Из всех этих коротких примеров истории современного искусства очевидно, что прародителем всех перечисленных направлений их идейным, можно сказать, началом и вдохновителем стал именно орфизм.
6 в. до н. э. и др. ), а также всех исповедовавших религию Орфея. Из огромной орфической литературы до нас дошли только два памятника: Сб. О. использовал культы Деметры и Диониса, тесно связанные с земледельч. В книге «Художники-кубисты» (Париж 1913) он называет Пикассо, Делоне, Леже, Пикабиа, Дюшана, а также Пьера Дюмона и Анри Валанси. Ему вторил другой критик Андре Варно: Салон 1913 был отмечен рождением новой школы орфической школы (Comoedia Париж 18 марта 1913).
Произведения Озанфана представлены вчастности вмузеях Базеля Нью-Йорка (Музей современного искусства имузей Соломона Гуггенхейма) Париже (Национальный музей современного искусства Центр Помпиду) Санкт-Петербурге (Государственный Эрмитаж) иМоскве (Музей изобразительных искусствим. Космические потрясения, желание очищения Ничего ни горизонтального, ни вертикального. Видение катастрофического проникновения, предрассудки, неврастения.
певца Орфея – героя сказания об аргонавтах (живших до Троянской войны): его учение было древнее и «ближе к богам», а следовательно, авторитетнее теологии Гомера и Гесиода. Философской основой учения являются сборники стихотворений, собранных поэтом-орфиком Ономакритом (Афины, 6 в. до н. э. ), другими орфиками. Зато все причисляли к последователям Делоне П. Брюса Моргана Рассела (создателя вместе со Стентоном Макдональд-Райтом движения синхронизма которое несмотря на утверждения самих художников определенно испытало влияние Делоне) Ф. Пикабиа, Фернана Леже и чеха Франтишека Купку две картины которого (Вертикальные планы 1912-1913 Париж Нац. гимн к ЗевсуВселенной как к началу, середине и концу всех вещей (Kern fr.
Для художников эти пульсирующие концентрические круги были символами космической энергии. Этот музыкальный ритм цвета и формы и дал основание для названия течения. Их теогония подобна теогонии Гесиода. Les cahiers inedits de R. Delaunay Париж 1957).
Термин «кубизм» появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами» (фр. Титанов, растерзавших сына Зевса Диониса, Зевс испепелил молнией, а из праха создал 3-й, нынешний, род людей (1-й, золотой, – при Фанесе, 2-й, серебряный, – при Кроносе), в к-рых «злая титанич.
Некоторые критики правда не относили к орфистам по меньшей мере трех художников экспонировавшихся в том же зале: Ван Донгена (давно причисленного к фовистам), Шагала (тогда еще мало известного в Париже) и Алис Байи. Многие художники кубизма применяли интересный подход создавая картины кубизма. (La Cote Париж 19 марта 1913). 25 марта (Lintransigeant) он перечисляет Делоне Леже и Пикабиа а затем – не уточняя считает ли он их в самом деле орфистами – Мари Лорансен Метсенже ЛюкаАльбера Моро Лафресне венгра Соботку и Шагала. В книге Художники-кубисты (Париж 1913) он называет Пикассо, Делоне, Леже, Пикабиа, Дюшана, а также Пьера Дюмона и Анри Валанси.
Такой интенсивный цветовой ритм вызывал эмоциональный отклик у зрителей. Прежде чем пытаться соединить их, ему следовало подчеркнуть их различия. Она и положила начало путанице. Понимая что Аполлинер был в дружеских отношениях со всеми передовыми художниками того времени и фактически официальным глашатаем кубизма большинство других критиков слепо последовало за ним и принялось рассуждать об орфизме как о движении занесенном в каталоги.
речь идет о догматах, мистериях, философских принципах, приписываемых Орфею (мистическому поэту Древней Греции). В заключение нужно сказать что слово орфизм не относится ни к какому реально существующему направлению а служит лишь свободной перегруппировке столь разных часто даже противоположных художников (Делоне, Дюшан, Кандинский). культы. Его творчество развивалось иногда в сторону кубистической живописи, граничащей с абстракционизмом иногда в сторону реализма. Основные представители151 художник А. Озанфаном иархитектор Ш. Э. Жаннере (ЛеКорбюзье). Каждый человек, сотворенный из злого начала (материя) и имеющий душу – божественную искру жизни, – для того, чтобы вернуться к Божественному состоянию, должен очиститься, пройдя путь нравственного совершенствования. Следовавший затем величественный гимн к Зевсу-Вселенной как к началу, середине и концу всех вещей (Kern, fr.
293–296). Из фрагментов т. н. Безусловно, кубизм в живописи произвел огромное потрясение.
Она и положила начало путанице. Зато все причисляли к последователям Делоне П. Брюса Моргана Рассела (создателя вместе со Стентоном Макдональд-Райтом движения синхронизма которое несмотря на утверждения самих художников определенно испытало влияние Делоне) Ф. Пикабиа, Фернана Леже и чеха Франтишека Купку две картины которого («Вертикальные планы» 1912-1913 Париж Нац. Наконец в ноябре 1913 подводя итоги первого Осеннего салона в Берлине (Soirees de Paris. Генетически связанный с кубизмом, О. вместе с тем обнаружил близость и к др.
Холст, масло. Изложение истории Урана (3-й царь), Кроноса (4-й царь), Зевса (5-й царь) примыкает к «Теогонии» Гесиода. Новотличие отроссийских«коллег», для которыхлучизмстал лишь одним изэтапов втворчестве, Соня иРобер Делоне активно использовали приемы орфизма втечение всей жизни, хотя как активное движение орфизм существовал до19151916 годов. Этическое учение основано на идее освобождения души из материи. Как раз этим летом Робер Делоне и его жена испытали глубокую эстетическую эволюцию приведшую к тому что позже он назвал «деструктивным периодом» живопись основанная исключительно на конструктивных и пространственно-временных качествах цветовых контрастов.
Озанфан Амеде Ozenfant Amedee (1886 Сен-Кантен151 1966Канны) французский художник итеоретик искусства. музей современного искусства). музей современного искусства Центр Помпиду и Соло коричневой черты 1912-1913 Прага Нац. Эта теория была постепенно развита иусовершенствована практическим живописным опытом иособенно втеоретических работах151 серии статей вжурнале «L146Esprit nouveau» основанном поэтом Полем Дерме Озанфаном иЖаннере в1920.
Действительно термин этот был изобретен Аполлинером (орфизм как культ Орфея) и впервые публично заявлен во время лекции посвященной современной живописи и прочитанной в октябре 1912. Но если список последователей Пикассо вполне логичен (Брак Метсенже Глез Грис и кто знает почему – Мари Лорансен) то список последователей Делоне – это плод чистой фантазии поскольку в него включены одновременно Леже Пикабиа Мари Лорансен Марсель Дюшан и в Германии – Кандинский Марк Мейднер Макке Явленский Мюнтер и Фрейндлих не говоря уже об итальянских футуристах оказавшихся последователями художника которого они резко отвергали. Некоторые критики правда не относили к орфистам по меньшей мере трех художников экспонировавшихся в том же зале: Ван Донгена (давно причисленного к фовистам), Шагала (тогда еще мало известного в Париже) и Алис Байи. древнегреческое религиозное движение, возникшее в 6 в. до н. э. в результате реформы культа Диониса центральный ритуал дионисийских оргий — омофагия («поедание сырого мяса» растерзанной в вакхическом исступлении животной жертвы) — был переосмыслен как первородный грех титанов, растерзавших ребенка-Диониса и вкусивших его мяса. Своей целью орфисты провозгласили создание «новой реальности из простейших, но тончайшим образом организованных цветовых сочетаний». теогонии» реконструируется грандиозная картина эволюции мироздания из «Нестареющего Времени», представленная как смена 6 поколений богов.
Формы ицвета упрощены аструктуры основаны напрямоугольниках и«правильных планах». С1927 творчество Озанфана изменило направление: онснова вводит изображение человеческой фигуры иобращается кстенной живописи («Купальщики вгроте» 1930-1931 Париж гал. музей современного искусства Центр Помпиду и Соло коричневой черты 1912-1913 Прага Нац. В заключение нужно сказать что слово «орфизм» не относится ни к какому реально существующему направлению а служит лишь свободной перегруппировке столь разных часто даже противоположных художников (Делоне, Дюшан, Кандинский). Законы 701b) соединена с божественным дионисийским началом. 165).
Потому-то все и воспринимали Делоне как лидера этого нового направления. С одной стороны создание Делоне живописных выразительных средств полностью основанных на цвете а с другой расширение кубизма благодаря появлению нескольких разных направлений. Вот впервые проявилось это направление которое было мною предсказано (Montjoie.
Пророческое видение. 66). Первым произведением кубистического цикла в творчестве Пикассо явились его Авиньонские девицы (1907). Пространство передается геометрически жестко, чувственно-эмоциональное восприятие натуры почти утрачено. То что Аполлинер говорил об орфизме больше относится к литературе – написал он позже (письмо С. Халперту 1924 приведено в книге Du Cubisme a lArt abstrait.
С этой точки зрения выражение «четвертованный кубизм» которое он также иногда употреблял было безусловно менее пагубным так как оно не вносило путаницы. Кажется он и сам этого не знал. Как и футуристы разрушает форму предметов. «Можно создать картину как машину.
заметим для будущих историков что в 1913 родилась новая школа орфизм. » («La Cote» Париж 19 марта 1913). На самом деле термин «ор физм» впервые появился в статье Аполлинера «Die moderne Malerei» напечатанной в феврале 1913 в журнале Der Sturm. — к этому времени относятся первые орфические гимны. Ноего настоящая творческая карьера начинается в1917 когда вмастерской Опоста Перре онзнакомится сархитектором Шарлем Эдуаром Жаннере (ЛеКорбюзье) который также начал заниматься живописью.
дионисийским началом. Живописные концентрические «солнечные круги», составлявшие основу многих их композиций, были очень динамичны, а тонкости созвучий цвета, буквально пульсирующего в их картинах, казалось издают звуковые вибрации. Действительно термин этот был изобретен Аполлинером (орфизм как культ Орфея) и впервые публично заявлен во время лекции посвященной современной живописи и прочитанной в октябре 1912. В1918в Париже они публикуют манифест «После кубизма» который отметил рождение пуризма сихточки зрения151 наследника кубизма. Более того не знал как определить границы этого нового направления.
«Штурм» в Берлине (январь 1913). Для такого перелета нужны была фантастическая энергия, которую художник передает с помощью расходящихся разноцветных кругов, на которых как лопающиеся мыльные пузыри, цветные пятна создают вибрирующую массу, «взбиваемую» пропеллером. По утверждению А. Ф. Лосева, орфизм никак не моложе Гомера.
Это учение стало прообразом религий более поздних эпох, в том числе и христианства. Изложение истории Урана (3-й царь), Кроноса (4-й царь), Зевса (5-й царь) примыкает к «Теогонии» Гесиода. Действительно термин этот был изобретен Аполлинером (орфизм как культ Орфея) и впервые публично заявлен во время лекции посвященной современной живописи и прочитанной в октябре 1912.
Представители кубизма сознательно ограничивали используемую цветовую палитру. Путаница наблюдалась также и всписке последователей Пикассо (Брак Метсенже, Глез Грис и Мари Лорансен) и в списке последователей Делоне – это плод чистой фантазии, поскольку в него включены одновременно Леже Пикабиа, Мари Лорансен, Марсель Дюшан и в Германии – Кандинский, Марк Мейднер, Макке Явленский, Мюнтер и Фрейндлих не говоря уже об итальянских футуристах оказавшихся последователями художника которого они резко отвергали. Его «Воспоминания 1886-1962» были опубликованы уже после смерти художника. Бердяев назвал кубизм «самой полной и радикальной революцией со времен Ренессанса».
Французский художник, один из основоположников орфизма (симультанизма). Начинал творческую деятельность под влиянием постимпрессионистов, прежде всего Сезанна. казалось, никогда не сможет вернуться на путь реалистического творчества.
Учредителем очистит. Les cahiers inedits de R. Delaunay Париж 1957). Она и положила начало путанице. Они упрекают кубизм вдекоративности иособенно вчуждости «современному духу» индустриальной цивилизации машин инаучного прогресса. Она создала свою концепцию синтетической «синхронной» живописи, которую Терк-Делоне соотносила с музыкой.
ОРФИЗМ – древнегреческое религиозное движение, возникшее в 6 в. до н. э. Серия Окна созданная зимой 1912-1913 настолько вдохновила Аполлинера что он написал одну из самых красивых своих поэм (Окна: Du rouge au vert tout ie jaune se meurt. ) которая была напечатана в каталоге выставки Делоне в гал. В заключение нужно сказать что слово орфизм не относится ни к какому реально существующему направлению а служит лишь свободной перегруппировке столь разных, часто даже противоположных, художников (Делоне, Дюшан, Кандинский).
Так критик Роже Аллар писал в своем отчете о Салоне: «. (La Cote Париж 19 марта 1913). значение имеют фрагменты теогонии.
Очень рано этот орфический дуализм «титанического» и «дионисийского» начал в человеке слился с пифагорейским дуализмом тела и души. Озанфан иЖаннере вдохновляются конструктивными методами конечными целями иэстетикой промышленных машин иутверждают «общую грамматику чувствительности». бог-демиург Фанес («Сияющий») – 1-й царь богов он творит небо и землю, а также «др. сохранились только фрагменты из к-рых наибольшее филос. модернистским течениям футуризму и экспрессионизму. 200 в Малой Азии), составитель которого находился под влиянием стоицизма, Филона Александрийского и Платона и «Орфические аргонавтики» (5 в. ). музей современного искусства Центр Помпиду). Серия Окна созданная зимой 1912-1913 настолько вдохновила Аполлинера что он написал одну из самых красивых своих поэм (Окна: Du rouge au vert tout ie jaune se meurt. ) которая была напечатана в каталоге выставки Делоне в гал. Законы 70 lb) соединена с божественным диотисийским началом.
«Нестареющее Время» рождает эфир (воздух) и бездонную «зияющую бездну» (хаос), окутанные первобытным мраком (Kern fr. В эфире или из него Хронос-Время «сотворил серебристое яйцо» из которого выходит специфически орфический бог-демиург Фанес («Сияющий») — 1-й царь богов он творит небо и землю, а также «другую землю» — луну. (La Cote Париж 19 марта 1913). Только десяток лет назад оно перестало вводить в заблуждение.
Париж приложение к 18 марта 1913). «Священное сказание» о грехе титанов требовало создания своей теокосмогонии, вера в бессмертие души и загробное воздаяние – разработанной эсхатологии, которые и были зафиксированы в гексаметрических поэмах.
Важным источником орфической эсхатологии считают поэму «Нисхождение Орфея в Аид» (Kern, fr. Так критик Роже Аллар писал в своем отчете о Салоне:. Кажется он и сам этого не знал.
В книге Художники-кубисты (Париж 1913) он называет Пикассо, Делоне, Леже, Пикабиа, Дюшана, а также Пьера Дюмона и Анри Валанси. Фигуративные элементы исчезли в гипнотической многоцветности форм. Термин «орфизм» был изобретен поэтом и художественным критиком Гийомом Аполлинером (орфизм как куль Орфея) для характеристики творчества Роббера Делоне и публично заявлен во время лекции, посвященной современной живописи в октябре 1912 г. Предложенным названием поэт хотел, по-видимому, подчеркнуть особую музыкальность интуитивность иррациональность абстрактного искусства Делоне. 25 марта («Lintransigeant») он перечисляет Делоне Леже и Пикабиа а затем – не уточняя считает ли он их в самом деле орфистами – Мари Лорансен Метсенже ЛюкаАльбера Моро Лафресне венгра Соботку и Шагала. Более того не знал как определить границы этого нового направления. 87 «Гимнов Орфея» (ок.
Marcel Duchamp, 28 июля 1887, Бленвиль-сюр-Кревон – 2 октября 1968, Нейи-сюр-Сен) – французский и американский художник, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма. Что он имел в виду. Это смешение эстетики Делоне и Купки длилось особенно долго. Затем Озанфан создает произведения нааллегорические темы принесшие ему ксожалению мало удовлетворения («Жизнь» 1931-1938 Париж Национальный музей современного искусства Центр Помпиду передано нахранение вмузей Сен-Кантена).
музей современного искусства Центр Помпиду и Соло коричневой черты 1912-1913 Прага Нац. Официальное крещение орфизма произошло на Салоне независимых в 1913. Но в «Montjoie. » вышедшей в тот же день наряду с Леже и Мари Лорансен он называет Пикабиа и «туманно орфическую живопись Моргана Рассела».
Les cahiers inedits de R. Delaunay Париж 1957). Орфизм (франц. Это смешение эстетики Делоне и Купки длилось особенно долго. Начало движению положил манифест «После кубизма» (1918 г. ), где были изложены главные положения нового, более абсолютного (по замыслу его создателей) направления в искусстве – пуризма. Цвет у Делоне приобретает и композиционное назначение.
Потому-то все и воспринимали Делоне как лидера этого нового направления. В недрах кубизма в 1912- 1913 годах сформировалось оппозиционное течение, которое благодаря поэту Гийому Аполлинеру, получило название «орфизм». Художники-орфисты (создатель и теоретик направления Р. Делоне, Ф. Купка, Ф. Пикабия, М. Дюшан), пытаясь выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью «закономерностей» взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей, очень скоро перешли к абстрактному формотворчеству.
Дальнейшая теогония развивается по Гесиоду: рождение нового Зевса, битва Богов и Титанов, растерзание Диониса Загрея, сына Зевса, спасение его сердца Афиной, новое рождение Загрея для мира, уничтожение Титанов молниями Зевса, создание и рождение из их праха человеческого рода – третьего от начала мира (1-й – золотой при Фанесе, 2-й – серебряный при Кроносе), в котором злая титаническая природа (Платон, Законы 701в) соединена с божественной дионисической. Наконец Гийом Аполлинер подкрепил это утверждение воскликнув не без гордости: «Это орфизм. Кажется он и сам этого не знал. В эфире или из него хроносвремя «сотворил серебристое яйцо» из к-рого выходит специфически орфич.
Творческий стиль Купки эволюционировал от реализма к абстрактному искусству. Делоне (Delaunay) Робер (1885-1941) французский художник. др. -греч, религ.
Заметим что в этих текстах речь идет не об орфизме а о чистой живописи выражение введенное самим Делоне который несмотря на дружбу с Аполлинером так и не оценил его термина как не отражавшего его истинных намерений. Ему вторил другой критик Андре Варно: Салон 1913 был отмечен рождением новой школы орфической школы (Comoedia Париж 18 марта 1913). Ему вторил другой критик Андре Варно: «Салон 1913 был отмечен рождением новой школы орфической школы» («Comoedia» Париж 18 марта 1913).
В заключение нужно сказать что слово орфизм не относится ни к какому реально существующему направлению а служит лишь свободной перегруппировке столь разных часто даже противоположных художников (Делоне, Дюшан, Кандинский). движение, возникшее в 6 в. до н. а. в результате реформы культа Диониса: центр. Заметим что в этих текстах речь идет не об орфизме а о «чистой живописи» выражение введенное самим Делоне который несмотря на дружбу с Аполлинером так и не оценил его термина как не отражавшего его истинных намерений. Ихорганичное расположение производит регенерацию форм.
Что он имел в виду. Основным приемом синтетического периода (1913-1914) стал коллаж. Пуристы призывали к максимальному самоограничению – отбросить все лишнее, второстепенное, отказаться от субъективного произвола (фантазии и свободы творчества) в целях достижения пластического совершенства, образцом которого является машина.
Оно разделилось пополам и родился Бог Фанет (Сияющий). до н. э. в Аттике, названо в честь легендарного Орфея. Из фрагментов т. н. «Рапсодической теогонии» реконструируется грандиозная картина эволюции мироздания из «Нестареющего Времени», представленная как смена шести поколений богов.
Использование традиционных художественных средств здесь служило решению современных творческих задач. в результате реформы культа Диониса: центральный ритуал дионисийских оргий – омофагия («поедание сырого мяса» растерзанной в вакхическом исступлении животной жертвы) – был переосмыслен как первородный грех титанов, растерзавших ребенка-Диониса и вкусивших его мяса. Зевс проглатывает Фанеса и тем самым вбирает в себя все мироздание и всех богов. На самом деле путаница царящая и поныне произошла из-за того что Аполлинер неосознанно спутал две проблемы взаимосвязанные конечно же но прежде чем пытаться соединить их ему следовало подчеркнуть их различия. «Нестареющее Время» рождает эфир (воздух) и бездонную «зияющую бездну» (хаос), окутанные первобытным мраком (Kern, fr. bizarreries cubiques). Начиная с 1912 г. в кубизме зарождается новое ответвление, которое искусствоведы назвали «синтетическим кубизмом». Наиболее известными кубистическими произведениями начала XX века стали картины Пикассо «Авиньонские девушки», «Гитара», работы таких художников, как Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан и др. Вспомним работу Роббера Делоне «В честь Блерио». Космогенезис начинается с Праначала мира (Хро-нос), рождающего хаос и эфир.
Помимо Делоне он включает в него Леже американца Брюса (который действительно был последователем Делоне) Мари Лорансен и с определенной осторожностью Глеза и Метсенже Lintransigeant 18 марта 1913). 168) был известен уже Платону. образ жизни», отличит. Эти эксперименты найдут продолжение в работах художников геометрической абстракции. 25 марта (Lintransigeant) он перечисляет Делоне Леже и Пикабиа а затем – не уточняя считает ли он их в самом деле орфистами – Мари Лорансен Метсенже ЛюкаАльбера Моро Лафресне венгра Соботку и Шагала. лит-ры до нас дошли только два поздних памятника: сб.
Кубизм в искусстве 151 это принципиально новый подход к формированию изображения на бумаге. течение античной мифологии в позднеэпическом ее варианте, связанное с именами Мусея, Эпименида и генетически возводящееся к личности легендарного Орфея (реальность которого как исторической фигуры была подвергнута рациональной критике уже в рамках античности – начиная с Аристотеля). Орфики (последователи О. ) учили о душе как добром начале и о теле как «темнице» души, о загробном воздаянии. Наконец в ноябре 1913 подводя итоги первого Осеннего салона в Берлине (Soirees de Paris) он говорит в заключение о Делоне и его жене затем воздает должное Глезу Кандинскому Леже Метсенже Пикабиа и итальянским футуристам и заканчивает таким образом:.
Дробя цельную форму на грани, художник стремиться проникнуть в структуру вещей, произвести ее анализ, пытаясь «отыскать в объектах наиболее устойчивые элементы». Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду. Тающее пространство за Эйфелевой башней говорит о небывалом по тем временам расстоянии, которое беспосадочно перекрыл героический пилот. Поэмы под именем Орфея создавались в течении 1000 лет, отражая различные стадии греч. Оноткликается напризыв сюрреализма странными новсегда рациональными образами. Штурм в Берлине (январь 1913).
«Нестареющее Время» рождает эфир (воздух) и бездонную «зияющую бездну» (хаос), окутанные первобытным мраком (Kern, fr. Официальное крещение орфизма произошло на Салоне независимых в 1913. В современной литературе называют «орфиками» авторов «поэм Орфея» (Ономакрит – Афины, 2-я пол. религии и влияние различных филос. гал. ) едва ли обнаруживают сходство с искусством Делоне хотя их автор был одним из создателей беспредметной живописи которой и соответствуют эти два произведения. Возникло ориентировочно в VI веке дон. э.
музей современного искусства). На самом деле термин ор физм впервые появился в статье Аполлинера Die moderne Malerei напечатанной в феврале 1913 в журнале Der Sturm. Когда перечитываешь их отчеты о Салоне независимых 1913 замечаешь что всюду термин употребляется только по отношению к участникам зала 45 где находилась большая картина Делоне Команда Кардиффа (1912-1913 Париж Гор.
На самом деле путаница царящая и поныне произошла из-за того что Аполлинер неосознанно спутал две проблемы взаимосвязанные конечно же но прежде чем пытаться соединить их ему следовало подчеркнуть их различия. Некоторые критики правда не относили к орфистам по меньшей мере трех художников экспонировавшихся в том же зале: Ван Донгена (давно причисленного к фовистам), Шагала (тогда еще мало известного в Париже) и Алис Байи. Когда перечитываешь их отчеты о Салоне независимых 1913 замечаешь что всюду термин употребляется только по отношению к участникам зала 45 где находилась большая картина Делоне «Команда Кардиффа» (1912-1913 Париж Гор.
заметим для будущих историков что в 1913 родилась новая школа орфизм. ритуал дионисийских оргий – омофагия («поедание сырого мяса» растерзанной в вакхич. Штурм в Берлине (январь 1913). Получив классическое образование Озанфан вовремя Первой мировой войны вырабатывает принципы своей живописи издавая вчастности журнал «Elan» (1915-1917). Отвергая декоративные тенденции кубизма идругих авангардистских течений 1910-х гг., принятую ими деформацию натуры, пуристы стремились крационалистически упорядоченной передаче устойчивых илаконичных предметных форм, какбы «очищенных» отдеталей, кизображению «первичных» элементов.
Официальное «крещение» орфизма произошло на Салоне независимых в 1913. Только десяток лет назад оно перестало вводить в заблуждение. Но в Montjoie. Помимо Делоне он включает в него Леже американца Брюса (который действительно был последователем Делоне) Мари Лорансен и с определенной осторожностью Глеза и Метсенже «Lintransigeant» 18 марта 1913). В заключение нужно сказать что слово орфизм не относится ни к какому реально существующему направлению а служит лишь свободной перегруппировке столь разных часто даже противоположных художников (Делоне, Дюшан, Кандинский).
Только десяток лет назад оно перестало вводить в заблуждение. Но вернемся к творчеству Сони Делоне. Р. Делоне является автором теоретических работ о живописи. Les cahiers inedits de R. Delaunay Париж 1957). Так, можно сказать, выглядела эта удивительная орфистская перекличка с Россией. В живописи Соня Делоне продолжает исследование мужа, анализируя цветовые переходы их влияние на восприятие картины и идет дальше по пути синтезирования пространства с помощью цвета, яркий пример её творческих поисков 150 картина «Электрические призмы». В эфире Хронос сотворил серебряное яйцо.
«Орфизмом» Аполлинер назвал новое течение в живописи по аналогии с именем древнегреческого певца Орфея, голосу которого подчинялись даже силы природы. Титанов, растерзавших сына Зевса Диониса, Зевс испепелил молнией, а из праха создал 3-й, нынешний, род людей (1-й, золотой, – при Фанесе, 2-й, серебряный, – при Кроносе), в которых «злая титаническая природа» (Платон. Убежденный в обоснованности их идей более того обрадованный тому что должен первым приподнести их общественности он занимает этими проблемами своих читателей в статье опубликованной в газете Temps (14 октября 1912) и публикует важный текст Делоне Реальность чистая живопись в Soirees de Paris (декабрь 1912) и в немецком журнале Der Sturm (декабрь 1912). Пуризм151 (франц. Картины синтезировались из разнородных материалов и фрагментов (обрывки газет и одежды, куски обоев, спичечные коробки, наклейки, всевозможные имитации, фактуры).
Направление во французской живописи 1910-х г. Название дано в 1912 г. Аполлинером. Ею было создано нечто большее, чем просто учение: была создана, по сути, фундаментальная религия орфиков: орфизм, — так ее называл впоследствии известный французский художник Робер Делоне (считается, что этот термин изобрел именно он). Но если список последователей Пикассо вполне логичен (Брак Метсенже Глез Грис и кто знает почему – Мари Лорансен) то список последователей Делоне – это плод чистой фантазии поскольку в него включены одновременно Леже Пикабиа Мари Лорансен Марсель Дюшан и в Германии – Кандинский, Марк Мейднер, Макке Явленский Мюнтер и Фрейндлих не говоря уже об итальянских футуристах оказавшихся последователями художника которого они резко отвергали. 25 марта (Lintransigeant) он перечисляет Делоне Леже и Пикабиа а затем – не уточняя считает ли он их в самом деле орфистами – Мари Лорансен Метсенже ЛюкаАльбера Моро Лафресне венгра Соботку и Шагала. 293-296).
orphisme, от Огрhe Орфей), направление во французской живописи 1910-х гг. музей современного искусства Центр Помпиду и Соло коричневой черты 1912-1913 Прага Нац. От огромной орфической литературы до нас дошли только два поздних памятника: сборник 87 «Гимнов Орфея» (ок. Формы, ритмы и все приемы ее, рождены ею самой. обрядов и автором этих поэм создатели новой религии провозгласили мифич.
Убежденный в обоснованности их идей более того обрадованный тому что должен первым приподнести их общественности он занимает этими проблемами своих читателей в статье опубликованной в газете Temps (14 октября 1912) и публикует важный текст Делоне Реальность чистая живопись в Soirees de Paris (декабрь 1912) и в немецком журнале Der Sturm (декабрь 1912). Более того не знал как определить границы этого нового направления. На вершине иерархии бытия стоит единый творец Зевс. В книге Художники-кубисты (Париж 1913 г. ) он окончательно причисляет к орфистам Пикассо, Делоне, Леже, Пикабиа, Дюшана, а также Пьера Дюмона и Анри Валанси. Создатель т. н. орфизма.
Эти предметы изображаются всоответствии сметодами взятыми изпромышленного рисунка сиспользованием плана общего вида итени спроецированной поправилам перспективы. Красочные декоративные композиции (Эйфелева башня, 1910). Франсис Пикабиа (фр. музей современного искусства).
Потому-то все и воспринимали Делоне как лидера этого нового направления. Только десяток лет назад оно перестало вводить в заблуждение. О. приписывается учение о метемпсихозе.
Впрочем, как ощущал мир первобытный человек, нам все равно не известно. Кстати, с футуристами их сближало и восхищение достижениями техники. В1918 они появляются нахудожественной сцене показав навыставках свои пейзажи иглавным образом натюрморты состоящие изобычных предметов инаписанные впростой манере мрачной цветовой гамме исжатом композиционном построении («Желтые скрипки» Париж Нац. чертой к-рого для грека 5 в. до н. э. было вегетарианство.
От огромной орфической литературы до нас дошли только два поздних памятника: сборник 87 «Гимнов Орфея» (ок. 66). А. С. Пушкина). 66). В совр.
Что он имел в виду. Художники кубизма отказались от передачи действительности при помощи классической линейной перспективы и цветовоздушной среды, считая, что они смогут добиться интересного художественного эффекта, чередую плоскости. эсхатологии считают поэму «Нисхождение Орфея в Аид». От огромной орфич. Вот впервые проявилось это направление которое было мною предсказано (Montjoie.
землю» – луну. Некоторые критики правда не относили к орфистам по меньшей мере трех художников экспонировавшихся в том же зале: Ван Донгена (давно причисленного к фовистам), Шагала (тогда еще мало известного в Париже) и Алис Байи. Штурм в Берлине (январь 1913).
Фанет заключает в себе всех других Богов и един с Ними. Идеи О. были восприняты пифагореизмом, отчасти Платоном, а позднее – христианством.
Зато все причисляли к последователям Делоне П. Брюса Моргана Рассела (создателя вместе со Стентоном Макдональд-Райтом движения синхронизма которое несмотря на утверждения самих художников определенно испытало влияние Делоне) Ф. Пикабиа, Фернана Леже и чеха Франтишека Купку две картины которого (Вертикальные планы 1912-1913 Париж Нац. При этом ставится проблема единого и многого: «Как мне сделать, чтобы все вещи были и едины и раздельны. » (вопрос Зевса к Ночи, Kern, fr. От Фанета родилась Ночь (Ехидна), от нее – Уран и Гея. заметим для будущих историков что в 1913 родилась новая школа орфизм.
Официальное крещение орфизма произошло на Салоне независимых в Париже. Кати Гранофф). Учредителем очистительных обрядов и автором этих поэм создатели новой религии провозгласили мифического певца Орфея — героя сказания об аргонавтах (живших до Троянской войны): его учение было древнее и «ближе к богам», а следовательно, авторитетнее теологии Гомера и Гесиода. грех (лежащий на всем человечестве) мог только «чистый» – посвященный в мистерии и ведущий «орфич. Что он имел в виду. С одной стороны – создание Делоне живописных выразительных средств полностью основанных на цвете, а с другой – расширение кубизма благодаря появлению нескольких разных направлений. В современной литературе называют «орфиками» авторов «поэм Орфея» (Ономакрит — Афины, 2-я пол.
Скорее всего, здесь связь чисто ассоциативная: абстрактное искусство Делоне казалось Аполлинеру столь же музыкальным, гармоничным и искренним, как и пение Орфея. Но первоначально этот новый стиль, найденный Робером и Соней Делоне, назвали принципом симультанизма (одновременности). Наконец в ноябре 1913 подводя итоги первого Осеннего салона в Берлине («Soirees de Paris») он говорит в заключение о Делоне и его жене затем воздает должное Глезу Кандинскому Леже Метсенже Пикабиа и итальянским футуристам и заканчивает таким образом: «. поэмах. Так критик Роже Аллар писал в своем отчете о Салоне:.
Наконец Гийом Аполлинер подкрепил это утверждение воскликнув не без гордости: Это орфизм. Из фрагментов т. н. «Рапсодич. Зато все причисляли к последователям Делоне П. Брюса Моргана Рассела (создателя вместе со Стентоном Макдональд-Райтом движения синхронизма которое несмотря на утверждения самих художников определенно испытало влияние Делоне) Ф. Пикабиа, Фернана Леже и чеха Франтишека Купку две картины которого (Вертикальные планы 1912-1913 Париж Нац. Был близок к объединению «Синий всадник», основанному в декабре 1911 г. в Мюнхене В. Кандинским и Ф. Марком, переписывался с Кандинским и Маке (также участником этого объединения).
Они делала эскизы костюмов и декораций для дягилевских сезонов в Париже. Убежденный в обоснованности их идей более того обрадованный тому что должен первым приподнести их общественности он занимает этими проблемами своих читателей в статье опубликованной в газете Temps (14 октября 1912) и публикует важный текст Делоне Реальность чистая живопись в Soirees de Paris (декабрь 1912) и в немецком журнале Der Sturm (декабрь 1912). «Священное сказание» о грехе титанов требовало создания своей теокосмогонии, вера в бессмертие души и загробное воздаяние – разработанной эсхатологии, к-рые и были зафиксированы в гексаметрич. Некоторые критики правда не относили к орфистам по меньшей мере трех художников экспонировавшихся в том же зале: Ван Донгена (давно причисленного к фовистам), Шагала (тогда еще мало известного в Париже) и Алис Байи. Наконец в ноябре 1913 г., подводя итоги первого Осеннего салона в Берлине (Soirees de Paris) он говорит в заключение о Делоне и его жене затем воздает должное Глезу Кандинскому Леже Метсенже Пикабиа и итальянским футуристам и заканчивает таким образом:. А этой картине среди абстрактных форм есть и вполне реальные элементы: высоко в небе над Эйфелевой башней летит самолет летчика Блерио впервые совершившего перелет через Ла-Манш.
Потому-то все и воспринимали Делоне как лидера этого нового направления. Но если список последователей Пикассо вполне логичен (Брак Метсенже Глез Грис и кто знает почему – Мари Лорансен) то список последователей Делоне – это плод чистой фантазии поскольку в него включены одновременно Леже Пикабиа Мари Лорансен Марсель Дюшан и в Германии – Кандинский, Марк Мейднер, Макке Явленский Мюнтер и Фрейндлих не говоря уже об итальянских футуристах оказавшихся последователями художника которого они резко отвергали. Теогония и этика в учении орфиков связаны неразрывно. Они словно создавали разноцветную бурю, наполняя динамикой все пространство картины.
Творческое наследие относительно невелико, однако благодаря оригинальности своих идей Дюшан считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX века. В1985в музее Сен-Кантена прошла большая выставка его творчества. Она основана на монотеизме. purisme, отлат. Так критик Роже Аллар писал в своем отчете о Салоне:.
Конструктивизм и много другое. Действительно термин этот был изобретен Аполлинером (орфизм как культ Орфея) и впервые публично заявлен во время лекции посвященной современной живописи и прочитанной в октябре 1912. Ему вторил другой критик Андре Варно: Салон 1913 был отмечен рождением новой школы орфической школы (Comoedia Париж 18 марта 1913).
Париж приложение к 18 марта 1913). Орфизм утверждал божественность души и нечистоту тела смерть считалась освобождением. Из половинок яйца образовались небо и земля. Название дано в 1912 Аполлинером.
Это смешение эстетики Делоне и Купки длилось особенно долго. аргонавтики» (5 в. ). Это смешение эстетики Делоне и Купки длилось особенно долго. Для работ пуристов характерны плоскостность, плавная ритмика лёгких силуэтов иконтуров однотипных предметов (кувшинов, стаканов ит. п. ).
При этом ставится проблема единого и многого: «Как мне сделать, чтобы все вещи были и едины и раздельны. » (вопрос Зевса к Ночи, Kern fr. Наконец Гийом Аполлинер подкрепил это утверждение воскликнув не без гордости: Это орфизм. Для первого периода (до 1909г. ) были характерны массивные, несколько грубоватые формы, образованные пересечениями прямых и изломанных линий. 6 в. до н. э. и др. ), а также всех исповедовавших религию Орфея. Наконец изогромного литературного наследия Озанфана следует особо отметить книгу «Искусство» вышедшую в1928 ивскоре переведенную нанемецкий ианглийский языки.
Она стремилась к раскрепощению цветовой экспрессии. Особую популярность художнице принесла её работа в театре. И хотя к русскому кубизму часто относят творчество Малевича, Шагала, Архипенко, Лентулова, Альтмана их работы так же можно воспринимать в качестве примеров других направлений в искусстве. Она была вытеснена рассудочным сопоставлением самоценных линий и форм. Наконец в ноябре 1913 подводя итоги первого Осеннего салона в Берлине (Soirees de Paris) он говорит в заключение о Делоне и его жене затем воздает должное Глезу Кандинскому Леже Метсенже Пикабиа и итальянским футуристам и заканчивает таким образом:. Что характерно для этого направления. Наконец Гийом Аполлинер подкрепил это утверждение воскликнув не без гордости: Это орфизм.
Потому-то все и воспринимали Делоне как лидера этого нового направления. При этом ставится проблема единого и многого: «Как мне сделать, чтобы все вещи были и едины и раздельны. » (вопрос Зевса к Ночи, Kern, fr. Вот впервые проявилось это направление которое было мною предсказано (Montjoie. Очень рано этот орфич. Очень рано этот орфический дуализм «титанического» и «дионисийского» начал в человеке слился с пифагорейским дуализмом тела и души.
Ихпростые истандартизированные формы могут легко соединяться оставаясь при этом четкими. Это привело к ограниченному набору изображаемых предметов и жанров (натюрморт, реже пейзаж и портрет). школ.
Он, его супруга – мать Персефона и сын Дионис Загрей составляют единую троицу. purus151 чистый) течение вофранцузской живописи конца 191015120-х гг. Следовавший затем величеств.
Зевс проглатывает Фанеса и тем самым вбирает в себя все мироздание и всех богов. Один из первых представителей абстрактной живописи, представитель орфизма. Кажется он и сам этого не знал. 165). Учредителем очистительных обрядов и автором этих поэм создатели новой религии провозгласили мифического певца Орфея – героя сказания об аргонавтах (живших до Троянской войны): его учение было древнее и «ближе к богам», а следовательно, авторитетнее теологии Гомера и Гесиода. 18) он говорит в заключение о Делоне и его жене затем воздает должное Глезу Кандинскому Леже Метсенже Пикабиа и итальянским футуристам и заканчивает таким образом:.
Отвергая декоративность и деформацию натуры, принятые кубизмом и другими авангардистскими течениями, развивавшимися на кануне Первой Мировой войны (футуризма и орфизма), пуристы провозгласили идею «очищения» действительности изображаемой художником. Титанов, растерзавших сьша Зевса Диониса, Зевс испепелил молнией, а из праха создал 3-й, нынешний, род людей (1-й, золотой, — при Фанесе, 2-й, серебряный, — при Кроносе), в которых «злая титаническая природа» (Платон. Эти тексты затем вошли вкнигу Современная живопись (Париж 1925) которая вызвала много шуму вкругах стремившихся косознанию природы художественного творчества иеерационализации. магией, что дает основание считать его идеологией крестьянства. От остальных соч.
Они стремятся найти вискусстве «неизменные величины» каковыми внауке являются законы. релит, течение, возникшее в 8-7 вв. Серия «Окна» созданная зимой 1912-1913 настолько вдохновила Аполлинера что он написал одну из самых красивых своих поэм («Окна» : «Du rouge au vert tout ie jaune se meurt. ») которая была напечатана в каталоге выставки Делоне в гал. Робер Делоне Электрический союз. 200 в Малой Азии), составитель которого находился под влиянием стоицизма, Филона Александрийского и Платона и «Орфические аргонавтики» (5 в. ).
В эфире или из него Хронос-Время «сотворил серебристое яйцо» из которого выходит специфически орфический бог-демиург Фанес («Сияющий») – 1-й царь богов он творит небо и землю, а также «другую землю» – луну. Второй период (1909 – 1912) отличается более мелкой деталировкой предмета изображения. Основные теоретические идеи кубизма были изложены самими участниками движения (А. Глез и Ж. Метценже «О кубизме», 1912) и симпатизировавшими движению критиками (Г. Эти положения развивались А. Озанфаном и Ле Корбюзье и журнале «Новый дух» («LEsprit Nouveau»), выпускаемом ими в 1920-1925 гг., в совместной книге «Современная живопись» (1924 г. ) и усовершенствовались в практическом живописном опыте. (франц.
Париж приложение к 18 марта 1913). Помимо цветового строя, кубизм в искусстве отличался еще и тем, что полотна кубистов представляли собой сопоставления различных геометризированных поверхностей и плоскостей при достаточно отдаленном сходстве с оригиналом. Действительно термин этот был изобретен Аполлинером (орфизм как культ Орфея) и впервые публично заявлен во время лекции посвященной современной живописи прочитанной в октябре 1912 г. Аполлинер и сам не мог понять границ нового направления. Важным источником орфич. музей современного искусства).
«Священное сказание» о грехе титанов требовало создания своей теокосмогонии, вера в бессмертие души и загробное воздаяние — разработанной эсхатологии, которые и были зафиксированы в гексаметрических поэмах. 168) был известен уже Платону. Серия Окна созданная зимой 1912-1913 настолько вдохновила Аполлинера что он написал одну из самых красивых своих поэм (Окна: Du rouge au vert tout ie jaune se meurt. ) которая была напечатана в каталоге выставки Делоне в гал.
Помимо Делоне он включает в него Леже американца Брюса (который действительно был последователем Делоне) Мари Лорансен и с определенной осторожностью Глеза и Метсенже Lintransigeant 18 марта 1913). Основным жанром пуризма становится натюрморт, где простые стандартизованные формы предметов могут легко соединяться, оставаясь при этом четкими. выродился в мис-тич.
Орфизм Официальное крещение орфизма произошло на Салоне независимых в 1913. Она и положила начало путанице. Франтишек Купка (чеш. Русский философ Н. А. После 1940он создает несколько привлекательных произведений таких как «Спящая пушка» (Миннеаполис Художественный центр Уокера) или «Освещенный небоскреб» (Париж Национальный музей современного искусства Центр Помпиду)151 плод его американского путешествия.
К 5 в. до н. э. О. Но если список последователей Пикассо вполне логичен (Брак Метсенже Глез Грис и кто знает почему – Мари Лорансен) то список последователей Делоне – это плод чистой фантазии поскольку в него включены одновременно Леже Пикабиа Мари Лорансен Марсель Дюшан и в Германии – Кандинский, Марк Мейднер, Макке Явленский Мюнтер и Фрейндлих не говоря уже об итальянских футуристах оказавшихся последователями художника которого они резко отвергали. Аполлинер «Художники-кубисты», 1913).
Это утверждение как и любое эстетическое суждение может казаться спорным но оно и сегодня остается абсолютно резонным и обоснованным. Картина151 это механизм волнения». дуализм «титанического» и «дионисийского» начал в человеке слился с пифагорейским дуализмом тела и души. Более того не знал как определить границы этого нового направления. Важным источником орфической эсхатологии считают поэму «Нисхождение Орфея в Аид» (Kern, fr.
«Орфизм» активизировал формирование беспредметных цветовых поисков в дальнейшем развитии европейской живописи. Вот впервые проявилось это направление которое было мною предсказано» («Montjoie. » Париж приложение к 18 марта 1913). было вегетарианство. 148-149).
По-видимому идеи Аполлинера вовсе не иссякли на этом потому как в 1913 этот список испытал значительные изменения. Особенно удачными считались её эскизы костюмов и декораций к балету «Клеопатра». Изложение истории Урана (3-й царь), Кроноса (4-й царь), Зевса (5-й царь) примыкает к «Теогонии» Гесиода. Пути Озанфана иЖаннере разошлись после 1925. Зато все причисляли к последователям Делоне П. Брюса, Моргана, Рассела (создателя вместе со Стентоном Макдональд-Райтом движения синхронизма, которое, несмотря на утверждения самих художников определенно испытало влияние Делоне) Ф. Пикабиа, Фернана Леже и чеха Франтишека Купку две картины которого («Вертикальные планы» и «Соло коричневой черты») едва ли обнаруживают сходство с искусством Делоне хотя их автор был одним из создателей беспредметной живописи, которой и соответствуют эти два произведения. В книге Художники-кубисты (Париж 1913) он называет Пикассо, Делоне, Леже, Пикабиа, Дюшана, а также Пьера Дюмона и Анри Валанси.
лит-ре называют «орфиками» авторов «поэм Орфея» (Ономакрит – Афины, 2-я пол. «Рапсодической теогонии» реконструируется грандиозная картина эволюции мироздания из «Нестареющего Времени», представленная как смена шести поколений богов. 168) был известен уже Платону.
заметим для будущих историков что в 1913 родилась новая школа орфизм. Помимо Делоне он включает в него Леже американца Брюса (который действительно был последователем Делоне) Мари Лорансен и с определенной осторожностью Глеза и Метсенже Lintransigeant 18 марта 1913). Она и положила начало путанице. Убежденный в обоснованности их идей более того обрадованный тому что должен первым приподнести их общественности он занимает этими проблемами своих читателей в статье опубликованной в газете «Temps» (14 октября 1912) и публикует важный текст Делоне «Реальность чистая живопись» в «Soirees de Paris» (декабрь 1912) и в немецком журнале «Der Sturm» (декабрь 1912). Но в Montjoie.
природа» (Платон, Законы 701 в) соединена с божеств. 6 в. до н. в. и др. ), а также всех исповедовавших религию Орфея. Что же всё-таки было общего у Орфея и Делоне. Так как именно душу он идентифицировал со своим многострадальным «я».
Но в Montjoie. Объект окружающего мира в художественных произведениях заменялся «пластическим символом», «первичным элементом», который должен был выразить внутреннюю сущность предмета или явления. 87 Гимнов Орфею и Орфическая аргонавтика важнейшими источниками сведений об орфической теологии выступает трактат О принципах неоплатоника Дамаския (6 в. ) и Посольство по делам христиан – раннехристианская апология Афеногора Афинского (2 в. ), обращенная к Марку Аврелию.
Цвет у него наполнен символическим значением, что сближает орфизм с экспрессионизмом. О. опирается на учение о переселении душ, понимая тело как место временного заточения души. Центральное место занимала проблема будущей жизни. Зевс проглатывает Фанеса и тем самым вбирает в себя все мироздание и всех богов.