В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой6694103104. Моне задумал огромное полотно шириной более шести метров, для участия в Салоне 1866 года. Позже художник все гармонично компонует, вписывая модели в пейзаж. Левая часть некоторое время хранилась в частной коллекции, а с 1931 года— у Жоржа Вильденштейна.
Здесь художник много раз писал здание парламента, создав целую серию работ на эту тему. Появление данной работы на салоне Отверженных эпатировало публику и ознаменовалось скандалом из-за изображения обнажённых женщин в группе одетых людей, среди которых было можно узнать достаточно известных личностей. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Картина Чашка чая. «Завтрак на траве» — это своеобразный манифест в поддержку одноименной картины Эдуарда Мане, которая в 1863 г. произвела настоящий скандал в рамках Салона Отверженных.
В это же время, картина, к сожалению, была повреждена. В 1930-е годы некоторые работы были проданы за границу, а в 1948 году, после ликвидации музея по решению Сталина, собрание Щукина было разделено между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, куда и попал «Завтрак на траве». Маннпорт – самая известная скала- арка.
В картине чувствуется гигантская работа. Между тем, тремя годами ранее, в 1862 году, Мане создал одноимённую картину (холст, масло, 208 264, 5см Музей Орсе)8, отвергнутую Салоном 1863 года из-за своей «непристойности»9. и передал ее в дар Лувру.
Однако неудовлетворенный почти законченной работой, художник отказался показывать ее публике, а впоследствии разрезал холст на три части (два сохранившихся фрагмента находятся в Музее Орсэ в Париже). «Непристойная», «нелепая», «неприличная», – эпитеты, которыми наградили картину. Неподалеку располагалось кафе «Гербуа», куда он частенько наведывался. Необычайная композиция, наполненная живой ритмичностью наклона женских головок, признательными взглядами и вытянутыми руками, стала своего рода данью почтения элегантной картине Ватто «Высадка на остров Киферу», которая, по словам Моне, была его любимой в Лувре21. В ноябре 1920 года в Живерни к художнику на его 80-летие приехал герцог Тревизо, во время бесед с которым Моне продемонстрировал многие свои работы, в том числе «Кувшинки»69, а также среднюю часть «Завтрака на траве», впервые спустя 50 лет со времени создания картины70.
Моне один из главных приверженцев импрессионизма. Мария Ревякина: Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. Картина построена по принципам светотени. Из них можно выделить несколько отдельных произведений пейзажного искусства, которые сам Моне считал значительными своими работами18: «Дорога на Шайи через лес Фонтенбло» (холст, масло, 97 130, 5см Музей Ордрупгаард)22, «Дорога на Шайи» (холст, масло, 43 59см Музей Орсе)23, «Дуб Бодмера, лес Фонтенбло на дороге в Шайи» (холст, масло, 96, 2 129, 2см Метрополитен-музей)24.
Свой знаменитый «Завтрак на траве» он подготовил в качестве своеобразного изобразительного манифеста специально для поддержки одноименной работы Эдуарда Мане. Андрей Россохин: Черные официальные костюмы на фоне дикой природы смотрятся так же неестественно, как и обнаженная женская фигура на фоне одетых мужчин. Моне даже НЕ ПЫТАЕТСЯ показать, что это разные люди. Так, в июне 1874 года Моне арендовал дом в Аржантёе за 1, 400 франков в год у плотника Александра-Адониса Фламена и в октябре переехал туда с семьёй7576.
Считается, что именно «Завтрак» Мане дал толчок к появлению импрессионизма. Наиболее значительное различие между эскизом и окончательной работой заключается в замене сидящего безбородого и худого молодого человека на более взрослого, бородатого и дородного имеющего благодаря своей бородке с бакенбардами поразительное сходство с Курбе2545535. Эдуарда Мане нельзя назвать импрессионистом. Там же хранится и зарисовка композиции картины (бумага, мел, 30, 5 46, 8см), сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю37. До Мане голыми на картине могли быть только мифические боги и богини.
Полотно задумывается огромным — 6х4, 6 м. Сначала художник выполняет этюды и небольшие наброски в лесу Фонтенбло, а затем отдельно в мастерской рисует мужские и женские модели (для которых позировала его будущая жена Камилла Донсье). В числе других полотен в студии была представлена и его работа «Впечатление. Интересно, что в этой картине Клод Моне ещё использует чёрный цвет. Моне стал признанным мастером импрессионизма, несмотря на творческую неудачу с «Завтраком на траве»66, картиной-символом своей эпохи, которой была уготована трагическая судьба68. Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 130 181см. (self-sufficient) Фигуры справа и слева повёрнуты к центру, что делает композицию замкнутой.
И хотя Моне доводил полотно в ателье, он понял главное — как бы он ни старался, он не сможет передать все эффекты пленэрного освещения в студии. Клод Моне задумал создать новое полотно, которое было бы и данью и вызовом Эдуарду Мане. Когда он писал этюды к этой картине, его увидел за работой художник Гюстав Курбе.
Однако к открытию Салона 1866 г. закончить картину он не успел. Моне сознательно избегает этого, он пишет то, что видит, старается «поймать» момент изменчивой действительности и для этого ему нужна быстрая техника. Не успевая закончить полотно для салона, в апреле 1866 года Моне сказал Арману Готье о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, который только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности». (Когда портной пытался протестовать, Клод говорил ему со снисходительным высокомерием: «Если вы настаиваете, мсье, я лишу вас своих заказов»). Но здесь нет разделения на группы главных и второстепенных героев.
Моне (Monet) Клод Оскар (14. Впоследствии художник разрезал холст на три части (два сохранившихся фрагмента находятся в Музее Орсе в Париже). Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем417.
Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Какибрат самого художника Густав. Основы импрессионизма же были заложены именно Моне и Ренуаром, которые в конце 1860-х годов вместе начали писать свои картины на темы природы лишь на открытом воздухе. Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Пахнет травой и деревьями, свежо, светло и весело». И тогда он решил полностью работать на пленэре.
Сохранились только левая и средняя часть. В результате, Моне разрезал её на три части. Тогда-то Моне и рассказал ему, что случилось с картиной45: «Мне очень важна эта работа, такая неполная и изуродованная я должен был заплатить за аренду, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, то увидел, что она успела заплесневеть»74. Как и ранее Жерико, Моне в тот момент было только 25 лет, когда он решился на создание работы, которая была бы в три раза больше чем «Завтрак» Мане и в два раза шире чем «Завтрак на охоте» Курбе14 (холст, масло, 207 325см Музей Вальрафа-Рихарца)15.
Изображение природы, естественный свет, видимый на волосах и плечах людей, размытие цвета на тщательно прорисованных листьях деревьев — всё это характеризуется импрессионистической техникой, получившей сильное развитие в творчестве Моне и ставшей его главным художественным стилем. Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов. В работе с пастелью Дега отличала удивительная свобода и новаторство. Все фигуры вписаны в геометрические формы – эллипсы, треугольники, прямоугольники.
Яркий солнечный пейзаж в картине «Цветущие яблони» (Музей изящных искусств, Будапешт) поражает мастерской передачей света- изображённый ландшафт буквально купается в солнечных лучах, заливающих всю окрестность, – и простотой композиции, на первом плане которой – трава и цветущие деревья яблоневого сада, на втором – полускрытые за их ветвями домики с красными крышами, а на дальнем – возвышающийся холм. Позже мастер повторил этот сюжет, благодаря чему существует уникальная возможность оценить (estimate) его замысел. Главными героями полотна стали друзья Моне. Композиция работы «Сад ирисов в Живерни» (Художественная галерея Йельского университета) проста: на холсте квадратного формата изображена убегающая вдаль сада дорожка, полускрытая разросшийся кустами ирисов, над ней- уходящие перспективой стволы садовых деревец. Вот и весь завтрак. Одновременно с грандиозным полотном Моне пишет и уменьшенный вариант композиции, оказавшийся в собрании ГМИИ. Картина «Завтрак на траве» — это собрание элегантных мужчин и женщин, устроивших пикник на природе в тени вековых деревьев.
2. Эскиз надлежало превратить в законченную картину. Цвет экспрессивен. Восходящее солнце» 1873 года, в настоящее время находящейся в музее Мармоттан-Моне в Париже. Осенью 1865 г. художник переносил сделанные с натуры эскизы на полотно в мастерской.
Моне и Курбе хотели передать состояние леса тогда, когда они в нём были и его писали, достигая в живописи практически фотографической точности30. Он заметил, что Моне очень долго не приступает к работе. Итогом этого стали «Женщины в саду» (холст, масло, 255 205см Музей Орсе)58, на которой Моне, также как и в «Завтраке» изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света3, а помимо этого и такие же женские платья4. 12. Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности. Как тонко заметил Эмиль Золя, живопись можно разделить на «живопись до Мане и живопись после Мане».
Будучи наследниками представителей «барбизонской школы» Руссо и Милле, Моне и Курбе в отличие от них не наделяли деревья антропомофорфическими чертами и не проецировали свои чувства на неодушевленные объекты природы. Цикл «Руанский собор» был выставлен 1895 году и имел огромный успе В 1883 году в Нормандии родилась картина «Маннпорт» (Музей Метрополитен Нью-Йорк), воспевающая величие стихи. Моне и Ренуар поняли, что нужно довести до совершенства то, что считалось вспомогательной стадией и не сохранялось, чему не придавалось значения (эскиз, набросок). В 1930-е годы некоторые работы были проданы за границу, а в 1948 году, после ликвидации музея по решению Сталина, собрание Щукина было разделено между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, куда и попал «Завтрак на траве»61100939410110295.
Одним из тех, кто видел «Завтрак» у Щукина, был критик Яков Тугендхольд, посвятивший его собранию обстоятельную статью99. И хотя Моне ещё пытался писать большие полотна, но ему пришлось отказаться от этого. Синее-синее небо мелькает сквозь ярко-зелёную листву. И на вопрос, чего же тот ждёт, Моне ответил, что ждёт нужного ему света. А к сожалению – знаменитого кафе теперь не существует. Основоположником и ярким представителем импрессионизма был Клод Моне, который совместно со своими друзьями разработал основные принципы и техники работы на пленэре, ввел серийность работ и выбранному стилю никогда не изменял. «Изображён ясный, светлый, несколько прохладный, летний или весенний день. В 1865-- Моне работал над картиной «Завтрак на траве», вдохновленный одноименным скандальным полотном Эдуара Мане.
В 1892 году Клод Моне приступил к написанию цикла, посвященному Руанскому собору. В связи с резким ухудшением зрения художник все более обращался к пастельной технике, что позволяло меньше напрягать глаза.
По-французски впечатление — impression критик Л. Леруа в своей статье назвал всех участников выставки импрессионистами. Молодой художник находился в поиске своего стиля: он уже пренебрегал линией и моделировал формы цветовыми пятнами, фигуры людей лишены четких контуров. В настоящее время картина под номером Ж-3307 находится в галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков.
Критики оценивают данную картину как дебют Моне в импрессионизме. В тот год публика посмеялась над молодыми художниками. Узнав, что автора скандальных «Завтрака на траве» и «Олимпии» можно застать в «Гербуа», туда постепенно начинают подтягиваться старые знакомые и прогрессивно настроенная молодежь.
Пушкина в Москве. Картина «Завтрак на траве» считается одной из самых известных картин Моне. Картина вызвала скандал в обществе. Картина «Завтрак на траве» — это собрание элегантных мужчин и женщин, устроивших пикник на природе в тени вековых деревьев.
Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына. Один из них — другхудожника, Фредерик Базиль (он погиб очень молодым, в 29 лет, когда его призвали на войну, где он был убит шальной пулей) изображён дважды – стоит слева и лежит под деревом в правом нижнем углу. Художник Ля Грон — сидит у скатерти и Камилл Донсье, он тоже сидит у скатерти. В 1873 г. Клод Моне пишет картину «Поле маков у Артанжёя» (Музей дОрсе, Париж), на которой изображены утопающие в полевой траве Камилла и маленький Жан Моне.
Она вызывающе смотрит прямо на зрителя. Здесь нет эффекта фрагментарности. XIX в. Эдуард Мане переехал в район Батиньоль на Монмартре. Сюжет картины создаёт впечатление встречи знакомых людей на поляне в летний день. Моне словно остается незамеченным наблюдателем, дамы и кавалеры не позируют ему.
Картина построена по принципам светотени. Впоследствии, в 1920 году сам художник рассказал, что случилось с картиной: «я должен был заплатить за квартиру, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, увидел, что она успела подгнить». Сам же художник проводил четкую грань между товаром, который характеризовался высокой степенью отделки и остальными более авангардными произведениями. Для пейзажа Моне выбрал лес Фонтенбло.
Целью этого мероприятия – защита творчества. Символом Салона Отверженных 1963 г. стала работа Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Восход солнца».
К 1867 году относится работа «Терраса в Сент-Андресс» (Музей Метрополитен, Нью- Йорк). Творческая неудача с картиной не помешала Моне стать признанным мастером импрессионизма. В том же году художник вернул себе полотно и разрезал его на три части5643. Последняя работа особо примечательна тем, что на ней запечатлён дуб Бодмера, названный так в честь швейцарского художника Карла Бодмера, который на Салоне 1852 года выставил работу с изображением данного дерева, после чего оно стало любимцем художников и фотографов, в частности Гюстава Ле Гре27.
В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой. В это время он замыкается в узком кругу близких друзей, уйдя во внутреннюю эмиграцию. Солнечные лучи пронзают все полотно художника и струятся сквозь листву деревьев. Известна фотография, на которой художник и герцог запечатлены стоящими у «Завтрака» в мастерской7273. Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни.
Солнечные лучи пронзают все полотно художника и струятся сквозь листву деревьев. Мужчины тотально закрыты и интеллектуальны, хотя каждый вроде бы демонстрирует сексуальность. Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем. В настоящее время один эскиз к картине размерами 93 68, 9см под названием «Базиль и Камилла» находится в коллекции Алисы Меллон Брюс в Национальной галерее искусства (США).
Кстати, брат егожены Фердинанд изображен спортретной точностью наэтой картине. Одни стоят и болтают, другие прогуливаются, третьи присели к еде или растянулись в траве. В 1874 году эта картина была показана на первой выставке импрессионистов, тогда ещё именовавшихся «Анонимным обществом живописцев, художников и гравёров» под лидерством Моне. Критика обрушилась со всех сторон. Задав моду на живописание пикников, Мане не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Моне, «этим выскочкой из Гавра»16.
Использование художником чёрного цвета (земля, тени, стволы деревьев) говорит о желании создать академическое полотно. Несмотря на амбиции Моне, «Женщины» были отвергнуты жюри Салона 1867 года во имя «спасения искусства» от «этого отвратительного направления»59. Моне вернул полотно себе в 1884 году и разрезал его на три части.
Местами пробиваются светлые лучи солнца. Именно в Париже Моне крепко сдружился с художниками, которые станут основными членами движения импрессионистов, такими как Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем. Они концентрировались не на «понимании деревьев», а на том, как свет падает на них и раскрывает их формы, цвета и текстуру.
Передав свой холст Лувру, торговец лишил ливанца последней надежды. Спустя два года Эдуард Мане представит на суд зрителя еще более скандальную работу «Олимпия», где будет изображена обнаженная современница, больше смахивающая на проститутку, ожидающую клиента, после чего художника обвинят в аморальности и порнографии. Он хотел перейти от малых форм к большим7 и написание такого большого полотна рассматривалось художником как вызов самому себе и вместе с тем представителям общественности, которые с сарказмом раскритиковали его картины на Салоне отверженных ещё в 1863 году5. Композиционно картина схожа с другой работой Моне того же периода под названием «Женщины в саду» (музей Орсе), на которой он также изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света, а помимо этого и такие же женские платья. Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали. После Моне обе работы находились у его сына Мишеля8081.
В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине» и «думаю, что я схожу с ума». В январе 1878 года «Завтрак» был оставлен Фламену в качестве залога просроченной задолженности Моне и в течение следующих шести лет холст лежал свернутым в подвале7778. В начале 60-х гг. Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Левый угол переднего плана содержит в себе слабый намек на продукты питания, но отчетливо видно, что на лоскуте ткани, возможно, чьем-то платье, валяется полупустая корзинка с несколькими грибами, а на зеленых листьях рядом видны несколько ягод. Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в работе Моне «Женщины в саду».
Через несколько лет он все же попытался продолжить работу над картиной, но некоторые её части были испорчены влагой, вот таким образом художник просто отрезал поврежденные части полотна, тем самым он отсек большую часть своей задумки, оставив лишь её часть, которая на сегодняшний день находятся в Лувре. Базиль приехал в Шайи в августе 1865 года и жил там до сентября, поразившись большим и красивым лесным пространствам и написав несколько этюдов, которые форматом и палитрой были подобны работам Моне: сверкающее голубое небо, темно-зеленая листва, красновато-коричневый подлесок с оранжевыми бликами28 среди них выделяется «Пейзаж Шайи» (холст, масло, 81 100, 3см Чикагский институт искусств)29. Сам того не желая, Эдуард Мане становится идейным лидером художников и литераторов новой формации, которых пресса прозвала батиньольцами или «бандой Мане».
Его картина оказалась более сдержанной. Женские фигуры — невеста Камилла Донсье — у скатерти. Восход солнца». Панно «Кувшинки» («Ненюфары») (Музей Оранжери, Париж) рождает ощущение плоскости и бесконечности пространства, словно утекающего за рамы картины. Он акцентировал внимание на ярких контрастах, сохранив при этом будто спонтанность сюжета, самый трудный элемент картины.
Зимой 1865-1866 годов Курбе с Базилем посетили мастерскую Моне. Полотно задумывается огромным – 6х4, 6 м. Сначала художник выполняет этюды и небольшие наброски в лесу Фонтенбло, а затем отдельно в мастерской рисует мужские и женские модели (для которых позировала его будущая жена Камилла Донсье).
Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям Гюстава Жеффруа именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном. Из групповых этюдов Моне того времени сохранился лишь один2521: «Базиль и Камилла» (холст, масло, 93 68, 9см Коллекция Алисы Меллон Брюс, Национальная галерея искусства), который хранился у Мишеля Моне, сына художника, а затем у Эдварда Молино36. Две дамы повернуты спиной к нам, оставляя любоваться складками своих платьев. В «банде Мане» среди прочей богемы оказались писатель Эмиль Золя, фотограф Надар, поэт Захари Астрюк, художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей и другие.
Сюжет взят, думается изжизни. Известен также один предварительный набросок женских фигур, находящийся в альбоме Моне (бумага, мел, 26 34см музее Мармоттан-Моне)38394041. Даже лица написаны схематично. Организацию выставки взял на себя Клод Моне.
3. Парижский Салон – одна из самых престижных художественных выставок Франции. Под деревьями расположилось многочисленное общество: мужчины в типичных для того времени бархатных пиджаках и серых брюках, дамы в широчайших кринолинах.
Здесь нет ничего предосудительного или скандального. Деревья в композиции играют роль классической театральной кулисы. 15 мая 1863 года в Париже правителем Наполеоном III был открыт «Салон отверженных». Спустя несколько лет упрёк Бенуа был опровергнут92. Зимой 1865—1866 годов Базиль посетил мастерскую Моне вместе с Курбе: Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям Гюстава Жеффруа именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном2547548.
В 1865 г. Клод Моне начинает работу над собственной версией картины «Завтрак на траве». Написание такого полотна рассматривалось художником как вызов самому себе и вместе с тем представителям общественности, которые с сарказмом раскритиковали его картины на Салоне отверженных ещё в 1863 году. Моне намеренно изображает только трёх человек, которые ему позировали. Свет в природе соединяет буквально всё.
Эта картина ещё тяготеет к салонному искусству. Дело не только в размерах, но и в композиции — она замкнута и самодостаточна. Тогда Мане предлагает им свою картину «Завтра на траве».
Целью этого мероприятия – защита творчества. Не успев с «Завтраком» к Салону, в апреле 1866 года Моне уехал с Камиллой в небольшой домик близ Виль-дАвре, написав Арману Готье о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, которые только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности»53545. В компоновке фигур на плоскости холста «Дамы в саду» чувствуется отход от традиционной живописи: художники академического толка не позволили бы себе обрезать края пышных женских платьев краем картины, а Моне свободно кадрирует изображение, за счет чего создаётся впечатление фрагментарности. Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов. Выстроив натюрморт, Моне свободно обрезает добрую половину плетёной корзины с фруктами, а также лепестки подсолнуха и края фруктов на столе (в традиционной живописи такое было невозможно-художники тщательно продумывали компоновку предметов их положение на холсте и строили композицию с тем, чтобы выгодно изобразить каждый из них).
В картине «Дама в саду» это ему еще не вполне удается. Импрессионизм (фр. Это – толпа. Позже художник все гармонично компонует, вписывая модели в пейзаж.
В «Завтраке на траве» он следует некоторым академическим традициям. 1840, Париж, — 6. Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника»2526. Курбе уже успел покрыть холст грунтом и сделать набросок, а Моне всё ещё не начинал. Для мужских фигур вместе с Базилем позировал Альберт Ламброн, друг Моне, а большинство женских фигур, возможно, были списаны им с нескольких женщин или даже с одной— своей возлюбленной Камиллы, которая, однако, не ездила в Шайи1121435.
Истоки этого течения восходят к молодости художника, проведённой им в Гавре, где Моне восхищался тем, как маринист Эжен Буден пишет свои картины на открытом воздухе и впоследствии почерпнул у него эту художественную манеру. После этого, чтобы хоть что-то выставить на Салон, Моне за четыре дня написал «Женщину в зелёном»4950 (холст, масло, 231 151см Бременская картинная галерея)51, для которой моделью снова послужила Камилла52. Исследование, проведенное в сентябре 1865 года (в настоящее время в Пушкинском музее в Москве) дает представление о полноценной картине, которая состояла из не менее 12 частей в натуральную величину. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына.
Уже после смерти Мане вся Франция собирала деньги на приобретение «Олимпии» для Люксембургского музея по подписке, организованной Моне. Это определение, данное в насмешку, укрепилось. Затем Моне начал картину для следующего Салона, обобщив в ней то, что он понял во время работы над «Завтраком» и одновременно отказавшись от огромных масштабов, резких контрастов, а также переноса пленэрных эскизов на холст в мастерской57. В 1863 г. случился скандал: до выставки не допустили около трех тысяч работ. Вслед за Эдуаром Мане, автором одноименного произведения (1863, Музей Орсэ, Париж), художник делает героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник.
«Недоучки» — это был один из самых безобидных эпитетов, которым называли импрессионистов, ведь полный курс Академии закончил только Эдгар Дега. Он был одним из немногих художников, чьи картины удачно продавались. Было объявлено, что он опасался отказа, но жюри Салона 1866 года было достаточно либеральным и уже принимало его рискованные работы, однако и в этом случае картина наверняка была бы атакована большинством критиков, хотя и стала бы «манифетом пленэризма», со всеми амбициями Курбе и Мане, но без сексуального подтекста или политических и социальных нотаций56. Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление.
Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в упоминавшихся «Женщинах в саду»4.
В 1865 г. Клод Моне начинает работу над собственной версией картины «Завтрак на траве». После приезда Базиля Моне активно взялся за написание групповых этюдов21. В отличие от картин классического стиля на полотне Моне люди полностью заняты своей беседой и никак не вступают в контакт со зрителем, лежа на земле или прислонившись к деревьям1211. Угол сада художника предстаёт таинственным местом, спрятанным в густых зарослях.
Снискать славу и получить признание можно было только пройдя через Салон. Такого раненого художника Базиль запечатлел в работе «Импровизированный госпиталь» (холст, масло, 48 65см Музей Орсе)332834. В картине «Дама в саду» Моне выбирает утренний час, когда свет и тени разделены более четко, чем в знойный полдень, а краски сохраняют яркость и чистоту. Он будто сливается с небом, перестаёт быть земным творением. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине и если я совершу ошибку, я думаю, что сойду с ума»3942. Тогда Мане предлагает им свою картину «Завтра на траве».
От названия этой картины с легкой руки критика Луи Леруа, посетившего выставку и написавшего в сатирической газете «Шаривари» едкую статью о «впечатленцах», произошло название нового направления. Впоследствии, по мотивам бесед с Моне, герцог Тревизо опубликовал обстоятельный очерк «Паломничество в Живерни», проиллюстрированный фотографом Пьером Шумоффом71. Набросок картины"Завтрак на траве", первая работа в натуральную величину, написанная Моне на природе. Моделью для женских фигур послужила возлюблинная Моне, Камилла, а для мужских- Фредерик Базиль. Этот очаровательный этюд Моне демонстрирует первоначальный замысел "Завтрак на траве". Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление. К счастью рана оказалась несерьезной и художники в итоге остались в хороших отношениях.
и передал ее в дар Лувру. Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность. Однако, внимательно наблюдая природу, художник увидел, что и тени наполнены светом. В картине «Пруд с ненюфарами» (частное собрание, Санкт- Галлен, Швейцария) Моне выбрал квадратный формат полотна, зрительно увеличивающий изображение в пространстве и создающий впечатление бесконечности.
После двух лет, проведённых с армией в Алжире с 1860 по 1862 год, он вопреки воле родителей отправился в Париж для того, чтобы учиться живописи. Начав в Шайи, а закончив в мастерской в сентябре 1865 года, Моне создал очень тщательно выписанный уменьшенный вариант композиции (холст, масло, 130 181см Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), по которому в настоящее время можно с большой точностью восстановить изначальный замысел всего большого полотна21564344. В момент нужды Моне заложил картину, чтобы заплатить за квартиру. Там же хранится и зарисовка композиции картины, сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю.
Пушкина в Москве.