Именно эту минуту и изобразил великий Микеланджело в скульптуре «Пьета». Скульптура Моисея занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. Самые известные скульптуры: Вакх, Скорбящая Мадонна, Пьета с Никодимом.
Piet – «жалость») – иконография сцены оплакивания Христа Девой Марией. Это первая и самая выдающаяся пьета Микеланджело Буонарроти и единственная скульптура, которую он подписал. После нападения скульптура «Пьета» Микеланджело Буонарроти была кропотливо восстановлена и возвращена на свое место в соборе Святого Петра в Ватикане и в настоящее время она защищена пуленепробиваемымакриловым стеклом. Некоторые кустарные мастерские выполняют грубые подделки для состоятельных заказчиков, желающих видеть Пьету у себя в саду, у фонтана или среди скульптурных копий мировых шедевров.
"пьета" и сегодня производит незабываемое впечатление, потому что «в этой скульптуре отражено не горе Марии, а горе всего человечества» (В. Н. Высеченная из цельного куска мрамора статуя ветхозаветного пророка, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи.
И когда он убедился, что его творение признано, что оно вызывает восхищение и слезы восторга, то ночью пробрался в церковь, в которой была выставлена его работа и резцом на постаменте высек надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил». Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Скорее это общее влияние эпохи. Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы.
Другой инцидент связан с подписью скульптора. И может ли быть иначе, ведь этим предшественником был Папа Родриго Борджиа. Собор Святого Петра в Ватикане богат шедеврами: Папы не скупились, приглашая для его украшения лучших мастеров своего времени. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году.
Мастера, который тайком (от церковных кликуш) по ночам выкапывал трупы, как мужские так и женские, для того, чтобы понимать какие мышцы куда крепятся, сложно обвинить в незнании анатомии. Но кто ее создатель, кто мог выполнить подобный шедевр. В это время по всему потолку (возможно, что изначально он представлял собой огромное звездное небо работы художника Пьер Маттео дАмелия) пошла огромная трещина. Статуи Микеланджело Буонарроти – это великие образцы скульптурного творчества, возвышенные и проникновенные, они покоряют сердца тех, кто ценит прекрасное. И с его сексуальными предпочтениями стиль тоже вряд ли связан. Четырнадцатилетним юношей он поступил на учебу к одному флорентийскому живописцу.
В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело. В этом и заключается сила творчества художника, его воздействия на зрителя.
В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. Все считали, что это дело рук прославленного мастера. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в соборе Святого Петра. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. Почему. Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора – отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры.
На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Пострадало лицо и рука фигуры Богородицы.
Интересно, что из статуй, что и сегодня украшают надгробие, не все принадлежат Микеланджело: великий мастер создал лишь Моисея и ветхозаветных сестёр, Рахиль и Лию (справа и слева от Моисея). Был сколот нос. Один из них утверждал, что статуя создана миланским ваятелем по фамилии Гоббо. Вместо этого ближайшей ночью он красиво высек на складке платья Девы Марии фразу: «Микеланджело Буонаротти флорентинец исполнил».
Несколько осколков найти не удалось. Однако работал Микеланджело около двух лет. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства.
Они предназначались для неосуществлённого проекта гробницы папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи. Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна.
Установка защитной конструкции была произведена после абсолютного по отношению к скульптуре акта вандализма. К тому же, нагрянула эпидемия чумы. На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест.
«Оплакивание Христа» – единственная работа известного итальянского гения, на которой он оставил свою подпись. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны".
Имелись также и другие небольшие повреждения. А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую.
Головы фигур пропорциональны друг другу, но тело Марии больше, чем Христа. Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии. Его изготовил Франческо Борромини. «А что же смогу я сказать о Ночи, статуе не то что редкостной, но и единственной. Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут.
Безумец успел причинить серьезный вред творению Микеланджело – рука Марии была отбита до локтя, ее нос и левый глаз тоже пострадали от действий вандала. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход».
Для этих высоких целей, помимо прочих, Папе нужна сила искусства. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб». Слегка склонена голова Богородицы. Тем не менее, вскоре после установки Пьеты, Микеланджело стал случайным свидетелем разговора нескольких приехавших в Рим из Ломбардии художников, приписывавших авторство памятника скульптору из Милана Кристофоро Солари. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства.
С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства.
Итак, 1503 год. За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией. Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Среди толпы находился и сам молодой скульптор, но он не признавался в своем авторстве. А именно на росписи потолка Сикстинской капеллы. Стиль исполнения и знание анатомии немного разные вещи.
Микеланджело очень много работал как скульптор и сейчас мы познакомимся с пиком его творчества. Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Его сняли с креста, перенесли к гробнице.
Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость. Согласно Библии, на таинстве погребения присутствовала Мария Магдалина. Он желает, чтобы его правление прославляли выдающиеся произведения искусства, созданные в его честь и по его заказу. Ведь он был преже всего скульптором. Имелись также и другие небольшие повреждения.
Италия. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия. Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников. Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. Юлий II передумал, о чем и сообщил только что прибывшему Микеланджело.
Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. В 1972 году на скульптуру было совершено нападение. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену. Решение было принято в пользу полного восстановления. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез.
В Риме новый Папа, Юлий II из важнейшей семьи Делла Ровере. Последующие проекты (1516, 1526, 1532, 1542 годов) всё больше упрощали гробницу и уменьшали количество статуй. Но среди известных художников есть те, которые при создании пьеты, как и Микеланджело Буонарроти, руководствовались идеей уединения идеей двухфигурной композиции. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года. Все прочие созданы учениками по эскизам Микеланджело.
Диаметр 120 см. Несмотря на страдания, черты обеих фигур идеализированно прекрасны. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. «Пьета» (pieta – жалость итал. ) или «Оплакивание Христа» — иконографический образ Богоматери с телом Христа на коленях. Этот проект существовал в нескольких вариантах.
". Действуя молотком и резцом, он отсекал от камня все «лишнее» и создавал совершенство. Отныне руки Христа были прижаты к телу. В североевропейском искусстве существовал образ молодой Марии с мёртвым Христом на коленях. Возрождение.
Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Девы Марии при этом не было. Благодаря посредничеству своего нового влиятельного покровителя, начинающий скульптор получает солидный заказ от французского духовного лица Католической церкви. Интерес к библейскому сюжету о времени между распятием Иисуса и его чудесным воскресением давно волновал умы христиан разных конфессий.
Микеланджело не позволил себе вмешаться в разговор. Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. Но кардиналу так и не посчастливилось увидеть шедевр, он умер в том же году. В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу.
И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. Правая рука Марии покрыта тканью и не касается напрямую тела сына. В1568г.
Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Этим жестом автор подчеркивает священность тела Христа. Дерево, масло.
Рука скульптора виртуозно превратила камень в тончайшую ткань одеяний. Телу Христа скульптор придал ту же нежность и мягкость. На протяжении жизни он неоднократно брался за грандиозные художественные задачи и шел твердо к своей цели, при этом абсолютно игнорируя препятствия. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».
Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы. Отныне скульптор стал узнаваемым гением. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил».
Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери. Подобный сюжет, кстати, не подтвержденный ни в одном тексте Евангелия использовался, тем не менее, довольно-таки часто в католической иконографии того времени и отражал, главным образом, случившуюся трагедию. Ну тщеславный был человек, что поделаешь.
Современная история этого шедевра не обошлась без неприятностей. Но это ИМХО. За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке. Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств.
Венгр по имени Ласло Тот набросился на статую с молотком и нанес ей серьезные повреждения. Решающим аргументом для папы стала запредельная дороговизна гробницы. Галерея Уффици. Ему было важно услышать мнение других. Флоренция.
Одной из последних мыслейИисуса была забота о матери. Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Наряду с такими знаменитыми художественными деятелями, как Леонардо да Винчи и Рафаэль, Микеланджело приобрел неувядающую известность.
К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. Произведение было закончено в 1500 году и помещено в соборе Святого Петра.
В конце 1495 года Микеланджело ненадолго возвратился во Флоренцию, где новое республиканское правительство никак не могло справиться с городскими волнениями. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде.
Изначально Пьета Микеланджело, как это и было согласовано в договоре, украсила надгробие в южном трансепте старой церкви Санта Петронилла, которую кардинал избрал в качестве своей погребальной часовни. По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). И приказал приступать к росписи свода Сикстинской капеллы.
Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация, которая продолжалась пять лет. Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок).
Но все-таки Микеланджело больше влекла скульптура. Удивительно молодой лик матери полон смирения и принятия неизбежного. Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. Ее сын божественный Иисус мертв. В её фигуре ощутимо то оцепенение, какое видишь в спящих.
Но кто он. Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание.
Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация. Свой понтификат он начинает стого, что желает предать забвению «славу» своего недостойного предшественника. И через год так успешно копировал рисунки старых мастеров, что их не могли отличить от оригинала. Вопрос о реставрации вызвал дебаты в Ватикане. Душевнобольного удалось быстро обезвредить, но ущерб уже был причинён.
Случилось это в 1972 году. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор. Эта надпись была неслучайной. Это был последний бой, происходивший на свадьбе, вот таким образом в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу). Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями. Для него первоосновой являлось познание окружающего мира и именно его возводят в ряды первейших скульпторов своего времени.
.