Одним из самых впечатляющих и колоритных направлений японской живописи является пейзаж. С VIII века в Японии начинается развитие жанровой и пейзажной живописи. С VIII века в Японии начинается развитие жанровой и пейзажной живописи.
Его пейзажная монохромная живопись тушью отмечена проникновенным пониманием свободной природы, лаконичной образной передачей пространства, сочетанием мягких тонов и энергичных линий. Слово э в термине укиё-э означает «картина». В XVIIвеке формируется особое направление в искусстве, получившее название укиё-э.
Японская живопись (яп. В юности он ушел в монастырь, где принял учение Дзэн. «Реальные виды» Хякусэна и Бусона также далеки от этого. Один из самых известных и популярных – Такаши Муроками (Takashi Murakami), вместе со своими коллегами по студии Каикаи Кики (Kaikai Kiki). Темой для живописного свитка «Ловля сома тыквой-горлянкой» послужила дзэнская загадка (коан) о том, как поймать скользкого сома при помощи отполированной тыквы-горлянки. Ее придумал Асикага симицу и приказал художнику выполнить для него ширму с данным сюжетом.
Благодаря данному приему зритель изучающий пейзаж, в определенной степени также является его создателем, поскольку пытается разгадать «секрет» художника через собственные эмоции и мироощущение. Кано Эйтоку (Kano Eitoku) разработал способ изображения грандиозных пейзажей на скользящих дверях, огораживающих комнаты. Монастыри были главными очагами культуры в средневековой Японии. То же назначение сохранялось у них и в последующем периоде Эдо (Edo), когда сёгунат Токугава (Tokugawa) продолжил продвигать работы школы Кано как официально санкционированный вид изобразительного искусства для сёгуна, феодалов (daimyo) и императорского двора. Однако, в период Азучи-Момояма существовали и развивались художники и течения в живописи, не относящиеся к школе Кано они перенимали китайские тематикии применяли их с использованием японских традиций. Гравюру создавали художник, резчик и печатник. кайга, «картина, рисунок»)— один из наиболее древних и изысканных японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей.
Практиковались и многие старые школы, особенно периода Токугава. Центрами культуры и искусства позднего средневековья (оно затянулось в Японии практически до XIX века) становятся наряду с древними городами Нара и Киото новая столица Эдо (современный Токио), Осака, Нагасаки и др. После этого художники японской «южной школы» тоже рисовали «реальные виды», однако по сравнению с эпохой Бусона и Тайга число таких картин стало заметно меньше и можно сказать, что это было шагом назад. Следовательно, если подразумевать под «сансуй» пейзажную живопись в чисто китайском стиле, то назвать «Сэндзуй-бё:бу» «сансуй» в полном смысле этого слова довольно затруднительно. Популярными были изображения театра кабуки, проституток и пейзажи. Не случайно ее так и назвали — «укиё-э» (слово «укиё» означает в переводе темное, мирское, обиходное»). Среди эскизов Бунтё из-за свободной манеры письма на первый взгляд не похожие на него иллюстрации «Свитка с видами главных городов провинций» отличаются блистательной мягкостью, свежестью и живостью. Работы Камиля Писарро (Camille Pissarro), Поля Сезанна (Paul Cezanne) и Пьера Августа Ренуара (Pierre Auguste Renoir) повлияли на живопись в начале периода Тайшо.
Примером такого сочетания является живопись на ширмах. Украшали этот «земной рай» беззаботные красавицы, законодательницы мод известность некоторых из них соперничала со славой знаменитых актеров театра Кабуки. К ним относится и Сообшество Карандаша (Fusain Society, Fyuzankai), которое тяготело к постимпрессионизму, особенно фовизму. Например, даже если мы возьмем «Шесть знаменитых видов Киото», то в ней он подражал основным чертам манеры Фань Куаня, Ми Фэя, Цзюй Жаня, Ли Бо, Ли Тана, Ся Гуя и других художников школ Бундзинга и Интайга (придворная живопись), начиная с северной Сун и заканчивая Южной Сун. Традиционный японский пейзаж – горы.
вступает в период расцвета. Вслед за бытовой живописью гравюра стала называтьсяукие-э. Вместе с тем, подавляющее большинство художников эдоской «южной школы» отошло от ограниченности формы традиционного китайского пейзажа. В 1914 году Никакаи (Nikakai, Общество Второго Дивизиона) создали выставку в оппозицию финансируемой правительством выставке Бантен. На традиционную японскую живопись периода Тайшо лишь слегка повлияли соперничающие европейские движения, такие как неоклассицизм и поздний постимпрессионизм. Занимателен тот факт, что к концу периода Тайшо начал возрождаться стиль Нихонга (Nihonga), перенявший некоторые черты постимпрессионизма.
«Реальные виды» Хякусэна и Бусона также далеки от этого. Спустя век, художник Корин (Korin) переработал стиль Сотатсу и создал великолепные картины в своем собственном стиле. Другой важный жанр, появившийся в период Азучи-Момояма, но достигший пика своего развития в начале периода Эдо – Намбан (Namban), который изображал экзотичных иностранцев и использовал экзотичный иностранный стиль изобразительного искусства. Именно на парных ширмах написаны «Красные и белые цветы сливы» — самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658-1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи. Японский исследователь Такаси Исикава, говоря о ма, отметил: «Художник через пустое пространство может выразить такие явления природы, как туман, дымка, облака, вода или дать намек на бесконечность мира». Важной деталью является то, что сам по себе китайский пейзаж – это не реальное отображение какого-либо участка местности, а собственное творение автора, плод его восприятия окружающей действительности, фантазии.
Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать. Одна из значительных школ, появившихся в начале периода Эдо – школа Римпа (Rimpa), которая использовала классические сюжеты, но представляли их в смелом и ярком формате. Именно на парных ширмах написаны Красные и белые цветы сливы -- самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658--1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи.
выдающийся мастер монохромной живописи Као Нин-га писал сильными, грубыми мазками. Первым и наиболее популярным стал жанр бидзинга («картины красавиц»). Даже когда он работал над свитком с китайскими пейзажами «Красная скала и озеро Дунтин», он часто приходил к озеру Бива, чтобы изучить, как выглядят волны – говорит Куваяма Гёкусю. И-маки также являются одними из самых ранних и великолепных примеров стилей живописи отоко-и (otoko-e, мужские картины) и онна-и (onna-e, женские картины).
Эти «художники западного стиля», не осознавая этого, считали себя новыми реформаторами, но на самом деле продолжали старое и находились в противоречии с попытками создать новые картины. Япония – одна из самых богатых историей и культурой держав. Но есть в них и нечто общее, характерезующее почерк мастера. Первым художником, обратившимся к новым сюжетам в гравюре, стал Кацусика Хокусай (1760-1849).
Этот термин достаточно сложен и многозначен. н. э. ). В двадцатилетнем возрасте он рисовал «Горный водопад Мино», «Иллюстрированный свиток живописных мест провинции Муцу», главной темой которого был остров Мацусима, «Вид вершины Асама», в 30-летнем возрасте «Альбом с видами цветов-волн (брызги волн, образующие форму, похожую на цветы – прим. Это был особый мир, где не существовало обыденных житейских проблем и социального неравенства.
Самое ранее из подобных изображений датируется 1053 годом и находится в Бёдо-ин (Byodo-in), храмеУджи (Uji) вКиото. Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика Хокусая.
Верхняя часть свитка покрыта каллиграфическими надписями, большей частью поэтическими. Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве -- укиё-э. Живопись в традиционном стиле (нихонга) продолжала оставаться модной, обновляя техники изображения, при этом сохраняя свойственные им особенности. В ней к этому времени выделились два основных направления: ямато-э – придворная живопись светского направления, основанная на сочетании четких, плоских силуэтов и декоративных цветовых пятен и суйбокуга (или сумиё-э) – монохромная живопись тушью, зародившаяся в дзэнбуддийских монастырях, где проповедовались интуиция и созерцание как путь достижения истины. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле или стиле ямато-э (живопись Ямато).
Первое время дзэн-буддизм в Японии находился под сильным китайским влиянием. Художники прошлого в своих пейзажах стремились создать обобщенный образ природы исполненный величия и внутренней гармонии.
В отличие от обычных гравюр суримоно не продавали в книжных лавках. Он стал рисовать в китайской манере и имел большое количество учеников и последователей.
Затем изготовлялись черно-белые оттиски, на них художник наносил необходимые цвета. Школа Кано (Kano) получила покровительство Оды Нобунаги (Oda Nobunaga), Тойотоми Хидеёши (Toyotomi Hideyoshi), Токугавы Иеясу (Tokugawa Ieyasu) и их последователей, её размер и престиж сильно выросли. Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве — укиё-э.
В пропаганду правительства было вовлечено множество художников и критическими обзорами их работ дело не ограничивалось. После войны, в 1947 году была создана спонсируемая правительством Японская академия искусств (Japan Art Academy, Nihon Geijutsuin), включающая отделы как по нихонге, так и по йоге. В период Тайшо европейские стили доминировали над традиционными. Искусство эпохи Эдо (1615--1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан -- третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального.
Вся творческая жизнь Минтё прошла в монастыре Тофукудзи в Киото, входившем в так называемую систему «пяти храмов» (годзан), проповедовавшую китайскую культуру. Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч. В эдоской «южной школе», уже у учителя Кадзана появляются эскизы пейзажей с натуры. Реальные пейзажи в этом стиле абсолютно очевидно отличались от традиционных сансуй.
Этот синтетический вид искусства соединял в себе живопись, поэзию и каллиграфию, где все составляющие были равнозначны. Эти огромные ширмы и настенные рисунки должны были украшать дома и дворцы военной знати. Таких героев называли «уединенным человеком, вольным мужем», который наслаждался покоем и созерцательностью одинокой жизни в горах, предавался беседам с друзьями и размышлениям о природе. Непревзойденный шедевр Сэссю — картина «Зимний пейзаж» (1480 -е годы).
Природа в работах художника величественна и спокойна, краски умиротворяюще приглушены. Художник делал контурный рисунок тушью на тонкой прозрачной бумаге. В период Муромати (1392-1578) соотношение между буддийской живописью, живописью в японском стиле и монохромной живописью решительно сдвигается в пользу последней. Позднее, с периода Хэйан (794–1185), на гравюрах появились божества и исконно японского синтоистского пантеона, а также священные животные (черепаха, журавль, карп). Запад соприкоснулся с принципиально иной системой, где были решены задачи, которые ставили перед собой импрессионисты и постимпрессионисты: усиление роли локального пятна и чистого цвета, передача в картине эмоционального образа природы. одно из нескольких сохранившихся произведений, «Сэндзуй-бё:бу» («ширма с горами и водами»), являясь пейзажем с элементами жанровой живописи использовалась для религиозных обрядов.
Центром этого жанра стал портовый город Нагасаки (Nagasaki), который, после введения сёгунатом Токугавы политики изоляции, стал единственным японским портом, получившим разрешение вести торговлю с иностранными государствами Нагасаки стал единственным путем проникновения китайских и европейских влияний на искусство в Японию. Живопись в Японии появилась в самый древней период истории страны. Всюду царит гармония, а от каждой картины буквально веет спокойствием. Возникшая в XVIIвеке в среде набиравшего силу «третьего сословия» – горожан, ремесленников, торговцев – ксилография отражала их взгляды на искусство.
Не случайно ее так и назвали -- укиё-э (слово укиё означает в переводе темное, мирское, обиходное).
Ма может содержаться в спектакле театра Но или Кабуки, в архаических танцах и песнях – пауза во время действия встихотворении – тогда это цезура вживописи или гравюре – это незаполненные «пустые» части поверхности бумаги или шелка. Например, декоративный натурализм школы римпа (rimpa), для которого характерны великолепные чистые цвета и подтеки краски, был отражен в работах многих художников после войны и в картинах Хикосаки Наоёши (Hikosaka Naoyoshi) в 1980-х. В этом стиле работали такие художники, как Ике но Таига (Ike no Taiga), Урагами Гиокудо (Uragami Gyokudo), Йоса Бусон (Yosa Buson), Таномура Чикуден (Tanomura Chikuden), Тани Бунчо (Tani Buncho) и Ямамото Баитсу (Yamamoto Baiitsu). Из-за строгой финансовой и социальной политики сёгуната Токогава дорогие произведения этих жанров и стилей были лимитированы для высших слоев общества и недоступны, даже запрещены для низших классов. Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле или стиле кара-э.
Одновременно оно могло пониматься как «быстротекущий мир наслаждений». Часто одни и те же художники работали и в той и в другой технике. Японская гравюра в 1780-1790 гг.
Начальный этап в развитии сюжетной гравюры связан с именем Хисикава Моронобу (1618--1694). Эта идея «нравоучительной живописи» Кокана, так и продержалась у художников в западном стиле конца сегуната вплоть до Такахаси Юити и в этом отношении она была архаичной, вот таким образом нельзя делать безоговорочный вывод, что они были новыми из-за того, что рисовали в западном стиле. Даже если посмотреть на труды Сиба Кокана по изобразительному искусству, то он одновременно с новыми теориями, взятыми у европейской живописи, с другой стороны был глубоко убежден в идее старинной китайской нравоучительной живописи, которая считала, что картина должна иметь практическое значение, как инструмент «поощрения добродетели и наказания порока». Хотя Ниттен изначально являлась выставкой Японской академии искусств, с 1958 года ею заведовала отдельная частная корпорация. Большая часть пространства картины оставалась незаполненной, «пустой», а предстающие зрителю еле различимые вершины гор и пагод, человеческие фигуры, почти скрытые деревьями или камнями, как бы окутаны туманом.
Сохраняется даже портретное сходство. Но, пожалуй, самыми заметными являются отличия в тематиках. Их основой, вероятно, была ностальгия по чисто японским видам природы, как в «Ширме с соснами на морском берегу» школы ямато-э, но ее выражение абсолютно другое и не преследуя целью модную декоративность, как в тех произведениях, они показывают лиричность и любовь к японской природе через изобразительные приемы живописи тушью. В их основе лежала идея Пустоты. Гравер, наклеив рисунок лицевой стороной на доску продольного распила (для этого использовалась древесина вишни иногда груши или самшита), вырезал первую печатную форму. В этот период в Японию после долгого пребывания в Европе вернулись многие художники (включая Аришиму Икуму (Arishima Ikuma), принеся с собой техники импрессионизма и раннего постимпрессионизма.
Единственное, что остаётся неизменным – обязательное присутствие цветов. До XIXвека японцы практически не знали печатного станка. Реализм школы Маруямы Окио (Maruyama kyo) и каллиграфический и спонтанный Японский стиль также практиковались в восьмидесятых.
Контраст в атмосфере картины – ещё одно замечательное качество японской культуры. Именно в Эдо (Токио), новой столице страны, началось становление нового направления в изобразительном искусстве – жанровой живописи, получившей название укиё-э («картины повседневной жизни»). Например.
Эта картина также считается самым ранним примером японского стиля живописи Ямато-и (Yamato-e), в котором изображаются местности вокруг Киото. Никаких бурных страстей, лишь радость созерцания и радость мирного труда.
Финансирование правительством выставок прекратилось, но появились частные выставки, такие как Ниттен (Nitten), которые были даже обширнее. Китайские мастера придерживались принципа: разнообразие — закон природы, но не композиции. Вот из-за этого то луна и становится яркой. Техника исполнения японских картин настолько высока, что может служить примером по работе с акварелью и выполнению «отмывки» графических работ.
Их издавали частным образом и для этого применяли особые краски и особую технику печати. Это «Коё-тансё», который Бунтё нарисовал по следам своего путешествия в сопровождении начальника береговой охраны провинций Сагами и Идзу пожилого Мацудайра Саданобу, однако их стиль немного натянутый и несвободный. Красавицы, запечатленные в живописи, утрачивали индивидуальные черты, поскольку художникам важно было передать в создаваемом образе идеализированное представление о прекрасной женщине, отстраненное от обыденности реальной жизни (рис. 72). Простые рисунки из палочек и геометрические композиции встречаются на гончарных изделиях периода Йомон (Jomon) и на бронзовых колоколах дотаку периода Яёй (Yayoi) (300г.
Созерцание работ вносит гармонию и умиротворение в мир смотрящего. Однако если главной темой пейзажа нового времени была природа сама по себе, то пейзаж укиё-э до конца не отходил от изображения людей. Однако к середине периода Нара стали популярны изображения в стиле династии Танг (Tang). Хокусай в своих пейзажах первым заечатлел в искусстве реально существующие виды Японии. После абстракционизма 1960-х, 1970-е застали возвращение к реализму под влиянием таких течений, как "оп" и "поп", которые воплотились в 1980-х в великолепных работах Шиохары Ушио (Shinohara Ushio).
С развитием в Японии тайных буддистских сект Шингон (Shingon) и и Тендай (Tendai) в VIII и IX веках, стали преобладать религиозные картины, чаще всего изображавшие Мандалу (Mandala). Интерес к женским персонажам не случаен. Этот период ознаменовался разделением изобразительного искусстваЯпонии на конкурирующие западные и традиционные стили. Западный стиль живописи (Йога, Yga) официально поддерживался правительством: подающих надежды молодых художников посылали учиться за границу иностранные художники нанимались, чтобы проводить занятия в японских школах. Однако после начальной популярности западного стиля, маятник качнулся в другую сторону и, ведомое критиком Окурой Какузо (Okakura Kakuzo) и преподавателем Эрнестом Феноллоса (Ernest Fenollosa), возродилось признание традиционных японских стилей. Настенная живопись с геометрическими и образными композициями были найдены во множестве склепов периода Кофун (Kofun) (300-700гг. Шубун, монах монастыря Шококу-джи (Shokoku-ji) в Киото, написал картину "Чтение в бамбуковой роще" (Reading in a Bamboo Grove), реалистичный пейзаж с глубоким удалением в пространстве.
Эмакимоно включали в себя иллюстрированные художественные произведения (например, Генджи Моногатари (Genji Monogatari) исторические хроники (например, Бэн Дайнагон Экотоба (Ban Dainagon Ekotoba) и религиозные записи. Сюжетами гравюр были в основном жанровые сценки из повседневной жизни города и его обитателей: торговцев, артистов, гейш. С Сэссю Тоео (1420– 1506) началась японская живопись дикой природы. Стиль онна-и, представленный в свитке "Сказание о Генджи", обычно изображает жизнь при дворе, чаще всего жизнь придворных дам и романтические сюжеты. Почему Тайга стал изображать так много реальных видов.
Важную роль в жизни городов играли так называемые «веселые кварталы», бывшие единственным местом, где горожанин мог ощутить себя свободным, независимым человеком, которому доступны все земные радости. Живопись укиё явилась непосредственным предшественником гравюры укиё. В суримоно обязательно вводилась поэтическая надпись, дополняющая, а иногда и поясняющая художественный образ. Не существовало даже четкого деления на мастеров живописи и гравюры. Самый ранний сохранившийся пример находится в пятиярусной пагоде Дайго-джи (Daigo-ji), храме на севере Киото (Kyoto). Пейзажная живопись Японии получила развитие уже в ХIV веке.
Монастырь Сёкокудзи относился к школе Риндзаи-дзэн известной также под названием «школа внезапного просветления». Однако, главным в творчестве мастера стали пейзажи, выполненные в монохромной технике суйбокуга («живопись тушью и водой»). Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле или стиле ямато-э (живопись Ямато). Традиция любования цветущей сакурой появилась в Японии в VII веке. Возможно, следуя этой традиции, Кадзан Ватанабэ (1793–1841) на своем свитке «Весенний пейзаж» (шелк, тушь, подрисовка) изобразил поэта Басё, создателя трехстиший хокку (хайку). Отсюда будет проблемой приблизить укиё-э так, как оно есть, к пейзажу Нового времени.
С одной стороны, даже в ямато-э со второй половины эпохи Муромати и до эпохи Момояма, «картины четырех времен года», «виды знаменитых мест» и другие крупные категории живописи эпохи Хэйан были «скрытым течением», но многочисленные декоративные ширмы, такие как «Ширма с изображением сосен на берегу» или «Ширма с видами солнца и луны», богатые очарованием новых сюжетов, обнаруживают яркие образы. Все шло к объединению Востока и Запада. К тому же, китайские и японские буддийские свитки были не просто живописными картинами, а объектами медитации, длительного созерцания, с помощью которых монах или самурай постигали учение Дзэн.
Восточные мастера намеренно изолировали один персонаж от другого (что видно в работе Кано Мотонобу), вводили между ними интервалы, считая, что формы (персонажи) нужно связывать не столько зрительно, сколько мысленно. После этого художники японской «южной школы» тоже рисовали «реальные виды», однако по сравнению с эпохой Бусона и Тайга число таких картин стало заметно меньше и можно сказать, что это было шагом назад. Художник Сотатсу (Statsu) развивал декоративный стиль живописи, воссоздавая сюжеты классической литературы используя блестяще раскрашенных персонажей и картины природы, противопоставленные фону из позолоты.
Когда рисунок приклеивался из него вырезались части, которые не были закрашены, таким образом получалась печатная форма. Все "учения" живописи Нью-Йорка и Парижа были приняты с широко раскрытыми объятиями. Икэно Тайга с молодости начал изображать реальные пейзажи. Одной из важных групп художников была школа Тоса (Tosa), которая использовала традиции ямато-и и была известна, в основном, благодаря работам небольших масштабов и иллюстрациям к литературной классике в книгах или эмаки (emaki). Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле или стиле кара-э. Некотопые художники уже преодолели это расстояние, подобно знаменитому живописцу Шиноде Токо (Shinoda Toko).
Главными японскими живописцами этого периода были Ясуи Сотару (Yasui Sotaro) и Умехара Рязабуру (Umehara Ryuzaburo), которые привнесли в традиционные японские стили понятия чистой и абстрактной живописи, таким образом сделав японскую живопись более содержательной. "Осада дворца Санджо" (Siege of the Sanj Palace) – еще один знаменитый пример этого стиля. второе поколение художников Никонга образовало Академию японского изобразительного искусства (Japan Fine Arts Academy, Nihon Bijutsuin), чтобы составить конкуренцию финансируемому правительством Бантен и хотя они продолжали использовать традиции ямато-и использование западных способов изображения перспективы и западных представлений о пространстве и освещении постепенно уменьшало разницу между нихонгой и йогой. Считается, что "новый стиль" живописи, появившийся в Японии около 1413 года, характеризуется изображением широких пространств, что было характерно для китайской живописи того периода. К концу XIV века одноцветные изображения пейзажей (сансьюга, sansuiga) получили одобрение правящей семьи Ашикага (Ashikaga) и стали предпочтительным жанром среди художников дзен, постепенно отходя от китайских корней и приобретая японские особенности. Наиболее известные художники периода Муромачи – священники-художники Шубун (Shubun) и Сесшу (Sesshu). Яркий пример — панно «Цветы и птицы», состоящее из сорока девяти свитков. Это как музыка для релаксации, только в виде иллюстраций. С постоянным развитием буддизма в Япониив направлениинового течения "Девственная земля" (Pure Land) в секте Джодо (Jodo) в X веке, в живопись добавился новый важный жанр: райгозу (raigozu), который изображает Будду Амиду (Buddha Amida), встречающего души верующих в своем Западном Раю (Western Paradise).
У Кадзана в «Иллюстрированном свитке с видами Кюсю» она тоже есть, но для эскизов Кёсё больше подходит название «фукэй» (пейзаж»), чем «сансуй» в традиционном смысле. Поддерживаемый Окакурой и Феноллосой, стиль Нинонга (Nihonga) развивался под влиянием европейских движения периода до Рафаэля и европейского романтизма. Художники, работающие в стиле Йога, образовали Мейджи Биджусукаи (Meiji Bijutsukai, Общество изобразительного искусства Мейджи), чтобы проводить свои собственные выставки и вновь пробудить интерес к западной живописи. Такие картины делались быстрыми штрихами кисти и были минимально детализированы. Картина "Ловля сома на тыквенную семечку" (Catching a Catfish with a Gourd), написанная священником-художником Джосетсу (Josetsu), которая находится в храме Тайзо-ин (Taizo-in) в районе Миошин-Джи (Myoshin-ji) в Киото, отмечает собой поворотный момент в живописи периода Муромачи.
до н. э. – 300г. Картина относится к жанру сигадзику («стихоживопись»). Живопись в современном стиле начала искать выгоду в использовании традиционных японских жанров, механизмов и сюжетов.
Произведение Дзёсэцу выполнено в монохромных тонах, с несколькими акцентами красной краски (на тыкве-горлянке). Этот курс продолжили Леонард Фоуджита (Leonard Foujita) и Общество Ника, добавив элементы сюрреализма. Укиё-э, как особая художественная школа, выдвинула целый ряд первоклассных мастеров.
Тончайшая пейзажная живопись воспроизведена на натуральном шелке. Вообще искусство эпохи Эдо (1615-1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан — третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального.
Несомненной находкой Кано Масанобу стало соединение в рамках одного произведения элементов двух классических жанров — пейзажа и катёга («цветы-птицы»). Резчик изготовлял нужное число (до нескольких десятков) печатных форм, которые сочетались с заданным фоном или окраской.
Резчик изготавливал необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Процесс создания гравюры выглядел следующим образом. Направление формирования этого вида живописи во многом определялось вкусами горожан.
Он ввел в нее пейзаж в качестве самостоятельного и самоценного жанра. Среди немногих (около 40) сохранившихся работ художника — портрет священника Сойти (1202—1280), основателя этого монастыря, отличающийся высокой драматичностью и реалистичностью изображения. Традиционные жанры японской живописи – пейзаж, цветы и птицы находят новое осмысление. Цветы сакуры украшают монету достоинством в 100 иен. перев. )», «Вид озера Синдзи», «Шесть знаменитых видов Киото», в 40 лет – «12 знаменитых видов Японии», «Вид залива Кодзима», то есть он рисовал реальные виды на протяжении всей жизни.
В XVI веке эти картины положили начало развитию гравюр на дереве для оттиска или укиёи (ukiyoe), которые в середине и в конце периода Эдо были основными носителями письменной информации. Примеры этого жанра включают в себя работы школы Нагасаки, а также работы школы Маруяма-Шиджо (Maruyama-Shijo), объединившей китайские и европейские влияния с традиционными японскими элементами. Третья важная тенденция периода Эдо – подъем жанра Бунджинга (Bunjinga иллюстрации к литературным произведениям), также известного как школа Нанга (Nanga, Южная школа живописи). Мы хотели обратить внимание именно на этот аспект.
Японские художники в отличие от западных не создают иллюзию сплошной поверхности картины, а оставляют большие пространства незаполненными, называя этот прием ма – «промежуток», «пауза». Японские пейзажи Хокусая бесконечны в своем разнообразии.
Первой причиной было то, что Тайга изображая пейзаж, осознавал необходимость того, что он должен быть близок к реальности. – Хсен-цу (Hsien-tzu) в момент, когда он достиг просветления. Но выглядят они у него чарующе нежно и очень по-японски. Эпоха Эдо (1603–1868) характеризуется определяющей ролью интенсивно развивающихся городов, ставших центрами расцвета торговли, ремесел и искусств. Однако позднее ямато-и стал использоваться и по-другому (особенно в конце периода Хэйан), например, на свитках эмакимоно (emakimono). Слово укиё в древности обозначало одну из буддийских категорий и могло переводиться как «бренный мир» или «юдоль скорби».
Простолюдины разработали альтернативный вид живописи – фузокуга (fuzokuga), в котором изображались сцены простой, повседневной жизни обычных людей. Техника печати с деревянной доски, пришедшая из Китая одновременно с распространением буддизма известна уже с периода Нара (710–794). Принципы китайской живописи прослеживаются и в композиционном построении. На свитке изображен рыболов, стоящий на берегу реки и пытающийся поймать сома.
Басё узнаваем, как и на изображенных тушью иллюстрациях к его дневнику «По тропинкам севера»: круглая лысая голова, большой нос, сосредоточенный грустный взгляд. н. э. ). С принятием китайской письменности (канджи), китайской модели государственного управления буддизма в период Асука, в Японию пришли множество картин из Китая, начали появляться местные произведения в таком же стиле. По стилю они напоминают китайские картины времен династии Су (Sui) или позднего периода Шестнадцати королевств. В живописи тушью в эпоху Момояма, с одной стороны существует подражающая во внешней форме манере Сэссю школа Ункоку, а с другой изображаются и довольно сильно отличающиеся от них по характеру произведения излучающие броские цвета, такие как «Ширма с изображением соснового леса» Хасэгава Тохаку. В настоящее время цветы сакуры используется на гербах полиции и вооружённых сил Японии.
Декоративность – именно то, что отличает японские картины от искусства всего мира. Главное место в суйбокуга заняла живопись "гор и вод" ("сансуйга"), развивающая традиции классического китайского пейзажа XI-XIII веков. В этом отношении можно сказать, что укиё-э сходно по характеру с пейзажем нового времени. Но с течением времени в ней появляются контурные линии.
В произведении Минтё присутствуют все основные элементы «идеального пейзажа»: небольшая хижина с фигуркой человека, камни, омываемые горным ручьем и проступающие сквозь туманную дымку вершины гор. Буддийские сюжеты были одной из важных составляющих китайской живописи, хотя сам Кано Мотонобу редко обращался к этой теме. Свиток «Патриархи дзэн-буддизма» представляет собой групповой портрет основоположников Дзэн (всего их 6) в окружении учеников и на фоне канонического китайского пейзажа сан суй («горы-воды»). Красиво смотрятся картины с изображением гор и цветущей сакуры. Творческая судьба Хокусая необычна.
Его отец, Кано Масанобу, происходил из военного класса и был придворным живописцем сегуна Аси-кага Как художник, обслуживающий аристократические кланы, Масанобу был приверженцем китаизированного направления (канга) в искусстве. В буддийской живописи также появляются новые формы. Они включают в себя настенные рисунки в гробнице Такамацузука, относящиеся к 700г. «Пустота» такого рода рождает образы и идеи, которые иным образом появиться не могут. При этом подверглись изменению как формы «бытования» искусства, так и его общественная функция. Соответственно в живописи возросла роль декоративных интерьеров, росписей. Цвет размывается, добавляются другие оттенки, а где-то оставляют цвет бумаги. Возможно, это одна из причин, по которым в эпоху Мэйдзи укиё-э не развилось пейзажную живопись. Примером такого сочетания является живопись на ширмах.
Центрами распространения нового учения стали монастыри, а проживавшие в них монахи — хранителями знаний и создателями дзэн-буддийской культуры. Дзёсэцу — один из первых японских мастеров, работавших в стиле суйбокуга (живопись тушью). Это их конкретность и достоверность.
Для продолжения работы в этом направлении, в 1931 году была сформирована Независимая ассоциация искусств (Independent Art Association, Dokuritsu Bijutsu Kyokai). Во время Второй мировой войны контроль и цензура со стороны правительства означали, что допускались только патриотические сюжеты. В период Мейджи, в Японии произошли огромные политические и социальные изменения в рамках кампании по вестернизации и модернизации, начатой новым правительством. Сьюбокуга (Suibokuga), строгий одноцветный стиль живописи использующий чернила, появившийся в эпоху династий Сунг (Sung) и Юань (Yuan) в Китае, в значительной степени заменил собой многоцветные иллюстрации в свитках предыдущего периода, хотя многоцветная портретная живопись сохранилась, в основном в форме картин "чинзо" (chinso) монахов Дзен. Этот стиль стал основой жанра Кара-и, который оставался популярным в начале периода Хэян.
А если рисуют опадающие лепестки – картина вызывает восхищение грустной красотой. Художники и-маки (E-maki) разработали системы условных рисунков, которые визуально передавали эмоциональное содержание каждой сцены. Жанр «стихоживописи» пользовался большой популярностью среди монахов школы Дзэн и среди художников и поэтов, связанных с дзэнским учением.
Китайский концептуальный пейзаж сан суй («горы-воды») носил созерцательно-философский характер, его образный строй основывался на передаче в живописи идеи беспредельности пространства, в котором жизнь природы и человека сливалась в единое целое. Такой взгляд отвечал главной мысли дзэн-буддизма, рассматривавшего природу как высшее проявление истины, гармонии и красоты, а сам пейзаж представал больше культовой и философской, нежели эстетической, категорией. Они указывают на то, что это произведение относится к синтетическому виду искусства — сигадзику («стихоживопись»), объединившему в себе живопись, каллиграфию и поэзию. Обязательной, но очень малой частью почти в каждом пейзаже присутствует человек (истинный герой произведений в стиле "сансуй" – крестьянин, живущий простой жизнью в согласии с природой). Каждая гравюра -- ценный памятник живописного искусства, а серии в целом дают глубокую, своеобразную концепцию бытия, мироздания, места человека в нем, традиционную в лучшем смысле слова, т. е. укорененную в тысячелетней истории японского художественного мышления и абсолютно новаторскую, временами дерзкую, по средствам исполнения. Типичным примером такой живописи является изображение священником-художником Као (Kao) легендарного монаха Кенсу (Kensu, в кит.
.