Картина Питера Брейгеля старшего Триумф смерти: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Вена. Вот кардинал в широкополой шляпе изображенный со спины. Человек убит или смертельно ранен, а она помогает ему поудобней умереть, улечься на землю.
Крестьянин довольствуется простой одеждой жнеца. Его фигурка – выражениенасмешки художника над пустыми и бесплодными религиозными спорами. Икар упал в море и погиб.
Охотники не пропадают, не растворяются в огромном пейзаже. Брейгель иногда умел создавать очень откровенные произведения с очень актуальным смыслом, скрытым под традиционными сюжетными мотивами. В написанной около 1562 года картине «Триумф Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте -- такое же пустынное море с гибнущими кораблями.
Вдали виднеются пастух и овцы. Отношение к нему Брейгеля неизвестно. Картина заполнена маленькими фигурками людей, похожими на кукол-марионеток.
На дальнем плане – выжженная земля, полыхают огни пожаров. Когда они проснутся от нежных звуков музыки им достаточно будет открыть рот, зевнуть -- и на столе снова появится множество всяких вкусных блюд. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушащего прохожего. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Существовали разные формы колесования.
Картина «Притча о слепых». Мимо «кактуса», целиком состоящего из золотистых булок, пробегает поросенок -- уже зажаренный, с кухонным ножом, заткнутым за пояс.
Но, в отличие от позднейших работ такого рода, Брейгель сообщает своим образам исключительную мощность и социальный пафос. Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля Мужицкого начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок -- осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Уродливый и страшный мир возникает перед глазами зрителя.
Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках. Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил. На картине изображена не более чем утопия благополучной жизни. Реальность их -- в необычайно непосредственном ощущении духа времени. Но было бы неверно видеть в серии картин «Времена года» жизнь одной природы. Где же Икар и при чем здесь его падение.
Рядом с мужчиной – женщина с фонарем. Огромная башня занимает большую часть площади картины. Это ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших художников-мудрецов в искусстве Северного Ренессанса. Граничит с иконоборчеством и другое произведение Брейгеля -- «Крестьянская свадьба» (Вена). В самом отдалении человека приготовили к колесованию.
Здесь, блуждающему во тьме человеческому разуму и приходит на помощь символ. В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. Питер Брейгель в своей картине «Калеки» создает не аллегорию, не отвлеченный философский образ мироустройства, а в жестокой манере показывает трагедию отдельных людей, как назидание всему человечеству. Все без разбора — от крестьянина до короля — становятся жертвами торжествующей смерти. Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других. Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе.
В 1568 году Питер Брейгель создал свои последние известные произведения: «Калеки» (Париж, Лувр), «Притча о слепых», «Мизантроп» (оба -- Неаполь, Музей Каподимонте), «Разоритель гнёзд», «Буря» (оба -- Вена, Музей истории искусств), «Сорока на виселице» (Дармштадт, Музей городского собрания). Достаточно вспомнить обращенность в пространство сцены картины «Сумрачный день», посвященной весне уравновешенность спокойных ритмов картин «Сенокос» и «Жатва» другую пространственность -- как бы сокращающуюся, сжимающуюся -- осеннего пейзажа и объединение всех композиционных линий вокруг тихо-оживленного городка в картине «Охотники на снегу», чтобы почувствовать, как уже самое существо композиционного строя этих картин призвано выразить состояние природы. В картине «Сорока на виселице» сплелись и последние разочарования художника и стремление возвратиться к былой гармонии и сознание невозможности такого возвращения. В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр. Питер Брейгель-старший (1563-й – год создания произведения) взял за образец римский Колизей.
Но и противники тоже не вызывают симпатии художника. поэтизация идеализация смерти, стремление убежать от объективной реальности. Кажется, что Апокалипсис уже наступил. Никто не придет им на помощь. Картина очень мрачная, может быть, самая мрачная из брейгелевских работ. На самом деле-здание неровное, стены рушатся.
Художник изображает и несколько попыток оказать сопротивление Смерти. Школяр, в белой рубахе и охряно-красных штанах, растянулся на своем подбитом мехом плаще. Работа «Охотники» показывает, как предполагается, декабрь или январь. также Суета сует). Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего.
И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества. На лицах – беспомощность и ужас.
В «Триумфе Смерти» не может не привлечь внимания еще один момент: мертвецы собрали свое судилище, свой ареопаг. Все торопятся воспользоваться погожими деньками. Тщетны старания строителей, чьи фигурки мелки по сравнению с громадным сооружением. Следующий уже запнулся за него. Попавший в неё сразу замечает жареного поросёнка, бегающего с ножом в спине, плетень из колбасы, покрытую пирогами крышу шалаша и бесчисленное множество других лакомств.
Картина Брейгеля – осуждение гордыни и высокомения. Важно отметить, что по сравнению с предыдущими картинами эта картина очень невелика по размеру. Порожденный прозрением художника, он призван выразить умопостигаемый смысл явлений.
XIX века, как декадентство, т. е. «Пляски смерти» представляли собой обычно серии сюжетов изображающих хоровод, где скелеты, судорожно подпрыгивая, увлекают в танце людей из самых разных слоев общества: императоров, кардиналов, купцов. Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть.
Здесь нет черных ряс, здесь заседают мертвецы, но эта метафора более чем прозрачна. Крестьянин достал из корзины хлеб и режет его на большие куски. Простой народ и аристократы – все равны перед смертью. Их гибель предначертана. Пейзаж, который мы видим сверху, – это долина с замерзшей рекой и деревеньки.
В этой картине действие также происходит в городе. Они кажутся то подмигивающими, то скалящимися, то улыбающимися какой-то дьявольской ухмылкой, то, наоборот, угрожающе смотрящими провалами своих глаз.
На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Притча о слепых Дурной пастырь Безумная Грета Разоритель гнезд Страна лентяев). Главные персонажи её -- представители сословий, рыцарь, солдат, крестьянин и школяр. В эпоху Брейгеля существовало иное отношение к мифу об Икаре.
Ведь все совершенно однообразны. Не спасет от неминуемой гибели в пруду. В этой картине, по сравнению с предыдущими, произошла важная перемена.
Евангелисты сходятся в том, что местом рождения Иисуса является Вифлеем. В нижнем правом углы картины кавалер играет даме на лютне, предпочитая не замечать стоящую рядом смерть, забирающую их соседку по пиршественному столу. «Триумфы смерти» – это именно картины, в которых чаще всего скелеты или смерть с косой в виде истлевшего трупа завладевает миром. Природа Питера Брейгеля и грандиозна и абсолютно близка человеку, достоверна. Их тела образуют приятную для глаз гирлянду.
Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых». У него смерть косит всех без разбора. Это разные иконографические мотивы. По существу, Брейгель берет реальный факт.
Солдат, чья латная рукавица валяется рядом в траве, облачен в кюлоты темно-красного цвета с черными поперечными полосами почти такого же цвета и подушка, на которой нежится его голова. Подобная смерть растягивалась надолго и человеческие останки потом месяцами гнили на этих колесах. В «Триумфе Смерти» не может не привлечь внимания еще один момент: мертвецы собрали свое судилище, свой ареопаг. Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. Иосиф, эта второстепенная фигура евангельской истории, в отличие от Марии, показанной анфас изображен со спины, причем так, что большая шляпа с широкими полями (необычная для жителей северных широт) абсолютно закрывает его лицо. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары. Картина «Крестьянский танец». Не следует ли нам вспомнить пословицу: Где деньги, там и сердце.
В конце февраля или в начале марта длилась веселая масленица, а затем наступал пост. Поле зрения художника заметно сузилось.
Человечек помещен в прозрачный шар, увенчанный крестом. Взгляд художника оказывается на одной оси с заходящим солнцем. Некоторый отход от принципов и идей «Крестьянского танца» можно обнаружить и в рисунке «Лето» (Гамбург), на первый взгляд близком названной картине. 114 x 163 см. Эта картина у современников Брейгеля имела второе название -- «Пляска под виселицей». Герцог Альба вошёл во главе испанских войск в Нидерланды.
Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. – воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках (Фламандские пословицы, 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея). Фигуры словно вырастают, преувеличиваются в своих масштабах и значительности. Он малозаметная деталь в замечательном пейзаже.
На стороне Масленицы Брейгель поместил две удаляющиеся фигуры. А в правом нижнем углу – компания, до которой эта волна гибели только-только докатывается.
Обычная жизнь течет как всегда. Брейгель не придумывает этот сюжет. И почему Брейгель сделал кошелек красным и придал ему форму сердца. Продолжается строительство.
Борьба феодализма и католицизма. Многим отрубают головы. Картину Слепые Брейгель написал незадолго до смерти. Кто-то катается на коньках или санках, кто-то тушит пожар на крыше, кто-то носит хворост.
Но строительству не видно конца, все выше возводятся стены. На спине у мужчины – что-то напоминающее мешок. В центр мира художник поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет.
Но в какой именно день происходит действие. Везде бурлит жизнь. Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду. Святую Екатерину Александрийскую, например, палачи распяли на двух зубчатых колесах, а потом начали их вращать.
И каждая фигура кажется остановленной -- в танце, споре или поцелуе. Брейгель используя многие иконографические мотивы, существовавшие в разрозненном виде, объединяет их в некое новое, чисто брейгелевское по пониманию сюжета, единство. Бесчисленные полчища воинов-скелетов, влекут толпы людей – кардиналов и королей, крестьян и солдат, женщин и монахов, рыцарей, любовников, пирующих – к огромному распахнутому гробу. Сама же природа предмета, ноумен, вещь в себе, непостижима. Не менее ярко проявляется символизм в картинах Брейгеля, таких, как например «Безумная Грета», «Триумф смерти», где художник осмысливает метафизическую природу бедствий, преследующих человека с рождения и до могилы. Смерть с косой уничтожает все на своем пути. Три уставших охотника со стаей гончих возвращаются с небольшими трофеями домой.
Основные черты символизма еще в I пол. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Согласно Луке, Иосиф и Мария, прежде чем последней родить, жили в Назарете. Эти детали замечательно выполнены художником и свидетельствуют о его высочайшем мастерстве. Земля бесплодна и пуста.
Но город вдруг резко обрывается и улица выводит нас прямо к реке. Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. Вифлеем был городом Давида, а Иосиф происходил из рода Давида. «Пляски смерти» представляли собой обычно серии сюжетов изображающих хоровод, где скелеты, судорожно подпрыгивая, увлекают в танце людей из самых разных слоев общества: императоров, кардиналов, купцов. Картина «Сенокос» из серии пейзажей «Времена года» художника Питера Брейгеля посвящена летним месяцам июню и июлю.
В картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Вернее, здесь есть своего рода растительность, – земля «прорастает» виселицами, шестами с колесами наверху для колесования. Высоко поднимая горизонт, расширяя таким образом угол зрения, он показывает события с далекого расстояния и тем самым достигает большей всеохватности рассказа, объединения людей в народную массу. Перед Марией – трое волхвов. Перед нами городские дома и уходящая вдаль длинная прямая улица.
Поступок Дедала вызвал гнев Миноса. И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности.
Картина Питера Брейгеля «Страна лентяев» является примером острой сатиры, направленной Брейгелем на нидерландское общество предреволюционных шестидесятых годов. Картина «Калеки», переданная в Лувр в 1892 году, относится к этим последним работам художника. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. Нидерланды (Фландрия).
В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть -- преисподнюю лишь бы насытить свою жадность -- олицетворение алчности и порока. Множество строителей – каменщиков, плотников – трудится на строительстве башни. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Безумному гордецу противопоставлена фигура пахаря. Как и многие другие работы Брейгеля, картина «Страна лентяев» тоже имеет в своей основе пословицу -- нидерл.
Geen ding is er gekker dan lu en lekker (дословно: нет ничего более глупого, чем ленивый сластёна). На первом плане группа крестьян расположилась со своей скромной трапезой. Третий вот-вот оступится. Причина страдания кроется в нереализованных желаниях человека, в непрерывном проявлении его волящего «я».
В 1567-1569 годах Питер Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» -- обе в Музее истории искусств, Вена). Пожалуй, Брейгель первым внес в эти мотивы новый эмоциональный оттенок: смерть не только косит людей, но и издевается над ними – издевается своей внешней, кажущейся милосердностью. Прозрачная сфера имеет множество символических значений, но в данном контексте, вероятно имеется в виду суетность жизни (известна фламандская пословица: Чтобы пройти сквозь мир, человек должен согнуться). Казалось бы, смысл картины ясен.
Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно. Под фигурами крупными буквами по-фламандски написано: Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах (предполагается позднейшее происхождение надписи). Горящая лампа часто связывалась с разумом, освещающим путь человека. И кажется, что нет на свете игры, которую не показал бы здесь художник. Через год после ее написания Питер Брейгель умер.
Земля бесплодна и пуста. Созданная следом за «Временами года», в 1566 году, картина «Перепись в Вифлееме» на известный библейский сюжет, означала рождение искусства, главной темой которого является жизнь народа не в ее вневременном, как бы общечеловеческом аспекте, а в общественном и конкретно-социальном плане. «Триумф Смерти» повествует о том, что смерть настигнет человека и в келье монастыря и на поле брани и на королевском троне и за трактирной стойкой. В таком случае мир по заслугам мстит лицемеру и мизантропу – За один обман – полтора.
Ну что можно «выжать», так сказать, в художественном, образном отношении из черепа. Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. Слева от них, на улице, перед гостиницей «У оленя», находится семья, которая разжигает огонь, чтобы опалить свинью. Не будь этих деталей, картину Брейгеля можно было бы счесть просто жанровой сценой.
На горизонте за пастухом (в котором можно увидеть намек на Доброго пастыря) видна ветряная мельница -- символ Фортуны.
Созданный в живописных картинах Брейгеля мир заселен людьми. Настроение радости несет произведение «Сенокос». «Триумфы смерти» – это именно картины, в которых чаще всего скелеты или смерть с косой в виде истлевшего трупа завладевает миром. Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель. Мы знаем, что этот шар обозначает мир. Безумная Грета или Веселая Магда — иронические прозвища, которые в те времена давали пушкам. Человечна природа, а не люди.
Картина «Перепись в Вифлееме» -- яркий пример того, как старые мастера часто использовали евангельские тексты, приспосабливая их к реалиям своего времени. Герб этого рода Брейгель поместил на стене дома, под крышей которого идет перепись. Особенности символизма картин Босха «Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Искушение святого Антония» заключаются в одновременном представлении зрителю совокупности всех планов бытия человеческой души, как земного, так и загробного.
Но среди этих людей нет ни одного взрослого. Косвенно они связаны с первым кризисом в развитии нидерландской революции. Солнце печет и люди сгрудились, сидят близко друг к другу, чтобы попасть в тень дерева. Они спят в мире и покое -- вокруг дерева, на буйно разросшейся траве. Их укачивает легкий ветерок сиесты. За спиной у одного из них – убитая лиса.
«Вавилонская башня» -- знаменитая картина художника Питера Брейгеля. Ну что можно «выжать», так сказать, в художественном, образном отношении из черепа. Где бы ни прятался от нее человек, каким бы ухищрениям не прибегал исход всегда один. Этот взгляд завершает путь слепцов-- жизненный путь людей. Для современного зрителя это просто еще один жутковатый момент.
В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Одни на головах, другие на повозке переносят собранный урожай. Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы. Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. Очень впечатляет картина «Вавилонская башня».
Впрочем, полный отход от прежних надежд совершился несколько позже, когда мастер создал ряд мрачных и жестоких картин («Мизантроп», 1568, Неаполь «Калеки», 1568, Лувр «Разоритель гнезд», 1568, Вена, Музей) и в том числе знаменитых «Слепых» (1568 Неаполь, музей Каподимонте). Мы чувствуем, что здесь жарко еще и потому, что стоящий в колосьях кувшин накрыли тарелкой, чтобы содержимое не слишком нагревалось. Мир спокоен и вечен. Икар явно не является главным героем картины.
Но однажды афинский герой Тесей убил чудовище, а Дедал помог Тесею бежать. Питер Брейгель очень высоко ценил картину «Сорока на виселице» и завещал ее своей жене Мейкен Кук. Однако это довольно узкое истолкование произведения. Облака скрывают ее вершину. Небеса, ад, земля, переплетаются, взаимоперетекают в фантастических причудливых видениях. Все застилает едкий дым.
Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду -- дань происхождению притчи. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Отсюда такое «упадническое», «дегенеративное» проявление символизма в клультуре II пол.
Другой тип колесования представляли своеобразные шесты с тележными колесами наверху, которые и изображает Брейгель. XIX века проявились в творчестве Эдгара По. Другой, запрокинув голову, пьет из большого кувшина. Художественно-исторический музей. А эта лампа погасла. Многим обязан символизм эстетическим теориям Р. Вагнера и Ф. Ницше. Труд его вечен, так как неразрывно связан с природой.
Ветки вербы в руках одного из персонажей указывают на вербное воскресенье. Также, основные положения символизма как направления восходят к «философии жизни» А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, видевших подлинную сущность вещей в проявлении слепой иррациональной воли. Сама земля служит им мягкой постелью. В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне. Ведь все совершенно однообразны.
Дерево, масло. В картину Битва Масленицы и Поста (1559, Вена, Музей истории искусств), где запечатлен народный праздник на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов. Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец. Человек убит или смертельно ранен, а она помогает ему поудобней умереть, улечься на землю.
У него смерть косит всех без разбора. Здесь и символическое изображение средневекового понимания «триумфа смерти», где она изображена в виде скелета на тощем коне и «пляска смерти», в которой перед неизбежным концом все равны. Солнце, его блеск и отражение в просторах моря – вот, пожалуй, главный «герой» произведения. Знаменитая картина Питера Брейгеля «Триумф смерти».
Других героев – пастуха, пахаря и рыбака – автор изобразил не по своей прихоти, а следуя Овидию: у поэта они остолбенели, увидев «проносящихся вольно по небу» Дедала (его на этой картине нет) и Икара, приняв их за «неземных богов». Но не будем торопиться.
Лица наискось пересекающих полотно нищих-слепцов нечеловечески уродливы и при этом реальны. «Страна лентяев» -- сказочная страна, страна с молочными реками и кисельными берегами, широко распространена во многих сказках стран Европы. На дальнем плане повозка с ним нагружена уже доверху. Художник изобразил полдень. О сказочной сытости, которую Питер Брейгель изобразил в 1567 году на своей картине «Страна лентяев», в то время не могло быть и речи. Вернее, здесь есть своего рода растительность, — земля «прорастает» виселицами, шестами с колесами наверху для колесования. Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш -- небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами).
Ведет эту пару маленький шут в пестрых одеждах. В их глазах светятся недоверие, непонимание, обида и постоянная гнетущая боль.
Большинство ест из глиняных мисок простоквашу. Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме. Они должны были указать именно этот город, поскольку он назван ветхозаветными пророками тем городом из которого явится Мессия. Избавиться от страданий можно только прекратив желать чего бы то ни было, достигнув атараксии (бесчувствия), что, вобщем-то, равнозначно смерти. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами.
Сохраняя всеобъемлющий характер своих панорам, Брейгель в основу каждого художественного решения кладет острое и, в конечном счете, конкретное ощущение реальности. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер). Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Перед стариком-монахом (имеющим толстый кошелек) на дороге -- три металлические колючки. Следующий за ним слепой, падает на него.
Под картиной подпись: Так как мир так обманчив, я ношу траур. А в правом нижнем углу – компания, до которой эта волна гибели только-только докатывается. Может быть, в образе монаха Брейгель показал лицемера, его показную набожность.
Оттенок некоторой идеализации и несвойственной Брейгелю мягкости имеет даже в себе привкус горького сожаления и доброй человечности -- качеств, которых не было в ясном и последовательном «Крестьянском танце». Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562 Антверпен, Музей Майер ван ден Берг). Скелеты правят бал. Возрождение.
Они сидят на туго связанных снопах. Поодаль стоят виселицы с повешенными. Снег недавно выпал: ноги охотников проваливаются и оставляют в снегу глубокие следы. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. Для современного зрителя это просто еще один жутковатый момент.
Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Вот кардинал в широкополой шляпе изображенный со спины. Поводырь уже упал в пруд. Ведь не случайно поговорка Он слишком высоко взлетел звучит осуждающе.
Безмятежный период творчества Питера Брейгеля (картины-притчи на темы фламандского фольклора) внезапно обрывается в 1561 году, когда художник создает сцены в картине «Триумф Смерти», своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха. У подножия дерева спят блаженным сном школяр, подложивший под голову чистые листы бумаги (рядом с которыми лежит и книга), крестьянин с цепом, солдат с длинным турнирным копьем. Картина очень мрачная, может быть, самая мрачная из брейгелевских работ. Биограф Брейгеля Карель ван Мандер в своей «Книге о живописцах» дал простодушно-наивное истолкование сюжета: Своей жене он отказал картину изображающую сороку, сидящую на виселице, где под сорокой он разумел сплетниц, которых обрекали на виселицу.
Это разные иконографические мотивы. Они спят, дремлют или просто отдыхают, грезят, устремив мечтательный взгляд в облака. Вдали виднеются картины гордого Вавилона. Охотники несут острые пики и ягдташи.
Во времена Брейгеля мешок намекал на эгоизм: эгоист, порицая недостатки и слабости других, слеп к своим недостаткам и вот таким образом таскает их за собой, как мешок. Существовали разные формы колесования. И хотя он старается придать своей картине строй ясный и холодный, ее цвет -- стальной, но с нежным сиреневым дрожащим отливом-- выдает ее трагическую и напряженную безысходность. Почему монах, покидая обманчивый мир, уносит с собой кошелек. 410). Тарелка с едой на постеленной прямо на земле белой скатерти приготовлена для четвертого гостя. Бросаются в глаза проявления символизма в культуре Ренессанса, особенно, нидерландского Северного Возрождения, у таких как Иероним Босх (1450-1516) и Питер Брейгель старший (1525-1569). А рядом на лугу его собирают в стога. Яркие, красочные пятна их одежд создают впечатление мелькания, быстрого движения.
Влияние живописи Брейгеля сказалось косвенно в формировании мировосприятия, отражающего буржуазное развитие общества. На переднем плане широкая дорога, по которой туда-сюда снуют крестьяне, мужчины и женщины.
На этом основании картину относят к аллегориям Перевернутого мира (см. Картина «Сорока на виселице» или «Пляска под виселицей» -- последняя картина Питера Брейгеля. Три женщины с граблями деловито направляются сгребать сено. Мораль сей картины -- бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни.
По всей видимости, Брейгелю удалось создать одну из самых своих лучших жанровых работ -- «Крестьянский танец». У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Здесь нет черных ряс, здесь заседают мертвецы, но эта метафора более чем прозрачна.
Художник создал несколько картин на этот сюжет. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Источник сюжета -- Евангелие от Матфея (15, 12-19).