По Делакруа» (1955) «Менины. По мнению искусствоведов, картина открывает «голубой период» творческой деятельности Пикассо, наполненного драматическими событиями в его жизни. При крещении Пикассо дали имя Пабло, Диего, Хосе, Франсиско де Паула, Хуан Непомусено, Мария де лос Ремедиос, Сиприано де-ла-Сантисима Тринидад, ряд имён в честь различных святых и родственников. В Прадо размещены картины Диего Веласкеса, Франсиско Гойя и Франсиско Сурбарана.
Его предки были незначительными аристократами. Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приёмы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921). Их старший брат Майкл Стайн и его жена Сара также коллекционировали его работы. С 1968 по 1971 года он создал множество картин и сотни медных гравюр. Гитара для старика является единственным утешением даже в самые плохие времена.
Оторвав взгляд от странных рук, первое, что обращает на себя внимание глаза старца. «Старый гитарист» является одной из показательных работ и по технике и по сюжету и по силе трагедии. С одной стороны— коммунист, прогрессивный деятель, борец за мир и трогать его было опасно с другой Дело не в том, что, с их точки зрения, он был «буржуазный формалист», с этим еще можно было примириться, главное— он был великий мастер и при сопоставлении с его работами все великие достижения советского искусства меркли и отбрасывались на столетие назад. Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара.
Тогда он переживал тяжелый период, картины никто не покупал, он часто метался между Испанией и Францией, каждая из которых по-своему давили на него. Для художников-соцреалистов— академиков, членов правления МОССХа— Пикассо был, пожалуй, главным врагом. Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932). Это полотно было создано в Мадриде и используемый искаженный стиль напоминает Эль Греко.
«Голубой период» – самая пронзительная страница творчества Пабло Пикассо, не только из-за событий ему предшествующих (самоубийство друга юности из-за неразделённого чувства), но и ввиду особенности техники мастера, а также выбранного доминирующего колорита. Угловатую фигуру художник нарочно поместил в замкнутое тесное пространство, ещё и вывернув её в неудобную позу. Розовый цвет становится на два года главным в творчестве Пикассо. Руис был традиционным академическим художником и преподавателем, который считал, что надлежащее обучение требует строгого копирования мастеров и рисования человеческого тела с гипсовых слепков и живых моделей. В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт»1819.
Коричневый цвет выходит за рамки общей цветовой гаммы картины. Герои—это бедные дети и матери, старики. Среди наиболее известных его работ находятся картины в стиле протокубизм такие как «Авиньонские девицы» (1907), «Герника» (1937) и изображение бомбардировки Герники немецкими и итальянскими ВВС по приказу испанского националистического правительства во время Гражданской войны в Испании.
Каретников, вышедшая в 1967 году.
Жаклин Роке (1927-1986) работала в гончарной мастерской Madoura в Валлорис на Лазурном берегу, где Пикассо делал и расписывал керамические изделия. Oливье появляется во многих его картинах «розового периода», на большую часть из которых повлияли их тёплые отношения, наряду с интенсивным изучением французской живописи. Большая часть работ была сожжена, чтобы обогреть маленькую комнату. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передаёт в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914).
Пикассо уставший от его любовницы Доры Маар, начал жить вместе с Жило. В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся17.
Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Он стал одним из ведущих дилеров французского искусства XX века. Это довольно большая картина по размеру – ширина и высота ее более 2 метров. Ивану Морозову она продала картину за 13 тысяч франков. В тот же период, когда Пикассо сотрудничал с труппой Дягилева, он и Игорь Стравинский работали над балетом «Пульчинелла» в 1920 году.
«Розовый период» (1904 – 1906) характеризуется более веселым стилем, оранжевыми и розовыми цветами и изображением циркачей, акробатов и арлекинов известных во Франции как «saltimbanques». Страх, отчаяние, одиночество, страдание — данные слова были идеальным описанием к работам «голубого периода». Пикассо находился под влиянием поездки по Испании и самоубийства друга Карлоса Касагемаса, что привело к строгому использованию цвета и подчас страдальческих сюжетов, частыми объектами которых являлись проститутки и нищие. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении— Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано13 (Криспиниано14) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо.
Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. В Париже Пикассо познакомился с Дали и перенял какие-то черты его творчества. Правда этот переход в работе Пикассо обусловлен кубизмом и его пространственными отношениями, как пишет Маккуиллан «объединение ритуала и порыва в изображении напоминает примитивизм «Авиньонских девиц» и неуловимый психологический резонанс его символических работ». В этом же году Пабло познакомился с молодой художницей Франсуазой Жило, с которой они поселились в замке Гримальди. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве.
Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). Начало оживления жизни. За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали. Эта новость ввела художника в долгую печаль и депрессию. Это не просто обычная картина, а еще и сильное политическое заявление.
Пикассо отказался от оплаты в 100000, пожертвовав всю сумму жителям города. После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935 и театральной пьесе, созданной во время войны. По Курбе» (1950) «Алжирские женщины. В этом же номере впервые в Европе была опубликована копия картины Les Demoiselles («Авиньонские девицы»). Некоторые историки, однако, считают, что «Три музыканта» — это запоздалый ответ Пикассо Матиссу и его «Уроку фортепиано».
В течение первых пяти месяцев 1901 года Пикассо жил в Мадриде, где со своим другом анархистом Франциско де Асис-Сольером основал журнал Arte Joven («Молодое искусство»), у которого вышли пять номеров. Драма, грусть, манера написания, цветовое оформление – все, что характерно для «голубой поры» Пикассо мы видим в картине «Старый гитарист». Родился в городе Малага в автономной области Андалузия в Испании. Позировала для картины (как и для целой серии других картин) Дора Маар, которая сама работала профессиональным художником. Она была не только его другом, но и покровителем, покупая его картины за небольшие деньги.
После её смерти семья переехала в Барселону, где Руис занял должность в Школе изящных искусств. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. Как правило, все картины этого периода художник выполнял в сине-зеленых оттенках. Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Творческая биография Пабло Пикассо по-настоящему экстремальна. Это были времена крайней нищеты, холода и отчаяния.
К тому же, его картины не покупали. Она была на 40 лет моложе его. Тем не менее, на первой выставке группы сюрреалистов в 1925 году Пикассо выставил работы в стиле кубизм понятие «психический автоматизм в его чистом виде», установленное в Manifeste du surralisme («Манифест сюрреализма»), никогда полностью его не интересовало. На каждой картине под этим названием изображен Арлекин, Пьеро и монах. Он был первым ребенком дона Хосе Руиса Бласко (1838-1913) и Марии Пикассо Лопес. Согласно испанской традиции Пикассо получил две фамилии по первым фамилиям родителей: отца— Руис и матери— Пикассо. С ранних лет Пикассо показывал страсть и способности к рисованию.
О Пабло Пикассо слышали все. В 1904году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. В итоге Лео Стайн переехал в Италию.
Возможно, все это тоже сказалось на художнике и он в тот период написал картину «Старый еврей с мальчиком», на которой изображены голодные бедные люди. В то время он развивал новые образы и формальный синтаксис для эмоционального выражения себя, «выпуская насилие, психические страхи и эротизм, которые в значительной степени подавлялись или сублимировались в нём с 1909 года», – пишет историк искусства Мелисса Маккуиллан. В этих обстоятельствах в начале 1902года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903—1904 годах был назван «голубым». Среди них— Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937).
Все отметили его свежесть, признали, что его следование образцам импрессионизма вполне профессионально. На своей родине Пикассо очень много времени провел за написанием картин. Считается, что картина продолжает тему трагедии в след за картиной «Герника». Марк Шагал как-то сказал, что Пикассо меняет стиль чаще, чем носки. Это был серьёзный удар для Пикассо.
На каком-то ассоциативном уровне зритель должен понимать, что главный образ картины «Скрипка и гитара» – это звуки, сама музыка. С 1926 года она хранится в Чикаго. Он воспользовался возможностью, чтобы сделать несколько рисунков композитора. Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938). Эта трагическая краска также была не единожды применена Пикассо.
Оба имели сына Пауло, который вырос распущенным мотогонщиком, а позже стал шофёром отца. Мадрид хранил много других достопримечательностей. Можно было б назвать ее «Слепой музыкант», но художник сделал акцент на старости, в которой единственной отдушиной является творчество. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано».
Но и не более того. Она также не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942). Несмотря на то, что Пикассо был крещеным католиком, позже он стал атеистом.
Оба оставались вместе до конца жизни Пикассо. Именно он стал одним из первых щедрых покупателей Пикассо и помог ему выбраться из нищеты. Подтверждение этому можно найти в автопортрете Пикассо, созданном в то время. Примириться с этим было невозможно и борьба с Пикассо шла по разным направлениям. Руис убедил чиновников в Академии разрешить его сыну сдать вступительный экзамен. Свой редкий талант Пабло проявил в нежном возрасте 10 лет, когда он закончил свою первую картину под названием «Желтый пикадор», на которой изображен человек верхом на лошади во время корриды.
В том же году, в возрасте 14 лет, он написал «Портрет тёти Пепы», энергичное и драматическое изображение, которое Хуан-Эдуардо Сирлот назвал «без сомнения, одним из величайших во всей истории испанской живописи». Это был самый тяжелый период в жизни начинающего художника. Однако его сын стал заниматься искусством в ущерб классной работе. По Мане» (1960). Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер. Испания в то время была в трудном положении, люди нищенствовали, постоянно мигрировали.
В 1930—1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создаёт их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса— «Конструкция», 1931). Это было для художника началом тяжёлого морального кризиса, который эхом отдаётся в замечательной серии рисунков исполненных между концом 1953 и концом зимы 1954 года в них Пикассо по-своему, в озадачивающей и ироничной манере, выразил горечь старости и свой скептицизм по отношению к самой живописи. А он творил более 70 лет. Оба часто спорили. Договор с Канвейлером положил конец его изгнанию из Франции. Как студенту ему не хватало дисциплины, но приобрёл дружеские отношения, которые повлияли на его последующую жизнь.
В это время с пониманием художник относится к оступившимся, униженным судьбой и бедностью. Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточённостью увенчанные нелепыми шляпами, лица изображённые в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассечённые потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942). Аполлинер и Жакоб были очень хорошими друзьями Пикассо в течение 1910-х годов. Тогда ему было 22 года и он впал в глубокую депрессию, что отразилось в его полотнах. По словам матери, его первыми словами были «piz, piz», сокращение от «lpiz», что в переводе с испанского означает «карандаш».
В картинах «Завтрак слепого», «Мальчик и нищий», «Селестина» герои смотрят на зрителя невидящими или почти невидящими глазами. Просто надо встать напротив полотна и призадуматься: «О чём ты, великое создание. » и если фантазия плюс ваша образованность дала вам правильный ответ, то значит, вы поняли мысль Пикассо. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков.
На момент начала Первой мировой войны (август 1914 года) Пикассо жил в Авиньоне. В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо». После потери Евы Гуель, у художника был роман с Габи Леспинасс. Эта картина оказалась первой из произведений художника, которую приобрел музей.
Всё это оказывает невероятно сильное воздействие и находит эмоциональный отклик. Говорят, что он назван так в честь нескольких святых и родственников. Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо»И.
В 1937 году симпатии Пикассо— на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолётов над позициями франкистов). Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»). «Все имеют право меняться, даже художники, »—острил сам Пикассо по этому поводу. Картина была написана вскоре после того, как покончил с собой близкий друг Пикассо.
Они слепы. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931). Она стала его возлюбленной, а затем второй женой в 1961 году. Возможно, это одна из самых известных картин Пикассо. За два месяца Пикассо создаёт свою «Гернику»— громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Мы видим седого оборванца, находящего утешение в старенькой гитаре. Его глаза закрыты, как будто он не желает видеть окружающий мир.
Он также способствовал росту таких художников как Андре Дерен, Кеес ван Донген, Фернан Леже, Хуан Грис, Морис де Вламинк и нескольких других, которые приехали со всех уголков земного шара, чтобы жить и работать в то время в районе Монпарнас. На момент поступления Пикассо было только 13 лет. непосредственно перед «голубым периодом»), а 1904 год можно считать переходом между двумя периодами. Пикассо сам утверждал, что он буквально проникся синим цветомпосле осознания того, что его друга больше нет. Сюрреализм возродил тягу Пикассо к примитивизму и эротизму.
По Веласкесу» (1957) «Завтрак на траве. Именно в этом городе он увлекся керамикой. Эта скульптура, одна из самых узнаваемых достопримечательностей в центре Чикаго, была открыта в 1967 году.
Холодный, даже ледяной синий во всех своих вариациях становится главенствующим цветом. Картина, выполненная масляными красками «Плачущая женщина», написана в 1937 году. «Голубой период» Пикассо (1901-1904) характеризуется мрачными картинами, представленными в оттенках синего и сине-зелёного, которые лишь изредка согреты другими цветами. Здесь художник критикует бомбардировки баскского города Герника, проведенные нацистами во время гражданской войны в Испании. В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903 Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен») движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901 «Женщина с шиньоном», 1901 «Свидание», 1902 «Нищий старик с мальчиком», 1903 «Трагедия», 1903).
«Герника» — скрупулезное изображение трагедий войны и страданий мирных жителей. И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. На данный момент за работы Пикассо должен был взяться арт-дилер Леон Розенберг. В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал.
Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). Его семья была среднего класса. Он написал несколько произведений на тему бродячего цирка, которым был увлечен. Немецкая оккупация не могла испугать Пикассо: он оставался в Париже с 1940 по 1944 год. Используемый стиль живописи представляет собой сочетание в черно-белых тонах пасторали и эпоса.
Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). Они возобновили свою дружбу, но Пикассо стал часто посещать новые социальные круги. Пикассо нарисовал портрет Гертруды и её племянника Алана Стейна. К 1905 году Пикассо стал фаворитом американских коллекционеров Лео и Гертруды Стайн. В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Здесь используется синтетический стиль кубизма, который превращает художественное произведение в последовательность плоскостей, линий и дуг.
Академический реализм легко различимый в работах середины 1890-х годов хорошо отображён в «Первом причастии» (1896), большой композиции, которая изображает его сестру Лолу. Юный художник благополучно рос в городе, который со временем считал настоящим домом. Это последняя работа Пикассо в серии работ, нарисованных в знак протеста. Одежда его напоминает лохмотья, а тело настолько истощало, что вытянутые худые пальцы рук некоторыми критиками воспринимаются как дань уваженияЭль Греко (известно, что Пикассо восхищался картинами знаменитого испанца). Голубой период.
Многие картины измождённых матерей с детьми датируются «голубым периодом», во время которого Пикассо разделил своё время между Барселоной и Парижем. В своей книге 1964 года «Жизнь с Пикассо» Жило описывает его жестокое обращение и бесчисленные измены, которые привели к тому, что она бросила его, забрав детей. С осени 1901 года он написал несколько посмертных портретов Касагемаса, которые завершились мрачной аллегорической картиной La Vie («Жизнь») (1903), в настоящее время представлена в Музее искусств Кливленда. Сам художник, тогда ещё малоизвестный, жил в нищете. Однако пожелали ему выработать свой индивидуальный, более узнаваемый стиль. Он настолько разный в каждый следующий период, что кажется, что это писали разные люди.
Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки («Фабрика в Орта-де-Эбро», 1909), увеличивает и ломает объёмы («Портрет Фернанды Оливье», 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910). По этой причине Пикассо выделил гитару особым цветом.
Канвейлер был немецким искусствоведом и коллекционером. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968). Пабло Руис и Пикассо, также известный как Пабло Пикассо (25 октября 1881 – 8 апреля 1973), был испанским художником, скульптором, гравёром, керамиком, театральным художником, поэтом и драматургом, который провел большую часть своей жизни во Франции.
Ему было поручено сделать макет для огромной общественной скульптуры 50 футов (15 м) в высоту, которую должны были построить в Чикаго и обычно известную как Чикагский Пикассо. Обучение Пикассо под руководством отца началось до 1890 года. Здесь изображен изогнутый слепой человек, который держит большую коричневую гитару. Весной 1916 года Аполлинер вернулся с фронта раненным. Первый выпуск был опубликован 31 марта 1901 года, когда художник начал подписывать свои работы «Пикассо» прежде он подписывал их «Пабло Руис и Пикассо». Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты— клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905).
Быстро взять Париж ему не удалось.