Вот таким образом и печальна Паллада – богиня мудрости. Это произведение, конечно, не столь знаменито, как два других изображения кисти великого флорентийца – «Весна» и «Рождение Венеры» (кстати, оба экспонируются там же, в Уффици). Однако другие подтверждения этой гипотезы отсутствуют. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много "живейших и прекраснейших картин" (Вазари). Более правомерно видеть в аллегории нравственную направленность.
Он изображает играющих амуров, зайчика, тыкающегося в руки Венеры, бабочку, которая ярким пятном замерла на вытянутой ноге богини. Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век)2. Проще говоря, Паллада у Боттичелли – фигура не менее амбивалентная, чем кентавр. Так и здесь художник запечатлел младшего брата Лоренцо Великолепного – Джулиано де Медичи и его возлюбленную Симонетту.
Созерцательное настроение создаёт спокойный, мирный пейзаж. Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век). Вряд ли можно считать случайностью, что в описи 1498 года полотно фигурировало под названием «Камилла и сатир» – теперешнее название «Паллада и кентавр» впервые возникло лишь в 1516 году, то есть после смерти автора. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности.
Марс представлен спящим. Не впадая в схожую экзальтацию, рекомендуем-таки не пропустить визит «Паллады и кентавра» в Россию. P 148149.
В композиционной схеме «Венеры и Марса» использован барельеф с того же античного саркофага, который послужил моделью для головы Кентавра в картине «Паллада и Кентавр». Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы.
Венера становится главным действующим лицом в картине "Венера и Марс" (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи (возможно к свадьбе кого-то из семьи Веспуччи), так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо и осы, кружащиеся над ним – геральдический символ рода.
Существует несколько вариантов интерпретации аллегорического смысла. Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век). Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Например, долгое время пользовалась популярностью (да и сегодня не отвергнута полностью) версия о том, что художник восславил на картине военно-политические успехи Лоренцо Медичи – то ли его победу над Неаполем, то ли ликвидацию так называемого заговора Пацци внутри Флоренции. С Симонеттой, кстати, связано одно из ранних объяснений картины в романтическом духе. Ведь недаром говорится: "Во многой мудрости много печали".
Впрочем, догадки возникали и возникают не на пустом месте. В ней есть мощь и монументальность, которые обычно отличают архангелов. Отрава.
Но можно попробовать, например, приобщиться к жанру «выставка одной картины». Он был кузеном Лоренцо Великолепного. На картинах Боттичелли он появлялся не один раз в образе поэтического героя. Об этом можно только гадать. Справа от Паллады позади неё видна ограда, которая отделяет первый план картины от второго. Одно понятно: художник Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Боттичелли – это дружеское прозвище, в котором узнается итальянское слово botticella – «бочонок») в пору написания картины был еще далек от идей религиозного аскетизма, которые позднее пробрались в его голову посредством проповедей Савонаролы и превратили последний период жизни в затяжной кошмар.
Не помогает толком распутать ситуацию и история раннего бытования полотна. Однако другие подтверждения этой гипотезы отсутствуют. Так, Эрнст Гомбрих посвятил Мифологиям Боттичелли целое исследование. Чахотка.
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Считалось, что Паллада олицетворяет победу Медичи над заговорщиками (заговор Пацци) или успех в противодействии агрессивным планам неаполитанского короля. Паллада изображена на фоне мирного, спокойного пейзажа. Картины "История Виргинии" (Бергамо, Академия Каррара) и "История Лукреции" (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Но победа над кентавром (победа над страстями) вызывает у Паллады печаль, а не удовлетворение от того, что она одержала верх.
По этому случаю вся Флоренция погрузилась в траур, оплакивая возлюбленную Принца Юности. Пушкина, занимает достойное место среди аллегорических композиций Сандро Боттичелли. Флоренция. Джулиано был любим горожанами и не только.
Более правомерно видеть в аллегории нравственную направленность. Италия. Картина «Паллада и кентавр» (1482), экспонируемая в ГМИИ имени А. С.
В этом кругу аристократов, философов, поэтов и художников имели хождение идеи неоплатонизма, так что вроде бы в них и надо искать разгадку сюжета. С их точки зрения, все выглядело вполне логично. Науке ничего не известно о специфических отношениях между Афиной Палладой (она же римская Минерва) и фантастическими полулюдьми-полуконями. Неудачные роды. Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы.
Несмотря на свойственную работам Боттичелли светлую меланхолию, в пору своего расцвета он был «человеком, полным неожиданностей», как сказал о нем Джорджо Вазари и охотно экспериментировал с трактовками библейских сюжетов и с внедрением мифологических. Паллада изображена не воительницей в шлеме и с панцирем, а богиней мира и мудрости (Minerva-pacifica), увитой оливковыми ветвями. Кроме того, существуют версии, согласно которым образ юной женщины изображенной на полотне Боттичелли, может быть отождествлен с девой Камиллой, девственной дочерью короля Метаба, воспетой Вергилием в поэме «Энеида», а также с римской богиней мудрости Минервой.
Однако на деле все обстоит ровно наоборот. Кроткая Симонетта была вдохновительницей трогательных фантазий художника. Семья Веспуччи была одной из самых знатных и богатых в городе.
Совсем недавно в Пушкинский музей приезжала картина Рафаэля «Дама с единорогом» из римской галереи Боргезе, а теперь благодаря фестивалю искусств «Черешневый лес» на музейную «вахту» заступает боттичеллиевское полотно «Паллада и кентавр» из собрания галереи Уффици. 203 x 314 см. Их описанные Лукианом шумные игры вокруг спящего бога войны вносят в сцену ноту изящной шутливости. Не лишена правдоподобия и еще одна гипотеза: Афина Паллада вообще не при делах, а изображенная дева с алебардой – это Камилла, дочь короля Метаба из вергилиевской поэмы «Энеида». По учению гуманистов, Паллада – символ созерцательного образа жизни и мудрости.
Тем неожиданнее выражение муки и мольба сложенных рук, которые мы видим у кентавра. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с "двором" Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Предполагают, что изображение сатиров в «Венере и Марсе» граничит с текстом греческого писателя II века Лукиана. На многих это действует благотворно. Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо.
Она держит за волосы кентавра, покорно на неё взирающего. Мол, достаточно сопоставить живописный сюжет с описаниями из, допустим, популярной книжки «Легенды и мифы Древней Греции и Рима», как любой намек на интригу моментально испарится. Дело не только в том, что женская фигура на полотне выглядит мощнее и выше кентавра, который вообще-то тоже не маленький – у него торс коня.
Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо. Оливковые ветви и копье – её атрибуты, они символизируют добродетель. Она держит за волосы кентавра, покорно на неё взирающего. Оставалось дело за малым – найти ее прообраз в прошлом.
Неоплатоники же вообще были склонны в античности видеть прообраз христианства. Oxford, 1962. В наиболее запущенных случаях не помогает даже поход в музей. Сам Джулиано Медичи ненадолго пережил хрупкую Симонетту.
Согласно наиболее распространенному, принято считать, что в произведении флорентийского мастера представлена аллегория Целомудрия, побеждающего Сладострастие, которая выражает неоплатонический конфликт ratio и sensus (разума и чувств), состоящий в попытке подавить животные инстинкты, воплощенные в двойственной природе кентавра, с помощью разума. Спящий Марс и бодрствующая Венера изображаются в таких же позах на фоне уходящего вдаль пейзажа, что и у Боттичелли. Умерла она внезапно и довольно рано по неизвестной причине.
Однако в картине отсутствуют основные атрибуты Минервы или Афины Паллады – шлем, копье и круглый щит с головой Медузы. На фоне ласкающего взор поэтического пейзажа изображена изящная и в то же время строгая молодая женщина, вооружённая тяжелой алебардой. Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо. Боттичелли изображает внутреннюю борьбу человека со своими низменными страстями.
Тихим аккомпанементом ей звучат приглушенные тона в передаче природы. Она держит кентавра за прядь волос жестом величавым и почти ласковым. Такие предположения возникли в связи с тем, что в описи 1498 года картина обозначена как «Камилла и сатир», а в описи, сделанной, в 1516 году она фигурирует под названием «Минерва и кентавр».
Его взгляд на мир неизбежно становится печальным. Дерево, темпера. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Вся картина пронизана атмосферой мира и гармонии.
В своей работе "Слепой Амур" Эрвин Панофский пишет. И даже не только в том, что у руках у нее мощная алебарда, как у стражника. Хотя бы потому, что вне зависимости от аллегорического смысла эта картина символизирует и выражает нечто другое, не менее важное, – превращение ремесла в большое гуманистическое искусство.
Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Ранее в картине видели политическую аллегорию, посвященную проницательности и искусству Лоренцо Великолепного в делах дипломатии. Считалось, что Паллада олицетворяет победу Медичи над заговорщиками (заговор Пацци) или успех в противодействии агрессивным планам неаполитанского короля. С другой стороны, похоже, сколько исследователей, столько и трактовок.
Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. Из этой фамилии происходил открыватель Нового Света Америго Веспуччи, к ней принадлежала в замужестве генуэзка Симонетта Каттанео известная как «прекрасная Симонетта».
Колорит отличается изящной сдержанностью. Но все-таки «Паллада и кентавр» тоже вещь культовая и на глаза вам наверняка попадалась – хотя бы в интернете. Но при всей схожести сюжета его трактовка чрезвычайно отлична. На картине Боттичелли изображены две полярные фигуры: бог войны Марс и богиня любви.
Слева за спиной кентавра высится, словно вырубленное из скалы, некое архитектурное сооружение, обильно поросшее мхом. Если идеи существуют вечно, то и христианская идея должна быть вечной. Галерея Уффици. Надо сказать, что гуманисты охотно использовали образы античности для своих аллегорий. Мудрость же проявляется прежде всего в одолении страстей, самосовершенствовании.
Считалось, что художник представил эту даму и влюбленного в нее Джулиано Медичи, основываясь на «Стансах на турнир» Полициано. Если ему верить, то в Палладе и кентавре Боттичелли изобразил конфликт разума и чувства. Но в ее жесте проявляется не сила, а скорее – сожаление, упрек. Возрождение.
Умер Боттичелли в безвестности. Одно из символических значений отгороженного места – внутренняя жизнь разума.