Творчество Шишкина – образец пейзажного реализма. Шишкин рисовал не только российский пейзажи. Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам.
Искусствоведы, берущиеся за описание картин Шишкина, признаются его в качестве самого сильного рисовальщика среди русских пейзажистов. Произведения художника-пейзажиста Шишкина настолько известны, что их узнают даже дети. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Данный лесной пейзаж, как и большинство картин Шишкина, написан маслом на холсте. Природу Шишкин воспевал без преувеличений, без прикрас и всё же можно с уверенностью сказать, анализируя творчество художника Шишкина Ивана Ивановича: его картины – это гимн красоте отечественных пейзажей. Зрелая мысль и строгая поэзия радуют до сих пор в картинах Ивана Ивановича Шишкина, выдающегося русского пейзажиста, достойно заслужившего широчайшее народное признание. Картины Ивана Шишкина— совокупность картин русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (13 (25) января 1832— 8 (20) марта 1898), который создал более пяти сотен полотен. 13 (25) января 1832 года, 180 лет назад родился будущий выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист Иван Иванович Шишкин.
Эта картина не считается очень удачной среди других пейзажей Шишкина благодаря излишней красивости, отклонению от жизненной правды, что непривычно для произведений художника. Пейзажи Шишкина заставляют поверить в изображение. Из всех видов живописи Шишкин предпочитал пейзаж. Современники называли его "царем леса" и не случайно, ведь среди творений Шишкина можно найти немало картин с изображением лесных пейзажей.
Известны несколько зимних пейзажей Ивана Шишкина – Зима (1890), Зима в лесу (1877), На севере диком (1890), Лес зимой (1884) и Еловый лес зимой (1884). Правда, не все при этом могут назвать фамилию автора картины и это печально, потому что Иван Иванович Шишкин – один из самых известных русских пейзажистов. По произведениям Ивана Шишкина по сей день обучаются художники-пейзажисты. Пейзажи Шишкина это цвет, свет, воздух.
Иван Иванович Шишкин — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист.
Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений.
Крамской) академического направления. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Солнечный просвет на заднем плане, соотносясь с затененным передним планом, позволяет выстроить композицию картины пространственно, вводя в нее «нечувствительно», как сказали бы во времена Шишкина, зрителя. Он же написал медведей. Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности.
Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Созданные в первой половине века пейзажи А. Г. Иным произведением является вторая картина. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Даже чисто живописные особенности картины были новы и необычны для тех лет. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. «Утро в сосновом лесу» постоянно экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Суховатой чеканностью исполнения сходны с ними и его ранние картины.
Но у Шишкина его голос всегда совпадал с голосом природы. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Крамской в письме от 10 апреля 1872 года извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина "замечательнейшим произведением русской школы".
Девяностые годы Шишкин встретил полный сил. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера). К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А. Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». В 80-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики.
Не разрешалось писать картины на собственный сюжет. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. И только на пейзажах Шишкина она заговорила множеством оттенков и звуков. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта.
Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Картина эта называется «Первый снег» (1875). Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин.
Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды.
Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Таковым является Иван Иванович Шишкин. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя.
Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель. В ней художник выразил многогранные особенности своего дарования. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих.
Природа выражает музыку человеческой души. Крамской писал Ф. А. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Не изменяя делу всей своей жизни.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей.
«Иван Иванович. Левитаном и К. А. По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка. Эту технику художник освоил еще за границей. На картине «Корабельная роща» известного русского живописца Шишкина Ивана Ивановича представлен типично русский лесной пейзаж с вытянувшейся мощной стеной плотного хвойного бора. Небо в картине бледно-голубое, прзрачное, легкое, с еле заметными облачками, светлеющее к горизонту и чуть тронутое золотистым налетом. Мачтовый лес в Вятской губернии". Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Иван Иванович Шишкин воплотил в своём творчестве величие и безбрежность российских лесных просторов. Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь». Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе.
А чуть ближе расположились темно-синие силуэты и кустарников деревьев, в этой дали можно разглядеть холмы. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Рожь.
Вдали виднеются еще три сосны: они расположены композиционно так, чтобы не сбить зрителя с главного в картине. Они стремились к изображению типичных черт родной земли.
Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Третьяков считал, что «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Шишкин сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника.
Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. О его рисунках постепенно узнала вся школа. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Шишкин не облагораживал природу.
Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. В 1858 он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». взволнованно ответил художник. То, что Шишкин явился перед публикой с выставкой такого рода, было многозначительно. Всё это, конечно, способствовало его широкой известности. Рожь.
Кучевые облака нависают над полем и грозят проливным дождем – очищающим и благодатным. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Чувствуется глубина оврага, глушь. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Ближе всего к зрителю – просторное поле.
Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Саврасов, Ф. А. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Его отец был купцом, культурным человеком.
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). Однако коллекционер Третьяков стер его подпись и велел, чтобы картина стала полноценным детищем Ивана Шишкина.
Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
В основном экспонатами выставки являлись его недавние этюды. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев.
Васильев, А. И. Природа может облагородить человека и непосредственно и в воспроизведении ее искусством. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года. Последняя работа автора является наиболее известной. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. К этим картинам глаз привыкал и уже не искал в них чего-то особенного.
Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами.
Лучи света проникают в глубину леса и появляются неожиданно среди дальних деревьев. Тонко чувствуя жизнь природы, он показал вместе и деревья, стоящие веками и живущие только несколько дней грибы и мгновенный блеск света в воде небольшого источника. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина.
Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Рядом с ними возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина. И Шишкин сумел снова двинуться вперед. Венецианова и И. К.
Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. В конце того же 1891 года Шишкин (совместно с И. Е.
Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника. Получение Большой золотой медали при окончании Академии в 1860 году дало Шишкину право на заграничную командировку, но, прежде чем воспользоваться ею, он отправился в Казань и дальше – на Каму. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана.
Картина «Корабельная роща» считается одной из вершин творчества художника. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Над землёй летают ласточки. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». – спросила она.
Айвазовского, С. Ф. С этими мастерами был и Шишкин.
Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге. Вертикали пересекаются косыми линиями. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы. Это довольно большая по размеру картина: 139213см. — Ср.
В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. – Гроза застала меня дома. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Прекрасные произведения создали А. К.
Картина "Лесной пейзаж", созданная в 1890 году, – одна из поздних работ художника. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны.
Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Картина "Полдень. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны).
В некоторых произведениях художник достигает высокого поэтического обобщения при сохранении все той же тщательности в передаче деталей. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В картине нет глубоких просторов, подчеркнутого центра, она нарочито далека от декоративности и именно потому она прозвучала как резкий вызов «выдуманным пейзажам» (так определял их И. Н. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Рядом с такими великанами все кажется маленьким и незначительным.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Задний фон мрачен. Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Мерзлякова, которое стало в XIX веке народной песней). Этюд "Сосна на Валааме" – один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали – дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).
Его занятия имели самостоятельный характер. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом.
– взволнованно ответил художник. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Однако трактованы они с большей живописной свободой. У работы было очень много положительных отзывов.
Венецианова. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. По обочинам ее цветы – сверкают на солнце ромашки, цветет неприхотливый боярышник, низко наклонились тонкие стебельки метелочек.
И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальность. Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ). В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Рядом с двухсотлетними деревьями поднимаются юные сосенки.
Щедрина и А. А. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Дело в том, что в России в начале 60-х годов XIX в. началась эпоха Великих реформАлександра II – было отменено крепостное право, проведены другие реформы, молодёжь того времени жаждала изменений: «Мы ждём перемен», как пел Виктор Цой. Картина также находится вКиевском музее русского искусства. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего».
С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н. Но облачное небо уже начинает светлеть. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. Быть грозе. Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. Достойным завершением цельного и самобытного творчества Шишкина явилась картина 1898 года "Корабельная роща".
Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов. Медведи – «хозяева» русских лесов излюбленные герои сказок, забавные и трогательные, – удачно введены в картину. Передвижники). Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он все знает. Крамским.
К ним относятся "Уголок заросшего сада. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. «Сосновый бор.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне.
Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Крамским. Раздолье, простор, угодье.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Природа здесь рассматривается не в виде красивого сюжета, а как беспредельная жизнь земного мира.
Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало». Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой.
Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг. Он считал, что только длительное напряженное изучение натуры может со временем открыть путь пейзажисту для самостоятельного творчества. Но вернёмся к картине. Левитан и К. А. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской.
В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы.
Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Многочисленные этюды Шишкина – то малые, то большие – изображают иногда целый пейзажный мотив иногда только отдельную деталь. — взволнованно ответил художник. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу.
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Он не останавливался в своем развитии. Тянутся тоненькие жерди, переброшенные через мелкий ручей.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Та же тема торжества жизни составляет основу известного произведения «Утро в сосновом лесу» (1889).
Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Из лесов Вологодской губернии»). Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой».
– Вы тоже попали под дождь. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Последнюю свою работу он так и не закончил. Благодать.
Парит. На картине «Корабельная роща» известного русского живописца Шишкина Ивана Ивановича представлен типично русский лесной пейзаж с вытянувшейся мощной стеной плотного хвойного бора. И когда он перед натурой.
И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Невероятная тишина царит в пейзаже. Друг Шишкина – Крамской – хвалил его картины, но указывал, что «другие ушли дальше».
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Особенный, тихий, погожий выдался день. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. У него умерли сыновья. Многие полотна Шишкина сегодня хранятся в Государственной Третьяковской галерее.
Однако Шишкин не довольствовался умением писать природу вообще. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», – заявляли газеты.
Это – Афонасовская корабельная роща близ Елабуги он уже показал ее почти с той же точки в картине «Сосновый бор» 1872 года. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Шишкин умел изображать национальные черты русского пейзажа.
Какая необычайная картина. На переднем плане мы видим начало пшеничного поля: художник расположил красноватые, бордовые и темно-охристые мазки так, чтобы чувствовалась глубина этих снопов.
Человек Шишкина прикреплён к земле. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна. За день он мог нарисовать 2-3 этюда, такая была у него большая работоспособность.
Только весной 1862 года он уехал за границу. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Все вокруг погружено в зимний сон. Для него, казалось, не было трудностей.
Приближается страшная гроза. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Работа над картиной происходила в 1889 году. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А. Г. Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика.
Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. Сосны вздымаются к небу, уходят за раму картины. А. Беггров, в 1884 — 1885 гг. издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным.
В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ».
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Куинджи и, чуть позднее, И. И. Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников.
При посредстве её состояний человек размышляет о жизни.
Это дерево навсегда стало символом русской земли. От этого пронзительная любовь художника к русской природе уходила в тень. Справа темнеет непроходимая чаща леса.
«Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. Вместе с ними выставляются и произведения другого «масштабного», на сей раз исторического, живописца – В. И. Сурикова, картины которого тоже в своё время подвергались разрушительной критике за «скученность» (везде у него – толпы людей, бессистемно заполняющих пространство). Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Натурализм поднялся здесь до своих вершин. Природа насыщена сырым воздухом. Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия.
Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков.
Вместе с тем Шишкин преодолевал недостаток своих ранних картин – однообразную детализированность всего изображения. Внушительные дубы достойны восхищения. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Молодой человек отправился в Мюнхен, затем в Цюрих, Женеву, Дюссельдорф, посещая мастерские ведущих живописцев эпохи.
Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя.
В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы.
Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Какая необычайная картина.
Художник одушевляет деревья. Член-учредитель ТПХВ (см. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Русское богатство". Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). За время пребывания в этом городе он стал известен художникам и знатокам своими рисунками пером, вызывавшими изумление.
Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Природа – сама благородство. Коровин.
» «Нет, я вышел под дождь. Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям). Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость.
Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной.
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Этот человек был по-настоящему влюблен в леса, рощи, реки и озера России, вот таким образом прорабатывал их до мельчайших деталей в своих работах. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца.
Эта картина – очень светлая и яркая. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре.
Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Облик этот был многолик.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Савицким (написавшим в картине медведей). В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Это было время тесной дружбы двух художников. Большую часть картины занимают серые облака. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Сосны придают картине величественное звучание. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф.
Разработка множества оттенков основного цвета («Тон почуял», – говорил Крамской о Шишкине), сложные светотеневые градации, даже разнообразие приемов наложения краски – все свидетельствует об исканиях наибольшей правды в изображении природы. Шишкин верный своему делу продолжает заниматься творчеством создавая новые полотна и на передвижной выставке выставляет новые картины: Вечер, Сосновый бор, Березовый лес и картину Лесная глушь очень хорошо оцененную современниками, много положительных отзывов написал к этой картине Прахов А. В. За это произведение Ивану Шишкину присуждается почетное звание профессора в пейзажной живописи.