Ее мотивы – сознательно культивируемое наслаждение чувственными радостями жизни (в духе изящного эротизма), а эмоциональный фон – тяготы старости и предчувствие смерти. И обратил внимание на поразительную особенность этой картины: «В богоматери идущей по небесам, не приметно никакого движения, но чем больше смотришь на нее, тем более кажется, что она приближается». Урания – в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница астрономии. Выскажу предположение, что фигуры эти сгруппированы в соответствии с определенными стилистическими направлениями в литературе – античной и современной Рафаэлю, – которые они представляют. Пиндар (около 518 – 442 или 438 до н. э. ), древнегреческий поэт-лирик. Чистый и в высшей степени изящный язык, которым написаны его двустишия, позволил ему уже в древности стать выдающимся римским элегиком. Житие Цецилии, одной из первых христианских мучениц, жившей во II или III веке, было известно еще с раннего Средневековья (примерно, с VI века).
Горный массив в Греции. 3. Изображение остальных событий развивается уже по горизонтали. 23.
Но никакой гений не может сиять тем лучезарным светом, каким светится каждая его черта. Музы (по левую руку Аполлона) 16. Не намек ли это на гностическое Евангелие от Иуды к тому времени давно запрещенное и уничтоженное, но сохранившееся в отрывках в критике к нему «отцов церкви». е. по-сырому), так и способом "а секко" (т. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на струнах и органе. Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа» (Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. Ale. По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии.
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Тяготение к абсолютной завершенности развития человеческой личности, которое лежит в основе образного строя портретов Рафаэля, получило окончательное п наиболее последовательное выражение н теме «мадоппи». Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных".
В 1513-1514 гг. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Этот плафон одновременно можно назвать утончённым и помпезным изящным и величественным. Стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляскам.
Кроме этого, он написал поэмы Африка (1339 – 1342, на латинском языке) о 2-й Пунической войне и Буколики. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности. А для чего все это.
Сикста и св. В правой части картины художник изобразил (сверху вниз) итальянских поэтов Лудовико Ариосто и Джованни Боккаччо, древнеримского поэта Горация, который беседует с современником Рафаэля Джакопо Саннадзаро. Он был признан одним из самых великих ученых своего времени. Талия (комедия), Эвтерпа (игра на флейте), Эрато (лирическая поэзия), Урания (дидактическая поэзия, астрономия), Полигимния (гимническая поэзия) и Каллиопа (героическая поэзия). Цецилия" раскрывает знание художником современных ему проблем музыкальной эстетики. Проперций, Секст (ок. Даже в гениальной «Тайной вечере» Леонардо, в построении которой он с поразительной простотой совместил логику геометрической, пространственной и психологической структуры композиции, основу выразительности составляют не всеобщие закономерности и единство целого, а многообразие решения каждого отдельного образа этой «энциклопедии человеческих характеров».
XXI 8), носил эпитеты Диониса— плющ и Бакхий (Aeschyl. В новеллах, проникнутых духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, элементами эротики, жизнерадостным юмором, отразилась не только многоцветная панорама итальянских нравов ("плебейский мир", но и социальная этика нового общества. На одной из вершин был Дельфийский храм и неподалеку Кастальский источник. Стихи Тибулла пронизаны сентиментальной нежностью и высокими чувствами.
Возможно, с поцелуя Иуды с фрески Джотто. Одиннадцатилетний мальчик остался сиротой на попечении дяди Фра Бартоломео. Рафаэль — это завершение. Однако в XV в. слово "organis" стали понимать буквально, то есть "орган". Гораций (Квинт Гораций Флакк) (65 – 8 до н. э. ) – римский поэт. 47 до н. э. – 15 до н. э. ) – римский поэт.
485 до н. э. ) – древнегреческий поэт-лирик, "певец любви", наиболее значительный автор (после Архилоха), писавший на ионическом диалекте. На первой по времени фреске, "Диспут о таинстве причастия" (1509), среди других изображен царь Давид, держащий в руках свой атрибут – псалтериум. Это сочетание национального типа и классических реминисценций образа в поздних «мадоннах» Рафаэль быстро завоевал беспредельное доверие папы Юлия II, который предоставил двадцатипятилетнему художнику огромные возможности и творческую свободу в работе над росписями «станц». Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима.
Он также автор сатирической поэмы "Ворон" (1354 – 1355) и книги "Жизнь Данте Алигьери" (около 1360). Две последних – самые выдающиеся– известны сегодня как «Парнас» и «Афинская школа», которые он рисовал в 1508-1511. Знаменитый "Памятник" Горация породил множество подражаний (Г.
Его пасторальный роман "Аркадия" (1504) был весьма популярным памятником итальянской литературы. Он был необычайно эрудирован в области классического (античного) наследия, широко использовал в своих трудах таких писателей, как Вергилий, Цицерон и Боэций. I 17) во всей полноте его целительных и губительных функций.
Жила на острове Лесбос и именно благодаря ей появилось слово лесбиянка. Форма раструба и мундштук доказывают, что это медный духовой инструмент. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. 827). Эту задачу, величайшую задачу живописи Возрождения, за которую впервые взялись мастера треченто, завершил на заре чинквеченто Рафаэль. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви.
Джорджо Вазари писал о росписях Станца делла Сеньятура: «Ее украшением служит также прекрасно соблюденная перспектива и множество фигур исполненных до такой степени мягко и тонко, что папа Юлий II велел сбить фрески других мастеров, старинных и современных и на долю Рафаэля выпала честь одному заменить всех, прежде здесь работавших». Больше всего известен как автор грандиозной эпической поэмы, первоначально называвшейся «Комедией», а, позже названной «Божественная комедия».
Гомер традиционно изображался слепым (в античную эпоху считалось, что его слепота была наказанием за его клевету на Елену Троянскую). Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Его поэзия сохранилась лишь во фрагментах. Характер же ее мужа — Анджело Дони привлекает благородной открытостью натуры. Подобную лиру держит, например, Аполлон – статуя в нише в "Афинской школе".
341), участники празднества в честь А. украшали себя плющом (как на Дио-нисовых празднествах). Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Вошедшие в широкий обиход символические образы художественного вдохновения: Счастлив тот, кого музы любят: сладкая речь течет с его губ (Гесиод). Гераклит так же знаменит в становлении древнегреческой философии.
Я сказал "естественно" и это так. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Соотношение длины этих струн выражает пифагорейскую теорию музыкальных интервалов: октавы (6:121:2), квинты (6:98:122:3), кварты (6:89:123:4) и секунды (8:9). 17 — Данте Алигьери (1265-1321) — самый великий поэт Италии, а также одна из выдающихся фигур в западноевропейской литературе. Автор комедий нравов (Шкатулка, 1508 – 25 Чернокнижник, 1520).
Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. "Долой варваров. Тибальди, Антонио (1463 – 1527) – итальянский поэт и литератор, Жил при дворах Феррари, Мантуи и, наконец, в Риме в период правления папы Льва X. Он лишился своего имущества во время разграбления Рима, оставил описание разграбления Рима, во время которого потерял все.
Sat.
19. Примерно между 1503 и 1504 годами Рафаэль написал для церкви Сан Франческо в небольшом городке Читта ди Кастелло алтарный образ «Обручение Марии» – произведение, которое достойно завершило ранний период его творчества. Она находится слева внизу рядом с другими лириками.
Его пасторальный роман Аркадия был весьма популярным памятником итальянской литературы. Именно слияние глубокой идеи и гениального художественного воплощения делает картину настоящим шедевром. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Фреска «Диспут» – это рассказ о небесной церкви и земной и действие композиции происходит в двух планах. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
Итак, о расположении фигур на "Парнасе". Рождение их потомства— армонии— прославляется Аполлоном и музами в пении и танцах. Он отличаетсябольшими добродетелями. Но такое местоположение Аполлона не единственное, встречающееся в живописи.
Стихи Проперция отличаются печальным настроением, сердечной эмоциональностью, душевностью, его язык порой загадочен и теме. 25 Тибальди Антонио (1463 – 1527) – итальянский поэт и литератор. Все три картины кажутся вариациями одной схемы, проявлением почти нарочитого самоограничения художника, жертвующего разнообразием жизни и композиционных возможностей во имя разработки В образах рафаэлевских «мадонн» есть отвлеченность от самого течения жизни, которую академическая схема последующих столетий превратила в бездушную холодность. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
X 32, 7), сам А. нередко почитался как Дионис (Himer. Она воспевается под условным греческим именем, выбранным так, чтобы вместо него в стих можно было вставить и настоящее: героиню Тибулла зовут Делия (в действительности Плания), а героиню Проперция – Кинфия (в действительности – Гостия). 13. Несмотря на сан и на годы, он садился на коня и сам руководил папской армией в сражениях. – А. М. ) на берегах Тибра и Италия могла похвастаться такими авторами, как Фракасторо, Полициано, Саннадзаро, чей слог, говорят, едва ли уступал слогу Вергилия и Горация (вот Саннадзаро и стоит рядом с Вергилием у Рафаэля.
Собр. Аполлон (15). 17. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». На протяжении всего периода пребывания в Ватикане, Рафаэлю удалось поработать над другими заказами. В Древней Греции Парнас был местом поклонения Аполлону.
Они существовали уже при папе Николае V (1447 – 1455 годы). Даже одежда прописана с особой тщательностью – кажется, что можно ощутить текстуру ткани. 480 до н. э. ), на которой они изображены вместе, причем играющими на лире. В глубине видна часть собора св.
I. образах рафаэлевских «мадопп» есть отвлеченность от самого течения кнзпп. В изобразительном искусстве они представлены как молодые женщины в обществе бога Солнца Аполлона (Так как благодаря музам, благодаря далеко поражающему Аполлону происходит то, что есть на земле певцы и арфисты, Гесиод). 24 – Проперций, Секст (ок. О причинах этого можно высказывать лишь предположения и первое из них, что слава композиторов, подобных Окегему, Обрехту, Изаку, Жоскену де Пре, Пьеру де ля Рю, Брумелю (кстати иностранцев), зиждилась на их церковных, т. е. полифонических сочинениях, на музыке, стиль которой неуместен на Парнасе.
200 до н. э. ) – древнегреческая поэтесса из Танагры (Беотия). Но, несмотря на разногласия спорящих, картина наполнена величавым спокойствием. Слова едва доносились до её сознания. Р. Державин, А. С. Пушкин и др. ). Цецилии. Писать по нему нужно легко и свободно, а главное, как только художник почувствует, что ход кисти теряет плавность и она начинает «боронить», краска не впитывается, а намазывается, как бы «салит» стену, надо кончать работу: все равно краски уже не закрепятся. 22.
28. Анакреонт (Анакреон) (ок. 17 ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ, (1265-1321) – самый великий поэт Италии, а также одна из выдающихся фигур в западноевропейской литературе. В борьбе с Венецианской республикой, население которой было тоже итальянским, он не погнушался вступить в союз с «варварами», т. е. с теми же испанцами и французами. 47 до н. э. – 15 до н. э. ) – римский поэт. И последнее. frg. Папа завоевал Болонью, Перуджию и другие города, ранее не подчинявшиеся его воле.
Жила на острове Лесбос (Малая Азия). В книгах сатир, од, посланий – философско-моралистические рассуждения (в том числе о бренности жизни, бессмертии поэзии), наставления житейско-философского характера воспевая доступные радости бытия (уединенная жизнь, душевный покой, дружба, любовь), утверждает культ меры и умеренности – золотой середины (выражение, восходящее к Горацию). Это побуждало многих, вслед за Гете, Стендалем и Листом, сравнивать его с Моцартом.
В этом смысле "Коронование Марии" примечательно тем, что ничем не примечательно. На его фресках люди сильной воли и высокого достоинства. И так как именно в этотдень возникло опасение, что папскийдворец может обрушиться., высокая духовная полнота человеческой натуры, раскрывающаяся в его зрелом творчестве, общечеловеческий идеал и личная судьба, утопическая идея вечной гармонии и мысли о реальной конечности жизни человека слились в образном содержании «Сикстинской мадонны», не нарушая его ренессансной целостности.
Этот символ находится в метафизической реальности. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». В центре ее лирики – темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Изображалась с флейтой (часто – с двойной или авлосом) или иногда с трубой или другим музыкальным инструментом. Обе композиции во многом похожи, но Рафаэль значительно превосходит Перуджино в изяществе и прозрачности.
Его исследования и личная причастность к жарким политическим спорам привели его к сочинению «Монархии», одного из главных трактов средневековой политической философии. Большую роль в образном решении фресок «Месса в Больсене» и «Изгнание Элиодора» играет изображение современников — папы Юлия II и его окружения. Не обладая честолюбием и не стремясь ни к политической, ни к военной карьере, он жил в Риме, целиком отдаваясь поэзии. Музыкальность Бембо хорошо известна.
Подражание Анакреонту породило анакреонтическую поэзию поздней античности (Carmina Anacreontea), Возрождения и Просвещения (в России образцы анакреонтической поэзии – у Г. Р. Державина, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, А. Н. Майкова, Л. А. Мея). 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Но художник не согласился уничтожать работы своих предшественников: он хорошо знал цену искусству. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Для нас особенно примечательно (поскольку речь идет об обществе Аполлона), что имя Кинфия было дано героине по названию горы Кинф на острове Делос, на которой родился бог поэтов Аполлон.
В данном случае перечень фигур выглядит следующим образом (краткий комментарий по поводу изображенных персонажей поможет понять смысл именно той их группировки, которую избрал Рафаэль). 12. которую академическая схема последующих столетии превратила н бездушную холодность. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». и состоит оно из начальных слогов имен Клио (героический эпос история), Мельпомена (трагедия), Терпсихора (танцы, хоровое пение).
Один из них – необычайная гармоничность – композиционная, красочная и графическая – творчества Рафаэля. Все группы сливаются воедино, т. к. Станцы Рафаэля – это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м. ), расписанные в 1508 – 1517 годах Рафаэлем вместе с учениками и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти.
История живописи в Италии. Мол, один человек с таким бы объемом информации не справился. Она отвечала отрывистыми бессвязными фразами.
Рафаэль (Станца делла Сеньятура, Ватикан) включил в сцену Парнаса фигуры античных поэтов, таких, как ГОМЕР, а также ДАНТЕ и ВЕРГИЛИЯ и некоторых из своих современников. В отличие от Леонардо Рафаэль не томит нас своими тайнами, не сокрушает своим всевидением, а ласково приглашает насладиться земной красотой вместе с ним. Но участие самого Рафаэля в этих росписях неодинаково. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Венецианские элементы в живописи, такие как мерцающий пейзаж и превосходная тонкость в красках, возможно, связаны со знакомством в это время Рафаэля с Себастьяно дель Пьомбо. Наряду с губительными действиями А. присущи и целительные (Eur.
В самом низу, являя собой композиционную пару Сапфо, помещен лирик Пиндар. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж).
По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Все это мог видеть и Маркантонио – видеть и изобразить. 10. Примеров можно привести десятки. Рафаэль – это завершение. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет).
Скромное место Аполлона (центральными фигурами здесь являются Марс и Венера) дало в свое время – в инвентаре мантуанского дворца (1542), для которого картина была написана, – основание признать в этой фигуре Орфея. Интервалы обозначены здесь их греческими названиями: диапазон (октава), диапенте (квинта), диатессарон (кварта) и эпоглон (секунда). 16 — безымянный юноша. В правой части картины художник изобразил (сверху вниз) итальянских поэтов Лудовико Ариосто и Джованни Боккаччо, древнеримского поэта Горация, который беседует с современником Рафаэля Джакопо Саннадзаро. Саннадзаро, Джакопо (1456 – 1530) итальянский поэт. Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell39Incendio di Borgo) – последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг. ).
I 3, 4). В центре композиции— фигуры Аристотеля и Платона. Изображается с трубой, дощечкой (вощеной) и стилем (античные письменные инструменты) начиная с XVII века ее атрибутом является книга, на обложке которой может быть написано: "Илиада", "Одиссея" или "Энеида". Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом.
Терпсихора – в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница танца и пения. Он ясно осознавал все трудности искусства музыки, в частности игры на клавикорде, о чем свидетельствует его известное письмо дочери: "Относительно твоего вопроса о том, как научиться играть на монохорде (старинное название клавикорда. С чего все началось. е. по-сухому). Сложнее обстоит дело с трубой у музы слева от Аполлона. В течение этого времени он разыскал несколько утерянных латинских произведений, среди которых были "Галиевтика" Овидия и "Кинегетика" Немесиана.
Эти два столпа древнегреческой лирики расположились — симметрично — у основания Парнаса. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Цецилию покровительницей музыки. Эти два столпа древнегреческой лирики расположились – симметрично – у основания Парнаса.
На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Абсолютно очевидно, что Рафаэль не случайно поставил эти две фигуры близко друг к другу. Сохранилась античная ваза (ок.
Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Эпитет А. — Феб (poTpog) указывает на чистоту, блеск, прорицание (Etym.
А. С. Пушкина). Гераклит Эфесский (портретное сходство с Микеланджело) Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.
В роли бога поэзии и музыки Аполлон обитает на горе Парнас в обществе девяти муз отсюда одно из его имен – Аполлон Мусагет. В центре композиции – фигуры Аристотеля и Платона. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. В переводе с итальянского слово "фреска" означает "свежий", "сырой". Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу— в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз— в знак того, что мир идей связан с земным опытом.
В следующем году он завершает первую редакцию "Канцоньере", названную "Триумф любви" и указывает свое авторство, как "Лавровенчанного Поэта (sic. ) Франциска Петрарки". Тибулл (23) и Проперций (24). Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Они окружены величественным пейзажем и замысловатыми архитектурными элементами. Сын вольноотпущенника.
Я много знал о ней, но сейчас увидел ее своими глазами. 6. Но так же как о Леонардо, несмотря на его самооценку (uomo senza lettere – человек без образования), немыслимо утверждать, что он был необразованным человеком, точно так же о музыкальности Рафаэля (uomo senza lettere в музыке) невозможно говорить с пренебрежением. В двадцатилетнем возрасте он стал придворным поэтом Арагонской династии. Такой раствор художники-монументалисты называют «спелым».
Лицо св. Рафаэль живописал мечту о абсолютном человеке, свободном и благородном. Стихи Тибулла пронизаны сентиментальной нежностью и высокими чувствами. В чем же тогда причина.
На его фресках люди сильной воли и высокого достоинства. Для сравнения можно указать на картину римского художника Пьер Франческо Молы (1612 – 1666) "Гомер, диктующий свои поэмы" (Москва, ГМИИ им.
Портреты Причина такой быстроты освоения новой техники и новых образных возможностей монументального искусства, которые Рафаэль продемонстрировал уже в росписях «Станца делла Сеньятура», лежала в основах его художественного метода. Сапфо – древнегреческая поэтесса. О картине с восхищением отзывались и современники художника и ее почитатели во все последующие века.
Сикстинская мадонна Где-то около 1515 года Рафаэля посетили в Риме «черные монахи» – бенедиктинцы, представители далекого монастыря из глухого городка Пьяченцы. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Рисунки эти относятся к тому времени, когда саркофаг был цел. 26. 1510 е годы были временем создания лучших портретных работ Рафаэля. Вам хотелось тогда услышать, как одной из его мелодий оглашает лес далекая валторна.
Подпись Рафаэля (RSVM) – у ворота его одеяния. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Петрарка, Франческо (1304 – 1374) – итальянский поэт. Они работали как в технике "а фреско" (т. Не абстрактная «музыка сфер», а пространство грандиозной лоджии, наполненной светом н воздухом, рождает иной пульс жизни. Исповедовал идеалы Высокого Ренессанса в лирике на латинском и итальянском языках. «комнаты Рафаэля»)— помещения в Папском дворце Ватикана, с фресками Рафаэля. Назначение комнаты отражается в сюжетах фрески на потолке — богословие, поэзия, философия и право, которые соответствуют классификации книг в соответствии с дисциплинами.
Полуфантастический образ Гомера породил в науке так называемый гомеровский вопрос из проблемы авторства выросший до совокупности проблем происхождения и развития древнегреческого эпоса (в том числе соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества). Подпись Рафаэля (RSVM)— у ворота его одеяния. Как и Сапфо, происходит с острова Лесбос. Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры.
Автор комедий нравов ("Шкатулка", 1508 – 25 "Чернокнижник", 1520). 582 – ок. образы этих богов стали сближаться в Дель-фах им обоим устраивали оргии на Парнасе (Paus. В «Афинской школе» все построено на контрастах — встречных контрапостах, склоняющихся и распрямляющихся фигур, обращенных лицом и спиной к зрителю.
На его картине встречаются Боги и люди, древнегреческие и древнеримские философы со средневековыми, то же касается поэтов. Существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы). Изображалась с тамбурином, лирой, виолой или, реже, треугольником (один из ударных музыкальных инструментов). Статуи Аполлона дошли в слишком поврежденном виде. Художник показывает мир, где человек величествен, мудр, уверен в себе.
В книге новелл Декамерон (1350 – 1353, опубликован 1470) – гуманистический идеал ренессансной литературы, тип нового героя – естественного человека, гармоничного и прекрасного от природы. 23 Тибул Альбий (50 – 19 (17) до н. э. ) – римский поэт из аристократического рода. 584) или Пеон (Eur. «Афинская школа»— блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых После глубокой самопогруженности опершегося да камень Гераклита, после вызывающей раскованности позы лежащего на ступенях Диогена, после сосредоточенной энергии и увлеченности Эвклида изображенного с учениками в правом углу фрески, после мрачной сдержанности Зенона и искренней красноречивости Сократа в образах Платона и Аристотеля покоряет всепоглощающая сила мысли. В Италии XV— XVI веков эти слова звучали синонимами нового стиля, еще недавно выступавшего с полемической заостренностью против традиций средневековья — «варварского искусства готов», как квалифицировали в ренессанспой Италии французскую готику. 7.
За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. Такого ясного, лучезарного чела, таких глаз не может быть у человека. Оба поэта имеют много общего (потому они поставлены Рафаэлем рядом): они вышли из среды италийских земледельцев, пострадавших во время конфискаций гражданской войны, оба выступили с первыми книгами около 27 года до н. э., в центре творчества обоих стоит образ единственной возлюбленной – "госпожи". Вергилий (Публий Вергилий Марон) (70 – 19 до н. э. ), римский поэт.
Неизвестная фигура. Гете с восторгом говорит о ней в "Итальянском путешествии": "Начну с "Цецилии" Рафаэля.
Как раз в это время особого расцвета достигли небольшие органы-портативы и св. В самом низу, являя собой композиционную пару Сапфо, помещен лирик Пиндар. Абсолютно по-другому трактует эту тему Андреа Мантенья: на его "Парнасе" (1497): Аполлон сидит слева и играет на лире, под его игру музы пустились в пляс. Примечательно, что тот факт, что Рафаэль изобразил себя на фреске «Философия» («Афинская школа»), а не «Поэзия» («Парнас») показывает, что в то время художники были ближе к философам, нежели к поэтам, тогда как сегодня живопись считается изобразительным искусством, поэзия – литературным, тогда как философия превратилась в гуманитарную науку, а математика– и вовсе, в точную. 24 Проперций (ок.
Разве это картина, разве это сочинено. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Цецилия в состоянии воспринимать небесную музыку ангелов и орган ей больше не нужен. 18.
Саннадзаро (26) и Гораций (27). Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. В этой связи интересно, что уже одна из самых первых полностью самостоятельных картин художника – "Коронование Марии" (1503) – дает некоторое основание для определения той музыкальной концепции, которую он воспринял от предшествующего поколения живописцев через Пьетро Перуджино, своего учителя, влияние которого на Рафаэля было очень сильным и ощущается на протяжении всего творчества Рафаэля. Господствующая идея всех картин и фресок Рафаэля римского периода – могущество Церкви.
485 до н. э. ) – древнегреческий поэт-лирик, певец любви. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. по другим данным ок.
соч., т. VIII. Мы еще вернемся к Кастильоне в связи с "Парнасом".
Картина поражает сочностью красок и филигранной детализацией каждой фигуры. Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа»— одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. СПб., 1905. Он, естественно, в центре. Рафаэль использовал лицо Laocon от классической скульптуры Laocon и His Sons, выкопанный в 1506 и также в Ватикане для его Гомера (в темно-синей одежде налево от центра), выражая слепоту, а не боль.
Изображался с кифарой или лирой. А для чего все это. Рафаэль живописал мечту о абсолютном человеке, свободном и благородном. Ее мотивы – сознательно культивируемое наслаждение чувственными радостями жизни (в духе изящного эротизма), а эмоциональный фон – тяготы старости и предчувствие смерти. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Л., 1935. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне.
Трактат "Наука поэзии" ("Послание к Пизонам" стал теоретической основой классицизма. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Эту задачу, величайшую задачу живописи Возрождения, за которую впервые взялись мастера треченто, завершил на заре чинквеченто Рафаэль. От центральной группы расходятся, образуя полукруг, остальные фигуры, в которых узнаются древние и более поздние поэты: слепой Гомер, поющий свои стихи, Данте, увенчанный лавровым венком, Вергилий, стоящий по другую сторону от Гомера и смотрящий на Данте, проводником которого по Аду и Чистилищу он является в «Божественной комедии».
26 Санадзаро Джакопо. (1456 – 1530) итальянский поэт. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Сапфо (1) и Алкей (2). Кроме этого, он написал поэмы "Африка" (1339 – 1342, на латинском языке) о 2-й Пунической войне и "Буколики" (1346 – 1357), а также автобиографическую прозу – "Моя тайна или Книга бесед о презрении к миру" (1342 – 1343), "Письмо к потомкам" (1374).
Жрец слушал их, записывал, придавая им связность и объявлял вопрошавшему. Тема росписи – триумф высшей истины религиозного откровения. От центральной группы расходятся, образуя полукруг, остальные фигуры, в которых узнаются древние и более поздние поэты: слепой Гомер, поющий свои стихи, Данте, увенчанный лавровым венком, Вергилий, стоящий по другую сторону от Гомера и смотрящий на Данте, проводником которого по Аду и Чистилищу он является в «Божественной комедии». Рядом расположились христианские святые, восседающие на облаках, в массе которых мы видим фигурки херувимов — любимый прием Рафаэля, заметный и в других произведениях, включая «Сикстинскую мадонну». Различия эти касаются и музыкальных инструментов. Не окончив еще станцы, Рафаэль должен был приняться за украшение Ватиканских лоджий – открытых галерей, окружающих с трёх сторон двор Святого Дамаса.
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Andr. Каллиопа – в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница эпической поэзии. Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом.
Его искусство, радостное и счастливое, выражает некую нравственную удовлетворенность, приятие жизни во всей ее полноте и даже обреченности. В образе «Сикстинской мадонны» впервые оказалось воплощенным сочувствие человеку, не исключающее преклонения перед ним. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Это живопись по сырой штукатурке, т. е. в те короткие десятки минут, пока раствор еще не «схватился» и свободно впитывает краску. Помимо циклов рисунков и множества иллюстрированных изданий, появившихся на свет после создания поэмы, творение Данте вызвало к жизни большое количество монументальных живописных произведений (дантовское видение Ада вдохновляло ренессансных художников, которые выбирали из него отдельные элементы, чтобы проиллюстрировать аспекты христианской эсхатологии или даже пытались представить всю программу дантовского Ада).
Мантенья (Лувр) венчает сцену фигурами Марса и Венеры, которые символизируют Вражду, побежденную Любовью. "Рафаэль, – отмечал известный музыковед Борис Яворский, – дважды задавался целью изобразить действие музыки – "Парнас" и "Цецилия"". На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу – Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой – живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Тибулл и Проперций имеют много общего (потому они поставлены Рафаэлем рядом): они вышли из среды италийских земледельцев, пострадавших во время конфискаций гражданской войны, оба выступили с первыми книгами около 27 года до н. э., в центре творчества обоих стоит образ единственной возлюбленной – "госпожи".
Ариосто Лудовико (1474 – 1533) итальянский поэт. Среди поэтических творений Алкея также бравурные военные песни (стасиотика), застольные песни (сколия) для аристократических пиршеств мужчин, любовные песни и гимны в честь богов. Вергилий – римский поэт. Данте и Вергилий смотрят друг на друга на фреске. Безымянный юноша.
Что касается древнегреческой литературы, то здесь представлены и героический эпос (Гомер) и сольная (монодическая) мелика, то есть мелийская поэзия (от греч. Эвтерпа вобрала в себя Каллиопу". Так и Моцарт выдвинут ими как нечто недостижимое в музыке" (Эккерман. Данте Алигьери (1265 – 1321) – самый великий поэт Италии, а также одна из выдающихся фигур в западноевропейской литературе.
Августина" (Венеция, Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони), созданную одновременно с этой Мадонной Рафаэля. 27 ГОРАЦИЙ (65 – 8 до н. э. ) – римский поэт. Другое направление искавшее путей непосредственного отражения «идей, духа и облика своей эпохи», по словам Делакруа, открыло огромные возможности реалистического метода, непосредственного отражения действительности, утеряв при этом монументальность и синтетичность стиля. Прокомментируем здесь рафаэлевские изображения кратко. 7.
Изображение по сторонам от мадонны св. В центре ее лирики – темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. 26.
Каждого он изобразил в присущей тому манере. Слева художник расположил мощную фигуру вдохновенно поющего слепого Гомера в тёмно-синем паллиуме (длинный шерстяной плащ). Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Приведу лишь два высказывания на этот счет – Гете и Стендаля. 28 — Пиндар (около 518 — 442 или 438 до н. э. ), древнегреческий поэт-лирик. Исповедовал идеалы Высокого Ренессанса в лирике на латинском и итальянском языках. Вершину Парнаса венчают стройные лавровые деревья на фоне облачного голубого неба.
На субъективном и личном уровне поэма отразила жизненный опыт самого Данте изгнанного из его родного города, Флоренции. Полигимния – в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница героических гимнов. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. В области музыки Сапфо во времена Рафаэля приписывалось – безосновательно – изобретение плектра (пластинки или кольцо с "когтем", надеваемое на палец с помощью плектра защепляют струны и тремолируют на плекторных музыкальных инструментах), а также миксолидийской гаммы. Этот взгляд, говорящий о сильном характере, принадлежит Микеланджело. Для поколения Рафаэля это и было выражением идеи возрождения (античности). 11.
На Парнасе берет начало священный Кастальский ключ источник поэтического вдохновения. Цветы п траиы, силуэты деревь-1н написаны с любовной тонкостью. В центре повествования страдающий от любви поэт, который уходит из города (в данном случае Неаполя), чтобы жить в безмятежности и простоте Аркадии.
Музы (по правую руку Аполлона) 11. 13 игл ид мадон- ны из композиции «Мадонна со щегленком» кажется устремленным к младенцам Христу п Иоанну Крестителю из бесконечной выси. 880) он врач (Aristoph. Во фреске, давшей название этой станце, Рафаэль изобразил изгнание сирийского вождя Элиодора из Иерусалимского храма (3-я глава, 2-й книги «Маккавеев»).
Он изображается скорее в виде вершины холма, чем горы, с рощей, возможно, ЛАВРОВ, в тени которых восседает Аполлон играющий на лире или другом струнном инструменте в окружении муз. Рафаэль начал работу в этой станце в 1512 году, завершив роспись спустя 2 года и папа Юлий смог увидеть «Изгнание Элиодора» перед своей смертью в феврале 1513 года, когда работы в станце были в самом разгаре. Э. Уинтернитц полагает, что на фреске Рафаэль изобразил некий гибрид инструментов. Р. Державин, А. С. Пушкин и др. ). 28 ПИНДАР (около 518 – 442 или 438 до н. э. ), древнегреческий поэт-лирик. 24.
1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. В этом величайшем шедевре гармонично сочетаются величие и изящество. Несмотря на сан и на годы, он садился на коня и сам руководил папской армией в сражениях. 27.
4. Картина поражает сочностью красок и филигранной детализацией каждой фигуры. В Станца делла Сеньятура находится одно из самых замечательных творений Рафаэля, представлявших четыре сферы человеческой деятельности: богословие («Диспут»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера и Сила») (1509-1511 гг. ), а также соответствующие аллегорические фигуры, сцены на библейские и мифологические сюжеты.
В композиции «Обручение Марии» «все приведено к золотой мере», в ней нет ничего, что отвлекало бы внимание от главной группы Марии и Иосифа. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Третью комнату — «Станца дель Инчендио» расписывали в основном ученики.
Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Тем не менее и в этот период целый ряд выдающихся произведений выполнен самим Рафаэлем.
Его смертьвызвала всеобщую скорбь. Таковы «Портрет кардинала» (около 1518), «Портрет папы Льва X с кардиналами Луиджи деи Росси и Джулио деи Медичи» (около 1518). Данте (7) и Вергилий (9). Во второй половине жизни Рафаэль становится официальным художником папского двора.
По своей красоте эта роспись признана одной из самых совершенных работ в живописи. 582 – ок. Коринна (VI – V века до н. э. » — таков был его боевой клич, причем под «варварами» он подразумевал испанцев и французов, грабивших и унижавших Италию. 21. Так он изображен на "Парнасе".
е. по-сухому). Сын вольноотпущенника. Стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляскам. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Пиндар (28), с точки зрения композиции, безусловно, составляет пару Сапфо: она — представительница монодической мелики, он — хоровой мелики. Орган и другие музыкальные инструменты изображены очень хорошо. Однако к временам Рафаэля не сохранилось ни одного подлинного инструмента античности. Это живопись по сырой штукатурке, т. е. в те короткие десятки минут, пока раствор еще не "схватился" и свободно впитывает краску.
Мадонна с щегленком Прекрасная садовница и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем Мадонна с щегленком (1506 год). С. 207). Разговоры Гете. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Согласно греческим мифам, они были произведены на свет отцом богов Зевсом и нимфой Мнемосиной (память), чтобы прославлять пением героические подвиги борьбы против доисторических титанов. Гомер, который изображен под номером 18, традиционно изображался слепым (в античную эпоху считалось, что его слепота была наказанием за его клевету на Елену Троянскую).
Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Именно на его склонах раскинулся знаменитый город Дельфы – центр эллинского мира. немедля многие его детали повреждены, но имеются рисунки Франческо ди Джордже и Амико Аспертини, на которых изображены детали и, в частности, музы с инструментами.
Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Аполлон (Феб) – в греческой мифологии олимпийский бог, сын Зевса и Лето целитель, пастух, музыкант, покровитель искусств, прорицатель (оракул в Дельфах). Этот первосвященник был нрава крутого и решительного. 20.
Почему органетто (или органино) – маленький орган-портатив – Цецилия держит так, что на нем не только нельзя играть, но из него даже вываливаются некоторые трубки. Клио – в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница истории. Тибулл и Проперций имеют много общего (потому они поставлены Рафаэлем рядом): они вышли из среды италийских земледельцев, пострадавших во время конфискаций гражданской войны, оба выступили с первыми книгами в одно время, в центре творчества обоих стоит образ единственной возлюбленной– дамы.
В Станца делла Сеньятура находится одно из самых замечательных творений Рафаэля, представлявших четыре сферы человеческой деятельности: богословие ("Диспут"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера и Сила") (1509-1511 гг. ), а также соответствующие аллегорические фигуры, сцены на библейские и мифологические сюжеты. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. С именем Рафаэля связаны росписи трех комнат Ватиканского дворца: «Станца делла Сеньятура» (1508 — 1511), «Станца дЭлиодоро» (1511 1514), «Станца дель Инчендио» (1515 — 1517). Достаточно указать на скульптурное убранство французских готических соборов, грандиозные алтари и фрески итальянских церквей эпохи Возрождения (например, "Триумф Фомы Аквинского" Андреа Бонайути в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции или "Распятие" Фра Анджелико в монастыре Сан Марко (тоже во Флоренции) – это если приводить примеры из предрафаэлевского времени) или монументальные полотна, скажем, Ильи Репина – "Заседание Государственной Думы" или "Русские композиторы", картину, украшающую фойе Большого зала Московской консерватории. И если Гете говорит, что ни до кого, кроме самой св. Жрец подходил к затвору, за которым находилась пифия и передавал вопрос очередного паломника.
Что же касается ватиканских фресок, то «Станца делла Сеньятура» расписывал сам мастер, «Станца дЭлиодоро»— Рафаэль и ученики. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Безымянный юноша.
Тибулл, Альбий (50 – 19 (17) до н. э. ) – римский поэт из аристократического рода. Знаменитый Памятник Горация породил множество подражаний (Г. 8. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл.
v. (рофцеш Eur. 19. К этому мотиву Рафаэль обращается во многих своих произведениях и в дальнейшем, но первый раз эта тема затронула художника именно при сотворении «Парнаса».
Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Политика его была не только смелой, но и гибкой.
Слова едва доносились до её сознания. Поэты, мудрецы, философы, богословы образуют сложные пространственные группы, размещенные среди величественных архитектурных декораций и пейзажа. Главным творением является Неистовый Роланд (1516). 22. Бокаччо Джованни. (1313 – 1375) – итальянский писатель. С. 230). подчинены идеальной симметрии.
Алкей (VII – VI века до н. э. ) – древнегреческий поэт. Жрец подходил к затвору, за которым находилась пифия и передавал вопрос очередного паломника. Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. 25. Он был признан одним из самых великих ученых своего времени. 14. Был вместе с Сапфо представителем эолийского мелоса (лирической песни).
В портретах он сводит до минимума значение деталей — описательный план своей живописи. Автор поэм на сюжеты античной мифологии, психологической повести "Фьямметта" (1343, опубликована 1472), пасторалей, сонетов. Композиция делится на три части.
МИНЕРВА, 2). 92 Soph. Этот знаменитый портрет Сапфо был найден и в Помпеях. Некоторое удивление вызывает появление среди этой динамичной толпы спокойного Юлия II, которого вносят в Храм драбанты (средневековые немецкие воины), один из которых наделён чертами великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Якопо Саннадзаро – итальянский поэт. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо).
13. Все его искусство предельно гармонично, дышит внутренним миром и разум, самый высокий, соединяется в нем с человеколюбием и душевной чистотой. Но сколь различны духовные концепции этих образов и композиционное понимание тондо. Здесь перечисляется довольно большой ансамбль инструментов – струнных (гусли, псалтериум), духовых (орган, трубы), ударных (кимвалы). По форме ствола и раструба – это труба (на оксфордском рисунке мы видели, что там изображена двойная труба). Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.
Рафаэль изобразил беседы, которые ведут персонажи о таинстве причастия. Безусловно, Рафаэлю чужда фотографическая точность. В поэме "Георгики" ("Поэма о земледелии" – осмысление тягостного крестьянского труда как необходимого звена мироздания. Традиция эта продолжалась и после Рафаэля. В этом величайшем шедевре гармонично сочетаются величие и изящество. А его символ – гостия (хлеб) – находится в центре композиции. Канцоньере (Книга песен) – сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры.
Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу – в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз – в знак того, что мир идей связан с земным опытом. Нес. Св. Страбон в своей "Географии" пишет: "Над городом возвышается Кинф – лишенная растительности и скалистая гора (. ) Миф рассказывает, что Латона избавилась от родовых мук, произведя там на свет Аполлона и Артемиду". 47 до н. э. – 15 до н. э. ) – римский поэт. В переносном смысле Парнас – мир поэзии, поэтов.
18. Его посмертная репутация была еще больше, так как в конце XIX века его оценили почти все критики, как величайшего художника, который когда-либо жил, художника, который выразил основные доктрины христианской церкви через образы, которые имеют физическую красоту, достойную античного искусства. Сам папа Лев Х хорошо знал музыкальную теорию играл на органе (орган-позитив имелся в его покоях), обладая, по свидетельствам современников, неплохим голосом, он часто и охотно пел, любил обсуждать профессиональные вопросы со своими придворными музыкантами. Первую роспись Рафаэль сделал на богословскую тему «Диспут». «Форнарина» (прибл.
21 Аристо Вергилико. (1474 – 1533) итальянский поэт. Папа завоевал Болонью, Перуджию и другие города, ранее не подчинявшиеся его воле. Часть II. В гимназиях ключом к запоминанию имен муз было выражение Клио-Ме-Тер-Тал-Эв-Эр-Ур-По-Кал. 14. Джорджо Вазари писал о росписях Станца делла Сеньятура: «Ее украшением служит также прекрасно соблюденная перспектива и множество фигур исполненных до такой степени мягко и тонко, что папа Юлий II велел сбить фрески других мастеров, старинных и современных и на долю Рафаэля выпала честь одному заменить всех, прежде здесь работавших».
По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. Героический эпос "Энеида" о странствиях троянца Энея (римская параллель древнегреческому эпосу) – вершина римской классической поэзии прославляет историческую миссию Рима трагизм судьбы (направляемой неведомым провидением) и самоотречения умеряется верой в верховный смысл истории и мирового закона. Почему Рафаэль изобразивший на этих фресках наряду с античными поэтов и художников своих современников, не показал ни одного музыканта, среди которых были при папском дворе достаточно известные (нельзя считать достоверным, что в облике Аполлона художник запечатлел известного музыканта Сансекондо). Во многих случаях на таких картинах имеющих явно символическое значение – показать взаимосвязь (прежде всего духовную) персонажей – модели группируются отнюдь не случайно, а сообразно их значению и месту на иерархической лестнице.
Гомер традиционно изображался слепым (в античную эпоху считалось, что его слепота была наказанием за его клевету на Елену Троянскую). Гомер (ок. Поэт рисует картину этой будущей счастливой жизни, когда всякий труд будет лишним и человек везде будет находить все, что ему нужно и заканчивает славословием будущего благодетеля людей. Трехликость), девятка рассматривается как возведенная в степень триада.
В греческой мифологии Парнас – гора в Аркадии, место обитания Аполлона и Муз. Политика его была не только смелой, но и гибкой. красота земного оытия. В своих стихах воспевал любовь с присущей ей ревностью, огорчениями и разочарованием. 9. Живопись Возрождения обращена к зрителю. Обручение Марии В 1500 году Рафаэль поступил в мастерскую Перуджино.
Av. Сапфо (VII – VI века до н. э. ) – древнегреческая поэтесса. Она отвечала отрывистыми» бессвязными фразами. е. по-сырому), так и способом «а секко» (т. Обратил на себя внимание Вергилия.
– Стендаль. Возможно, Рафаэль пришел к такому решению потому, что подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем любой природный пейзаж, который представлен на фреске «Парнас». По-настоящему первое зрелое композиционное решение в искусстве Рафаэля мы встречаем в знаменитом «Обручении Марии», где внешне простая и очевидная схема симметрического построения и пространственного противопоставления переднего и заднего планов, почерпнутая из арсенала композиционных приемов кватроченто, трактована не только с тонкой нюансированностыо, но и принципиально новым пониманием соотношения целого и частного, закономерного и жизненно конкретного. Итак, целый ряд деталей в цикле фресок "Станца делла Сеньятура" – одних более, других менее важных – можно собрать с целью проанализировать идеи Рафаэля о музыке. Рафаэль много работал для богатого сиенского банкира Агостино Киджи как над светскими заказами, так и над церковными. 15. Смысловая ось сложной, но ясной композиции этой фрески находится в центре – это Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, символ которого – голубь в сфере – спускается к алтарю с хостией (евхаристическим хлебом, маленькой пресной лепёшкой).
рано потерял родителей. Уникальность этих изображений в том, что Рафаэль совместил на них портреты величайших поэтов и философов, с трудами или пересказами трудов которых он, безусловно, был знаком. 2.
Ее произведения дошли до нас лишь во фрагментах. В настоящее время известны и другие подобные саркофаги12. Вокруг Аполлона – девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. На стенах дворцов и соборов фрески часто пишутся на высоте человеческого глаза, а в композиции какая-нибудь фигура прямо глядит на зрителя, связывая его со всеми другими. Его Пастушеские песни рисуют идиллический мир сельской жизни, уводящий от скорбной действительности в идеальную Аркадию (местность на Пелопонессе). Его поэзия сохранилась лишь во фрагментах.
Художник показывает мир, где человек величествен, мудр, уверен в себе. История живописи знает множество примеров изображений многофигурных композиций. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу— Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой— живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). 16. Но также необходимо было изобразить считавшийся обязательным атрибут Каллпопы – трубу.
Теперь св. В книгах сатир, од, посланий – философско-моралистические рассуждения (в том числе о бренности жизни, бессмертии поэзии), наставления житейско-философского характера воспевая доступные радости бытия (уединенная жизнь, душевный покой, дружба, любовь), утверждает культ меры и умеренности – "золотой середины" (выражение, восходящее к Горацию). Автор поэм на сюжеты античной мифологии, пасторалей, сонетов. Гораздо более поздний по времени псалтериум изобразил Ганс Мемлинг в своих "Музицирующих ангелах" алтаря в Генте. – А. М. ). В качестве примера иного подхода укажу на картину Витторе Карпаччо "Видение св.
Его пасторальный роман Аркадия (1504) был весьма популярным памятником итальянской литературы. Но грабителя настигла божья кара в виде ангела – прекрасного всадника в золотых доспехах. Однако ныне есть версии, что Гомер– это не один человек, а целая школа. Это не картина. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. По преданию, первоначально было только три музы (см.
Кроме того исследователи выделяют на этих двух фресках группы персонажей, взаимодействующие между собой, например, Данте и Вергилий на «Парнасе» или группа пифагорейцев в нижнем левом углу «Афинской школы». Magn. В глазах ее нет блистания (блестящий взор человека всегда есть признак чего-то необыкновенного, случайного, а для нее уже нет случая — все свершилось) но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремленный, но как будто видящий необъятное. Осмелюсь предположить, что оно также сказалось и в области музыки.
Они работали как в технике «а фреско» (т. Мельпомена – в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница трагедии. 18 ГОМЕР- (ок.
Мы видим псалтирь очень архаичного типа. Точность изображения костюмов кардинала или папы, швейцарских гвардейцев во фресках ватиканских «станц» не включается в повествовательную жанровость ситуации и не становится началом проникновения в сложную и неповторимую игру человеческого характера. Этот первосвященник был нрава крутого и решительного.
Главным творением является "Неистовый Роланд" (1516). Вот таким образом фреска — один из самых трудоемких видов живописи, требующий величайшего творческого напряжения и собранности, но и дающий, как сказал старейший российский мастер стенописи Н. М. Чернышев, «часы несравненной радости». В этой картине он снова вернется к форме тондо — круглой картины (вспомним написанную в юности «Мадонну Конестабиле»).
Платон (портрет Леонардо да Винчи) с трактатом «Тимей» в левой руке – именно в эпоху Ренессанс после нескольких столетий забытия возрождается платонизм. Изображалась с шаром и циркулем начиная с XVII века, ее голову венчает полумесяц из звезд. Детские и юношеские годы Рафаэля прошли в окружении искусства. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе.
У его ног струится водный поток. Боккаччо, Джованни (1313 – 1375) – итальянский писатель. Цецилии, то никогда до него ее не изображали так странно обращающейся со своим инструментом. Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello, букв. В переводе с итальянского слово «фреска» означает «свежий», «сырой».
Иуда, прежде изгнанный из храма и клеймённый, вытесненный в бессознательное (по Юнгу), является перед Джотто в сиянии, которое предвещает спасение и, возможно даже, обусловливает его. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Изображалась в венке из плюща с трагической маской и палицей в руке. Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) – помещения (станца – комната) в папском дворце Ватикана. Фреска посвящена теме поэзии.
1. История о том, чьей идеей было расположение именно этих личностей именно в таких ракурсах, остается загадкой. В XV в. многие художники, в том числе и в Италии (например, Заноби Макьявелли) изощрялись в изображении целых небесных оркестров. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Что касается рафаэлевской св. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
В позднее время А. отождествлялся с солнцем (Macrob. С большим мастерством написана фреска «Изведение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра.
«Сикстинская мадонна» – это апофеоз его гигантского творчества и одно из величайших мировых творений. «Афинская школа» Философия Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа». В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона.
Под этой диаграммой изображено так называемое абсолютное пифагорейское число – X, как сумма первых четырех чисел имеющих пропорцию всех основных музыкальных консонансов – октавы, квинты и кварты (1:2:3:4). Объединив в одной фреске живших в разные времена людей, Рафаэль выразил идею о том, что культура вечно жива и одни художники, в широком смысле слова, наследуют другим.
«Долой варваров. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». В своих стихах воспевал любовь с присущей ей ревностью, огорчениями и разочарованием. Ему было поручено расписать фресками комнату в папском дворце – «Станца делла Сеньятура».
Вероятно, первоначально представленные как нимфы гор и ручьев, они стали символическими образами, точно определёнными по ведомству, чьими священными горами были Парнас и Геликон и чьими священными источниками— Кастальский у Дельфов (глоток его воды вовлекает поэтов в пение) и конский источник Иппокрена ею своими копытами выбил из скалы крылатый конь Пегас. 16 Анакреон ок. В картинах с Девой Марией и младенцем Христа он экспериментировал с новыми композиционными формами и фигуральными мотивами. (Об этой картине мы поговорим специально в другой раз).
Однако в следующие шесть лет, прогресс в соборе проходил очень медленно и его единственным вкладом, по-видимому, был прогнозируемое дополнение нефа к центрально запланированному проекту Браманте. 8 апреля 1341 (на Пасху) Петрарка был увенчан в Риме, на Капитолии, лавровым венком. В книге новелл "Декамерон" (1350 – 1353, опубликован 1470) – гуманистический идеал ренессансной литературы, тип нового героя – "естественного человека", гармоничного и прекрасного от природы. Именно таким мог видеть его Рафаэль. R. 154), Алексикакос («помощник»), защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны (Ра-us.
Станцы Рафаэля— это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6м. ), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. Гомер (8) и Безымянный юноша (6). Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется». Такой раствор художники-монументалисты называют "спелым".
Он был необычайно эрудирован в области классического (античного) наследия, широко использовал в своих трудах таких писателей, как Вергилий, Цицерон и Боэций. У нас нет другого объяснения этому, чем данное американским музыковедом. Уже Вазари констатировал это: "На картине изображена св. Эта оценка, как вы можете догадаться, отнюдь не была окончательной.
Темноволосая и темноглазая, с крепко вылепленной пластикой лица, она напоминает и величественную сивиллу и красавицу итальянку, повязанную платком, с крестьянской шалью на плечах из картины «Мадонна в кресле». Росписи отличают глубина замысла, образная насыщенность и композиционная ясность. Был еще мальчиком, когда его братья в союзе с митиленским политическим деятелем Питтаком свергли местного тирана Меланхра, Когда же Питтак сам пришел к власти, Алкей занял по отношению к нему резко враждебную позицию, в результате чего был вынужден удалиться в изгнание.
В ее чертах видна та отрешенность, которую можно наблюдать на лицах людей, находящихся в состоянии восторга". Жрец слушал их, записывал, придавая им связность и объявлял вопрошавшему. Ей посвящали латинские и итальянские стихи. 5. Композиция делится на три части. За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов.
Спаситель на руках матери — совершенный младенец от одного до двух лет. «Аркадия» — первая крупная пастораль в ренессансной Европе, которая приобрела международный успех.