познакомить учащихся с особенностями праздника Пасха. Оборудование к урокуДля учителяДля ученикаРепродукции: Маковский А. В. Пасхальный стол (1915), Жуковский С. Ю. С. Н. Сначала ставится натюрморт из 2-3 геометрических тел (куб, призма и др. ), дается определение понятия натюрморт (занятие на 2 часа) Следующий этап – Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов, овощей. (2 часа) Ребята знакомятся с понятиями светотени, цвет, конструкция предметов, материальность в рисунке. Врубеля, отличающиеся неповторимой самобытностью.
Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень, при этом для выделения первого (или главного) плана можно закрыть часть света, попадающего на задний план. Также можно дописать поздравительную фразу и подарить получившийся рисунок близким. Этим достигается, удивительная объемность форм. Например, Натюрморт с книгами, выполненный П. Г. Тема урока. Учитель.
Известны имена художников, работавших в данном жанре: Г. Н. Маковского, названая в каталоге Nature morte (теперь она находится в Третьяковской галерее под названием В мастерской художника).
Очень хорош Натюрморт с попугаем (1737) Г. Н. Эскизы, сначала выполнялись на небольших форматах, в карандаше (рис), лучшие были выполнены в цвете. Ученики – (показывают. ) Ответы учеников. Композиция, линейная перспектива, воздушная перспективаУчитель. И конечно, нужно сказать, что поиск окончательной композиции велся прямо на постановке, что-то убирали, что-то добавляли, двигали, переставляли предметы, добиваясь наиболее удачного решения. У золоченого кресла – шпага в роскошных ножнах.
Какие знания нам понадобятся для составления натюрморта. 2. После этого каждый получал по кусочку кулича и по ложке пасхи. Урок 2. В общем, будет визуально некрасиво.
Ответы учеников. 2Учитель. Автор стремится показать зрителю ту обстановку, в которой происходят события. Все ли вы сегодня подготовились к уроку.
(рис. А теперь, ребята, обратите своё внимание на доску. Светом называют наиболее освещенную часть предмета. Не бойтесь экспериментировать с цветом, придумывать самые неожиданные вещи. В работе важно, чтобы все изображение должно быть ни большим, ни маленьким.
Кузина Изобразительное искусство натюрморты ставят детям начиная с 5 класса. Математические и другие приборы точных наук художник показал сваленными в отдалении как ненужные человеку, главное призвание которого – играть на басу. Тема урока. Для раскрытия данной темы был изучен материал про славянские православные праздники. С тех пор как возникло искусство изображение предметов повседневного быта стало обычным делом. Так в русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью.
Продолжать развивать внимание, зрительную память, образное мышление. Оборудование к урокуДля учителяДля ученикаРепродукции: Маковский А. В. Пасхальный стол (1915), Жуковский С. Ю. Пасхальный натюрморт (1917), Лазарева М. С. Пасхальный натюрморт (2009), Пластов А. С. 4. Учитель – Верно. Деревянные расписные яйца именовались яйчатами. Специально к этому уроку я давала вам задание на дом.
Сообщение задания на дом, просмотр работ – 5 мин. Ход урокаэтапаДеятельность учителяДеятельность учащихсяТермины1 (До начала урока необходимо подготовить доску: записать дату, тему, термины, Подготовить наглядный материал). Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный натюрморт, составленный из культовых вещей, -- Престол и орудия страстей, выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. Ответы учеников. Акварель31. В процессе работы у вас возникли какие-либо сложности.
15 мин. Ребята работают, учитель оказывает индивидуальную помощь. Многие произведения анонимны. Учитель. 1, 2, 3, 4) Учитель.
Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный натюрморт, составленный из культовых вещей, – Престол и орудия страстей, выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. Сбоку рисуем веточку распустившейся вишни. Передний план выступает как подход к основному содержанию композиции.
Пол устилает ковер с ярким орнаментом. Возникновение подобных произведений было граничит с реформами, проводимыми Петром I в области просвещения. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. Умение цельно видеть одновременно все элементы натурных постановок является необходимым условием успешной работы, но приходит это умение с определенным опытом работы в живописи. Обратите особое внимание на стенд, который учит поэтапному ведению работы. Ученики – Понадобятся знания правил композиции. Корнилова.
Головина в Венецию обучаться кораблестроительному делу. Ученики слушают. Организационная часть – 3-5 мин.
Вся работа в целом построена на контрасте теплохолодности. Пасхальный натюрморт (1920). Подписью к нему могло бы быть множество строчек из Пушкина. У золоченого кресла -- шпага в роскошных ножнах. Скажите, пожалуйста, в чем особенность этих красок и почему они так называются.
На следующем этапе работы красками, когда найдены основные тоновые и цветовые отношения, приступили к более детальной проработке отдельных частей (подчиняя их общему). Натюрмортами в России того времени занимались те художники, которые не могли проявить себя в более сложных жанрах (историческом, пейзаже). Тень на предмете с неосвещенной его стороны называется собственной. Обсуждение. Ребята, а теперь обратим внимание на доску, здесь представлены репродукции картин художников: Маковский А. В. Пасхальный стол (1915), Жуковский С. Ю. Пасхальный натюрморт (1917), Лазарева М. С. Пасхальный натюрморт (2009), Пластов А. С.
На полотне -- бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом. Можно назвать, например, полотна Кабинет в Островках и Отражение в зеркале Г. В. Вопросы: – Как художники передают в своих натюрмортах красоту праздника Пасхи. Гольдштейн, занимавшийся исследованием творчества Крамского, пишет: В поисках общей композиции произведения он стремится к тому, чтобы воссоздаваемый им интерьер, несмотря на его собственно бытовой характер, способствовал прежде всего осознанию духовного облика поэта, неувядаемого значения его поэзии. Немало из них пейзажей и интерьеров, живописца можно назвать певцом усадебных мотивов. Давайте посмотрим, ваши наброски. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом.
Учитель. Сделать зарисовки в блокнотах карандашом и несколько вариантов красками. Редуте, который считался самым прославленным живописцем цветов своего времени. Скажите, пожалуйста. В православных семьях, на красный уголок у иконы вешали красную лампадку (в честь праздника) и поджигали ее от огня принесенного накануне из церкви. Пасхальный натюрморт (1917), Лазарева М. С. Пасхальный натюрморт (2009), Пластов А. С.
Учитель – Совершенно верно, молодцы. Сверху глазури дорисовываем посыпку в виде кружочков и палочек. А для данной подборки мне просто не удалось «установить» всех художников.
Но мы с вами будем продолжать работу дальше. Дети заканчивают построение композиции в карандаше. V. На большом полотне изображены лежащая на ковре огромная собака и ребенок, тянущийся из кресла к фруктам на столе.
После этого высказывают пожелание художнику. Репродукции, работы детей. План урока1. Бывает еще тень падающая: это тень, отбрасываемая самим предметом. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия.
3. – Молодцы ребята вы все очень старались и вот таким образом работы получились. Поищите его на палитре. Слово пасха – древнееврейское и в переводе на русский язык означает переход, прохождение. Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.
Объяснение домашнего задания. Лишь в 1730-1740-х годах появились настоящие станковые натюрморты. 4. Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол.
Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. 2 Методические таблицы. В живописной работе так же, как и в линейном рисунке должна чувствоваться форма предмета. Значит, для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско.
Работа начиналась с поиска схемы композиции – с форэскизов. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII-XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы.
Теплов и Т. Ульянов. Выставление оценок. Таким образом, можно заключить, что суть композиции заключается в том, чтобы найти такое сочетание, организацию изобразительных элементов, которые содействовали бы выявлению содержания.
Теплов, Т. Ульянов, П. Г. Яйца писали цветными красками, а также проволочными крючками, обмакивая в воск.
А давайте вспомним с прошлого урока, что такое натюрморт. Усложняются постановки- усложняются задачи: рисование с натуры анализ натуры, ее конструкции, цвета, светотени беседа Натюрморт в живописи 1-й урок – карандаш, линейное изображение, конструкция определение цветовых сочетаний (первая пропись) 2-й урок – подбор цветов, близких натуре использование палитры, живопись по мокрому, по сухому. (рис 4. ) Ученики – Выходят к доске. Кого сегодня нет на уроке. Объяснение нового материала.
Например, в картине И. Н. 2) Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно. Левитана, И. Э.
Богомолов. 3. Учитель.
Картина Осень. – Абсолютно верно. Маковского, названая в каталоге Nature morte (теперь она находится в Третьяковской галерее под названием В мастерской художника). Сейчас я прошу вас поставить в правом верхнем углу ту оценку, которую, по вашему мнению, вы заслуживаете за работу на уроке. Крамского Некрасов в период Последних песен (1877-1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. Большой интерес представляют также графические натюрморты М. А.
Организационный момент. Определение лучшей работы. Используйте их как меру помощи. Повторение законов линейной и воздушной перспективы. Ваша работа должна быть творческой и оригинальной.
С. Н. В данной подборке работ самых разных художников я не указываю авторов. Первые натюрморты носили символический характер. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца).
Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете. На IX Передвижной выставке 1881-1882 годов внимание публики привлекла картина К. Е. (3-5 мин. ) 2. 4. ) Ну, а сейчас, ребята, вы можете приступать к работе.
Затем подавали остальную праздничную еду. Пол устилает ковер с ярким орнаментом. (В классе проводится мини-выставка. Ребята, не спешите брать и наносить на бумагу чистый открытый цвет.
Принесли краски и все необходимые для работы материалы. 5, 6, 7, 8) Выполнение работы в цвете учащиеся начинают с легкой прокладки основных частей композиции (стол, скатерть, кулич и т. д. ). Ее мы подчеркиваем с помощью светотени, которая помогает передать объем предмета. Пасхальный натюрморт (1920).
Натюрморт написан со стороны света и все предметы кажутся залитыми светом. Здесь представлена работа, выполненная акварелью (рис. 1). А такой талантливый мастер натюрморта, как Теплов (кстати, прекрасно зарекомендовавший себя и в других жанрах), в дальнейшем ставший статс-секретарем Екатерины II, работал для себя, а не на заказ.
Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы земной суеты (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. (илл. Ученики – Нам необходимо было дома порисовать с натуры цветы, вазы, овощи, фрукты, посуду. 3. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь. Композиция должна быть уравновешенной.
Итог урока, экспресс-выставка (5мин. ) 5. Используйте их как меру помощи (рис. ). Учащиеся выполняют работу красками. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. На этой части иногда (если предмет глянцевый, например, ваза) возникает блик – яркое, блестящее пятнышко отражения. Его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево. Коровина. Маковский Александр Владимирович.
– Верно, ребята, молодцы, что все подготовились и выполнили задание. Учитель. Рисунок учителя. Венецианова, выступавшего против строгого разграничения жанров и стремившегося научить своих воспитанников целостному видению натуры. Это отражение, которое делает светлее тень на предмете, называют рефлексом.
Обратите внимание на наглядное пособие (показ на плакате основных понятий, сопровождаемый рассказом учителя) (рис. Например, в картине И. Н. Веранда – одна из таких. В настоящее время большая часть натюрмортов, созданных в XVIII веке, хранится в Эрмитаже, Останкинском дворце и музее в Кусково.
Первый план прорабатывался более тщательно, чем задний. Первые натюрморты носили символический характер. Потом окунали в краску, а восковой узор оставался нетронутым. По программе В. С. Ученики – Мы будем рисовать натюрморт. Ответы учеников: На прошлом уроке мы рисовали пасхальный натюрморт. Контур рушника на иконе создает диагонали объединяющие икону со столом.
Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. Учитель внимательно следит за дискуссией, направляя ход мысли учеников. Но эти фигуры -- всего лишь детали, нужные автору для того, чтобы оживить натюрморт -- множество роскошных вещей в мастерской художника. Теплова.
Напомните мне его, пожалуйста. Эта традиция сохраняется и сей день. В составлении своей композиции используйте зарисовки, которые вы выполнили дома. Продолжать развивать внимание, зрительную память, образное мышление.
Светлое Воскресенье Христово или Пасха, считается главным праздником христианской церкви. Необходимо также учесть – в композиционном решении рисунка натюрморта важное место занимает анализ формы предметов, учитывается и величина изображения группы предметов в целом по отношению к плоскости выбранного формата. Индивидуальная работа детей под руководством учителя. Именно это восхищение отразил художник в произведении. Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать работать над тематическим натюрмортом.
Рисунок учителя. В начале XIX века большую роль в дальнейшем развитии натюрморта сыграла школа А. Г. И рассказывают о равновесии в композиции. Мне было очень приятно работать с вами.
Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр – интерьер. В 6 классе по программе предусмотрено 4 часа на рисование натюрмортов. Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр -- интерьер.
Работа рассчитана на ваше воображение и фантазию. Особенностью акварельной живописи является прозрачность их лёгкая смываемость с основания, возможность получения интенсивных, ярких цветов. Натюрморты писали в основном непрофессионалы, создававшие акварели с цветами, ягодами, фруктами, грибами. Наиболее темную часть светотени называют тенью, а переход от света к тени – полутенью.
На узких полочках расставлены часы, чернильницы, флаконы, подсвечники, посуда и другие мелкие вещицы. (Внимание детей акцентируется на плакате рис. В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо. Начальный этап, урок 1.
Учитель- Верно. Золотая осень длится недолго, но восхищает своей красотой.
Например, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. Нужно иметь е виду, что на светлом предмете тень бывает светлее, на темном – темнее. 3. А теперь давайте вспомним, что такое композиционный центр и почему он обязательно должен присутствовать в композиции. Мастера тщательно выписывают форму вещей и их особенности. Мы сегодня с вами прекрасно поработали. Композиционный центр смещен влево от геометрического центра.
Ответы учеников. 4. Просмотр готовых работ. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. Еще одна основная тема натюрморта – это вещи, сделанные руками человека. Все это освещалось в храме в Страстную субботу. Можно вспомнить и другие строки: Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Русские натюрморты-обманки XVIII века свидетельствуют о том, что художники еще недостаточно умело передают пространство и объемы. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). Учебный натюрморт. -Мы с вами видим натюрморты с атрибутами Пасхи.
Основную группу предметов (самовар с чайником, поднос с куличами, стакан, крашенные яйца) мы расположили на втором пространственном плане, где находится сюжетно-композиционный центр. Изложение нового материала – 10-15 мин. На IX Передвижной выставке 1881-1882 годов внимание публики привлекла картина К. Е. 3) На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних.
В начале XIX века большую роль в дальнейшем развитии натюрморта сыграла школа А. Г. Головина в Венецию обучаться кораблестроительному делу. На Пасху, как правило, устраивали семейное застолье, без гостей. Для каждой постановки характерна своя собственная цветовая и тональная организация.
Постепенно цветной тон усиливается и так до полного цветового звучания. Петр приказал всем называть нерадивого ученика Князем Баса и повелел написать его портрет, на котором Головин был изображен в окружении различных музыкальных инструментов. Вы наверно уже догадались, что мы будем сегодня рисовать. (рис. ). Практическая работа (15-20 мин. ) 4.
Учащиеся выполняют работу красками. 2 Методические таблицы. – Итак, заканчиваем работу. Среди натюрмортистов было много женщин (в программах петровских художественно-ремесленных школ для девочек важное место отводилось урокам рисования). Обрядами (или ритуалами) называют такие формы поведения, которые сложились исторически, для которых характерны: стереотипность, повторяемость без изменений символичность (каждая обрядовая песня что-то символизирует).
(3 мин. ). Ход урокаэтапаДеятельность учителяДеятельность учащихсяТерминыI. Учитель – Правильно. Ларионова, К. А. Мы различаем на нем свет, полутень и тень.
Народ считал Пасху праздником возрождения жизни. Эта веранда изображена в самый красивый момент осени. Кто помнит что мы рисовали на прошлом уроке.
Так, И. Н. Грабаря, В. Э. Известна история о том, как Петр I послал дворянина И. М. 7- 10 мин.
Так в русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью. 2. Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Но есть здесь и исключения. Крамского Некрасов в период Последних песен (1877-1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров.
Практическая работа учащихся – 15-20 мин. Пасхальный натюрморт (1920). III. Колорит полотна выдержан в насыщенных оттенках с преобладанием алого, голубого, золотистого. Одним из важных средств нравственного воспитания являются обряды и праздники. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры.
Пасхальное застолье отличалось красотой оформления. Спасибо. При освещении натюрморта из окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение темного на светлом и часть цвета будет пропадать, если решать натюрморт в цвете.
Учитель. - Верно, пасхальный натюрморт. И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера -- тома Современника, беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова -- приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека. Ученики – Композиционный центр, это главное изображение в центре, главный смысловой и идейный центр работы. 4. Не следует на одно и то место накладывать более трех слоёв акварели. Борисова-Мусатова, М. Ф.
Именно в то время в русском искусстве натюрморт появился как самостоятельный жанр. На полотне – бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом. Для передачи пространства удаленные светлые предметы слегка притесняют, а темные – высветляют (особенно в пейзаже). 9. ) Любой предмет освещен неоднородно.
Во время практической работы учитель делает замечания, подсказывает и направляет ученика. Среда, окружающая изображаемые предметы (фон, предметная плоскость) имеет большое значение в композиции натюрморта. А теперь, покажите мне, пожалуйста, на примере этих работ центр композиции. Ученики – На них изображены пасхальные натюрморты. Если у вас есть какие-то вопросы, пожалуйста, задавайте. Ученики слушают.
В 1870-1880-х годах ведущим жанром в русской живописи оставался бытовой, хотя пейзаж и портрет также занимали важное место. Публиковать же часть работ с подписью «автор неизвестен» мне не хочется. Известна история о том, как Петр I послал дворянина И. М. И там все работы с указанием авторов.
Репродукции. План урока1. Таковы натюрморты К. Зеленцова, П. Е. (7- 10 мин). Кто может ответить, чем мы с вами занимались на прошлом уроке.
Здравствуйте, ребята. За теневой частью предмета часто можно видеть отражение света от других предметов (например, от поверхности стола, на котором расположен предмет). 5-7 мин. Учитель.