Анри Матисс не был исключением. один из величайших современных художников – «пишет «картины» и в этих «картинах» стремится передать «божественное». (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих).
Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. Никакого фона, ни одной лишней детали, только процесс.
Мир Матисса 151 это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. Самым серьезным американским коллекционером его живописи был скандально известный Альберт Барнс, который, пользуясь бедственным положением художников, скупал картины в огромных количествах. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
Сам же хоровод олицетворяет экспрессию безумного XX века. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Кандинский очень высоко ценил работы Матисса и писал о нем:. Свет господствуетв замечательном холсте Открытоеокно с видом на бухту в Танжере. Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж).
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски). Простые небрежные линии, всего лишь три доминирующих цвета и (верх неприличия. ) неприкрытые гениталии. Тем самым, будучи повешены в особняке Щукина рядом, Танец" и Музыка" образовывали великолепное логическое единство.
Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». ldquoВход в Казбуrdquo 151 малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Щукина. Он сделал художнику заказ на несколько картин для украшения своего московского особняка.
Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Я полностью Вам доверяю и уверен, что Музыка" будет столь же успешна, как и Танец"». Однако Щукину подобный сюжет не подходил. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. Предыдущий (второй) вариант был дописан и в 1936 году был куплен Музеем современного искусства Парижа.
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В настоящее время существует в двух версиях. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). п. Но не академические опыты («Натюрморт с рыбой», 1893) принеслиизвестность молодому художнику, а такназываемые вечерние пейзажи. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную.
Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно).
Они поглощены эмоциональным экстазом и для них в этом мгновении – настоящая жизнь. Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду.
Когда в 1905 он выставил свои работы в парижском «Осеннем салоне» вместе с другими художниками, среди которых были, в частности, Андре Дерен и Морис де Вламинк их резкие, энергичные краски буквально потрясли публику и один из критиков дал художникам ироничное прозвище «Fauves» («дикие»). Я очень Вам благодарен и надеюсь вскоре получить эскиз второго панно. Барнс объявил, что восхищен матиссовскими панно, но демонстрировать их публике не собирается. Стайны подружились с художником. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.
Масляные краскинанесены тонкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивает белизнахолста, что в целом создает ощущениеживого присутствия голубизны неба, синевы моря, свежести зелени и букетовфиолетовых и красных цветов, стоящихна подоконнике Как указывает «Историяискусств»: «В 30–40 годы происходит новыйподъем, возвращение к фовистам и ихпоискам. 1901-04 151 годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Ваша живопись лучится красками, словно витраж». Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Он прибегает к приему, Избегая смешения красок, прокладке на темной краске более аналогичному светлой, лессировкам старых мастеров, например на розовой 151 белой, на синей 151 лиловой и т. д. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Мотив находил естественное выражение в замкнутой форме, столь лелеемой приверженцами модерна: из нее легко было извлекать те гибкие, гнущиеся линии, без которых модерн немыслим. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. В 19081511912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья».
– Как только я увидел панно на месте, я почувствовал, что оно отделилось от меня У меня в мастерской оно было просто живописным холстом, а в музее Барнса стало тяжелым, твердым как камень – казалось, что оно сделано одновременно со зданием». На деньги, заработанные от продажисвоих полотен русским коллекционерам– Щукину и И. А. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Матисс свел к минимум все, поставив во главу лишь цвет.
Новое мировосприятие закрепилось в названии фовизм. К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. Коллекционер чуть было не отказался от картин, но передумал и попросил у художника прощение за свою слабость.
Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем с эскизами больших картин". Речьидетодвухак-варельных эскизах Композиция I" и Композиция II" (ГМИИ). Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Щукину хотелось получить что-то эдакое на тему танца и музыки. В период 19461511948 краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. И здесь и там действие совершается на холме.
Зачем. В произведениях 20-х гг. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. Помимо него имеется еще два рисунка этой композиции — карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля). В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
Но об этом уже сказано в других разделах. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Матисс больше всего любил рисовать цветы, деревья и женщин. При этом он стать настоящим хозяином цвета.
Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия). использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ).
Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». Эта дружба в его судьбе значила многое. Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ). Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами.
полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса.
В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Тема панно — танец. Панно «Танец» (вместе с «Музыкой») Анри Матиссу (1869-1954) заказал С. И. Щукин для украшения лестницы особняка в Москве. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета (Красные рыбы, 1911 Натюрморт с раковиной, 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. – "Танец" написан мной всего тремя красками. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Почти 4-метровое полотно изображало танцующих в хороводе девушек.
Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Третье полотно под название «Купание или Медитация» осталось незаконченным. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Они поглощены эмоциональным экстазом и для них в этом мгновении – настоящая жизнь. Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Плоские фигуры людей на полотнах изображены без прорисовки деталей, практически обезличены. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Прием упрощения и схематизации фигур, где одна линия передает форму фигуры, наглядно присутствует в «Танце». Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Чтобы достигнуть этого, он «берет в качестве исходной точки какой-нибудь предмет (человека или что-либо иное) и пользуется исключительно живописными средствами – краской и формой. Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол151 красная гармония», 1908). Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», – смиренно говорил он позже. Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. Один из первыхкритиков творчества Мондриана заметил, что его пейзажи «переворачивают душу, трогают до самых ее глубинных уголков».
Анри Матисса называли «диким» художником, упростившим законы живописи донельзя. Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет.
Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. В 40-х гг. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Матисс говорил: «Я очень люблю танец. Его построение основано, скорее, на визуальном восприятии картин старых мастеров и используя этот опыт, он выстраивает свою композицию буквально «на глаз», почти интуитивно.
Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ).
Матисс дал новое видение мира. Преподавание велось на некоммерческой основе. По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Под впечатлением от их произведений Кандинский начинает создавать свои «Композиции», заимствуя этот термин именно из музыки. Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря.
В начале 1909, когда Матисс работал над первой версией Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Сергей Щукин, несомненно, видевший его, заказал для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера, в сравнении с прежним ставшее зна-чительноболеединамичным. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец».
Важно показать отношение предмета к художнику, к его личности и способность художника организовать свои ощущения и чувства. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Преобладают женские фигуры в праздничныхплатьях, которые позируют художнику вкреслах, на фоне ковров, рядом с цветамив вазах и пальмами (Желтое платье ишотландка, Королевский табак, Отдых танцовщицы)». В 30-40-х гг.
На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году.
Третье панно 151 «Купание или медитация» 151 осталось лишь в набросках. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Разумеется, это иллюзия. Матисс пытается подвести итогсвоим открытиям, сочетая декоративность, красочность с точным рисунком (панноТанец, 1932). Все это между нами – главное то, что он дал мне возможность выразить себя в огромном масштабе и признал, насколько был на это способен, блестящий результат моей работы.
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Композиция II" представляла изображение купающихся девушек. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Эта картина была написана, когда собственно фовизм как некая единая группа художников исповедующих одни и те же художественные принципы, уже не существовал, но, конечно же, она является последовательно фовистской.
В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. д. Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в ldquoМарокканцеrdquo, ldquoИгре в мячrdquo и других вещах цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света) или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ). Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро. fauves).
Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Матисс отправился наодно представлений изтанцевальных Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее когда Щукин заказал ему панно. жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию.
Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». В 1905-07 лидер фовизма. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. Полотно «Танец» и «Музыка» были написаны по заказу русского коллекционера С. И.
И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Я работаю с этими девушками иногда по многу лет, пока не иссякнет интерес. Группа обнажённых, схематически изображённых людей кружатся в диком первобытном танце их красные тела парят на сине-зелёном фоне вопреки законам физики всякая перспектива отсутствует. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53).
Доминика и Девы Марии. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Первый — это набросок Танца". В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Во-первых, благодаря своим внушительным размерам (4 м в длину), а во-вторых, за счет той легкости движений, естественности форм танцующих.
Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены. Результатом двух путешествий в Марокко (19111511913) стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока. Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке».
Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец». Вкартинах все больше появляется асимметрии. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Для людей искусства это было тяжелое время.
Картина была заказана в 1909 за 15000 франков. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Несмотря на то, что мастер упростил их изображение почти что до схематизации, все равно он смог передать экспрессию через цвета (хоть их было все три). Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось.
Анри Матисс Танец и Музыка (1910)Находятся в ЭрмитажеЗаказ на эти два больших панно высотой 2, 6 метра был получен Матиссом в 1908 году от российского коллекционера и промышленника Сергея Ивановича Щукина для украшения парадной лестницы в московском особняке на Знаменке. В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. Анри Матисс – революционер живописи, мастер и кумир цвета. «Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году. Отсюда и такая яркая цветовая палитра, которая, тем не менее, сохраняет динамичность поз. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Панно Музыка" должно указывать в какой-то мере на характер дома. Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. Исчезают стул и обои. «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», – заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью.
В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Однако консерватизм коллекционера потерпел поражение. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Человек в этой красочной реальности не венец природы, а часть всеобщей живописности. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»).
Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. У создания картины «Танец» своя необычная история.
Здесь, под палящим африканским солнцем, художник стремился зажечь собственные цвета, сделать так, чтобы его картины сами по себе излучали свет, пытаясь подобрать подходящие для этого цветовые сочетания. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм.
Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета.
Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Ж. Помпиду, Париж). Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Все остальное здесь придумал сам Матисс. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Он порывает с налетом светскости изнеженности, создавая монументальныеполотна: Розовая обнаженная женщина, Сон, Натюрморт с раковиной (1940), Натюрморт с устрицами – одноиз самых совершенных его созданий.
2 Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов. Ж. Помпиду). Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Спустя много лет приобретенный другом Матисса, Первыми написанными в полотнами Танжере стали натюрморты и среди них Корзина с апельсинами, великим испанцем Пабло Пикассо. Обнажённые тела, «примитивное» изображение, широкие мазки – все это эпатировало и, в то же время, привлекало зрителей. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью.
Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.
Около этого времени Матисс познакомился с виднейшим последователем Сера Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Искусство XX века оказалось сильно идеологизированным (пожалуй, начало этой тенденции можно проследить уже в импрессионизме XIX века) и речь здесь идёт даже не о политических или социальных идеологиях, а о том, что каждый стиль или направление не довольствуются больше просто демонстрацией своего существования, но остро ощущают необходимость самоустановления, оправдания, теоретизации. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Онне успел еще растратить жара своейдуши». Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Это был фурор. Они темне менее имеют ту же ценность, 2) Необходимаэквивалентность пластических средств. Какговорил Мондриан: «Новое творчествоосваивает и раскрывает истины, обнаруженныенаукой, а именно понимание того, чтовремя и субъективное восприятие прячутнастоящую реальность» «1) Средством пластическоговыражения должна быть плоскость илипрямоугольная призма основных цветов (красного, синего и желтого) и нецветов (белого, черного и серого). В моем доме много музицируют., .
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Наставник Матисса Густав Моро предсказывал, что ученик «упростит живопись». Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ). В результате матиссовское панно почти сорок лет пролежало в запаснике Музея современного искусттва. Со второй половины 1900-х гг. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
«Мною владел ритм танца, который вел меня», – признавался он позже. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу. На картине «Танец» мы видим пять женских фигур, танцующих в хороводе.
По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. «Он больной, – написал Матисс дочери. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее».
Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Изначально люди были изображены с гениталиями, но потом по просьбе Щукина они были замазаны. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя.
Я смотрел, как танцуют. Я был очень рад Вашему ответу: примите окончательный заказ на панно Танец" за 15000 фр. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. Жил Матисс в это время трудно.
1901 год можно назвать годом становления художника. Отправной точкой стал осенний салон 1905 года, поразивший публику непривычно яркими красками картин, за что выставлявшихся там молодых художников тут же окрестили «клеткой диких». И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает вырезать). Замысел Танца", как и тесно связанной с ним Музыки" (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия. Он заказал у художника несколько картин и хотел получить что-то необычное на тему танца и музыки для украшения своего московского особняка. У Анри и Амели один за другим родились два сына. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ).
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см.
Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Другое название этой работы – «Десерт».
В особенности смотрел на фарандолу. Мне легко жить с танцем. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. «Танец» (1910 года) считается самой провокационной картиной художника.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Кроме «Танца», художник написал картину в том же стиле «Музыка». Третье панно «Купание или медитация» осталось лишь в набросках. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. В настоящее время существует в двух версиях. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве.
Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства». На холсте (260 см х 391 см) изображены пять фигур, которые кружатся в танце и сплетены в хитрый орнамент силуэтов. Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.
Вместо него он хотел панно, символизирующее власть музыки. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. Калитина. Доминика и Девы Марии. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет.
Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.