За плечами остаются уроки импрессионизма и дивизионизма парижского периода. Отсюда такие формальные противоречия, как в «Церкви в Овере», где изящество композиции диссонирует с буйством красок или же конвульсивные беспорядочные мазки, как в «Стае ворон над хлебным полем», где медленно парит мрачное предзнаменование неминуемой смерти. Я вижу, что природа говорила со мной, сказала мне что-то. Большие цветовые плоскости в пейзажных видах, трактованных словно с высоты птичьего полета, четкий графизм мазка вызывают ассоциации с японской гравюрой (Мост Ланглуа, 1888, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер).
Упомянутая выше картина является первой из трех и была завершена в июле 1889 года. Долина Ла-Кро, Рыбачьи лодки в Сент-Мари, оба – 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам), то в зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и беспомощностью (Ночное кафе, 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Ван Гог состоял в переписке со своим братом Тео и другом Полем Гогеном. Видно, как художник горячо сопереживает своим персонажам. В течении всей жизни им было написано более 30.
А. С. Пушкина, Москва). Ван Гог написал картину в апреле 1885 года. В конце концов Париж становится ему отвратителен. Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им.
До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что ван Гог напал на спящего Гогена и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. Ван Гог, не признанный современниками, у потомков снискал невиданную популярность. Она была написана Ван Гогом за год до своей смерти и сам художник определил ее как «громоотвод для моей болезни». Картина ван Гога «Портрет доктора Гаше» была продана на аукционе за 82, 5 млн долларов.
ИзображениепубликиFolies-Arlsiennes можно увидеть на картине«Зал для танцев в Арле», которая сегодня входит в собрание парижского музея Орсэ, правда, написана эта работа была до госпитализации, в 1888 году. Здесь вполне определилось своеобразие живописной манеры художника, который выражал своё отношение к миру и своё эмоциональное состояние используя контрастные сочетания цвета и свободный пастозный мазок.
Вид из окна». Среди наиболее значительных – последняя выставка группы импрессионистов на улице Лафит.
Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей. Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры: Гоген был недоволен безалаберностью ван Гога, сам ван Гог же недоумевал, как Гоген не хочет понять саму идею единого коллективного направления живописи во имя будущего. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (1887—1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Она же позирует для его единственных написанных маслом ню, а может быть и для «Итальянки» (Париж, Музей дОрсэ).
В 1872 году он начинает вести активную переписку со своим младшим братом Тео. Винсент Ван Гог сегодня входит в число самых узнаваемых художников мира.
Всего художник создаст 7 картин серии, вторая версия «Подсолнухов» была уничтожена во время Второй Мировой войны, а самые известные полотна серии можно увидеть в Новой Пинакотеке Мюнхена, Лондонской Национальной галерее, Музее Ван Гога в Амстердаме, музее Sompo в Токио и в Филадельфийском Музее Искусств. Отель был двухэтажным, с небольшой террасой на крыше и балконом на первом этаже. Это одна из ранних работ, в которой начал проявляться своеобразный стиль автора.
«Природа здесь необычайно прекрасна», – пишет Винсент брату из Арля. Винсент Ван Гог был впечатлен спектаклем, он отметил красоту и талант актрисы, блиставшей в этот вечер на сцене, а в письме своему брату сообщил: «После увиденного я впервые за долгое время спал без кошмаров». Его порыв крепнет, вытесняя при этом интерес к работе в «Гупиле». В значительном количестве работ он изображает крестьян и ткачей – тот самый трудовой народ, который мог всегда рассчитывать на его поддержку и которого воспевали те, кто был для него авторитетами в живописи и литературе (любимые Золя и Диккенс).
Там он познакомился с доктором Гаше (художником-любителем, другом импрессионистов), который его высоко оценил. Картина «Портрет доктора Гаше» была продана за 82, 5 миллиона долларов. Столь же естественно в подборе изображенной крестьянской утвари полотно «Натюрморт с пятью бутылками и чашкой» (1884, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер). Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Творчество Винсента отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры.
Среди первых работ, созданных в Арле, много изображений цветущих деревьев. «Места эти мне кажутся прекрасными, как Япония из-за прозрачности воздуха и игры жизнерадостных красок», – пишет Винсент. Именно это произведение занимает почетное место в Музее искусств «Метрополитен», который находится в Нью-Йорке. Неизвестно – кем был Винсент Ван Гог в прошлой жизни.
Это произведение стало первым, на котором художник изобразил звездное небо. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не закончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости). Именно в этот трагический момент его жизни было написано полотно «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889, Лондон, Картинная галерея Института Курто). Тео поддержал начинание деньгами и в том же году Винсент переехал в Арль. Окно — зеленое. Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской».
Вся тяжесть их состояния передана художником тёмными красками. «Чтобы преуспеть, нужно тщеславие, а тщеславие мне кажется абсурдом», – заявляет Винсент брату. Последней точкой кипения стало несовпадение взглядов на стоимость аренды комнаты, так что 7 мая Винсент выехал из отеля и снял комнату вCaf de la Gare. «Янахожу, что мне удобно рисовать сразу. Итак, нервный недуг, который всегда в нем тлел, все-таки прорвался наружу. А. С.
Однако именно «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» имеет свою неоднозначную предысторию. В начале мая он снимает за пятнадцать франков в месяц четыре комнаты в здании на площади Ла-Мартин, у въезда в город: это знаменитый Желтый домик (разрушенный во время Второй мировой войны), который Ван Гог изображает на одноименном полотне, ныне хранящемся в Амстердаме. Внезапное самоубийство Винсента прервало методично рассчитанную «тропу славы», на которую он уже к тому времени ступил. Это первое острое любовное разочарование, это первая из тех невозможных связей, которые с постоянством будут омрачать его чувства.
Художник посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога Фернана Кормона изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. В сентябре 1987 года «Ирисы» были проданы за 53, 9 миллиона долларов США. Винсенту хорошо даются языки — французский, английский, немецкий.
За свою жизнь Ван Гог продал лишь одну картину (Красные виноградники в Арле), а ровно через сто лет на аукционе Кристи в Нью-Йорке его Портрет доктора Гаше был куплен за 82, 5 миллиона долларов (рекорд среди живописных произведений). Однако его творческое наследие поразительно. Дальнейшая жизнь художника во Франции и его творчество подразделяются на парижский (март 1886 — февраль 1888), арльский (февраль 1888 — май 1889) и овернский (май 1889 — июль 1890) периоды, в каждый из которых Ван Гог создавал яркие, самобытные произведения. С ней у Винсента возникает короткий роман: художник делает с нее красивый портрет изображая ее сидящей за одним из столиков собственного кафе (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). Винсент попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-90) и в Овере-сюр-Уаз (1890), где кончает жизнь самоубийством.
Тем временем его непохожесть на других начинает пугать арлезианцев и до такой степени, что в марте 1889 года тридцать граждан пишут петицию с просьбой освободить город от «рыжего безумца». Но характеры двух творцов слишком непохожи. Некоторые из его картин считаются одними из самых дорогих произведений искусства мира. Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Такая работа позволяет ему упрочить его отношения с цветом.
Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва. Пушкина), созданное по мотивам гравюры Г. Доре.
сопровождение: Фрэнк Дюваль. На стенах портреты, зеркало, полотенце и кое-что из одежды. Во время проживания в отеле Carrel Ван Гог создает такие картины, как «Заснеженный пейзаж с Арлем на заднем плане», «Арльcкая старуха» и «Лавка мясника. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»).
К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции — в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» — своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. В. Г. обращается к искусству: посещает АХ в Брюсселе (1880-81) и в Антверпене (1885-86), пользуется советами А. Мауве в Гааге. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. Первая попытка найти свое место в жизни восходит к 1869 году, когда, в возрасте шестнадцати лет, Винсент поступает на работу – с помощью дяди, своего тезки (его ласкательно называют дядя Сент) – в филиал парижской художественной фирмы «Гупиль», открывшийся в Гааге. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео.
Пройдя полугодичный стаж, ван Гог намеревался поступить в Евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации и отказался от обучения. И 16 мая Винсент один отправляется в Париж. А. С. Переход от реализма, характерного для голландского периода и сохранившегося в первых парижских работах, к манере, свидетельствующей о подчинении Ван Гога (правда, никогда – безоговорочном или буквальном) диктату импрессионизма и постимпрессионизма, явственно проявился в серии натюрмортов с цветами (среди которых – первые подсолнухи) и пейзажи, написанные в 1887 году.
Родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. В Овере он энергично принимается за работу. За свою жизнь Ван Гог создал более 2100 произведений. Вот и все, что есть в этой комнате с закрытыми ставнями. Оба художника творили как раз в эти последние десятилетия XIX века.
В 1886 году Ван Гог навсегда покидает родную Голландию и приезжает в Париж, где пробует учиться живописи, посещает выставки модных живописцев, знакомится с творчеством импрессионистов. Ван Гог (van Gogh) Винсент (Винсент Виллем) (30. 3. 1853, Грот-Зюндерт, Голландия, – 29. 7. 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция), голландский художник.
Сюжеты картин голландского периода связаны с природой и бытом земледельцев Брабанта, трудом ткачей Нюэнена. Именно в Овер-сюр-Уазе Ван Гог примерно за неделю до собственной смерти написал свое знаменитое «Пшеничное поле с воронами». Ван Гог прибывает в Прованс среди зимы, там даже лежит снег. На картине изображено звездное небо, которое и является самым главным в замысле художника.
К тому же он был очень религиозен, некоторое время даже служил христианским проповедником. Срочно прибывает доктор Гаше и сразу же сообщает Тео о случившемся. В Гааге художник попытался создать семью. Начиная с картины «Уборка картофеля» (ныне в частной коллекции в Нью-Йорке), написанной в 1883 году, когда он еще живет в Гааге, тема простых забитых людей и их труда проходит через весь его голландский период: упор делается на экспрессивность сцен и фигур, палитра темная, с преобладанием глухих и мрачных тонов. Винсент Виллем ван Гог (Vincent Villem van Gogh, 1853—1890) — всемирно известный нидерландский и французский художник-постимпрессионионист. А. С. Пушкина, Москва).
Именно здесь Ван Гог создаст свои самые известные картины, в том числе, серию «Подсолнухи», «Тараскон Дилижанс», «Звездную ночь над Роной» и, конечно же, серию работ «Спальня в Арле». Одно из них – «Тамбурин», кабаре на бульваре Клиши, на Монмартре, хозяйкой которого была итальянка Агостина Сегатори, в прошлом модель Дега. Г. Уитни, Нью-Йорк «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк). В результате в конце марта 1876 г. его уволили из фирмы Goupil Cie по причине плохой работы, несмотря на покровительство родственников-совладельцев компании. Ван Гог выбрал необычный ракурс для ключевого объекта.
В феврале 1888 года он отправляется в сторону Арля, в теплые объятия Прованса. Он жил в нужде и нищете. Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. А где-то в тени полумрака расположил городские дома и горы.
Дела у него шли всё хуже и в мае 1875 он опять был переведён в Париж, где посещал выставки в Салоне и Лувре и в конце концов сам начал пробовать свои силы в живописи. — Вид картины должен успокаивать мозг, вернее сказать, воображение. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов — в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем — в фойе «Свободного театра». Однако и тот и другой накопленный опыт будет оказывать большое влияние на его дальнейший выбор.
Здесь он намеревался создать «Мастерскую Юга» — творческое объединение художников, в рамках которого все непризнанные современниками новаторы могли бы плодотворно трудиться для будущих поколений. «Вспаханное поле и пахарь» ушла с аукциона в Нью-Йоркском аукционном доме Christies за 81, 3 млн долларов. Он считал, что это полотно – его надежда не сойти с ума. Интерес к проблеме колорита, экспрессии мазка определяют поиск новой манеры.
По странному стечению обстоятельств, Винсент появился на свет 30 марта 1853 года, день в день ровно через год после того, как родился мертвым первенец Теодоруса Ван Гога и Анны Корнелиус Карбентус, получивший при крещении то же самое имя. В первую очередь это год его перехода в лондонский филиал «Гупиля», отрицательно сказавшегося на его будущем творчестве. Но не таков был Винсент Ван Гог, картины у него хорошо получалось писать, но не продавать. Выразительная мимика лица, уверенного или полного тревоги, тонкие вариации аксессуаров, цветовые контрасты немногих цветов (синего, желтого, коричневого) в написании фигуры и фонов рождают образ человека сложного эмоционального склада ищущего и находящего в своей душе отклик на волнующие его явления.
Пушкина) передает ощущение теплого солнечного дня, мягко струящегося света, прозрачного чистого воздуха. Фасады домов под звездным небом, темно-голубым или даже фиолетовым рядом зеленое дерево. Отсюда особая творческая одержимость ван Гога, его порывистая экспрессия и трагич. Живопись стала его спасением в периоды участившихся приступов болезни.
Сюжет передает красоту природы – поля, усеянного разными цветами. Однако местным властям не по вкусу такие крайности и они отказывают ему в этой должности. Винсент Ван Гог прославился написанными автопортретами. В это время, подобно импрессионистам, ван Гог создавал серии работ с изображением одного и того же вида, правда, добиваясь не точной передачи изменчивых световых эффектов и состояний, а максимальной интенсивности выражения жизни природы.
Мауве был еще к тому же дальним родственником матери Винсента. Все в том же 1886 году закладывается, наконец, фундамент Эйфелевой башни (она будет завершена три года спустя к Всемирной выставке 1889 года), передовой постройке, возведенной целиком из железных конструкций, отражавшей значение Парижа того времени как центра технологического эксперимента. Живопись Винсента не укладывается в рамки искусства символизма, находящего вдохновение в литературе и философии, приветствующего мечту, тайну, волшебство, устремляющегося в экзотику, – того идеального символизма, линия которого прослеживается от Пюви де Шаванна и Моро до Редона, Гогена и группы «наби». Таким образом Ван Гог тонко показывает контраст земного и небесного. Творчество ван Гог отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры. У художника появляются излюбленные цветовые сочетания. Он предстает в них то уверенным в себе, в элегантной серой фетровой шляпе (1887, Амстердам, Музей Ван Гога), то в несколько меланхолическом настроении, которое не согласуется с кокетливо сидящей крестьянской соломенной шляпой (1887, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), то изображая себя с палитрой перед мольбертом в момент смятения, беспокойства (1888, Амстердам, Музей Ван Гога).
Me to you. Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). К концу 1883 года бремя семейной жизни сделалось невыносимым. Систематизированная в 1891 году Альбером Орье (как уже говорилось, он станет первым критиком, давшим в 1890 году положительную оценку Ван Гогу), эстетика символизма имела своих предшественников: Пюви де Шаванна (1824-1898) и Гюстава Моро (1826-1898), «автора Саломей», которого столь почитал герой романа «Наоборот» Гюисманса, ключевого литературного произведения того периода. Художник ярко демонстрирует на первом плане непостижимую гармонию Вселенной, ее загадки и тайны.
А 22-е число того же месяца стало важной датой в жизни Ван Гога: в Арль прибывает Поль Гоген, которого неоднократно приглашал Винсент (в конце концов его убедил Тео), приняв предложение разместиться в Желтом домике. Тусклый свет от лампы, как неугасимый огонь надежды на лучшие, сближает родных. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Его родные дяди были известными и обеспеченными людьми. Прибыв в Арль, Винсент поселяется в гостинице Каррель, в доме 3 по улице Кавалери. В июле его сильно беспокоят семейные проблемы: у Тео финансовые трудности и плохо со здоровьем (он умрет через несколько месяцев после Винсента, 25 января 1891 года), да и племянник не совсем в порядке.
И именно японские гравюры послужили образцом для этих работ, а также для нескольких вариантов «Моста Ланглуа», напоминающих отдельные пейзажи Хиросиге. Ван Гог прибывает в Париж 28 февраля 1886 года. Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену. Одиночество и непонимание со стороны окружающих были постоянными спутниками Ван Гога.
То, что все же остается от предыдущего опыта, так это верность светлым тонам и работе на пленэре: краски – в особенности желтая, преобладающая в арлезианской палитре в таких насыщенных и ярких тонах, как в полотнах «Подсолнухи», – приобретают особое сияние, как бы вырываясь из глубины изображения. Этот шедевр был написан Ван Гогом по памяти.
Тема с раненымухом дважды фигурирует в автопортретах этого живописца. Столь же эмоциональное воздействие заключено в сочетаниях оттенков красного цвета, возникающих в лучах осеннего солнечного света в полотне «Красные виноградники в Арле» (1888, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Творчество двух последних лет жизни В. Г. отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений – от исступленного отчаяния (У врат вечности, 1890, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских порывов (Дорога с кипарисами и звёздами, 1890, там же) до трепетного чувства просветления и умиротворённости (Пейзаж в Овере после дождя, 1890).
Ван Гог очень привязался к ребенку и однажды написал в письме своей невестке Джо: «Он всегда с огромной заинтересованностью смотрит на полотна дяди Винсента». Время, проведенное на юге Франции, в Арле, было самым плодотворным в творчестве Ван Гога. В 1886 году Ван Гог, по рекомендации младшего брата Тео, уезжает в Париж. Не несет в себе предчувствия близкой трагедии и портрет Доктора Поля Гаше (1890, Париж, Музей Орсэ). Сам художник являлся почитателем японского искусства, особенно – жанра гравюры Укиё-э.
Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. А. С. Пушкина, Москва), но и каждый неодушевлённый предмет (Спальня ван Гога в Арле, 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам). Двери лиловые. Гогену случайно удалось остановить Винсента. Одиноко стоящий стул навевает мысль о щемящем одиночестве художника.
Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и — в некоторых случаях — использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. А. С.
Вот такая короткая творческая жизнь, длиной всего в 9 лет, была суждена этому человеку. Все заповеди Нового Завета он понимал буквально. В своей работе я нахожу отзвук того, что поразило меня. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. Благодаря брату он знакомится с некоторыми ее самыми знаменитыми представителями: Клодом Моне, Камилем Писсарро (вместе со своим сыном Люсьеном он станет другом Винсента), Альфредом Сислеем, Пьером-Огюстом Ренуаром, начинающими Полем Синьяком (с ним он будет вместе писать на пленэре) и Жоржем Сера. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи. Винсент много работал изучал жизнь города, особенно бедных кварталов.
Вдобавок импульсивный характер и бескомпромиссная позиция часто вовлекают его в споры и распри и даже Тео наконец не выдерживает и жалуется в письме к сестре Виллемине, как сделалось «почти невыносимым» жить с ним вместе. Первоначально будущий художник с большим рвением взялся за работу, добился хороших результатов и в июне 1873 года его перевели в лондонский филиал Goupil Cie. Морис Равель.
«Автопортрет с перевязанным ухом» (1889). Однако в скором времени Винсенту разонравилось жить вCarrel, говорят, его не устраивали еда и вино в ресторане отеля, в письмах он неоднократно называл местную кормежку «ядом», а через некоторое время Ван Гог начал подозревать, что владелец отеля нагло его обсчитывает. Это полотно является один из самых известных автопортретов художника.
В январе 1890 года он выставляется на восьмой выставке Группы двадцати в Брюсселе, где продает за весьма лестную сумму в четыреста франков «Красные виноградники в Арле». Стоимость картины «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» в 1990 году составила от 80 до 90 миллионов долларов. Картина «Пшеничное поле с кипарисами» была продана в 1993 году за 57 млн долларов, невероятно высокую цену в то время, а его «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» был продан в частном порядке в конце 1990-х годов.
В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия. «Хочу, чтобы это был настоящий дом для художников, — писал о будущей мастерской художник, — но чтобы никаких ценностей в нем не было, абсолютно никаких ценностей — даже наоборот, но чтобы всё от стула до картины имело бы особый характер». При этом он был выходцем из весьма состоятельной семьи и если бы захотел, мог бы продолжать семейное дело (торговля живописью и предметами искусства). Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях.
Повторно художник был госпитализирован 7 февраля и его снова изолировали от окружающих. В Сен-Реми были созданы выдающиеся полотна Ван Гога. Его переписка с братом (с 13 декабря 1872 года по 1890 год Тео получает 668 его писем из общего числа 821) как всегда полна трезвого самоанализа относительно своего умственного и эмоционального состояния и насыщена ценной информацией о художественных замыслах и их воплощении. Эта картина была написана Ван Гогом в качестве подарка на день рождение племянника. Теплые оттенки голубого придают картине умиротворённость и гармонию. По возвращении, после настойчивых расспросов четы Раву, обеспокоенных его подавленным видом, он признается, что стрелял в себя из пистолета (оружие так никогда и не будет найдено).
То, что в случае с Винсентом судьба избрала фактор неожиданности, сделав чрезвычайно знаменитым и почитаемым автора, при жизни безвестного и презираемого, начинает проявляться, как кажется, уже в событиях 1890 года, решающего для несчастного художника, в июле закончившегося для него трагически. Но худшее наступает тогда, когда Винсент, сменив ставшую слишком дорогой квартиру на пансион, который содержит вдова Луайе, влюбляется в ее дочь Урсулу (по другим данным – Евгению) и оказывается отвергнутым. Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». Эта композиция поглощена в таинственный вихрь галактик, спокойствие и гармонию Вселенной.
Отцом Винсента был Теодор Ван Гог (родился 08. 02. 1822), протестантский пастор, а матерью — Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Его речи часто были сумбурны, мне трудно было понять их логику. Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). На полотне художника изображено поле, его часть, усыпанная цветами.
«Я мечтаю украсить ателье полдюжиной полотен с подсолнухами, — пишет Ван Гог. Картина считается одной из самых последних полотен великого художника.
За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Здесь ему предстояло написать свои самые гениальные творения. В период одного из них он поранил себе ухо. Ван Гог был постоянным членом самых престижных художественных выставок, его картины демонстрировались модными и успешными арт-дилерами на так называемых «домашних выставках». Так он и поступает.
Пушкина). «Порой мне кажется, что моя кровь начинает более или менее циркулировать снова, — писал из отеля Carrel Винсент своему брату Тео, — в Париже я не чувствовал себя живым и я не мог выносить этого больше». Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников.
Сын пастора. Она была построенаво времена правления Адриана, а вмещает примерно 24 тысячи зрителей. А. С. Пушкина, Москва). Он хочет видеть себя то художником, то пастором, то элегантным парижанином. Глубокая душевная тревога выражена в изображенных художником вихрящихся формах оврага Пейруле, стволов олив и кипарисов искривленных объемах церкви в Овере и лечебницы в Сен-Реми. Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Сюжет взят з реальной жизни — на полотне представлена семья бедных крестьян за ужином. В 30-летнем возрасте В. Г. начинает заниматься живописью и создаёт обширную серию картин и этюдов, выполненных в тёмных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к простым людям (Крестьянка, 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло Едоки картофеля, 1885, фонд В. ван Гога, Амстердам).
Параллельно, он работает над серией «Подсолнухи», о чем подробно рассказывает в письме художникуЭмилю Бернару. О пасторской деятельности умершего отца напоминает «Натюрморт с раскрытой Библией» (1885, Амстердам, Музей Ван Гога). с тонкими полосами оранжевого». После окончания школы молодой Винсент работал в художественной компании «Гупиль и Ко», совладельцем которой был его дядя, занимался продажей картин. Меняется роль человека в картинах Ван Гога — его нет совсем или же он является стаффажем.
В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. На этом полотне Ван Гог изобразил террасу кафе на площади Форум в Арле, Франция. Лейтмотивом арльского периода стали его слова: «Жизнь надо искать в цвете». «Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны», – признается он в письме к брату.
(«Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Одним из самых ярких художников XIX века имя которого известно всем поклонникам живописи, является Винсент Виллем Ван Гог (30. 03. 1853 – 29. 07. 1890). На юг, в Арль Винсент перебрался в 1888 году. Стены — бледно-фиолетовые, пол — из красных плиток.
Вот тогда Ван Гог и начал рисовать. О произошедшей в Арле трагической ссоре и последовавшем за ней разрыве между Ван Гогом и Полем Гогеном повествуют полотна «Кресло Гогена» (1888, Амстердам, Музей Ван Гога) и «Стул и трубка» (1888—1889, Лондон, Национальная галерея). 27 июля 1890 года Ван Гог смертельно ранил себя из револьвера в приступе мучившей его душевной болезни и был похоронен в небольшом городке Овере на реке Уазе (провинция Иль-де-Франс), где провел последний период своей недолгой жизни.
Мебель — крупных размеров и всем своим видом выражает незыблемый покой. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым». Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма — мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Крыши.
«Звездная ночь» (1889). Несмотря на то, что болезнь продолжала развиваться, он все еще работал.
Рамка — поскольку в картине нет белого — будет белой». В число проданных за более чем 100 миллионов (в эквиваленте 2011 года) входят: «Портрет доктора Гаше», «Портрет почтальона Жозефа Рулена» и «Ирисы».
В этот период тёмная палитра постепенно уступала место сверканию чистых голубых, золотисто-жёлтых и красных тонов, всё свободнее и динамичнее становился мазок (Мост через Сену, 1887, фонд В. ван Гога, Амстердам Портрет папаши Танги, 1887, Музей Родена, Париж). В 1874 году Винсента перевели в парижский филиал фирмы, но после трёх месяцев работы он снова уезжает в Лондон. Ван Гог же всецело посвятил себя живописи.
У данного полотна есть своя история. Но при жизни дело обстояло совсем иначе. Шедевром этого периода является полотно «Едоки картофеля» (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога), созданное в апреле-мае 1885 года, на котором художник изображает обычную сцену из жизни крестьянской семьи. Напряженная работа ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889–1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством.
Лишь вдали видно очертание горы и сонный город. Умывальник — оранжевый, таз — голубой. Особой пластической силой наделяется желтый цвет, олицетворяющий энергию солнца. 8 мая 1889 года Ван Гог добровольно отправился в психиатрическую лечебницу монастыря Сен-Поль-де-Маусоль в Сен-Реми-де-Прованс, где впоследствии и написал свою знаменитую «Звездную ночь». Сегодня в бывшем старом госпитале Арля открыт Центр Ван Гога, здесь хранятся документы, связанные с пребыванием художника в больнице, есть экспозиционные залы, но главная ценность — внутренний дворик с арками, отреставрированный в цветовой палитре картины«Больничный сад в Арле».
На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». В результате его попросили уехать. С 24 сентября 2013 года картина «Закат в Монмажуре» выставлена в Музее Винсента Ван Гога в Амстердаме. Знаменитая Арена — главная достопримечательность Арля, тоже увековечена Ван Гогом.
В 1880-х гг. Винсент пойдет как по первому, так и по второму пути, но в обоих случаях потерпит неудачу. Пар от картофеля – единственное, что согревает их души. Ван Гог, чье творчество сейчас искусствоведы называют характерным примером постимпрессионистической живописи, в свое время не получил систематического академического образования и вообще творить начал довольно поздно.
«Пшеничное поле с кипарисами» (1889). В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914). Ван Гог начинает действовать в городе возможностей и побуждений при помощи брата Тео, который дал ему пристанище у себя в доме на улице Лаваль (ныне улица Виктор-Массе). Что же было на самом деле, остается неизвестным. Так, госпожа Жину будет позировать ему для «Арлезианки», почтальон Рулен – старый анархист веселого нрава, описанный художником как «человек с большой сократовской бородой», – будет запечатлен на некоторых портретах, а его жена появится в пяти вариантах «Колыбельной». В январском номере журнала «Меркюр де Франс» появилась первая восторженная критическая статья о его творчестве за подписью Альбера Орье. Там он за два с небольшим месяца написал почти восемьдесят полотен.
Отражения в воде. Винсент Ван Гог (Vincent Van Gogh) оставил после себя большое количество рисунков, набросков и детально проработанных графических произведений. Семь лет Ван Гог был успешным торговцем искусством и часто посещал Гаагский музей.
С наступлением лета художник начинает заваливать письмами знакомых живописцев, приглашая их приехать в Арль. Планируете поездку на отдых. В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого.
Природа полна в нем просветленного чувства покоя. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. И вот 27 июля Ван Гог выходит из дома и отправляется в поля, чтобы поработать на пленэре. При жизни художника его творчество не было так широко известно, как сегодня.
Ван Гог обладал очень отзывчивой, доброй и сострадательной душой. В парижский период Ван Гог написал много автопортретов (более двадцати). Гогена очень быстро начал раздражать образ жизни Ван Гога, в первую очередь, вечный беспорядок, царивший в его мастерской. «С самого начала меня шокировал ужасающий беспорядок в доме Винсента, — вспоминал Гоген.
Все идет вполне удачно вплоть до 1873 года. Ничего хорошего из этой затеи не вышло. Недолгая работа в Брюсселе, Эттене, Гааге, Дренте, Нюэнене, Антверпене (где он посещал классы Академии художеств), путешествие в Гаагу, Лондон, Париж в 1869—1875 годах обогатили его, позволили принять окончательное решение посвятить себя живописи.
Это известное полотно Ван Гога является первой версией последующих трех аналогичных картин, которые ссылаются на нее и названы гораздо проще – «Спальня».
Отказ возлюбленной потряс и разочаровал будущего художника постепенно он потерял интерес к своей работе и начал обращаться к Библии. Хотя ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). Его напряжённая работа в последние годы его жизни осложнялась приступами душевной болезни, которая привела художника к трагическому конфликту с Гогеном, также приехавшим в Арль. Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний.
Он почти не играл с другими детьми. И все кончается ссорой, которая приводит Винсента к нервному срыву. Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру».
Там впервые выставляются Сера со своей картиной «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» и Синьяк, впоследствии возглавившие движение постимпрессионизма (известное также как дивизионизм или пуантилизм), которое ознаменовало конечный этап импрессионизма, доведя до крайности его технические основы. Еще одно важное место для поклонников творчества Ван Гога находится к северу-востоку от города. Художник впервые поднялся сюда уже через две недели после приезда в Арль. Брат узнает о приезде Винсента только из записки с предложением встретиться в Лувре, которую ему доставляют в художественную галерею Буссо Валадон, новых владельцев фирмы «Гупиль и Ко», где Тео постоянно работает с октября 1879 года, дослужившись до директора.
Прекрасная природа этих мест завораживает художника. Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника. В 1869-76 служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 – учителем в Англии. И именно под руководством этого признанного мастера в 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), Ван Гог создает свои две первые живописные работы: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (ныне в Амстердаме, в Музее Винсента Ван Гога) и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» (Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт). Начинается период горечи и одиночества, который он проводит на севере Голландии в Дренте.
Тревожное предчувствие исходит от напряженной красно-желтой и сине-желтой гаммы полотен с видами ночного Арля (Ночное кафе, 1888, Нью-Хейвен, Художественная галерея Йельского университета Терраса кафе ночью, 1888, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер). Но парижская действительность совсем иная, там царит дух соперничества и напряжение. Хотя грани их творчества все же различаются.
Повторное исследование «Заката в Монмажуре»провели специалисты Музея Винсента Ван Гога Луи ван Тилборг (Louis van Tilborgh) и Тей Медендорп (Teio Meedendorp). «Когда я увидел Париж в первый раз, меня охватила тоска, такая навязчивая и неистребимая, как больничный запах. Здесь он проводит три дня у брата, знакомится с его женой и недавно родившимся ребенком – своим племянником. Юность Ван Гога прошла в Голландии.
(Винсент Ван Гог), Из писем к брату Тео. Муз. Таким образом написанные ночные виды – отметим «Ночное кафе» и «Звездная ночь над Роной», оба созданные в сентябре 1888 года, – становятся одними из его самых чарующих картин и обнаруживают, до какой степени яркой может быть ночь. Там же он получал уроки рисования.
Тео посылает ему на жизнь и работу двести пятьдесят франков в месяц. «Я нахожу, что то, чему я научился в Париже исчезает и я возвращаюсь к тем мыслям, что пришли ко мне на природе, до знакомства с импрессионистами», – пишет Винсент в августе 1888 года Тео. Такое непростое сочетание двух различных направлений в искусстве обеспечило живописцу полный успех этой картины. «В Аньере, я видел больше красок, чем когда-либо раньше», – отметит он.
В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль». Его художественные вкусы часто ставили меня в тупик». 30 марта 159 лет назад в одной из деревень Голландии родился Винсент Ван Гог. Темная колористическая гамма полотна «Едоки картофеля» (1885, Амстердам, Музей Ван Гога) отражает стихию сурового и простого быта крестьян Голландии. В конце 1889 года, в момент кризиса, он проглатывает краски.
«Закат в Монмажуре» был закончен в июле 1888 года, но по какой-то причине художник не подписал картину, а после смерти Винсента Ван Гога она находилась в коллекции его брата Тео. Позднее будет найдена квартира побольше на улице Лепик. Среди этих пейзажей – «Мосты в Аньере» (ныне в частной коллекции в Цюрихе), где изображено одно из излюбленных мест в импрессионистской живописи, которое неоднократно привлекало художников, как, впрочем и другие деревеньки на берегу Сены: Буживаль, Шату и Аржантейль. Однако центральными в композиции предстают ирисы, что и объясняет название шедевра. Переезд В. Г. в 1888 в Арль открывает период его зрелости.
Для него, с восторгом читавшего «О подражании Христу», стать слугой Господа означало прежде всего посвятить себя конкретному служению ближнему, в полном соответствии с евангельскими постулатами. «Мне ничего не разрешают, даже курить, что разрешено другим пациентам. Ван Гогу по праву принадлежит исключительное место в искусстве XIX столетия.
Так рождаются фантастические шедевры «Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой», «Оливы, синее небо и белое облако» – произведения из серии, отличающейся предельным графическим напряжением, которое усиливает эмоциональное исступление неистовыми завихрениями, волнообразными линиями и динамичными пучками. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». В 1886 году художественная жизнь столицы богата захватывающими событиями.
Динамика цвета и мазка в картинах Ван Гога наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей (Красные виноградники в Арле, 1888, ГМИИ, Москва), но и неодушевленные предметы (Спальня ван Гога в Арле, 1888). Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры — Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). «Ночная терраса кафе» остается одной из наиболее анализируемых и обсуждаемых картин Ван Гога.
Тот испугавшись, бежит из дома и отправляется в гостиницу. Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку». Он часто отправлял им эскизы своих будущих полотен, как сделал это и с картиной «Спальня в Арле».
После неприятного инцидента с Гогеном им был написан еще один автопортрет. Это холм Монмажур (Montmajour), где расположено аббатство Святого Петра. Стиль этой картины стал совершенно новаторским, ведь до Ван Гога художники работали на натуре лишь в дневное время, а уже потом в студии меняли цвета на ночные. Следуя традиции, поколения Ван Гогов избирали для себя две сферы деятельности: церковную (Теодорус сам был сыном пастора) и торговлю произведениями искусства (как трое братьев отца). Сейчас его произведения украшают собрания самых знаменитых галерей и музеев мира. Интересно, что одно из кафе Хорватии скопировало дизайн из картины художника. «Ирисы» (1889).
В серии натюрмортов «Подсолнухи» (1888—1889, в разных европейских музеях) он обретает символическое звучание. В 1880 году Винсент поступает в Брюсселе в Академию художеств. Звуки природы Фрэнк Дюваль.
Но в скором времени отношения с родителями резко ухудшаются, а затем и вовсе прерываются. На сегодняшний день полотно занимает 15 место в списке самых дорогостоящих произведений.
На этот раз его избранницей стала беременная уличная женщина Христин, с которой Винсент познакомился прямо на улице и, движимый сочувствием к её положению, предложил переехать к нему вместе с детьми. «Пшеничное поле с кипарисами» — это одна из трех известных картин Ван Гога, которые схожи между собой композицией. Он ходил в самой простой одежде, скудно питался и жил в самых бедных лачугах.
Картина «Ирисы» был продана в 1987 году за 53, 9 миллионов долларов. «Ночная терраса кафе» (1888). В Париже художник работает как одержимый, впрочем, как и всегда. Занявшись изучением теологии, в 1878-79 был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров защита их интересов привела Ван Гога к конфликту с церковными властями. Результатом такого увлечения стала серия картин с собственным изображением.
«Цветущие ветки миндаля» (1890). Очень скоро они расстались. Целый год он посещал занятия в Королевской Академии изящных искусств, а затем решил вернуться к родителям, так как считал, что может заниматься самостоятельно. Среди наиболее узнаваемых работ Ван Гога, это полотно является самой известной.
«Надо понять определяющее слово, содержащееся в шедеврах великих мастеров», – пишет он Тео в июле 1880 года, – «и там окажется Бог». В желтом цвете здания художник тоже видел определенную магию.
Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Это желание вновь начать, упорядоченно и спокойно, контролировать свои эмоции и воспроизводить их на холсте четко и гармонично: в портретах (два варианта «Портрета доктора Гаше», «Портрет мадмуазель Гаше за пианино», «Двое детей»), в пейзажах («Лестница в Овере») и в натюрмортах («Букет роз»). Творческий путь Винсента Ван Гога условно делится искусствоведами на три периода: голландский (1881-1886 гг. ), парижский (1886-1888 гг. ) и поздний, продолжавшийся примерно с 1888 г. до момента смерти художника в 1890 году.
В 1887 году, когда он уже переехал в Париж – место, куда с XIX века неотступно стремились все те, кто так или иначе был причастен к искусству, – он пишет своей сестре Виллемине: «Я считаю, что из всех моих работ картина с крестьянами, которые едят картофель, написанная в Нюэнене, безусловно лучшее из того, что я сделал». Одеяло — ало-красное. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения – от исступленного отчаяния и мрачного визионерства (Дорога с кипарисами и звездами, 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) до трепетного чувства просветления и умиротворения (Пейзаж в Овере после дождя, 1890, ГМИИ, Москва). На Рождество Винсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию.
«Спальня в Арле» (1888). Интересно, что «фирменные» штрихи, точки и волнообразные линии в его поздних работах (1887-1890 годов) не только идеально соответствуют экспрессивной живописной манере художника, но и более чем выразительно смотрелись бы в технике гравюры и литографии. На этом заканчивается его формальное образование. В том же 1886 году поэт Жан Мореас публикует в «Фигаро» «Манифест символизма», обозначив этим термином существующую, по его определению, тенденцию созидательного духа в искусстве. Среди них есть и многочисленные зарисовки пером и карандашом, которыми художник часто иллюстрировал свои письма к брату Тео и самостоятельные работы (относящиеся больше к раннему периоду творчества) и подготовительные эскизы к картинам, нередко полностью тождественные по композиции его живописным полотнам.