Описание внешности человека (по картине В. Серова Девочка с персиками). Автопортрет художника В. А. Серова, Портрет Ермоловой, Летом, портреты Ф. Шаляпина, Л. Андреева.
В истории России Серову особенно интересно петровское время. font-family:Times New Roman CYRВ Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887г. ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить «свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров». Ни к чему эта затея.
font-family:Times New Roman CYRВ отличие от крупноформатного живописного портрета Сергея Михайловича (1895), эскиз портрета Павла Михайловича (1899) невелик и выполнен в технике акварели, однако остается для нас одним из самых драгоценных свидетельств не только внешнего облика Третьякова, но и тончайших проявлений его великой и неординарной души. Конечно, Валентин Серов затевал большой, основательный портрет певца в масле. Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Щепкина – Куперник, современница великой русской актрисы. Ге. — Новь, 1897, 18, с. 446. 15 И. Репин, указ.
Недаром Серов был учеником Репина. Он верен себе. В 1888 году художник дебютировал с двумя картинами «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» радостными красками, тонкой передачей света и воздуха имевшими сенсационный успех и воспринятые как новое слово в искусстве.
Петр дубиной укладывает и этого на месте: Будешь знать, как царя не признавать. Тормозящему движение толпы придворных, в стремительном шаге Петра по берегу Невы навстречу мощному ветру, в ряби волн реки, не поспевающих за царем, в и холодных суровых красках северной природы – бодрый, созидательный дух петровского времени. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого. Либо он забыл о назначенной встрече, либо его о ней не успели предупредить, но когда он увидел незнакомого человека, лицо его приняло выражение недоверия, страха, холода и враждебности.
И эта красивая тоска опьяняет вас, как аромат цветов», – вторит Коровину художник Яков Минченков. Сперва молчала захваченная зала, потом разразилась бурей рукоплесканий, слез, приветствий. И купил картину. Врубеля и Серова часто сравнивают, но ставить вопрос – кто из них лучше.
В этой картине художник рисует двух своих сыновей на веранде у Финского залива. В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник (хотя известно, что Левитан также позировал в своей мастерской). Л. — М., 1960, с. 30. 4 И. Грабарь, указ.
Портрет был ему заказан Литературнохудожественным кружком. На сцене нет Марии Николаевны Ермоловой. Портрет Коровина, несомненно, шутка великого Серова. По одной из версий, Иду Рубинштейн – танцовщицу, прославившуюся выступлениями в балетах «Клеопатра» и «Шехерезада» – Серов также писал для афиши «Русских сезонов».
Монолог ледиМакбет волновал, мучил. Нерадовский. Портреты И. Е. Репина, К. А. Коровина, И. И. Левитана, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. П. Чехова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, В. И. Качалова, К. С. Станиславского, Т. П. Карсавиной – в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX – начала XX в. Один из самых необычных портретов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) Серова был написан в Париже, незадолго до его смерти. «Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз Грусть его изящна. Мне Остроухов говорил.
Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903г. ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902г. ). Не люблю выставляться напоказ. Художник позже неоднократно пишет человека в пленере, но эффект получается иной. Этим подчеркнута значительность личности Петра.
Моделью для Алёши Поповича послужил сын Саввы Мамонтова Андрюша. Вы насчет портрета. Вскоре Серовы переезжают в Москву.
Великим трагиком, трибуном хотел представить Ермолову художник в своей работе. Один из первых в серии заказных парадных портретов – портрет великого князя Павла Александровича, дяди императора Николая II, удостоенный Grand Prix на всемирной выставке в Париже в 1900 году. И работал медленно иногда требуя 90 сеансов, что бы написать один портрет. И. Немирович-Данченко). Губы сжаты.
Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. Его ввели в большой белый зал, разделенный арками на две половины. Она исчезает, растворяется в другом образе. Картина «Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного солнцем – второго.
Ещё одинпортретчлена семьи Морозовых, написанный Серовым, этоИван Абрамович. Он младший брат Михаила. И жест руки его воспринимается как жест человека, доказывающего свою правоту. Картина «Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного солнцем – второго. Он одет в простую рубашку-косоворотку, брюки заправлены в сапоги. Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности.
«Выезд Петра II и Елизаветы Петровны», «Выезд Екатерины II на соколиную охоту», «Юный Петр на псовой охоте» (1900-1902 годы) выполнены с блестящим мастерством. В живописи каждого портрета можно найти аналогию в искусстве прошлых эпох, как если бы художник перевоплощался согласно своему представлению о модели: «Этого человека мог бы написать Веласкес – я напишу его, как Веласкес».
Серов Валентин Портрет М. Н. Ермоловой. Первые его произведения – «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» – поражали современников новизной колорита: он чист и свеж.
Однако это не умаляет живописных качеств холста. Ее морда обращена к зрителю, а стоящие торчком «чуткие» уши придают ей выражение пристальной, настороженной внимательности. Лепные карнизы, в стены вделаны зеркала, на окнах, на дверях тяжелые портьеры. Картина «Лето» (портрет жены Серова) близка к «Девушке, освещенной солнцем» композиционным эффектом: контрастом затененного первого и освещенного второго планов. «Портрет Ермоловой», примадонны Малого театра.
Рисунок стал вдохновенным, поэтическим портретом великой балерины. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. Платье художник писал отдельно, на-дев его на манекен. Серов работал в одной мастерской с Врубелем и Дервизом.
На нем красивый костюм, высокий воротничок с модным галстуком, завязанным широким узлом. Это Валентин Александрович Серов. Поднялся занавес. Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Но публика приняла портрет любимой актрисы с восторгом.
Слава знаменитого портретиста влекла заказы от аристократов, банкиров, промышленников. А «Портрет Шаляпина», выполненный углём, критика разругала. Наиболее противоречивой из них представляется «Похищение Европы».
В молодости Валентин Серов много путешествовал, посетив Италию, Австрию и Францию. В сюжетных картинах на смену бытовому жанру приходит исторический. Серов осознал, что в системе Репина ему было удобно, привычно, спокойно, но неинтересно. «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник. Михаил Врубель ввёл Серова в Абрамцевский кружок, где Серова очень полюбили и сам Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна и сестра Саввы Вера, которая была замужем за Павлом Михайловичем Третьяковым и Костя Алексеев (Станиславский), родственник жены Саввы Мамонтова. Картина знаменует зрелость таланта художника – точный глаз, уверенное мастерство.
«Могла бы быть и попроще», – сказала она. Героями этого портрета стали сыновья художника, Юра (слева) и Саша (справа), которых он изобразил на веранде дачи неподалеку от берега Финского залива. Чуть меньше, чем в три четверти, он стал органически связанным со всем силуэтом фигуры. Внешние данные Марии Николаевны были не менее значительны.
Серов. Для этого он особым образом выстроил композицию. Прекрасно лицо Ермоловой. Мне это было приятно. «Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько «играл себя» и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит», – вспоминал Сергей Маковский.
Моя жизнь. В портретах итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо уже проявилась одна из особенностей Серова – портретиста не изображать характер как таковой, а заострять внимание на определенном аспекте личности. С 1894 года Серов является членом Товарищества передвижных художественных выставок (так называемые «передвижники»).
Она оказалась права. Василий Дмитриевич Поленов, Елена Дмитриевна Поленова. Васнецов очень долго работал над своими «Богатырями», постоянно отвлекаясь на другие заказы, выигрывая конкурсы на росписи храмов, в отличие от Врубеля, которые эти конкурсы постоянно проигрывал.
Портрет необычен по композиции, он динамичен. Работа над картиной, вместе с этюдами, заняла три года. В эти несчастные пропуски он писал пруд («Заросший пруд. Лицо Коровина прописано мастерски точно.
Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе. Хлопки парусов, словно кто-то невидимый выбивает подушки. Сквозь ненастье, грозовые тучи, шквалистый ветер неудержимо вперед, твердо и уверенно движется Петр I. Его стремительность, широкие шаги, за которыми не успевает, свита, взгляд, устремленный вперед, отчетливо свидетельствуют о величайшей силе и могуществе личности. соч., с. 345. 14 См. : Л. Мошин. С этой картиной произошёл необыкновенный случай.
Сделав несколько эскизов старших детей, он отпускал их играть и Ольга беспокоилась: «Не убежали ли далеко, не отправились бы на пруд, спит ли маленький, услышит ли она его пробуждение, не ушли бы старшие одни в лес», – и сотни других мыслей, которые только могут промелькнуть в голове матери, когда она не видит детей. Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет. Трудился в архивах и запасниках Эрмитажа, зарисовывая в разных ракурсах посмертную маску Петра (ее снял с лица царя после его смерти скульптор Бартоломео Карло Растрелли), посещал исторические лекции, без устали занимаясь рутинной подготовительной работой. Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины.
Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии. — Новое время, 1898, 18 января. Эта вторая, правая половина и не дала Морозову растратить всё состояние. Это была его первая картина, которая отвечала общей направленности стиля модерн. Вслед за ней Серов создает серию портретов, написанных в этом же ключе: «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907 год), «Портрет И. А. Морозова» (1910 год) «Портрет В. О. Гиршман» (1911 год), «Портрет княгини О. К. Орловой» (1911 год) и другие. И, по-видимому, это именно то, чего и добивался Серов в портрете. – Валентина Александровича поставили на лестнице, которая была абсолютно пуста.
Выражение доброты и энергии уживается в этом лице с беспечностью. Самому Серову было всего 46. Коровин кричал: «Не устраивайте хаоса из моей жизни». «Он сказал: Глаза те же.
Такой мы ее и запомнили по картине Валентина Серова. 2, с. 88. 11 В. Стасов. От нее веет здоровьем, безмятежностью.
Для земских школ, гимназий и реальных училищ великолепно напечатанные хромолитографии большого формата (61, 0х83, 0 см) стали прекрасными наглядными пособиями по отечественной истории. Увидит его рабочий – хлоп в ноги. Небольшие усы, эспаньолка. В картине «Петр I», одной из лучших на этот сюжет в русском искусстве, Серов в случайном отбирает характерное. Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок – в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни».
Тот, кто знаком с творчеством Коровина, сразу заметит «похожесть» этой работы Серова с работами изображенного коллеги художника. Когда картина ещё была на выставке и Павел Михайлович Третьяков только высказал своё желание её приобрести, то его спросили: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис. » На что Третьяков ответил: «Спасибо, я ваше мнение выслушал». Это декоративный, ритмично закомпонованный портрет. Органичными для художника явились приемы декоративного решения (живописный лаконизм, обобщенность форм) его поздних работ «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе – 1910, Государственная Третьяковская Галерея).
в зеркале у края холста). Его интересуют простые, непритязательные деревенские мотивы. Рисунок изображающий Анну Павлову в балете «Сильфиды» (1909, Государственный Русский Музей) исполнен для плаката к выступлениям русского балета в Париже. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых.
Страшный человек. А товар выставлен у него за спиной – это полотна Матисса, которые Анри писал для Морозова.
Как большинство работ Серова, портрет Ермоловой сдержан по колориту. И все-таки эта работа лишена цельности чувства, не свободна от манерности. Неизвестно. Ермолова написана в ее московской квартире (у Никитских ворот), куда она возвращалась из театра, провожаемая возгласами благодарности и шумными рукоплесканиями громадной толпы зрителей, всегда ожидавших у театрального подъезда выхода Ермоловой.
Уходя, он сказал: Благодарю вас за глаза. » – рассказывала М. Я. Он известен своим собирательством современной ему французской живописи. Все стихло. На сцене идет трагедия Шекспира «Макбет». Серов пристально смотрит на сцену, чегото ждет. В их доме часто собирались знаменитые художники и скульпторы.
27-я выставка картин Товарищества художественных выставок. Он пишет их так, как если бы случайно увидел погружёнными в мысли и мечты.
Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. Портреты Ф. Ф. Юсупова, О. К. Орловой, В. О. Гиршмана и других воплощают суть характера человека, его общественное положение, всю его «философию жизни». А обращённый к человеку Юра станет актёром и режиссером. — Искусство и художественная промышленность, 1899, 7, с. 608. 18 С. Глаголь. В его гротеске «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905, Государственный Русский Музей), в карикатурах на Николая II звучит политическая сатира.
– Артист, 1890, 11, кн. На портрете изображены бесконечные рамы их 5, включая собственно раму картины. Ещё большое недоумение критики вызвала манера Шаляпина носить сюртук, как его изобразил художник, говорили, что сюртук сидит на певце нелепо.
По свидетельству Т. Л. Силуэты фигур уподобляются архаическому рельефу, но без его скульптурной четкости. К началу 90-х относится живописный портрет художника Константина Коровина. Но это не безмолвие, а пауза, звучащая сильнее самых громких слов.
1 М. Алпатов. Он изучает каждое ее движение, следит за мимикой, прислушивается к тембру голоса. «Макбет» — одно из самых колоссальных и вместе с тем самых чудовищных произведений Шекспира, — писал Белинский, — где, с одной стороны, отразилась вся исполинская сила творческого его гения, а с другой — все варварство века, в котором он жил. »Серов размышляет над словами Александра Белинского о поучительном уроке, который должно усвоить человечество, чтобы спасти мир от жестокости, коварства, зла. В зале тишина. Глаза серые.
Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей). У Врубеля же была совсем другая манера. А в этот раз Щербатовы долго ждали художника и, наконец, решили позвонить ему домой. Она не могла себе этого позволить, все её мысли были о детях.
В этом портрете Серов пробует себя в новой для него эстетике. Добиться столь блистательного осуществления замысла помогли художнику не только дар глубокого проникновения в натуру и умение взять ее (Ермолова представлена в характерной для нее позе, лицо дано в наиболее выгодном для него ракурсе, отобраны лишь самые необходимые детали интерьера), но и точный выбор изобразительных средств – силуэтное начало, обобщенность и некоторая уплощенность объемов, опущенная линия горизонта, своеобразный аскетизм цвета. Стернин. «Девушка, освещённая солнцем»- это работа, вызвавшая весьма резкую реакцию критиков.
Безупречное артистическое чутье подсказало художнику технику исполнения. На выставке картин с художником Н. Н. Работник музея, видя эту сцену, попросил солдат отдать ему эту картину. Горький – в активном действии, он словно спорит с кем-то, стоящим за рамой холста.
Хочу писать ваш портрет, Мария Николаевна. Одно время эти два мастера снимали вместе одну студию, там Серов написал«Портрет Коровина» в манере, характерной именно для Коровина. Передвижная выставка и ее критики. Корсавина всегда была очень закрытым человеком, публика мало что знала о её личной жизни. Вот такой она и получилась на портрете – с широко раскрытыми, беспокоящимися глазами.
Люди должны понимать, куда они идут и что им это даст. Нет ни интерьера, никаких деталей: «чистый холст», на нем – гордой птицей, «черной молнии подобной» – фигура Горького. Домотканово» (1888 год) отличается сложным сочетанием множества зеленых и серых оттенков.
Судя по всему, художника совсем не интересовали в данном портрете бытовые детали, хотя в других случаях он охотно привлекал их к раскрытию характера изображаемого человека (например, в портрете Г. Л. Гиршман, где эта светская красавица окружена дорогими вещами и безделушками). Сама Мария Николаевна была крайне недовольна своим портретом, в нём Серов несколько «состарил» Ермолову. А на сцене. В 1888 году Серов пишет два прославивших его портрета: «Девушка, освещенная солнцем» (Москва, Третьяковская галерея) и портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» (Москва, Третьяковская галерея).
Что бы подчеркнуть величественную позу Ермоловой, возвысить актрису, художник садился на очень низкую скамеечку, что бы изобразить нужный ракурс – снизу вверх. Из жизни художника. М., 1970, особенно с. 60—74. 6 Е. В. Дело в том, что если в любом портрете испорчены глаза, то реставрировать его невозможно. Я буду писать в те дни, когда вы свободны, на следующий день после спектакля, не так ли. Это наполняет картину теплом домашнего уюта.
Но близость не значит схожесть. Серов был очень обязателен и всегда предупреждал клиентов, если не смог прийти на сеанс. Васнецов, работая над картиной «Богатыри», писал, что именно абрамцевские дубы научили его, как надо писать богатырей. Во всем ощущение художественной интеллектуальной и эмоциональной изощренности. Там дело другое.
Фигуры русских богатырей написаны в ракурсе «снизу вверх», вот таким образом они и выглядят такими мощными. Модели и окружающая среда неотделимы друг от друга. Прочитав письмо мужа, говорит:«. соч., с. 581. 13 И. Репин, указ. Лицо лишь слегка обозначено.
Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия». В картинах доминируют серебристые тона, характерные и для более поздних работ Серова. Ермолова была немного выше среднего роста. Ему нужно изучить каждый жест актрисы, модуляции ее голоса, а главное — лицо, глаза. Каждый из цветовых компонентов варьируется в ином тоне иной степени интенсивности. — Новости и биржевая газета, 1896, 1 марта. 12 Цит.
К. С. Станиславский. Валентин Серов всегда гораздо глубже подходил к модели. В 1880 году Серов поступает в Петербургскую Императорскую Академию Художеств. В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а затем и картина «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905г. ), «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана» (1905, Гос. Портреты Мазини и Таманьо образуют пару, представляя собой вариации на тему «артист в жизни и в искусстве». Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков.
Фигуру князя обрамляет свободно развернутый в пространстве корпус лошади. Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». Именно так, «под Веласкеса», написан портрет итальянского певца Анджело Мазини, выступавшего с гастролями в столицах.
Например, в 1892 году Серов работал над портретами двух абсолютно различных лиц. Станковое полотно наделяется качествами монументального произведения. На красивых дамах парадные платья и детали интерьера, как ажурная рама обрамляют этих женщин. Друзья так их и называли – не Коровин и Серов, а Серовин и Коров. Сочетанием графических и живописных средств достигнута выразительность портрета известной танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, Государственный Русский Музей). Легкие и воздушные, они тонут, расплываются в тишине наступающего вечера. – Северный вестник, 1890, 3, отд. С 1900 по 1904 годы Серов плодотворно сотрудничал с объединением «Мир искусства». В «девичьих портретах» живопись является средством создания образа юности, ясной, безмятежной, ничем не омраченной.
Каждое слово, произнесенное на сцене, звучало как набат. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Хроника семьи художников. Каждый из цветовых компонентов варьируется в ином тоне иной степени интенсивности. Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые. Гордой красотой и вдохновением отмечено ее уже немолодое лицо (Ермоловой тогда было пятьдесят два года). Мика, снедаемый любопытством, весь вытянулся и даже приподнялся в кресле.
На стенах портреты Шекспира и Шиллера в овальных рамах. Ольга Фёдоровна изображена так, что она готова встать и немедленно уйти. И поза Морозова купеческая.
В 1902-м году Серов пишет портрет Остроухова. Краски почти те же, что в упомянутом портрете Ермоловой, но звучат иначе изысканнее. «Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он. Портрет написан в очень необычной для законченной работы технике – углём на холсте. Она выражает надрыв, очень тяжёлое детство и юность Шаляпина.
Это случилось в день рождения близкого друга, Константина Коровина, которому в этот день исполнилось 50 лет. В основе композиции здесь лежит тот же мотив процессии, что и в «Петре I», но движение становится замедленным и величественным, развертывается вдоль плоскости холста. Сахарова. Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов. Нетрудно заметить, что в этой работе художник изменяет своей манере. Мне всегда бывает интересно, по каким критериям определяют ценность арт-объекта. «Левитан жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы», – пишет о своем друге Коровин.
К тому времени художник был увлечен эстетикой Древнего. В портрете поворот лица был изменен по сравнению с эскизом. Перламутрово светится нежное лицо. Для того, что бы это понять, надо «разрезать» портрет на две части по вертикали и закрыть вторую половину картины.
В манере художника нет подчеркнутого артистизма, блестящей виртуозности. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. Этим подчеркнута значительность личности Петра.
В эти же годы Серов пишет портрет светской львицы, красавицы Генриэтты Гиршман. В портретах С. М. Боткиной (1899 год) и княгини З. С. Юсуповой Серов заставляет играть обстановку, детали. В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде».
Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Я только высмотрел, подметил». ". В манере художника нет подчеркнутого артистизма, блестящей виртуозности. Автомонография.
Но что толковать — раз приехали, давайтепопробуем. Выставка русских и финляндских художников в зале Музея барона Штиглица. А. Яблоч-кина). Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости». Для нового поколения художников был характерен поворот от изображения «язв общества» к запечатлению гармонии.
Ермоловой черный уплощенный силуэт фигуры на серо-коричневом фоне почти лишен объема. Л., 1965, с. 31. 9 Валентин Серов в воспоминаниях, т. 2, с. 181. 10 В. Стасов. Сам Серов считал эти работы лучшими в своем творчестве. Но полностью изменить своей манере Серов не в силах.
«Девочка с персиками» – лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение – человека. К 10-летию Московского Художественного Театра Серов получил заказ написать серию портретов знаменитых актёров. «Портрет балерины Корсавиной»выполнен в необычной манере – балерина изображена спиной к зрителю. Линии скупы, краски лаконичны, колорит картины сведен к контрастам голубого и оранжевого. Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности.
Сейчас не время скромных талантов. Там я не Ермолова. Тонкое, волевое, творчески взволнованное, дышащее чувством собственного достоинства. Приехал, позвонил. Острый взгляд художника, едва уловимая улыбка, полная доброй иронии. В эти 5 рам и заключён образ актрисы.
Царь позировал во дворце в Царском Селе, куда художник ездил из Петербурга. Как будто он сидит за прилавком, облокотившись на него и стережёт свой товар. Множество «говорящих» деталей, например корова, пасущаяся на фоне воздвигающегося города, превращают картину в занимательный рассказ. Заметки о 24-й выставке передвижников.
Серов же наоборот, терпеть не мог беспорядка и грязи. Валентин Александрович говорил мне, что этого выражения, виденного в первую минуту на лице Александра III, он никогда не мог забыть» Серов по своему душевному и творческому складу менее всего был приспособлен к амплуа «придворного портретиста». Поза Ермоловой торжественна и величественна.
Эта крепкая дружба продлилась до конца дней. Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. Каштановые волосы неожиданно обнаруживают лиловатый оттенок, сближаясь по цвету с корой дерева. Художник, уставший от изощренности современного и собственного видения мира, пытается в греческой архаике почерпнуть здоровье, силу, цельность. М. — Л., 1937, с. 125. 8 См. : П. И. Иллюстрации к изданию Кутепова «Царские охоты» наполнены бытовыми реалиями и в то же время воплотили романтическую мечту о прошлом. Здесь В. Серов изобразил еще одну свою кузину – Машу.
Портрет получился элегантным и острым. В портрете К. А. В портрете Ермоловой, как и в некоторых других живописных работах Серова 1900-х годов., заметно возрастание роли линии. А заказных было много – иметь портрет «от Серова» было модно и престижно. Творчество мастера поражает многообразием: он писал пейзажи («Октябрь. В манере художника нет подчеркнутого артистизма, блестящей виртуозности.
Учитель и ученик рисовали вместе и Серов мог непосредственно наблюдать за работой мастера. Завзятый молчальник, Серов встретил в Ермоловой надежного товарища. В это время у Серовых родилось уже трое детей (всего их было шестеро). 4, с. 167. 19 Валентин Серов в воспоминаниях, т. 1, с. 541. 20 Н. Кравченко. Маша сама была художницей, видела все этапы работы над портретом и очень боялась, что работая так долго и сосредоточено Валентин Александрович «засушит» портрет.
Серов пишет голову Таманьо чуть снизу, как если бы он наблюдал певца, стоя у подножия cцены, на которой прославленный артист принимает аплодисменты публики. Серов создал незабываемый образ человека свободного духом, человека-творца. «Это памятник Ермоловой. » – писал в марте 1905 года архитектор Федор Шехтель о серовском портрете выдающейся актрисы.
Еще один портрет супруги являет нам тёплый, солнечный, пленэрный образ. соч., 1965, с. 168. 5 Подробнее об этом в кн. : Г. Ю. Она, позируя художнику, была погружена в свои драматические мысли. Хотя сам Серов говорил, что ему очень трудно писать глаза этого человека, они разные.
Один из лучших портретов Валентина Серова «Портрет М. Н. Ермоловой» (1905 год). Это два грандиозных мастера мирового уровня, к сожалению, незнакомых Западу и, вот таким образом, недооцененных. В картине «Петр I» (1907, Государственная Третьяковская Галерея), небольшой по размерам, фигура Петра монументально значительна. — Искусство, 1947, 3, с. 20. 2 Там же, с. 23. 3 Г. С.
Арбузов. Глаза устремлены вдаль. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. По остроте характеристики портрет порой граничит с шаржем, когда, по словам самого художника, «шарж сидит в самой модели».
соч., с. 351, 352. 16 Валентин Серов в воспоминаниях, т. 1, с. 93. 17 Старовер. Любил писать артистов – оперных певцов и актеров драматического театра. Но я боюсь: в твоей душе так многоЛюбви мелкой, что не изберешь тыПути кратчайшего. Мир действительный и отраженный в зеркале сливаются. Серов становится популярным портретистом.
Еще более значим и чувственно достоверен пейзаж в картине «Одиссей и Навзикая». Вот это все ермоловское и хочет найти Серов. Согласна. Ермолова была немного выше среднего роста. Руки спокойно опущены вниз, тонкие пальцы сплетены. В коллекции ГТГ находитсяпортретещё одного друга Серова –Константина Коровина.
А потом, вдруг – бремя славы, когда поклонники едва давали жить. В картинах «Октябрь. Домотканово» (1895 год), «Баба в телеге» (1896 год), «Баба с лошадью» (1898 год), «Стригуны на водопое» (1904 год) перед зрителем возникают фрагменты из реальной однообразной жизни деревенской России. Вместе с тем абрис силуэта похож на контур возносящейся ввысь струи фонтана – Серов, по своему обыкновению, дал неожиданную, триумфально-патетическую интерпретацию излюбленной стилем модерн «льющейся, текучей линии», приспособленной выражать образы медлительно-заторможенных, полудремотных состояний. Беспечность и артистичность Коровина – в позе, одежде, в окружающих его предметах.
Хотя я ничего против этого не имею, но почему-то эта тенденция просуществовала долго. Иссиня – серая пелена неба, через которую не пробиться солнцу. Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности. Неизменным будет с этого времени успех Серова на выставках передвижников, а затем и «Мира искусства», но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных выразительных средств. В тебе, я знаюИ гордость есть и жажда громкой славы. »Серов не сводит глаз с леди Макбет. Я — Серов.
В коллекции ГТГ находится авторское повторение «Портрета в тужурке», которое было написано за один сеанс. Портрет княгини Щербатовойостался неокончен. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX веков. "Ее данные были исключительные.
Дочь Серова ответила князю: «Папа не может подойти к телефону, так как он умер». Голова в гордом повороте чутьчуть приподнята. Его мать В. С. Серова, урожденная Бергман, тоже была композитором и пианисткой. Это как в спорте, в какие виды вкладываешься, те и развиваются. Хотя в результате работа стала самостоятельным полотном, это предположение объясняет, почему перед нами опять не столько портрет реального человека, сколько сценический образ «чаровницы, гибель с собой несущей».
В портрете чопорная поза великого князя натянута и скованна – он застыл, выдерживая эту позу с чрезмерным старанием, точно не уверенный в том, правильно ли он это делает. Европа уподоблена архаической Коре. Щепкиной-Куперник, портрет потребовал тридцати двух сеансов. Оказывается, этот портрет был его первая любовь, он остался неженатым и теперь был озадачен, что в далёкой Франции, в деревне, вдруг нечаянно встретил ту самую девушку, которую любил по портрету, перед которым проводил часы.
Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе. Русский портрет второй половины XIX века. Домотканово», «Баба с лошадью».
Но «трезвая» реалистическая живопись «под Крамского», писавшего с протокольной прозаической точностью, призвана уверить, что это не сочиненный романтический «образ» разочарованного художника-мечтателя, а честно переданный характер конкретного человека, словно невзначай, помимо воли портретиста, совпавший с фигурой героя романтической эпохи. Хотя Серов выбрал такую позу певца, конечно, неслучайно. В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин». Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). по: Е. Сахарова, указ. Стремление увязать новое с хорошим старым лежит в основе творчества Серова.
В одном только взгляде мальчика художник раскрывает весь мир его детских переживаний. М., 1964, с. 463 (в дальнейшем: Е. Сахарова, указ. Но подражать, копировать манеру друга тоже неправильно. Серов изобразил случайно увиденную сцену из реальной жизни.
Идет такое страшилище с беспрестанно дергающейся головой. Лицо модели написано иначе, чем все остальное, – более подробно, детализовано. «Портрет Николая» в коллекции ГТГ – авторское повторение так называемого портрета царя «в тужурке», которое Серов написал для Александры Фёдоровны. Своей картиной Серов хотел подчеркнуть талант актрисы, создать ей памятник. Портрет другого знаменитого тенора, Франческо Таманьо, где певец изображен в берете (артистический аксессуар), с гордо поднятой головой, вдохновенным взглядом, устремленным вдаль, мимо зрителя, выглядит этюдом для парадного портрета.
Работа создавалась во время неформального дружеского общения двух талантливых художников. (Константин Сомов запросто мог запросить и шесть и восемь тысяч рублей). Работал напряженно. Серов бывал с Репиным в доме Мамонтовых, участвовал в их домашних спектаклях. Интересно, что отзывы об этой картине были точно такими же, как и отзывы на картину Ренуара «Обнажённая» иногда называемую «Жемчужиной» (ГМИИ).
Проходят первая, вторая, третья сцены, наступает пятая. Комната в замке, входит леди Макбет. Он учился в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина и П. П. Чистякова, дружил с М. Врубелем и К. Коровиным, входил в знаменитый абрамиевский кружок. Даже тень у Серова светоносна. Симонович в письме на родину. В ее композиции основное – не только пластика форм, но и свет. В 1899 году Серов пишет групповой портрет «Дети».
Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. В первом ряду сел в кресло среднего роста коренастый человек. Нет того смирения и терпения, как в позе кузины на картине «Девушка, освещённая солнцем», когда Маша была готова сидеть и позировать часами и днями. Здравствуйте, Валентин Александрович. – совсем неправильно. В основе композиции здесь лежит тот же мотив процессии, что и в «Петре I», но движение становится замедленным и величественным, развертывается вдоль плоскости холста. Валентин Серов в своем творчестве часто обращается к жанру пейзажа.
Мог такого ожидать сам автор, когда писал его. Грабарь. Королем ты будешь. «Жизнь напоказ», сквозная тема позднего творчества художника, находит завершающее воплощение в этой работе. Лицо Ермоловой вдохновенно.
Неожиданно отворилась дверь и Александр III вышел на лестницу один. В портрете М. Н.
В 1900 году за «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897 год) он получил Grand prix на Всемирной Парижской выставке. Из картин Серова на мифологическую тему «Одиссей и Навзикая» – лучшая, самая глубокая и поэтическая. Сам же князь выглядит спокойным и сдержанным.
Одна из его ранних картин «Заросший пруд. Императора Серов писал в основном по фотографиям, лишь раз получив возможность наблюдать царя «в натуре». Воздействие Врубеля на человека – яркое, шокирующее.
Вторая выставка этюдов в Московском обществе любителей художеств. Для этого образа, нового в искусстве, Серов находит новые средства выражения. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.
Закономерно здесь обращение Серова к темпере. Однако со второй половины 1900-х годов пейзаж как самостоятельный вид живописи уже почти не занимает Серова. Она уходила вся в жизнь тех, кого изображала, а личной жизни у нее почти не было (А.
Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера. Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка. соч. ). 7 См. : И. Э. Почитатели её таланта воспринимали М. Н. Ермолову так, как её написал художник. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Художник хорошо знал Ермолову.
Значение света, воздуха, пространства – чисто «пейзажных» компонентов – так велико в этих работах, что Серов в шутку делал вид, что боится, как бы его картину «Девочка с персиками» не приняли за пейзаж. В эти же годы Серов пишет портрет светской львицы, красавицы Генриэтты Гиршман. Фигура Ермоловой уподоблена скульптурному изваянию или даже архитектурному элементу – колонне. Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени. Он должен впитать этот образ, постичь его. Серов готовился писать портрет Ермоловой. С. Станиславский).
Даже тень у Серова светоносна. Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». Каждый спектакль с участием Ермоловой был событием в театральной жизни Москвы. Певец изображён в очень неудобной, нехарактерной позе. В детских портретах Серов предстает перед нами как тонкий психолог.
Пространство увеличено за счет виднеющейся в зеркале части интерьера. Вот таким образом, если семья и не бедствовала, то многого не могла себе позволить. Более того, он утрирует приемы импрессионистов. Вначале 1890-х годов частыми моделями Серова оказываются актеры, писатели, художники.
Он мне по творчеству не близок, хотя большой мэтр.