«заимствование художественных методов и приёмов, — пишет о творчестве Владимира Петрова искусствовед Е. Владимирова, — в процессе движения культуры неизбежно, но в данном случае трудно определить «школу», «направление» авторского стиля». Известный искусствовед исследователь творчества В. Серова, автор книг о А. Саврасове, В. Перове, И. Левитане, а также каталога «Возможно подделка» (о рынке фальшивых картин) Владимир Петров выступает на радио РСН в программе «Утренник» в воскресенье (31 января) в 10:00.
Лже-Киселева могут скупать сами организаторы цепочки. — Слушай, а твоих антикваров не подставили. Например, об обыске. Ипроведением специфических операций с «текстом» его судьбы и творчества, при которых действительная логика и смысл его произведений нейтрализуются и встраиваются в иной контекст с помощью добавления в него текстов, направляющих чувство и мысль «реципиента» в инородное русло, абсурдируя и предмет этой операции и сознание читателя или зрителя. Здание мастерской находится в столь плачевном состоянии, что, как говорят, «едва выдерживает громоздкую мемориальную доску». – Я просто начал про это говорить – и конечно, со своих ошибок, а как иначе. Пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые сцены интерьеры, ню.
На этом направлении (традиция Розанова-Солженицына) дело дошло до анекдотического невключения Левитана в пудовый «Энциклопедический словарь русской цивилизации». Но еще неприятнее, что я каюсь в гордом одиночестве. Чаще всего они вовсе уходят от сущностной проблематики пейзажного искусства, занимаясь иными, более нейтральными и политкорректными, не требующими духовных усилий «мейнстримными» аспектами: сведениями о заграничных связях художника, чисто внешними, формально интерпретируемыми стилевыми привязками его к модернизму ХХ века, вспоминают якобы забытые (а в действительности, в силу периферийности «отодвинутые» прежними исследователями) моменты его творческой биографии. И там уже на одной из первых страниц подобная вещица.
Володчинского» открылась в недрах отдела личных коллекций Пушкинского музея – в здании, которое понимающие люди называют «МЛК-2» (следующий за МЛК дом по Волхонке, ближе к Кремлю). Особенно в плане изучения связей и аналогий. – Ситуация реально может измениться только вместе с обществом, с социальными сдвигами. За офис во 2-м Обыденском переулке заломили дорого, не по зубам. - Это дело взрывоопасное. миф поздней Российской империи.
Ведь экспертиза состоит не только из технологии. К этому можно добавить лишь то, что Капур, это— «самый скандальный скульптор современности». «С одной стороны, должно нравиться начальству. В прошлом году мне стало страшно за судьбу искусства. Вот таким образом стоит он недорого.
Теперь об этом речи нет. Но куда делись остальные.
Понятно, что на Россию (и «которую мы потеряли» и на нынешнюю) таким как Самодуров, наплевать. 300 тыс. Доволен и господин М. Ямпольский, мнение которого так же растиражировано теми же «органами» и который совсем уж откровенно раскрывает суть «прикола», осуществленного на выставке. с 1918 по 1931 год перенес несколько заключений в тюрьмах и ссылку в Якутск и Олекминск» и только «в 1989 году он был реабилитирован следственным отделом КГБ СССР». Или, например, Луи Гурлитт, датско-немецкий художник, классик позднего бидермайера.
– Можно. где и что искать. Некоторые неверные заключения были сделаны мной после экспертиз маститых технологов, стопроцентно подтверждавших подлинность работ. ходишь и кайфуешь. Ведь причиной всему в значительной степени является утрата уважения к духовному смыслу искусства, который часто не интересен ни делающим деньги дилерам, ни уродующим произведения искусства художникам-поддельщикам, ни многим покупателям, рассматривающим картины прежде всего как выгодное вложение денег. Еще в советское время возникла идея открытия Музея-мастерской Левитана в Москве, но она, к сожалению, так и не была реализована. Во-вторых, я не специально вводил людей в заблуждение.
В начале 1990-х годов, когда обсуждался и принимался закон о ввозе-вывозе, я написал проект, как перестроить институт экспертизы, аттестовывать экспертов. К чему было бы выдавать французов за англичан или наоборот. В советское время подделок тоже хватало.
- С этим решением я, безусловно, согласен. Они были очень плодовиты, но Левин уже – Левитан, а Ярцев или Зарецкий – Поленов. Ведь экспертиза состоит не только из технологии. – Сама ситуация спровоцировала эту небывалую игру.
Вообще-то убогое раздувание сотрудниками галереи на выставке монархического пафоса (поСерову– «ползание на карачках») выглядит комически, до боли напоминая незабвенного «иллюзионщика» из фильма «Гори, гори, моя звезда», одну немую ленту при разных властях «аннотировавшего» сообразно обстоятельствам. Во-первых, это крайне малый процент от сделанного в целом. – От а до я – от Алисова и Акулова до Якоби и Ярошенко. Вымывают кусок живописи, убирают чужеродные детали (виллу, римский акведук, бродячего монаха в сутане). Какой-то барышне на выставке чуть ли не больше всего понравилось платье на С. Боткиной (помните— по Серову— «расфуфыренная» барыня). Зато предметом специального внимания оказываются «мирискуснический» аспект творческого пути Левитана, «Неизвестные работы Левитана в Израильском музее в Иерусалиме», а также произведения художника в различных графических техниках. Здесь тоже нет места личности, мировоззрению, Этосу, социальным аспектам и тем более солнечному Логосу творчества Серова, поскольку речь идет о навязывании ему его роли мастера, ставившего и решавшего «самоценные» стилевые задачи.
На них ставят — очень похоже. Если ему верить, бригада привезла с собой двух понятых. К чему было бы выдавать французов за англичан или наоборот.
У меня есть база данных на тысячи русских художников и сотни тысяч их произведений. Много членов было и в Санкт-Петербургском обществе художников (круга Константина Маковского). Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет. Сегодня собрание Александра Володчинского насчитывает около 300 произведений и продолжает развиваться «по любви» – коллекционер не ограничивает себя какими-либо жесткими временными или стилистическими рамками.
и Русь цвела, не зная власти хама комиссара». Это очень хитрый, хороший замысел администрации, они попали просто в десятку. Последнее выдается за открытие «другого Левитана». Хороша и другая инсталляция Капура— «Алая Родина», которая «напоминает и окровавленное мясо, ассоциирующееся с бесконечной болью и гигантский бассейн (30 метров в диаметре») вишневого мороженого. Только тогда это можно исправить.
Так что экспертному делу нужна большая чистка. Он весьма известен на родине, но во Франции и Англии его вряд ли купят. Но Самодуров в восторге: акт близкой ему по духу деструкции отечественной культуры совершен самой Третьяковской галереей. И там уже на одной из первых страниц подобная вещица.
Вот что, по версии Преображенской, было дальше. Дилер получает 10 процентов, клиент экономит. Вместо открытых дискуссий люди распространяют разнообразные сплетни вокруг моего имени.
А я надрываю ее – она внутри абсолютно белого цвета, новая. Так, можно увидеть сотни повторений слогана, видимо, наделяемого неким многозначительным смыслом: «Великий русский художник Левитан родился в бедной еврейской семье». Кстати, безликое академическое искусство, да к тому же с изображением западных морских и сухопутных пейзажных – итальянских, швейцарских или скандинавских – мотивов, которые очень часто писали и русские художники, легче и чаще всего фальсифицируется.
показав такой бомонд. И, как нам кажется, в этих условиях особые усилия и историков искусства и культурологов должны быть направлены на постижение тех духовных основ и качеств, «внутренней формы» творчества, которые давали силу лучшим людям прошлого, жившим также не в идеальных условиях, вновь и вновь находить в себе способность и силу жить высшими интересами, не только всем существом переживая свою связь с красотой природы, но и наполняя чувством этой живительной связи и свои произведения и «творческое поведение» (М. О нем адвокат антикваров рассказал в жалобе в Генпрокуратуру. Да и у тебя, Игорь, тоже ничего, мне нравятся.
Некоторые из используемых датских, немецких, чешских (Адольф Хвала) и венгерских (Аурел Нараи) художников пользуются заслуженным уважением на родине иногда даже, как, например, датчане Аагаард и Мюлстед (не путать с Мюнстедом, тоже очень видным датским пейзажистом, не раз "русифицировавшимся") имеют в отчизне персональные музеи. Ипусть знавшие и действительно понимавшие Серова люди подчеркивали, что в его творчестве человеческое, социальное и художественное неразделимы, что (повоспоминаниям мирискусника С. Яремича) «больше всего поражало в Серове нескрываемое недоброжелательство, с примесью даже некоторой брезгливости, по отношению к профессионализму, к художнической среде, самодовольно замкнутой в своих специфических интересах. А я надрываю ее – она внутри абсолютно белого цвета, новая. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам. Юбилей Левитана показал также, что плохо обстоит дело и с «материальной памятью» о художнике, с историко-художественными объектами, связанными с Левитаном.
И все это оказывается имитировано. Я-то знаю, что картины этих художников были, но теперь их нет. Очень неприятно об этом говорить. Иэто при том, что, судя по портрету и письмам Серова, модели не вызывали у него никакой симпатии и художник был доволен тем, что сумел воплотить то, что хотел: «хутор и провинция чувствуются во всем». Так что в городе и окрестностях скоро уже нельзя будет найти ни одного «левитановского» места — ни одного живого участка береговой полосы, ни одного тихого уголка с ивами и ольхой над рекой, ни одной уютной лесной дорожки в березовой роще.
Как уже говорилось в первой статье, классическим методом постмодернистской деконструкции классики, предполагающей «смерть автора» (тоесть вынос за скобки вопросов его биографии, мировоззрения и пр. ). Много членов было и в Санкт-Петербургском обществе художников (круга Константина Маковского). — новую подпись. – Можно. Большой успех, всем нравится». Они были очень плодовиты, но Левин уже – Левитан, а Ярцев или Зарецкий – Поленов.
Больше всего конечно, просто селфи— в позах нынешних «моделей», с высунутыми языками, рожками и без, причем подобное, как водится, тяготеет к подобному. Для непосвященных поясню, что Ямпольский это такой альфа-самец-паук постмодернизма международного класса, профессор Нью-Йорского университета, по-своему феноменальный эрудит по оценкам его поклонников— «гражданин мира», совершенный образчик космополита, в котором талмудическая традиция углубленного комментирования сочетается с «немецкой точностью» и т. д. Способный сходу «написать 60 страниц текста о 10-минутном фильме», он затянул в вязкую, бессолнечную паутину-«ризому» своих писаний («Демон и Лабиринт», «Беспамятство как исток», «Сквозь тусклое стекло», «Из хаоса» пр. ) немало «креаклов». В прошлом году мне стало страшно за судьбу искусства. Около двух десятилетий я с помощью микроскопа изучал сотни картин в музейных запасниках и выработал многоуровневую систему распознавания почерка того или иного живописца. И потом, тут такое разнообразие подходов. И корпорации тоже – накупили фальшивок в свое время, теперь в чулан поставили, ну и все, говорят, шабаш, больше не хотим.
Но это не все. Да, часть этих не слишком известных художников всплыли на рынке. Эти граждане свободно ориентировались в квартире и даже подсказывали. Технологическая схема – холст, характер грунта, рисунка, палитра, общие приемы построения красочного слоя схожи у очень многих художников, особенно – академистов XIX века, что немецких, что датских, что русских. Но рядом с Музеем пейзажа и Домом-музеем Левитана возводятся безвкуснейшие коттеджи, а из главных видовых точек и мемориальных пространств, в том числе береговой полосы, «горы Левитана» и устья Шохонки пытаются по максимуму выдавить финансовую выгоду. Как нам кажется, в Плесе рельефно проявилось чудовищное явление сегодняшней социальной психологии: современные «покупатели» культуры и природы, приглядев престижное или просто красивое пространство (будь то старая усадьба, место древней битвы или луг и роща у реки), вместо того, чтобы сохранять его и любоваться, «присваивают» это место, ставя в самые живописные точки свои чужеродные, как аппараты инопланетных пришельцев, постройки и заборы, лишая окрестности тех качеств из-за которых они, казалось бы, сюда и «прилетели».
Словом, забрали и часики. Вот уж действительно: «Балы, лакеи, юнкера. » (нувы помните, дальше— про «шампанское и хруст французской булки»). Некоторые из используемых датских, немецких, чешских (Адольф Хвала) и венгерских (Аурел Нараи) художников пользуются заслуженным уважением на родине иногда даже, как, например, датчане Аагаард и Мюлстед (не путать с Мюнстедом, тоже очень видным датским пейзажистом, не раз русифицировавшимся) имеют в отчизне персональные музеи. Вчастности, он является автором временно «украшавшей» Версаль и «всколыхнувшей всю Францию» гигантской инсталляции» «Грязный уголок» (или— по определению автора— «Вагина, захватившая мир»), представляющей собой «огромную воронку из ржавого металла, напоминающую трубу граммофона, установленную среди валунов». - О, некоторые из авторов подделок – подлинные профессионалы в своем деле, даже эстеты. Так вот, господин Ямпольский в своей политической статье «Последний год хубриса» уделяет внимание выставке Серова, на которой он просто «кайфовал», восхищаясь тем, как использовали устроители творчество этого «вообще говоря, малоинтересного, придворного человека. И все это оказывается имитировано.
Открытка ветхая, желтая. Наиболее показателен в этом отношении, на мой взгляд, портрет искусствоведа Людмилы Новиковой (сейчас она живёт и работает в Москве), которую многие в Смоленске помнят как автора телевизионных мини-экскурсий по Художественной галерее. Причем не успела эта инсталляция простоять и месяца, как ее «забрызгали желтой краской и исписали антисемитскими надписями». Ав дореволюционной России ему бы за организацию выставок «Осторожно, религия» и «Запретное искусство» впаяли бы по полной (если бы «блестящий офицер» не зарубил при задержании), поскольку по законам Российской империи: Ст. Но была какая-то мера.
Самое же поразительное, что портрет очень похож. Да, часть этих не слишком известных художников всплыли на рынке. События последних лет – я имею в виду дело Преображенских и другие менее известные скандалы – показали очевидное несоответствие состояния музейной деятельности новому уровню и приемам фальсификации.
Те, кто знает Людмилу, едва ли станут это отрицать. Основа картины – рисунок — состоит из нескольких энергичных линий, выразительность же достигается за счёт диковатого сочетания ярко-красного, оранжевого и зеленого цветов. Как и подпись – вот хотя бы у Сурикова почти любая подпись "висит" на лаке. А пока коллекционеры бросают собирать искусство. Полотно греют лампами, чтобы лак растрескался, как будто вещь столетняя (этот прием называется кракелюр), затем покрывают специальным лаком, который не дает свечения в ультрафиолете.
Для картин Левитана, например, характерно несколько типов рентгенограмм. Кану в благодарность причитался супружеский Мерседес. Плевать устроителям выставки и на смысл серовского творчества.
Вих логике «Аполлон и Диана избивают детей Ниобеи»— серовская работа 1911года, утверждающая неизбежность наказания тем, кто высокомерно ставит себя выше Солнца (Аполлон) и Природы (Диана)— является прологом к «заколачиванию Солнца в бетонный гроб», предпринятому Малевичем и др. Как делаются фальшаки.
Он купил у антикваров их недостроенную квартиру — вдвое дороже, чем та стоила год назад. Сочинят, например: любимому племяннику от дяди Миши Нестерова, все это потом специально состаривается. Технология, как анализ крови, только подспорье для диагноста. Лидер и во многом создатель московской школы пейзажа (да к тому же и любимый учитель Левитана и Коровина) А. К. Саврасов упоминается авторами каталога буквально в нескольких словах, а другой создатель московской школы и учитель Левитана — Перов — вообще не упоминается ни в одной из юбилейных публикаций. За всем этим стоит социальная ситуация, все имеют свой кусок, всем удобно. Или, например, Луи Гурлитт, датско-немецкий художник, классик позднего бидермайера.
Ни в «базовой» статье М. Киселева «Исаак Ильич Левитан. Антиквар предлагает вещь клиенту за хорошие деньги, которые ниже реальной цены. – Сама ситуация спровоцировала эту небывалую игру.
с другой стороны, это все-таки уважаемый художник». Или: Красноречиво изображение фигурок ребятишек, гусей. Я-то знаю, что картины этих художников были, но теперь их нет. Эта «подлянка» начинается уже с момента, когда зрители, к тому же подготовленные «тизер-роликом» (сдевочкой— Микки-Маусом) к трогательным чувствам, первым делом бегут смотреть «Девочку с персиками», которая и портретом-то не является. Технология, как анализ крови, только подспорье для диагноста. Историю создания коллекции Александра Володчинского (сфера его профессиональных интересов – шоу-бизнес) можно назвать классической для постсоветской России.
И потом, тут такое разнообразие подходов. Так же, как большинство, он начал с русской классики XIX века – и сам коллекционер вспоминает, что одной из ранних и наиболее важных для него покупок стала работа Владимира Маковского. Открытка ветхая, желтая. Я больше тридцати лет занимаюсь изучением русского искусства.
При красных— «Полюбуйтесь, товарищи, на заморского франта. В советское время подделок тоже хватало. Учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей (искусствоведов, эстетиков, культурологов, социологов, психологов и др. ). Пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые сцены интерьеры, ню.
Использование материалов TP разрешено только с предварительного согласия правообладателей. – От "а" до "я" – от Алисова и Акулова до Якоби и Ярошенко. Ивсячески подчеркивающая, что хотя пришла в музей почти на готовенькое (работа над выставкой шла 2, 5года), «вмешалась в это дело радикально», переделала экспозицию так, «чтобы зритель столбенел. Потом в деле добавились сведения еще о пяти фальшивках. Тем самым «другой Левитан», об открытии которого как о своей заслуге говорит руководство музея, на деле оказывается Левитаном, лишенным и художественно-мировоззренческих корней и главного нерва, смысла своего творчества. Узжин, чтоб добить сумму, купил у Преображенских на миллион зеленью антиквариата (в том числе две картины Айвазовского и по одной — Маковского и Степанова). Ну, а положительную экспертизу при таком наваре разве трудно обеспечить.
Проблемы творчества», ни в других статьях каталога выставки в принципе нет места ни проблематике мировоззрения Левитана и глубинного генезиса его искусства, ни социальной природы «настроений» «сумеречного» времени, в которое довелось жить и работать Левитану — художнику, по своему выразившему гуманистическое неприятие буржуазного отчуждения от природы и человечности, питавших энергию русских революций 1905 и 1917 годов. Музеи их внутренняя атмосфера и бренд должны быть ограждены от тлетворного влияния рынка (выражение художника Куинджи), от сращивания с антикварной мафией. Кроме того, в его искусстве усматривают чуждую русскому духу «еврейскую тоску», а в безлюдности его пейзажей видят влияние запрета Торы на изображение людей. Но сколько же среди множества отзывов на выставку восторгов, по выражению иных авторов, абсолютно «диких», вроде— «была на шикарной выставке Серова— безумно понравилось».
«Третьяковка нащупала интерес людей, который лежит вне искусства, а в какой-то чисто социальной плоскости. Ибо чем, как не заведомо ложными показаниями и сокрытием информации является превращение драматического пути отчаянно честного и противостоящего лжи современного ему общества художника правды в потребительски-развлекательное шоу (что-то вроде музея восковых фигур мадам Тюссо) на тему «Россия, которую мы потеряли» с сопутствующим разворачиванием внимания зрителей в чуждом Серову направлении. Для картин Левитана, например, характерно несколько типов рентгенограмм.
Мне даже показывали как бы дореволюционную немецкую открытку, где репродуцирована вот эта самая, взятая у бабки со стены картина Маковского – на самом деле западная. И большинство «простых» посетителей после общения с Левитаном, с трудом находя слова, говорили о «глотке свежего воздуха» и «луче света в темном царстве». — Допустим, мошенники организуют цепочку.
Но была какая-то мера. Идействительно— Грузенберг-женщина на серовском портрете очень похожа на «хабалку». Тогда мы, эксперты, с удовольствием ходили друг к другу в гости, делились сведениями, проводили совместные атрибуционные советы, спорили об истине. Речь здесь идет о выявлении фальшивок, а не о подтверждении мной их подлинности.
Все они были ему чужды и противны». - В этом нет ничего зазорного. Зато о портрете адвоката Грунзенберга и его супруги (1910г. ), который значится в каталоге, но не был дан на выставку, написан большущий текст, включая подробности их жизни в эмиграции, то, что именем Грузенберга-мужчины названа улица в Иерусалиме, а его супруга «считалась первой красавицей в адвокатском мире». Пришвин). Куратор коллекции искусствовед и эксперт Владимир Петров особо отмечает собранные Володчинским произведения бытового жанра второй половины XIX века, работы передвижников и «русских импрессионистов». Но куда делись остальные.
– Я пессимист. Изложение концентрируется на двух основных проблемах: пространства и времени. Непривычны хорошо знакомые авторы: почти символистский поздний «Парусник» Исаака Левитана и сотканный из переливов белого цвета «Вид на Московский Кремль зимой» Василия Верещагина.
Его в Россию прислала Антанта. Именно там впервые появился супрематический черный квадрат («предтечей» которого, как недавно уточнили, была французская карикатура XIX века «Борьба негров в темной пещере»). в 1913 году в опере «Победа над Солнцем». Какими же способами достигнут такой, прямо скажем, масштабный эффект «операции» (как выражаются в высших финансовых сферах) по «разводке лохов».
возле каждого портрета краткая биография портретируемого, какая княгиня или из какой семьи богатеев». Он весьма известен на родине, но во Франции и Англии его вряд ли купят. Отдельно расположились «первые имена» : авторский вариант «Витязя на распутье» Виктора Васнецова, «Плач Ярославны» Василия Перова, пейзажи Ивана Айвазовского соседствуют с «Жатвой» Александра Киселева и с неожиданной для любителей пейзажей Николая Дубовского драматической работой «Порт-Артурское дело», где изображен судебный процесс по делу о сдаче Порт-Артура во время Русско-японской войны. Когда в ресторане обмывали сделку, богач-алюминщик оживился: Ой, какие у вас, Таня, часики — моя жена о таких мечтает. Похоже, его имел в виду Владимир Петров, когда жаловался, что вынужден ходить с охраной. Как и подпись – вот хотя бы у Сурикова почти любая подпись висит на лаке.
Вот таким образом стоит он недорого. Довольна и главная (вовсяком случае на поверхности) героиня «совершенного хита сезона» (газета «Коммерсант» о выставке)— генеральный директор Третьяковской галереи г-жа Трегулова, на каждом углу клянущаяся в любви к Серову.