло. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. Одушевленное и неодушевленное уравнены в правах. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом.
Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой.
Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». Неизвестно, когда в точности была написана картина. Круг тем Хоха очень узок. Пространство не растворяет в себе фигуры и они не господствуют над ним.
Из-за его преувеличенной приближенности к переднему плану снижается эффект динамики развития пространства и теряется ощущение свободы и простора, характерные для «двориков» Питера де Хоха. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность».
Персонажи полотна естественно и уютно чувствуют себя в среде голландских обывателей, они существуют в атмосфере тихой гармонии. Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации. В них Хох достиг наивысшего мастерства и они составили славу жанровой живописи Нидерландов. 1665 г., Филадельфия, Музей искусств Филадельфии), «Веселая компания за столом с женщиной и ребенком» (ок. Хоха заслуженно считают мастером интерьеров. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника.
Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Главные героини — женщины, хлопотливые хозяйки, заботливые матери и аккуратные исполнительные служанки. Методы, техника: холст, масло 53 х 42см. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». Все сияет чистотой, повсюду царит порядок, каждый камень кирпичной стены дома, ромбовидный черно-белый узор пола, перекладины дворовой ограды проработаны аккуратно и тщательно.
Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. Но эти несложные по действию картины — «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и другие полны душевной незамутненности, тишины и покоя. Художник вводит в бытовую картину мотив городского пейзажа, развитый в делфтской школе. Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты.
То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. В сущности, лучшие картины художника – лишь около тридцати полотей. Золотистые тона оттенены чистыми пятнами красного, синего, лимонно-желтого цвета. Она не может заметить нас и возникает стыдное ощущение: мы подглядываем. Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам.
Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. С каждым объемом связана своя цветовая гамма и своя система светотени. Перед ними, в тени от простенка между окон, стоит служанка. Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Еще один персонаж представлен у очага слева. Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом.
Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции.
Хоха заслуженно считают мастером интерьеров. Служанка – с очень аккуратной прической, в чищеных туфлях с длинным носком. Тогда его вдохновляли работы таких художников и его современников, как Карел Фабрициус и Николас Мас. В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха.
Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни».
Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Подобный эффект дает удачное соединение композиции со множеством мелких деталей. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь».
Одна из самых известных картин Хоха «Хозяйка и служанка» (ок. Зевксис нарисовал виноградную гроздь, на которую слетелись птицы. Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. В сущности, лучшие картины художника – лишь около тридцати полотей.
Созданный в середине 1660-х годов и известный в двух почти тождественных друг другу репликах «Интерьер с женщиной, сидящей за верджиналем» (Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген и Монреаль, Музей изобразительных искусств) стал результатом внезапно пробудившегося интереса прославленного мастера церковных видов к камерному сюжету на тему музыки, происходящему в обстановке частного дома. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. Родство с талантливым и известным мастером, близкое общение, а некоторое время и работа в одной студии помогали Бурху оттачивать свое мастерство, хотя его творческий потенциал был намного слабее, чем у Хоха. Чтобы платить необходимые подати, Последние годы жизни Хохасложились трагично.
Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. В обстановке царит благополучие и чистота. Первое упоминание о Бурхе в связи с Делфтом относится к 1642 г. 3, р. 316. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху.
Ярчайшим примером воплощения отмеченного приема служит картина «Женщина, готовящая трапезу» (1656 г., Лондон, Собрание Уоллас), композиционное построение которой основано на строгой симметрии правой и левой сторон, с изображением женщины, готовящей у очага еду и младенца, мирно спящего в колыбели. Пространство картины строится из четких объемов дворика, садика, набережной канала. Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия. Их произведения – такие мужественные, сильные и здоровые.
Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадкиhellip), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. Однако его зависимость от де ла Гранжа сохранилась.
Но де Хох далек от того и другого. Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. Картину «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописи Питера де Хоха после переезда в Амстердам.
Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. Хоха заслуженно считают мастером интерьеров. Последние годы жизни Хоха сложились трагично.
По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Рассудок его начал мутиться. Круг тем Хоха очень узок.
В картине «Хозяйка и служанка»Питера де Хоох (Pieter de Hooch, Hoogh, 1661-63, 5342, х. м., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) композиция держится на четком ритме вертикальных прямых: калитка, детали ограждения, устремившийся вверх цветок в вазоне, вертикаль дома на заднем плане, ставни, окна, дверной проем. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Несчастья пошатнули здоровье художника. Родился в 1629 году в Роттердаме. Работу отличают цельность и ценность деталей. Рассматривая эти образцы творчества Бурха, невозможно не вспомнить полотна Хоха «Сидящий солдат и стоящая рядом служанка» (1652/1655 г., частное собрание) и «Солдат, служанка и игроки в карты» (ок.
Но это мало что меняет. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции. Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы. В очаге с высоким дымоходом подвешен над огнем котел. Светотень выявляет объемы и локальный цвет предметов. В работах мастера нет торжества материального мира.
Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком («Чулан», 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу («Служанка с ребенком во дворике», 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери («Игра в карты», 1658, Лондон, Бекингемский дворец). Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Часть из них не задерживают на себе внимания зрителей, а некоторые и к таковым относится «Дворик», чем-то завораживают. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. Неизвестно, когда в точности была написана картина. Хох интуитивно выбрал из имеющихся жанров именно тот, который лучше всего соответствовал складу его дарования. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. На дальнейшее становление таланта живописца большое влияние оказали путешествия, проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже.
Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. У художника есть множество полотен подобной стилистики. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. В молодости он, подобно другим художникам середины века, работал над грубоватыми жанровыми сценками, зачастую изображающими солдат в тавернах и на конюшнях. Часть из них не задерживают на себе внимания зрителей, а некоторые и к таковым относится «Дворик», чем-то завораживают. 1660 г., Цюрих, Кунстхаус).
Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Взгляд зрителя не упирается в глухую стену.
Картина интересна и тем, что она запечатлела первоначальный вид недавно открытого зала. В сущности, лучшие картины художника — лишь около тридцати полотей. Служанка – с очень аккуратной прической, в чищеных туфлях с длинным носком. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Нидерланды (Голландия).
Так и сейчас, с улицы пришли и туда же уйдут и мальчик-нищий и офицер-кутила. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется.
Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине Хоха «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы.
В представлении большинства любителей голландской живописи Делфт связан с Яном Вермером. Картина «Уличка» (около 1658 г. ) изображает вид из окон его дома: обветшалую кирпичную постройку — приют для престарелых. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка.
Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». У самого потолка, над тарелками и мисками, украшающими каминную полку, висит пейзаж в раме. В первой половине 1650-х годов имел место скорее обратный процесс: Вермер черпал нечто новое для себя в картинах Хоха.
В своем полотне Хозяйка и служанка художник запечатлел типичную для Голландии сцену. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. И Хох решился попытать счастья в Амстердаме. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. Наличие верджиналя в картине Витте служит в определенной степени знаком материального достатка и иллюстрирует тезис о женском и семейном благочестии, о котором возвещает также картина над дверью — «dessus-de-porte» с изображением двух изогнутых пальмовых ветвей и двух золотых колец, символизирующих обручение. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка.
«Интерьер голландского дома» – картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины мастера, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. И Хох решился попытать счастья в Амстердаме. В обстановке царит благополучие и чистота. Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события.
Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику. Не случайно мастер изображает верджиналь — самый «домашний» и всегда женский инструмент, который невозможно было перенести с места на место, как лютню или гитару, услаждавшие слух в веселых компаниях. На другой стороне канала виден кирпичный фасад большого типично голландского дома.
Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. «Хозяйка и служанка» – важная веха творческой судьбы Хоха. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. Картину художника «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописиПитера де Хохапосле переезда в Амстердам. Порядок – в интерьере и в одеянии женских фигур.
Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». «Хозяйка и служанка» — важная веха творческой судьбы Хоха. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов.
Глядя на картину, видно как плетется ткань человеческого бытия. Здесь же художник написал свои лучшие работы. Справа в открытую дверь виден входящий в комнату мужчина с тростью. Кухня – коловращение бытия, перекресток жизни, не более. Здесь же художник написал свои лучшие работы.
Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером. Эжен Фромантен в очерке, посвященном трем «великим малым голландцам» Терборху, Метсю и Хоху, писал, что он непрестанно испытывает удивление, глядя на работы последнего ибо не понимает, откуда происходит волшебство его искусства, где он научился ему. «Интерьер голландского дома» 8212 картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. Склоненные фигуры отражают предельное внимание и погруженность в поглощающее их занятие. В статье представлено исследование творчества художника-жанриста «малого голландца» Питера де Хоха (1629-1684) в сравнении его с рядом художников, чьё творчество явилось контекстом становления живописца как самостоятельного мастера.
Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины мастера, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов. Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь».
Женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком («Чулан», 1658, Амстердам, Рейксмузеум), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, другая женщина задержалась в проходе на улицу («Служанка с ребенком во дворике», 1658, Лондон, Национальная галерея), светом, залитой который идет из окна и открытой двери («Игра в карты», 1658, Лондон, Бекингемский дворец) – служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, Сюжеты картин крайне просты. Прямоугольная форма верджиналя перекликается с правильными очертаниями дверного проема. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хох уехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620 – 1684). От ранних «кордегардий» с заметными чертами караваджизма в середине 1650-х годов он обращается к просторным интерьерам с изображением женщин и детей, в подражание Хоху создает две уличные сцены, проявляет интерес к эпизодам из жизни светского общества.
Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. Автор: Хох Питер де 1629-после 1684. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника.
Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. В работах мастера нет торжества материального мира. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни».
В этих словах выражена сама суть искусства Хоха – его «одушевленность». Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Жизнь голландцев протекала именно в доме. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» – сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле».
То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. Кальвинизм не дозволял изображений в церквах. Порядок – в интерьере и в одеянии женских фигур. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте.
И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. Гораздо ближе Хен- Еще больше точек соприкосновения с творчеством Питера де Хоха мы находим при обращении к двум «дворикам» Хендрика ван дер Бурха. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». «Интерьер голландского дома» — картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха.
Окно в верхней части стены позволяет рассмотреть кусочек другого помещения. Эжен Фромантен в очерке, посвященном трем «великим малым голландцам» Терборху, Метсю и Хоху, писал, что он непрестанно испытывает удивление, глядя на работы последнего ибо не понимает, откуда происходит волшебство его искусства, где он научился ему. Приблизительно в 1650 году Хох поступил на службу к богатому торговцу тканями Юстусу де ла Гранже. «Хозяйка и служанка» (около 1657) дает принципиально новое решение. Неизвестно, когда в точности была написана картина. В 164245 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. Питер де Хох родился в Роттердаме в 1629 году в семье каменщика.
Круг тем Хоха очень узок. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине Хоха «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. И если сюжетный мотив произведения Бурха, выраженный во взаимосвязи бытового жанра и городского пейзажа, восходит к полотнам Питера де Хоха, то сам принцип его воплощения (миниатюрность архитектуры использование ярких цветовых сочетаний в ее воспроизведении) позволяет провести параллели с уличными сценками Якоба Вреля и интерьерами Квирина Брекеленкама 5, 8. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события.
Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» 8212 сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера.
Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи.
Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. Чистый уютный дворик. Здесь же художник написал свои лучшие работы. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь».
написанный женский образ полон значительности, не свойственной стаффажу. С 1645 по 1647 годы он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен.
Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. Но это мало что меняет. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. «Хозяйка и служанка» – важная веха творческой судьбы Хоха.
Даже в дальних полутемных помещениях пробито небольшое ярко освещенное оконце. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия. В большой, погруженной в сумерки комнате молодая белокурая дама в белом атласном платье, сидящая у покрытого ковровой скатертью стола играет на лютне кавалер в парике и кружевном жабо поет. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» – сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле».
О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658 – 60 гг. ). Подобный эффект дает удачное соединение композиции со множеством мелких деталей. Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков.
В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером. Его привлекала живопись харлемских художников —жанристы круга Франса Хальса. «Дама с двумя кавалерами»относится к периоду творческого расцветаХоха. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене. На вторую половину 1650-х и начало 1660-х годов падает расцвет творчества де Хоха.
Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность».
В представлении большинства любителей голландской живописи Делфт связан с Яном Вермером. Художник дифференцирует два источника света (огонь очага и лампу на столе), разделяя композицию на небольшие мизансцены, связанные друг с другом не развитием сюжета, а общим интерьером. Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. Ничем не примечательные действия двух женщин окутаны мирным спокойствием, размеренностью и довольством жизни.