К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой7.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Как мы помним из писания, это была удивительной красоты женщина. Как и каждое его произведение – этот портрет неповторим, подобно тому, как неповторима и каждая человеческая личность.
Как будто только что отзвучали слова Эсфири и наступила напряженная пауза. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.
Ее портрет был написан еще в начале их отношений. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). В нескольких десятках метров от нас в полутемном помещении, справа от светлого окна, сидит, лицом к нам, седобородый старик в тускло-красном длинном одеянии и ярко-красной круглой шапочке. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом».
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Так что это не был брак по расчету. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. На ней художник умудрился изобразить сразу двух своих любимых женщин. Картинная галерея.
Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Вот только самой борьбы мы не видим. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом.
Именно это Рембрандт видел в Саскии на тот момент. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). «Даная» – украшение коллекции Эрмитажа и самая знаменитая работа Рембрандта. Влияние искусства Рембрандта было громадным. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога.
Его костюм выделяется солнечным пятном среди черных и тёмно-красных одежд остальных персонажей. Стрелки не позируют для парадного портрета – все словно застигнуты врасплох. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Не являясь передачей какой-то сложной душевной драмы, воспроизводя лишь просто краткий момент, выхваченный из жизни, «Купальщица» Рембрандта говорит о такой остроте жизнеощущения, о таком чувстве красоты действительности, которые делают ее равной самым значительным произведениям мастера. Повреждения затронули около 30 шедевра. Судьба этого произведения Рембрандта загадочна и драматична. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Самая известная из картин Рембрандта.
Электронное периодическое издание «Э Вести» (E Vesti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций 26. 06. 2015. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна Примечание.
А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Да, он ее очень любил. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Большинство произведений в творчестве Рембрандта отражают его способность проникновения в человеческий характер.
Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище.
Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
Значение "Тайной вечери" Леонардо да Винчи в мировом искусстве определяется, во-первых, тем, что здесь впервые была полностью разрешена проблема синтеза живописи и архитектуры, сведение их в единое художественное одухотворенное целое. Флора – это символ плодородия, молодости, красоты природы. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Они темные.
Его влекло к военному делу. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества.
И подобно этому трагедия Бога стала чисто человеческой трагедией всех собравшихся здесь людей и зрителя. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта.
Еще бы. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Сюжет взят из Нового Завета. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.
В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Лучше всего об этом написал В. Пикуль в романе «Под золотым дождем» : «Саския вошла в его дом в 1633 году, когда имя Рембрандта в Голландии уже обрело весомую известность.
женщин в год. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Дела шли все хуже. Этот образ был подобран не случайно. Валаамова ослица 1626Самсон и Далила 1628Юная Саския 1633Саския ван Эйленбурх, 1634Портрет Яна Утенбогарта, 1634Флора 1633-1634 Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах.
Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам.
Один раз любовь к женщине погубила Самсона. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Рак молочной железы – самое распространённое онкологическое заболевание у женщин. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце).
Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
По нежной манере письма автор раскрыл взаимность этих чувств. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна.
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Заказов становилось все меньше. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Глубоко гуманистическое по своей сути и абсолютное в своей неповторимой художественной форме творчество Рембрандта стало одной из вершин развития человеческой цивилизации. Сейчас мы видим лежащую фигуру молодой женщины, освещенную ярким светом.
Амстердам. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. вновь заболевших. Первоначально Рембрандт написал золотой дождь в виде сверкающих капель. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Хотя изображенную столь же можно, сколь и нельзя назвать библейски историческим персонажем, она, безусловно, не из простого сословия, судя по роскошному наряду, лежащему на берегу.
Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. После смерти жены Рембрандт был сам не свой, он не знал что делать и находил утешение в рисовании.
Аллегория музыки, 1626 Рейксмузеум, АмстердамПритча о богаче, 1627 Музей Берлин-Далем Товит, подозревающий жену в воровстве, 1626, РейксмузеумЧелн Христа во время бури 1633, Музей Изабеллы Гарднер Веселое общество, 1635 Картинная галерея, ДрезденНочная стража, 1642 Рейксмузеум, Амстердам Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой.
Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. 2015-2017 Э Вести. Рембрандт был реалистом: он не боялся действительности, мог увидеть красоты в обыденном. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо.
Так, например, действие картины «Ночной дозор» на самом деле происходит днем. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Вещие слова сказаны. Он рискованно использовал красный цвет и его оттенки, но они никогда не нарушали гармонию полотна.
А тот действует привычно, легко и в отличие от своих боязливых слушателей не страшится взглянуть в лицо смерти.
175, 5 x 210, 5 см. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Но для нас важно другое. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.
Интересен и еще один факт. Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. В 1669 году, 4 октября он сам покинул этот мир, но навсегда оставил след в сердцах людей, любящих его. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
Рембрандт гордо и радостно смеялся. Её фигура также была переписана. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Это все термины самого Леонардо.
Наибольшая глубина страдания воплощена в образе упавшей без чувств Богоматери c ее худым изможденным лицом труженицы. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Смерть Рембрандта была очень печальной. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Господня».
Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Освободившись, умерла через год. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин.
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. В писании сказано: «Он боролся с Ангелом – и превозмог плакал и умолял Его». Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Лицо ангела не выражает агрессии, скорее вызов и снисхождение. Здесь видны особенности обоих стилей. Это также второе по частоте после рака лёгких онкологическое заболевание в популяции в целом (считая и мужское население). Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста8.
Популярность автора начинает падать. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Манера письма автора тоже заметно меняется, также как и подбор фона. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. В центре площади находится памятник Рембрандту. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Она подала в суд на Рембрандта, считая, что он нарушил брачный договор, но она проиграла спор и была направлена в исправительный дом, в котором провела целых 5 лет. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус.
Если уж Зевс выбрал Данаю, то ему никто не помешает в его любовной интрижке. Тематика его офортов очень широка. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Дела Рембрандта шли плохо.
Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Рембрандт же дружил с её старшим кузеном — Хендриком ван Эйленбургом, талантливым и успешным купцом-антикваром и, выражаясь современным языком, ведущим амстердамским арт-дилером. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности.
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Мастер поместил их фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына).
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Писал он всегда по темному грунту, от этого некоторые картины со временем потемнели.
Стол накрыт. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил.
Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. В 1632 г. Рембрандт навсегда переехал в Амстердам. Коротко остриженные волосы на голове блудного сына и потрепанная одежда говорят сами за себя, а воротник хранит намек на былую роскошь. Композиция картины по-шекспировски динамична. Отец прижимает сына к груди, прощая его.
Будучи в Амстердаме вы также сможете увидеть в Рейкмюсеум картину «Ночной дозор». Для раннего периода его творчества ещё не характерны образы такой глубины и силы. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Ни один художник не изучал себя столь пытливо на протяжении всей своей жизни, размышляя о старости, накопленном опыте, успехах и неудачах. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Последняя работа менее контрастна. Обнаженный по пояс Самсон только что упал навзничь из глубины сцены направо, головою к зрителю. Новых заказов почти не появляется. Моральная подавленность и овладевшая Рембрантом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии.
Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Почти символическим торжеством сияет фигура царицы Эсфири. я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим прими меня в число наемников твоих.
Молодая Хенрикье на нем выглядит счастливой. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Аман еще сидит за пиршественным столом, но он уже одинок. Нидерланды (Голландия). С трудом различая предметы – справа от нас высокую винтовую лестницу, ведущую на второй этаж квадратные каменные плиты пола на первом плане очаг на полу, в нижнем правом углу, разжигаемый нагнувшейся старой служанкой, – с усилием как бы раздвигая напирающую отовсюду тьму, зритель чувствует себя участником воссоздания художником этого средневекового интерьера.
В США на протяжении жизни раком молочной железы заболевает каждая восьмая женщина. Апостол принимает его с заметным усилием, но так бережно, так осторожно, что мы понимаем – трагедия Христа стала его личной трагедией. Местная гильдия хирургов сразу же предложила ему выгодный заказ: изобразить своих членов на анатомической лекции выдающегося голландского врача Николаса Питерса – доктора Тулпа ("тулп" – "тюльпан" по-нидерландски – был изображён на фасаде его дома). Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Холст, масло.
Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов.
В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Впрочем, темные тональные пятна изобилуют и в верхнем правом и в нижнем левом углах офорта, что камуфлирует главный светотеневой замысел художника. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения. Еще одна интересная работа Рембрандта на библейскую тему называется «Борьба Иакова с ангелом». Царь еще неподвижен, но уже напряглась рука, сжимающая жезл – знак царской власти и воли. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
В общей структуре заболеваемости женского населения новообразования молочных желёз составляют 30. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.
Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. При этом площадь, занимаемая ярко освещенным окном слева наверху, явно доминирует над слабой вспышкой очага внизу справа.
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев.
Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму.
По-видимому, он стоит на пороге смерти. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа.
В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Он был в моде. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.
В Лувре тоже есть полотна Рембрандта – «Портрет Хенрикье» 1652 года и «Вирсавия в купальне». Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. В темнице его волосы отросли. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Ангел на полотне прописан восхитительно – лицо, развевающиеся волосы, парящие крылья. По-видимому, уже не суждено узнать, ускорила ли его конец смерть Титуса в сентябре 1668 года.
Картина — один из шедевров позднего рембрандтовского периода, для которого характерны красные и золотисто-коричневые тона. В чертах её лица есть сходство с Саскией.
Барокко. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Пусть купцы и доктора дожидаются заказанных ими больших групповых портретов, – его любовь прежде всего. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Заболеваемость неуклонно растёт и ежегодно в мире выявляют не менее 1 млн.
Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. В странах Евросоюза заболеваемость составляет 95 – 105, а смертность 30 – 40 случаев на 100 тыс.
Картина "Возвращение блудного сына" (1668-1669 гг. ) завершаст творческий путь Рембрандта. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Не довольствуясь изображением этой евангельской сцены как реального события, Леонардо впервые истолковал ее как разоблачение и осуждение предательства. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара».
Вспомним хотя бы полотно «Жертвоприношение Авраама», которое хранится в Эрмитаже. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Поддерживаемое стариком поникшее тело Христа — воплощение измученной человеческой плоти — вызывает прежде всего чувство глубокого сострадания. Саския – с ударением на первом слоге. К вечеру в четверг, когда сгущавшийся сумрак мог избавить от наблюдения вездесущих доносчиков, Спаситель с двенадцатью учениками незамеченным вошел в Иерусалим.
Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. С ним беседует низенький лейтенант в жёлтом колете. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.
В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Обрисовка обстановки сведена к минимуму.
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Он освещает передние планы со стороны дальних – главный световой поток несется из глубины, словно струясь от ослепительного диска наверху слева, на недалекую от нас опушку – своего рода предметную площадку, расположенную внизу в центре и справа.
Она отдалась ему и зачала. Автопортрет. 1661. Рембрандт изобразил героев легенды, столкнувшихся в острой психологической ситуации. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Но чтобы насладиться созерцанием знаменитых шедевров Рембрандта далеко ездить не нужно. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Пышная красно-золотая декорация своим блеском напоминает дворец в стиле барокко, хотя в действительности изображен иерусалимский храм. Я обвиняю. » (2008)12. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Один из них, погрудный, в собрании Ротермира в Лондоне задуман в прозаическом буржуазном духе, в опрятной одежде с крахмальным воротником и широкополой шляпой. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии. Колорит его картин всегда оставался в землянистых оттенках. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Эта картина является первым крупным заказом, полученным Рембрандтом после его переезда в Амстердам.
Рембрандт оживил композицию изменив традиции: один чиновник встает со своего места, как бы подавая знак, что заседание окончено. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Это было выявлено только после тщательного рентгеновского исследования. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор».
На картине Вирсавия изображена печальной, в руке ее письмо. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Среди тех, что толпятся в глубине, у выхода справа, сразу бросается в глаза ярко освещенный высокий и плотный человек в рабочей одежде и поварском колпаке, широко и нелепо раскинувший руки с растопыренными пальцами, который сейчас упадет навзничь, вглубь пространства офорта. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству.
После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. О том, что это именно Хендрикье, говорит как ее сходство с героинями других полотен Рембрандта — в частности, с «Вирсавией», так и дата создания картины — 1657 год: именно в этом году подруга художника родила ему дочь Корнелию. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Об этом косвенно свидетельствуют изменения левой молочной железы и подмышечной области.
Также мы знаем, что ангел являлся во сне, вот таким образом Иаков изображен в полудреме. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Люди застыли в разнообразных позах, еще не лишенных театральности, но окрашенных внутренним беспокойством, любопытством, недоверием, удивлением, ужасом. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. Вообще-то к моменту их встречи она по факту являлась вовсе не избалованной младшей дочкой бургомистра, а вот уже несколько лет — круглой сиротой. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля.
Для многих до сих пор жутко смотреть на его работу «Урок анатомии». Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Он не боялся ни старости, ни смерти. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста.
Казалось и конца не будет семейному счастью, но все дети умирали в младенчестве. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
На самом деле многие авторитеты отказались признать авторство Рембрандта их сомнения подтвердились изысканиями в рамках Программы исследования творчества Рембрандта, которая финансировалась правительством Нидерландов. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Саския несла в своем теле неизлечимую болезнь и в 1642 году она родила Рембрандту последнего сына – Титуса. Она хранится в Берлинской галерее.
Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Они действительно горячо и страстно любили друг друга. В Амстердаме есть Дом-музей Рембрандта, где выставлены офорты и рисунки художника, а также картины учителей и учеников великого мастера. Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе.
Однако, несмотря на сутолоку, движения капитана Кока спокойны и властны. Насчет смелых мазков чистым цветом, он действительно не боялся их использовать, особенно, если хотел сделать акцент на чем-то. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости.
Типичной для Рембрандта является и передача освещения. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
В 1635 – 1640 –х гг. Пир Валтасара 1635Похищение Ганимеда 1635Ослепление Самсона 1636Жертвоприношение Авраама, 1635Даная 1636 Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы.
Борьба тут подразумевается совсем иная. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
Основная претензия к Рембрандту заключалась в том, что он давно не посещает службу в реформатской церкви. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Многие эксперты полагают, что эта картина – величайшее из всех творений Рембрандта.
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Здесь же вы сможете увидеть картину «Флора» – портрет беременной Саскии. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Сюжет картины «Ассур, Аман и Эсфирь» заимствован из главы библии, названной по имени ее героини «Эсфирь». Здесь большую роль играет пейзаж.
Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. 1669 год. Её дергали повестками еще и еще. Изломанная фигура Христа залита ярким светом, Богоматерь лишилась чувств, на земле разложены роскошные пелены, в которых Он будет лежать, пока не воскреснет. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Краска немедленно начала пузыриться. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Рембрандт сам, по-видимому, осознавал превосходство этой небольшой вещи, поставив на ней свою дату и подпись, чего он не сделал бы на простом этюде. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили.
Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. По предположению, на обоих полотнах изображена одна и та же женщина.
Женщины на картинах Рембрандта выглядят роскошно и пышно, как на картинах Питера Пауля Рубенса. Самым ярким воплощением эстетических взглядов художника стала картина «Даная» (1636-1647), в которой он вступает, как бы, в полемику с большими мастерами Возрождения: саму обнажённую фигуру Данаи, абсолютно далекую от принятых идеалов, он написал с ярко реалистической непосредственностью, а идеальной, чувственно-телесной красоте образов известных итальянских мастеров противопоставил красоту теплоты человеческого чувства и духовности. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. В ней художник говорит о всепрощающей любви и силе раскаяния. Зато все требования заказчиков были выполнены. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).
Благодаря композиционному построению картины и распределению света он уже как бы отключен от двух других «персонажей». На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Рискуя жизнью, Эсфирь хочет спасти свой народ. Рембрандт стал его последним протеже. Но их усилия оказались тщетными. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Иуда изображен повернувшимся к Христу в профиль с выражением лживой преданности и тайного страха на грубом, хищном лице третьим слева от Христа, то есть четвертым от левого края фрески.
В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Сын повёрнут к нам спиной. Это и золотой дождь, который исчез с картины были обнаружены при рентгеноскопии.
Фон черноват паркет – серый. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Связующим элементом тут, конечно, является смерть и если этот автопортрет — шутка, то она исполнена черного юмора.
Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Различные эпизоды, взятые из нее изображались многими художниками XVII века.
Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца.
Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Она с робостью смотрит на своего кумира.
История Сусанны восходит к апокрифам, своду библейских писаний, подлинность которых давно подвергается сомнению. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом.
Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Это уже настоящее признание. Фредерик Рил на коне, 1663Портрет старухи 1654Заговор батавов 1662Портрет Иеремии Деккера, 1667Возвращение блудного сына, 1669 Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
Годы спустя в этом же образе он пишет уже другую свою возлюбленную – Хенрикье Стоффелс. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден). Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Мы не знаем, что выражает его лицо. Встал и пошел к отцу своему.
Добившись любви патрицианки, художник окружал ее небывалой роскошью. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного.
По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Но это не потому, что Рембрандту не удалось этого сделать.
В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Вторая работа сделана по библейскому сюжету, с которыми нередко работал художник. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8.
В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии».
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. «Женщина, купающаяся в ручье» – это подлинная жемчужина всего собрания Лондонской Национальной галереи и лучшая из восемнадцати хранящихся в ней произведений Рембрандта. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта.
Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Но если Саския выглядит кротко и мило в образе Флоры, то Хенрикье величаво и роскошно. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход.
Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм.
Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Краски лежат на холсте густыми мазками. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Облаченный в черный бархат и дорогие меха молодой модный художник уверенно смотрит на зрителя. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек.
Здесь упор, похоже, делается на успехе. И Рембрандт ван Рейн, плоть от плоти и кровь от крови своего народа, писал эту картину как изображение общего, всех равняющего, глубокого горя. Уверенно, с легкой иронией смотрит он поверх голов господ хирургов.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»).
Про Якоба до нас дошло очень мало информации, по этому и историки и искусствоведы не могут точно сказать о влиянии Сваненберха на творческой манеры Рембрандта. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». B 1642 г. Рембрандт овдовел. Эрмитаж имеет, пожалуй, лучшую коллекцию работ художника. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Слуга, стоящий в глубине картины, очевидно, ценит себя не меньше, чем блестящий лектор. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв.
Рембрандт ван Рейн Картины и биография Рембрандта ван Рейна Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. У родителей Саскии было восьмеро детей и по крайней мере, три её родных сестры к моменту встречи с Рембрандтом не только были в здравии, но и удачно вышли замуж, так что могли с удовольствием приютить младшенькую, такую исполнительную и кроткую. В 1966 г. картину исследовали с помощью рентгеновских лучей в лаборатории Эрмитажа и эти сомнения разрешились.
В коллекции Эрмитажа есть два портрета, подтверждающих это – «Портрет пожилой женщины» и «Старик в красном». По-видимому, это эскизная работа. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче.
И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. В Национальную галерею картина поступила одной из ранних в 1831 году.
Возможно он глубже ознакомился с библейским сюжетом. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Беззаботное время художника длилось недолго. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Это ступени одного и того же скорбного пути. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
На холсте появились посторонние лица. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Кто они — неизвестно. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание.
А что же случилось с Гертье Диркс. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе.
Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Именно из-за поздней тематики картин и темного колорита он стал терять популярность. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Написана она была в последние годы жизни мастера.
Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Увлекательная фабула этой главы сделала ее особенно популярной. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Когда Рембрандту исполнилось 18 лет, вместе с другом Ливенсом художник открыл собственную мастерскую.
Ластмановское пристрастие к пестроте и детальность в исполнении6 оказало огромное влияние на молодого художника. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна.
Кассель. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Красивая, несколько округленная голова с кротким и серьезным выражением красивые глаза с ясным взглядом темные волосы, зачесанные на прямой пробор, завитые локонами и касающиеся плеч.
Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность.
Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Вирсавия 1654Портрет Яна Сикса 1654Обвинение Иосифа 1655Хендрикье, входящая в реку, 1654Благословление Иакова 16 Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Рембрандт словно не желает искусственно облагораживать эту нынешнюю сторону своего бытия: это просто постель, просто соитие и никаких сантиментов. Реставрация картины длилась 12 лет. Картина написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Она отдалась ему и зачала. Дом-музей Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства7.
На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая.
Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал.
Она приподняла руку, как бы дотронуться к этому сиянию. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Она же, уверенная в своей власти, не страшилась роли жены и любовницы одновременно и две человеческие воли, каждая принося свою жертву, загорелись общим восторгом. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415.
Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
Рембрандт эту картину, основываясь на лекции, которую читал в январе 1632 года д-р Николас Тюльп. К ним приблизился незнакомец, пошел с ними, всю дорогу изъяснял Писание и разделил с ними трапезу в доме, куда они пришли.