В 1808 году переезжает вслед за остальными придворными во Флоренцию. Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию) Никколо дал 31 июля 1795 года в генуэзском театре Сант-Агостино. Часто он проигрывал всё и «только моё собственное искусство могло спасти меня», но он сумел отказаться от азартных игр и более никогда не прикасался к картам. Просто он считал, что этот цвет может замаскировать имеющиеся у него изъяны. Генрих Гейне об этом писал во «Флорентийских ночах» : «Да, мой друг, справедливо то, что все про него говорят, – что, когда Паганини был капельмейстером в Лукке, он влюбился в одну театральную примадонну, приревновал ее к какому-то ничтожному аббату, быть может, стал рогоносцем, а затем, по доброму итальянскому обычаю, заколол свою неверную возлюбленную, попал в Генуе на каторгу и продал себя, наконец, черту, для того, чтобы стать лучшим в мире скрипачом».
Он выполнял упражнения много часов в день до полного изнеможения10. Их связь была такой же недолгой. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Ему рукоплескали в Италии, Австрии, Германии, Франции, Англии, Ирландии.
Итальянский темперамент Никколо, сформировавшийся характер стали все чаще приводить к конфликтам и ссорам в семье. По признанию самого Паганини, у него в то время был роман с Элизой.
Спустя 2 месяца обрадовала сожителя известием о том, что вскоре станет матерью. Она же была единственным, не считая родственников, человеком, упомянутым в завещании великого скрипача. Взяв на вооружение приёмы мастеров прошлого, Паганини неустанно совершенствовался в исполнении переходов, стаккато, пиццикато (в том числе в гаммах, простых и двойных трелях и флажолетах), необычных аккордов, диссонансов, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости. В местном рукописном журнале «Луккская литературная смесь» Паганини, названному «генуэзским якобинцем», воздавалось должное как мастеру, однако автор сообщения с неодобрением указывал, что в соборе не место имитации птичьего пения, звука флейты, рожка, трубы, так поразившей собравшихся, что «все смеялись, восхищаясь мастерством и свободным владением инструментом». Однажды его услышал композитор Франческо Ньекко (Francesco Gnecco), который взялся консультировать юного музыканта.
В 1801 году опека отца над Паганини была прекращена. К тому же у него появилась возможность концертировать. Прекрасно разбиравшийся в музыке Пиккьянти, по собственному признанию, был поражён: Паганини для верного исполнения «Сонаты» при таком произвольном настрое скрипки должен был мгновенно переделать всю аппликатуру, слушатели же ничего не заметили. Молодые люди мгновенно полюбили друг друга. Часто он проигрывал всё и «только моё собственное искусство могло спасти меня», но он сумел отказаться от азартных игр и более никогда не прикасался к картам14. Отец рано рассмотрел способности сына.
Паганини много работает. Журналисты обвиняли музыканта во всех смертных грехах, подливала масла в огонь и церковь. По словам композитора, Паганини следовало обратиться за консультациями к Фердинандо Паэру (Ferdinando Paer)8K 2. Ну, а маэстро более интересовало собственное творчество.
Этот же орден получили когда-то художники Тициан и Рафаэль, композиторы Моцарт и Глюк. Два выступления Паганини в луккском соборе были с восторгом приняты публикой. Взяв на вооружение приёмы мастеров прошлого, Паганини неустанно совершенствовался в исполнении переходов, стаккато, пиццикато (в том числе в гаммах, простых и двойных трелях и флажолетах), необычных аккордов, диссонансов, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости. Уже в 8 лет Паганини написал скрипичную сонату и несколько трубных вариаций.
Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Тот не стал возражать, но позировал не слишком долго. Однако Антония умела быть нежной.
Гиретти давал Паганини уроки гармонии и контрапункта, в пору этих занятий Никколо под руководством учителя сочинил используя лишь перо и чернила, «24 четырёхголосные фуги». Так же легко, как женщин, Паганини покорял города и страны.
В декабре 1801 года Паганини получил должность первой скрипки Луккской республики. Стоит заметить, что в его жизни был случай, когда ему удалось сыграть на одной струне. Если говорить обо всей картине в целом, то она получилась мрачной.
Интересно посмотреть на портреты Паганини – они справа. Гиретти давал Паганини уроки гармонии и контрапункта, в пору этих занятий Никколо под руководством учителя сочинил используя лишь перо и чернила, «24 четырёхголосные фуги». Не будем забывать и о фамилии: знакомые с романскими и с английским языками знают, что означает корень в фамилии «Паганини». Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. За малейшие огрехи ребенка лишали еды. В это время он возобновляет отношения с бывшей любовницей Антонией Бьянки, которая к тому времени стала известной певицей имевшей успех в «Ла Скала».
Такие занятия подорвали и без того хрупкое здоровье мальчика. Во второй половине 1808 года Паганини по приглашению Элизы Бонапарт приехал во Флоренцию. Их маршрут пролегал через Милан, Флоренцию, Пизу, Болонью и Ливорно. В Германии он даже получил титул барона.
Прекрасно разбиравшийся в музыке Пиккьянти, по собственному признанию, был поражён: Паганини для верного исполнения «Сонаты» при таком произвольном настрое скрипки должен был мгновенно переделать всю аппликатуру, слушатели же ничего не заметили20. Таинственность Паганини возбуждала такое суеверие, что епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе и только вмешательство папы уничтожило это решение. С луккским периодом связано, вероятно, самое серьёзное любовное увлечение Паганини.
Нарядные молодые люди и женщины прогуливались по бульвару. После него он не создал ничего более легкого, захватывающего и радостного. Удивлённый Ролла вышел к гостям и, увидев, что его концерт играет мальчик, заявил, что уже не может ничему научить его.
Он играл великолепно, вводя по собственному усмотрению импровизированные фиоритуры. Он родился 27 октября 1782 в Генуе, в старом доме в переулке Черной кошки (один к одному, право слово). При взгляде на портрет люди шептали: «На черта похож». Он стал руководителем городского оркестра.
Ненадолго Паганини покинул Лукку и вернулся в Геную. В 1797 году Никколо вместе с отцом поехали в первое концертное турне по Европе.
Здесь мальчик исполнил свои «Вариации» скрипачу Сальваторе Тинти, который, по словам первого биографа музыканта Конестабиле, был поражён невероятным мастерством юного музыканта. Шлейф несуразных «разоблачений» сопровождал Никколо по всей Европе. И как-то он обратился с просьбой нарисовать его портрет.
Полная зависимость от отца становится для молодого человека все более утомляющей. Он выполнял упражнения много часов в день до полного изнеможения. После первой части произведения Паганини обнаружил, что «ля» на скрипке отличается от «ля» на рояле на целый тон. Как раз эту его особенность художнику и удалось перенести на полотно. Паганини прожил там три года, занимаясь сельским хозяйством. Второй концерт для скрипки Си минор становится кульминацией творчества музыканта. Одновременно Никколо должен был обучать игре на скрипке принца Феличе Бачокки, мужа Элизы.
И его Паганини – нервный, надломленный, страдающий. Неизвестно, посещал ли Паганини школу, возможно читать и писать он научился позднее. Это звание молодой Паганини завоевал в 1801 году, соревнуясь за право играть в соборе во время религиозных празднеств. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Скандал, связанный с дочерью портного, ничему не научил влюбчивого музыканта.
Никколо Паганини возвращается в Геную в 1804 году. Здесь он занялся совершенствованием исполнительского и композиторского мастерства. Он с огромным успехом выступает в Милане, Пизе, Ливорно. Никколо взял инструмент и сыграл с листа произведение, созданное накануне. Свою концертную деятельность он возобновил ещё в декабре 1800 года в Модене. Более ни одному скрипачу такое было не подвластно.
В этом городе он провёл несколько лет. Во всех столицах Европы начала XIX века появились портреты странного человека. Здесь он занялся совершенствованием исполнительского и композиторского мастерства. После первой части произведения Паганини обнаружил, что «ля» на скрипке отличается от «ля» на рояле на целый тон. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительное искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных и тройных струн, замечательное разнообразие применения смычка игра на одной струне (четвёртой) целых пьес – всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами.
По словам композитора, Паганини следовало обратиться за консультациями к Фердинандо Паэру (Ferdinando Paer). Паганини прожил там три года, занимаясь сельским хозяйством. Через 9 дней выпустили, заставив заплатить денежную компенсацию. Вскоре отец Никколо отправил сына на обучение скрипачу Джованни Черветто (Giovanni Cervetto).
Никколо познакомился с некоей Анджелиной Каванна. Труд знаменитого Локателли «LArte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Паганини должен был исполнить в доме одного из придворных под аккомпанемент на рояле «Сонату» Гайдна. На черном фоне имеется лишь одно белое пятно – рубашка музыканта. Один художник – Эжен Делакруа – яркий представитель романтизма в живописи. Практически все струны не выдержали и лопнули, однако концерт еще не был закончен.
Труд знаменитого Локателли «LArte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Отец был портовым грузчиком, затем лавочником, но, как всякий итальянец того времени, близко соприкасался с музыкой (игра на мандолине). Такое однообразие возникло не из-за ограниченности в финансах. Так что на картине Паганини представлен слегка косо. С практичностью, достойной семейства Бонапарт, принцесса Элиза в короткий срок собрала придворный оркестр и пригласила на должность капельмейстера-дирижера «первую скрипку Республики Лукка».
Скрипача арестовали и посадили в тюрьму. В это время появляются новые произведения – «Военная соната», «Польские вариации», «Компанелла». В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Труд знаменитого Локателли «LArte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Только к ней он время от времени возвращался.
А вот был ли Паганини воинствующим безбожником – есть очень большие сомнения. В 1801 году опека отца над Паганини была прекращена. Во второй половине 1808 года Паганини по приглашению Элизы Бонапарт приехал во Флоренцию. Ей казалось, что вблизи она сумеет разглядеть какие-то признаки нечистой силы, окружающей музыканта. У них появляется сын Ахилл.
Однажды его услышал композитор Франческо Ньекко (Francesco Gnecco), который взялся консультировать юного музыканта. По признанию самого Паганини, у него в то время был роман с Элизой15. Примечателен тот факт, что закончить лицо Делакруа смог в то время, пока шла панихида. Эти 24 каприса совершили революцию в мире скрипичной музыки. Осенью 1801 года он приехал в Лукку.
Потому так хорошо и звучит. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Паганини получил титул «придворного виртуоза» и одновременно был назначен капитаном личной гвардии княгини. Среди друзей музыканта числился и художник Делакруа. Осенью 1796 года Никколо возвратился в Геную.
За непослушание ребенка лишали еды. Вскоре стало ясно, что у Анджелины будет ребенок и Паганини тайком отправил ее к друзьям. Так начался их роман. Мальчиком он написал несколько произведений (не сохранились) для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял. Отношения Паганини с католической церковью были крайне сложны и противоречивы. Никколо взял инструмент и сыграл с листа произведение, созданное накануне.
Чтобы занятия проходили практически постоянно, маленького музыканта запирали в темном чулане и отец внимательно следил за тем, чтобы музыка лилась непрерывно. 2 и 3)13.
Луиджи Пиккьянти (Luigi Picchianti) рассказал первому биографу Паганини Конестабиле о произошедшем в пору пребывания музыканта во Флоренции случае, в полной мере демонстрирующем его исключительное мастерство. С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. Осенью 1801 года он приехал в Лукку. Знаменитый скрипач был поражён и «предсказал необычайную славу этому юноше»9. К Элизе скрипач быстро утратил интерес и увлекся другой сестрой Бонапарта Полиной Боргезе. В 1840 году болезнь отняла у Паганини последние силы.
Церковники запретили предавать его земле, так как он не исповедался. В концерт было включено сочинение Никколо «Вариации на тему Карманьолы», вещь, которая не могла не понравиться генуэзской публике, в то время настроенной профранцузски. Расставшись с Элизой, Никколо вернулся к гастролям, где и познакомился с Анджелиной Каванной. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. Здесь мальчик исполнил свои «Вариации» скрипачу Сальваторе Тинти, который, по словам первого биографа музыканта Конестабиле, был поражён невероятным мастерством юного музыканта7. Сам Никколо называл такое состояние «электричеством», появлявшимся в нем и которое «болезненно терзает, но выходит из меня на концерте с божественной гармонией». Отец разыскал дочь и подал на Никколо в суд за похищение и насилие над ней.
Так может, все дело только в том, как посмотреть. Талантливый юноша концертирует в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно. Его выступления имевшие громадный успех в каждом городе, вдохновляли музыканта на новые свершения.
Никколо Паганини немного старше Россини, Беллини и Доницетти. С одной стороны, Паганини никто не преследовал, более того, папа римский вручил ему Орден Золотой шпоры (по многим источникам). Свою концертную деятельность он возобновил ещё в декабре 1800 года в Модене. С луккским периодом связано, вероятно, самое серьёзное любовное увлечение Паганини. Начался утомительный судебный процесс. Таинственность и необычность личности Паганини вызывала предположение в его суеверности и атеизме и епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе.
А струны сделаны из их жил и кишок. Восторженный прием публики кружит голову. Как тут не обвинить человека в связи с нечистью. Луиджи Пиккьянти (Luigi Picchianti) рассказал первому биографу Паганини Конестабиле о произошедшем в пору пребывания музыканта во Флоренции случае, в полной мере демонстрирующем его исключительное мастерство. Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию) Никколо дал 31 июля 1795 года в генуэзском театре Сант-Агостино.
Два выступления Паганини в луккском соборе были с восторгом приняты публикой. Жили эти художники в одно время, но принадлежали к разным направлениям в искусстве. Он играл великолепно, вводя по собственному усмотрению импровизированные фиоритуры.
И тогда можно увидеть самое разное, даже прямо противоположное. В 1825 году Антония родила сына Ахилла. Второй портрет – Жана Огюста Энгра – типичного представителя европейского академизма в живописи (близок к классицизму). Мальчиком он написал несколько произведений (не сохранились) для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял. Дабы убедиться, что перед публикой действительно выступает сам Сатана, девушка проникла за кулисы.
Так как музыканта окутывали мистические слухи, то Анджелина решила сама убедиться в «сатанизме» скрипача и пробралась за кулисы. Причем он выступал иногда и в качестве дирижера. Пробыв на Родине непродолжительное время, он успел создать 12 скрипичных и гитарных сонат.
2 и 3). Затем он дает концерт в Павии и Генуе. Правда, ее неверность была столь очевидной, что не заметить этого не мог даже слепой. Ненадолго Паганини покинул Лукку и вернулся в Геную.
Везде, где он появлялся, тут же случались забавные истории, порождавшие слухи. С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях.
Семья была небогатая и многодетная. Паганини получил титул «придворного виртуоза» и одновременно был назначен капитаном личной гвардии княгини. Вскоре отец Никколо отправил сына на обучение скрипачу Джованни Черветто (Giovanni Cervetto). Однажды вечером, на закате, он сидел у окна в своей спальне.
Ему хочется свободы. Также картина знакомит нас с другим изъяном музыканта – хромотой. С ней музыкант чувствовал себя уютно и старался не думать о изменах. Отец рано обнаружил одаренность сына, рассчитывая на завоевание им славы и богатства. Но в любом случае Делакруа сумел изобразить не просто музыканта, а настоящего гения. Знаменитый скрипач был поражён и «предсказал необычайную славу этому юноше». В местном рукописном журнале «Луккская литературная смесь» Паганини, названному «генуэзским якобинцем», воздавалось должное как мастеру, однако автор сообщения с неодобрением указывал, что в соборе не место имитации птичьего пения, звука флейты, рожка, трубы, так поразившей собравшихся, что «все смеялись, восхищаясь мастерством и свободным владением инструментом»11.
Особенно интересны два верхних. Все это негативно влияло на хрупкое здоровье мальчика. Стоит заметить, что черные наряды были его привычной одеждой.
27 мая 1840 года в 57 лет виртуоз скончался. Верхом всех придумок были обвинения Паганини в сговоре с Дьяволом.
Вот таким образом великому музыканту пришлось совершить еще одну удивительную вещь. Один из романов великого музыканта закончился скандалом. Современники Паганини писали, что после концертов у музыканта наблюдались конвульсии, похожие на эпилептический припадок — у него сводило мышцы, падала температура тела, замирал пульс. Паганини должен был исполнить в доме одного из придворных под аккомпанемент на рояле «Сонату» Гайдна. Семь лет провел музыкант при дворе, прерывая службу только на время гастролей. В этом городе он провёл несколько лет. В городах собираются огромные залы, люди хотят посмотреть на юного скрипача.
Осенью 1796 года Никколо возвратился в Геную. И Паганини Энгра – спокойный, уравновешенный, без тени «внутренней раздираемости». В концерт было включено сочинение Никколо «Вариации на тему Карманьолы»K 1, вещь, которая не могла не понравиться генуэзской публике, в то время настроенной профранцузски6. И все же прежде, чем умереть, он еще раз играл на скрипке.
20 лет продолжалась на родине его триумфальная концертная деятельность. Неизвестно, посещал ли Паганини школу, возможно читать и писать он научился позднее.
В декабре 1801 года Паганини получил должность первой скрипки Луккской республики. Музыкант вернулся к выступлениям по городам Италии.