Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей. Пророчество, поясняет от себя евангелист, сбылось. Спокойно и равнодушно взирает он с балкона дворца на это кровавое злодейство.
Матфей же видит в этом печальном ветхозаветном событии прообраз события другого, новозаветного – избиения младенцев Иродом. Учился в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290), работал главным образом во Флоренции (где с 1334 руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений) и Парме. Подразумеваемые персонификации таковы: Гофолия олицетворяет Ирода, Иоас – Иисуса Христа.
Нигде в других картинах западных художников эта аналогия не проводится. (Именно такую одежду носили кавалеристы на испанской службе. ) Всюду царит страх. А другой подводит к Послушанию смиренных мужчину и женщину.
Она действительно далека от полного реализма. «Испытание огнем» — одна из них. Для современников, его произведения стали редким откровением. Очевидец этого события пророк Иеремия изображает его как плач Рахили – праматери отводимых в плен, будто на смерть: "Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих ибо их нет". Понятно, что столько детей «от двух лет и ниже» просто не могло быть в маленьком Вифлееме и его окрестностях. Для своего времени, Джотто был великим новатором.
Лишь одной женщине удалось выбраться из ужасного рокового кольца. Справа три молодых человека отказывают ангелу, предлагающего им следовать путем Франциска. Этот сюжет часто использовали в своих картинах художники эпохи Возрождения. Но солдаты безжалостны им чужды человеческие чувства. Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над убитым младенцем (Маттео ди Джованни, картина 1488 г. Никола Пуссен).
Среди тех ученых, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Gza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию.
Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына. ». В документе указано, что это работа выполнена Джотто. Одна из женщин едва ли не кричит от отчаяния. Итак историю эту мы знаем из одного из четырех Евангелий -- от Матфея. Это образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии.
Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. Это влияние чувствуется в картинах с этим сюжетом Рубенса, Пуссена, Тинторетто. В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное» и следовал в своих изображениях природе. Расписанный под мрамор трёхметровый нижний ярус воспринимается как цоколь.
Важно, как движутся и ложатся одежды, как живут складки. Момент его встречи со своей женой (эта встреча произошла у Золотых Ворот, ведущих в город) и запечатлел Джотто на своей фреске. Ирод отсутствует, что, вообще говоря, вытекает из евангельского рассказа: Ирод отдал приказ в Иерусалиме, а избиение младенцев произошло в Вифлееме. Это обстоятельство во многом определило роль Джотто как родоначальника новой живописи в Италии, поскольку на протяжении нескольких столетий именно фреска (за исключением Венеции с ее сырым климатом) считалась своеобразным индикатором, показывающим степень одаренности художника, остроту его глаза и твердость руки, т. к во время работы нет возможности исправлять возможные ошибки (фреска предполагает нанесение разведенных в воде красок на влажную штукатурку). В конце концов, Иоакиму пришлось покинуть Иерусалим. В византийской живописи существовал ограниченный набор сюжетов, а само изображение отличалось концептуальной плоскостностью.
По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. На крыше галереи в окружении двух ангелов с картушами в руках стоит Святой Франциск, на голову которого Всевышний надевает венок послушания. Люди беззащитны и беспомощны, они мечутся по площади, пытаясь спасти своих детей.
Но, любое явление искусства следует рассматривать в контексте исторического развития. Ко второму подвигу мученичества относятся те случаи, когда человек не выбирает «жизнь или веру», принимает страдания потому, что кому-то в религиозных или политических целях необходимо убрать своих оппонентов. Это влияние чувствуется в картинах с этим сюжетом Рубенса, Пуссена, Тинторетто. Лица изображенных персонажей столь характерны и реалистичны, что можно говорить о портретных чертах.
Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа. Справа — аллегория Смирения с большой восковой свечой. Все их внимание и усилия направлены на то, чтобы передать возможно ярче и драматичнее — порой с леденящими душу подробностями (Маттео диДжованни, особенно картина 1482 года) — само избиение младенцев и отчаяние их матерей. Джотто был решительным реформатором живописи. Пророчество, поясняет от себя евангелист, сбылось.
Сколь экспрессивны и выразительны образы, запечатленные художником. Здесь изображены пророки и царь Соломон с корреспондирующими данному событию текстами.
До него, в живописи царствовала плоскость, пространство картин стало объемным. Италия. Земля устлана телами убитых младенцев (Маттео ди Джованни). С той же новостью небесный посланник навестил и жившего в изгнании Иоакима. Выбор сюжета для здания братства был продиктован убежденностью, что невинно убиенные в Вифлееме младенцы сродни жертвам «черной смерти».
Картины художника наполнились разнообразными эмоциями. Ко второму подвигу мученичества относятся те случаи, когда человек не выбирает «жизнь или веру», принимает страдания потому, что кому-то в религиозных или политических целях необходимо убрать своих оппонентов. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. Толпа женщин с распущенными волосами (знак печали) с детьми на руках ожидает своей участи. Вифлеемские младенцы наследовали себе вечную жизнь в сонме Ангелов. Среди тех учёных, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Gza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию.
Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек — твой благодетель. ». Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона. Аллегорические изображения добродетелей и пороков имитирующие каменные скульптуры, установленные в нишах, делают его ещё более массивным. Ниши у этих персонажей просторнее, чем у остальных фигур. Дань уважения Джотто отдавали многие деятели эпохи Возрождения.
Здесь изображены пророки и царь Соломон с корреспондирующими данному событию текстами. Капелла Скровеньи аллАрена. Далее, значение имеет возраст Иисуса. Справа — коленопреклоненные францисканцы, устремившие свои взоры на Распятие.
Часто присутствует сам Ирод — он наблюдает либо с балкона (Джотто), либо со своего трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни). Абсолютно по-другому трактуют этот эпизод художники Возрождения. Леонардо да Винчи, например, писал, что «Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий».
2:17). Пейзаж выглядит символистическим. Вот таким образом, можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф. 2:16), эта территория включала в себя и Раму. Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над убитым младенцем (Маттео ди Джованни, картина 1488 г. Никола Пуссен).
Композиция носит многофигурный характер. Имамы отказались повторить подвиг святого Франциска, но сам султан, хотя и был глубоко потрясен случившимся, так и не стал христианином. Последний исполнил этот сюжет для религиозного братства Сан Рокко, которое под патронатом этого святого взяло на себя заботу о жертвах чумы. Джотто был известен также как архитектор — создатель кампанилы (колокольни) Флорентийского собора.
В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер. 1:15) и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. Осия: «Поставляли царей сами, без Меня» Иеремия: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание» Давид: «Отмщение за пролитую кровь рабов Твоих» Соломон: «Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом». Ирод при этом хладнокровно наблюдает за расправой с балкона своего дворца. Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет».
«Перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения», писал Петрарка. угловые ракурсы и упрощенную (античную) перспективу, емуудалось придать пространству иллюзию глубины и ясности композиции. Каждый год родители Иисуса ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. По преданию их было 14 000. Далее, значение имеет возраст Иисуса. Здесь можно ответить относительно их земной участи. И вот таким образом он решил действовать по методу зондеркоммандо, путем массовой зачистки.
Так, Мария на картинах с этим сюжетом идет пешком, а не едет на осле. Словно окаменел от горя Иоанн Богослов, прижимающий руки к подбородку. Схожее строение фигуры — широкое и крепкое.
Но мозаика церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в. ) уже изображает Ирода в нимбе (знак царского величия), сидящего на троне и жестом правой руки отдающего приказ стоящим возле него воинам умертвить младенцев. Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Многие исследователи полагают, что Джотто, работая над этими фресками вместе со своими помощниками, наметил лишь общий план и выполнил некоторые детали, а основную работу делали его ученики: Стефано Фьорентино (который считается родственником Джотто) и Анджойелло да Губбио (художник умбрийского происхождения). Подразумеваемые персонификации таковы: Гофолия олицетворяет Ирода, Иоас – Иисуса Христа.
Еще ряд деталей позволяет легко отличить возвращение из Египта от бегства в Египет. Прежде, живопись была строго функциональна (и вот таким образом ритуальна). Художник не желает изображать кровавую сцену самого избиения, а даст лишь намек на него. В первом случае мученику предлагается отречься от Христа и продолжать жить без Него на земле и в загробной жизни или с Ним, пострадав за Него: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32). Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей. Ноаким и Анна были благочестивыми людыми, однако их брак долгое время оставался бездетным.
Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. «Добродетель эту сопровождают Благоразумие и Смирение, дабы показать, что где истинная покорность, там всегда и смирение с благоразумием, благодаря которым благим становится всякое деяние». Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет. Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится. Другой, в капюшоне, с прижатой к груди рукой, — символ зависти.
Под «греческим» Ченнини подразумевал формальныевизантийские каноны, являвшиеся общепринятыми художественными аксиомами в средневековой Европе. Некоторые ученые считают, что история— придуманное исполнение древнего пророчества. Эмоции застывают в драпировках. На правой стороне Гофолия, мать Охозии, стоит в царской короне и отдает приказание избить всех сыновей царя палач исполняет приказание тут же сестра Охозии с малолетним Иоасом на руках, единственным спасшимся потомком Давида. Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов».
По сторонам — две группы фигур, уравновешивающих одна другую. Джотто – это уникальный художник, которому многие пытались подражать. Рама — небольшой городок в пределах колена Вениамина. Для большей безопасности он и повелел предварить время на два года».
Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. Решительным жестом один из воинов направляет шпагу в младенца на руках одной из матерей. С перового же взгляда картина открывает зрителю своё содержание. Композицию уравновешивают две группы коленопреклоненных ангелов. Герои Джотто объемны, полны жизни, что, при этом, не умаляет их божественного величия.
Именно сюда ведут зрителя каменный склон и взгляды остальных участников сцены. Ирод, царь иудейский, которому скалили, что Вифлееме родился мальчик, призванный стать царем иудейским, приказал истребить всех младенцев в возрасте до двух лет, родившихся в этом городе и его окрестностях. Часто присутствует сам Ирод – он наблюдает либо с балкона (Джотто), либо со своего трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни). Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении. Скончался Джотто ди Бондоне 8 января 1337 во Флоренции.
Джотто не делает различия между формой драпировки и формой тела. Так, персонажи святых (как было принято в иконописи), снабжены нимбами, свидетельствующими об избранности. Краски нанесены широко и свободно, тем самым, усиливая линейный ритм и динамику.
Один из воинов, обращая лицо к Ироду, уже готов приступить к исполнению приказания. Абсолютно по-другому трактуют этот эпизод художники Возрождения. Знакомство Джотто с позднеантичной живописью и произведениями Пьетро Каваллини способствовало становлению его творческого метода, созданию такого выдающегося памятника проторенессансной живописи, как росписи капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304–1308). При этом, часть византийских канонов была сохранена.
Изображение выполнено в мягких тёплых желто-оранжевых, пурпуных тонах. Всадник уже пришпорил коня и устремился за ней в погоню. Третье явление ангела Иосифу во сне (третий сон Иосифа), когда Святое семейство пребывало в Египте, в живописи можно отличить от подобного явления в Вифлееме (второй сон Иосифа) по уточняющим надписям, вводимым художниками (порой приводится соответствующая цитата из Евангелия). В Новом Завете имя Марии Магдалины упоминается лишь в нескольких эпизодах. Образ Марии Магдалины — одно из самых ярких воплощений идеи покаяния.
Падуя. Закрытые двери выбивают тараном. Это влияние чувствуется в картинах с этим сюжетом Рубенса, Пуссена, Тинторетто. Гнев Божий вскоре покарал самого Ирода: его постигла лютая болезнь и он умер, заживо съеденный червями.
Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам. Рядом с ним не было ни одного человека, который бы сочувствовал его страданиям. Фреска.
Так, Мария на картинах с этим сюжетом идет пешком, а не едет на осле. Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». И третий, с кошельком в руках, — аллегория алчности. Евангельские сюжеты «Бегства в Египет» и «Избиения младенцев» были широко распространены в европейской церковной живописи.
Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над убитым младенцем (Маттео ди Джованни, картина 1488 г. Никола Пуссен). Среди них Валерио Кастелло, Питер Брейгель, Никола Пуссен, Рубенс. Среди канонических христианских книг Евангелие от Матфея является единственным, где упомянут и приказ Ирода и бегство святого семейства в Египет. Некоторые специалисты считают, что избиение младенцев было придумано как исполнение более древнего пророчества, к которому отсылает Левий Матфей.
Символика, очевидно, такова: Саул есть Ирод, Давид – Христос, священники – дети, умерщвленные Иродом. Это образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии. Их патетической взволнованности противостоит фарисейское спокойствие приспешников Ирода. Кроме того, немало споров и вокруг числа жертв избиения. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа. Хотя они сделались мучениками бессознательно, но это произошло по Промыслу Божию.
Увеличение расстояния между фигурами усиливает психологическое звучание, в результате чего даже жесты персонажей становятся более красноречивыми. Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников. Это образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии.
Рама – небольшой городок в пределах колена Вениамина. В основе серии сюжетной росписи Джотто лежат библейские истории. Складки часто выглядят ещё не успевшими сгладиться следами жестов. Сразу можно осознать характер и роль персонажей, уловить сущность изображённого действия.
Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода. Святой Франциск изображенный в сложном ракурсе, с воздетыми вверх руками, — кульминация сдержанной и молчаливой скорби. Но именно такой была их дорога в Царство Небесное. Многообразие примеров мученичества можно условно разделить на две группы: мученичество выбора и мученичество по необходимости (без вариантов).
С современной точки зрения, его живопись может показаться несколько упрощенной. Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников. Третье явление ангела Иосифу во сне (третий сон Иосифа), когда Святое семейство пребывало в Египте, в живописи можно отличить от подобного явления в Вифлееме (второй сон Иосифа) по уточняющим надписям, вводимым художниками (порой приводится соответствующая цитата из Евангелия). «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов».
Но это назначение явилось скорее данью уважения огромной славе художника, чем соответствовало его познаниям и опыту в области архитектуры. При этом Иосиф Флавий утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона и тридцать семь лет после провозглашения себя царём со стороны римлян». Очевидец этого события пророк Иеремия изображает его как плач Рахили — праматери отводимых в плен, будто на смерть: «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих ибо их нет».
Зимний день. Родом из Колле да Веспиньяно в Тоскане. Рядом с ним — две женские фигуры, будто птицы, с раскинутыми по сторонам руками. Позы и жесты окружающих тело Христа фигур, подчеркивают эмоциональное состояние. Но самым замечательным открытием Джотто являются его персонажи — коренастые, широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки. Вот таким образом, можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф. 2:16), эта территория включала в себя и Раму.
По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. С именем Джотто связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства (Проторенессанс), разрыв итальянской живописи со средневековыми художественными канонами и традициями так называемого итало-византийского искусства. Некоторые учёные считают, что история— придуманное исполнение древнего пророчества. К началу XIV века имя Джотто стало широко известно, в том числе и в Падуе. Пророчество, поясняет от себя евангелист, сбылось.
Герои фресок флорентийского мастера изображены в движении, они живут в определенном пространстве, жестикулируют и выражают свои эмоции. Действительно, например, по наиболее вероятным подсчётам население всего Вифлеема в те времена не превышало 1000 человек, соответственно, при рождаемости 30 детей в год младенцев мужского пола в возрасте до двух лет должно было найтись никак не более 20. В начале 14 века Джотто посетил Рим.
Первое упоминание об этой работе относится к 1418 году. Ирод отсутствует, что, вообще говоря, вытекает из евангельского рассказа: Ирод отдал приказ в Иерусалиме, а избиение младенцев произошло в Вифлееме. На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы—места захоронения Рахили (1Цар. 10:2) и Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в Вавилонском пленении.
Покорно выполняет он этот страшный приказ. После этого Иоаким поспешил в Иерусалим. Крупные черты лица, широкие скулы и узкие глаза. Их было, как указывает византийская традиция, 14 000.
Эта евангельская история редко встречается в раннем христианском искусстве. Здесь изображены пророки и царь Соломон с корреспондирующими данному событию текстами. Подразумеваемые персонификации таковы: Гофолия олицетворяет Ирода, Иоас — Иисуса Христа.
Образно охарактеризовал достижения Джотто флорентийский художник Ченнино Ченнини, на рубеже XIV — XVвеков отметивший, что он «перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным». За свои великие злодеяния Ирод не избежал наказания Божия — тело его покрылось болезненными ранами. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и так называемой «триумфальной арке» алтаря.
«Джотто был первым, кому удалось создать фигуры, привлекающие вслед за зрительным впечатлением то бессознательное впечатление осязательности, которое сопутствует каждому зрительному впечатлению от вещей имеющих бытие в мире». Для них страдания были той таинственной дверью, которая привела их в Царство Небесное. В ответ из гробницы послышалось рыдание. Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно периода эпохи Возрождения. Рассказ начинается с истории Иоакима и Анны, родителей Девы Марии. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит» (Мф. Мы будто слышим их крик, раздирающий душу и сердце.
После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит» (Мф. Равнодушно и отстраненно взирают на происходящее первосвященники и книжники. Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери. Благодаря этому, ее образ выглядит более земным.
Нигде в других картинах западных художников эта аналогия не проводится. Этот цикл фресок является одним из наиболее полных изображений жития святой. Там, среди описаний других безумств и зверств Ирода, ничего не сказано о резне детей в Вифлееме.
На всадниках – красные мундиры. Земля устлана телами убитых младенцев (Маттео ди Джованни). Используя ряд известных в то время приемов, вкл.
Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. "Золотая легенда" из которой многие художники черпали литературную программу, сообщает, что Святое семейство пробыло в Египте семь лет и теперь Иисус уже не младенец, а отрок – он идет самостоятельно, а не находится на руках у Марии. В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер. 1:15) и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. Третье явление ангела Иосифу во сне (третий сон Иосифа), когда Святое семейство пребывало в Египте, в живописи можно отличить от подобного явления в Вифлееме (второй сон Иосифа) по уточняющим надписям, вводимым художниками (порой приводится соответствующая цитата из Евангелия).
Рядом с ним не было ни одного человека, который бы сочувствовал его страданиям. 1280) Чимабуэ. Группа женщин, стоящих у здания, с мольбой взывает к Ироду. Еще спустя век с небольшим, в 1919 году, она была перемещена в галерею Уффици, где хранится и сейчас, деля зал, в частности, с не менее знаменитой «Мадонной Святой Троицы» (ок.
Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. В первом случае мученику предлагается отречься от Христа и продолжать жить без Него на земле и в загробной жизни или с Ним, пострадав за Него: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32). Нигде в других картинах западных художников эта аналогия не проводится. Отсюда становится ясно, что число это имеет символическое значение.
Джотто постоянен в формах своих персонажей. Тур в Италию дает уникальную возможность ознакомиться с творчеством предтечи ренессансного искусства —Джотто ди Бондоне. Это был первый в истории итальянской (и всей западноевропейской) живописи художник, отошедший от традиций средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма.
Еще ряд деталей позволяет легко отличить "возвращение из Египта" от "бегства в Египет". Прорванный круг будет замкнут. «Золотая легенда» из которой многие художники черпали литературную программу, сообщает, что Святое семейство пробыло в Египте семь лет и теперь Иисус уже не младенец, а отрок — он идет самостоятельно, а не находится на руках у Марии.
Царь Ирод Великий, узнав о новорожденном Царе Иудейском (по пророчеству — появившемуся на свет в Вифлееме) и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф. 2:16). Джотто (1266-1337) совершил революцию в западном искусстве и многие критики по праву считают его первым европейским художником, работы которого воспевали Данте, Петрарка и Бокаччо. Именно их с высокой степенью реалистичности художник представляет в своих произведениях.
Вырваться из неё никак нельзя, запереться и спрятаться в домах – невозможно. Ведь по-гречески «мученик» — «свидетель». Так, Мария на картинах с этим сюжетом идет пешком, а не едет на осле. Святые мученики 14 000 младенцев убиты царем Иродом в Вифлееме.
Итальянский художник, основоположник проторенессанса. Царь Ирод Великий, узнав о новорожденном Царе Иудейском (по пророчеству — появившемуся на свет в Вифлееме) и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф. 2:16). Многообразие примеров мученичества можно условно разделить на две группы: мученичество выбора и мученичество по необходимости (без вариантов). Каменный склон делит картину по диагонали, символизируя глубину утраты.
Слева — Мария, упавшая в обморок, в окружении трех женщин. Готика, раннее Возрождение. Далее, значение имеет возраст Иисуса. Но, окружённые всадниками, оказываются в ловушке.
Он первым начал реалистически изображать одежды используя складки, как намек на скрытую под тканью объемную форму. Но именно такой была их дорога в Царство Небесное. По преданию их было 14 000.
Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Колорит картин художника строг и целостен. 2:17). Еще ряд деталей позволяет легко отличить «возвращение из Египта» от «бегства в Египет». Рама – небольшой городок в пределах колена Вениамина.
Но не надолго. Это может указывать на то, что дата его смерти — 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э., то есть до Р. Х. Церковное предание указывает различное количество погибших младенцев в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской — 64 тысячи, встречается и символическая цифра 144 тысячи (12 в квадрате, соответствует числу запечатлённых в Апокалипсисе, по 12 тысяч от каждого из 12 колен Израиля). Им же было создано для собора несколько статуй, а также фрески для церкви Санта-Кроче. На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы—места захоронения Рахили (1 Цар. 10:2) и Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в Вавилонском пленении. Но тщетно. Все их внимание и усилия направлены на то, чтобы передать возможно ярче и драматичнее – порой с леденящими душу подробностями (Маттео диДжованни, особенно картина 1482 года) – само избиение младенцев и отчаяние их матерей.
Что касается типологических аспектов избиения младенцев, то они ярче всего раскрылись в «Библии бедных».