Портрет Никколо Паганини, выполненный Э. Делакруа.
Более ни одному скрипачу такое было не подвластно. Но не все могут короли. День ото дня Палермо нравился маэстро все больше. Отец рано рассмотрел способности сына. Как тут не обвинить человека в связи с нечистью.
Ненадолго Паганини покинул Лукку и вернулся в Геную. Она устраивала скандалы, настаивала на переезде, угрожала разводом. Такие занятия подорвали и без того хрупкое здоровье мальчика.
После концерта Паганини сделал певице предложение. Скандал, связанный с дочерью портного, ничему не научил влюбчивого музыканта. С луккским периодом связано, вероятно, самое серьёзное любовное увлечение Паганини. Поза его была некрасива, неестественна, корпус невероятно искривлён. Нашлись фанатики, задавшиеся целью похитить тело «сатанинского скрипача», чтобы бросить его в болото.
Прекрасно разбиравшийся в музыке Пиккьянти, по собственному признанию, был поражён: Паганини для верного исполнения «Сонаты» при таком произвольном настрое скрипки должен был мгновенно переделать всю аппликатуру, слушатели же ничего не заметили20. Так что вовсе не убеждения Паганини стали причиной трагедии. Ему удалось не только выиграть пари, но и произвести впечатление на сестру Наполеона Элизу Бонапарт – впечатлительная корсиканка от восторга потеряла сознание. Так может, все дело только в том, как посмотреть.
Талантливый юноша концертирует в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно. Музыкант считал, что нужно смотреть и ощущать весь мир через скрипку. С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. Вскоре семейство, включая тетку и теткину собачку, перебралось в Неаполь.
Он стал руководителем городского оркестра. Эти 24 каприса совершили революцию в мире скрипичной музыки. Папа обещал ему защиту, содействие и доведение дела до справедливого решения.
Скрипача арестовали и посадили в тюрьму. Он с огромным успехом выступает в Милане, Пизе, Ливорно. Свою концертную деятельность он возобновил ещё в декабре 1800 года в Модене.
С практичностью, достойной семейства Бонапарт, принцесса Элиза в короткий срок собрала придворный оркестр и пригласила на должность капельмейстера-дирижера «первую скрипку Республики Лукка». Он был снят по произведению А. К. Виноградова «Осуждение Паганини» и специально приурочен к 200-летию со дня рождения Маэстро. Кардинал оставил просьбу без внимания. В это время Николо, живой и здоровый, направлялся в горы отдохнуть от суеты.
Практически все струны не выдержали и лопнули, однако концерт еще не был закончен. Такое однообразие возникло не из-за ограниченности в финансах. Мальчиком он написал несколько произведений (не сохранились) для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял.
Окрыленный удачей, скрипач отправился на гастроли. Как раз эту его особенность художнику и удалось перенести на полотно. И как-то он обратился с просьбой нарисовать его портрет.
Ведь запрет церкви снят не был. Как-то на спор скрипач сыграл арию на шелковом шнурке от лорнета. Когда Паганини добрался до Палермо игра была окончена. И тогда можно увидеть самое разное, даже прямо противоположное. В это время появляются новые произведения – «Военная соната», «Польские вариации», «Компанелла». Вскоре стало ясно, что у Анджелины будет ребенок и Паганини тайком отправил ее к друзьям. Гёте, слушая его игру, видел перед собой «столб огня». Действительно ли он отверг в час смерти святое причастие.
С 1828 по 1834 он дал сотни концертов в крупнейших городах Европы, заявив о себе как о удивительного виртуоза целой епохи. Паганини играл в Германии, Франции, Австрии, Англии. Журналисты обвиняли музыканта во всех смертных грехах, подливала масла в огонь и церковь. Дерево сложно полностью перестраивать, в нем надо только, как в мраморе, «освободить» таящийся в глыбе материи, образ. Не будем спешить с выводами. И его Паганини – нервный, надломленный, страдающий.
В 1840 году болезнь отняла у Паганини последние силы. Как тайна сказочного мира леса, что хранит в своем живом чреве дерево, так и в законченных композициях И. Иткинда, остается «след» этой потаенной тайны материи.
Образ Никколо Паганини запечатлен Генрихом Гейне в повести Флорентийские ночи. В 1801 году опека отца над Паганини была прекращена. Все должно было произойти незаметно, «прах помещен в скромном месте, без погребальной процессии». Бьянки помчалась в Париж, чтобы забрать свое дитя, а заодно вступить в наследство.
Человек, обладавший колоссальным талантом, невероятным трудолюбием, благородством натуры и тонкостью души, обрел славу убийцы и страшного колдуна, подписавшего контракт с дьяволом. Одну из них он презентовал своему врачу, за то, что тот вылечил его тело. Публике Паганини воскресший был гораздо интереснее умершего.
Во второй половине 1808 года Паганини по приглашению Элизы Бонапарт приехал во Флоренцию. Вот таким образом великому музыканту пришлось совершить еще одну удивительную вещь. После него он не создал ничего более легкого, захватывающего и радостного.
Одновременно Никколо должен был обучать игре на скрипке принца Феличе Бачокки, мужа Элизы.
А если от меня. » Но знаменитый скрипач волновался напрасно. Восторженный прием публики кружит голову. Один из романов великого музыканта закончился скандалом. В городах собираются огромные залы, люди хотят посмотреть на юного скрипача. К счастью, ребенок уродился не в папу.
То, что говорилось из чувства восхищения, получило превратное истолкование. Сначала два месяца тело Паганини пролежало в подвале виллы графа Чесолле. Масла в огонь подлил вещий сон матери Никколо Терезы.
Он устраивал трюки с имитацией других музыкальных инструментов и звуков животных. К Элизе скрипач быстро утратил интерес и увлекся другой сестрой Бонапарта Полиной Боргезе. Скрипач играет, вернее, продолжает играть и улыбается своими излучающими свет глазами. Тот, в отличие от брата, с раннего возраста обнаружил уникальные музыкальные способности. Сам композитор дал весьма необычное название своему любимому инструменту – «Пушка».
Трудно отрицать тот факт, что у Паганини это получалось безупречно. Спустя 2 месяца обрадовала сожителя известием о том, что вскоре станет матерью. Концерты Паганини походили на шоу. Глаза метали молнии. В чём секрет этой посмертной эпопеи. Стоит заметить, что в его жизни был случай, когда ему удалось сыграть на одной струне.
Пробыв на Родине непродолжительное время, он успел создать 12 скрипичных и гитарных сонат. Потому так хорошо и звучит. Антониа стала грустить, жаловаться на пошатнувшийся голос, ревновать мужа к Ахиллино. Паганини онемел от восторга – благо, что играл, а не пел. «Адски-божественным скрипачом» назвал Паганини Шуберт.
В концерт было включено сочинение Никколо «Вариации на тему Карманьолы»K 1, вещь, которая не могла не понравиться генуэзской публике, в то время настроенной профранцузски6. Она трогательно ухаживала за Никколо, когда он болел, следила за тем, чтобы он не простужался и хорошо питался. Через 9 дней выпустили, заставив заплатить денежную компенсацию. Так же легко, как женщин, Паганини покорял города и страны. Между тем, клерикалы Ниццы и скрытые за ними силы (иезуиты) не на шутку были встревожены известием о том, что папа под давлением мирового общественного мнения назначил особую комиссию из высокопоставленных лиц имевшую задание беспристрастно выяснить подлинные обстоятельства дела, какими бы они ни были.
По признанию самого Паганини, у него в то время был роман с Элизой15. Паганини не заметил, когда начались перемены. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Одиннадцатилетним мальчиком Паганини впервые выступил публично в Генуе. В это время он возобновляет отношения с бывшей любовницей Антонией Бьянки, которая к тому времени стала известной певицей имевшей успех в «Ла Скала».
Паганини должен был исполнить в доме одного из придворных под аккомпанемент на рояле «Сонату» Гайдна. Паганини получил титул «придворного виртуоза» и одновременно был назначен капитаном личной гвардии княгини. Сделано это было по несогласному указу самого короля, но «желания» его были куда скромнее. Во всех столицах Европы начала XIX века появились портреты странного человека.
Здесь он занялся совершенствованием исполнительского и композиторского мастерства. Какое же проклятие преследовало великого Паганини.
Худоба невероятная. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Однако губернатор запретил ввоз праха на территорию герцогства. Правда, ее неверность была столь очевидной, что не заметить этого не мог даже слепой.
А. Иткинд часто изображает их смеющимися, улыбающимися, с оттенками клоунской буффонады. Некоторые из этих композиций представляют лишь исторический интерес, но другие – например, Первый концерт ре мажор, Второй концерт си минор и 24 каприса – занимают почетное место в репертуаре современных исполнителей. У них появляется сын Ахилл. Ги де Мопассан, воодушевленный этой невероятной эпопеей, написал в одном из своих романов, «что гроб из орехового дерева с телом музыканта более пяти лет покоился на пустынном скалистом острове Сент-Онора, пока сын Паганини добивался в Риме высочайшего разрешения предать его земле». В 1808 году переезжает вслед за остальными придворными во Флоренцию.
Никколо Паганини немного старше Россини, Беллини и Доницетти. Взяв на вооружение приёмы мастеров прошлого, Паганини неустанно совершенствовался в исполнении переходов, стаккато, пиццикато (в том числе в гаммах, простых и двойных трелях и флажолетах), необычных аккордов, диссонансов, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости. Ему рукоплескали в Италии, Австрии, Германии, Франции, Англии, Ирландии.
Верхом всех придумок были обвинения Паганини в сговоре с Дьяволом. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Он даже на три года прекратил гастролировать и всерьез увлекается композицией.
Так что на картине Паганини представлен слегка косо. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии.
Вспомните хотя бы египетских фараонов, Наполеона, Ленина, Чарли Чаплина. Скрипка сразу же привлекла внимание Никколо силой звучания и стала его любимой. Только к ней он время от времени возвращался.
Губы складывались в сардоническую улыбку.
На одной сцене они выступали впервые. Этот же орден получили когда-то художники Тициан и Рафаэль, композиторы Моцарт и Глюк.
Осенью 1801 года он приехал в Лукку. Никколо взял инструмент и сыграл с листа произведение, созданное накануне. С ней музыкант чувствовал себя уютно и старался не думать о изменах.
Второй концерт для скрипки Си минор становится кульминацией творчества музыканта. Особенно интересны два верхних. Отец разыскал дочь и подал на Никколо в суд за похищение и насилие над ней. И как легко извлекал он из одной и той же струны самые высокие и самые низкие ноты. Воинствующие мракобесы приняли решение уничтожить останки Паганини, с тем чтобы поставить мир перед свершившимся фактом. Не секрет, что Паганини приписывают множество романов, даже с августейшими особами.
Зато какая это была встреча. Она же была единственным, не считая родственников, человеком, упомянутым в завещании великого скрипача. Друзья Никколо обратились к королю Карлу Альберту.
Вскоре отец Никколо отправил сына на обучение скрипачу Джованни Черветто (Giovanni Cervetto). За небольшое жалованье он исполнял обязанности личного музыканта княгини, дирижировал спектаклями, регулярно устраивал концерты и давал уроки игры на скрипке князю. Только вмешательство папы отменило это решение, а прах великого скрипача окончательно обрел покой лишь к концу 19 столетия.
Известно, что через несколько лет сам скрипач принял решение прекратить общение с Элизой. Свои произведения, сочиненные в этот промежуток времени, Никколо посвящает «синьоре Диде». Под руководством учителя, за несколько месяцев Паганини смог сочинить 24 фуги, пьесы и даже концерты для скрипки. 27 мая 1840 года в 57 лет виртуоз скончался. Тетка Антонии, у которой они поселились, очень привязалась к зятю. Паганини привнёс в свои выступления много новшеств, подвластных только ему. Не будем забывать и о фамилии: знакомые с романскими и с английским языками знают, что означает корень в фамилии «Паганини».
Изготовил скрипку Бартоломео Джузеппе Гварнери в 1743 году. После этого на Никколо обратили внимание многие влиятельные люди. Стоит заметить, что черные наряды были его привычной одеждой. 2 и 3)13.
Шлейф несуразных «разоблачений» сопровождал Никколо по всей Европе. Второй портрет – Жана Огюста Энгра – типичного представителя европейского академизма в живописи (близок к классицизму). Он находил следы пребывания Бьянки, но не ее саму. Музыкант вернулся к выступлениям по городам Италии. Гиретти давал Паганини уроки гармонии и контрапункта, в пору этих занятий Никколо под руководством учителя сочинил используя лишь перо и чернила, «24 четырёхголосные фуги». В 1825 году Антония родила сына Ахилла.
Так как музыканта окутывали мистические слухи, то Анджелина решила сама убедиться в «сатанизме» скрипача и пробралась за кулисы. Он часто играл на скрипке наизусть, без нот. На черном фоне имеется лишь одно белое пятно – рубашка музыканта. Но не на кладбище.
Акилле все же добился разрешения отслужить мессу по отцу. Отец был портовым грузчиком, затем лавочником, но, как всякий итальянец того времени, близко соприкасался с музыкой (игра на мандолине). Семья была небогатая и многодетная. Два выступления Паганини в луккском соборе были с восторгом приняты публикой.
Один художник – Эжен Делакруа – яркий представитель романтизма в живописи. Она увидела ангела, предрёкшего её сыну блестящую музыкальную карьеру.
А вот был ли Паганини воинствующим безбожником – есть очень большие сомнения. Особенно популярны его 24 каприччи для скрипки solo, два концерта для скрипки с оркестром. Но прошло несколько лет и фигура музыканта изменилась самым страшным образом. Руку в локте Никколо легко поворачивал назад.
По его словам, в этом городе он написал музыку для фагота по просьбе шведского музыканта-дилетанта, жаловавшегося на отсутствие трудных произведений для этого инструмента4. Он выполнял упражнения много часов в день до полного изнеможения10. Настоящая итальянка, страстная, колоритная, с фигурой скрипки, которую обожал маэстро.
Он играл великолепно, вводя по собственному усмотрению импровизированные фиоритуры. Но значит ли это, что Паганини был безбожником. Церковники запретили предавать его земле, так как он не исповедался.
Ему хочется свободы. Ну, а маэстро более интересовало собственное творчество. Друзья не оставляли усилий захоронить маэстро по-христиански на кладбище. Однако Антония умела быть нежной. Генрих Гейне об этом писал во «Флорентийских ночах» : «Да, мой друг, справедливо то, что все про него говорят, – что, когда Паганини был капельмейстером в Лукке, он влюбился в одну театральную примадонну, приревновал ее к какому-то ничтожному аббату, быть может, стал рогоносцем, а затем, по доброму итальянскому обычаю, заколол свою неверную возлюбленную, попал в Генуе на каторгу и продал себя, наконец, черту, для того, чтобы стать лучшим в мире скрипачом». Также картина знакомит нас с другим изъяном музыканта – хромотой.
Спустя некоторое время пресса опять его «убила» и Бьянки снова искала могилу, деньги и сына. Связано это было с событиями, которые происходили в его стране в первой половине XIX века. Все его дни проходили в непрерывных упражнениях. Так, первый концерт будущего виртуоза состоялся в 12 лет, в 1794 году. В декабре 1801 года Паганини получил должность первой скрипки Луккской республики.
К тому же у него появилась возможность концертировать. На беду, в своих восторгах великие оказались весьма неосторожны. На какой дыбе было переломано его тело. Неизвестно, посещал ли Паганини школу, возможно читать и писать он научился позднее. После первой части произведения Паганини обнаружил, что «ля» на скрипке отличается от «ля» на рояле на целый тон. Антониа Бьянки обладала неземной красотой и божественным голосом. Свой щедрый дар он объяснил тем, что в свое время у него было две такие шкатулочки. Если говорить о фильмах, посвященных гениальному музыканту, то стоит выделить работу Леонида Менакера «Никколо Паганини» (1982 г).
Через некоторое время Паганини представил сонату «Наполеон» для струны «Соль». Но в любом случае Делакруа сумел изобразить не просто музыканта, а настоящего гения. И Паганини Энгра – спокойный, уравновешенный, без тени «внутренней раздираемости». Причем он выступал иногда и в качестве дирижера. В этом городе он провёл несколько лет.
Нельзя умолчать о той помощи, которую оказал Паганини своему коллеге – композитору Берлиозу, еще никому не известному на тот момент времени и находящемуся в крайне затруднительном материальном положении. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Среди друзей музыканта числился и художник Делакруа. Здесь мальчик исполнил свои «Вариации» скрипачу Сальваторе Тинти, который, по словам первого биографа музыканта Конестабиле, был поражён невероятным мастерством юного музыканта7. Слух о маленьком гении постепенно разлетелся по всему небольшому городу и на Никколо обратил пристальное внимание скрипач Джакомо Коста, который теперь каждую неделю стал заниматься с мальчиком. Труд знаменитого Локателли «LArte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике.
Даже газеты просвещенного Лейпцига и те намекали, что игра Паганини – промысел нечистого. С одной стороны, Паганини никто не преследовал, более того, папа римский вручил ему Орден Золотой шпоры (по многим источникам). По словам композитора, Паганини следовало обратиться за консультациями к Фердинандо Паэру (Ferdinando Paer)8K 2. Начался утомительный судебный процесс. Ей казалось, что вблизи она сумеет разглядеть какие-то признаки нечистой силы, окружающей музыканта.
Женщине в ее положении требовался покой, вот таким образом супруги переехали поближе к морю. Жили эти художники в одно время, но принадлежали к разным направлениям в искусстве. Так начался их роман. Нет, крещенный в малолетстве, Никколо всегда был добрым католиком. Он родился 27 октября 1782 в Генуе, в старом доме в переулке Черной кошки (один к одному, право слово).
Луиджи Пиккьянти (Luigi Picchianti) рассказал первому биографу Паганини Конестабиле о произошедшем в пору пребывания музыканта во Флоренции случае, в полной мере демонстрирующем его исключительное мастерство. Молодые люди мгновенно полюбили друг друга. Ахиллу шел четвертый год, когда праздная жизнь окончательно надоела располневшей Антонии. Их связь была такой же недолгой. И в 1844 году останки гениального музыканта морем были переправлены в Геную.
И очень часто, при шлифовке одной стороны, остальная часть дерева оставляется необработанной, «натуральной», естество которой и придавало «сказочный» иногда эпический налет на большинстве произведений мастера. Когда он кланялся, казалось, кости его скрипят и вот-вот рухнут грудой наземь. Теперь же он подарил вторую мастеру, так как тот исцелил его «Пушку». При взгляде на портрет люди шептали: «На черта похож». Солнце Палермо все так же грело Паганини, а ее, казалось, превращало в пепел.
Труд знаменитого Локателли «LArte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Однажды его услышал композитор Франческо Ньекко (Francesco Gnecco), который взялся консультировать юного музыканта. Известны случаи его блестящих концертов в форс-мажорных обстоятельствах. Но естественно, они ничего не видели, поскольку там никого и не было и им ничего не оставалось, как списывать эту гениальную игру на происки властелина Преисподней. Паганини пошел ей навстречу: больше всего на свете он боялся потерять сына. Интересно посмотреть на портреты Паганини – они справа.
Друзья попытались переправить останки Никколо в Геную, его родной город. Она жила самостоятельно: просто отрывалась от запястья. Паганини был и крупнейшим композитором, одним из основоположников музыкального романтизма. Отец – Антонио Паганини, был музыкантом-любителем. Если малыш долго плакал, отец брал в руки скрипку и, вспоминая собственное детство извлекал из инструмента пение птиц, скрип телеги или голос Антонии – после этого мальчик тотчас успокаивался.
Просто он считал, что этот цвет может замаскировать имеющиеся у него изъяны. Композитор даже посвятил ей «Любовную сцену», которую написал всего для двух струн. После этого вновь отправляется в герцогство Феличе Бачокки, где работает дирижером оркестра и камерным пианистом. Везде, где он появлялся, тут же случались забавные истории, порождавшие слухи. За непослушание ребенка лишали еды.
Тот не стал возражать, но позировал не слишком долго. Причем скрипач не любил репетиций и встретился с солисткой только на премьере. Своеобразие манеры игры, ни с чем не сравнимая легкость владения инструментом вскоре принесли ему известность в масштабах всей Италии. Появление сына на свет привело знаменитого скрипача в неописуемый восторг. Исследователи указывают, что подарил 17-летнему музыканту инструмент один парижский купец.
Здесь гроб и закопали. И на них тело Паганини наводило непередаваемый ужас. В местном рукописном журнале «Луккская литературная смесь» Паганини, названному «генуэзским якобинцем», воздавалось должное как мастеру, однако автор сообщения с неодобрением указывал, что в соборе не место имитации птичьего пения, звука флейты, рожка, трубы, так поразившей собравшихся, что «все смеялись, восхищаясь мастерством и свободным владением инструментом»11. Осенью 1796 года Никколо возвратился в Геную.
В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Никколо Паганини возвращается в Геную в 1804 году. 28 лет пролежал многострадальный прах под кипарисами в саду одной из вилл.
В результате Никколо практически был лишён обычного детства. Может и впрямь тут замешаны мистические законы и высшие силы. Даже самые выдающиеся люди того времени, друзья и доброжелатели Паганини, говорили, что есть в нем что-то «дьявольское». Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительное искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных и тройных струн, замечательное разнообразие применения смычка игра на одной струне (четвёртой) целых пьес – всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Если говорить обо всей картине в целом, то она получилась мрачной. Он назначил специальную комиссию для вторичного строжайшего расследования. А струны сделаны из их жил и кишок. 20 лет продолжалась на родине его триумфальная концертная деятельность.
Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию) Никколо дал 31 июля 1795 года в генуэзском театре Сант-Агостино.
Паганини много работает. Затем он дает концерт в Павии и Генуе. Тот изумился и велел передать свое удивление архиепископу Генуи: дескать есть такое «высочайшее желание» – чтобы прах Паганини захоронили «в святом месте» с «подобающей пышностью». Родился 27 октября 1782 года в Генуи.
По всей Европе музыкальные критики сообщали в своих газетах об этом вполне серьезно. Речь идет о сестре Наполеона Элизе, которая была замужем за Феличе Бачокки (правителем в Лукке). В Германии он даже получил титул барона. Партию скрипки исполнил Леонид Коган. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Примечателен тот факт, что закончить лицо Делакруа смог в то время, пока шла панихида.
Часто он проигрывал всё и «только моё собственное искусство могло спасти меня», но он сумел отказаться от азартных игр и более никогда не прикасался к картам14. Паганини раскачивался как пьяный, подталкивал одну ногу другой, выставляя ее вперед. Однако сам музыкант незадолго до кончины решил поделиться главным секретом своего таланта. Никколо познакомился с некоей Анджелиной Каванна. Полная зависимость от отца становится для молодого человека все более утомляющей.
Он выходил на сцену с бесстрастным лицом, брал в руки скрипку – и мгновенно преображался. Паганини прожил там три года, занимаясь сельским хозяйством. Отношения Паганини с католической церковью были крайне сложны и противоречивы. Семь лет провел музыкант при дворе, прерывая службу только на время гастролей.
Вот что рассказывает Генрих Гейне о Паганини во «Флорентийских ночах» устами глухого художника, который в порыве вдохновения несколькими взмахами карандаша точно уловил черты таинственного образа скрипача: «Поистине, сам дьявол водил моей рукой, когда мы стояли вместе с ним перед Альстерским павильоном в Гамбурге, где Паганини должен был дать свой первый концерт. Между тем, сами артисты были знакомы друг с другом лишь понаслышке. А кисть. Знаменитый скрипач был поражён и «предсказал необычайную славу этому юноше»9.