Не думал он и о нуждах учителей и обслуживающего персонала.
13). Кубическое помещение перекрыто ребристым куполом (фактически сомкнутым «монастырским» нервюрным сводом) на парусах и четырех тонких подпружных арках, несомых стеной, расчлененной ниже полным коринфским ордером пилястр. Пилястры завершаются карнизом, несущим свод и полуциркульные арки. Он же как ни в чем не бывало смеялся над чужой самонадеянностью.
Их поместили в тимпаны между арками. Каждая из двадцати восьми рельефных композиций этих дверей была исполнена на религиозный сюжет и вписывалась в квадрифолии (четырехлистниковые обрамления), еще связанные своей замысловатой колючей формой с готической традицией. Лишь несколько из них – подлинники, все остальные являются копиями XIX века. Ренессансные черты ярче проявились в созданных им портретах.
Почему он ничего не делает. Последние, между прочем, выплачивались даже после смерти младенца. Весь «остов» композиции — пилястры, архитрав, архивольты арок, гурты и ребра купола, а также наличники окон, круглые медальоны, вписанные в паруса и между концентрическими арками, кронштейны все эти элементы, выполнены из темного камня и четко вырисовываются на светлом фоне оштукатуренных стен.
Общему впечатлению стройности и легкости способствует убывание членений фасада вверх. По одну сторону стола, расположенного вдоль стены, он разместил апостолов. Уже после смерти Брунеллески лоджия получила дополнительный декор в виде 14 полихромных майоликовых медальонов из глазурованной глины (1463-1466 годы).
А что если Филиппо долго проболеет. О расширении дворца и о его дворовом фасаде, построенном в XVI в. Амманати. Кафедра баптистерия была выполнена великим скульптором Никола Пизано.
Но только в 1418 году он обратился к архитектуре, прославившей (и ославившей) его среди современников и оставившей его имя в веках. Архитектурные работы Брунеллеско во Флоренции или около нее: купол Санта Мария дель Фьоре (1417—1446 гг. ) Воспитательный дом (с 1419 г. ) церковь Сан Лоренцо и старая Сакристия (с 1421 г. ) (проект позже перерабатывался) палаццо ди Парте Гвельфа (проект заказан в 1425 г., строительство — 1430—1442 гг. ) капелла Пацци (с 1430 г. ) оратория Санта Мария дельи Анджели (после 1427 г. ) церковь Сан Спирито (начата в 1436 г. ).
Капелла была заказана семейством Пацци.
И поистине, если бы не зловредное влияние тех, кто, представляясь, что понимает больше других, всегда портит прекрасно начатые вещи, это здание было бы ныне самым совершенным храмом христианства однако даже в том виде, в каком он существует, он все же выше всякого другого по красоте и разбивке, хотя и не выполнен по модели, в чем можно убедиться по некоторым наружным неоконченным частям, не соответствующим внутреннему размещению, в то время как, несомненно, по замыслу модели должно было быть соответствие между дверью и обрамлением окон. И так протекло много времени, прежде чем прибыли, каждый из своей страны, те зодчие, которых вызвали издалека через флорентийских купцов, проживавших во Франции, в Германии, в Англии и в Испании и имевших поручение не жалеть денег, чтобы добиться от правителей этих стран посылки самых опытных и способных мастеров, какие только были в тех краях. Введя лаки и масло, он усилил чистоту и насыщенность цвета своих полотен. Одним из таких сооружений было и палаццо Пацци (Дворец (закончен до 1445 г. ) был построен для той же семьи Пацци, для которой Брунеллеско строил капеллу. Но я для этого еще ничего не обдумал, а вы хотите, чтобы я вам указал этот способ.
Купол господствовал над всей Флоренцией и окружающим пейзажем. Она поражала не столько конструкциями и последовательным применением форм античного ордера, сколько новизной всего тектонического образа, созданного посредством органичного соединения архитектурных форм и приемов, развившихся на основе арочно-сводчатой (стеновой) и стоечно-балочной (архитравной) систем конструкций. Перед ним находится табличка, на которой выгравирована дата женитьбы великого поэта. Внутри этого «букета из восьми ангелов» (так именно его называли) находилась медная мандорла, полая изнутри, в которой во многих отверстиях помещались особого рода лампадки в виде трубочек, насаженных на железную ось, которые, когда нажималась спускная пружина, все прятались в полость медного сияния покуда же пружина оставалась не нажатой, все горящие светильники были видны сквозь его отверстия. Во дворце, кроме всего прочего, находится пышно украшенный Зал Кончисторо, на потолке которого художник Доменико Беккафуми создал аллегорический цикл фресок на тему «Политические добродетели» в 1529-1535 гг.
Нельзя сказать, что у всех троих сложились хорошие отношения. Некоторые работницы прибегали к тому, что кормили младенцев коровьим или козьим молоком. Протест флорентийцев в этом случае кажется вполне обоснованным. Мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям.
Мастер сделался мнительным, готов был подозревать врага в каждом. Эта система работала вплоть до закрытия приюта в 1875-м году. В 1421 — 1428 гг. По бокам фасад фланкируется пролетами, но без аркад, что придает всему строению твердую монументальность.
Лишь несколько из них — подлинники, все остальные являются копиями XIX века. Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив ее как необыкновенно удачную.
Изображение собора на фреске «Испанской капеллы» в церкви Санта Мария Новелла хотя и относится к 1365-1367 гг., т. е. Мы знаем, что в 1401 году он участвовал в конкурсе в качестве скульптора. В ювелирной мастерской изучил основы ремесла один из выдающихся скульпторов 15 в. — Лоренцо Гиберти (1378—1455), в искусстве которого ясно обозначились устремления к реализму.
Итак, все собрались в попечительстве Санта Мариа дель Фьоре в присутствии консулов и попечителей вместе с выбранными представителями из наиболее рассудительных граждан с тем, чтобы, выслушав мнение каждого по этому делу, вынести решение о том, каким способом возвести этот свод. Открытая лестница в 9 ступеней ведет во всю ширину здания к нижнему этажу, раскинувшемуся галереей из 9 полуциркульных арок, которые покоятся на высоких колоннах композитного ордера.
Однако и купол и церковь были перекрыты только после смерти Филиппо. Однако продолжить семейное дело он отказался и поступил в ученики к ювелиру. В 1552 году управляющим (итал. spedalingo) воспитательного дома был назначен Винченцо Боргини, нанятый Козимо Медичи, Великим герцогом тосканским.
Конструкция ребристого купола на парусах весьма оригинальна. Во время поездки Брунеллески и Донателло участвовали в раскопках, обмеряли исследовали и классифицировали античные памятники. как для предохранения от сырости, так и для того, чтобы он был великолепнее и выпуклее». Затем, когда он возвращался в сияние и снова зажигались светильники, которые потухали во время его выхода, человек, скрывавшийся внизу, снова заковывал его в те железные части, которые его держали, вынимал болт из сияния и оно поднималось, в то время как ангелы в «букете» и те, которые вращались в небе, пели, производя впечатление, будто все это было настоящим раем в особенности же потому, что помимо хора ангелов и «букета» около скорлупы полушария еще был Бог Отец, окруженный ангелами, подобными упомянутым выше и поддерживаемыми при помощи железных приспособлений, так что и небо и «букет» и Бог Отец и сияние с бесконечными светочами и сладчайшая музыка – все это поистине являло вид рая.
Угловатая фигура подростка дана в состоянии покоя, отдыха после напряженного боя. Входы в здание расположены по главной оси двора. По углам ряд колонн имеет по пилястре, над каждой из них покоится архитрав, который тянется над всеми арками.
Увеличение долгов привело к тому, что все воспитанники приюта были распущены. Некоторые работницы прибегали к тому, что кормили младенцев коровьим или козьим молоком. Зиновия.
Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы. Вследствие чего об этом стали распространяться слухи по Риму и когда они, одетые кое-как, проходили по улице им кричали: «кладокопатели», – так как народ думал, что это люди, занимающиеся колдовством для нахождения кладов. Над каждой аркой находится прямоугольное окно с треугольным фронтоном. Первый подкидыш появился там 5 февраля 1445 года, десять дней после открытия. Он опирается на архивольты арок.
Но несмотря на все переделки, в постройке неизменно сохраняется почерк Брунеллески. Использованные Брунеллески в этом сооружении архитектурные принципы получили дальнейшее развитие в его знаменитой капелле Пацци (1429—1443 гг. ) — подлинной жемчужине раннего Возрождения. Доменико Венециано. А где же Лоренцо. Почти то же самое произошло и с Оспедале дельи Инноченти. При покровительстве Триссино мастер познакомился со многими выдающимися памятниками римской античной и ренессансной архитектуры во время поездок в Верону (1538—1540), Венецию (1538—1539), Рим (1541—1548 1550—1554) и другие города.
Ордер интерьера соответствует наружным членениям здания. С земли светочи эти казались звездами, а площадки, покрытые хлопком, казались облаками. Одновременно изучал законы перспективы ему приписывают картины с иллюзорными эффектами изображающие площади — Соборную и Синьории (1410—1420 гг. ). 2 и 9). По другую сторону стола видна одинокая фигура предателя Иуды. Эти фрески —одна из вершин живописи итальянского Чинквеченто.
Не успели закончить перекрытие ризницы, как Джованни деи Медичи умер и остался Козимо, его сын, который, будучи более щедрым, чем отец и имея пристрастие к памятникам, закончил ризницу, первое построенное им здание и это доставило ему такую радость, что он с тех пор до самой смерти не переставал строить. 6). Мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям.
7). «Лотарингская» вилла Медичи расположена в Поджо-Империале, в километре от Порта Романа.
Внутри он украшен фресками в люнетах кисти и Гаспаро Мартелини. Форма тыквообразной головы пророка Иова, яркая индивидуализация черт его лица породили прозвище этой статуи—«Цукконе» (тыква). Внутри он украшен фресками в люнетах кисти Джованни ди Франческо, Поккетти, Бернардино и Гаспаро Мартелини. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Под этим седалищем находился человек и, когда сияние доходило до своего места, он незаметно вставлял болт в него и оно стояло отвесно и неподвижно. Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и все орнаментальные элементы сделаны из местного известняка (macigno).
Здание приписывают также Альберти. В её интерьере находятся две ризницы (сакристии), Старая и Новая, украшенные работами Донателло и Микеланджело.
Он поднят на ступенчатый подиум и состоит из колоннады с изящными арочными перемычками (всего десять пролетов). На каждом изображаются запеленатые по пояс младенцы. Он не слишком больших размеров, но очень красивый. Строительство было начато в 1419 г. под руководством ювелира Филиппо Брунеллески, который разработал проект здания с квадратным внутренним двориком и фасадом в виде лоджии с колоннами длинной около 70 м. В 1445 г. приют был достроен, а в 1451 г. принял первых постояльцев.
На основании некоторых свидетельств современников ряд ученых (напр., Виллих) считают, что к первоначальному неосуществленному замыслу Брунеллеско относятся трехнефная часть церкви без боковых капелл и купол над средокрестием с окнами и фонарем. Проект церкви Сан Спирито относится к 1436 г. (может быть, 1432 г. ), строительство же началось только в 1440 г. При жизни Брунеллеско, по всей вероятности, возведены были стены боковых нефов и капелл до основания сводов, фундаменты колонн нефов. Это позволило сделать его значительно более тонким и легким, чем крестовый свод.
Сложность самой постройки заключалась не только в возведении купола, но и в сооружении специальных приспособлений, которые позволили бы работать на большой высоте, что казалось тогда невозможным. Это один из самых чарующих фресковых циклов той эпохи. Тот ответил: «Возьми кусок дерева и сам попробуй» (откуда и пошло это выражение), как об этом пространно повествуется в жизнеописании Донато. Домовая капелла Медичи расписана знаменитыми фресками Беноццо Гоццоли.
Балюстрада в одном из интерколумниев портика — также позднейшее добавление. Здесь родилась и архитектура Ренессанса. Над каждой аркой находится прямоугольное окно с треугольным фронтоном.
26).
Кто-то сказал ему: «А ты разве не знаешь его намерений. » – «Знаю, – сказал Лоренцо, – но ничего не буду делать без него». Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие).
Снаружи масса стены также облегчена полуциркульными нишами. Позже был добавлен и сводчатый коридор в левой части лоджии. 10). Оно обращено на площадь стороной с 43 глухими арками.
Участвует в ряде конкурсов на скульптуру, в Риме систематически занимается обмерами античных построек и археологическими раскопками. Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял в 1401 г. первое место в конкурсе на северные двери баптистерия, работа над которыми продолжалась более двадцати лет (1404—1424). По сторонам архитрав ломается и опускается вниз, оформляя таким образом весь портик в своеобразную «перспективную» рамку. Вернулся из Рима и Филиппо. Здание выстроено из кирпича колонны, пилястры, антаблементы и филенки фасада выполнены из известняка, детали интерьера — из тонкого кристаллического песчаника, а многие декоративные украшения (розетки наружного купола и круглые медальоны) из поливной и обычной терракоты. При выпуске учреждение обеспечивало их приданым и давало возможность либо выйти замуж, либо уйти в монастырь. Он стал первым сиротским приютом Европы такого масштаба2.
Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата, — здание фактически является ее ажурной «стеной». Согласно свидетельству предполагаемого автора анонимной биографии Брунеллеско — Антонио ди Туччо Манетти — Франческо делла Луна принадлежит крайняя южная постройка (около 1430 г. ), нарушившая пропорции фасада и замысел Брунеллеско. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены.
Не отошел от этого типа построения и Кастаньо. Там сохранилась атмосфера средневекового города.
8). Последние, между прочим, выплачивались даже после смерти младенца. Мальчиков отпускали в возрасте восемнадцати лет, а девочки старались попасть в знатные семьи (с увеличенным приданным для тех, кто хотел выйти замуж). Мастер принимал форму и основные размеры купола (диаметр и стрелу подъема внутреннего свода), установленные моделью 1367 г. Но вопросы структуры и способы возведения купола — количество оболочек, количество несущих ребер и их толщина, конструкция оболочек и их кладки, конструкция опорного кольца купола, его крепление и связи, способ и последовательность кладки сводов без лесов (на высоту 30 локтей (17, 5 м) купол был возведен без лесов, выше — на вспомогательных кружалах) и пр.
В 1552 году управляющим (итал. spedalingo) воспитательного дома был назначен, нанятый Козимо Медичи, Великим герцогом тосканским. В пазухе сводов находятся глазурованные тондо из синего кафеля с рельефами с изображением младенца в пелёнках (ставшего в ряде стран символом педиатрии) работы Андреа делла Роббиа (около 1490 года). Подобный «рамочный эффект» не играл никакой конструктивной роли и имел лишь декоративное значение, такой же встречается в обработке верхнего яруса стен баптистерия Сан-Джованни во Флоренции.
Так, в числе других маркиз Мантуанский, желая заполучить его, весьма настоятельно написал об этом флорентийской Синьории, которая и отправила его в Мантую, где он в 1445 году исполнил проекты для постройки плотин на реке По и целый ряд других вещей по воле этого государя, который бесконечно обласкал его, говоря, что Флоренция столь же достойна иметь Филиппо своим гражданином, сколь и он достоин иметь своим отечеством такой благородный и прекрасный город. И все это, чтобы его ублажить. Структура внутреннего пространства сакристии отличается четкостью и простотой.
Они стали весьма популярными в кругу международной медицинской символики. — храме Минервы Медики). Его значение в ансамбле города и сила его художественного «дальнего действия» определяется не только упругостью и вместе с тем легкостью его взлета, не только его абсолютными размерами, но и сильно укрупненной масштабностью частей, возвышающихся над городской застройкой: барабана с огромными сильно профилированными круглыми окнами и гладких граней свода с разделяющими их мощными ребрами.
Купол (его высота составляет 42 м) был построен без опирающихся на землю лесов он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Брунеллески положил начало созданию купольного храма на основе античного ордера. Вазари говорит об участии в строительстве палаццо ученика Альберти — Луки Фанчелли. Вся система apxитектурных координат изменилась.
Автором здания называли также Бенедетто да Майано). Действительно, он убедился в том, что Лоренцо и в голову не приходило думать о таких вещах, так как он ответил, что предоставляет это дело ему как изобретателю.
Помещения палаццо скомпонованы с трех сторон вытянутого по ширине здания открытого двора, окруженного в первом этаже глубокими лоджиями.
Эти работы его и явились причиной того, что делам его больше поверили, чем его словам. Церковь Сан Спирито имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним капеллами образуют непрерывный ряд равных полукруглых ячеек-ниш, обходящих церковь по всему периметру, кроме входной ее части (по первоначальному замыслу Брунеллеско, полукруглые ячейки предполагались и по главному фасаду, но этим исключалось бы создание торжественного центрального входа, чего требовала церковь). Одной стороной она возвышается над долиной Эмы, а другой —над всей Флоренцией. Некоторые работницы прибегали к тому, что кормили младенцев коровьим или козьим молоком. Ведь уже в 1296 г. флорентийское правительство, поручая проектирование нового собора Арнольфо ди Камбио, наказывало ему создать такое сооружение, в котором билось бы «сердце, ставшее очень большим ибо оно состоит из душ всех граждан, объединенных одной волей».
Его религиозные композиции («Поклонение волхвов», ок. Тем не менее, вплоть до окончания работ строители постоянно обращались к нему за консультациями — и не получали отказа. Торжественно открыт Оспедале дельи Инноченти (то есть «приют невинных») был 25 января 1445 года. Влияние римской классики сказалось в поздних крупных постройках Брунеллески — флорентийских церквах Сан-Лоренцо (1442—1444 гг. ) и Санто-Спирито (начата им в 1444 г. закончена уже после его смерти в 1487 г. ). Начиная с этого года и до полного окончания строительных работ руководство переходит к Франческо делла Луна.
Терракотовые барельефы с изображением спеленутых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа. Говорят также, что Филиппо были изобретены машины для райка церкви Сан Феличе, что на площади в том же городе, на предмет представления или, вернее, празднования Благовещения по обряду, совершавшемуся во Флоренции в этом месте, согласно древнему обычаю. «Приют невинных», первый в Европе детский приют), со знаменитой сводчатой лоджией.
рис.
Его отец был нотариусом и Филиппо получил гуманистическое образование.
Посему Филиппо, который, хотя и имел повод для гнева, но никогда не гневался на что-либо ему сказанное, молчал в течение многих месяцев, пока не закончил деревянного распятия того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был у него полон яиц и всякой снеди для совместного завтрака, пока он смотрел на распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался для передачи ног, туловища и рук этой фигуры, настолько обобщенной и настолько цельной в своем расположении, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил ее как чудо. Тогда Джованни спросил Филиппо, можно ли сделать что-либо и более красивое.
Во время работы над этим произведением Филиппо построил много других зданий, которые мы ниже и перечислим по порядку: он своей рукой изготовил модель капитула церкви Санта Кроче во Флоренции для семьи Пацци – вещь богатую и очень красивую также модель дома фамилии Бузини для двух семейств и далее – модель дома и лоджии детского приюта Инноченти своды лоджии были построены без лесов, способом, который и поныне может наблюдать каждый. Строителем этого дворца был флорентийский архитектор Лука Фанчелли, который выполнил для Филиппо много построек, а для Леон-Баттисты Альберти – по заказу Лодовико Гонзага, – главную капеллу флорентийского храма Аннунциаты. В 1368 г. после возведения базиликальной части особое совещание утвердило модель купола, разработанную восемью «живописцами и мастерами» (не сохранилась). В том, как были распределены помещения на этих ярусах, несложно увидеть символичность. Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 в. явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени.
Был Брунеллески известен также как искусный ювелир и часовщик. В 1398 г. Брунеллеско вступил в цех шелкопрядильщиков (куда входили и ювелиры) и в 1404 г. получил звание мастера. В 1430 году к южной части здания была добавлена пристройка, а в 1439 году был закончен верхний этаж, однако без пилястр, которые были предусмотрены Брунеллески. Цилиндрический свод над портиком перебивается в центре куполом на парусах.
Это полностью относится и к использованным им элементам ордерной системы. Укрупненные членения главного фасада, его ширина (глухие боковые пристройки заметно нарушили пропорции фасада, чрезмерно удлинив здание и усложнив его композицию) и размер пролета аркады лоджии приняты Брунеллеско с учетом размеров площади и восприятия здания со значительного расстояния (аркады вокруг небольшого внутреннего двора в полтора раза меньше наружных). Его основные произведения предназначались для оформления флорентийского баптистерия.
Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа. Филиппо же, пока работал над моделью, не раз говорил, что благодарит судьбу за случай, заставивший его работать над вещью, о которой он мечтал много лет и столкнувший его с человеком, который хочет и может это сделать.
Главный наружный карниз под куполом остался невыполненным. Мальчиков отпускали в возрасте восемнадцати лет, а девочки старались попасть в знатные семьи (с увеличенным приданным для тех, кто хотел выйти замуж). Также следует отметить особенное «графическое» оформление архитектурных деталей фасада: все членения и детали подчеркиваются рельефными профилями, что выявляет их структурную роль. Этот купол стал настоящим символом эпохи Возрождения.
Филиппо им возразил: «А я делал бы и без него. » Этот остроумнейший и двусмысленный ответ их удовлетворил и, оставив его, они поняли, что он был болен тем, что хотел работать один. Следует принять во внимание, что, будучи принужден расположить уровни этого строения на склоне горы, Филиппо весьма рассудительно использовал нижнюю часть, где он разместил погреба, прачечные, печи, стойла, кухни, дровяные и прочие склады, все как нельзя лучше таким образом он в долине разместил всю нижнюю часть строения.
Над каждой аркой находится прямоугольное окно с треугольным фронтоном. В пазухе сводов находятся глазурованные тондо из синего кафеля с рельефами с изображением младенца в пелёнках (ставшего в ряде стран символом педиатрии) работы Андреа делла Роббиа (около 1490 года). В 1552 году управляющим (итал. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны-тондо работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее).
Чувствуется величие этого города, сильно повлиявшего на культурное и политическое развитие Европы. Боргини хотел, чтобы в будущем дети смогли выйти в люди и приобрести себе доброе имя. Судя по ним, зодчий стремился вкомпоновать в здание помещение хора, однако его форма и сочетание с основным объемом не ясны. Напротив собора стоит Баптистерий, одно из самых старинных зданий во Флоренции, сочетающий элементы раннехристианской и романской архитектуры, с «Райскими вратами» работы Лоренцо Гиберти.
Внутри здание сильно перестроено. Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио (от греч. Среди них в центре— Христос. Существует традиция изображать волхвов, похожими на царей ибо в Псалтыре написано: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань и поклонятся ему все цари» (Псалт.
Движимые этим, а также и завистью, старшины их, собравшись, договорились и объявили, что эта работа тяжелая и опасная и что они не хотят возводить купола без высокой оплаты (хотя она была им увеличена, более чем то было принято), думая таким способом отомстить Филиппо и на этом выгадать. Получив расчет и не зная, чем все это дело кончится, они приуныли, в особенности, когда в ближайший же понедельник Филиппо принял на постройку десять ломбардцев присутствуя на месте и говоря им: «делай здесь так, а там – так», он настолько обучил их в один день, что они работали в течение многих недель. Вместо измельченных готических квадрифолиев эти двери украшают десять крупных, вписанных в прямоугольные поля многофигурных рельефов, уподобленных сложным многоплановым живописным композициям («Встреча царя Соломона с царицей Савской» и др. ).
Филиппо уже довел купол в обоих сводах до высоты в двенадцать локтей, а там уже должны были быть наложены каменные и деревянные связи и, так как это было дело трудное, он решил поговорить об этом с Лоренцо, чтобы испытать, отдает ли себе тот отчет в этих трудностях. Они подчеркивают приветливый, гостеприимный характер здания.
А он: «У вас есть Лоренцо, пускай и он что-нибудь сделает», – и большего от него нельзя было добиться. Он заявил себя беспощадным врагом порока и другом тех, кто подвизался в добродетелях. Консулам и попечителям понравились решение и совет Филиппо правда, они предпочли бы, если бы он за это время приготовил модель и ее обдумал. Бенедетто да Майано) капелла Барбадори в церкви Санта Феличита (1420 г. ) вилла Питти в Рушано под Флоренцией второй двор монастыря Санта Кроче (построен по измененному проекту Брунеллеско), аббатство во Фьезоле (Бадья Фьезолана, перестраивалась в 1456—1464 гг. Почему — «ославившей».
Но эту постройку он так полюбил, что почти все время на ней присутствовал. 14). Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
XV в. Брунеллески вместе со своим другом, замечательным скульптором Донателло, посетил Рим. В этом новом образе купола как монумента, воздвигнутого во славу города, воплотилась победа нового светского мировоззрения над церковным. Спустя десять лет своего становления руководителем, он стремился наладить контакты с работниками приюта, чтобы избавиться от нечестных кормилиц, наживавшихся на детях. Филиппе Брунедлески родился во Флоренции в 1377 году.
Но чем же в таком случае могу я помочь вам, не будучи причастным к его исполнению. С ними ритмически сочетается оформление всего портика антаблементом, хотя, строго говоря, это не антаблемент, а лишь его нижняя часть – архитрав, который состоит из трех профилей или уступов (так называемые фасции). В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев тканями) конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия. Боковые крылья и двор пристроены позднее.
Площадь Сантиссима-Аннунциата — oдна из caмых зaxватывающих идей apxитектуры Возрождения. К сожалению, графические планы и архитектурный макет дома были утрачены. Но увенчана базилика величественным куполом работы Филиппо Брунеллески.
8). Над аркадой, видимо, предполагался довольно высокий восьмигранный барабан в виде аттика, с круглым окном на каждой грани, поддерживающий сферический купол с шатровым покрытием. А так как Филиппо был свободен от домашних забот, он, жертвуя собой ради своих изысканий, не заботился ни о еде, ни о сне – ведь единственной целью его была архитектура, которая в то время уже погибла, – я имею в виду хорошие античные ордера, а не немецкую и варварскую архитектуру, которая была очень в ходу в его время. Последний стал продолжать работу без особой охоты, зная, что ему одному придется сносить все тягости, сопряженные с этим делом, а честь и славу потом делить с Лоренцо.
Уверенно сидит на могучем коне кондотьер, держа в руке жезл командующего. На Соборной площади можно полюбоваться основными памятниками эпохи Возрождения: базилика Санта-Мария-дель-Фьоре (структура церкви —пример итальянской готики), около которой находится колокольня Джотто. Главное содержание перемен – изменение мировоззрения.
Это одно из самых характерных для Брунеллеско и самых совершенных его произведений. Смена эпох – это не только новые стили в искусстве. Стены дворца сложены из бута и оштукатурены. Над каждой аркой находится прямоугольное окно с треугольным фронтоном. Сей позорный случай был причиной того, что Филиппо впоследствии и рассказывал, как он не решался ходить по городу, опасаясь, как бы не сказали: «Смотрите на этого сумасшедшего».
Простонародны их лица, тяжеловесны фигуры в длинных одеяниях, едва умещающиеся в нишах.
Еще в период Позднего Возрождения Андреа Палладио писал о том, что является «не подражателем, а продолжателем» идей античных мастеров, что, в целом, характеризует творчество всех основных деятелей Ренессанса, возродивших традиции архитектуры античности в несколько ином прочтении. А затем он досконально обучил его с детства основам словесности, в чем мальчик обнаружил такое дарование и столь возвышенный ум, что нередко переставал напрягать свои мозги, словно и не собираясь достигнуть в этой области большего совершенства вернее, казалось, что он устремлялся мыслями к вещам более полезным. В нём так же много фресок и скульптур различных флорентийских мастеров 15-17 вв.
С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 г. ) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста). Некоторые работницы прибегали к тому, что кормили младенцев коровьим или козьим молоком. Круглые окна позднейшего происхождения. Открытые во двор лоджии третьего этажа использовались для обработки и сушки шерсти.
Значительность происходящего подчеркнута общим состоянием сдержанного волнения. Сложное назначение капеллы требовало большого свободного пространства и относительно небольшого хора с алтарем. Составить представление о внешнем виде здания можно лишь по позднейшей гравюре).
Первоначальное воспитание и образование (до 15 лет) получил у гуманистов, преклонявшихся перед античным наследием изучал латынь и античных авторов). Недалеко расположен памятник Данте. Купол возведен только в 1482 г. Фасады обеих церквей выполнены не были.
Лучше всех была история исполненная Лоренцо ди Чоне Гиберти. Лишь несколько из них — подлинники, все остальные являются копиями XIX века.
Во время завтрака обсуждался и был утвержден «выполненный на пергаменте живописцем Герардоди Джованни рисунок постройки», который включал дополнительные помещения. Рельефы апостолов внутри капеллы приписываются Брунеллеско.
И вот было решено довести дело до конца и написать Филиппо в Рим с просьбой возвратиться во Флоренцию. 15, 17). Второй этаж появился уже после того, как Брунеллески оставил этот проект.
Увидев это, он им говорил: «И эта Другая модель, которую сделает тот, будет тоже моей». Боргини хотел, чтобы в будущем дети смогли выйти в люди и приобрести себе доброе имя. Это творение его, как и прочие, свидетельствует о нем как о мастере поистине божественном.
Вообще видно, что в этом здании вещи все до одной сделаны с великой рассудительностью. И когда «букет» был опущен и сияние поставлено на седалище, тот же человек, который вставлял болт в сияние, отпирал железные части, связывавшие ангела, так, что он, выйдя из сияния, шел по помосту и, дойдя до того места, где была Дева Мария, приветствовал ее и произносил весть. Фасад представляет собой портик длиной 70 метров, состоящий из девяти полукруглых колонн композитного ордера. Центральная часть строения занята открытым двориком, который предназначался для отдыха мужской части персонала из-за чего он был условно назван «мужским двориком».
Вазари в «Жизнеописании» лишь кратко упоминает Воспитательный дом на фоне основного повествования о строительстве купола собора Санта-Мария дель Фьоре, которое велось в это же время. В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными. Стройные пропорции колонн, высокий аттик над ними в сочетании с новыми элементами декора говорят о чувстве меры, о творческом применении античного ордера. По протекции ди Джакомо был принят в гильдию каменщиков.
Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). Гиберти. Марии Магдалины на предмет помещения ее в одной из капелл, Филиппо, который исполнил много маленьких скульптурных вещиц и хотел показать, что может достигнуть успеха и в больших вещах, взялся за выполнение названной фигуры, которая, будучи закончена и поставлена на свое место, почиталась прекраснейшей вещью, но которая впоследствии, при пожаре этого храма в 1471 году, сгорела вместе со многими другими примечательными вещами. Проблемы колорита привлекали и Доменико Венециано (ок.
Медальоны, хотя изначально и не планировались в декоре, органично в него вписались. В начале 30-х гг. Купол был построен без помощи опирающихся на землю лесов он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами.
Уже были закончены венцы кругом по всем восьми граням купола и воодушевленные каменщики работали не покладая рук. Здание целиком построено из темно-серого песчаника, поверхности стен мелко насечены. Позже был добавлен и сводчатый коридор в левой части лоджии. Так, думая выгадать, они просчитались и, мстя Филиппо, причинили самим себе вред и позор.
Кстати, если вы хотите увидеть одно из самых великих произведений Буонарроти, «Давида», стоит посетить Галерею Академии изящных искусств. Можно прогуляться по популярным местам и почувствовать себя сиенцем тех времён. Они были созданы в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа.
Дать вам другой совет или указать вам лучшее решение я не сумел бы». Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти) – историческое здание во Флоренции на площади Пьяцца Сантиссима Аннунциата, выдающийся образец архитектуры Раннего Возрождения в Италии. Огромные восьмиметровые окна-порталы завершают впечатление горделивой суровой силы, производимое этим дворцом.
Здание было спроектировано в 1419-м году Филиппо Брунеллески по заказу гильдии шерстянщиков «Арте делла Лана» – одной из самых богатых во Флоренции. В 15 в. жанр портрета завоевал самостоятельное значение.
Бывало так, что из-за перенаселённости, некоторых девушек выселяли из приюта и они были вынуждены становиться проститутками. Огромное здание полностью облицовано мрамором. Он первый познакомил флорентийских мастеров с техникой масляной живописи. Среди самых известных его сооружений — купол флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре.
Истратил же Козимо на эту постройку, как явствует из одной записи, сто тысяч скуди. Ни сам Брунеллески, ни его современники не придавали Воспитательному дому большого значения для творческой биографии мастера в отличие от нынешних ученых, которые видят в этом проекте начало собственного пути зодчего и проявление его независимого стиля. Узнав это, царь Ирод встревожился и послал их искать Иисуса в Вифлеем. Что он тогда будет делать. Первый подкидыш появился там 5 февраля 1445 года, десять дней спустя открытие.
Сегодня в этом здании открыта гостиница. Приют и капеллу создал Брунеллески. В 1552 году управляющим (итал.
Также на площади находится кладбище Кампо-Санто, длина которого 130 метров. Посвящая Брунеллеско свой трактат о живописи, Альберти говорит, что это «. Для наглядности представлений о собранной информации обращается к прямой перспективе.
Новое же здание было предназначено только для детей и для их воспитания до 18-летнего возраста. Здание построено из кирпича и облицовано каменными квадрами. Ясность пространственной композиции, легкие, просторные и светлые интерьеры, элегантная легкость линий, упругий взлет полуциркульных арок, часто подчеркиваемый их повтором, преобладание пространства над массой и света над тенью, наконец изысканность немногих декоративных деталей — вот некоторые характерные черты, которые часто объединяются в выражении «манера Брунеллеско».
15, 16). Некоторые из них имели портретное сходство с современниками. Фасад перестраивался в 1872 и в 1896 годах.
Умер он 15 апреля 1446 года. Вода с купола будет попадать на мраморный желоб шириной в одну треть локтя, который будет выбрасывать воду туда, где внизу желоб будет сложен из песчаника. Но как только вам, господа, заблагорассудится решить, что купол должен быть возведен, вы будете принуждены испробовать не только меня ибо одних моих советов, как я полагаю, недостаточно для такого великого дела, но придется вам заплатить и распорядиться, чтобы в течение года в определенный день собрались во Флоренции зодчие, не только тосканские и итальянские, но и немецкие и французские и всех других народов и предложить им эту работу с тем, чтобы после обсуждения и решения в кругу стольких мастеров за нее принялись и передали ее тому, кто вернее всех попадет в цель или будет обладать лучшим способом и рассуждением для выполнения этого дела.
В конце концов он дошел до того, что больше ничего не показывал и никому не доверял. В 1405—1409, 1411—1415, 1416—1417 гг. В пазухе сводов находятся глазурованные тондо из синего кафеля с рельефами с изображением младенца в пелёнках (ставшего в ряде стран символом педиатрии3) работы Андреа делла Роббиа (около 1490 года). Его строительство началось в 1063 году. Дворец строился уже после смерти Брунеллеско. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей — возведением купола над кафедральным собором города (1420–1436 гг. ), — его возведение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо.
Лишь несколько из них — подлинники, все остальные являются копиями XIX века. Дж. Строительство Баптистерия началось в 1152 году и для его завершения потребовалось 200 лет. Однако он вел беседу об этом с некоторыми из своих друзей, говоря, что нужно было сделать другие связи и положить их в обратном направлении, чем это сделали, что этот венец был недостаточен для того груза, который он нес, так как стягивал меньше, чем нужно и что содержание, которое платили Лоренцо, было вместе с заказанным ему венцом брошенными деньгами. 15 в., Берлин — Далем, Картинная галерея). За это они заслужили больше похвал, чем если бы создали сами абсолютное произведение.
Последние, между прочем, выплачивались даже после смерти младенца.
Конкурс был проигран Брунеллески, — рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче Брунеллески).
— были подробно разработаны и решены самим Брунеллеско (рис. С помощью ордерной системы решено и внутреннее пространство капеллы. А что если не будет Филиппо.
считали итальянское зодчество XV-XVI вв. Украсившая фонтан внутреннего двора палаццо Медичи бронзовая статуя воспринималась в пространстве с разных точек зрения. Собор был заложен в 1296 г. Арнольфо ди Камбио. Мазаччо порывает с господствовавшими в живописи второй половины 14 в. декоративностью и мелочной повествовательностыо. Самое яркое впечатление от всей постройки оставляет фасадный портик.
Полученные теоретические знания напрямую транслируются в строительную сферу, которая становится для него главной. Последняя серьезная реставрация внутренней отделки относится к 1960-1970-м годам. Филиппо сказал ему: «В этом здании одна-единственная ошибка а ты ею как раз и воспользовался». Иногда матери по каким-то причинам бросали своих собственных детей, чтобы кормить грудью ребёнка из приюта.
Распор купола, свободно поставленного на относительно тонкие стены высокого барабана, не имеющего контрфорсов и открытого на всю высоту, был погашен внутри самого купола посредством упомянутых кольцевых связей и особенно распорным кольцом из деревянных связей, расположенным на высоте 7 м от основания. Но прошло несколько веков и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу.
В 1436 г. здание было доведено почти до капителей внутреннего ордера, но не было закончено. Мощная пластика акцентирует самостоятельное значение статуи.
На что, чувствуя себя обиженным, Филиппо возразил: «Господа, будьте уверены, что нет возможности возвести этот свод иначе, чем говорю я и сколько бы вы надо мной ни смеялись, вы убедитесь (если только не пожелаете упорствовать), что другим путем поступать не должно и нельзя. Это сразу чувствуется, когда проходишь мимо средневековых зданий. Архитектурный ансамбль Воспитательного дома довольно необычный. «очевидным подражанием античности», что на самом деле не вполне соответствовало действительности. Город появился как плод «мысли о любви и мечты о красоте», как написал Джованни Пасколи.
Здесь впервые была осуществлена идея «абсолютного» по форме центрического сооружения, владевшая умами зодчих вплоть до XVII в. Сложная система радиальных и поперечных стен и устоев, окружающих центральное пространство капеллы имеет важное конструктивное значение контрфорсов, воспринимающих распор купола (рис. И так были сделаны модели и приступили к их осуществлению. 71:10-11). Несмотря на варианты (намеченные в чертежах), сохранившиеся части сооружения свидетельствуют об их соответствии первоначальному замыслу (капеллы с оконными проемами и наружные ниши исключавшие возможность пристройки хора).
Ритм горизонтальных поясов и редко расставленных больших окон на фасаде (ещё сохраняющих традиционное готическое деление на две части средней колонкой), поэтажное уменьшение (от низа к верху) выпуклости руста создают впечатление сдержанной силы. Наиболее яркие ее примеры – здание детского приюта Оспедале дельи Инноченти, а также капелла «дей Пацци» в храме Санта Кроче. 1410— 1461), уроженца Венеции, работавшего в основном во Флоренции. Указывая путь, перед ними взошла звезда.
Он отметил и зарисовал все античные своды и постоянно их изучал. В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале деи Инноченти — Приют невинных, действовал до1875 г. ), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. Когда же толки уже прекратились и когда при виде той легкости, с какой возводилось это строение, пришлось как-никак признать гений Филиппо, люди беспристрастные уже полагали, что он обнаружил такую смелость, которую, быть может, еще никто из древних и современных зодчих не обнаруживал в своих творениях а возникло это мнение потому, что он наконец показал свою модель. Торжество идеалов ренессансной скульптуры и утверждение статуарного начала знаменует первая обнаженная статуя в итальянской пластике Возрождения — «Давид» (1430—1440-е гг., Флоренция, Национальный музей).
Это сооружение Брунеллеско завершает ряд разработанных им центрических композиций. Пьенца находится в великолепной долине Валь дОрча. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам Папа Евгений IV. 5). М., 1937, т. II, стр.
Зодчий достиг этого посредством создания пустотелого купола с двумя оболочками из которых внутренняя, более толстая, является несущей, а более тонкая, наружная — защитной, а также облегчением материала: от сплошной каменной кладки в основании к кирпичной в верхних частях граней (лотков) купола. Возможно, что архитектурный образ дворца сложился в результате обращения зодчего к героическому прошлому Флоренции и ее средневековым памятникам (Барджелло, палаццо Веккио и др. ). Все благодаря куполу, созданному Брунеллески.
Как известно, тенденции проявились прежде всего в итальянских городах и распространились на территорию Франции, Нидерландов, Испании, Германии и далее на север и восток, в православные земли.
Сначала их воспитывали в уже существующих «госпиталях», совмещавших в себе приют, больницу и странноприимный дом, но в начале XV столетия было задумано строительство воспитательного дома абсолютно нового типа, где дети могли бы находиться от рождения и до абсолютнолетия, получая под руководством опытных педагогов образование и приобретая навыки какого-либо ремесла. Воспитательные учреждения и приюты для подкинутых детей были еще в средневековье, обычно в церковных и монастырских комплексах. Однако современное зарубежное искусствоведение исходя преимущественно из формально стилистических соображений, настойчиво отвергает наличие художественного новаторства в куполе Брунеллеско, указывая на готический характер всей концепции (применение нервюр, стрельчатое очертание купола, шатровое завершение фонаря, характер и профилировка его деталей).
Над каждой аркой находится прямоугольное окно с треугольным фронтоном. Поистине удивляюсь я вам. » Тогда попечители ответили ему: «Он ничего не хочет делать без тебя». Сегодня здесь можно увидеть мужской и женский клуатры (монастырские обходные галереи) XV века с изумительными росписями на стенах, а в левом углу портика обнаружить вращающийся каменный цилиндр, в котором матери оставляли своих детей. Однако я не хочу, чтобы показалось, что я ленюсь рассказать, каково в точности было устройство этой машины ибо дело это совсем разладилось и уже нет в живых тех людей, которые могли бы говорить об этом как очевидцы, а надежды на то, чтобы это было восстановлено, уже нет, так как в этом месте уже больше не живут как прежде камальдульские монахи, а живут монахи ордена св. Мнение Филиппо получило огласку и ему поручили показать, как приняться за дело, чтобы построить такой венец.
Однако сохранилась документация, связанная с формальной частью строительства. Скульптурные работы выполнены Дезидерио да Сеттиньяно и Лукой делла Роббиа. В 1864 году король Виктор-Эммануил разместил в вилле женский пансион «Колледжио Сантиссима-Аннунциата». Филиппо, который только этого и хотел, любезно согласился вернуться. В строительстве принимали участие Франческо делла Луна и Мазо ди Бартоломео. Город появился в 1405 году по воле папы Пия II (до этого здесь был маленький борго Корсиньяно), который возжелал создать идеальный город, контрастирующий с другим городом, также принадлежащим его семье, Сиеной.
последователями Брунеллеско). Какое отчаяние и какую горечь испытал Филиппо, услыхав о том, что сделали попечители, видно из того, что он готов был бежать из Флоренции и не будь Донато и Луки делла Роббиа, которые утешали его, он мог потерять всякое самообладание. и его современников (Леон Батиста Альберти, Джулио Романо, Дж.
Учился в школе Франческо Галатеа да Урбино (итал. Francesco Galatea da Urbino) во Флоренции. Итак, один взялся за подмостья, другой за венец и оба закончили работу. На что Филиппо отвечал: «Без сомнения и я удивляюсь вам, как вы, будучи главой этого дела, не отпустили несколько тысяч скуди и не построили церковного здания с отдельными частями, достойными как самого места, так и стольких находящихся в нем славных могил ибо с вашей легкой руки и другие будут изо всех сил следовать вашему примеру при постройке своих капелл и это тем более, что от нас не останется иной памяти, кроме построек, которые свидетельствуют о своем создателе в течение сотен и тысяч лет».
А он им отвечал, что настоящая модель – одна и что все другие – пустяки. Духа статую кающейся св. Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год.
Рядом находится базилика Сан-Лоренцо, созданная Брунеллески по заказу семейства Медичи. В пазухе сводов находятся глазурованные тондо из синего кафеля с рельефами с изображением младенца в пелёнках (ставшего в ряде стран символом педиатрии) работы Андреа делла Роббиа (около 1490 года).
Лишь несколько из них — подлинники, все остальные являются копиями XIX века. С 1426 г. Брунеллеско — главный строитель купола. Но исполненный желания стяжать себе славу, он это взял на себя и обязался довести работу до конечного совершенства. он построил боковую капеллу церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.
Он ответил, что приказ должен исходить от Филиппо и что нужно его подождать. Он стал первым сиротским приютом Европы такого масштаба.
Справа от Кампо-Санто высится Пизанский собор, совершенный образец романской архитектуры. Говоря об этой эпохе имеют в виду страны христианской культуры. Десять книг о зодчестве. ко времени новой модели собора, в соответствии с которой шло его строительство, но настолько расходится с действительным зданием, что вряд ли может служить основанием для суждения о роли Брунеллеско.
Поскольку строительство лоджии было начато раньше, чем самого учреждения, воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 году. Также и для мессера Луки Питти сделал Филиппо проект роскошного и великолепного дворца, вне Флоренции, за воротами Сан Никколо и в месте имени Рушано, во многом, однако, уступающий тому, который Филиппо начал для того же Питти в самой Флоренции он довел его до второго ряда окон в таких размерах и с таким великолепием, что в тосканской манере не было построено ничего более исключительного и более пышного. В 1552 году управляющим (итал. spedalingo) воспитательного дома был назначен Винченцо Боргини, нанятый Козимо Медичи, Великим герцогом тосканским. Сер Брунеллеско, который хотел, чтобы Филиппо, как и отец, сделался нотариусом или, как прадед, врачом испытал от этого величайшее огорчение.
В галереях Флоренции можно видеть самые восхитительные архитектурные шедевры. Строителями были назначены Брунеллеско, Гиберти и Б. дАнтонио. Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте.
Известно, что в июне 1427 года состоялся торжественный деловой завтрак, на котором присутствовали «консулы и мастера и многие торговцы», представители гильдии. Как только «букет» достигал положенного ему места, тоненькая бечевка опускалась при помощи другого блока и сияние, привязанное к этой бечевке, тихо-тихо спускалось и доходило до помоста, на котором разыгрывалось праздничное действо, а на этом помосте, где сияние как раз и должно было остановиться, было возвышение в виде седалища с четырьмя ступеньками, в середине которого было отверстие, куда отвесно упирался заостренный железный конец сияния. В Виченце будущий мастер сблизился с гуманистом Дж. Точная линия очерчивает острохарактерный профиль в «Женском портрете» (сер. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему.
Итогом активной архитектурной деятельности Альберти стало создание нового типа палаццо (городского дворца), ставшего ориентиром для многочисленных продолжателей архитектурных традиций одаренного мастера. Некоторые другие мастера поместили в свои модели части из модели Филиппо. Уступая просьбам Джованни, Филиппо пришлось высказать свое мнение и, не желая ничего скрывать от него, он во многом осудил это предприятие, затеянное человеком, который, пожалуй имел больше книжной мудрости, чем опыта в такого рода постройках. Флоренция проводила 1423 год в безмерном благополучии и довольстве, когда Филиппо был выбран на должность приора от квартала Сан Джованни на май и июнь, в то время как Лапо Никколини был избран на должность «гонфалоньера правосудия» от квартала Санта Кроче.
Последние, между прочим, выплачивались даже после смерти младенца. Под карнизом должна была проходить галерея-аркада, но едва ли в том виде, в каком она была сделана на одной из граней в XVI в. Баччо д Аньоло чрезмерная размельченность придала ей спорный масштабный характер (Микеланджело раздраженно называл ее «клеткой для сверчков»).
Первый и второй венец снизу должны быть сплошь завязаны поперечной кладкой из длинных известняковых камней так, чтобы оба свода купола на них покоились. Брунеллески, входившему в эту гильдию, было поручено разработать проект Воспитательного дома, который открылся уже в 1444 году. Старая сакристия (ризница) церкви Сан Лоренцо во Флоренции, законченная при жизни мастера, дает первый в архитектуре Возрождения пример пространственной центрической композиции, возрождающей систему купола на парусах над квадратным в плане помещением (рис. Последние, между прочем, выплачивались даже после смерти младенца.
Позже был добавлен и сводчатый коридор в левой части лоджии. При жизни зодчего закончены старая сакристия и трансепт с хорами без купола. Ко двору примыкали хозяйственные постройки и обширный сад. Возвратившись во Флоренцию, он показал рисунок гробницы, тщательно им воспроизведенный, чему Донато безмерно дивился, видя, какую любовь Филиппо питает к искусству. Между тем как Донато вернулся во Флоренцию, он остался в Риме один и с еще большим прилежанием и рвением, чем прежде, неустанно подвизался в поисках развалин строений, пока не зарисовал все виды строений, храмов – круглых, четырех- и восьмиугольных, – базилик, акведуков, бань, арок, цирков, амфитеатров, а также и все храмы, построенные из кирпича, в которых он изучал перевязки и сцепления, а также кладку сводов он заснял все способы связи камней, замковых и консольных и, наблюдая во всех больших камнях дыру, выдолбленную на середине постели, он установил, что это для того самого железного прибора, который у нас называется «уливелла» и при помощи которого поднимаются камни и снова ввел его в употребление, так что им с того времени снова стали пользоваться. Брунеллеско ездил в Рим, где изучал памятники архитектуры.
За собором находится знаменитая Падающая башня, высота которой 56 метров. В этих рельефах сделаны лишь первые шаги на пути оптического завоевания пространства. В пазухе сводов находятся глазурованные тондо из синего кафеля с рельефами с изображением младенца в пелёнках (ставшего в ряде стран символом педиатрии2) работы Андреа делла Роббиа (около 1490 года).
Увеличение долгов привело к тому, что все воспитанники приюта были распущены. М. Фальконетто, Себастьяно Серлио, Микеле Санмикели).
Такое применение ордера стало излюбленным и характернейшим композиционным приемом мастера. Гордый художник счел претензии горожан, абсолютно правильные с точки здравого смысла, «сплошным невежеством». Ренеccансные зодчие перестали мыслить объемами отдельных объектов и нaчaли нe строить дoма, дворцы, церкви, колокольни, a фopмировать ими тpexмерную среду обитания человека.
Шероховатость фактуры : камня усиливает мощь архитектурных форм.
Когда же затем во Флоренции нужно было сделать из липового дерева для братьев св. Более характерны и индивидуальны образы статуй пророков исполненных для украшения кампанилы (колокольни) Флорентийского собора.
Кроме того, Филиппо сделал еще одну модель – очень своеобразного храма дельи Анджели для благородного семейства Сколари. Строительство приюта было поручено в 1419 году архитектору Филиппо Брунеллески флорентийской гильдией искусств. Церкви Сан Лоренцо (начата в 1421г. ) и Сан Спирито — самые замечательные постройки этого рода, созданные во Флоренции в эпоху Возрождения. Если же возводить его так, как я это задумал, необходимо, чтобы он круглился по дуге с радиусом, равным трем четвертям поперечника и был двойным, с внутренними и внешними сводами, так, чтобы можно было проходить между теми и другими. Дело двигалось медленно. «Приняв во внимание трудности этой постройки, я нахожу, почтеннейшие господа попечители, что купол ни в коем случае не может быть правильным шаровидным сводом, так как верхняя его поверхность, на которой должен стоять фонарь, настолько велика, что нагрузка ее скоро привела бы к крушению.
Композиция этого сложного комплекса, объединявшего в себе жилые, хозяйственные, общественные и культовые помещения ясно строится вокруг центрального двора. Над каждой колонной видны керамические тондо – круглые картины или барельефы. Фасад ее представляет собой шестиколонный коринфский портик с большим средним пролетом, перекрытым аркой.
В первую очередь продвинулась постройка ризницы, а затем мало-помалу и сама церковь. В центре современной Флоренции нет автомобильных дорог. Из других памятников не забудьте осмотреть также Палаццо Строцци и церковь Санта-Мария-Новелла.
Некоторые работницы прибегали к тому, что кормили младенцев коровьим или козьим молоком. Кроме того, с именем Брунеллеско связаны следующие постройки: палаццо Питти (проект мог быть выполнен в 1440—1444 гг., строилось в 1460-х гг. ) палаццо Пацци (проект был заказан в 1430 г., выстроено в 1462—1470 гг. В списке приоров занесено: Филиппо ди сер Брунеллеско Липпи, чему не следует удивляться ибо его так называли по имени его деда Липпи, а не по роду Лапи, как это следовало так значится в этом списке, что, впрочем, применялось во множестве других случаев, как это хорошо известно каждому, кто видел книгу и кто знаком с обычаями того времени.