В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Рубенс пишет Поклонение волхвов. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Он изображал эрцгерцога серьезным исполненным достоинства мужчиной, к которому, несомненно, питал искреннее уважение и которому выражал свою благодарность, – в конце концов Альберт дал ему первый важный в его жизни заказ на роспись алтаря в Риме.
За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Несмотря на то, что Ян всегда был приверженцем римско-католической церкви, впоследствии он начал симпатизировать протестантскому учению Жана Кальвина (1509-1564), а это считалось опасной ересью в стране, контролируемой испанским королем-католиком.
На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138.
Так начиналась не одна знаменитая политическая карьера. галерея Медичи в Лувре). Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. На заднем плане в окне виден пейзаж.
Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Но, несмотря на это, произведение заслуживает внимания.
В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. В мифологических и аллегорических картинах эта тенденция только усилилась, причём Рубенс не разделял гуманистических теорий об изображении человеческого тела. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».
В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Рубенс до этого и позже не писал ничего подобного. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.
Судя по описаниям племянника— Филиппа Рубенса, Питер Пауль вёл в своём помпезном доме почти буржуазную жизнь. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Это радость бессмертной жизни, противостоящая смерти.
Именно он привил Питеру Рубенсу вкус к античным классикам и внушил идею, что талант не сможет проявить себя без могущественных покровителей24. Рубенсу оказалась чуждой придворная среда и парижский образ жизни и он покинул город 4 марта. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. По этому праву незаконное воспроизведение гравюр Рубенса в Голландии каралось конфискацией тиража и штрафом в 100 флоринов.
3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50.
Поверенный в делах мантуанского герцогства Иберти предложил Рубенсу нанять испанского живописца и привести холсты в порядок, но 26-летний художник, не имевший реальных дипломатических полномочий, это предложение отверг46. Потом мастер своими точными мазками доведет все до совершенства. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. С начала 1620-х годов Рубенс вел активную дипломатическую деятельность. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе.
Рубенс научился изысканным придворным манерам в доме графини Лален, но уже тогда он хотел стать художником и несколько месяцев спустя убедил свою мать забрать его со службы у графини и определить учеником к художнику. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс.
Но буде английский флот хотя бы на шаг подвинется против флота испанского короля, тогда, поверьте, мир увидит скверную игру. Сегодня. Религиозные войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир. К тому времени Рубенс успел исполнить для французского двора серию шпалер, прославляющих Константина Великого.
Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых— такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.
Обычны для него тщательная проработка кружев воротников, фактуры жемчуга, шёлкового носового платка и перчаток, зажатых в руке эрцгерцога. Отец живописца изучал право в Риме и в других городах Италии. Так началась необычная дипломатическая карьера Рубенса. Рубенс намного превзошел уровень фламандских поклонников Италии. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов.
Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Но его ожидала еще одна беда, когда из багажа были извлечены копии картин. Отто ван Веен всю жизнь оставался преданным другом Рубенса.
Его учителями по живописи были Верхахт, Тобиас, Адам ван Ноорт, являвшиеся его отдалёнными родственниками и Отто ван Веен (англ. )русск., состоявший художником при дворе. Резкая смена обстановки, однако, не изменила вкусов и устремлений юного Рубенса, его отталкивала богемная жизнь, которую вёл ван Ноорт20. Приблизительно в это же время Рубенс написал одну из самых пронзительных религиозных картин, тоже для церкви Реколле. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.
Пейреск в письме от 10 мая 1623 года рекомендовал Рубенсу предпринять ряд дипломатических шагов, в частности, подарить картину Ришельё. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.
Вот новое Поклонение волхвов – менее пышное и в то же время менее блестящее. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Таковы его полотна изображающие охоту, написанные в 1616-1618 годах. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.
Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Отпевание состоялось 2 июня. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Отсюда любовь эпохи к множественности элементов и наглядности, любовь к орнаментальности и публичной пышности140. Этим художником оказался болонский мастер Аннибале Карраччи (1560-1609), который работал в Риме над своими великолепными украшениями палаццо Фарнезе.
Однако художнику нужны заказы. Темный фон мощным контрастом подчеркивает светлые части полотна.
Оба взирают на зрителей с доверительной радостью. Чуть моложе был Якоб Иордане, который, как и Рубенс, учился у Адама ван Ноорта.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Рубенс знал его картины, но маловероятно, что эти художники когда-нибудь встречались. Книга включала 139 вставных таблиц с иллюстрациями, выполненными на основе рисунков и обмеров Рубенса и Деодата дель Монте 15-летней давности.
Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. В этом необузданном произведении все – сплошное движение. После общения с королевой и инфантой Рубенс 1 августа написал Оливаресу, предлагая ему вмешаться в династическую распрю. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».
Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153.
Рубенс воспользовался моментом, чтобы, как и в молодости, скопировать интересовавшие его работы Тициана— всего 32 картины. В 1625г. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Королева-мать только что помирилась со своим сыном. почти полностью сгнил (несмотря на то, что все полотна находились в цинковом ящике, дважды завернутые в промасленную материю, а потом помещены в деревянный сундук).
После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.
Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться».
Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. В городе он остановился в престижной гостинице и скоро свёл знакомство с дворянином из свиты Винченцо I Гонзага, поскольку герцог Мантуи прибыл на карнавал из Спа, где проходил лечение. Художник потребовал подготовить для него две комнаты в Люксембургском дворце и готовился представить картины в Париже. Представитель Бэкингема— Балтазар Жербье— сам вышел на Рубенса, поскольку герцог стремился приобрести богатейшую коллекцию художника. В картине Охота на львов победителей нет. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.
Эта, теперь ставшая знаменитой, картина называется Удар копьем. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. В 1621г. Стоящая на коленях Магдалина поддерживает руками его ступни. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров.
Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»).
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией.
Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Через несколько лет слава о ней облетела всю Западную Европу. Он даже время от времени жил у них в доме.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Незадолго до смерти Питера Пауля Рубенса Альберт занял его место в Тайном совете в Брюсселе. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Памятуя о неприятном римском опыте, Рубенс работал прямо в помещении церкви, что позволяло учитывать все особенности восприятия полотна105.
Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. В октябре 1609 года Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.
Их фигуры производят на зрителя огромное впечатление. настолько попорчены и им причинен такой вред, что я просто пришел в отчаяние. Надо полагать, что у Питера Пауля при себе имелись какие-то существенные рекомендации. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. В качестве свадебных подарков Елена получила от Рубенса пять золотых цепей, в том числе две с бриллиантами, три нитки жемчуга, бриллиантовое колье, такие же серьги, золотые и эмалевые пуговицы, кошелёк с золотыми монетами и множество дорогих нарядов210.
Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Эти документы были переданы эрцгерцогине, которая предложила ограничиться только двусторонними отношениями. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет.
Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе.
В 1632 году Рубенс добился продления авторских прав на репродукции своих картин во Франции, однако некий предприимчивый торговец оспорил решение суда низшей инстанции и апеллировал к Парижскому парламенту. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Очень скоро он перешел в мастерскую более универсального художника Адама ван Ноорта, у которого пробыл в учениках около четырех лет.
Зрителя поражала прежде всего фигура мертвого Христа. Карлу Борромео).
Вероятно, он проявлял такую вежливую строптивость и по отношению к эрцгерцогине. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.
Блики от отражающегося света делали картину почти невидимой. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Это Тобиас Верхахт.
Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Это любовь к жизни, которая преображает все, вплоть до темы смерти. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента).
Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Но он проявлял еще большую преданность к эрцгерцогине, уважение и любовь к которой с годами росли. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.
Он материально поддерживал Клаудио Монтеверди и вызволил из сумасшедшего дома Торквато Тассо. Картины самого Рубенса удостоились особой похвалы. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233.
Изучение и копирование лучших образцов античного и ренессансного искусства помогли закрепить и применить на деле полученные ранее знания, выработать собственную манеру и индивидуальный стиль, так легко узнаваемый во всех произведениях художника, а также отточить мастерство. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937-1946 годах), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена.
Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Знание античного Рима подогревало интерес Рубенс к этому заказу. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Задача была грандиозна: следовало сорвать готовящуюся сделку Ришельё с Англией уговорить главу французских гугенотов Субиза вернуться во Францию, чтобы раздувать смуту далее найти возможность примирить курфюрста Пфальца с австрийским императором, поскольку это стало главной причиной желания Лондона к переговорам наконец, приложить все усилия к заключению перемирия между Испанией и Соединёнными Провинциями. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле.
Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Благородная фигура Богоматери создана на основе римской статуи.
Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Хотя в Мадриде почти никто не верил в заявления Рубенса о художественной миссии, 8 месяцев своего второго пребывания в Испании он занимался почти исключительно живописью. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.
Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе.
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. С 1610 по 1620 год по заказу антверпенских помещиков Рубенс исполнил около десяти картин на охотничьи сюжеты, на считая картин со львами, религиозное изображение покровителя охотников св. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Сын у Рубенсов родился только через 7 лет после женитьбы и был назван в честь высочайшего патрона и крёстного отца— эрцгерцога Альбрехта. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. С этого времени фламандский художник, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами.
Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147.
Он также дважды подолгу жил в Риме. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».
Герцог с удовлетворением их осмотрел, принимая копии за оригиналы. Работы Отто ван Веена были вдумчивыми, значительными, но почти лишенными жизни. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. На них ему предстояло отразить жизнь короля Генриха IV, красивого, динамичного персонажа.
Такое их печальное состояние объясняется постоянными дождями, которые шли не прекращаясь двадцать пять дней подряд – абсолютно невероятное явление для Испании. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр— см. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.
Но Снятие с креста Рубенса – самое великое исполненное им до сих пор творение и одно из тех великих, которые ему еще предстоит создать, – оказалось куда более реалистической картиной, гораздо более глубоко прочувствованной по сравнению с теми из которых мастер черпал свое вдохновение. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49.
Первый учитель Рубенса был ничем особенно не выделявшимся пейзажистом – рисовал ландшафты небольших размеров, на которые всегда существовал спрос, но Питер Пауль не мог многому у него научиться. По поручению герцога он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию, где внимательно осмотрел собрание Прадо.
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Как же они могут быть некрасивыми, если их мыть вином. Стилистика Карраччи существенно отличалась от манеры Караваджо.
Тем не менее я полагаю, что мы будем придерживаться оборонительной тактики и первыми не нарушим мира. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Лекуре, «доходило до угодничества».
В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
Есть где развернуть сцену поклонения. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Богатством красок и густотой мазка он обязан во многом Тициану. Рубенс, прикованный к постели приступом, не смог принять участия в церемонии, но Фердинанд Австрийский лично нанёс ему визит домой.
Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
В картинах этой серии представлена вся жизнь Марии Медичи, начиная от рождения и кончая примирением с сыном в 1625 году. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. За всю свою карьеру Рубенс несколько раз рисовал королевскую чету. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».
Основы этих знаний были заложены в мастерской учителя, которым он всегда восхищался. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.
Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 года) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.
Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Еще бы. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Среди них был и Антонис Ван Дейк со своим быстрым, лирическим мазком.
Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.
По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129.
Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Рубенсу выпала великая честь – ему заказаны обе эти работы.
Смерть витает над каждым ее участником.
Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Игнатия (ныне посвящённой св. Для этого следовало заключить англо-испанский договор, который также привёл бы к окружению Франции владениями или союзниками Испанского королевства174. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.
Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.
Моретус был внуком Плантена и со временем он возглавил типографию деда. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. В июне Рубенс промыл холсты в горячей воде, просушил на солнце и занялся реставрацией в одиночку. По дороге он заглянул в свою мастерскую в Антверпене и захватил с собой шурина Хендрика Бранта.
К сожалению, в 1718 году она сильно пострадала от ужасного пожара. Ван Дейк обладал такими же разнообразными дарованиями, что и Рубенс. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций.
Он впервые смело использовал свой итальянский опыт. 28 июня 1577 года Мария Пейпелинкс разрешается от бремени шестым ребенком.
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Но все заимствованные и перенятые идеи Рубенс вносил в рамки собственного видения. Он теперь обладал такой уверенностью в себе, его рука обрела такую стремительную скорость за годы постоянных тренировок в Италии, что ему было легче самому быстро выразить на полотне свои идеи. В этом, без сомнения, звучат отголоски итальянских воспоминаний и даже точнее – влияния Караваджо.
Он ведет огромную переписку, часто тайную. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».
Прошу тебя, не говори больше недостойный тебя муж – все уже давно забыто. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см.
Также он выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Вдобавок его еще сковывают воспоминания о Фландрии.
К счастью, размеры заказанной картины велики. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Второе пребывание Рубенса в Риме оказалось гораздо продолжительнее первого.
Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Возможно, это труды Сенеки. И во всем чувствуется радость. Рубенс не скрывал коммерческой направленности своего творчества и придавал огромное значение материальному благосостоянию87. Рубенс был принят фаворитом короля графом Карлайлом и вновь взялся за кисть, следуя пожеланиям Жербье и светского общества.
Письма, которые она писала в тюрьму, – убедительное свидетельство женской преданности. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Знал английский испанский, французский итальянский и латынь. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219.
В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
В 1622г. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Но у этого века была и своя темная сторона. В спорах критиков, принадлежавших к обоим лагерям, на первое место выносились требования, предъявляемые к линии и цвету.
Ему подыскивают учителя, который согласился бы взять его к себе в мастерскую. Картина была подписана обоими художниками104.
В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись».
Весь проект откладывался еще несколько раз. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Луки214. Находясь в ноябре 1603 года в Испании, Рубенс излил эти свои претензии в письме к мантуанскому посланнику Аннибале Иберти Кьеппио: «Я соглашался на поездку для писания портретов, как на предлог— впрочем, малопочтенный— для получения более значительных работ я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте.
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
Тайна его несравненного гения заключалась в вибрирующем, пронзающем все его существо чувстве жизни и постоянном движении. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Рубенс порой напоминает дремлющий вулкан. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен.
Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
В лице Филиппа Рубенс получил настоящего эксперта по истории античного Рима. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Невероятны ракурсы фигур, яростны движения, грозны звери.
У собирателей того времени вошло в обычай обмениваться копиями: за неимением оригинала можно восхищаться хотя бы его отблеском.
Всех помощников Рубенса на голову превосходил красивый, фантастически одаренный Антонис Ван Дейк (1599-1641), который стал признанным гильдией мастером в девятнадцатилетнем возрасте. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Холст.
Из античности почерпнуты два постоянных сюжета живописи Рубенса— вакханалии и триумф после боя, которые символизировали для него две взаимодополняющие стороны бытия, природную и возвышенно-человеческую129. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. В Водружении креста, наоборот, сюжет весь в действии. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало.
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Брак был заключён с большой поспешностью. Очень немногие художники той эпохи могли похвастаться, что знают Италию лучше, чем Рубенс. Герцог Субиз донимал посланника жалобами на безденежье, а вскоре и вовсе отказался от борьбы.
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Как писал он своему другу в Рим: Я не желаю снова становиться царедворцем. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35.
По субботам и воскресеньям он исполнял заказы типографии Плантена— Моретуса: рисовал фронтисписы, оформлял титульные листы и создавал иллюстрации. Вернувшись в родной город, он был назначен городским советником. Губерта, Диану на охоте и подобное. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства.
15 сентября художник прибыл в Мадрид. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157.
На правой стороне алтаря он изобразил Христа, увенчанного терновым венцом, а на левой – воздвижение Креста. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.
Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
1 мая 1628 года пришёл приказ из Мадрида переслать всю переписку с английскими официальными лицами, накопленную Рубенсом за три года. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.
Рубенс отметил свою свадьбу, нарисовав двойной портрет редкого очарования. В 1628г. С 8 августа 1630 года Рубенс пользовался привилегией не платить налоги в городскую казну и членские взносы в Гильдию св. Как же он расстроился, когда алтарный образ установили на место. Рубенс сумел воспринять самые лучшие качества своих родителей. Питер Пауль перебирается к нему в дом.
Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Он был молод, красив, хорошо воспитан.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28.
Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Однако на свадьбе принцессы Генриетты в Париже в мае 1625 года Рубенс сумел завести знакомства при английском дворе и лично с герцогом Бэкингемом, сделавшись единственным авторитетным связным между испанскими властями и английским двором, который мог оказать давление на Голландию164. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
Он обращал особое внимание на латинский язык и не терял интереса к миру античности. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.
К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Он писал солидные, сочные картины из кипучей фламандской жизни, а также мифологические сцены с непременно пышнотелой обнаженной натурой.
В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). мы обнаружили, что картины. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137.
Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. В 1629г. У него был острый взгляд на малейшую деталь, он обладал исключительным чувством цвета.
Из всех влияний, формировавших направление итальянского искусства в это время, по-видимому, самым значительным и противоречивым оказалось творчество Караваджо (1573-1610), сложного импульсивного, почти неуправляемого молодого художника, который находился в зените своей славы, когда Рубенс впервые добрался до Рима. Его античные герои и раннехристианские мученики одеты в шёлк и бархат по современной ему моде. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Его нарекают Питером Паулем.
«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Позже он переехал в Италию, чтобы там завершить свое образование. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. В 1609 году Рубенс и Ян Брейгель исполнили портрет эрцгерцогской четы, причём Брейгель писал пейзаж на заднем плане. Это были Никола Пейреск, Каспар Шиопиус, Пьер Дюпюи, а также некоторые другие. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены.
Эта же комната служила и личным кабинетом. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.
Собрание семьи Гонзага – одно из знаменитейших в Италии. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Она называлась Последнее причастие святого Франциска Ассизского. Композиция довольно оригинальна, но отличается некоторой неловкостью. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Рубенс прихватил с собой несколько картин, но очень спешил: не стал заезжать в Париж и в Прованс к Пейреску, единственным исключением стала его двухдневная поездка к осаждённой Ла-Рошели.
Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Горизонтали и вертикали картины статичны, зато диагонали полны динамики. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. В его роскошном дворце находилось богатейшее собрание произведений искусства, пользовавшееся мировой известностью. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Однако величина фигур угнетает динамику композиции.
Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Для его современников это был не только триумф цвета, формы и композиции она с неотразимым красноречием трактовала главную тему всей их веры.
В течение нескольких лет он исполнял эти важные обязанности. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.
Такое самовыражение Рубенс считал соответствующим своему собственному творческому подходу. Инфанта Изабелла дает ему одно за другим секретные поручения.
Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Картины Рубенса, взятые с собой, произвели впечатление и о художнике было доложено герцогу. Рубенс усердно копирует Тициана, Корреджо, Веронезе.
Его зрительная память не уступала памяти на тексты. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Его отправят в Мехельн, где оно украсит церковь св. Добравшись до дома в декабре, он повесил у склепа усопшей одну из картин, предназначенных для Кьеза Нуово.
Их соединенные руки находятся в центре композиции. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем.
В частности, были убраны бойницы. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. На этом полотне он продемонстрировал удивительное понимание самоотреченной духовной любви. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома.
Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Задание Рубенса было не из легких.
Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Королева Мария Медичи, поняв, что помощи из Испании не будет, обосновалась в одном из монастырей Антверпена и часто наносила Рубенсу визиты. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38.
В 1559 году он вернулся на родину и почти сразу же женился на Марии Пейпелинкс, а в 1562 году поднялся из бюргерского сословия, будучи избран эшевеном4. От отца – его быстрый и легкий шарм. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо.
Рубенс был слишком тактичным человеком, чтобы попытаться его переубедить.
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». В то время Яна и Мария Рубенс живут в Зигене, в германской провинции Вестфалия. Вскоре Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен у них было пятеро детей.
Магистрат Антверпена задумывает украсить городскую ратушу. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года.
Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.
Здесь он страстно, точными, уверенными мазками, проявляет творческую энергию, свойственную его ранним работам.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Однако он позволил Рубенсу присутствовать при передаче картин герцогу Лерме. Речь шла о «Воздвижении креста».
Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Естественно, что античность служила Рубенсу источником тем и образцов, отдельных мотивов и композиционных приёмов. Караваджо, родом из Северной Италии, был всего на четыре года старше Рубенса.
Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. В коллекции герцога Рубенс открыл для себя сокровища. Ему ничего не стоило передать свои идеи (или идеи его патрона) в собрании визуальных образов. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Рубенсу предложили обеспечить декоративное убранство всей церкви – 39 росписей.
9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Он ведет огромную переписку, часто тайную. Позже он создал третий – на тему Успения.
галерея Медичи в Лувре).
Вот таким образом Рубенс взял на себя только разработку картин их композицию, а завершить их предстояло его ученикам. Но самую захватывающую возможность в эти годы ему предоставляли иезуиты. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.
Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Его заказал Вольфганг-Вильгельм Баварский, герцог Нейбургский.
После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Она хочет украсить галерею дворца картинами иллюстрирующими различные эпизоды ее жизни. Рубенс написал его конный портрет, хранящийся ныне в галерее Прадо в Мадриде, который выдаёт влияние Тициана («Карл V» в битве при Мюльберге 1548 Прадо). Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183.
Рубенс заботился о своих авторских правах. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Что до лошадей – он всегда ими восхищается.
По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Там, в верхней части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
Вряд ли мне по силам их реставрировать. Алтарные образа удалось спасти, но росписи на потолке погибли. Помимо коронованных особ Рубенс встречался и переписывался с известными учёными и интеллектуалами Европы, которые отмечали его острый ум и широкую образованность. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190.
Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200.
Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Попутно художник получил от него полный текст англо-голландского договора, который немедленно отправил в Париж. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Это одна из самых прекрасных его фигур, – писал знаменитый английский художник сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792), когда он, словно завороженный, словно перед явным чудом, стоял перед этой картиной сто лет спустя после ее написания. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Однако движение надо искать не в тщательно проработанных позах или в капризных складках одежды.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.
Подлинной страстью Рубенса было коллекционирование предметов искусства, которым он увлёкся ещё в Италии. Вместе с тем, к неудовольствию критиков-классицистов, Рубенс свободно обращался с наследием античности и не придерживался археологической точности.
Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83.
«Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Иоанна. Они с Изабеллой, взяв друг друга за руки, сидят на фоне раскидистого куста жимолости. Обустройство дома по вкусам хозяина затянулось до 1616 года и потребовало немалых расходов. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. На ней римский воин копьем пронзает бок Христа.
.