Картина Пабло Пикассо Купальщицы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Купальщицы Пикассо представляют целую серию картин, созданных в «Африканский период». Произведения П. Пикассо, в том числе его картина Купальщица, стали началом новой эры, сформировав по сути новые тенденции в живописи.
Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к Метаморфозам Овидия (1930) и Аристофану (1934) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Его купальщицы, словно наяды, приближаются к мифологическим сюжетам, к которым уже обращался Пабло ранее, как, например, в картине Играющие на флейте Пана (Насилие), где мощный кентавр дерзко похищает очаровательную обнаженную женщину. Семья обосновалась в двухэтажной квартире на улице Боэси. Об этом нам указывает и цветовая палитра картины. Пикассо создал более чем 20 тысяч работ.
В соединении воды и кожи женщины он видел особую, таинственную красоту, что заставляло его продолжать творить – «Купальщицы, наблюдающие за самолетом», «Три купальщицы», «Купальщица, открывающая кабинку» и так далее. Оккупация не ослабила деятельности Пикассо: портреты, скульптуры (Человек с агнцем), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи (Натюрморт с бычьим черепом, 1942, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия). Даже сам Пикассо говорил ей: Ты выдумала себе религию. По Делакруа» (1955) «Менины. Работы синтетического периода: Натюрморт с плетеным стулом (1911-1912), Бутылка перно (столик в кафе) (1912) Скрипка м гитара (1913).
В акварели и гуаши Пикассо большую роль играет цвет. Он переходил от холодного пессимистического настроения к более тёплому оптимистическому. Когда Пикассо умер, Жаклин запретила его детям Клоду и Паломе присутствовать на похоронах, говорят, она всю жизнь ревновала Пикассо к их матери – Франсуазе Жило (Francoise Gilot). Эрмитаж). Сознательная деформация натуры (Авиньонские девицы, 1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк) приводит Пикассо (вместе с Ж. Браком) к созданию кубизма (Дама с веером, 1909, портрет А. Воллара, 1910, – оба в ГМИИ).
Но великий мастер не довольствуется достигнутым. музей современного искусства, Центр Помпиду). Все равно это лучше, чем предаваться грустным воспоминаниям о Еве. По Веласкесу (1957) Завтрак на траве.
Так рисовал Остап Бендер на пароходе в знаменитой романе «Двенадцать стульев». Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выражал прямо, но придавал своим картинам тревожную тональность и мрачность.
Уже в ранние годы он пробовал свои силы в офорте. В 1906 году Пикассо работал над портретом Гертруды Стайн. Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа, женитьба Пикассо на буржуазной Ольге Хохловой, успех художника в обществе – все это отчасти объясняет этот возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты (Мандолина и гитара, 1924, НьюЙорк, музей Соломона Гуггенхейма).
Пикассо связал себя узами брака с Жаклин лишь в 1961 году. На подготовку к экзамену, обычно занимавшую у студентов месяц, у Пикассо ушла неделя. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921). Ей удалось внушить мужу, что его дети только и ждут его смерти, чтобы получить наследство.
Хохлова, 1917, Музей Пикассо, Париж). Скандальная картина, название которой дал поэт А. Сальмон, была первым шагом живописи на пути к кубизму, а многие искусствоведы считают ее отправной точкой современного искусства. Впрочем, это не отбило у него вкуса к удовольствиям.
Большие и цельные объёмы распадаются на множество мелких. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к Метаморфозам Овидия (1930) и Аристофану (1934) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения.
Осенью 1947 Пикассо начинает работать на фабрике Мадура в Валлорисе увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных (Кентавр, 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Первый листок (4R) содержит только дату 8 Fevrero (8 февраля), что позволяет очень точно обозначь точку отсчета в создании Купания". Но разрушение Герники, запечатленное художником, – это не только трагическое выражение отчаяния перед лицом кровавых преступлений фашизма, но и жгучий протест против бесчеловечности современного капиталистического общества. Угрюмость неподвижного, тяжеловесного атлета словно озарена её милой, шаловливой улыбкой.
Жорж Брак, друг и художник, высказался о ней так: «Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином». Пикассо совершает поворот к резкой, разрушительной деформации реальных форм действительности. Гертруда долго смотрела на картину, после чего заявила высокой и дебелой Фернанде: «Ты не можешь быть «моей красавицей». Он опять продолжает усиленно работать. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения (Портрет художника, в подражание Эль Греко, 1950, частное собрание) и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассо был страстным поклонником популярного на юге Франции боя быков), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968). Картина становится похожей как-бы на мозаику, но только это происходит на картине.
Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»). Он создает своих излюбленных персонажей – кентавров, фавнов, быков, голубей, женщин, делает антропоморфные кувшины. Там художник и скончался в 1973 году, однако завещал похоронить себя в Вовенарге. Одним из первых художников он обличает фашистов, участвует в освободительной борьбе своей родины – молодой испанской республики (Мечты и ложь генерала Франко) Его огромное панно Герника (28 кв. м. ) – протест против разрушения маленького города басков, уничтоженного за одну ночь фашистской авиацией. Пикассо был очарован.
Однако же, ничего не продавал. Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). Еще позднее Пикассо пробовал свои силы в области литографии. В 1925 начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Тема быков возникает в творчестве Пикассо, вероятно, во время его двух поездок в Испанию в 1933 и 1934, причем облекаются они в достаточно литературные формы: образ Минотавра, который то и дело возникает в красивой серии гравюр исполненных в 1935 (Минотавромахия). Но особенно сильны в этот период отказ от декоративного пыла и поиски новых выразительных средств.
Присущие раннему эклектичному творчеству Пикассо мягкий колорит, правильные пропорции и пространственная перспектива, эмоциональная окрашенность и психологическая характеристика персонажей (это преимущественно простые люди: рабочие, странствующие актеры, нищие, калеки и т. Пикассо) сменяются вариациями на тему человека, лишенного конкретных социальных, психологических и прочих характеристик: абстрактные статичные положения и позы, резкие, нарочитые цветовые сочетания, «неумелые» контуры фигур, асимметрия, ломаные линии, увеличенные, грубо заштрихованные детали, утрированно свободное обращение с пространственной перспективой и пропорциями. В 1925 начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. При этих обстоятельствах в начале 1902 года он начал делать работы в стиле, впоследствии названном «голубым периодом». Начинают преобладать натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином и т. п. — атрибуты, присущие образу жизни художественной богемы начала века. Точность и отчетливость – характерная особенность графики Пикассо. Замок напоминает капсулу времени – после смерти Пикассо он был заброшен Жаклин и Кэтрин (Catherine Hutin), ее дочерью и оставлен на попечитетелей. Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или так как простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932).
После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса Саго (весна 1909, Гамбург, Кунстхалле), он уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки (Фабрика в Хорта де Эбро, лето 1909, Санкт-Петербург, Гос. Пикассо она напоминала алжирку с картины Делакруа «Алжирские женщины». Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. С того дня художник возненавидел Ольгу. Художественная атмосфера Барселоны, в которой преобладала неординарная личность архитектора Гауди (мастерская Пикассо находилась перед домом, построенным Гауди), была весьма подвержена внешним воздействиям: Ар Нуво искусства Бердсли, Мунка и северного экспрессионизма в целом и в гораздо меньшей степени – импрессионизма и французской живописи, за исключением Стейнлена и Тулуз-Лотрека, влияние которых вскоре проявилось и в творчестве Пикассо (Танцовщица, 1901, Барселона, музей Пикассо).
В Валлорисе же Пикассо занялся керамикой. Идея подарить Франсуазе зеленые волосы принадлежала Матиссу. В конце концов наступает третий период кубизма – время синтетического кубизма. Эта картина поставила рекорд стоимости на аукционе «Сотбис» в 2004 году и была продана за сумму в 104, 168 млн Пикассо оказался первым художником, чьи картины перевалили сумму в 1 млн. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря.
Идея картины навеяна Купальщицами" Сезанна и входит в цикл работ изображающих обнаженных женщин под открытым небом: Три обнаженных женщины", Купальщицы в лесу" и Дружба" (ГЭ). А. С. Пушкина Семейство комедиантов, Вашингтон, Национальная галерея). В годы второй мировой войны Пикассо живет во Франции, где сближается с коммунистами-участниками Сопротивления (в 1944 Пикассо даже вступает во Французскую компартию).
Пикассо уделил особое внимание превращению форм в геометрические блоки («Фабрика в Хорта де Эбро», 1909), увеличивает и ломает объёмы («Портрет Фернанды Оливье», 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910). Можете забрать на память».
Прошлое Фернанды было темным – говорили, что она сбежала из дома в шестнадцать лет с каким-то скульптором, который потом сошел с ума. Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Некоторые исследователи связывают мотив «Купальщиц» с романом Флобера «Мучения святого Антония». С этого же времени во всей полноте начинает выявляться общественная позиция Пикассо. Пикассо нарисовал её в Париже в 1905 году.
По Мане» (1960). В годы второй мировой войны 1939-45 Пикассо остаётся в оккупированной немецко-фашистскими войсками Франции и принимает участие в Движении Сопротивления, вступает в ряды Французской коммунистической партии. В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал.
Голубь изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже (1949), – наиболее действенное проявление политических убеждений художника. На лице прежде и разительнее всего меняется способ изображения носа. Разлучницей оказалась Ева Гуэль по прозвищу Куколка, подруга одного польского художника.
Ольге хотелось одного – тихого семейного уюта. «Я очень люблю ключи, – говорил Пикассо на старости лет, – очень важно их иметь».
Голубь изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже (1949), оказался, вероятно, наиболее действенным проявлением политических убеждений художника. Они по несколько раз за неделю проверяли его документы, но поскольку хоть как-нибудь отнести Пикассо к еврейскому народу было невозможно, под прицел попали картины. Такое было непростое время. Никто из критиков не смог дать удовлетворительного объяснения этим странным, дерзким композициям, даже если это были действительно превосходные картины (Менины, 17 августа 1957, Барселона, музей Пикассо). Считается, что в это время Пикассо еще не был знаком с африканской скульптурой.
Форма, которую теперь создает художник, не есть средство «остановить мгновенье», она становится самостоятельной структурой, существующей по своим законам. Фернанда не возражала.
Одной из самых удачных картин этого периода считается «Портрет Ольги в кресле» (1917). На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931). Для Жаклин он был божеством, она называла его «монсеньор» – как епископа. Офорт – это вид гравюры. Как отмечают историки искусства, Пикассо посвятил Жаклин больше картин, чем любой другой из своих возлюбленных.
музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж), Бойня (1944-1945, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и скульптуру Человек с агнцем (1944), которая была установлена впоследствии перед старинным романским собором на торговой площади города Валлорис на юге Франции. Позднее Пикассо показал виртуозное владение техникой офорта. В 1958 году уже признанный и прославленный художник создает для здания ЮНЕСКО в Париже монументальную композицию Падение Икара. Однако Пикассо не делал вид.
Довершали наряд испанские сандалии с веревочными подошвами – жильцы «Бато-Лавуар» стремились одеться почуднее. В 1930-1934 именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса (Лежащая женщина, 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма (Мужчина с букетом, 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создает их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса – Конструкция, 1931). Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1921 (Три музыканта, 1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Тема быков возникла в творчестве Пикассо, вероятно, во время его двух поездок в Испанию в 1933 и 1934, причем облекаются они в достаточно литературные формы: образ Минотавра, который то и дело возникает в красивой серии гравюр исполненных в 1935 году (Минотавромахия).
И оставил работу над портретом». Именно так Пикассо не рисовал больше никого. Пабло прожил вместе с ней всего три года.
Возращение к предметной живописи. Отец художника, Хосе Руис Бласко (Пикассо – это фамилия матери художника), был живописцем средней руки и преподавал в художественной школе в Малаге, затем в лицее в Ла Корунье, куда он переехал со своей семьей в 1891 и, наконец, в Художественной школе в Барселоне, где в сентябре 1895 к нему присоединился Пабло.
Рядом с этим имеются рисунки композиционные, вспомогательные к картинам. Как-то ночью сосед Пабло, немецкий художник, покончил с собой, не выдержав наркотической ломки.
Большое место в его наследии занимают женские портреты. В феврале 1908 Пикассо вел небольшой этюдный альбом (Carnet 14. Для работы Пикассо отправился в Рим и там влюбился в балерину Ольгу Хохлову.
Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и не равны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). Некоторые из них (Коза, 1950 Обезьяна с малышом, 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. После произведений голубого периода (названного так из-за преобладающего голубого цвета), на которых изображены изможденные от работы и голода люди (Гладильщица, 1904, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Скудная трапеза, офорт, 1904), картины розового периода представляют мир циркачей и бродяг (Семья акробатов с обезьяной, 1905, Гетеборг, музей Девочка на шаре, Москва, Музей изобразительных искусств им. Вот Мария-Тереза открывает своим ключом домик художника (ключ всегда прописывался достаточно четко) играет с мячом на пляже, забавляется с друзьями. В большинстве они представляют первые наброски фигур Купания". Пикассо создал более чем 20 тысяч работ.
Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве. Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет главную тему Герники, самого знаменитого его произведения, которое он пишет через несколько недель после разрушения немецкой авиацией маленького басского городка и которое знаменует начало его политической деятельности (Мадрид, Прадо до 1981 картина находилась в Нью-Йорке, в Музее современного искусства). Эрмитаж), увеличивает и ломает объемы (Портрет Фернанда Оливье, 1909, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины (Портрет Канвейлера, 1910, Художественный институт). Первые значительные произведения Пикассо создал уже в начале 1900-х гг. Они пробовали изобразить один и тот же предмет с разных сторон одновременно. В 1950 Пикассо был избран во Всемирный Совет Мира.
Он приобрел для нее замок Буажелу и там она стала его единственной моделью и героиней нескольких его известных работ, например Зеркало (1932, частное собрание), Девушка перед зеркалом, (1932, Музей современного искусства, Нью-Йорк) с нее также сделана скульптура Женщина с вазой (теперь эта скульптура стоит на могиле художника). Осенью 1935-го она подарила ему дочь Майю. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты — клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905). Но что поделаешь. Он был всегда уверен, что художник должен через творчество отстаивать свое право.
В модернизме развилось три течения: фовизм, экспрессионизм и кубизм. Но почему-то завидовал тому, другому Пикассо, который носил когда-то костюм механика и ютился с Фернандой в продуваемом ветрами «Бато-Лавуаре». Фигуры массивны, тяжеловесны, лепка их нарочито огрублена. За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали. Единственный на весь дом кран находился в подвале здания – сюда все ходили за водой.
Сезанновский кубизм, представленный в работах Бидон и миски (1908), Три женщины (1908), Женщина с веером (1909) и других, характеризуется сезанновскими тонами – охристыми, зеленоватыми, коричневыми, но более размытыми, мутными и использованием простых геометрических форм из которых строится изображение. В работах этого периода ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903 Пикассо считал — «кто грустен, тот искренен») движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901 «Женщина с шиньоном», 1901 г «Свидание», 1902 «Нищий старик с мальчиком», 1903 «Трагедия», 1903). По Мане (1960). На этой картине Пикассо убрал светотени и трёхмерность в изображении. Наравне с портретами Франсуазы художник не переставал рисовать натюрморты, многие из которых потом распродавал, устраивая из этого буквально театральную драму. Матисс был в бешенстве. Не удостаивал вниманием равнодушных с той же миной, что и поклонников. Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер.
творчество Пикассо переживает новый перелом. Пикассо проявил себя в графике разного рода и разного назначения. Наряду с циклом великанш и купальщиц, картины, вдохновленные «помпейским» стилем («Женщина в белом», 1923), многочисленные портреты жены («Портрет Ольги», пастель, 1923) и сына («Поль в костюме Пьеро») являют собой одни из самых пленительных произведений, когда-либо написанных художником, даже при том, что своей слегка классической направленностью и пародийностью они несколько озадачили авангард того времени. Перелом происходит в 1906. Так же не колористическая или психологическая, но сугубо пластическая интерпретация модели сохраняется и тогда, когда Пикассо, после знакомства с Ж. Кокто и С. Дягилевым (1915) и работы над декорациями и костюмами к театральным постановкам Парад, Русский балет (1916–1919), вступает в новый, так называемый неоклассический период. Художник обожал мальчика, каждый месяц писал его портрет.
В позе женщины, стоящей лицом к зрителю, можно увидеть аллюзию на «Апофеоз Генриха IV» Рубенса (1622—25, Лувр), фигуру Победы из которой Сезанн не раз копировал. Скоро Пикассо понял, что они с женой живут не только на разных этажах, но и в разных мирах. Они познакомились прямо на улице. Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период (Девушка перед зеркалом, 1932, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Для нее и себя он покупает виллу в Каннах. В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Как часто это бывало раньше, все изменила женщина. Самые яркие представители кубизма были: Жорж Брак и Пабло Пикассо.
С 1904 постоянно жил во Франции. Сама-то она была брюнеткой Новую музу звали Мария-Тереза Вальтер. Все это проявилось в многочисленных литографиях (ок. Произведения, созданные в 1945-1955, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо (Радость жизни). Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1923 года (Женщины, бегущие по берегу, 1922, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В возрасте 13 лет Пабло Пикассо с блеском поступил в Барселонскую Академию художеств.
А. С. Пушкина Семейство комедиантов, Вашингтон, Национальная галерея). Пабло Руис Пикассо (Picasso Pablo) испанский художник и скульптор, с 1904 года проживавший во Франции. Они жили в центре богемной парижской жизни и мекке парижских художников Бато-Лавуар. По Делакруа (1955) Менины. В 1937 году симпатии Пикассо — на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрaнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов). Розовый период характеризуется более жизнерадостными тонами – охристыми и розовыми, а также устойчивыми темами изображений – арлекинами, бродячими актерами, акробатами (Семейство комедиантов (1905), Акробат и молодой Арлекин (1905), Шут (1905). Литография – способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка) изображение на литографический камень наносят жирной литографической тушью или литографический карандашом. Кубизм.
Этой любви, самой чувственной в его жизни, он обязан созданием своих лучших шедевров, таких как «Обнаженная, зеленые листья и бюст» (Nu au Plateau de Sculpteur), «Сон» (Le Rve), «Чтение» (La Lecture). Оно выражает надежды человека – внушает ему уверенность в свои силы.
Дядя Сальвадор, до сих пор щедро снабжавший студента деньгами, перестал их высылать. Оно выражается в специфическом огрублении живописной фактуры, «опрощении» стиля. После похорон Евы Пикассо некоторое время жил очень уединенно.
К концу 30-х Европа была окутана предвоенными настроениями, повсюду вспыхивали вооруженные конфликты, маленькие города то и дело оказывались под обстрелами. Каретников, вышедшая в 1967 году. Среди них – Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами (Плачущая женщина, 1937, Лондон, бывшее собрание Пенроуз). Среди них — Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937). Перспектива исчезает, палитра тяготеет к монохромности и хотя первоначальная цель кубизма состояла в том.
Матис, увидев картину, пришёл в бешенство. В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неровны по качеству (Мастерская в Каннах, 1956, Париж, музей Пикассо). Родился в Малаге 25 октября 1881 года.
Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921). (Впервые это появляется в портрете Гертруды Стайн. ) Самостоятельной, отдельной от тела жизнью живут почти все мужские головы подготовительных этюдов. Эти картины сопровождали Пикассо на протяжении всего творческого пути. Пабло Пикассо (1881-1973) жил всю жизнь во Франции. Иногда угольщик, которому Фернанда строила глазки, отсыпал им угля даром.
В позднем творчестве художник часто обращается к женскому портрету (портреты Жаклин Рок). Фигура составлена из нескольких самостоятельных объемов: голова (шар), руки (прямоугольник), спина (треугольник) и отделенные от туловища, четко очерченные как самостоятельные объемы ноги. Мастер женился на своей «звезде сераля» и поселился с ней на вилле «Ла Калифорни» близ Канн. А. С. Пушкина Семейство комедиантов, Вашингтон, Нац. В своей графике он не выставляет себя напоказ, не дает воли своей руке.
Купанию", по-видимому, предшествовал рисунок Купальщицы" (1908, Музей Пикассо, Париж), манеру которого можно определить как более реалистическую. Пабло интересовало совершенно все. века. И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. Девочку записали как дочь неизвестного отца. Сотрудничество Пикассо с Русскими балетами (декорации и костюмы для Треуголки, 1919) воскрешает в нем интерес к декоративизму и возвращает его к персонажам своих ранних работ (Арлекин, 1913, Париж, Нац.
В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков.
Он живет в Валлорисе (1948), затем в Каннах (1955), покупает в 1958 замок Вовенарг и в 1961 уединяется в сельском доме Нотр-Дам-де-Ви в Мужене. В своей графике Пикассо использует разного рода технику. Этот символический жест не помог – Ольга упорно не желала исчезать из его жизни.
Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968). Он не выносил бездарных людей так же, как талантливых. В отдельных подготовительных работах Пикассо 1907–1908 можно обнаружить элементы, которые несомненно являются вариациями форм африканских масок и статуэток. Я перестал вас видеть, когда смотрю на вас, – сказал он в ярости.
После смерти Пикассо его наследниками были признаны последняя жена Жаклин, двое внуков художника Марина и Бернар (дети его умершего сына Поля, родившегося в браке с Ольгой Хохловой) и еще трое внебрачных детей – Майя (дочь Марии-Терезы Вальтер), Клод и Палома (дети Франсуазы Жило). Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передает в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914). «Его способность забывать еще более поразительна, чем его память», – говорили о Пабло друзья. Картины голубого периода (1901-04), написанные в почти монохромной гамме голубых, синих и зелёных тонов и розового периода (1905-06), в колорите которых преобладают тёплые розово-золотистые оттенки, посвященные теме трагического одиночества обездоленных (слепых, нищих, бродяг) и романтической жизни странствующих комедиантов (Старый нищий с мальчиком, 1903, Девочка на шаре, 1905, – обе в ГМИИ). По Веласкесу» (1957) «Завтрак на траве.
Светлые и темные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. У Пикассо это неплохо получалось да и у других европейских художников тоже. Он рисует в стиле аналитического кубизма. В искусстве столь крутой поворот нуждался не только в творческой энергии. По возвращении Пикассо завершает портрет Гертруды Стайн (Нью-Йорк, музей Метрополитен), пишет страшных, варварских обнаженных (Нью-Йорк, Музей современного искусства), а зимой работает над Авиньонскими девицами (Нью-Йорк, Музей современного искусства), картиной очень сложной, в которой сочетаются различные влияния – Сезанна испанской скульптуры и африканского искусства, которое было (хотя сам художник отрицал это) одним из основных источников кубизма (Танец с покрывалами, 1907, Санкт-Петербург, Гос.
Переполненный отвращением к войне, художник написал гигантское обвинение фашизму: так родилась на свет «Герника» (Guernica), картина тираническая, пугающая и многословная.
Художник также владел гипсовой скульптурой Купидона работы Пюже (Puget) или Дюкенуа (Duquesnoy), хранящейся сейчас в Лувре. В «Бато-Лавуар» у него не было ни одного ключа. По Делакруа (1955) Менины. В 1900 Пикассо впервые побывал в Париже, где он сдружился с Исидро Ноньелем, наиболее близким ему каталонским художником, но оказавшим на него гораздо меньшее влияние, чем этого хотят некоторые испанские исследователи. Для этого портрета она позировала более восьмидесяти раз. Художник с увлечением погрузился в изучение этого дела и добился блестящих успехов.
Мотивом для серии Купальщиц послужил символ первозданности и естественности. Новую фаворитку звали Жаклин Рок. В 1961 году почти 80-летний Пикассо женится на 34-летней красавице Жаклин Рок. Стиль этот Пикассо разработал по возвращении в Барселону в 1903—1904 годах. В это время направление серии купальщиц развивается в мотиве картины 1918 года. Их отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко.
в живописных работах он нередко возвращается к античным реминисценциям, часто в гротескной форме интерпретирует картины старых мастеров (Лас Менинас Д. Веласкеса, Расстрел Ф. Гойи), работает как скульптор (Человек с ягнёнком, бронза, 1944, Валлорис), керамист и как график использующий широкий диапазон техник (рисунок, офорт, линогравюра и др. ) и изобразительных средств. Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску.
Родился в Малаге 25 октября 1881 года. Вдвоем c Кокто они отправились в Рим – там гастролировали эти удивительные русские. Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). Самый беглый его набросок несет на себе отпечаток его высокого мастерства. Наказания удалось избежать исключительно благодаря влиятельным друзьям. Учился у своего отца – X. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье (1894-95), Барселоне (с 1895) и Мадриде (1897-98). Она годами терпела его капризы, депрессии, мнительность, следила за его диетой. Это было для художника началом тяжелого морального кризиса, который эхом отдается в замечательной серии рисунков исполненных между концом 1953 и концом зимы 1954 года в них Пикассо, по-своему, в озадачивающей и ироничной манере, выразил горечь старости и свой скептицизм по отношению к самой живописи.
Он использовал эту скульптуру в нескольких своих натюрмортах, а на этой картине Сезанн передал положение ног и наклонённую назад позу Купидона в фигуре женщины, стоящей спиной к зрителю. Все эти предметы он искусно монтировал на фоне цветовых гамм и в результате получал «свои» новейшие картины, которые можно смело назвать суррогатом не умеющих рисовать. Однажды увидев репродукцию «Герники», гестаповцы спросили: «Это вы сделали. ». Адвокаты Ольги добились ареста нескольких картин Пикассо в качестве залога на ту сумму, которую он должен ей выплатить. Франсуаза вскоре дарит ему сына Клода и дочь Палому.
(В 1953 году Франсуаза сбежала от Пикассо с двумя детьми из-за его сложного характера и постоянных измен, художник тяжело переживал это расставание, что отразилось в ряде его работ того времени – например, в серии рисунков тушью изображающих отвратительного старого карлика буффонадно контрастирующего с юной и прекрасной девушкой). Это выражается то с оттенком народной грубоватости (Флейта Пана, 1923, Париж, музей Пикассо), то в своего рода буффонаде (Две женщины на пляже, 1922, там же). С 1905 и, вероятно, уже под влиянием Сезанна, он стремится придать формам больше простоты и значительности, в меньшей степени, однако, отразившейся на его первых скульптурных работах (Шут, 1905), нежели в произведениях эллинизирующего периода (Мальчик, ведущий лошадь, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Пикассо был для Жаклин божеством, кумиром, она называла его мой господин. и оставил работу над портретом.
Франсуазе посвящена картина Женщина-цветок. После освобождения. Вот таким образом он отказывал в визитах как конкурентам, так и друзьям. Всегда и во всем он должен был быть единственным.
Постепенно Жаклин настолько подчинила себе художника, что почти все решала за него. В 1930-1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса (Лежащая женщина, 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма (Мужчина с букетом, 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (Пикассо создает их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса – Конструкция, 1931). Пикассо всегда боялся быть один. Пабло поселился на площади Равиньян в деревянном доме со странным названием «Бато-Лавуар» – «Плавучая прачечная». Даже после развода она преследовала его.
Пикассо оставался в Париже в период немецкой оккупации с 1940 по 1944 год. Контакты с сюрреализмом. Последние годы гения были наполнены злобой и распрями. гал. ). Всю жизнь Пикассо приходилось сталкиваться с непониманием своего искусства, но он никогда не отступал.
Особенно важны в тот период скульптуры (Беременная женщина, 1950). Очень скоро родился знаменитый образ «женщины-цветка» — именно так художник видел свою новую музу.
Рот, глаз, ухо становятся чем-то вроде универсальных деталей. У Сезанна эту фигуру заимствовал Пикассо использовав её в «Авиньонские девицы» (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Но после развода дочка так и не получила его фамилию.
Его реакция на господствующий в буржуазном мире дух насилия, попрание человеческих прав, боль и страдания людей получает метафорическую окраску, зачастую выражается языком мрачного гротеска, в искажённых, режущих глаз формах (Плачущая женщина, 1937, собрание Пенроз, Лондон). Живопись начала 20-х – такие картины, как Женщины, бегущие по пляжу, Флейта Пана, Портрет Ольги Хохловой, построены на контрасте холодного (синего, голубого) и теплого (красного, коричневого, терракотового) тонов. Человеконенавистническая сущность фашизма разоблачается Пикассо в серии Мечты и ложь генерала Франко (акватинта, 1937), гневным протестом против фашистского террора является панно Герника (1937, Прадо). Большое впечатление эта картина произвела на Владимира Татлина. Тогда кто же это. » Вскоре Пикассо и Фернанда расстались – легко, без слез и обид.
Произведения, созданные в 1945-1955, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо (Радость жизни). Видимо, вот таким образом Пабло написал её в классическом стиле. После эпикурейского изящества 1920-х (Танец, Лондон, гал.
Он взял ее за руку и произнес весьма двусмысленную фразу: «Уверен, вдвоем мы с вами сделаем столько замечательного». В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике, «Таинство Пикассо». Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. Она начала учить испанский, чтобы разговаривать с мужем на его родном языке. И тогда юная беглянка поселилась в «Бато-Лавуар», где зарабатывала на жизнь, позируя художникам. В этих работах Пикассо впервые обнаруживается настроение, которое проявилось с особой силой уже позже и которое было присуще многим художникам в период между двумя войнами: интерес к стилям прошлого, ставшим культурным архивом и необыкновенная виртуозность в их переложении на современный язык.
После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создает атмосферу конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935 и театральной пьесе, созданной во время войны. После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса Саго (весна 1909, Гамбург, Кунстхалле), Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам художник считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины (Портрет Канвейлера, 1910, Художественный институт).
Пабло купил машину, нанял шофера, обзавелся дорогими костюмами. Гуманистические воззрения Пикассо особенно проявляются в таких его работах, как рисунок Голубь мира (тушь, 1947), ставший символом движения за мир панно Мир и Война (1952, капелла Храм Мира в Валлорисе). В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Но то, что она называла уютом, он считал рутиной, губящей творчество. Картина Бойня (1944-1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства) – последнее трагическое произведение Пикассо.
музей современного искусства, Центр Помпиду). Она также нисколько не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942). Он покупал вещи, которые ему нравились, не заботясь о том, как они смотрятся вместе.
Обе линии – гуманистически-элегическая и иррационально-фантастическая – сталкиваются в серии офортов Минотавромахия (30-е гг. ), воплощающей в символическом образе Минотавра (человека-быка) извечную борьбу светлого, разумного начала с тёмным, слепо инстинктивным серия словно проникнута острым предчувствием той трагедии, в которую вскоре будет повергнут мир. Испанец по происхождению. С 1901 по 1906 («голубой» и начало «розового» периода) живопись Пикассо представляет собой театрально-драматическую разновидность «народничества», в какой-то степени свойственного искусству его великих предшественников: Ван Гога и Сезанна, у которых это качество связано не столько с сюжетом, сколько с антисалонной направленностью.
В 1907 году появилась знаменитые Авиньонские девицы. В 1953 Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано». Он оставил после себя более 80 тысяч работ (по другим сведениям около 20 тысяч). Обитатели дома звали ее Великолепной Фернандой. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неровны по качеству (Мастерская в Каннах, 1956, Париж, музей Пикассо). Наряду с циклом великанш и купальщиц, картины, вдохновленные помпейским стилем (Женщина в белом, 1923, Нью-Йорк, Музей современного искусства), многочисленные портреты жены (Портрет Ольги, пастель, 1923, частное собрание) и сына (Поль в костюме Пьеро, Париж, музей Пикассо) являют собой одни из самых пленительных произведений, когдалибо написанных художником, даже при том, что своей слегка классической направленностью и пародийностью они несколько озадачили авангард того времени. Ольге были неинтересны друзья мужа, его раздражали ее гости – великосветские бездельники.
Отцу он объявил, что в академии все пропахло консерватизмом и учиться там нечему. С середины 1900-х гг. Балетом Пикассо до того дня не интересовался, но почему бы и нет. Он называл ее валькирией – за светлые волосы, голубые глаза и идеальную фигуру.
Рисовать для Пикассо это живая потребность. Пикассо долго подбирал ключи к Ольге, а она оказалась незапертой дверью. В это время он создает такие картины с тем же лейтмотивом быка, войны и смерти: Натюрморт с бычьим черепом (1942), Утренняя серенада (1942, Нац.
О смерти сам Пикассо говорил так: Я все время думаю о Смерти. И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску. Основой мотив автор выбирает обнаженных женщин на фоне природы.
Наряду с элементами стиля модерн (ср., например, в Странствующих гимнастах рисунок пальцев рук, завитков волос, характерный для этого стиля) в его работах появляются широкие плоскости, покрытые одним цветом, признаки статичности в лицах и фигурах. Уже в 1918 году они поженились, а в 1921 году у них родился сын Поль. Этот период творчества Пикассо далек от кубизма. Пикассо Пабло (Picasso собственно Руис-и-Пикассо, Ruiz у Picasso) (1881-1973), французский художник. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ (Сидящая купальщица, 1929, Нью-Йорк, Музей современного искусства), орущих (Женщина в кресле, 1929, Париж, музей Пикассо), раздутых до абсурда и бесформенных (Купальщица, рисунок, 1927, частное собрание) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы (Фигуры на берегу моря, 1931, Париж, музей Пикассо). В эти годы вновь проявляется характерная для творческого метода Пикассо метафоричность (цикл рисунков Человеческая комедия, 1953-54), обращение к постоянным излюбленным темам – цирку, бою быков, античной мифологии, мотивам художника и модели. Пикассо обещал, что, как только разведется с Ольгой, сразу признает ребенка.
Несколько позже мифологические сюжеты Пикассо станут более эротичными. Он и впрямь забыл о ее существовании. Она также нисколько не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры (Человек с агнцем), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи (Натюрморт с бычьим черепом, 1942, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный РейнВестфалия). Пикассо и молодая художница Франсуаза Жило познакомились в 1943 году. Картине «Мальчик с трубкой» повезло. Он часами заставлял своих покупателей ждать в приемной и, пока чинный дворецкий утверждал, что «мсье очень занят», сам наотрез отказывался вылезать из кровати.
Даже большинство друзей не приняли эту работу. Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938). Двери никто не запирал, так как красть было нечего. Один этаж Пикассо отвел под свою студию, другой был отдан жене.
В первую военную зиму Куколки не стало – ее свела в могилу чахотка. Музей Пикассо, Париж), состоящий из девяти рисунков. В этих работах впервые обнаруживается настроение, которое проявилось с особой силой уже позже и которое было присуще многим художникам и в частности Стравинскому, в период между двумя войнами: интерес к стилям прошлого, ставшим культурным архивом и необыкновенная виртуозность в их переложении на современный язык. По Курбе (1950, Базель, Художественный музей) Алжирские женщины. Не только дотошность нацистов раздражала Пикассо в те года: Дора Маар, будучи крайне нервной и взбалмошной особой, поразительно быстро сумела обернуть страсть в ненависть.
А весной 1917 года его друг, поэт Жан Кокто, давно сотрудничавший с «Русским балетом» Дягилева, предложил развеяться – создать декорации и костюмы к новому спектаклю прославленной труппы. Особенно важны в тот период скульптуры (Беременная женщина, 1950). Синяя Комната Пикассо (1901, Собрание Филипса, Вашингтон) отражает влияние этих художников и одновременно показывает эволюцию творчества Пикассо в голубой период, который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение последующих нескольких лет. Их умирающие отношения несколько оживило рождение сына Паоло. По Мане (1960).
Трудно было найти человека ленивее, чем она. В это время он находился как бы в промежуточном состоянии между «голубым» и «розовым» периодами.
Некоторые из них (Коза, 1950 Обезьяна с малышом, 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. С каждым разом стиль, в котором нарисованы картины, упрощался изображение постепенно теряло объём и в итоге «Купальщица, открывающая кабинку» получилась в виде странного желтоватого силуэта и придётся поднапрячься, чтобы распознать в нём женщину.
Она вдохновляет его на серию портретов, на которых можно увидеть ее точеный профиль сфинкса. Эта провинциальная и романтическая интеллигенция была глубоко пронизана социальными интересами и отличалась настоящей необузданностью анархических кругов. Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет главную тему картины Герника, самого знаменитого его произведения, которое он пишет через несколько недель после разрушения немецкой авиацией маленького городка басков и которое знаменует начало его политической деятельности (Мадрид, Прадо до 1981 картина находилась в Нью-Йорке, в Музее современного искусства). Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы — обои, куски газет, спичечные коробки. Со второй половины 40-х гг. Осенью 1947 Пикассо начинает работать на фабрике Мадура в Валлорисе увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных (Кентавр, 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Каковы бы ни были намерения автора, результат этого пластического анализа и последующего синтеза, лаконичные конструкции, в которые он претворяет лица и фигуры своих моделей, – конкретный образ, соотносимый с тем, который, трансформируясь именно так, как это нам показывает художник (от человека «простого» к просто человеку), находится в начале XX в. в центре искусства, литературы, философии идеологии.
Конечно, кубистская манера не позволяла «опознать» кого-то конкретно, но Ольга понимала: у Пабло появилась другая. В 20-30х годах творчество Пикассо соприкасается с сюрреализмом. В 1949 году Пикассо рисует своего знаменитого Голубя мира на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже, а в 1951 году создает политическую картину Резня в Корее (Музей Пикассо, Париж). Пассеистический по замыслу, как говорил Лев Бакст, занавес для Парада отмечает возникший еще в 1915 (Портрет Воллара, рисунок) возврат к реалистическому искусству, к изящному и тщательному рисунку, часто энгристскому, к монументальности форм, навеянной античным искусством (Три женщины у источника, 1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Во-первых, это рисунки, зарисовки с натуры или по памяти, упражнения глаза и руки.
Она зашла и осталась. Полотно «Купальщицы» можно назвать промежуточным этапом, ведущим к тому моменту, ведь на нём изображено несколько плоскостей и острых углов, где – внимательно вглядевшись – зритель может разглядеть девушку, стремящуюся к воде. Он всегда говорил, что испытывает ужас перед гармонией и хорошим вкусом. «Я не стал дожидаться разумного возраста, чтобы начать, – вспоминал Пикассо, – если его дожидаться именно разум может потом помешать». Главное в нем – напряженная борьба, столкновение сил, драматические контрасты.
Гармония в искусстве Пикассо – это лишь далекая конечная цель. И так же легко бросил учебу. В 1953 Франсуаза Жило и Пикассо расходятся.
В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Так приунывшие старые знакомые думали, что все уже распродано и соглашались взять то, что им предлагал Пикассо, за ту непомерно высокую цену, которую он называл. После свадьбы Хохлова оставила балет. После эпикурейского изящества 1920-х годов (Танец, Лондон, галерея Тейт) в творчестве Пикассо появляется атмосфера конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов.
Первая реакция публики – шок. Еще при жизни художника, в 1970 году был открыт Музей Пикассо в Барселоне (картины для этого музея передал сам Пикассо), а в 1985 усилиями наследников художника – уже был создан Музей Пикассо в Париже, насчитывающий более 200 картин, более 150 скульптур и несколько тысяч рисунков, коллажей, эстапмов, документов. Пикассо, вначале больше других отдавший дань модным темам, очень скоро и весьма остро ощутил, что живопись обладает собственными средствами для более глубокого анализа человека – «на элементарном уровне», – который был начат несколько раньше во французской поэзии, русской литературе, немецкой философии и австрийской психиатрии. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передает в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914). Прогулки по борделям закончились печально – гуляка подхватил нехорошую болезнь.
Истина добывается в борьбе искусство не может существовать без самопожертвования. Особый разряд образуют книжные иллюстрации. Скорее всего именно эти африканские влияния и определили окончательный вариант портрета. Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, потому, что сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932, вдохновляла его на откровенную чувственность (Зеркало, 1932, частное собрание). За закрытыми дверьми он повторял: «Приходите завтра или, лучше, через месяц», а при всех похлопывал незадачливого дилера по плечу, делая вид, что сделка состоялась.
Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо»И. В кубическом периоде Пикассо выделяют несколько этапов. В них больше всего проявилась его наблюдательность и зрительная память. Также он увлекался искусством финикийцев и египтян, готической скульптурой, японской гравюрой. кa — культурный и политический центр жизни этого свободолюбивого народа. Наряду с отвлечённо-деструктивными композициями (ассамбляжи), завершающими период кубизма, он создаёт жизненно- выразительные портреты, антимодернистские по своему строю (О.
По Курбе», 1950 «Алжирские женщины. Здесь уже в полной мере использован принцип архитектурного сочленения. И все же спустя некоторое время Пикассо перестал являться к ней по четвергам.
В 1930—1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создает их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса — «Конструкция», 1931). Увидев ее, он забыл, зачем пришел в подвал и вернулся к себе с пустым кувшином. В период исканий (1901–1907) Пикассо пишет Авиньонских девиц. Международная премия Мира (1950) и Международная Ленинская премия За укрепление мира между народами (1962). Когда есть и вовсе было нечего, кот Фернанды приносил им украденную где-то кровяную колбасу.
По Курбе (1950, Базель, Художественный музей) Алжирские женщины. Впрочем, художник согласился стать ее крестным. Он вновь приезжает в Париж в 1901 и 1902 и окончательно в 1904. Некоторые считали, что это насмешка над искусством.
Практически все сохранилось нетронутым – предметы, атмосфера. Пикассо – подлинный гений искусства и в этом нельзя сомневаться. В тот день он подарил ей маленькое зеркальце в форме сердца. Конечно, Пикассо это всячески отрицал. Собственно кубистический период в творчестве Пикассо заканчивается вскоре после начала Первой мировой войны, разделившей его с Жоржем Браком. Пабло жил в Мадриде почти впроголодь, но это не мешало молодому художнику с друзьями куролесить по «девочкам». Поднимая его, каждое утро, – рассказывает Пепита Дюпон (Pepita Dupont), подруга Жаклин Рок, написавшая книгу «Правда о Жаклин и Пабло Пикассо», – Пикассо, которому уже было за 70, проверял, есть ли у него еще силы. Не являются исключением и «Купальщицы».
Многие современники не в состоянии были тогда оценить, что это было за искусство. Со второй половины 30-х гг. Их отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко. Полотно произвело шок на его друзей и общественность. Это было стремление, как писал Ван Гог, «выразить в грубой манере суровую и грубую правду». Картина Бойня (1944-1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства) – последнее трагическое произведение Пикассо.
История написания картины связана с ухудшением отношений с любовницей Фернандой Оливье. Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил это прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность (Рыбная ловля ночью на Антибах, 1939, Нью-Йорк, Музей современного искусства), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов (Майя и ее кукла, 1938, Париж, музей Пикассо). Вскоре в рисунках Пикассо не только фигура, но и лицо распадается на отдельные элементы. «В один прекрасный день, – вспоминает писательница, – Пикассо переписал всю голову заново. В 1905–1906 Пикассо отдавал много времени изучению архаики.
Именно в этом городе он увлекся керамикой. После войны он находится в первых рядах борцов за мир и демократию. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ (Сидящая купальщица, 1929, Нью-Йорк, Музей современного искусства), орущих (Женщина в кресле, 1929, Париж, музей Пикассо), раздутых до абсурда и бесформенных (Купальщица, рисунок, 1927, частное собрание) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы (Фигуры на берегу моря, 1931, Париж, музей Пикассо).
Внимание художника привлекает внутреннее состояние героев, мир человеческих чувств, психология людей. Так, Пабло в 1897 году в возрасте 16 лет приехал в Мадрид. Девочка кажется беззащитной в окружающем мире и вместе с тем беззаботно смелой. В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка.
1917 год перевернул жизнь Пабло Пикассо. Половину их огромной двуспальной кровати он застелил старыми газетами. За два месяца Пикассо создает свою «Герни. Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Эрмитаж) искусство Пикассо вплоть до 1907 сохраняет свой чисто испанский характер. Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа, женитьба Пикассо на Ольге Хохловой, успех художника в обществе — все это отчасти объясняет этот возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты («Мандолина и гитара», 1924).
В другом случае нужно было бы сказать – образа мира. Вначале таким отдельным от всего остального предметом становится голова.
Резким контрастом по отношению к этим произведениям являются многие работы 20-30-х гг., отмеченные безудержной трансформацией действительности (Танец, 1925, частное собрание), полемической эстетизацией безобразного (Женщина на пляже, 1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Ты напрасно делаешь вид, что я не существую, когда я вот она, тут». Может, вот таким образом он называл ее лучшей из женщин.
творчество Пикассо всё сильнее пронизывают отзвуки современных событий. Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня. В 1954 году он написал портрет женщины в полосатом платье, сидящей на корточках. Пожалуй, еще ни один женский образ не был так изуродован, как в серии «Плачущая женщина», где отвращение к Доре и к войне слились воедино.
В искусстве, завершающем классическую традицию, самое замечательное явление, несомненно, творчество Пикассо. Мария-Тереза в отличие от Ольги никогда ничего не требовала от него. музей современного искусства, Центр Помпиду).
Талантливый молодой художник в одиночестве занимается в Париже изучением интернациональной живописи и вбирает в себя и с поразительной легкостью усваивает самые разные влияния: Тулуз-Лотрека, Гогена (Жизнь, 1903, Кливленд, музей), Каррьера (Мать и дитя, 1903, Барселона, музей Пикассо), Пюви де Шаванна, набидов (Облокотившийся Арлекин, 1901, частное собрание), а также греческого искусства (Водопой, сухая игла, 1905) и некоторых испанских традиций (Старый гитарист, 1903, Чикаго, Художественный институт Портреты госпожи Каналье, 1905, Барселона, музей Пикассо). В это время он создает образ женщины с деформированными чертами лица – сгусток ужаса и страдания (Плачущая женщина) В 30-х годах Пикассо приходит к бунту против жестокой действительности капиталистического общества, к программно-политическому протесту. «Я хочу писать ваш портрет, я – Пикассо», – сказал он. Зимой 1927 года на полотнах Пикассо стала появляться некая светловолосая женщина. Портрет Амбруаза Воллара (1910), Завод в Хорта де Сан Хуан (1909), Портрет Фернанды Оливье (1909), Портрет Канвейлера (1910).
В середине 10-х гг. «Купальщица» – одна из картин, на которой Пикассо изобразил то, что любил больше всего. Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточенностью увенчанные нелепыми шляпами, лица изображенные в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассеченные потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942). Несмотря на неприятие кубизма большинством, картины Пикассо очень хорошо покупаются.
Соединение геометрических и человеческих фигур в Девочке на шаре (1905) делает эту картину прологом к тем инновациям, которые через два года войдут с кубизмом в мировое искусство. Искусство Пикассо глубоко гуманистично. В 1985 музей Пикассо был открыт и в Париже (отель Сале) сюда вошли работы, переданные наследниками художника, – более 200 картин, 158 скульптур, коллажи и тысячи рисунков, эстампов и документов, а также личная коллекция Пикассо. Пабло Руис Пикассо (Picasso Pablo) (1881—1973) испанский художник и скульптор, с 1904 года проживавший во Франции. Первое, что он воскликнул, когда Пикассо привел ее в гости: «Дорогая, если бы я рисовал ваш портрет, волосы были бы зелеными». Именно здесь начинается его настоящее художественное образование, несмотря на пребывание в течение нескольких месяцев (зима 1897-1898) в академическом Мадриде, где он, впрочем, ничему особенно не научился, поскольку его мастерство в этой области проявилось еще раньше (Мужчина в фуражке, 1895). Рисунок сопутствовал художнику во все периоды его жизни, он с ним никогда не расставался.
Новые дары наследников (1990) обогатили парижский музей Пикассо, Городской музей современного искусства в Париже и несколько провинциальных музеев (картины, рисунки, скульптуры, керамика, гравюры и литографии). Переход от сентиментализма «голубого» и «розового» периодов к инновациям, возникающим зимой и весной 1907 в этюдах к этой картине, во многом имеет контрастный характер. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения (Портрет художника, в подражание Эль Греко, 1950, частное собрание) и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассо был страстным поклонником популярного на юге Франции боя быков), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968).
Теперь он начинает жить какой-то своей собственной, отдельной жизнью. По Веласкесу (1957) Завтрак на траве. Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. Осенью 1944 он публично заявляет о своем вступлении в коммунистическую партию, но кажется, не проникается ее идеями настолько, чтобы выражать их в своих крупных исторических произведениях, чего, вероятно, ждали от него его политические товарищи (Резня в Корее, 1951, Париж, музей Пикассо). Мария-Тереза стала его «женщиной по четвергам» – Пикассо приходил к ней лишь один раз в неделю. Своих купальщиц художник рисовал год за годом.
«Нет, — ответил художник, — это сделали вы. Поменялся даже образ жизни художника — посещение светских раутов, костюмированных балетов и т. д. Он создаёт классически ясные, глубоко человечные образы (Три женщины у источника, 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Мать и дитя, 1922, Художественный музей, Балтимор иллюстрации к Метаморфозам Овидия, офорт, 1931, серия Мастерская скульптора, входящая в Сюиту Воллара, офорт, 1933-34), портреты современников, людей из народа (рисунки – Рыбак, карандаш, 1918 Отдыхающие крестьяне, перо, 1919).
Никто из критиков не смог дать удовлетворительного объяснения этим странным, дерзким композициям, даже если они находили свое завершение в действительно превосходной картине (Менины, 17 августа 1957, Барселона, музей Пикассо). Внизу стояла надпись «Моя красавица». В 1917 Жан Кокто уговаривает Пикассо поехать с ним в Рим для исполнения декораций к балету Парад на музыку Эрика Сати для Сергея Дягилева. Художник прожил с ней 9 лет и начинает тяготиться ею.
Он носил костюм механика – синюю спецовку и красную рубашку в белый горошек. Синяя Комната Пикассо (1901, Собрание Филипса, Вашингтон) отражает влияние этих художников и одновременно показывает эволюцию творчества Пикассо в голубой период, который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение последующих нескольких лет. Она превратила его в классический светский салон с уютными канапе, портьерами и зеркалами. Он становится видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе испанского народа с фашизмом (1936-39).