Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Это – гимн и природе и человечеству.
Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Над нею Амур целится одной из своих стрел любви в трёх граций, подруг Венеры, элегантно танцующих рондо.
Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Меркурий (слева) нарциссически красив. Все три фигуры символизируют первый месяц весны, которая начиналась с первым дуновением Зефира. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Фигуры расположены волнообразно.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Жест заботливый, опекающий. Она показана простой, тихой и скромной. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
На самом деле это несколько противоречит истине. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Движение в картине устремлено справа – налево. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
В XV веке в Грациях видели три разных проявления единогобожестваВенеры считали, что Грации — это она сама. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. От его полета согнулись стволы деревьев. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. В фантастическом, почти райском саду фигуры или их группы размещены независимо друг от друга. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Композиционно полотно делится на три части. Над богиней парит Амур.
Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. От его полета согнулись стволы деревьев. Но подробности пути мастера всегда интересовали последователей гораздо меньше, чем его творчество, глубина философии и, конечно итальянская богиня Весна Боттичелли. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Каково же содержание картины. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Всё изменила вечная весна. Сколь приятна для любования.
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Картина висела над софой, называемой летуччо.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Три грации воплощают собой нежность и невинность, но кажутся простыми девами, прекрасными в своей беззащитности. Месяц считался концом весны и началом лета. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.
Пораженный пламенной страстью к ее красоте Зефир, бог ветра, преследует ее и насильно берет в жены. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин их образы принципиально различны. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»).
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца.
Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Сандро Боттичелли. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Философские версии связаны с неоплатонизмом. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.
В 1815-м она попала в галерею Уффици. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.
Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»).
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Здесь следует процитировать И. Долгополова, не скрывавшего своего восторга от картины: «Всмотритесь пристально в лицо Весны. Её основную роль на картине можно определить по тому, что Венера стоит в центральной части отдельно от всех.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий – посланник богов, учитель мудрости, разгоняющий тучи. Тонкое, аристократичное, верное идеалам античности, наполненное символами, музыкальное и поэтичное. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). А май считался не только концом весны, но и началом лета. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду.
Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. А просвет среди деревьев, волнообразной полосой проходящий через всю картину, в правой части ее показывает небо там, где ожидалось бы увидеть продолжение поверхности луга. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Картина висела над софой, называемой летуччо. Но, это неединственноеповторение в картине. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Картина написана на основе древнеримской мифологии. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Исследователи предложили несколько толкований. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется и самим человеком, мыслящим и созидающим. Центром построения является Венера — не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле это неоплатонический образ.
Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Но это не единственное повторение в картине.
Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. И, конечно, это породило особое искусство. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
Она не просто богиня любви и красоты. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Движение в картине устремлено справа налево. Он — частый спутник Граций, поскольку символизирует разум и красноречие, а также является творцом искусств.
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Но давайте попробуем. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. О том, как весной расцветает природа.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада.
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482 – 1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. В период с 1475 по 1480 год появилась лучшая по мнению многих картина Сандро Боттичелли – Весна. В образе Меркурия художник изобразил Джулиано Медичи, а в образе Венеры – Симонетту Веспуччи, в которую, пожалуй и сам он был влюблен. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Зефиром.
На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. А с правого края художник изобразил и себя. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания.
обе выполнены с грацией и выразительностью». Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Она стала богиней в пышном одеянии.
Такие подарки были в то время обычным явлением. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья).
Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Клиентами Боттичелли были культурные и образованные люди изучавшиеклассическую мифологию и историю античности. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
И как поэтично показано превращение. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). В 1537 она была перевезена в Кастелло.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис.
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Очень вероятно, что Боттичелли проиллюстрировал здесь неоплатоновскую диалектику любви – путь от любви земной к любви божественной. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душуно также и холод зимы. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.
Стоит упомянуть и влияниеАнтонио дель Поллайоло, проявившееся в изображении человеческой анатомии и пропорциях тел. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры).
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.
Такие подарки были в то время обычным явлением. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. На самом деле у Боттичелли Весна не имеет персонажей второстепенных, но можно обсуждать их, отступая от центра сюжета.
Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Всё потому, что картины были рассчитаны на образованных людей, на философов, умевших дойти до сути произведения. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.