Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Выход рядом, справа от Товия, в той же стене, на заднем плане. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии.
Оно доносит до нас человеческие эмоции. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге.
Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Законом общества признавалась борьба всех против всех. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом.
Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме.
На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Рембрандт близок к тем сторонам голландской действительности семнадцатого века, которые связаны и с народной жизнью. Она страстно любит Язона, она мать двух его детей.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Супруги одеты в красивые старинные костюмы, которые Рембрандт с удовольствием покупал у антикваров, чтобы его модели могли переодеваться и выглядеть на портретах роскошно.
Однако у французских мастеров основным средством эмоциональной выразительности пространства был воздух, в котором растворялись и таяли предметы, на задних планах абсолютно исчезая в густой туманной дымке. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Легкое прикосновение.
Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Поток людей кажется бесконечным. Но и сын, конечно, не победитель. Он движется вперед, протянув руки к женщине, которая села на пол, чтобы стать с ним наравне и делает ему знаки рукой. И лежащая мать и дитя по горло закрыты соломой и одеждой. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено.
Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе.
В «Портрете пожилой женщины» (1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) героиня застыла в неподвижной позе, смиренно сложив руки. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Одной из величайшей картин художника Рембрандта ван Рейнапо силе образов и художественной выразительности является «Возвращение блудного сына». При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Необычайно яркий луч света, освещая отдельные фигуры, лица участников шествия и маленькую девочку с петухом у пояса, как будто пробирающуюся сквозь ряды стрелков, подчеркивает неожиданность, динамику и взволнованность изображения.
Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Картина не отличается сложным композиционным построением. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Так что это не был брак по расчету.
В то же время Рембрандту в значительной степени оказался чужд дух страстной патетики, присущий титаническим образам величайшего гения Италии Микеланджело Буонарроти (годы жизни 1475-1564-ый). Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Эта Семья – неколебимая постройка. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением.
Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, переехавшей в Амстердам из Антверпена, Мартен Солманс (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома). Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы.
Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. В остром взмахе они обе говорят одно и то же запинающимся, но полновесным языком. Его образ полон глубокой внутренней значительности. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица.
Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. Голова его скрыта во тьме, но над ней хорошо видна по пояс старуха в черном, катящая тачку левой рукой. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Нидерланды (Голландия).
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Богоматерь изображена в образе простой женщины. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Критики обращают огромное внимание на светотени.
Родные и близкие ночью снимают с креста безжизненное тело распятого Иисуса. История с картиной «Ночной дозор» Рембрандта приведена в одноименном фильме британского режиссёра Питера Гринуэя (2007). Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии.
Особенное место в картинах Харменса ван Рейна Рембрандта занимает Хендрикье – служанка, с которой он сошелся, но не мог жениться (по условиям завещания его первой жены при повторном браке он потерял бы все деньги оставленные ею). «Святое семейство» – полотно, написанное на известный библийский сюжет. До Мане в обнаженном виде на природе писали только богинь. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Как настоящий профессионал, он не испытывает ни страха, ни смущения, ни робости. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Удивительна ее судьба. Любовь привела его сюда.
Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им.
Глубже, душевнее, сдержаннее эта легенда никогда еще не была рассказана. Но их усилия оказались тщетными. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути.
В ее основе — сюжет древнегреческой легенды. «Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии.
На нем написано лишь равнодушие. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы.
При всей потрясающей трагичности рембрандтовских образов мы никогда не встретим в них болезненной надломленности, столь характерной для величайшего мастера Италии второй половины пятнадцатого века Сандро Боттичелли (годы жизни 1444-1510-ый). В основе картины лежит библейский сюжет, к которому Рембрандт не раз обращался.
В 1645 году Харменс Ван Рейн Рембрандт пишет свое новое полотно, которое изрядно удивляет почитателей мастера и заставляет задуматься о течении времени. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров.
Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета.
Они действительно горячо и страстно любили друг друга. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью.
Но волосы Самсона постепенно отрастали, возвращалась и сила его. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Пейзажные офорты Рембрандта поражают своей близостью с искусством нового времени, по суммарности восприятия они во многом предвосхищают произведения пейзажистов девятнадцатого века, в первую очередь, Шарля Добиньи, годы жизни 1817-1878-ой и импрессионистов, заявивших о себе в 1874-ом году.
Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Картинная галерея.
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии».
Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Кепи сидит несколько набекрень. Примечательны пуговицы на кафтане и золотое шитье на роскошном красном плаще, однако взгляд невольно останавливается на руках, написанных энергичными мазками Сикс медленно натягивает перчатку — сколько движения привносит в это художник.
В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит. Он не сломался сам. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта.
Считалось, что на полотне изображен древнегреческий философ Зенон. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. И всюду, как еще одного невидимого, но важнейшего участника сцены, мы ощущаем присутствие драматической эмоции, чувство страха, ужаса смерти исключительности происходящего, которая придает каждой сцене характер чрезвычайной значительности, необычности, что вместе с поразительными контрастами света и тени предельно усиливает напряженность душевной атмосферы.
Бог создал море, а голландцы – берега. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Рембрандт трактует членов "Святого семейства" как простых людей, всячески подчеркивает их человечность, теплоту их взаимоотношений, раскрывает их лучшие качества в каждодневном и обычном.
Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Благодаря идеальному разрешению сложнейшей проблемы освещения, Рембрандт построил почти всю картину на тональных отношениях, то есть плавных переходах одного светоцветового тона в другой, то есть так, как мы бы увидели изображаемый им полутемный интерьер с находящимися там людьми в жизни. Этот контраст носит не только композиционный, но и психологический характер: действие распадается на противоречащие друг другу группы и от каждой из них ждешь оратора, который произнес бы язвительное изобличение, либо потрясающую проповедь. Но он сомневается не в истинах Христа, которые ему чужды, а в правильности своего поведения, поскольку до сих пор не знает, как ему следует держаться в этой непривычной для него ситуации, чтобы начальство его не осудило, но и народ чтобы считал своим.
В ее сказочных глазах нет блистания, но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота их взор, никуда особенно не устремленный, видит необъятное. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа – все глубоко продумано. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке.
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы.
Руки – сильные, мускулистые – не дают себе уже более труда чередоваться в жестах. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
В 1635 – 1640 –х гг. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Благосостояние художника росло вместе с его популярностью.
Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век. «Возвращением блудного сына» (1668–1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Рембрандт блестяще завершил свое творчество. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Картина пронизана радостью жизни – это феерический, сказочный мир.
А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Она, словно в изумлении вскинув руки, медленно плывет мимо нас влево, в то время как старая служанка, фигура которой срезана правым краем гравюры, почтительно поддерживает шлейф ее царственного платья. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». И вся эта наполненная вибрирующим светом среда воспринимается как горящий жар эмоций, как душевное напряжение, возрастающее до высшей одухотворенности. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания.
Однако вскоре молодой человек перебрался в Амстердам к более именитому учителю — Питеру Ластману (1583–1633). После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Сильный солнечный свет, падая на неровности первого плана, заставляет сверкать их, если они обращены к солнцу или мерцать полутенями, если они освещены скользящими лучами и он же вызывает сочные, черные тени в сторону противоположную солнцу – налево. В полотне «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654, Национальная галерея, Лондон) Хендрикьё в свободном платье, небрежно ниспадающем с плеч, осторожно вступает в реку, приподняв подол выше колен.
В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. 175, 5 x 210, 5 см. У него внимательный и веселый вид.
Этот свет отражается не только на колыбели, он озаряет лицо Богоматери, которая отвлекается на несколько секунд, чтобы поправить красное одеяло своему ребенку. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование.
Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей). Она сама стала зимой. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Пустынный, скалистый пейзаж с глубокой расщелиной, пробитый речным потоком, уходящим из нижнего правого угла картины к ее центру, в туманную даль. Трагизм в том, что оба уже сломлены несчастьем и вряд ли заживут теперь мирно и счастливо. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна.
Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Рембрандт стал его последним протеже. Обе фигуры так и выделяются на темном фоне.
За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Дела шли все хуже. Она отдалась ему и зачала.
На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Подобно другим мастерам барокко, он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций8. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Отец прижимает сына к груди, прощая его.
Он старается умерить силу ударов своего топора. Это тень ее плеч и головы. На протяжении 1640-х гг. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Кепи сидит несколько набекрень.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю.
В то время Рембрандту было все интересно.
На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет.
При этом он достигает теперь своей цели все более строгими и скупыми средствами. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину.
Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека.
Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и послать учиться в престижную Латинскую школу и в университет, созданный незадолго до того Вильгельмом Оранским, «дабы своей ученостью он смог наилучшим образом служить городу и родной стране». Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Вместо традиционной пирушки с портретами ее участников, где каждый запечатлен со всею тщательностью индивидуальной характеристики, как это делалось ранее, художник изобразил выступление стрелков в поход. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Эти картины таинственно мерцают, как старинное золото.
Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Зато все требования заказчиков были выполнены. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.
Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе.
У Джулио Бонасоне, ученика Джулио Романо, распутство рядится в одежды античной культуры: изображена физическая любовь, но это не противозаконно, так как любовью занимаются боги. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом».
Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее.
В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными запросами эстетическими современного ему общества. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров).
Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Освободившись, умерла через год.
Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Для «случайного человека» встреча с Воскресшим гораздо важнее, чем для тех, кто знал Его при жизни, так как Христос выбирает своих последователей среди любого. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике.
Офортом называется как способ гравирования, так и полученный с доски оттиск. Старшие в роде, убеленные сединами, дряхлые старцы, будь то Иаков или Авраам, пользуются в доме глубоким уважением. Она гласила: «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
В этом лице – удивительная мягкость и нежность. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Среди них известен юноша с густыми вьющимися волосами, крепкого, но не атлетического сложения, неоднократно изображенный на картинах и рисунках, выполненных в мастерской. Мощная игра светотени создает необыкновенно драматический эффект.
Именно рентгеноскопия разрешила эту загадку. Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам.
Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло.
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой.
Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. В небольшом проеме окна стоит молодая, миловидная женщина в домашней одежде.
Произведение «Выступление стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока», получившее позже название «Ночной дозор» (1642, Риксмузеум, Амстердам) изображает памятное историческое событие, возможно, участие амстердамских стрелков в торжественном приеме, оказанном городом французской королеве Марии Медичи в 1639. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта.
Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Кассель. В нем впервые виден сам свет: солнце, которое мы в прежних офортах чувствовали у себя за спиной или угадывали где-то над головой или сбоку, постепенно передвинулось.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.
Блаженны чистые сердцем ибо они Бога узрят. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов".
Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Он просил за них сто гульденов.
Сплетая пальцы, они как бы изображают молитвенный жест этого существа, на месте головы которого сияет магический диск. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака.
Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. С Титусом молодой отец не мог справиться и вот таким образом нанял няню для ребенка — Гертье Диркс, которая стала его любовницей.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. От союза Данаи и Зевса родился герой Персей, который совершил много подвигов. Комната залита светом, но Товий заперт в ней слепотой. Младенец стал старше.
Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран.
Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. И послал Давид разведать, кто эта женщина. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице.
Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
Которой стала работа под названием «Святое семейство», Рождение у пары первенца в 1633 году стало отличным поводом для заказа у Рембрандта еще одной картины, находящаяся на момент данный в собрании Старой пинакотеки Мюнхена.
Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия.
В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф.
Такова, например, картина «Ослепление Самсона» (1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне). В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. На нем дымится жертва.
Картина маленькая. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. И, наконец, шестой персонаж офорта, сын Авраама и Агари, подросток Измаил, будущий родоначальник арабов, повернувшись к нам спиной, упражняется в стрельбе из лука.
Скоро гроза пойдет и здесь. Холст, масло.
В еле намеченной, небольшой, освещенной пламенем очага бедной комнате, служащей одновременно и мастерской и жилищем, в шагах пяти-шести от нас мы видим совсем юную, лет восемнадцати, небольшого роста, скромно одетую мать. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Сикс, действительно, писал стихи и собирал произведения искусства, но он был также богатым оборотистым торговцем. И Давид послал слуг взять ее. » (Вторая книга царств, 11). Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки.
До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. А что же случилось с Гертье Диркс. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью.
Радующийся отец и заблуждавшийся, несчастный человек. Три апостола лежат слева от нас в придорожном ковыле и грезят в тревожном сне, в то время как главные персонажи – сложивший большие перистые крылья коленопреклоненный ангел в центре офорта и истерзанный душевными муками Христос справа – оказываются втянутыми в страстные события природы. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения.
Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной. Барокко. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Он является смыслом жизни для матери. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство.
В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы). Взгляд скользит поверх него. В отличие от других, однофигурных, портретов здесь позади апостола изображен ангел, вдохновляющий Матфея на написание Евангелия. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна.
Один из биографов живописца Арнольд Хоубракен, отзываясь о творчестве Рембрандта, писал, что некоторых его героев можно было смело «взять за нос» — так густо были наложены краски. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. Уже при жизни он казался современникам необыкновенным живописцем. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция».
Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Отсюда родовое прозвище мастера — Рембрандт ван Рейн — «который с Рейна».
Холст, масло, 117х91. Эрмитаж. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Можно проследить бег кисти.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
Так был обессмерчен простой человек в «Портрете старика в красном» (1652–1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Встретившись тайно за городом, они простились и Давид бежал в горы. Всё здесь лаконично, скупо и многозначительно. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
Вирсавия не пыталась соблазнить царя.
Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Такова сила света снаружи.
На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками.
В офорте заключена символическая борьба и победа света над мраком. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. В офорте под тем же названием внимание Гете привлек старик – хозяин гостиницы. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт.
На нем дымится жертва. Смерть Рембрандта была очень печальной.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. На лице – улыбка.
С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Эта техника, при которой отсутствует процесс травления кислотой, придает более живой и выразительный характер штриховым линиям, которые, однако, могут быть легко искажены случайными ошибками в работе. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Рембрандт «Святое семейство и ангелы», 1645.
Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).
На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке.
Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Здесь видны особенности обоих стилей. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Кривоногого нищего, старого раздувшегося идиота, лысый череп измученного ремесленника, бледное лицо больного, весь кишащий муравейник дурных страстей и гнусностей, которые размножались в буржуазной цивилизации, как черви в гнилом дереве. Авраам по велению свыше готов принести своего единственного сына Исаака в жертву Богу и уже занес над ним, связанным, нож, чтобы заколоть его для всесожжения. Но внешне он совершенно спокоен.
Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи. С Хендрикье он написал такие полотна, как «Флора», «Купающаяся женщина» и другие. В годы, когда все сильнее обнаруживались внутренние противоречия, разъединявшие страну, художник выступил с призывом к гражданскому подвигу. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
С самого начала художника привлекал жанр портрета. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь.
Сюжет взят из Нового Завета. К лейденскому периоду относятся также первые опыты художника в области печатной графики. Заказов становилось все меньше. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.
Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. В «Автопортрете с Саскией на коленях» (1635–1636, Картинная галерея, Дрезден) перед нами необыкновенно счастливый и нарядный Рембрандт в образе жениха, сидящего за накрытым столом с Саскией на коленях.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества.
Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Туманные мистические догматы христианского вероучения Рембрандт стремится перевести на язык реальных чувственных образов. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества.
Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов8, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Мадонна одета в пурпурную мантию, спускающуюся широкими складками, создающими как бы пьедестал.
Есть ли у Рембрандта правота отца и неправота сына. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Итак, перед нами – Голландия. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников.
Природа этого света таинственна и непонятна. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Хотя Ван Гог и очень тесно соприкоснулся с французским искусством, задние планы его пейзажных рисунков и картин не менее предметно-содержательны, чем у Рембрандта.
Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности.
Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
«Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь".
То ли он льется на Него сверху, то ли исходит от самого Господа. То же сверкает в уголках глаз. Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля.
Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год.
Но на рентгеновском снимке сходство с Саскией все же выступает гораздо яснее. Кроме творческой невостребованности, у Рембрандта было немало трудностей и в личной жизни.
В живописи Рембрандта наступает период покоя. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Рембрандт женился на Саскии ван Юленборх, дочери ученого юриста. Это вовсе не светлый квадратик, окаймленный тысячами штрихов на светлом листе так, что края его лучатся и фосфоресцируют с удивительным искусством.
Лицо каждого героя его полотен словно живое. Они не торопились узаконить свои отношения, так как это было чревато тем, что вдовец терял право распоряжаться наследством, оставленным покойной Саскией, которое он берег для своего сына. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Картины Серова очень разнообразны по исполнению. И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. В картине «Ужин в Эммаусе» (1648, Лувр, Париж) изображена встреча воскресшего Христа с учениками. И из этой тьмы в правом нижнем углу словно возникла скорбная гордая и властная женщина в богатой одежде. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла.
Первая картина, написанная в 1645 году и вытянутая в высоту, представляет собой крестное знамение. Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера.
"Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Художник прибегает к диагональной композиции. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
В них разлито чувство важности свершающегося, близости чуда, сообщающего каждодневности нечто значительное. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. Рембрандт был страстным коллекционером. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. С удивлением, восторгом и долей недоверия к изображаемому, мы видим – в творчестве Рембрандта в первый и последний раз – самого Бога-отца.
В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. Всего справа от Христа в полумраке вылеплено не больше двадцати понурых, дрожащих, старающихся не упасть человеческих фигур. Я обвиняю. » (2008)12. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным.
Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.
На голове у нее пышный венок, в руках жезл, увенчанный цветам. Спасенная советскими солдатами от гибели в мае 1945-го года, "Сикстинская мадонна" была вывезена в Москву, а в 1956-ом году возвращена в Дрезден. Также их связывает не только размер, но и композиционное построение — фигуры представлены в полный рост, за счет чего картины монументальны. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой.
Борода подстрижена характерно, залихватски. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
В феврале 1668 года Титус женился, но спустя семь месяцев умер в возрасте двадцати шести лет. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками.
Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Почти вся изобразительная поверхность зачернена и тем ярче светится в центре офорта фонарь, который держит в опущенной правой руке первый из входящих слева пастухов.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны.
По-видимому, это эскизная работа. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно.
Богатый самаритянин привез тяжело израненного бедняка с целью позаботиться о нем и пролить в его сердце, еще более чем на его раны, сокровища милосердия и доброты. Там-то и видна давшая этому офорту название старинная каменная башня, как бы отделяющая от изображения справа его треть. Она построена на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон. Так завершается круг пейзажного творчества Рембрандта, охватывающий около двух десятилетий в среднем периоде его деятельности. Со смешанным чувством радости и робости (двойственность человеческой натуры) стремится Даная навстречу золотому сиянию. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована.
Обе сцены выражают одинаковое любопытство. И он в волнении привстал с деревянного кресла, ручка которого виднеется в левом нижнем углу и оперся обеими руками о край рабочего стола, уходящего в глубину – трапеция поверхности стола занимает почти всю правую часть нижней половины гравюры.
Он старается умерить силу ударов своего топора. Пустое старое кресло перед камином, на третьем плане. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось.
Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Действие происходит ночью в темной спальне. Вот вам диалог неба и земли. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Дела Рембрандта шли плохо.
Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта.
С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Господня». Совокупление изображено с необходимой точностью. Переехавшей в Амстердам из Антверпена, Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома), Солманс Мартен (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене. Даже слуга, который на заднем плане картины принимает плащ у только что пришедшего хирурга, нисколько не испуган зрелищем, а спокойно взирает на зрителя поверх голов собравшихся врачей. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы.
Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Он происходил из очень интеллигентной семьи, но при этом часто эпатировал публику. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство.
Так, он дважды пишет «Святое семейство». В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной.
Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка. Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом.
Солнце низко висит перед наступлением ночи. Однако никогда не выезжавший за пределы Голландии Рембрандт в своем понимании библейских героев оказывается очень близким к основоположнику стиля Высокого Возрождения в итальянской живописи Леонардо да Винчи (годы жизни 1452-1519-ый) – ученого, мыслителя, художника, поражающего широтой своих взглядов, многогранностью таланта. Картина «Философ» универсальна по своему воздействию – нельзя предусмотреть ход мысли, понять, в каком направлении сейчас движется сознание.
На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин».
Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары. Перспективный горизонт при высокой точке зрения отодвигается в глубину гораздо дальше, чем на четыре километра, но в зрительном кадре остается на том же месте вот таким образом появляются новые, очень узкие, горизонтальные планы. Можно подумать, будто чья-то рука только что слегка отодвинула полог, чтобы показать спокойное семейство в своей комнате, вернее, в своей лавке, поскольку через большую витрину с сетчатой деревянной рамой струится неяркий уличный свет. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой.
Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Свет этот напоминает о домашнем очаге, греющем озябшие тела стариков, очаге – символе патриархальности и чистоты семейного уклада. Зал трактира залит теплым ярким светом.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Слабой и дрожащей правой рукой шарит Товий по стене, нащупывая дверь. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны.
Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Из-под повязки видны его гениталии. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине.
Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью».
Жена художника В 1632 году Рембрант переселился из тихого Лейдена в деловой Амстердам. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Медея погубит и свою соперницу, послав ей со своими обреченными на смерть детьми отравленный наряд. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности.
Еще более яркий свет струится под центром изображения от гордо поднятой головы Симеона этот свет озаряет окружающих. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Но она словно сосредоточивает общие чувства этих людей, чьи высокие фигуры в левой половине офорта мы скорее угадываем, чем видим. Мост через канал пуст. На земле разложена роскошная ткань, на которую вскоре положат Христа.
Но есть одно «но»: в 1654 в Амстердаме вышел в свет памфлет «Польский всадник», защищающий секту социниан, к которым, согласно многочисленным свидетельствам, примыкал художник. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Люди в шлюпках испугались, что к ним переберутся с плота по канатам и обрезали их. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Всех сковал холод. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей.