А работы европейских и русских художников ориенталистов заимствованы из пресидской миниатюры, которая была очень модной в то время. Из европейских художников, в творчестве которых, в разной степени и с различной акцентацией прослеживаются явные признаки ориенталистики, можно назвать Ж. О. Д. Неожиданное возвращение украденной из Эрмитажа в 2001 году картины французского художника-ориенталиста Жана-Леона Жерома (1824 – 1904) «Бассейн в гареме» (1876) стало важным событием как для искусствоведов, так и для любителей творчества художника.
А, насчёт замужества, да, родители договариваются и отдают девушку замуж не по её воле. Некоторые искусствоведы считают ориентализм особым направлением национального искусства.
А как известно, закату любой империи присуща атмосфера роскоши и гедонизма. Именно гений Волкова дал возможность русскому зрителю встретиться лицом к лицу с новой Средней Азией. В опубликованной в 1868 году в Gazette des Beaux-Arts статье критик Эмиль Галишон охарактеризовал его как художника-этнографа и назвал его работы «подарками наблюдения». Эмерсона, Г. Д.
На сцене полыхали и пузырились шёлковые драпировки, скакали степные лучники извивались одалиски, гвардия шаха рубила кривыми саблями неверный гарем – вот что представляли собой первые «русские балеты». Исключение делается только для готики, за которой признается некое «переходное состояние», – она не вызывает у автора отрицательного отношения. Основу коллекции османских портретов составили копии, заказанные Джовио с комплекта одиннадцати миниатюр портретов османских султанов, выполненных турецким художником Нигари (Реис Хайдар) и подаренных адмиралом Барбароссой графу Орсини в 1543 году.
Ориенталистские элементы в картинах появлялись в результате знакомства с восточными торговцами, богатством товаров иноземных купцов, описаниями экзотических далеких земель. Картина поражает своим ярким колоритом и в первую очередь множеством оттенков голубого и синего – основных цветов турецких керамических плиток «изник». К протоориентализму (или даже квазиориентализму) – в высоком искусстве, Grand Art – стоит отнести и одалисок Энгра: на самом деле это обычные ню, принадлежащие каждый раз к разным стилистическим контекстам и связанные с Востоком только названиями. К этому же поколению относится Леон Конье – похожий на Ораса Верне в восточных сюжетах (в частности, связанных с кампанией Наполеона: Египетская экспедиция под командованием Бонапарта, 1835).
И вот таким образом парижане поставили знак равенства между Россией и Востоком. Очень интересны такие его работы, как «Бухара» (1911, частное собрание, Москва) или «У водоема» (1912). Однако его внимание опять привлекает задача передать пространство, пластически ощущаемое. в русском искусстве – у мастеров «Мира искусства» (прежде всего в оформлении спектаклей на «восточные» сюжеты»), также в книжной графике (например иллюстрации М. А. Жироде-Триозона, А. Г.
Восток – просто одна из таких моделей. История появления тех или иных жанров в ориентализме (бытовой исторический жанр портрета ориенталистский пейзаж, в разных его модификациях, в том числе архитектурный и морской работы на библейские сюжеты картины, в которых подчеркнуто экзотическое начало) напрямую зависит от появления сюжетов интересовавших художников в разное время. В отличие от других направлений в искусстве, ориентализм связан не только с европейской историей при рассмотрении этого явления нельзя не учитывать такие факторы, как международная политика история «иного» народа, незнакомая европейцу религия и просто другие, непонятные люди со своими традициями и жизненными понятиями и ценностями. В 1704-1714 годах во Франции в переводе А. Галлана вышли арабские сказки «1001 ночь», которые вызвали множество подражаний, наполненных экзотическими именами, названиями, картинами природы, быта и нравов: «1001 день» Ф. Пети де Лакруа (1710-1712 годы), «1001 четверть часа.
Чайковского. Эти последние открыли мне глаза и я постигла большое значение и ценность искусства моей родины, а через него великую ценность искусства восточного». Да, он академик – хотя работы, созданные после 1850 года, к этому течению не отнесешь. ориентализм саид ориентализм эдвард саид ориентализм ориентализм живопись.
Он получил развитие в работах художников Великобритании и других европейских стран. Ушакова «Аммалат-Бек» (1832), «Мулла- Нур» (1836) А. А. И хотя местные различия – курьезные детали (какие-нибудь голые икры полицейских) – тоже интересны зрителю, общая логика законов жанра, в данном случае жанра анекдота, включающего в себя представления о человеке, обществе, жизни в целом, важнее. Ган, «Нурмека» (1839) Н. А. В конце XIX-XX вв. В конце XIX – начале XX веков обозначился новый подъём интереса к Востоку, не в последнюю очередь обусловленный стремлением в условиях «кризиса европоцентризма» осмыслить историческую роль России.
Кроме того, стиль восточных сюжетов Верне отличается эффектностью – какой-то особенной резкостью контуров и тщательностью отделки деталей, яркостью локального цвета, контрастностью тона хороший пример – Охота на львов (1836). Приобретения для гарема делаются довольно часто и иногда гуртом.
Не могут не тронуть и сегодня такие феномены искусства, как средневековая фресковая живопись Согда (Пянджикента), архитектура Парфии, монументальные скульптуры Кушанского государства, дворцы и погребальные сооружения Хорезма, скальные храмы Персии, мраморные изваяния Прикаспия, богатство художественной фантазии древних ювелиров, создавших драгоценные вещи из золота, бронзы и серебра. Энгра, Т. Шассерио, Дж. Самый известный среди них – Жан-Леон Жером. «Натюрморт с сюзане» (1913) отличается утонченной декоративностью, в которой чувствуются несомненные впечатления от восточного искусства (ковров, предметов быта). поэтесса Лейла Саз, которая происходила из знатного турецкого рода, рассказала в своих воспоминаниях: «Некоторые черкесские женщины специально растили своих дочерей в роскоши и богатстве для того, чтобы подготовить их к будущей жизни в гареме падишаха».
Это сочетается с декоративностью самой композиции, ритмической выразительностью всех составляющих ее элементов и звучностью цвета. Спорадическое использование в европейском искусстве мотивов искусства Ближнего и Среднего Востока встречается с эпохи Возрождения (картины Джентиле Беллини, П. Веронезе, Рембрандта и др. ). Применим ли к ориенталистским картинам термин «критический реализм». Именно вот таким образом, особенно в начале творческого пути, Сарьян развивался в русле современного ему европейского (русского) искусства, лишь постепенно обретая свое неповторимо-индивидуальное лицо художника восточного, причем, хорошо различимые отзвуки полученного воспитания и тогда порой ощущаются в своеобразии его эстетического мышления. В произведениях Сарьяна 1907-1909 годов тяготение к декоративности и ориентализму сказывается преимущественно в его фантастической, сказочной интерпретации Востока.
А вот что утверждает Эдуар Папе (Edouard Papet), один из устроителей выставки в Орсэ: «Мы не собираемся реабилитировать ни Жерома, ни живопись XIX века. ориентализм саид ориентализм эдвард саид ориентализм ориентализм живопись. Пушкин). В конце XVIII – начале XIX веков появляются «восточные» повести в духе Вольтера: «Золотой прут» М. М. Над их завершением художник работал 20 лет.
Бестужева «Утбалла» (1837), «Джеллаледин» (1838) Е. А. Имеется несколько эскизов Серова для занавеса на тему «Шехерезады» и большое число предварительных рисунков. Толстого идеями буддизма.
Его загадочность и «сказочность» всегда манила к себе. Кроме того, многие русские художники занимались и другими видами искусства (живописью, театром, дизайном, архитектурой, фотографией, музыкой, литературой), что в свою очередь повлияло на их ориенталистские произведения. Для начала стоит вспомнить, почему в последние несколько десятилетий ориенталистская живопись воспринималась как нечто, по выражению английского куратора Николаса Троманса (Nicholas Tromans), «этически неправильное». Выставка в Гронингене прослеживает развитие ориенталистского движения от самых его истоков, берущих начало в богатой событиями истории взаимоотношений с Востоком (обращает на себя внимание великолепный реализм Василия Смирнова и исторические аллегории Николая Шустова), до личного опыта службы на южных границах Российской империи Христиана Гейслера, Николая Каразина, Василия Поленова, Василия Верещагина, Ивана Казакова и Михаила Белаевского. Работы XV, XVI и XVII веков – это картины с «восточными» мотивами, работы на библейские сюжеты, а также работы портретного и исторического жанра. Но образ, вылупившийся в «Русских балетах», был слишком душист и горяч, чтобы вот так запросто его поменять. «Выпускницы» султанского гарема высоко ценились в империи за образованность и всестороннюю подготовку, а получить от султана в подарок одалиску с приданым, особенно ещё не побывавшую в царской постели, было невероятно высокой честью.
Результатом путешествия явился целый ряд произведений, по самим своим сюжетам непосредственно связанных с впечатлениями художника от поездок. Бакст, очевидно, предполагал использовать и освещение, усиливавшее эффекты живописи. Жерома, Э. Фромантена во Франции, Х. Макарта в Австрии, Д. Уилки, У. Х. Цвет у него все в большей степени приобретает символический характер, становится «знаком» того или иного предмета, но именно предмета имеющего определенную форму и объем и существующего в пространстве, которое, однако играет роль второстепенную. В это время археологами и востоковедами были сделаны крупнейшие открытия в Азии. В 1716 году впервые на русском языке вышел полный текст Корана (с французского перевода 1647 года) тот же французский источник – в основе перевода Корана, выполненного М. И.
Но представления о Другом менялись в течение долгого времени в этом качестве выступали воображаемые (если пользоваться термином Нохлин) Средние века, а не воображаемый Восток. Исключение делается только для готики, за которой признается некое «переходное состояние», — она не вызывает у автора отрицательного отношения. Однако их ориентализм — чисто внешнего характера.
«Восточные» поэмы Байрона послужили образцом для «южных» поэм А. С. Первым художником такого типа во Франции считается Александр Декан с Турецким патрулем (вариант из коллекции Уоллеса, 1831) изображающим Кади-бея, начальника полиции из Смирны, совершающего объезд-обход города.
Их отбирали не только по красоте и здоровью, но и по уму: «дурочек» не брали, ведь султану был нужна не просто женщина, но и собеседница. Если даже учесть и романтическую увлеченность и темперамент автора, нарочитую тенденциозность и полемический задор, то и в этом случае надо будет отметить, что приведенные высказывания не носят импульсивного характера и не объясняются экстравагантностью эстетических воззрений. В отличие от Западной Европы, для которой Восток был далёкой экзотикой, Россия, осознававшая себя связующим звеном между Востоком и Западом, страной евро-азиатской, остановившей татар «на самом краю Европы» (А. С.
Лермонтова), у художников «Голубой розы» и др. Ориентальные мотивы разрабатывались и в прозе: повести О. И. Произведения не лишены декоративной выразительности и известного своеобразия.
Все это тонет в неистовом великолепии красок. Работы ориенталистов объединяет скорее тематика, нежели география или стиль. Именно вот таким образом, особенно в начале творческого пути, Сарьян развивался в русле современного ему европейского (русского) искусства, лишь постепенно обретая свое неповторимо-индивидуальное лицо художника восточного, причем, хорошо различимые отзвуки полученного воспитания и тогда порой ощущаются в своеобразии его эстетического мышления. К гравюрным образцам Ванмура в XVIIIвеке обращались Франсуа Буше (1703 – 1770), Жан Антуан Ватто (1684 – 1721), Жозеф-Мари Вьен (1716 – 1809), Уильям Хогарт (1697 – 1764), братья Джованни Антонио Гварди (1699 – 1760) и Франческо Гварди (1712 – 1793), Карл Ван Лоо (1705 – 1759), Жан-Оноре Фрагонар (1732 – 1806).
Но на Восток манила сказка, ожидание праздника, какого-то абсолютно иного бытия (ведь и Поль Гоген покинул Францию в поисках своего тропического рая. ). В предыдущих традициях трактовки библейских сюжетов не отличались от трактовок античных – степенью условности (в первую очередь костюмов, абстрактных драпировок, но также типов и пейзажных фонов). Подобная «аккуратность» очень важна для «этнографически-ориенталистских» картин, так как часто невнимательность к деталям и незнание европейскими художниками местных традиций и обычаев приводило к появлению картин, несущих оскорбительный смысл для восточного зрителя. Например, Дэвид Робертс, объехавший в 1838 и 1839 годах Египет, Сирию и Палестину, создал несколько десятков рисунков и акварелей (позднее по ним были сделаны литографии изданные несколькими альбомами).
Интерпретация Востока у Бакста носит характер сказочно-фантастический. ориентализм саид ориентализм эдвард саид ориентализм ориентализм живопись. Восточным колоритом отмечены и некоторые трагедии Вольтера: «Заира» (поставлена в 1732 году), «Фанатизм или Пророк Магомет» (1742), «Китайский сирота» (1755) и др. Хотя на самом деле художники иногда отходят от традиционных форм ориентализма и «разбавляют» его импрессионизмом и другими модными живописными новшествами. Термин «ориентализм» в первую очередь ассоциируется с работами французских художников-романтиков XIX века.
Именно восточное искусство представляется Гончаровой искусством «с высокими и крепкими художественными традициями». Наиболее известны французские и британские ориенталисты, однако среди приверженцев восточной тематики была и значительная группа русских живописцев, называвших это направление тюркизмом. Основные средства, которыми композиторы пользуются для создания ориентального колорита: в мелодике – орнаментика, виртуозная колоратура (партия Шемаханской царицы в опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова), в гармонии – модализмы («Два еврея» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. П.
Хераскова (1782), «Каиб» И. А. Реальные фото, действительно, поразили. Я заново открываю путь на Восток и по этому пути, уверена, за мной пойдут многие.
В этом смысле его живопись уникальна для современного ему Востока. Веревкиным (1790 к нему позднее обращался А. С. В 1890-х годах в Россию пришёл перевод сказок «Тысячи и одной ночи», что не могло не отразиться на художественной жизни страны.
Сенковского («Витязь буланого коня», 1824, «Бедуинка», 1828 и др. ), восходящие к арабским источникам этнографические повести «Киргиз-кайсак» (1830) В. А. Панно, сделанные по эскизам Серебряковой, должны были украсить ресторанный зал вокзала. Термин «ориентализм» используется с начала XIX века для обозначения жанра живописи, родившегося во Франции и ориентированного в основном на отображение ближневосточных и североафриканских сюжетов. Бернарден де Сен-Пьер (повесть «Индийская хижина», 1791). Ханта, Ф. М.
Пуччини). Жуковского. Шьют их, кстати, до колена дорогая ткань, а выше что попало, экономят.
Поло) и паломников («Путешествие во Святую Землю» Л. ди Никколо Фрескобальди, «Путешествие на гору Синайскую» С. Сиголи, «Путешествие ко Святым Местам» Дж. Там он получил профессиональные живописные навыки, приобщившись не к восточной, а к европейской традиции, которая шла от итальянского Возрождения. Этим объясняется и пророческий тон, в котором делается следующее предсказание: «Я убеждена, что современное русское искусство идет такими темпами и поднялось на такую высоту, что в недалеком будущем будет играть очень выдающуюся роль в мировой жизни». Причину постоянного интереса европейцев к Востоку Эдвард Саид охарактеризовал следующим образом: «Восток – это (. ) один из наиболее глубоких и неотступных образов Другого».
не случайно М. Волошин разглядел в нём "европейца в Азии и азиата в Европе"». Весьма своеобразно понимание традиций восточного искусства у некоторых художников круга «Бубнового валета». Александр Николаев (Усто-Мумин), Николай Карахан и Александр Волков обладали в этом отношении необыкновенными способностями. В них присутствует восточная «пряность» как необходимый элемент эстетической «игры». Работая над эскизами декораций к балету «Шехерезада», художник стремился к созданию великолепного, пышного зрелища.
Бенуа и Е. Е. Блока, В. Я. Александр Николаев (Усто-Мумин), Николай Карахан и Александр Волков обладали в этом отношении необыкновенными способностями.
Глубоким постижением чужой культуры отмечен пушкинский цикл «Подражания Корану» (1824) восточные мотивы присутствуют в стихотворениях «Фонтану Бахчисарайского дворца», «Виноград», «О дева-роза, я в оковах» (все 1824) и др. Шах обходит своих жен и тут-то именно и происходит традиционное бросание платка приглянувшейся, – своеобразный обычай, который и до сих пор не вышел из употребления. Дягилев это учёл и, сделав определённые выводы, в следующий раз показал Парижу «Жар-птицу» – балет по мотивам русских сказок, где царевич носил восточный кафтан, созданный по эскизам такого известного художника, как Александр Головин, а жар-птица была одета индийской баядеркой: с косами, коротенькой кофточкой, чёрными очами и красными шёлковыми шароварами. Торо, Т. Паркера и др.
Таким образом, существовали как культурно-географические (далекие острова, дальние страны), так и культурно-хронологические (давнее прошлое или, наоборот, будущее) модели Другого, трактуемые как отрицательно (как пространства дикости и варварства), так и положительно (как образы утраченного рая). Термин «ориентализм» широко распространен в искусстве. Карамзин помещает свой перевод (предположительно с немецкого языка) двух действий санскритской пьесы «Вновь узнанная Шакунтала» Калидасы. Вероятно, под впечатлением этих сказок и появилась акварельная работа Врубеля «Восточная сказка». Меланхолия здесь рождается чаще всего общей безлюдностью, масштабом какой-то дочеловеческой архитектуры (как будто порожденной легендарной цивилизацией пришельцев или атлантов), бледной, почти монохромной акварелью, как будто тоже обесцвеченной временем.
Название «салонное искусство», распространившееся далеко за пределы круга живописцев, выставлявшихся в «Квадратном салоне», возникло потому, что академистов и «неоклассиков» поддерживали жюри официальных живописных выставок Парижа, строго отбиравшие произведения, которым суждена была встреча с большой публикой. «Восточность» для России это не только экзотика, неизвестность, древность и сказочность, но и часть её собственной истории, культуры и искусства. С искусством Востока ассоциируются представления о «подъеме и расцвете искусства вообще». Проследим развитие ориенталистского движения от самых его истоков, берущих начало в богатой событиями истории взаимоотношений с Востоком (обращает на себя внимание великолепный реализм Василия Смирнова и исторические аллегории Николая Шустова), до личного опыта службы на южных границах Российской империи Христиана Гейслера, Николая Каразина, Василия Поленова, Василия Верещагина, Ивана Казакова и Михаила Белаевского.
Врубель использует образы сложившегося у романтиков литературного канона. Категоричность приведенных утверждений не случайна: статья молодой художницы в каталоге ее выставки носит характер манифеста, в котором провозглашаются новые эстетические «истины», как это было характерно для той эпохи. За последующие две сотни лет империя растеряла почти все ранее захваченные территории, сократившись до современной Турции. Обыкновенно не практикуется ни традиционный мешок для бросания в море, ни удушения, ни отравления, – все происходит очень миролюбиво: какого-нибудь провинциального генерала или и самого губернатора, уведомляют, что его величество шах, «прибежище вселенной» и проч., жалует ему жену из своего сераля – и царский подарок принимается с величайшим восторгом. Этому способствовали контрасты насыщенных, ярких, звучных цветов Востока: зелёного, красного, синего, жёлтого.
Иванова, С. А. Главным образом это гигантские колоннады египетских храмов (в Сирии и Ливане – развалины Петры, Пальмиры, Баальбека) с крошечными фигурками чисто стаффажного характера. выглядывает из под платья красота, а срамота сокрыта от глаз. Верди), половецкая («Князь Игорь» А. П. Бородина), японская и китайская («Чио-Чио-сан», «Турандот» Дж.
Особый интерес художников вызывали такие явления восточной жизни, как бани и гаремы, где мнимая этнография становилась предлогом для проявления эротики (картины Ж. О. Д. Сказки татарские» (1712) и «Китайские сказки» (1725) Т. С. Большой вклад в развитие Ориентализма во Франции внесло иллюстрированное издание «Описание Египта» («Description de lEgypte») Э. Ф.
Картина «Египетские пирамиды на восходе» (1895) – одна из поздних работ Жерома, долгое время считавшаяся утерянной. С начала 1910-х годов Восток с его декоративностью заполнил полотна Сарьяна, всецело определяя собой и все его дальнейшее творчество. Поступившие в гарем проходили двухгодичное обучение под руководством кальф (от турецкого kalfa — «начальник») — старых опытных рабынь, помнящих ещё дедов царствующих султанов.
К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира — Запад, по определению). Наследие ориентализма XIX весьма неоднородно и обширно. Это исследование и родившиеся в его процессе произведения искусства получили впоследствии название «ориентализм».
Бунина, Н. С. Булле, К. Н. Параллельно формируется традиция использования восточных мотивов в просветительских целях: сатирический эпистолярный роман «Персидские письма» Ш. Л.
Место действия на картине – так называемые «Новые бани» в Бурсе, построенные в 1552 году предположительно великим Синаном. Художник детально изобразил все трещинки, сколы и даже замененные плитки с вниманием настоящего ценителя старины и уважением к наследию прошлого. А по поводу красоты Как известно, на вкус и цвет товарищей нет. Соловьёв (стихотворение «Ex oriente lux», 1890 и др. ) свою роль сыграло и увлечение Л. Н.
мой путь к первоисточнику всех искусств – к Востоку. Называть ориенталистом Мартироса Сергеевича Сарьяна можно, казалось бы, лишь условно, поскольку он действительно был восточным художником и творил свои ориентальные шедевры находясь «внутри» Востока, однако Сарьян учился в Московском училище, чему сам придавал большое значение. Художники XX века вновь обратились к Центральной Азии. Каковы его идеологические установки и этнические корни. В эскизах Серова декоративность — следствие определенных, сделанных на основании всего этого выводов художника.
И украсили бы, если бы не война и революция. К этому времени для некогда могущественной Османской империи наступил период заката. В последней картине художник, казалось бы, стремился к достижению большей объемности в изображении всех объектов.
Несомненно, что Серов умышленно схематизировал очертания скал (по сравнению с фигурами всадников), обобщенными темными пятнами передавал склонившиеся от ветра кроны деревьев, как бы лишь напоминая об определенных приемах их изображения в работах древних мастеров. Немало внимания ориентальной тематике уделяла русская периодика, публикуя описания путешествий в восточные страны, переводы образцов поэзии Востока, восточных сказок, пословиц и др. Одним из популярных источников переложений и подражаний явилась снабжённая французскими переводами «Арабская хрестоматия» главы европейской ориенталистики А. И. Шишков, А. И. В искусственном озере, результате ежегодного разлива, отражается пустыня. Именно восточное искусство представляется Гончаровой искусством «с высокими и крепкими художественными традициями». Это уже именно развлекательная этнография: постановочные сцены, составленные коллажным методом из нескольких фигур, одетых в национальные костюмы (явно альбомного происхождения).
Многие в то время воспринимали Россию как носителя особой цивилизаторской миссии в Азии. В «большом балете» появляется традиция включать «восточные танцы» в дивертисмент классические образцы – Арабский и Китайский танцы в балете «Щелкунчик» П. И. Крылова (1792). Наиболее известны французские и британские ориенталисты, однако среди приверженцев восточной тематики была и значительная группа русских живописцев, среди них – несколько будущих передвижников и «академистов». 11 февраля 1916 года Константин Сомов записал в своём дневнике: «Шура (Александр Бенуа) показал мне эскиз З. Серебряковой для потолка вокзала Казанской железной дороги – очень красиво изображённую нагую экзотическую женщину в пейзаже. Верещагина в России, портреты жителей Северной Африки работы французского скульптора Ш. А. Ж.
Рамо, оркестровая сюита «Народы» Г. Ф. «На фото действительно женщины. Эффектная композиция картины, виртуозность кисти, стремление выразить идеал, готовность служить «прекрасному» – вот основное, что требовалось от художника. Одним из самых замечательных натюрмортов Кузнецова на восточный сюжет (на этот раз относительный) является его «Натюрморт. В 1918 году картину передали в музей Эрмитаж, в 1930 году она была продана на Запад.
На картинах многих художников разных веков можно встретить отголоски Востока, его мотивы. Способ же отделываться от успевших уже надоесть жен и фавориток очень прост, скор и не лишен остроумия. Он шёл на Восток не за экзотикой, а в поисках корней. Оттого многие картины выглядят искусственными, застывшими, надуманными, порой слащавыми – и техническое мастерство их не спасает. Вокруг громко заговорили о новом слове в живописи, об ориентализме. Последнее свидетельствует о сознательном стремлении узнать Восток как можно ближе, в разнообразных проявлениях его жизни, современной и прошлой восточное искусство в этом аспекте оказывалось неотъемлемой частью самой жизни народов Востока. Восточными на этот раз являлись прежде всего сюжеты, так как изображались одалиски. Забегая вперед, можно сказать, что популярный ориентализм (а именно о нем чаще всего пишут критики) в изменении характера сюжетов подчинялся скорее законам варьете, чем указаниям МИДа или Главного штаба, в то время как высокий ориентализм был частью романтизма, реализма, ар нуво и следовал общей логике развития направления и стиля, общим – характерным для данной стилистической парадигмы – представлениям о композиции, пластике, колорите (или – если говорить о сюжетах – о типе героя).
Когда они возвращались из путешествий их рассказы формировали мифы и влекли на восток новых «исследователей». Утро» (1916). Эта этнография носит одновременно и исследовательский и развлекательный характер (девушки в национальных костюмах у Глейра выглядят довольно легкомысленно) в этом тоже есть некая переходность, от науки (пусть во многих случаях дилетантской) к массовой культуре ориентализма. Пушкин) имела свой, «домашний», Восток – Кавказ и Крым. Пристрастие к «возвышенному» сближало мастеров этого стиля с романтиками, следование правилам – с классицистами, верность природе – с реалистами интерес к деталям – с натуралистами. Глинки, фантазия для фортепиано «Исламей» Балакирева). Папе подчеркивает, какое влияние его «иллюзия правды» оказала на Голливуд – стоит лишь вспомнить знаменитый фильм Ридли Скотта (Ridley Scott) «Гладиатор».
В работе над эскизами сказалась разностильность манеры исполнения. Если учесть, что и Орловский промышлял порнографией (в частности, порнографическими карикатурами), можно предположить, что восточная тематика находится на самом нижнем уровне массовой культуры, о чем свидетельствует и качество исполнения – как в случае с Орловским, так и в случае с Роулендсом. Гумилёва, В. И. Лансере. Интерес ко всему восточному повлиял также и на моду. Сросшиеся брови были в то время модны, а полнота была синонимом красоты. Анненского, К. Д.
Фет: «Я люблю его жарко: он тигром в бою», «Не дивись, что я черна» – разработка мотивов ветхозаветной «Песни песней», «Соловей и роза» (все 1847), «Восточный мотив» (1882), «Аваддон» (1883). Интересно, что именно она публикуется на обложке издания Саида «Ориентализм». Тех девушек, которые не отличались ни высокой успеваемостью, ни хозяйственными талантами, могли выдать замуж и до истечения отведенного срока. На картине обнаженный мальчик со змеей развлекает представлением группу мужчин. Ознобишина к ней обращались А. А. Работы ориенталистов объединяет скорее тематика, нежели география или стиль.
Монтескьё (1721), философско-сатирические «восточные» повести Вольтера: «Мир как он есть или Видение Бабука», «Задиг или Судьба» (обе 1748), «Принцесса Вавилонская» (1768). В многочисленных альбомных зарисовках он, видимо, сопоставлял иранские миниатюры со своими наблюдениями натуры, а также, вероятно и с древними произведениями других народов. К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира— Запад, по определению). Есенина, В. Хлебникова и др.
Наиболее яркий пример – аукционная продажа картины полузабытого викторианского художника Лоуренса Альма-Тадемы (Lawrence Alma-Tadema) «Обретение Моисея» за 35, 9 миллиона долларов. Пиранези, Ю. Робера, Э. Л. Диапазон интересов участников объединения был весьма широк — языки, литература, религия, философия, декоративно-прикладное искусство, — а восточную культуру они воспринимали чрезвычайно эклектично. Над их завершением художник работал 20 лет.
Про женское обрезание есть фильмы, я ужаснулась от увиденного. Многие девушки из кишлаков не знали в какое место детей делают. Верне), непривычные для европейского глаза мотивы (пейзажи пустынь исламская архитектура).
Хотя у них есть существенное различие: этнографическое искусство воплощает многовековые принципы построения изображения и определённой стилистики, например традиционная японская живопись, а ориентализм подчиняется классической (иногда говорят европейской) стилистике. Стремление передать «восточный стиль» находит выражение как в экзотических реалиях, так и в использовании синтаксических параллелизмов, контрастов, анафор, пышных сравнений и характерных красочных эпитетов. Правомерно ли сравнение русского ориентализма с европейским. Цвет у него все в большей степени приобретает символический характер, становится «знаком» того или иного предмета, но именно предмета имеющего определенную форму и объем и существующего в пространстве, которое, однако играет роль второстепенную. Он шёл на Восток не за экзотикой, а в поисках корней. Кордье и др. ).
Смотри также «Янычарская музыка». Одна из самых известных ориенталистских работ Жерома – «Заклинатель змей» (1880, Художественный институт Кларка, Уильямстаун, Массачусетс, США). Каждую среду в серале происходить своеобразный смотр. Отдали замуж (а любила другого), а муж оказался не способным к интимной близости. Книга будет полезна широкому читателю, она расширит его кругозор. Заметным явлением русского романтического Ориентализма стали поэма «Пери и ангел» (1821 перевод из «Лаллы Рук»), «Песнь бедуинки» (1831) индийская повесть в стихах «Наль и Дамаянти» (1844 переложение из «Махабхараты») В. А.
По словам Скотта именно тогда сей сюжет его и зацепил. Женщин в гареме специально очень плотно кормили и не давали им активно двигаться». Если у наложницы рождался сын, то она вступала в ряды элиты гарема и именовалась «хасеки кадын» или даже «хасеки султана». Она посматривала на царевича сквозь растопыренные пальцы и звенела браслетами. Ванмура, Ж. Э. Научная интерпретация феномена ориентализма была дана Эдвардом Саидом в его книге «Ориентализм», вышедшей впервые в 1978 году и выдержавшей двенадцать переизданий. Обращение к ним носит во многом опосредованный характер.
Причем искусства как высокого (в том смысле, в каком этот термин можно применить, например, к романтизму Делакруа), так и популярного, массового, почти кочевого (хотя чистый кич – а его в ориентализме второй половины XIX века очень много – все-таки остается за пределами рассмотрения). Что касается современной художественной культуры Запада, то все в ней, так или иначе, объявляется «производным». В основе их лежат достаточно серьезные размышления и наблюдения художницы, пришедшей к определенным выводам, о чем свидетельствует намеченная ею общая эволюция эстетического творчества (через всю историю человечества, начиная от каменного века. ). Ориентализму предшествовало стилизованное либо карикатурное изображение «чужих» культур (один из первых примеров – «Еврейский танец» Г. Нойзидлера, опубликован в 1544 году).
Брауна в Великобритании, В. В. Мусоргского), в оркестровке – эффект звучания экзотических инструментов (колокольчики, арфа, специфические тембры духовых и др. ), в фактуре – выдержанные звуки (органный пункт, педаль), разного рода остинато (Персидская пляска в опере «Хованщина» Мусоргского). А что не запрещено, то, сами понимаете, можно. Он получил развитие в работах художников Великобритании и других европейских стран. Постепенно возникло художественное явление, которое стали обозначать этим словом.
На протяжении длительного времени эта картина подвергалась жестокой критике, обвинявшей Жерома в пропаганде насилия или даже педофилии. В начале традиции стоят профессиональные путешественники (с уходящей в XVIII век традицией живописных путешествий). Именно на эти вопросы пытается дать ответы выставка в Гронингенском музее. Как и везде, кому как в жизни повезет. Ориентализм также часто сравнивают с экзотикой.
«Восточный» колорит связывался с использованием ограниченного круга «экзотических» средств (развёртывание мелодии на фоне бурдона, отбивание ритма большим барабаном, «неправильная» гармония и др. ), которые, однако, почти не отличались от любой другой локальной характерности (французский танец мюзет у Ф. Куперена, полонез у И. С. А потом никто брать замуж не хотел, как бы не полноценная.
Правда, лишь немногие из обитательниц гарема хотя бы раз видели султана. среди них — несколько будущих передвижников и «академистов». Художники XX века вновь обратились к Центральной Азии. Чуть позже в эту традицию включаются и профессионалы – профессиональные люди искусства, а не профессиональные путешественники, как в случае с Робертом Кером Портером: отчасти архитекторы, отчасти художники (например, Шарль Глейр). Европа жаждала новых сказок – братья Гримм и Шарль Перро уже наскучили ей. Вот таким образом излишнее увлечение экзотикой, каковой в конечном счёте является ориентализм в Европе подвергался критике.
Персидские женщины красивые. имеются ввиду персиянки чистокровные, у них светлая кожа, миндалевидный разрез глаз. Встречаются с голубыми и зелёными глазами, волосы тёмные. эти настоящие красавицы. Много проживает арабов, курдов, афганцев, турок. Эти представительницы прерасного пола все смуглые, черты лица погрубее, с крупными носами, Сейчас появилась тенденция у молодых и состоятелых женщин и мужчин прибегать к ринопластике, Меняют свою восточную колоритную форму носика на европейскую. Местные врачи- косметологи преуспели на этом поприще. В клиники Шираза, Тегерана, Исфагана едут к пластическим хирургам со всего света, качество и относительная дешевизна (по сравнению с Европой) делают своё дело.
Что касается современной художественной культуры Запада, то все в ней, так или иначе, объявляется «производным». Даже сейчас в Средней Азии с национальными платьями носят шаровары. Одоевский и др.
Грандиозная выставка произведений русской ориенталистской живописи, проходящая в Нидерландах, продолжает замечательную традицию Гронингенского музея – традицию восполнения (причем в наиболее убедительной форме) многолетних пробелов в исследовании малоизвестных тем в русской живописи и в организации всеобъемлющих, сложных по структуре экспозиций. Сюжет картины «Портные, шьющие флаги», по утверждению исследователя творчества Жерома Ричарда Аккермана, был основан на фотографии известного французского фотографа Эрме Дезире изобразившего бедных каирских портных за этим нелегким делом.
Римского-Корсакова, «В Средней Азии» Бородина) и камерных жанрах. О том, почему вновь появился этот тренд, размышляет британская газета The Art Newspaper. Так, море с гребнями пены трактовано там живописно, тогда как в передаче фигур преобладают линии, силуэт и т. д. По-видимому, причина этого коренилась в самой природе стилизации избранной художником. Есть соблазн прийти к заключению, что русский ориентализм (как в политике, так и в искусстве) претерпел эволюцию от экзотического романтизма к преобладанию русского имперского взгляда на пути развития Востока, но к этому следует относиться как и к любому другому искушению.
К Ориентализму в архитектуре XIX века относят постройки с использованием мотивов ближневосточного (также и индийского) зодчества (например, Королевский павильон в Брайтоне, 1815-1823 годы, архитектор Дж. Есть у него, впрочем и кое-какие принципиальные новации: трактовка ветхозаветного сюжета как сцены из восточного быта – пусть пока в виде костюмных постановок в праздничных нарядах (Иуда и Тамара, 1840). Я в хороших отношениях была с одной такой несчастной женщиной. Сильвестра де Саси (1806). Подолинский, А. И.
И по сюжетам и по типу стилистического мышления Орас Верне – это чистый бидермайер, даже с оттенком игрушечности, дилетантской примитивности (ничего романтического в понимании Делакруа – никакого движения, страсти, ярости, никакого переплетения форм и взаимопроникновения цветов – в нем нет) но масштаб его другой. А в парижском Музее Орсэ показывали картины академика Жана-Леона Жерома (Jean-Lon Grme), много изображавшего «экзотический» для европейцев быт турок и египтян. Столкнувшись с новыми для себя обычаями, они их воспринимали и излагали по-своему иногда даже специально искажая или домысливая. Контраст света и тени усиливает общую романтическую атмосферу.
Интересен для нас и провенанс картины. Восточный властитель с тюрбаном на голове, разлёгся на ложе, покрытом коврами, перед ним — восточная красавица в красивых «восточных» одеждах и т. д. Леду и др. ) и модой на шинуазри и японизм.
Ощущение фантастики, чудес «Тысячи и одной ночи» — вот общее впечатление от подобных эскизов декораций Бакста. В таком случае еще более живописно трактованное море должно было способствовать достижению стилистической остроты из-за внутреннего диссонанса — прием нередкий в искусстве модерна.
Они отнюдь не представляют собой некую «школу». Одалиска Вальпинсона (1808) – это чистый неоклассицизм Большая одалиска (1814) – стиль трубадур (своеобразный постклассический маньеризм, отличающийся подчеркнутой изогнутостью линий и изысканной неправильностью форм, а также легкой архаизированностью) тематически близкие к ориентализму опусы позднего Энгра – гаремы и турецкие бани (горы пухлых женских тел, похожих на диванные подушки) – наверное, стоит отнести просто к курьезам в жанре эротического искусства. Моцарта A-dur K331/300). Мы призваны просветить эти народы с помощью религии и науки» 2. Соответствующе выглядят и окружающие персонажи.
не случайно М. Волошин разглядел в нём европейца в Азии и азиата в Европе». В Брюсселе недавно завершилась выставка «Ориентализм в Европе: от Делакруа до Кандинского» – самый крупный смотр подобного рода произведений с 1984 года. Букет получается тончайший и оригинальнейший.
Большое влияние на европейское искусство оказала публикация ста одной работы франко-фламандского художника Жана-Батиста Ванмура в виде серии гравюр «Сто гравюр с изображениями различных жителей Леванта, выполненные по картинамнаписанным с натуры в период с 1707 по 1708 год по заказу маркиза де Ферриоля. ». Увлечение Востоком ярко проявилось и в декоративно-прикладном искусстве: в частности, в моду входят новые формы мебели (оттоманка, кушетка), курильницы, элементы костюма (халат, тюрбан как женский головной убор и феска как мужской). В данном тексте сделана попытка посмотреть на ориентализм как на обычную изобразительную практику, управляемую не идеологией или скрытой реальной политикой (колониальной и геополитической – Большой Игрой), а законами искусства в частности законами существующих в европейской искусстве того или иного времени жанров и жанровых стандартов. Пожалуй интереснее всего у Делакруа не большие картины, а отдельные этюды-импровизации, в особенности схватки восточных всадников – например, Поединок гяура и паши по сюжету из Байрона (в нескольких вариантах, наиболее впечатляющ самый ранний вариант 1826 года). Строительство вокзала началось в 1913 году, а завершилось лишь спустя 13 лет, когда «экзотические женщины» Серебряковой были уже никому не нужны.
К участию в создании проекта росписей художницу привлекли А. Н. Этот образованный дипломат написал отчет о своей поездке и по возвращении опубликовал его в первой открывшейся в Турции типографии под заглавием «Отношения». Это не гермафродиты и не мужчины, как сегодня многие могут подумать. Жомара (тома 1-20, 1809-1822 годы). Многие художники выступили в роли театральных декораторов, в том числе и для «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
К ориентальной тематике обращались Э. Парни («Мадагаскарские песни», 1787), Ж. А. Это послужило ему основой для создания лирических и возвышенных художественных образов. Заметный след во французской ориенталистике оставило «Путешествие на Восток» (1851) Ж. де Нерваля. Взгляд на историю страны XIX века с позиций ее ориенталистского искусства означал бы свежую оценку взаимоотношений России как с Западом, так и c Востоком. Ориентализм — определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись исторические и этнографические концепции и т. д. ), опирающаяся по ряду признаков на экзотические по отношению к самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах.
В первую очередь – в пространстве альбомной графики. Так родился его «восточный цикл» этюдов – он был показан на передвижной выставке 1885 года и тут же приобретён Третьяковым. Интересная публикация. Причина их появления – излишняя увлеченность экзотической стороной Востока. В XVII веке зарождается научное востоковедение. Жанр стал столь популярным, что его последователи появились в нескольких крупных художественных центрах России помимо Императорской Академии художеств.
Коран запрещает строго-настрого употреблять алкоголь, но зато на курение нет запрета. Главная фаворитка носит обыкновенно какой-нибудь особый титул или, вернее, курьезное прозвище, официально за ней закрепляемое, как, например, «услада государства», «утешение страны» и т. п. удивительные клички. Брюсова, И. А. Ф. Льюиса, Л. Альма-Тадемы и др. ), также рынки, образы бедуинов и янычар (картины Э. Ж. О. Эту прелестницу зовут Величие Государства (жёлтая фотография). В 1792 году в «Московском журнале» Н. М.
(в основном с западно-европейских языков-посредников). Это помогло представителям объединения «Мир искусства», получившим в 1913 году заказ от председателя правления Московско-Казанской железной дороги Николая фон Мекка спроектировать интерьеры Казанского вокзала в Москве, строившегося по проекту Алексея Щусева. Обычно возраст молодых рабынь составлял 12-14 лет. Мастера не столько выражали себя, сколько создавали образ красоты, который удовлетворял хорошему вкусу их современников увы, порой «хороший вкус» понимался как нечто раз навсегда данное и не развивающееся, неизменное. Поленова и др. ). Ориентализм— определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись исторические и этнографические концепции ит. д. ), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах.
В основе салонной живописи – так называемая академическая манера: совершенство рисунка изящество линий, тонкая проработка цвета, тщательная детализация, «возвышенный» и понятный сюжет, а главное – рационалистически выверенная система правил, предписывающая подход к изображению того или иного объекта или группы объектов. Ориенталисты, как правило, были людьми, воспитанными в строгом европейском христианстве. С этого момента наложница султана именовалась «икбаль» («осчастливленная») и немедленно получала персональную комнату и прислугу как знак нового статуса.
Да, я тоже наблюдала, что под платьем штаны сшиты из ситца-штапеля. И она получила свои сказки Их доставляли просвещенному миру Жером, Фромантен, Брест, Белли, Шрейер, Бонна, Пазини, Леконт дю Нуи, Гийоме, Реньо, Кордеро, Корроди, Бриджман, Бауэрнфайнд, Уикс, Эрнст, Дойч, Логсдейл, Мюллер, Фишер. На этом сходство не заканчивается.
Зачастую этим является богатство, пышные формы, необычные сюжеты, красочные представления, события, традиционные обычаи и всё то, что людьми других стран будет принято, как настоящая экзотика. Ориентализм проникает в оперу – французскую лирическую, а также в «большую» историческую, комическую, сказочную поводом для использования ориентального колорита оказывается сюжет или сюжетный мотив (часто лирический), в котором может эксплуатироваться едва ли не любая «восточная» тематика: библейская («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), условно арабская или персидская («Джамиле» Ж. Бизе), цейлонская и индийская («Искатели жемчуга» Бизе, «Лакме» Л. Делиба), цыганская («Кармен» Бизе), египетская («Аида» Дж. Большое воздействие на умонастроения Серебряного века оказал Вл. С.
Муж и гарем. В этом смысле его живопись уникальна для современного ему Востока. В период расцвета Османской империи количество потенциальных наложниц в гареме исчислялось сотнями, а по некоторым источникам и превосходило тысячу, так что султан мог позволить себе видеться с большинством наложниц только по одному разу и этот раз был единственным шансом для дальнейшего «карьерного роста» — рождения ребенка царского рода. Бальмонта, А. Белого, А. А. Даже назойливая пестрота ковровых узоров и некоторая манерность в изображении людей, в частности самого властелина, отступают на второй план.
Он сам в себе словно воплощал тот идеал мировосприятия, о котором многие его современники могли только мечтать, создавая различные эстетические и философские опусы. Гете, прекрасно осознававший свою выдающуюся роль в мировом литературном наследии, в восторге удивлялся: «Надо же, персы из всех своих поэтов за пять веков признали достойными только семерых, но среди тех, кто не вошел в их число, есть такие, которые намного превосходят меня». При всей восточно-пряной декоративности произведения, возникают и другие ассоциации.
Он используется, как минимум, в фотографии, литературе и живописи. С искусством Востока ассоциируются представления о «подъеме и расцвете искусства вообще». Истоки Ориентализма восходят к эпохе эллинизма. Этому нельзя научиться ни в академии, ни в собственной мастерской, но это можно постичь посредством художественной интуиции, поэтического откровения, существование которого бесполезно было бы отрицать. Очень интересны такие его работы, как «Бухара» (1911, частное собрание, Москва) или «У водоема» (1912). Восток всегда привлекал к себе взгляды многих людей.
К «Востоку» композиторы обращались в основном начиная с барокко (опера-балет «Галантные Индии» Ж. Ф. Термин «салонное искусство» появился в XVIII веке, когда в «Квадратном салоне» Лувра в Париже стали устраиваться – под патронажем самого короля – художественные выставки. По-видимому, анекдотизм и комизм сюжета для европейского зрителя заключается в специфике восточных нравов – в беге пешей свиты за конным начальником, в контрасте неподвижной важности и суетливой торопливости оттенок карикатурности есть и в стиле Декана, в забавном характере пропорций (больших головах), в подчеркнутой экспрессии бега.
Интересно, что Жером очень тщательно копировал даже арабские каллиграфические тексты, встречающиеся на декоративных керамических плитках в интерьерах мечетей, как, например, на картине «Голубая мечеть». Это помогло представителям объединения «Мир искусства», получившим в 1913 году заказ от председателя правления Московско-Казанской железной дороги Николая фон Мекка спроектировать интерьеры Казанского вокзала в Москве, строившегося по проекту Алексея Щусева. При необычайной легкости всех форм, очень четких, ясных и в то же время как бы лишь намекающих на реальные предметы, художественный образ полон внутренней значительности. Этим объясняется и пророческий тон, в котором делается следующее предсказание: «Я убеждена, что современное русское искусство идет такими темпами и поднялось на такую высоту, что в недалеком будущем будет играть очень выдающуюся роль в мировой жизни». По мнению Саида, эти воззрения были одним из проявлений империализма. Но наиболее ярко начал проявляться ориентализм на рубеже XIX – XX веков.
Гуччи, все XIV век). С другой стороны, ориентализм был сознательной или неосознанной пропагандой колониальной политики, а то и вовсе исполнением «политического заказа» буржуазии, увлеченной экзотикой и тешащей себя мыслью о широте новых владений, о грандиозности завоеваний, о грядущей исторической славе и, в то же время, о насущной повседневной выгоде от сказочных богатств Востока. Как следует понимать «завоевание Востока» на фоне духовного и художественнического паломничества в Святую Землю. Подобные рисунки носят почти технический характер и практически лишены мифологии. Если вспомнить о древнерусской иконописи или, наконец, восточных миниатюрах, то там также все объекты: фигуры, деревья, здания и т. д. Впрочем, нельзя исключать, что просто владельцу гарема нравились «усатые» дамы.
Среди любопытных музейно-рыночных тенденций последних лет – возвращение интереса к живописи на «восточную» тематику. К подобным работам относится и возвращенная картина «Бассейн в гареме», а также самая дорогая из проданных на аукционе работа Жерома – «Большой бассейн в Бурсе» (или в Бусре, как назвал работу сам художник использовав древнее название города). Т. е.
В XVIII веке распространилась музыка alla turca («в турецком стиле») имитирующая в комическом виде звучание турецкого военного оркестра – с подчёркнуто маршевым ритмом, «примитивной» мелодикой и гармонией (хрестоматийный образец – Рондо alla turca из клавирной сонаты В. А. С одной стороны, связь России с Востоком скорее росла изнутри из контактов с восточными народностями внутри Российской империи, чем была привнесена извне. Однако его внимание опять привлекает задача передать пространство, пластически ощущаемое.
«Крестовый поход» к священным тайнам, к внутренней красоте, к повседневной и к духовной жизни исламского мира был доступен только искусству – и этот путь проделали западноевропейские художники ориенталисты, проникнувшие в духовный Сезам и, ослепленные красотой увиденных сокровищ, подчас остававшиеся там навсегда. Не менее характерно и следующее ее утверждение: «. В 1763 году начинают переводиться сказки «1001 ночи», а также многочисленные подражания им, прежде всего – французские.
«Восточность» для России это не только экзотика, неизвестность, древность и сказочность, но и часть её собственной истории, культуры и искусства. Телемана и др. ). Лиотара, А. де Фавре, живших в Турции и писавших, помимо сцен из «восточной жизни», портреты «а ля тюркери» изображавшие европейских аристократов в соответствующих костюмах и антураже.
Лермонтова: поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник» (обе 1828), «Измаил-Бей» (1832), «Аул Бастунджи» (1833 – 34), «Хаджи Абрек» (1835), «Демон» (1829-1839 годы) проза – «Ашик-Кериб (Турецкая сказка)» (1837). Однако Верещагин всегда был ближе к эпицентру событий, чем Жером.
В XX веке культура Индии и Китая оказала глубокое воздействие на творчество Г. Гессе Китай сыграл важную роль в творчестве Э. Паунда театр Востока имел определяющее влияние на формирование эстетической концепции А. Арто (статья «О балийском театре», 1931). Поездка на Восток помогла ему обрести свой новый глубоко индивидуальный стиль. Значительное место тема Востока занимает в творчестве М. Ю. Экзотический ориентализм возникает – уже за пределами бидермайера и натуральной школы – в романтическом контексте французского искусства 20-30-х годов, в частности, у Делакруа, наследующего традиции Гро (уже упомянутойБитвы при Назарете) и Жерико.
Хаггарда). Дуровой. Байрон и Т. Мур (поэма «Лала Рук», 1817) в Англии, Ф. Рюккерт (сбориник «Газели», 1819-1822 годы) и А. фон Платен в Германии, А. Мицкевич (цикл «Крымские сонеты», 1826) в Польше, В. Гюго (сборник «Восточные мотивы», 1829) во Франции. Тема Востока уже многие годы привлекает внимание мастеров и посетителей Ярмарки Мастеров.
Редко самосожжение. В середине XIX века к ней обращается А. А. В 2008 году Троманс устроил в галерее Тейт выставку британских картин под названием «Притяжение Востока» мероприятие совпало с 30-летием выхода ключевого труда, критикующего традиционные европейские представления о восточной культуре – книги Эдварда Саида (Edward Said) «Ориентализм». Это высокая поэма о жизни, вдохновенное утверждение мира, обращенного к человеку. Это высокая поэма о жизни, вдохновенное утверждение мира, обращенного к человеку. Называть ориенталистом Мартироса Сергеевича Сарьяна можно, казалось бы, лишь условно, поскольку он действительно был восточным художником и творил свои ориентальные шедевры находясь «внутри» Востока, однако Сарьян учился в Московском училище, чему сам придавал большое значение.
Декана, Ж. Л. Другие одалиски из сераля. Так что в одном западные путешественники были правы — в султанском дворце действительно были собраны лучшие женщины империи. Гро, Э. Делакруа, Т. Жерико, А. Л.
Так и зародилась целая «курительная» культура – кальяны украшались драгоценными камнями изысканной и высокохудожественной чеканкой, курительные комнаты расписывались многоцветными узорами, словно бы служа напоминанием о сладостном и вожделенном Рае. Стремление Жерома к ясности и четкости форм сделало нормой документальный реализм для ориенталистских картин второй половины XIX века. Отчасти альбомные рисунки – это продолжение традиции туристического дилетантизма второй половины XVIII века, с включением Востока (Палестины и Египта) в Grand Tour интереса к старине (пока еще не экзотике, поскольку в основе этого интереса – Античность, древность в целом) с оттенком сентиментализма, со вздохом об утраченном величии. По поводу растительности – для восточных женщин это характерно. Вкратце суммировать суть его исследования можно одной фразой из книги: «Восток (ориентализм) – это почти всецело европейское изобретение, со времен античности он был вместилищем романтики, экзотических существ, мучительных и чарующих воспоминаний и ландшафтов, поразительных переживаний». Это был необычный и амбициозный проект.
Конрада (роман «Негр с "Нарцисса"», 1897) присутствует в произведениях П. Клоделя (стихотворения в прозе «Познание Востока», 1895-1900 годы), П. Лоти, приходит в массовую литературу (приключенческие романы Г. Р.
Реалии Ближнего и Среднего Востока воспринимались в первую очередь как привлекательные экзотические образы, наряду с египетскими архитектурными мотивами (творчество Дж. Б. Гелетта и др. Пушкина «Кавказский пленник» (1822) и «Бахчисарайский фонтан» (1824). Большинство были просто рабынями-одалисками (от турецкого «одалык» — «горничная») и находились на самой нижней ступеньке гаремной иерархии, в услужении у других обитательниц. В Европе стали очень популярны маскарады на восточные темы. По поводу бровей : на Востоке на лице женщины, что самое главное-это брови. Ярко выраженные, черные, очерченные или сросшиеся -означают то, что женщина может родить здоровое потомство. Брови-символ плодородия. Я живу в Иране 8 лет. Могу сказать, у женщин Ирана просто культ бровей. Сейчас сросшиеся брови встретишь очень редко. У всех персиянок ухоженные брови, формы разнообразные. 1-2 раза в месяц женщины корректируют форму бровей, татуаж бровей практически у каждой. Выщипывание бровей и волос на лице -процедура болезненная, но она того стоит. Делается красота при помощи специальным образом перекрученной ниточки (кто жил на Востоке или Кавказе имеет предствление об этой процедуре). Мы, европейские женщины тоже приобщились к этим процедурам, . На Востоке есть поговорка связанная с бровями, дословно перевести можно так: нет бровей – нет. ума. Конечно, категория Другого как идеологический конструкт, присутствующий в качестве одного из пунктов обвинения в любой критике ориентализма, существует сейчас и существовала в XIX веке, но в рамках общей системы противопоставлений, бинарных оппозиций, характерной для европейской культуры (и для культуры вообще).
Запад мне показал одно: все, что у него есть, – с Востока». Дань Ориентализму отдали: Дж. Известно, что режиссеру показывали репродукцию картины Жерома «Добей его. » изображающей поверженного гладиатора и требующих его смерти зрителей. У Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «восточность» проявилась в эскизах для росписи Казанского вокзала. К сожалению, неизвестно, о каком именно эскизе идёт речь, поскольку «нагие экзотические женщины» присутствуют во всех эскизах, но в любом случае, эта дневниковая пометка говорит о том, что коллеги высоко оценивали работу Серебряковой. Цитирование подлинных народных мелодий в условиях романтической гармонии также иногда использовалось для создания общего ориентального колорита (Персидский хор в опере «Руслан и Людмила» М. И.
Среди посвященных ей картин можно найти и первые романтические битвы, воплощающие круговорот войны – в данном случае, возможно именно восточной войны, дикой и яростной (Гро Битва при Назарете, 1801) и политическое искусство на восточные сюжеты, где место схваток всадников занимают символические жесты – например, прощение восставших (Пьер-Нарцисс Герен Бонапарт прощает восставших в Каире 23 октября 1798 года) в последнем случае искусство носит совершенно официальный, пропагандистский – предписанный извне – характер и как бы лишено собственной мифологии и собственного стиля. А юбочки – недоумение одно. Баха, русская пляска в «Московитах» Телемана). Категоричность приведенных утверждений не случайна: статья молодой художницы в каталоге ее выставки носит характер манифеста, в котором провозглашаются новые эстетические «истины», как это было характерно для той эпохи. Кроме того, многие русские художники занимались и другими видами искусства (живописью, театром, дизайном, архитектурой, фотографией, музыкой, литературой), что в свою очередь повлияло на их ориенталистские произведения. В XVIII веке в Стамбуле в разное время работали такие художники как Жан-Батист Ванмур (1671 – 1737), Жан Этьен Лиотар (1702 – 1789, Антуан де Фавре (1747 – 1821), Жан-Франсуа Дюшато (XVIII век), Антуан Меллинг (1763 – 1831), Фрэнсис Смит (XVIII век), Фердинандо Тониоли (XIII век) и другие. В своем понимании цвета и формы Сарьян был ближе к кругу художников «Бубнового валета».
де Кребийона в том же русле – галантно-эротический роман «Нескромные сокровища» Д. Дидро (1748). Этому натюрморту присуща, прежде всего, свойственная именно Павлу Кузнецову поэтичность восприятия цвета и линий, слагающихся в прихотливый восточный узор. Одним из самых замечательных натюрмортов Кузнецова на восточный сюжет (на этот раз относительный) является его «Натюрморт. Одним из таких художников стал Лев Самойлович Бакст.
«Впечатление было велико, – вспоминал И. Остроухов. Кавказ открывал перед этими мастерами возможности продолжения традиции живописания Востока (как в работах Мартироса Сарьяна и Григория Шарбабчяна) и формирования интереса к его обычаям и колористическому великолепию.
Ориентальный антураж проникает во французский галантный роман в духе рококо: «Шумовка или Танзаи и Неадарне» («Lecumoire, ou Tanza et Neadarne», 1734, русский перевод 2006) К. П. Ж. В XX веке ориентальные мотивы продолжают использоваться в архитектуре (например, у некоторых мастеров модерна и ар деко) и в изобразительном искусстве – у А. Матисса, П. Клее, А. Марке и др. Термин «ориентализм» или «тюркизм» используется с начала XIX века для обозначения жанра живописи, родившегося во Франции и ориентированного в основном на отображение восточных сюжетов. Некоторые из них первоначально находились под влиянием английских (Фредерик Лейтон, Томас Седдон, Дэвид Робертс) и французских (Жан-Леон Жером, Жан Жозеф Бенжамен Констан, Эжен Алексис Жирарде) ориенталистов, но вскоре выработали собственный стиль и философскую позицию.
В 1818 году состоялось открытие восточных кафедр в Главном педагогическом институте в 1825 году стал выходить журнал «Азиатский вестник». Глиэра), симфонических («Антар», «Шехеразада» Н. А. На Востоке Сарьяна, прежде всего, увлекал яркий восточный колорит (притом буквально) жизни, человеческих типов, облика городов и селений, самой знойной природы. В своем понимании цвета и формы Сарьян был ближе к кругу художников «Бубнового валета». Поэтические циклы, посвящённые восточной древности, арабскому Востоку, тропикам, вошли в сборник «Варварские стихотворения» Ш. Леконта де Лиля (1862). Утро» (1916). Иногда ориентализм сравнивают с экзотикой. Запад мне показал одно: все, что у него есть, — с Востока».
В основе их лежат достаточно серьезные размышления и наблюдения художницы, пришедшей к определенным выводам, о чем свидетельствует намеченная ею общая эволюция эстетического творчества (через всю историю человечества, начиная от каменного века. ). Во многом благодаря тщательной работе этих художников-декораторов «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже произвели такой фурор. Пристальный интерес к Востоку характерен для американских трансценденталистов Р. У. Это был необычный и амбициозный проект. Англичанин Роберт Кер Портер, состоявший на службе Александра I и совершивший поездку по России и Персии (через Каспий), оставил множество рисунков, позднее частично превращенных в гравюры среди восточных мотивов – руины Пасаргад и Персеполя, гробница Кира. Среди типично ориенталистических сюжетов можно выделить сюжет курения. При сопоставлении работ Сарьяна с некоторыми образцами подлинного восточного искусства (древнего или народного) бросается в глаза конструктивность их абсолютно не восточного, а европейского характера, если иметь в виду живопись.
Врубеля к произведениям М. Ю. Девушкам преподавали Коран (все попавшие в гарем принимали ислам), танцы игру на музыкальных инструментах изящную словесность (многие одалиски писали хорошие стихи), каллиграфию искусство беседы и рукоделие. Они отнюдь не представляют собой некую «школу».
Как уже говорилось выше, в конце XIX века в Россию пришёл перевод арабских сказок «Тысячи и одной ночи».