Портрет Никколо Паганини, выполненный Э. Делакруа.
А если от меня. » Но знаменитый скрипач волновался напрасно. Пробыв на Родине непродолжительное время, он успел создать 12 скрипичных и гитарных сонат.
Стоит заметить, что в его жизни был случай, когда ему удалось сыграть на одной струне. По всей Европе музыкальные критики сообщали в своих газетах об этом вполне серьезно. В 1840 году болезнь отняла у Паганини последние силы. Более ни одному скрипачу такое было не подвластно. Связано это было с событиями, которые происходили в его стране в первой половине XIX века.
Гёте, слушая его игру, видел перед собой «столб огня». Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. Вспомните хотя бы египетских фараонов, Наполеона, Ленина, Чарли Чаплина. Этот же орден получили когда-то художники Тициан и Рафаэль, композиторы Моцарт и Глюк.
Лишь спустя 19 лет сын великого скрипача Ахилл добился того, чтобы останки Паганини были перенесены на кладбище в Парме. В 1808 году переезжает вслед за остальными придворными во Флоренцию. К тому же у него появилась возможность концертировать. Примечателен тот факт, что закончить лицо Делакруа смог в то время, пока шла панихида. В это время Николо, живой и здоровый, направлялся в горы отдохнуть от суеты.
Труд знаменитого Локателли «LArte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. И на них тело Паганини наводило непередаваемый ужас. В это время появляются новые произведения – «Военная соната», «Польские вариации», «Компанелла».
Он стал руководителем городского оркестра. Второй портрет – Жана Огюста Энгра – типичного представителя европейского академизма в живописи (близок к классицизму). Как тут не обвинить человека в связи с нечистью.
Отец – Антонио Паганини, был музыкантом-любителем. И Паганини Энгра – спокойный, уравновешенный, без тени «внутренней раздираемости». В Германии он купил себе титул барона, которому в Германии торговали несколько десятилетий.
Друзья не оставляли усилий захоронить маэстро по-христиански на кладбище. Только к ней он время от времени возвращался. Восторженный прием публики кружит голову. Чессоле ответил контрмерой: в сопровождении отряда вооруженных солдат он ночью перевез гроб в военный госпиталь в Виллафранке, поместил в потайную подземную кладовую, лично запер ее и взял с собой ключ. Отец фанатично строго следил за этим и даже лишал сына еды, пока тот не заканчивал разучивание очередного этюда. Сделано это было по несогласному указу самого короля, но «желания» его были куда скромнее. Паганини привнёс в свои выступления много новшеств, подвластных только ему.
Второй концерт для скрипки Си минор становится кульминацией творчества музыканта. Так же легко, как женщин, Паганини покорял города и страны. После этого на Никколо обратили внимание многие влиятельные люди. Генрих Гейне об этом писал во «Флорентийских ночах» : «Да, мой друг, справедливо то, что все про него говорят, – что, когда Паганини был капельмейстером в Лукке, он влюбился в одну театральную примадонну, приревновал ее к какому-то ничтожному аббату, быть может, стал рогоносцем, а затем, по доброму итальянскому обычаю, заколол свою неверную возлюбленную, попал в Генуе на каторгу и продал себя, наконец, черту, для того, чтобы стать лучшим в мире скрипачом». Полная зависимость от отца становится для молодого человека все более утомляющей.
Ахиллу шел четвертый год, когда праздная жизнь окончательно надоела располневшей Антонии. Он с огромным успехом выступает в Милане, Пизе, Ливорно. «Адски-божественным скрипачом» назвал Паганини Шуберт.
На беду, в своих восторгах великие оказались весьма неосторожны. Она жила самостоятельно: просто отрывалась от запястья. Губы складывались в сардоническую улыбку. В 1825 году Антония родила сына Ахилла.
В начале 1797 г. Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительное искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных и тройных струн, замечательное разнообразие применения смычка игра на одной струне (четвёртой) целых пьес – всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Худоба невероятная. Он был снят по произведению А. К. Виноградова «Осуждение Паганини» и специально приурочен к 200-летию со дня рождения Маэстро. Так как музыканта окутывали мистические слухи, то Анджелина решила сама убедиться в «сатанизме» скрипача и пробралась за кулисы.
Через 9 дней выпустили, заставив заплатить денежную компенсацию. Так начался их роман. Молодые люди мгновенно полюбили друг друга.
Зато какая это была встреча. Свой щедрый дар он объяснил тем, что в свое время у него было две такие шкатулочки. Спустя 2 месяца обрадовала сожителя известием о том, что вскоре станет матерью. Сам композитор дал весьма необычное название своему любимому инструменту – «Пушка».
Солнце Палермо все так же грело Паганини, а ее, казалось, превращало в пепел. Если говорить обо всей картине в целом, то она получилась мрачной. Так может, все дело только в том, как посмотреть. Скандал, связанный с дочерью портного, ничему не научил влюбчивого музыканта. Среди друзей музыканта числился и художник Делакруа.
27 мая 1840 года в 57 лет виртуоз скончался. Такие занятия подорвали и без того хрупкое здоровье мальчика. Музыкант вернулся к выступлениям по городам Италии. В результате Никколо практически был лишён обычного детства.
Вот таким образом великому музыканту пришлось совершить еще одну удивительную вещь. Но не на кладбище. Она устраивала скандалы, настаивала на переезде, угрожала разводом. Как раз эту его особенность художнику и удалось перенести на полотно. Паганини раскачивался как пьяный, подталкивал одну ногу другой, выставляя ее вперед. Теперь же он подарил вторую мастеру, так как тот исцелил его «Пушку».
Талантливый юноша концертирует в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно. Интересно посмотреть на портреты Паганини – они справа. Когда он кланялся, казалось, кости его скрипят и вот-вот рухнут грудой наземь. Во всех столицах Европы начала XIX века появились портреты странного человека.
Вскоре стало ясно, что у Анджелины будет ребенок и Паганини тайком отправил ее к друзьям. Некоторые из этих композиций представляют лишь исторический интерес, но другие – например, Первый концерт ре мажор, Второй концерт си минор и 24 каприса – занимают почетное место в репертуаре современных исполнителей. А струны сделаны из их жил и кишок. Свои произведения, сочиненные в этот промежуток времени, Никколо посвящает «синьоре Диде». Так, первый концерт будущего виртуоза состоялся в 12 лет, в 1794 году.
Правда, ее неверность была столь очевидной, что не заметить этого не мог даже слепой. Одну из них он презентовал своему врачу, за то, что тот вылечил его тело.
Музыкант считал, что нужно смотреть и ощущать весь мир через скрипку. На черном фоне имеется лишь одно белое пятно – рубашка музыканта. Но естественно, они ничего не видели, поскольку там никого и не было и им ничего не оставалось, как списывать эту гениальную игру на происки властелина Преисподней.
Семья была небогатая и многодетная. Между тем, сами артисты были знакомы друг с другом лишь понаслышке. И как легко извлекал он из одной и той же струны самые высокие и самые низкие ноты. Не секрет, что Паганини приписывают множество романов, даже с августейшими особами. В Германии он даже получил титул барона.
Однако Антония умела быть нежной. Может быть, поначалу Паганини и не возражал против таких слухов, потому как они возбуждали любопытство, подогревали к нему интерес и умножали его известность. Сначала два месяца тело Паганини пролежало в подвале виллы графа Чесолле. Перед юношей открылась дорога к концертной деятельности.
Композитор даже посвятил ей «Любовную сцену», которую написал всего для двух струн. Нашлись фанатики, задавшиеся целью похитить тело «сатанинского скрипача», чтобы бросить его в болото. После концерта Паганини сделал певице предложение.
И его Паганини – нервный, надломленный, страдающий. Ну, а маэстро более интересовало собственное творчество. Трудно еще найти в истории человечества такую личность, вокруг которой родилось бы столь невероятное количество слухов, забавных историй и фантастических легенд.
В сентябре 1841 года 16-летний Ахиллe в сопровождении друзей отправился в Рим, где был принят его святейшеством главой католической церкви папой Григорием XVI, как сын кавалера ордена Золотой шпоры. Их отношения нельзя было назвать простыми: Антония, с одной стороны, поклонялась Никколо, с другой – слегка побаивалась, но при этом без зазрения совести изменяла ему с певцами из хора, молодыми аристократами и простыми лавочниками. Даже самые выдающиеся люди того времени, друзья и доброжелатели Паганини, говорили, что есть в нем что-то «дьявольское». Тот, в отличие от брата, с раннего возраста обнаружил уникальные музыкальные способности. Отец рано рассмотрел способности сына.
Ему рукоплескали в Италии, Австрии, Германии, Франции, Англии, Ирландии. И тогда можно увидеть самое разное, даже прямо противоположное. День ото дня Палермо нравился маэстро все больше. Женщине в ее положении требовался покой, вот таким образом супруги переехали поближе к морю. Такое однообразие возникло не из-за ограниченности в финансах. Друзья попытались переправить останки Никколо в Геную, его родной город. Так что вовсе не убеждения Паганини стали причиной трагедии. Исследователи указывают, что подарил 17-летнему музыканту инструмент один парижский купец.
Вот что рассказывает Генрих Гейне о Паганини во «Флорентийских ночах» устами глухого художника, который в порыве вдохновения несколькими взмахами карандаша точно уловил черты таинственного образа скрипача: «Поистине, сам дьявол водил моей рукой, когда мы стояли вместе с ним перед Альстерским павильоном в Гамбурге, где Паганини должен был дать свой первый концерт. Бьянки помчалась в Париж, чтобы забрать свое дитя, а заодно вступить в наследство. К Элизе скрипач быстро утратил интерес и увлекся другой сестрой Бонапарта Полиной Боргезе. Скрипка сразу же привлекла внимание Никколо силой звучания и стала его любимой.
После него он не создал ничего более легкого, захватывающего и радостного. Известно, что через несколько лет сам скрипач принял решение прекратить общение с Элизой. Везде, где он появлялся, тут же случались забавные истории, порождавшие слухи.
Отец был портовым грузчиком, затем лавочником, но, как всякий итальянец того времени, близко соприкасался с музыкой (игра на мандолине). Речь идет о сестре Наполеона Элизе, которая была замужем за Феличе Бачокки (правителем в Лукке). Эти 24 каприса совершили революцию в мире скрипичной музыки. Спустя некоторое время пресса опять его «убила» и Бьянки снова искала могилу, деньги и сына. Также картина знакомит нас с другим изъяном музыканта – хромотой. То, что для гениев было образом, метафорой, для простых обывателей это были иносказания, которые в прямом смысле обогащались их собственными домыслами.
Паганини не заметил, когда начались перемены. Известны случаи его блестящих концертов в форс-мажорных обстоятельствах.
То, что говорилось из чувства восхищения, получило превратное истолкование. Партию скрипки исполнил Леонид Коган. Он родился 27 октября 1782 в Генуе, в старом доме в переулке Черной кошки (один к одному, право слово). Но значит ли это, что Паганини был безбожником. А потом Паганини брал скрипку, выходил на песчаную косу и, окруженный сотнями рыбаков, давал концерт.
Просто он считал, что этот цвет может замаскировать имеющиеся у него изъяны. Он находил следы пребывания Бьянки, но не ее саму. Она увидела ангела, предрёкшего её сыну блестящую музыкальную карьеру. Окрыленный удачей, скрипач отправился на гастроли. Когда Паганини добрался до Палермо игра была окончена.
Потому так хорошо и звучит. На одной сцене они выступали впервые. Антониа стала грустить, жаловаться на пошатнувшийся голос, ревновать мужа к Ахиллино. Жили эти художники в одно время, но принадлежали к разным направлениям в искусстве. За непослушание ребенка лишали еды. Но прошло несколько лет и фигура музыканта изменилась самым страшным образом.
Но в любом случае Делакруа сумел изобразить не просто музыканта, а настоящего гения. Родился 27 октября 1782 года в Генуи.
В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Журналисты обвиняли музыканта во всех смертных грехах, подливала масла в огонь и церковь. Через некоторое время Паганини представил сонату «Наполеон» для струны «Соль». Но не все могут короли.
Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати из которых свою замечательную и наиболее любимую скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл. Причем он выступал иногда и в качестве дирижера. В чём секрет этой посмертной эпопеи. Концерты Паганини походили на шоу.
При взгляде на портрет люди шептали: «На черта похож». Церковники запретили предавать его земле, так как он не исповедался. Паганини пошел ей навстречу: больше всего на свете он боялся потерять сына. Один художник – Эжен Делакруа – яркий представитель романтизма в живописи.
Своеобразие манеры игры, ни с чем не сравнимая легкость владения инструментом вскоре принесли ему известность в масштабах всей Италии. Нет, крещенный в малолетстве, Никколо всегда был добрым католиком. Если говорить о фильмах, посвященных гениальному музыканту, то стоит выделить работу Леонида Менакера «Никколо Паганини» (1982 г). Его собственные произведения насыщены очень трудными пассажами, по которым можно судить о богатстве технических приемов Паганини. Никколо Паганини немного старше Россини, Беллини и Доницетти. Руку в локте Никколо легко поворачивал назад. У них появляется сын Ахилл.
И в 1844 году останки гениального музыканта морем были переправлены в Геную. Все должно было произойти незаметно, «прах помещен в скромном месте, без погребальной процессии». Папа обещал ему защиту, содействие и доведение дела до справедливого решения. Практически все струны не выдержали и лопнули, однако концерт еще не был закончен. В городах собираются огромные залы, люди хотят посмотреть на юного скрипача.
Изготовил скрипку Бартоломео Джузеппе Гварнери в 1743 году. Однако губернатор запретил ввоз праха на территорию герцогства. Даже газеты просвещенного Лейпцига и те намекали, что игра Паганини – промысел нечистого. Трудно отрицать тот факт, что у Паганини это получалось безупречно. Вскоре семейство, включая тетку и теткину собачку, перебралось в Неаполь.
Настоящая итальянка, страстная, колоритная, с фигурой скрипки, которую обожал маэстро. Может и впрямь тут замешаны мистические законы и высшие силы. Он назначил специальную комиссию для вторичного строжайшего расследования. Он устраивал трюки с имитацией других музыкальных инструментов и звуков животных. Однако сам музыкант незадолго до кончины решил поделиться главным секретом своего таланта. Появление сына на свет привело знаменитого скрипача в неописуемый восторг.
Тетка Антонии, у которой они поселились, очень привязалась к зятю. Газеты с опровержениями выходили двойным и даже тройным тиражом, вот таким образом многие сначала не поверили в настоящую кончину музыкального гения. Отец разыскал дочь и подал на Никколо в суд за похищение и насилие над ней.
К счастью, ребенок уродился не в папу. Причем скрипач не любил репетиций и встретился с солисткой только на премьере. А вот был ли Паганини воинствующим безбожником – есть очень большие сомнения.
Акилле все же добился разрешения отслужить мессу по отцу. Тот изумился и велел передать свое удивление архиепископу Генуи: дескать есть такое «высочайшее желание» – чтобы прах Паганини захоронили «в святом месте» с «подобающей пышностью». Один из романов великого музыканта закончился скандалом. Антониа Бьянки обладала неземной красотой и божественным голосом. Так, например, он не любил тратить деньги на одежду и часто покупал ее у старьевщиков, упрямо с ними торгуясь.
Действительно ли он отверг в час смерти святое причастие. 28 лет пролежал многострадальный прах под кипарисами в саду одной из вилл. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Никколо познакомился с некоей Анджелиной Каванна. Между тем, клерикалы Ниццы и скрытые за ними силы (иезуиты) не на шутку были встревожены известием о том, что папа под давлением мирового общественного мнения назначил особую комиссию из высокопоставленных лиц имевшую задание беспристрастно выяснить подлинные обстоятельства дела, какими бы они ни были.
Отношения Паганини с католической церковью были крайне сложны и противоречивы. Ему хочется свободы. Все его дни проходили в непрерывных упражнениях. Глаза метали молнии.
Тот не стал возражать, но позировал не слишком долго. Это звание молодой Паганини завоевал в 1801 году, соревнуясь за право играть в соборе во время религиозных празднеств. Он даже на три года прекратил гастролировать и всерьез увлекается композицией. Как-то на спор скрипач сыграл арию на шелковом шнурке от лорнета.
С практичностью, достойной семейства Бонапарт, принцесса Элиза в короткий срок собрала придворный оркестр и пригласила на должность капельмейстера-дирижера «первую скрипку Республики Лукка». А кисть.
И как-то он обратился с просьбой нарисовать его портрет. Ведь запрет церкви снят не был. Не будем спешить с выводами. С ней музыкант чувствовал себя уютно и старался не думать о изменах.
Ги де Мопассан, воодушевленный этой невероятной эпопеей, написал в одном из своих романов, «что гроб из орехового дерева с телом музыканта более пяти лет покоился на пустынном скалистом острове Сент-Онора, пока сын Паганини добивался в Риме высочайшего разрешения предать его земле». Он выходил на сцену с бесстрастным лицом, брал в руки скрипку – и мгновенно преображался. 20 лет продолжалась на родине его триумфальная концертная деятельность. Стоит заметить, что черные наряды были его привычной одеждой. Так что на картине Паганини представлен слегка косо.
Масла в огонь подлил вещий сон матери Никколо Терезы. Кардинал оставил просьбу без внимания. Скрипача арестовали и посадили в тюрьму. На какой дыбе было переломано его тело. Одиннадцатилетним мальчиком Паганини впервые выступил публично в Генуе. Начался утомительный судебный процесс.
Одновременно Никколо должен был обучать игре на скрипке принца Феличе Бачокки, мужа Элизы. Публике Паганини воскресший был гораздо интереснее умершего. Никколо Паганини возвращается в Геную в 1804 году. Паганини много работает.
Поза его была некрасива, неестественна, корпус невероятно искривлён. В это время он возобновляет отношения с бывшей любовницей Антонией Бьянки, которая к тому времени стала известной певицей имевшей успех в «Ла Скала». Их связь была такой же недолгой. Все скрипичное искусство последующих эпох развивалось под влиянием стиля Паганини – его приемов употребления флажолетов, пиццикато, двойных нот и разных фигураций, что аккомпанируют. 34-летний Никколо увлекся 22-летней Антонией Бьянки – молодой, но талантливой певицей, которой Паганини помогал с подготовкой сольного выступления.
Семь лет провел музыкант при дворе, прерывая службу только на время гастролей. Паганини онемел от восторга – благо, что играл, а не пел. Он часто играл на скрипке наизусть, без нот. Шлейф несуразных «разоблачений» сопровождал Никколо по всей Европе.
Здесь гроб и закопали. Друзья Никколо обратились к королю Карлу Альберту. Особенно интересны два верхних. Затем он дает концерт в Павии и Генуе. С одной стороны, Паганини никто не преследовал, более того, папа римский вручил ему Орден Золотой шпоры (по многим источникам).
Какое же проклятие преследовало великого Паганини.