К концу 1880–1890-х годов натюрморты Сезанна становятся более сложными, кажутся чересчур перегруженными утварью различных размеров и разнообразными фруктами. Сезанн писал натюрморты на протяжении всей своей творческой жизни – не в пример другим великим художникам, его равно увлекали натюрморт, пейзаж изображение фигур людей и портретная живопись, но натюрморту он уделял особое внимание. Поль Сезанн написал полотно «Натюрморт с драпировкой и кувшином» в 1899 году.
Таковы картины «Скрипка и палитра» (1909–1910, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Женщина с мандолиной» (1910, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен), «Натюрморт со скрипкой» (1911, Национальный музей современного искусства, Париж). В этот период он также увлекался пластическим искусством и керамикой. Всегда стремившийся узнать что-то новое для себя, Дерен тщательно изучал и копировал античные росписи, произведения мастеров Кватроченто, картины представителей болонской школы.
«Персики и груши» датируются 1895 годом. И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. Знакомство с Полем Синьяком в 1904 году также повлияло на молодого мастера, создавшего несколько произведений в пуантилистской технике («Роскошь, покой и наслаждение», 1904, Национальный музей современного искусства, Париж). С 1912 по 1914 год продолжается период «синтетического кубизма».
Возникает желание их потрогать. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. В 1906 году он пишет: «. Каждый вечер Сезанн брал уроки рисования в Муниципальной художественной школе у Ж. Жибера. В его работах преобладают натюрморты, в которых он использует скупую колористическую гамму серых, зеленых и охристых оттенков.
Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г. Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. И человеческая голова и яблоко напоминали о шаре. В этом смысле символичным представляется его «Натюрморт с морской раковиной и черными часами» (ок. Большие вазы и другие объемные предметы, украшающие комнаты, как будто теряют свою материальность и кажутся такими же изящными и легкими, как узоры на коврах и сосудах («Статуэтка и вазы на восточном ковре», 1908, ГМИИ, Москва «Красная комната (Гармония в красном)», 1908 «Натюрморт с голубой скатертью» панно «Танец» и «Музыка» для московского особняка С. И. Щукина, 1910, все — в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
В 1930-е годы Леже много путешествовал. Сезанн начал больше работать на пленэре. Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Различные течения возникали и развивались, основываясь на конкретных положениях предшествующих так, например, будучи «неверно истолкованными», слова Сезанна о разложении мира на геометрические фигуры станут кубизмом, а фовизм доведёт идею выразительности цветовых сочетаний и контрастов в импрессионизме и неоимпрессионизме до логического завершения — яркого, резкого и нереалистичного, но производящего очень сильное впечатление.
Не обошел художник своим вниманием театр и кинематографию. Таковы его «Ваза с фруктами» (ок. Иногда вещи на картинах Гриса предстают несколько схематичными или стилизованными («Скрипка», 1916, Художественный музей, Базель «Натюрморт с игральными картами», 1916, галерея Вашингтонского университета «Шахматная доска», 1917, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Характерными образцами барочного периода считаются такие полотна, как «Оргия» (ок. От Сезанна здесь и живописная лепка форм, а вот экспрессионизм — абсолютно машковский.
1864–1868, собрание Леконт, Париж), «Негр Сципион» (ок. Площадь Равиньян», 1915 «Лампа», 1916, обе — в Музее искусства, Филадельфия). Вместе с Писсарро художник работал в 1872–1873 годах в Понтуазе и Овере.
Как всегда происходит после очередного революционного сдвига границ в воодушевлённом порыве, началось медленное, планомерное, вдумчивое освоение новой территории и соединение её со старой. «Художники должны полностью посвящать себя изучению природы и пытаться создавать картины, которые бы являлись наставлением. При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты. В духе Сезанна исполнены фигурные композиции и натюрморты 1900 года («Обнаженная натура. Тот факт, что натюрморт «Фрукты и бронза» приходится на закат фовизма, позволяет предположить, что достижения этого стиля будут использоваться уже в рамках определённой умеренной, менее вызывающе-экспериментальной и более практической доктрины. Наиболее известными работами этого времени являются «Натюрморты на круглом столе» (1918–1942), «Камины» (1922–1927), «Биллиарды» (1944–1952).
Период оккупации Франции во время Второй мировой войны художник переживал очень тяжело. В студии Сюиса произошло знакомство Сезанна с импрессионистами, в частности с Писсарро. То же самое касается вертикальности и кажущейся устойчивости вещей, которые способен выпрямить лишь разум и принятая условность.
Особенно привлекало его творчество Караваджо, К. Коро, О. Ренуара. Формы предметов тесно сплетаются друг с другом, а тяжелые и вязкие краски землистых оттенков пронзает сияющее изображение белой птицы как аллегории творческого озарения и свободного полета мысли художника («Мастерская II», 1949, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Мастерская III», 1949–1951, частное собрание, Вадуц «Мастерская IX», 1952–1956, Национальный музей современного искусства, Париж). Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. Свой новый метод художник использовал не только на полотнах, но и на листах бумаги, компонуя и пробуя различные техники коллажа («Ария Баха», 1912–1913, Национальная галерея, Вашингтон «Натюрморт на столе», 1914, Национальный музей современного искусства, Париж).
Через год он понял, что банковское дело не является его призванием и переселился в Париж. Благодаря хорошо прорисованным складкам на скатерти, она кажетсянастоящей. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Но очень многие не понимали и не принимали его искусство. Ибо художника прежде всего интересует ощущение от фрукта, а не точное его воспроизведение.
Мотивы, рожденные воображением мастера, заполняют и картины с персонажами-масками («Воитель и женщина», 1913 «Принц и наложница», 1918, обе — в Фонде Нольде, Зебюлль). Предметы на полотнах мастер словно разделяет на призматические небольшие грани, в результате чего композиции представляют собой подвижные кристаллические структуры. Он нарисован при взгляде слева. В 1852 году он был интерном в коллеже Бурбон в Экс-ан-Провансе.
В результате часто оказывается, что замысел не совпадает с итогом труда. Плач, смех, скрежет зубовный», – писал он критику Иоахиму Гаске.
Быть может, мастер хочет таким образом показать остановившееся время и власть вечности. Это восклицание ребенка стало пророческим. Сезанн долго и тщательно выстраивал свои натюрморты. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника.
На мой взгляд, суть «Фруктов и бронзы» Матисса — и фовизма в целом — заключается в том, что ответ на поставленный выше вопрос в принципе не важен: главное не то, что именно нарисовано, а то, как оно нарисовано. В итоге диагональ и «сложная» деталь в углу композиционно уравновешивают смещённую от вертикального и горизонтального центра композицию основного «героя» полотна — собственно натюрморта на столе. Вот эта вывесочная лихая «зазывность» так и привлекательна в его натюрморте. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Но он пренебрег желанием родителей и решил посвятить себя изобразительному искусству. За изменчивой внешностью вещей Сезанн хотел уловить их неизменное и прочное строение.
1895–1900, Музей Орсе, Париж). Таким образом, статичный на первый взгляд мотив становится драматичным сюжетом, глубоким и психологически выразительным («Биллиард», 1944, Национальный музей современного искусства, Париж «Биллиард», 1945, частное собрание). И это не всё. Натюрморт не разваливается, поскольку все предметы объединены сезанновскими геометрией и приемом белого цвета: у Машкова это белая миска, в которой лежат фрукты.
В 1946 году зрители увидели картины мастера в Осеннем салоне и на выставке «Искусство и Сопротивление». Полотна, созданные в последние годы жизни Гриса, стали его шедеврами и, наверное, лучшими работами кубизма («Стол художника», 1925, собрание Рейтер, Гейдельберг «Голубой ковер», 1925, Национальный музей современного искусства, Париж «Гитара и нотный лист», 1926, собрание Даниэля Сейденберга, Нью-Йорк). Виктории. В 1929 году совместно с Озанфаном он открыл Современную академию. На экспозиции было представлено десять полотен Боннара. И это придает динамику картине.
Мотивы, методы и приемы этих художников он использовал в своих натюрмортах, пейзажах, композициях с человеческими фигурами («Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935, собрание П. Леви, Франция «Натюрморт», 1939, галерея П. Матисса, Нью-Йорк «Мрачный пейзаж», ок. Машков — великолепный колорист. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. 5. Художественные планы располагаются в основном в параллельной плоскости они тесно сближены.
Из общего количества произведений мы видим сто двадцать купаний, шестьдесят видов Эстака и около двухсот натюрмортов, не считая бесчисленных «Гор Сент-Виктуар». Поэт-модернист Райнер Мария Рильке считал, что натюрморты этого художника «выражают всю Вселенную». В 1907 году Дерен познакомился с П. Пикассо. К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа. Они полны точной геометрии и материальности. Действительно, уровень детализации отличается от классического натюрморта и нам не представляется возможным, допустим, определить точный материал сахарницы, кувшина или блюда, а света и тени порой живут своей не зависимой от законов физики жизнью, порой и вовсе перебираясь за край предмета (исключительно ради выделения его границы).
Две разных точки зрения на один и тот же предмет. Ощущение, которое можно получить, коснувшись его. Оцените чувственность исходящую от этих фруктов.
Мэтр порвал с классикой начался марш современного искусства. Он проводит долгие дни, годы, вглядываясь в сюжет, ходит вокруг него. Как-то в рекреационном дворе он увидел мальчишку, которого били. Рассмотрите внимательно кухонный стол. Разговоры об искусстве почти бесполезны.
2. Нельзя отделять рисунок от красок, нужно рисовать по мере того, как пишете и чем гармоничнее становятся краски, тем точнее делается рисунок. Выделить их из общего набора предметов и даже как бы выдвинуть вперед к зрителю, будто бы приглашая отведать.
Для меня ответ, несмотря на известное желание вписывать всё в стройную и красивую систему, не знающую исключений, во втором: даже куда более известный «Танец» 1910-го года на центральной фигуре не обошёлся без дополнительной тени тёмно-красного оттенка. Графические и чисто визуальные знаки в композициях Брака вступают в сложные взаимоотношения друг с другом, они перестраиваются и создают причудливые пластические и смысловые комбинации («Вальс», 1912, Фонд П. Гуггенхейм, Венеция «Бокал, скрипка и нотная тетрадь», 1913, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн). 1867–1869, собрание Леконт, Париж), «Магдалина» (1869, Музей Орсе, Париж). На следующий день он приволок огромную корзину яблок». Трагическое мироощущение чувствуется в его натюрмортах, которые близки по настроению и духу классическим аллегориям («Графин и рыбы», 1941, Национальный музей современного искусства, Париж «Натюрморт с лестницей», 1943, частное собрание).
Работа была для него единственным, что приносило полное "душевное удовлетворение". Это – великая находка художника, который рвет с правилами линейной перспективы Ренессанса.
Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва). Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ). Это то, что мы внесли в сезаннизм». Его формы сведены к главному: «формам-краскам», которые обеспечивают «цветовое ощущение».
1865, Музей искусств, Сан-Паоло), «Вскрытие» (ок. Однако такова и была цель работ того периода: с одной стороны, выяснить, насколько «правильны» вековые традиции, в которые насильственно загоняли художников, а с другой — отобразить (несомненно, стремительно меняющуюся) жизнь в её сложном, но естественном движении. К этому моменту живопись уже успевает не только вырваться из оков академизма в мир реализма барбизонской школы и натурализма Курбе, но и совершить следующие, ещё более смелые шаги — сначала просто оттенить реальность мимолётным впечатлением художника (в импрессионизме), а затем и вовсе подменить её личным видением, весьма далёким от оптической достоверности (в постимпрессионизме) либо стремившимся к ней окольными путями (в неоимпрессионизме). Говоря о творчестве Поля Сезанна, нередко упоминают его слова о том, что природу следует трактовать «посредством цилиндра, шара, конуса».
1910–1911, Национальный музей современного искусства, Париж «Обнаженные в лесу», 1909–1911, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Но кубизм, даже в лице Пикассо, оказался беднее по своему содержанию живописи Сезанна, так как утратил те чисто живописные качества, богатство цвета, многослойное письмо, которого добился Сезанн в результате упорного труда. Он великолепно сочетается с яркими фруктами и в то же время подчеркивает белоснежную скатерть. Обратите внимание: вверху слева – палитра художника.
Я полностью вжился в объект. Художник стремился создать искусство более правильное, чем искусство импрессионистов.
Последний оказал значительное воздействие на творческий метод молодого художника. Эти два подхода — в чём-то схожие, но безусловно отличающиеся — найдут своё развитие в будущие десятилетия, постоянно переплетаясь и создавая многочисленные вариации абстрактной живописи: от супрематизма Казимира Малевича и неопластицизма Пита Мондриана, вкладывавших в цвет и форму почти религиозный смысл, — через многочисленные вариации послевоенной абстракции различной степени одухотворённости и осмысливания — и до оп-арта, где цвет и форму прямо и неприкрыто используют для игры с восприятием зрителя. Человеческие фигуры в композициях мастера приобретают сходство с деревянными или глиняными игрушками народного творчества, что делает полотна похожими на произведения наивного искусства («Чтение», 1924, Национальный музей современного искусства, Париж «Танец», 1930, музей, Гренобль). «Мы видим глубину, бархатистость, мягкость, твердость предметов их запах», – объясняет Сезанн. А ведь они едва намечены. В мае 1915 года он был ранен в голову.
В 1872 году Гортензия родила Полю сына. Не важна тема интересующая художника, главное – живопись. Мы находимся в его мастерской, в привычном для него месте.
Об этом он снова и снова говорит в своих письмах. Сперва преодолев религиозную условность перспективы Средневековья и найдя отдушину в линейной перспективе Возрождения, живопись сделала круг и вновь обратилась к условностям древних искусств (не в последнюю очередь — японской графике, демонстрировавшей особый взгляд на мир и оказавшей влияние на художников-постимпрессионистов). Этот кухонный стол является частью серии, выполненной им в это десятилетие. Его картины становятся светлее и воздушнее («Булонский лес», ок.
М. У. Тёрнера, Матисс начинает применять более насыщенные краски. Любимым выражением мастера было: «Композиция цвета В этом все. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро. Впечатления от увиденного преобразились в чудесные натюрморты, портреты, пейзажи, где элементы экзотики вплетены в общий декоративный строй живописи Матисса («Испанский натюрморт», 1910–1911 «Севильский натюрморт», 1910–1911, оба — в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Госпожа Матисс в манильской шали», 1911, Художественный музей, Базель «Вид из окна. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Художник утратил в своих картинах некоторую конкретность формы, чувство ее фактуры. В 1924 году вместе с А. Экстером, М. Лорансеном и А. Озанфаном Леже стал основателем свободной художественной школы-студии. В портретах, в изображениях людей, есть некоторая бездушность ибо художника не столько занимают духовный мир и характеры моделей, сколько основные формы предметного мира, переданные цветовыми соотношениями.
Сезанн тщательно размещал разнообразные фрукты, кувшины, ножи, салфетки, кружки, бокалы и бутылки, следя за соразмерностью света и тени, подкладывая одну за другой монеты под персики или яблоки, пока наконец на столе не появлялся необходимый мотив, который мог бы удовлетворить его взгляд и ум. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. Если о Сезанне можно условно сказать, что указанную функцию он заботливо исполнял вслед за другими рвущимися вперёд, то в случае с Матиссом этим займётся собственно сам революционер (достаточно сравнить «Фрукты и бронзу» с, допустим, «Дамой в шляпе» 1905 года). Нет сомнения – эта композиция нестабильна и подвижна.
В центре размещены натюрморты с атрибутами искусств. Висящая пестрая занавеска делит зад ний план картины на две части. «Выделяя мясистые мазки кожи сочного персика, печаль старого яблока, я вижу отражения их любви к солнцу, одно и то же воспоминание о росе». Основные формы легко считываются и без труда (в отличие от более поздних натюрмортов Сезанна — таких как «Яблоки и апельсины») складываются в совокупность, представляющую сюжет картины и поддержанную более сложными, составными формами, которые придают ей необходимую глубину и основательность, отделяющую постимпрессионистические полотна Сезанна от легковесных, лирических работ импрессионистов.
1. Поглядите на низ корзины с фруктами. В 1909 году Матисс приобрел дом в Исси-ле-Мулино. Она нарисована при взгляде справа. Завершив учебу в 1861 году, Поль посетил Париж, после чего поступил на работу в банк отца. Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги. Если приглядеться к изображенным на полотне часам, то можно заметить, что у них отсутствуют стрелки. Так, серия «Контрасты форм» (1913) написана строгими, четкими линиями и условными, почти чертежными штрихами.
Танжер», «Зора на террасе», «Вход в казба», 1912, ГМИИ, Москва). Стол кажется выпуклым и приподнятым за один край. В период с 1932 по 1935 год мастер занимался преподавательской деятельностью в академии «Большая хижина». Летом 1945 года Боннар приехал в Париж. – Яблоки Сезанна доставлены издалека. Такова серия «Осенние моря» (1910–1911), написанная густыми пластами звучных красок. Родители уделяли большое внимание образованию своих детей.
В 1888 году Боннар поступил в Школу изящных искусств в Париже. Простые круги. Здесь он создает множество интерьеров, композиций, показывающих мастерскую. Именно вот таким образом одним из излюбленных жанров мастера стал натюрморт.
И предметы словно движутся навстречу зрителю, а не наоборот. Это был юный Золя. Так компоновал Веронезе».
В этом контексте неудивительно, что иные натюрморты (и не только) ещё более «грубы» и «негармоничны». В 1910–1913 годах художник совершил путешествия в Испанию, Марокко и Танжер. Когда началась Первая мировая война, Брак ушел на фронт.
Колористическая гамма Брака становится более светлой. Тем не менее переход к большому синтетизму произошел не сразу. 1799, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Яблоки и апельсины» (ок.
4. А теперь переведите глаза на ручку. В станковых композициях этих лет появились новые тенденции. 1950, собрание П. Леви, Франция). Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни.
3. Его не интересовали дорогие шелка и драгоценные вазы. Я копирую. Гавань» (1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Старый мост в Кане» (1910, Национальная галерея, Вашингтон), «Натюрморт на столе» (1910, Музей современного искусства, Париж), «Стол и стулья» (ок. Впрочем и сегодняшние потомки живописного искусства (такие как цветные комиксы и графические иллюстрации, печатающиеся ограниченным количеством цветов) сталкиваются со схожими проблемами по простой, естественной причине — всё богатство форм невозможно передать с помощью только лишь линии и одного цвета, непременно придётся чем-то пожертвовать. Для придания формы использованы тени, выписанные контрастными к основному цвету тонами.
Едва поправившись после тяжелой операции, художник вновь приступил к занятиям живописью. Сегодня Сезанна считают отцом современного искусства. «Рисунок должен подчиняться цвету, если вы хотите, чтобы мир был передан в его объеме», – писал он. Сезанн всегда рисует на одну и ту же тему.
Виктории (1890 г. ). Линии, перпендикулярные к этому горизонту, дают глубину. К началу 1910-х годов полностью сформировался художественный стиль Нольде.
Мастер применяет резкую тень, которая делит объемы пополам (Вашингтон «Круглый стол», 1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Круглый стол», 1929, частное собрание). Он искал спасения в живописи. Вероятно и в силу этих причин, а не только меньшей, чем у пейзажа изменчивости, позволявшей подолгу дорабатывать картины, Сезанн уделял такое внимание натюрмортам, к числу которых относится и картина «Персики и груши». Несмотря на возраст и ухудшающееся здоровье, Боннар продолжал работать. Сюда вошли восемь больших полотен в жанре натюрморта.
И опять-таки, не уходя с головой в плоскостной мир, Сезанн в меру искажает перспективу, чтобы передать нам видение человека, подробно рассматривающего единую сложную сцену с различных точек зрения: передняя часть стола предстаёт во фронтальной плоскости, верхняя разворачивается (хоть и незначительно) в обратную перспективу, а фон — стена под углом к столу, бордюр, пол, основание вешалки — существует отдельно, как нечто, что зритель, несомненно, заметил и запомнил, но с иного отвлечённого ракурса, не связанного с его первостепенным интересом. С помощью приемов кубизма выполнены и произведения 1913–1914 годов. В этом контексте термин «постимпрессионизм» — по крайней мере в применении к творчеству Поля Сезанна — немного вводит нас в заблуждение, ведь в его случае речь идёт скорее о планомерном, осознанном, основательном примирении классических живописных традиций и современных художественных тенденций, ярко проявившихся в рамках той же собирательной категории постимпрессионизма в виде, например, синтетизма Поля Гогена и собственной стилистики Винсента Ван Гога.
Ее хрупкое равновесие покоится на беспорядке, обрушении. Натюрмортам, написанным в 1921–1923 годах, присущи такие качества, как тонкий лиризм и звучность цветовой гаммы («Канигу», 1921, галерея Олбрайт-Нокс, Буффало «Нотная тетрадь», 1922, галерея Мери Харриман, Нью-Йорк). – заявил однажды художник, объясняя свою страсть к натюрморту. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость. Те люди, которым удалось увидеть процесс создания этой картины, утверждали, что Сезанн долго продумывал каждую деталь картины, усердно раскладывал все объекты натюрморта. Они представляются поистине монументальными. С 1949 по 1956 год Брак занимался созданием серии под названием «Мастерские».
В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы. Как и большинство его товарищей, Леже увлекся идеей синтеза искусств. Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Так, если мы будем двигаться от «Дамы в шляпе» (1905) — смелой, но смешанной, неуверенной, будто незаконченной картины — через «Вазу, бутылку и фрукт» (1906) — более чёткую, но всё ещё импульсивно-хаотичную — через «Синий натюрморт» (1907) — ещё более реалистичную и упорядоченную — через «Статуэтку и вазу на восточном ковре» (1908) — более резкую, абстрактно-плоскостную — и наконец к «Фруктам и бронзе» (1910), то увидим, как изначальная революционная идея использования «неподходящего», неприрученного именно что дикого цвета обращается как раз приручением цвета и умелым помыканием им.
Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. Вот этот, например. Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. В 1908 году Леже стал членом интернациональной группировки «Улей» («Ля рюш») и сблизился с представителями кубистского объединения «Золотое сечение». Творчество Брака 1909–1911 годов называют «аналитический кубизм».
Все предметы на полотнах (вещи, фигуры людей и животных, элементы пейзажа) как бы сливаются в однородную структуру с несколькими выделяющимися на общем фоне яркими красочными пятнами («Адам и Ева», 1935–1939, Художественный музей, Дюссельдорф «Композиция с двумя попугаями», 1935–1939, Национальный музей современного искусства, Париж). Он побывал в различных странах Европы и в США. В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). «Фрукты и бронза» написаны примерно пятнадцатью годами позже, в 1909-1910 годах.
Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Например, в сезанновском «Натюрморте с синей вазой» бока предмета заметно непропорциональны, а стены дома явно кренятся, словно весь мир шатается. Так, Матисс почти полностью отказывается от светотеневой моделировки, для выявления формы обращаясь вместо неё к сильному цветовому контрасту и клуазонистской линии-контуру о реалистичных отражениях в вазах, бутылке и бронзовой статуэтке (работы самого Матисса) речи и вовсе не идёт. За недолгое время пребывания в Париже он написал «Цирковую лошадь» (1946, собрание Ш. Терраса, Париж) и завершил «Мастерскую в Ле-Канне и мимозы» (частное собрание), начатую еще в 1938 году. На столе – яблоки, груши, айва и один лимон.
С 1890 по 1900 годы Сезанн превращает фрукты в основную тему своего творчества. Художник одухотворяет вещи: полотна и статуи кажутся ожившими, ведущими молчаливый диалог с окружающими их предметами («Фрукты, цветы, панно Танец», 1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Мастерская художника», 1911, ГМИИ, Москва «Красная мастерская», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Настурции на фоне Танца», 1912, ГМИИ, Москва). 1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др. Примкнул к их движению и стал участвовать в их выставках. Сезанн сумел воспеть в своих натюрмортах красоту самого обыденного. В композициях, посвященных ночной жизни Берлина, появляются гротескные образы и фантасмагории («В ночном кафе», 1911 «За столом с вином», 1911 «Танец среди свечей», 1912, все — в Фонде Нольде, Зебюлль). Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св.
Художник начинал с импрессионистами, он до конца жизни подписывал свои картины, добавляя к своему имени ученик Писсарро, отдавая должное уважение знаменитому импрессионисту. Ранние работы мастера, выполненные в 1900 — начале 1910-х годов, представляют собой композиции, в которых формы приобретают вид цилиндров и конусов, а колорит тяготеет к однотонности, что придает картинам характер гризайли («Свадьба», ок. Пространства этих композиций отличаются масштабностью, свойственной интерьерным мотивам. Яблоко вошло в мою жизнь. Оттого и фон такой темный и фрукты такие яркие. Часы, огромная раковина, ваза, чашка и лимон стали замечательным мотивом для натюрморта.
Другие наоборот быстро обнаруживают гения. Левый край не на той же высоте, что правый. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Некоторые даже видели в этом выражение эротических фантазмов Сезанна. Я работал над ним несколько месяцев.
В композициях художника появляются вазы с роскошными цветами на фоне разноцветных занавесок и стен, окрашенных яркими красками («Вазы с ирисами», 1912 «Букет цветов на веранде», 1913, обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Голубая ваза с цветами на синей скатерти», 1913, ГМИИ, Москва). Особенно интересна серия «Биллиард», созданная в это время. 1878, собрание Леконт, Париж), «Натюрморт с драпировкой» (ок.
Ибо для Сезанна главное – соотношение красок: именно от них проистекает образ. 1869–1870, частное собрание, Париж). Скатерть и белая тряпка усиливают эффект всеобщего хаоса.
Множество неудавшихся полотен он лично уничтожал. Отметьте гармонию оранжевого и желтых цветов. Позже, уверившись в своем предназначении, он писал: «Я удивлю Париж яблоком. » И выиграл пари.