За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо. Другие искусствоведы (например, Н. Д. «Герника» (исп.
В настоящее время находится в Музее королевы Софии в Мадриде. «Я не выпускал из рук кисточки, как республиканские солдаты — ружья», — признается он в одном из интервью. Герника — символ традиционных свобод баскского народа (под местным дубом короли Испании приносили клятву свободы эти уважать) — становится символов ужасов войны ХХ века. Еще годы он пишет «эскизы» к законченной работе, бесконечных «Плакальщиц», «Рыдающих женщин», «Женщин с мертвым ребенком», еще более жестких и пугающих, чем персонажи «Герники».
Администрация Джорджа Буша-младшего, чувствуя бессилие перед убедительностью антивоенного шедевра, настояла, чтобы работники ООН завесили «Гернику». Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа. В 1992 году «Герника» переедет из Прадо в Центр искусств королевы Софии и станет его главным, знаковым экспонатом. Но при всём впечатлении буйного хаоса композиция Герники строго и точно организована. Как «Дон Кихот» родился из замысла пародийной повести, так и «Герника» должна была стать не более чем шедевром агитпропа.
Синтетический кубизм отметил радикальное изменение в художественном восприятии движения. Рисунок точен и скуп. «Герника» выполнена в стиле кубическо – сюрреалистических элементов. Все, конечно, относительно. Действие перемещается внутрь комнаты — точнее, символического изломанного внутреннего пространства, — где сбоку открыта дверь, пол расчерчен (то ли плитка, то ли карта военных действий), а время застыло.
После налета Герника горела еще трое суток. Но для полноты картины просматриваю биографию Батая и вдруг невероятная деталь: тот самый чердак, «штаб» Contre-Attaque, был описан Бальзаком в «Неведомом шедевре». Очень хотелось бы в это верить. Желтый, красный и синий — академическая «трехцветка» из которой рождаются все цвета радуги, все цвета мира. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо.
Лампочка под потолком является символом лампочки в камере пыток. Её значение и сила подтвердились в 2003 году в здании ООН. В июне делегация республиканского правительства инспектирует работу. Его взгляд совершенно ничего не выражает, при этом он топчет копытами упавшего человека.
Герника – это город в Испании, который исторически принадлежит баскам. А на месте обрубленного дерева (единственной прямой — и очень быстро исчезнувшей — отсылки к конкретике Герники) возникает угол стола с раненой птицей. К тому же Пикассо иллюстрировал «Неведомый шедевр» Бальзака в 1927 году. «В Гернике осталось лишь пять целых домов», «Не виданная миром трагедия» — подобными заголовками пестрят парижские газеты. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Смысловое поле «Герники» вмещает все поиски Пикассо: «Авиньонских девиц» и сцены корриды, «Минотавромахию» и «Распятие», треугольные композиции голубого периода и острые углы кубизма. Эпическая пьеса близилась к финалу.
«Герника» была там представлена в виде гобелена и висела на стене комнаты, через которую дипломаты проходили на заседания Совета безопасности ООН. Идет гражданская война. В основе сюжета картины лежит бомбардировка города Герника немецким «Легионом Кондор» в ходе гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года.
Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». «Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа. Для павильона воюющей страны (главная задача которого — заявить о жизнеспособности республики и собрать средства для народной армии) участие Пикассо — важнейший козырь. Условность предельная.
Главная достопримечательность Герники – герникако арбола, легендарный дуб (или, как его еще называют, правительственное дерево). «Нужно стараться постоянно меняться.
Пикассо до последнего пытался ввести в свою работу элементы цвета: приклеивал к лицам красные слезы из обоев и пестрой бумаги кроил платья трем женщинам (горящей, бегущей и рыдающей над ребенком). Поначалу Пабло экспериментировал с цветом, чередуя «голубые» и «розовые» периоды творчества. Здесь черный цвет – символ утраты нравственных оринетиров, то есть, символ умонастроения эпохи. Он «руководит» музеем на расстоянии, но очень гордится титулом. А мадридский журнал «Сбадо грфикo» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна.
Этот небольшой городок с 5000 жителей был священным для басков – коренного населения Испании, в нем сохранялись редчайшие памятники его старинной культуры. В течение нескольких столетий только для этого они специально приезжали в Гернику. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей». Пол в комнате напоминает карту боевых действий. На фасаде — мемориальная доска: «Пикассо жил здесь с 1936 по 1955 год.
А также гонорар. Никакого военного преимущества этот налет не давал, фашисты хотели нанести «психологический удар» для запугивания. В 1937 году мирная Европа хотела видеть иное: прогресс, торжество техники, светлое будущее, еще не обернувшееся зияющими высотами, которые провидел в своей «Гернике» Пикассо. Время задает призму восприятия. Мадридский журнал «Sbado Grfico» даже писал: «Герника— полотно огромных размеров— ужасна.
Сама материя мира жива, зло преходяще. Фиаско с «Залом мира» было одной из причин. «Это сделали вы. » – задали мастеру риторический вопрос о картине.
Создавалось впечатление, что художник уже давно продумал концепцию полотна и только сейчас воплощал свои идеи в жизнь. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо. Бесстрашный человек в белой рубахе вскидывает руки. И тут в историю вмешалась Герника, точнее — наоборот.
Я немедленно ответил согласием по почте. Здесь можно прочитать сразу несколько смыслов. Известно, что здесь не было сосредоточения войск, крупных штабов или соединений.
В руке оно держит горящую свечу и в ужасе смотрит на происходящее. Про миссию художника. По воспоминаниям Ле Корбюзье известного французского архитектора, на открытии испанского павильона «Герника» видела в основном спины посетителей", а также подверглась резкой критике со стороны некоторых знатоков.
Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа. В лицах матери и мужчины, обращенных к зрителю, оставлены лишь широко открытый в крике рот, видимые отверстия ноздрей, сдвинувшиеся куда-то выше лба глаза. Но раз в разговор вклинился Данте, вспомним о его идее «многомысленного» толкования поэзии из письма к Кангранде делла Скала: толкования исторического, морального, аллегорического и «анагогического» (возвышенного). И она сама и вся её история не подарят вам приятных впечатлений, но такого рода «пессимистичный» или «мрачный» туризм тоже имеет право на существование и до сих пор люди едут увидеть места горя и скорби – по разным причинам. Его олицетворяют их языки в форме острых кинжалов.
Цифры погибших колеблются от 200 человек до тысячи. Это не кубизм и не сюрреализм: это хаос, это гибель самой материи. Единственный вооружённый воин на картине уже не может никого защитить – он убит, «съеден» изнутри, а в руке его торчит бесполезный обломок меча.
Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил налёт на Гернику. Но кто же их будет возрождать из пепла. », — писал художник в письме своему другу. При всей тотальной новизне в «Гернике» можно найти отзвуки «Страшного суда» Микеланджело, «Комментария на Апокалипсис» Беата Льебанского, мозаик Равенны, романской живописи, картин Бальдунга Грина, «Распятия» Порденоне и «Ужасов войны» Рубенса (там и женщина с поднятыми руками и мать с мертвым младенцем и лежащий ниц мужчина и Венера, простирающая длань почти так же, как «маска» со светильником). Но мы уверены, что имеют место все упомянутые выше факторы. Республиканцы говорят о «даре» Пикассо, которому всего лишь оплатили холст и краски. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: Герника видела в основном спины посетителей.
Острие то попадало между пальцами, то впивалось в руку. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». С разрешения Франко, 26 апреля 1937 годанемецко-фашистская эскадрилья «Кондор» совершила ночную бомбардировку баскского городка Герника, в котором проживало около 5000 тысяч человек. «Герника» явно заслуживает оптики Данте. В том же году вышла книга Глеза и Метценже О кубизме, а в 1913 поэт Гийом Аполлинер опубликовал книгу «Художники-кубисты».
Картина «Герника» была написана в 1937 году. В центре композиции находится лошадь. Веласкес пишет не ужас бойни, а благородство истинной победы. В 1937 году весь мир и Европа в частности, следили за ходомгражданской войны в Испании.
Рядом с ней виден образ быка с явно выраженным равнодушием, который топчет падшего воина. После выставки полотно выставлялось в ряде стран (в основном в США). «Герника» – это не просто исторический документ, фиксирующий хронику военной Европы. Значит, «Герника» была создана там, где Бальзак поместил действие повести, в которой в 1831 году предсказал рождение авангардной живописи, описав портрет «Прекрасной Нуазезы» — «беспорядочное сочетание мазков, очерченное множеством странных линий, образующих как бы ограду из красок хаос красок, тонов, неопределенных оттенков, образующих некую бесформенную туманность» — то, что осталось от шедевра, над которым персонаж Бальзака, гениальный художник Френхофер, работал 10 лет. Опередившее время, тот метафизический ужас, который явит Вторая мировая, Хиросима, все те грядущие бойни и теракты, что неминуемо оказываются в поле притяжения «Герники».
Но есть среди этих мрачных образов и положительные, внушающие надежду. Так они познакомились с Дорой Маар. А мадридский журнал «Сбадо грфикo» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. Дерово Герники, как символ свободы и независимости басков, продолжает свою жизнь и сегодня.
Интересная фигура быка находится слева. То из раны на боку коня вылетает крылатый Пегас, а сам конь корчится от боли, то он топчет копытами раненого воина, то превращается в понурую детскую лошадку (недаром именно в эти годы Пикассо мечтает «писать как ребенок»), то встает на дыбы с пугающим оскалом. После заказа полотна на тему разрушенной Герники, Пикассо сразу приступил к её написанию. Но его сияние не проливает свет на кромешную тьму общего фона.
Франко поддерживали фашистская Италия, нацистская Германия и Португалия. Все зааплодировали. 9 мая датирован первый эскиз всей композиции.
В макете победившего в конкурсе проекта Нормана Фостера и Карлоса Рубио мечта директора Прадо (а также воля самого Пикассо, что неоднократно подчеркивал Сугаса) была воплощена. Однако друзей было больше. Последний изгнанник прибыл на родину».
После Парижа «Герника» отправится в мировое турне по Англии, Скандинавии, США, а затем обретет временную резиденцию — «до наступления в Испании демократии», как завещал Пикассо, — в нью-йоркском MоMA. А вот что на обороте холста. Мир еще не лишился целостности, война все еще достойна парадного портрета. К Гражданской войне в Испании (исп. Guerra Civil Espaola) привел конфликт между Второй Испанской республикой в лице правительства испанского Народного фронта (республиканцы, лоялисты) и оппозиционной ей испанской военно-националистической диктатурой под предводительством генерала Франсиско Франко (мятежники). Так уж повелось, что испанская земля дала миру много гениальных имен. Про недостижимость идеала и воплощения, про глухоту к пророчествам.
11 мая Дора Маар, муза Пикассо времен «Герники», фотографирует первую композицию на холсте — в новой мастерской на Rue des Grands Augustin, 7. На первой фотографии в центре композиции акцентирован поднятый кулак раненого — но торжествующего — солдата, визуальная метафора республиканского лозунга «No pasarn» («Они не пройдут»). Он не сочувствует участникам картины, не может понять всего ужаса происходящего. 26 апреля, в понедельник, самолеты немецкого легиона «Кондор», союзники Франко, в течение трех с половиной часов бомбят мирный город.
Особо стойкие марксисты требовали убрать это «кубистское нечто». Вот таким образом ко всем обращен вопрос женщины со светильником: «Люди, что вы делаете с собою. »Линия выражает здесь самим своим характером категории человеческой психики – ужас, боль и гнев. Более 1600 человек погибли в ту ночь. Испанцы победили, но Спинола не позволяет губернатору опуститься на колени.
«Герника» написана в черно-белой гамме, но большинство зрителей вспоминают ее цветной. Про боль неуслышанности. Но мало кто помнит сюжет повести историю с абстракцией и еще одну важную деталь. А мадридский журнал «Сбадо грфикo» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. Герои Бальзака видят в углу картины «кончик прелестной ноги, живой ноги» — «обломок, уцелевший от невероятного, медленного, постепенного разрушения», он возникает «как торс Венеры посреди руин сожженного города».
И вот бык (чем-то напоминающий автопортреты Пикассо) взирает и на женщину, падающую из горящего дома и на женщину с ребенком и на «маску», освещающую путь. Было сброшено более 20 тонн бомб. Во главе заговора формально стоял живший в Португалии Санхурхо, но фактически таковым был сосланный Народным фронтом за неблагонадежность в отдалённую провинцию Наварра генерал Эмилио Мола.
После создания «Герники» Пикассо проживет еще почти сорок лет, однако именно эту картину будут называть последним его шедевром, славу которого не смогут затмить последующие творения. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Элементы аналитического кубизма появились в работах Брака уже в 1909, а в произведениях Пикассо – в 1910 однако более сильный импульс развитию этой фазы стиля дало художественное объединение «Золотое сечение», которое основали в 1912 Альбер Глез, Жан Метценже и братья Марсель Дюшан, Раймон Дюшан-Вийон и Жак Вийон. Название «Герника» также возникло лишь в финале работы. 26 апреля 1937 года испанцы были потрясены трагедией, развернувшейся на территории малоприметного муниципалитета – Герника была стёрта с лица земли немецкой авиацией, легионом «Кондор».
Под кроной дуба короли давали баскскому парламенту – первому на территории Испании – клятву уважать и защищать независимость баскского народа. Ныне два смотрителя неусыпно охраняют ее от фотографов. Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей Гернике и от друзей и от врагов». Одним из важнейших событий революции в Испании (1931-1939 года) стала Гражданская война.
Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Мечтой Мигеля Сугасы, директора Прадо до марта 2017 года, было создание «Зала мира» в Салон-де-Рейнос, втором филиале музея, конкурс на реконструкцию которого недавно завершился. Кажется, что мы находимся в каком-то подвале. Все летит, бежит и рассыпается. Число жертв, по разным оценкам, достигает от нескольких сотен до 2 тысяч человек. Это еще одна загадка картины.
У Гойи война уже явлена как метафизическое зло. После налета Герника горела еще трое суток. Там по проекту Сугасы должны были расположиться все три шедевра (тем более что «Сдача Бреды» для Салон-де-Рейнос и была написана). Но и этот жанр был изобретен художником не случайно.
В январе 1937 года правительство Испанской Республики заказывает Пикассо монументальную работу для павильона на Всемирной выставке в Париже, которая должна открыться летом. Это огромное полотно было написано с невероятной скоростью – всего за месяц. Приковывает внимание к картине женщина, летящая из открытого окна.
После налета Герника горела ещё трое суток. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога».
Её поза и взгляд выглядят так, будто она бьётся в агонии и вот-вот упадёт замертво. В одной из последних версий «Герники» вместо нарисованной бумаги появляется кусок бумаги настоящей — приклеенный к левой руке. Про все главное в «Гернике».
Эта картина как нельзя лучше передает всю трагичность бессердечия людей. Описание «Герника» представляет собой полотно-фреску, написанную маслом в чёрно-белых тонах, 3, 5 м высотой и 7, 8 м длиной. От реальности первого плана к реальностям «высшего порядка». Постепенно война в Испании забывалась и «Герника» стала символом протеста против любых войн.
Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь. Всё действие картины происходит в комнате. Далеко не все специалисты приняли «Гернику» : одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержанием картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа. Однако друзей было больше. Детали эскизов варьируются.
Но франкистский режим отнял эту автономию. Нуазезы из «Герники». Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города Страны Басков— Герники.
Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». О городе Герника в Стране Басков знает весь мир. Какие силы ее выбросили.
Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Именно быку лошадь, находящаяся в центре, адресует свои последние «проклятья», но бык не замечает её, как и не замечает всего, что происходит вокруг. Она стала катализатором, взрывом, выбившим Пикассо из кризиса — в работу. Оказалось, что факт общеизвестный.
Испанский парижанин никогда не писал политических картин (голубь мира родится в 1949 году, «вылетев» как раз из «Герники»), но заказ принимает. Вот таким образом налёт был вполне ожидаем. О чём это. » и искал бы ответы и находил их. Увидев на столике открытки с репродукцией «Герники», мягко говоря, не самой приятной для фашистского режима картины, фицер спросил Пикассо: «Это вы сделали. ». Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей».
Пикассо это пример не случайной славы, а многолетнего труда и работы, которые и взрастили его художественного гения. Когда мир пережил ужасы Второй мировой, пророческий смысл «Герники» обрел новое звучание. Да и расположен этот бык-Минотавр совсем как Веласкес в «Менинах». Их лица нарисованы так же не логично, как и все части тела. Судя по всему, бык олицетворяет фашизм в целом. В искусствоведческих текстах о «Гернике» повторяется одна и та же ошибка: правительство республики не заказывало картину о трагедии Герники, заказ был получен за четыре месяца до бомбардировки и тема не оговаривалась. Ведь и жертва Христа статистически мала по сравнению с бойнями Аттилы или Чингисхана.
1 мая появляется первый набросок: бык, раненый конь, женщина со светильником в руке. В период работы над «Герникой» он все еще женат на Ольге Хохловой, но юная Мари-Терез Вальтер только что родила ему дочь Майю, а новая муза Дора Маар активно участвует в работе над картиной. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Также бык отсылает нас к образу минотавра как символу разрушительного звериного начала. Речь сразу зашла о «Гернике». Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением.
Жертвами бомбардировки, по разным подсчётам, являются от 120 до 300 человек. История этого знакомства описана у многих биографов. Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города страны басков — Герники. Про угрожающий хаос. Художник в своих работах «по мотивам Герники» варьирует основные композиционные элементы, обнажая через них фанатизм культа потребления, глобализма и корпоративной культуры – новой формы войны в условиях современного мира, замаскированного под тотальное развлечение.
Это история про бесконечность и незавершенность искусства. Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города Страны Басков — Герники. Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей Гернике и от друзей и от врагов». Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. В этом же доме Бальзак поместил действие своей повести Неведомый шедевр». История создания полотна Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города страны басков – Герники.
Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей». Ему было тогда 55 лет. Потому для передачи «момента разрушения, отчаяния и горя», художник широко использует изломанные линии и строит рассказ через элементы кубизма, что придает дополнительной эмоциональной напряженности. По всей вероятности, таким образом Пикассо отразил в своей работе события бомбардировки, когда около двух тысяч жителей оказались под завалами. Пикассо не был религиозен. Такое совпадение не может быть случайностью.
Рассмотрим фигуру матери с мертвым ребенком. В ногах у лошади в неестественной позе лежит солдат, широко раскинув руки. В правой верхней части панно маленький светлый квадрат, словно окно наружу. Юстин Нассауский, губернатор Бреды, взятой испанцами после длительной осады (это была одна из немногих побед в череде множества поражений в войне с Нидерландами и «духоподъемная» роль события была первостепенной), вручает ключи от города главнокомандующему испанцев Амброзио Спиноле. В эту эпоху война — главное мужское дело. На руках мёртвого солдата видны стигматы (болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле некоторых глубоко религиозных людей — тех, кто «пострадал как Иисус»).
Справа через открытое окно в комнату вплывает лицо, похожее на античную маску. Подобно Френхоферу, Пикассо не может завершить свой шедевр. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». «Сдача Бреды» написана в 1635 году, за 300 лет до «Герники».
Гражданская война в Испании (июль 1936 — апрель 1939) — конфликт между Второй Испанской республикой (законное правительство) и оппозиционной ей испанской военно-националистической диктатурой под предводительством генерала Франсиско Франко (мятежники), поддержанного фашистской Италией, нацистской Германией и Португалией, который в результате военных действий в конце концов ликвидировал Испанскую республику и сверг республиканское правительство, пользовавшееся поддержкой СССР, Мексики и, в начале войны, Франции. Это предельно личностная вещь, в которой исповедальный мотив пережитой боли переплетается с неким вопрошанием о судьбах людей в дегуманизированном мире. Над головой лошади фонарь или лампа в виде бычьего глаза. В контексте испанского искусства шедевр Пикассо встал в ряд со «Сдачей Бреды» Веласкеса и «Расстрелом 3 мая» Гойи. Кто-то утверждает, что мастерскую Пикассо посетила делегация баскских политиков и один из них воскликнул: «Это же Герника. » Другие свидетели уверяют, что название предложил Поль Элюар, который как раз писал поэму «Victoire de Guernica» или Кристиан Зервос, главный редактор журнала Cahiers d39Art, по заказу которого Дора Маар фотографировала этапы работы.
Притча о том, что жизнь все равно побеждает смерть неизвестным науке способом. Первые дни Пикассо стоял у мольберта по 12-14 часов. Ключевыми фигурами на картине являются бык и лошадь. Ближе к финалу остаются только фрагменты цвета — красные слезы на щеке бегущей и рана на шее мертвого ребенка. Например, в своем масштабном полотне 2015 года «Генрика», художник, восстанавливая композиционные и смысловые составляющие одноименной работы, продолжает манифест Пикассо: война – это распад материи.
Но Герника, как вспоминал Рафаэль Альберти, «сразила Пикассо, как удар бычьего рога». В течение нескольких столетий только для этой церемонии они специально приезжали в Гернику. В «Гернике» я выражаю ясно мой ужас перед милитаристскими группировками, которые повергли Испанию в океан боли и смерти». «Герника», выполненная в манере кубизма, представляет собой огромное полотно впечатляющих размеров, написанное масляными красками в черно-белых тонах. Выбор такой формы и цветовой гаммы обусловлен несколькими причинами. Желая выразить в своем творении боль, отчаяние, агонию и гнев невинно пострадавших людей, Пикассо обезличивает их, передавая лишь основные черты, по которым можно узнать мать, рыдающую над телом мертвого ребенка, разорванное на части тело солдата, падающую в агонии белую лошадь, растерзанную голубку, женщину со светильником, гибнущего в огне человека и яростного быка. Деформация объектов, помещения и цветов объясняется ужасом, который внезапно постиг ночью испанский город. Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли.
За четыре месяца художник, пребывающий в творческом кризисе, не пишет ничего. Если в аналитическом и герметическом кубизме все художественные средства должны были служить созданию изображения формы, то в синтетическом кубизме цвет, фактура поверхности, узор и линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта. В сложившихся условиях власть в руки решают взять военные из числа испанских фашистов с целью установления дикатуры и избавления Испании от «красной угрозы».
Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил налёт на Гернику. С начала 1970-х обсуждается возвращение картины.
«Нет, – ответил он, – это сделали вы». Титул «главного антивоенного шедевра ХХ века» звучит формально, но отражает суть. Пресса восторженно писала о павильонах Германии и СССР (последний был увенчан «Рабочим и колхозницей»), а павильон Испании — построенный выдающимися архитекторами Луисом Лакасой и Хосе Луисом Сертом (последним знаковым проектом Серта станет Фонд Жоана Миро в Барселоне) — даже не был упомянут в каталоге «главных объектов выставки». Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины рамками конкретного события и видели в ней лишь изображение трагедии баскского народа.
Красно-золотое одеяние рыдающей переместилось в коллаж «Femmes leur toilette», который ныне украшает резиденцию посла Франции в Мадриде (глядя на эту работу, понимаешь, что дуэнде Герники уберег шедевр от дурновкусия). После новаторских приемов в цвете, художник занялся поиском идеальной формы. Так, «атмосфера, создаваемая окружавшими его друзьями, разделявшими его внутренние терзания, его неистощимая энергия, подхлестываемая сообщениями об ужасах войны, дали толчок творческому порыву» (Воланд Пенроуз). Во-первых, весь ужас и безумие творятся при свете, не тайком (актуализация Минотавра) во-вторых, несмотря на «яркий свет» научно-технического прогресса, люди все равно погрязли во тьме неведения.
Гестапо явилось не арестовывать художника, а для ознакомительного визита – «в гости». Некоторые искусствоведы считают, что это олицетворение фашизма и всего мирового зла. «Герника» изображает страдающих людей, животных и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса.
Разгорится ли этот огонек в мощное пламя, которое разгонит тьму, зависит от самих людей. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо. Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей Гернике и от друзей и от врагов».
На Всемирной выставке в Париже Пикассо представил свою картину широкой аудитории, но реакция зрителей не совсем соответствовала ожиданиям художника. Остается вглядываться. Первые отзывы о картине стали, отчасти, холодным душем для художника, движимого порывом. Вся его жизнь была связана с живописью.
«Друзья, бомбы уничтожают целые города. Мы видим, что вполне реальное событие изображено в откровенной мифологической форме. Чуть ниже – женщина в лохмотьях движется к центру, её взгляд направлен вверх. А мадридский журнал «Сабадо графике» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. «Мы видели, как Герника обрела потрясающую сдержанность, достойную монастырской сдержанности Эскориала, но погруженного в ужас хаоса», — вспоминал один из присутствовавших.
Невероятное, невозможное совпадение. Но, как это часто бывает, цели были откорректированы – основной удар «Легиона Кондор» пришёлся на местную рыночную площадь. Несмотря на то, что мотивом к созданию «Герники» послужила бомбардировка города, на самой картине нет ни авиа налетов, ни взрывов, ни разрушений. Национальные меньшинства (баски, каталонцы, галисийцы), составлявшие более четверти населения Испании выступали против централизаторской внутренней политики Мадрида и требовали автономии.
У Пикассо в замкнутом пространстве картины три источника света: лампа-глаз, свеча-лампада и окно горящего дома. Оно настолько бессмертно, что даже когда город фашистами был стерт с земли, дерево осталось. И все-таки средневековые схоласты соотносили «анагогическое», возвышенное, толкование текстов с надеждой. Так, Рон Инглиш берет за основу иконографию «Герники», возводя её до уровня универсальной ценности и неоспоримого шедевра. К началу XX века Испанское королевство находилось в состоянии глубокого упадка и кризиса.
Или она выпрыгнула сама. Но новость о его уничтожении повергла художника в шок. Это было время Гражданской войны в Испании. Трагически относительно.
Зато Пикассо, как и следовало ожидать, не согласился. Трагедия, обрушившаяся на Гернику, стала сущностью общей реальности. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо.
Оказалось, что госсекретарь Колин Пауэлл, рассказывавший о необходимости войны в Ираке, говорил это на фоне «Герники», которая становилась зловещей иллюстрацией к его словам. «Герника» началась, разумеется, в одноимённом городе, который и дал название полотну. Это событие вызвало резкий общественный резонанс во всем мире, а для Пикассо стало и вовсе «вестью, подобной удару бычьего рога», как вспоминал впоследствии испанский поэт Рафаэль Альберти.
Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержанием картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа. Над обломками меча прорастает цветок. Мы поможем вам расставить акценты во всем разнообразии шедевров испанских живописцев.
26 апреля 1937 года немецкая авиация подвергла город бомбардировкам, практически полностью уничтожив всю инфраструктуру и оставив около двух тысяч его жителей под завалами. К мёртвому мужчине устремилась женщина, нога её почти оторвана, а глаза устремлены к лампе. После налёта город горел на протяжении трёх суток. Прошу парижских друзей прислать фотографию дома.
На создание у художника ушло прядка месяца. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей». Художник, тем не менее, продолжит с остервенением работать. С одной стороны – это указание на технологизацию эпохи (которая приводит к милитаризации), когда даже естественный свет солнца представлен электрической лампочкой. «Герника» Пикассо — трагическое и невероятное прозрение — и предостережение человечеству. Далеко не все специалисты приняли «Гернику». Однако друзей было больше.
Художник ответил: «Нет, это вы сделали». Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил налёт на Гернику. Вершиной творчества Пикассо стал кубизм. Он писал: «Люди моего поколения хорошо помнят, как фашисты подвергли садистской бомбардировке город Гернику во время гражданской войны в Испании.
А мадридский журнал «Сбадо грфикo» даже писал: «Герника – полотно огромных размеров – ужасна. «Герника» была написана Пикассо в 1937 году. Блаженны изобретатели велосипедов. У бегущей женщины с обнаженными ягодицами на первых этапах работы в руке был изображен кусок туалетной бумаги — эта физиологичность отсылала к серии гротескных сатирических гравюр «Сон и ложь Франко», которую Пикассо заканчивал в то же время.
Пабло Пикассо написал «Гернику» — холст размером 3, 5 на 7, 8 м — за 33 дня. После долгих переговоров (дочь Пикассо требовала, чтобы в Испании сначала разрешили аборты и разводы) 10 сентября 1981 года «Герника» прибыла в Испанию на борту боинга «Лопе де Вега». Реакция многих была совсем не такой, на какую рассчитывал Пикассо. Ряды французов, убивающих мадридских повстанцев в «Расстреле 3 мая», сливаются в безликое многоногое чудовище.
Как кто-то мог поверить хоть на минуту, что я присоединился к реакционерам и смерти. Создавалось впечатление, что художник уже давно продумал концепцию полотна и только сейчас воплощал свои идеи в жизнь. Здесь версии расходятся. Однако друзей было больше. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Это торжество распятия, но это торжество. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей».
С другой стороны, даже несмотря на то, что это некое «техническое соднце», оно все же выполняет функцию освещения. «Герника» – полотно, полное иносказаний. 5 февраля журналисты заметили, что репродукция была накрыта покрывалом. Мадридский журнал «Сабадо графико» даже написал, что «Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь».
В этой мастерской он написал Гернику. Фрагмент «прекрасной Нуазезы» ХХ века. То есть, ее свет – это свет внутренний. Там же происходили выступления перед прессой. Но по мере работы лобовые политические высказывания, язык плаката, уходят из картины. Пикассо выпросил в подарок окровавленную перчатку.
Второе значение: свеча все-таки горит среди бела дня. Это работа, в художественной форме запечатлевшая факт. Это язык символов (а не фактов). С точки зрения туризма, «Герника» очень богата. В его руках сломанный меч, он находится в позе, чем-то напоминающее распятие.
Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии павильона, писал: «Герника видела в основном спины посетителей, она казалась им отталкивающей». Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». И только бык кажется не соответствует общей атмосфере. «Ищу человека. » – отвечал синопский киник на вопрос «что он делает с фонарем в руке при свете дня. ».
Электрифицированное солнце на картине – тоже весьма полисемический образ. Франко, как утверждали, был не против. Одним из важнейших событий революции в Испании (1931—1939 года) стала Гражданская война. Цвет жив, но он скрыт под пепельно-черным ужасом разрушения. Пикассо использует хорошо опознаваемый образ, чтобы продемонстрировать, как все мы схожи с Христом, в котором все мы страдаем и в конечном счёте умираем.
В одной из них он держит цветок и обломок меча. Некоторые считают, что он, напротив, олицетворяет триумф Испании, а лошадь – её страдания. Согласно самой распространённой точке зрения, бык олицетворяет бездушие и безразличие, благодаря которому могут вообще иметь место такие вещи, как война и фашизм.
Из этого можно сделать вывод о том, что художник не ограничивает тематику (проблематику) картины определенным историческим периодом. Мрачное, драматическое настроение«Герники»подчеркивается использованием художником монотонных цветов — различные оттенки серого, черного и белого. Фигуры на картине корчатся, падают, кричат, наих лицах застыли выражения боли и отчаяния. Среди жертв находятся как люди, так и животные. На левой стороне изображения в отчаянии женщина, держащая в руках своего мертвого ребенка. Перед ней горы умирающих воинов (обратите внимание на цветок, который растет из сломанного меча), а выше вы можете увидеть ревущего быка. Фигуры на правой стороне изображения просят о помощи, раскинув руки в жесте ужаса, стоя на коленях и пытаясь облегчить темноту, держа свечу в руке. Все зря. В центральной части изображения является дикая лошадь. Над ее головой появляется предмет типа лампы, с глазами вместо лампочки. Возможно, это является символом падающих бомб или может глаза принадлежат неким сверхъестественным существам, которые смотрят на ужасающие сцены, но ничего не делают, чтобы остановить все это. Что мы видим в правом углу «Герники». Так каждый образ художника начинает символизировать определенный архетип языком поп-арта.
Сам же художник утверждал, что бык – это символ жестокости, а конь – это народ. У его подножия некогда были провозглашены первые вольности – автономия, дарованная баскам мадридским королевским двором. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Обращается к «Гернике» и американский художник современности Рон Иншлиш, который считает работу Пикассо важнейшим произведением искусства XX века, преломляя её изначальный посыл сквозь злободневность сегодняшнего дня. В 1937 году, во время гражданской войны в Испании, Гернику контролировали республиканцы. Луи Арагон сетовал, что чрезмерная склонность к авангарду лишила работу «семантической действенности соцреализма».
После налета Герника горела ещё трое суток. 25 октября, в день столетия со дня рождения Пикассо, в Прадо открылась новая экспозиция — в Касон-дель-Буэн-Ретро, филиале музея: «Герника» и десятки эскизов. Сам Пикассо говорил, что писал эту работу в «состоянии транса», не останавливаясь, по 14 часов в день. Страшную, уродливую искалеченную женскую ногу. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна.
И это главным образом жертвы того налета. Глаза людей передают гамму чувств: страх и боль, мужество и решимость. У нечисти «Капричос» и солдат «Бедствий войны» один и тот же демонический оскал.
Явно замешана в аллегорическом хоре и личная жизнь Пикассо. Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры. Быть может история потаенного цвета «Герники» — еще одна притча Пикассо. Например изображение женщины с лампой в руке (один из немногих образов, сохранившихся от первого наброска до окончательного варианта полотна), возможно, было для Пикассо символом неприкосновенного священного дуба Герники, не пострадавшего после уничтожения города.
Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами. Экспонаты должны были быть посвящены теме современности.
В этой статье будет идти речь о Музее королевы Софии, вернее о ее гордости, картине «Гернике», которая принадлежит кисти Пабло Пикассо. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Женщина со свечой оказывается здесь как бы из иного мира или другого времени и не может ничего изменить. «Герника» – образ войны, которая уродует мир, лишает человека жизни и человеческого облика. Все приводимые ниже документы имеют, как водится, гриф «Абсолютно секретно».
Вследствие бомбардировки и пожара было разрушено порядка 75 построек города. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей». Этот контраст равнодушия и страдания в первых набросках к «Гернике» был едва ли не главной опорой всей картины, но Пикассо не остановился на этом и в правой части полотна, рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх, появились два человеческих лица – встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости. Астрологи утверждают, что над Испанией пересекаются мощные энергетические потоки. Она роняла его вертикально на раскрытую на столе ладонь. Фактически «земную жизнь пройдя до половины» (Данте считал «половиной» своего пути 35, цифры рифмуются), Пикассо создает свою главную картину.
Это самое трудное и обычно не удается. То есть, это даже не насилие, на котором делал акцент Гойя в XVIII веке, а ужас начала третьего тысячелетия, который навис над очередной «Генрикой». 349 776 см. Очевидно, что немцы бомбили именно население городка, причём бежавших из города людей расстреливали из бортовых пулемётов. Возможно, это всего лишь красивая байка, тем более, что Пикассо после этого не арестовали и не отправили в застенки, но она очень хорошо передаёт смысл «Герники».
Всего за три часа на Гернику было сброшено несколько тысяч бомб. Глаза у человека изображенного на переднем плане, находятся с одной стороны. Художнику отводилась роль создателя нового способа видения мира. Он полностью отверг реализм с его изобразительно-познавательной функцией. Холст, масло.
Позже он говорил, что оба животных означают жертву. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Неоднозначной была и реакция публики. Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил налёт на Гернику. Такое «покушение на шедевр» породило скандал между музеями, король Испании заверил, что «Герника» не покинет Центр искусств королевы Софии, а Сугаса вскоре ушел в отставку.
В результате чего весь центр города был полностью разрушен. Guernica) – картина Пбло Пикссо, написана в мае 1937 г. по заказу правительства Испанской Республики для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже. Пабло никогда в жизни не бывал в этом городе. Кроме этого, художник заявил: «Война в Испании – это борьба реакционных сил против народа, против свободы.