На картин «Похорон кошового» художник О. Мурашко вдтворив народний ритуал похорону, якого строго дотримувалися запорзьк козаки. Вн входить до складу створено в ц роки Укрансько академ мистецтв веде в нй майстерню. Простудился, заболел, дал знать отцу, но тот не предложил помощи, не проведал больного. Спочатку вн послугувався обмеженими графчними матералами, застосовуючи головним чином сангну й вугль для прорисування контуру постатей, а кольоров крейди — для пдфарбування.
Позаду несуть труну на деревяних ношах, чорний прапор. «Найуспшншим етапом його вдрядження став паризький перод. Именно среди этого колорита выполняли 0росписи Владимирского собора. Рисовали в два тона, с натуры и масляными красками, а позже — и полной гаммой. Вечером отдыхали и веселились, а днем. Продолжил обучение в Киевской рисовальной школе Николая Мурашко, своего дяди. Замечательные портреты Н. Мурашко («Старый учитель»), его жены Е. Мурашко, А. Прахова и его дочери, а также жены художника Маргариты Мурашко можно увидеть в Национальном художественном музее Украины. Картини «У кавярн», надслан художником як звт за пенсйну поздку, викликали незадоволення академчного начальства.
А вместе с ней — право на пенсионерское путешествие за границу за счет академии. Но хотелось не копировать, а писать свое, а главное — учиться. – встрепенулась Маргарита. - Три гвоздя лежали на столе.
Убит бандитами (по другой версии, ЧК) рядом с собственным домом на Лукьяновке, тихом предместье Киева. Несмотря на бесконечную смену властей, Мурашко и его единомышленники своего добились. За что. — «Сколько ж тебе надо. » — поинтересовался Адриан Викторович.
Радючи за друга, вн мяко нагадував йому, що «нов успхи спонукують до все бльших обовязкв, вимогливост до себе». Позаду несуть труну на деревяних ношах, чорний прапор. Мурашко з своми товаришами Борисом Кустодвим (1878–1927) та Флпом Малявним (1869–1940) дотримувалися принципв його живописних методв. Именно среди этого колорита выполняли 0росписи Владимирского собора. Водночас в статур, в гордо посадженй голов вловлюються сила й мяка жночсть.
В зовншност «старого учителя» розкрит душевна доброта мудрсть залюбленого в мистецтво художника й педагога. Здаться, вн нчого не бачить не чу, бо важка дума тривожить його душу. Врешт-решт мж пасинком втчимом виника конфлкт.
Говорит: «Приходите завтра работать». У нього була перепустка, видана «Всездатом». «Похороны» были как бы продолжением темы — ведь хоронят кошевого, доблестного Ивана Сирко, присутствующего и на картине Репина.
Репна. «Из-за чего вы рассорились. »— спросил мой отец. Окружающий лес словно перекликается с общей печалью. Ведь до истины происшедшего так никто и не докопался. Но сначала сухие факты.
Но они — достоверны. Не тут-то было. Студия играла большую роль в художественной жизни города. Но много их рассеяно по всему свету. И зачем вы к картинам приплетаете политику Кристина. «Показываю ему свои летние работы, а он так небрежно, как-будто ему и дела нет до меня никакого, говорит: «Брось там под стол, я потом посмотрю, когда будет время, а ты приходи ко мне завтра».
Психологчна напруженсть характерв, гострота композицйного розвязання знайшли свй вияв уже в портретах цього пероду, зокрема в портрет друга, старости рппсько майстерн, М. Петрова (1898). В 1917 стал одним из основателей и профессором (мастерская живописи) Украинской академии искусств в Киеве. Страшно мне стало, что теперь со мной будет. Для Киева, не имеющего в то время ни одного художественного учебного заведения, «Рисовальная школа Н. Мурашко» стала центром, собирающим талантливую творческую молодежь.
Мне кажется, что даже в одном из самых известных полотен Нестерова «Амазонка» — портрете дочери, написанном всего двумя годами позже Мурашко именно эта опоэтизированная нежность, лиризм и девичья смятенность уже не чувствуются. Мечты и фантазии мальчика исполнялись. До роботи в Академ були залучен так видатн укранськ художники, якГеоргй Нарбут, Федр Кричевський (зааррештований НКВС засланий до селищарпнь Кивсько област, де й помер з голоду), Абрам Маневич (в 1920 емгрував), Михайло Бойчук (розстрляний в 1937 роц разом з його талановитими учнямиваном Падалкоюта Василем Седляром), Микола Бурачек. В девяностые годы, во время строительства собора и в начале века ими изобиловал Киев. Олександр спостергав за роботою таких майстрв, якВ. Васнецов, М. Врубель М. Нестеров. И, очевидно, не без влияния репинских «Запорожцев».
Первые биографы Мурашко с удовлетворением отметили, что украинскому художнику удалось победить «Малявинских баб». В картин схоплений живо переданий фрагмент яскравого й колоритного народного побуту. Заканчивая академию, выпускники представляли на конкурс картину. Его имя сделалось популярным на Западе. Дал автор пише: «Не можна не дивуватися тому факту, що роботи О. Мурашка в королвському музе картин в Бухарест, в приватних руках в Англ та Америки, а в музеях Росйсько мпер його полотна вдсутн».
Плата за учебу была небольшая — шесть рублей в месяц. Учеников из бедных семей совсем освобождали от платы. Це постйно принаджувало до не багатьох талановитих учнв. У него был пропуск, выданный «Всеиздатом». Сначала – как частная школа Н. Мурашко, а потом – как городская, попечителем которой был Николай Иванович Терещенко. Колорит портрета, побудований за все тими ж звичними поднаннями срих чорних тонв, що, як завжди, вдзначаються багатством вдтнкв, тут особливо мякий дзвнкий.
Майстер експонував картини «Карусель», «Кавярня», портрети Я. Станславського, М. Мурашка (портрет «Старого вчителя»), «На ковзанц» (портрет Олександри Мурашко), «На терас» (портрет Олександри Мурашко), «На корм» (портрет Жоржа Мурашка) та нш роботи. Уже портрет «Девушки в красной шляпе» исполненный в 1903 году в Париже, так полюбившийся многим, свидетельствовал о том, что молодой художник стал зрелым мастером. Завдяки Мурашку укранське мистецтво вийшло з стану вузько нацонального, провнцйного, талант митця пдняв його до захдновропейського рвня, а його твори були долучен до контексту свтового художнього процесу. Не боялся ходить поздно вечером — в городе его знали. В чем собственно дело.
Петрицькийтощо. Какие чистые и просветленные лица у парня и девушки — героев картины «Зима». (Как рассказывал потом Мурашко, в Мюнхене собирались со всего света «дяди», солидные, с длинными бородами, уже много раз выставлявшие свои работы, с именами. После написания картины «Карусель» в 1906 году Мурашко становится известным в Европе. Все это художнику с блеском удалось.
Все творцы собора были недосягаемыми в своем деле. Позже о Репине и реалистах осетинский художник Махарбек Туганов напишет: «Запорожцы» дают ключ к пониманию реалистами исторической живописи. Его настигли. В отличие от шедевра «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Мурашко окунул своих героев в траур по кошевому.
Перевагою ц студ перед училищем було те, що навчання велося на вльних творчих основах. Но едва он влез в эту яму-канаву, как его пиджак (мне врезался в память серый костюм, в котором он был днем, за шесть-семь часов до убийства) за что-то зацепился и он застрял под забором. Фоном служит темный лес из которого выходит похоронная процессия. Мурашко часто пише на срому картон, що слугу йому як пдмальовок. Природнсть невимушенсть пози добре передають стан внутршнього роздуму й зосередженост.
В1911—12роках художник брав участь у виставках мюнхенського«Сецесону». — «Что же вам для этого нужно.
Идея картины возникла довольно интересно. Нин мсцеперебування картини невдоме (псля виставки вона потрапила до приватного збрання в Будапешт). Пленэр прочно входит в сферу портретного образа, углубляя и расширяя его восприятия. Трохи злва вд нього де козак, який, можливо, заступить мсце покйного. Через несколько лет после написания «Благовещения», в 1913 году Александр Мурашко открывает собственную мастерскую в доме Гинзбурга на Институтской улице.
Он умел встречаться с природой как с праздником». Потрапивши до Парижу, вн в першу чергу вдвду Лувр, де уважно вивча твори спанця Веласкеса (1599–1660): його симпат все ще на боц старих майстрв. Теперь черед их дочери пройти все тот же извечный путь радостей и невзгод. — Главное — разглядеть душу».
Эти слова полностью можно отнести и к творчеству его младшего коллеги. Ему было только сорок четыре года. На крок позаду несуть труну на деревяних ношах.
Их покупали музеи и частные коллекционеры. Про останн дн життя Олександра Мурашка розповв Григорй Лукомський (1884-1928), укранський мистецтвознавець художник-архтектор, емгрант. Поступово в живопис Мурашка зявляються перш новац, як свдчать про впливоснов мпресонзму.
Грабар, К. Юон, Д. Кардовський, В. Фаворський багато нших. Студия быстро стала популярной в Киеве. Революцйн под захопили художника.
Спочатку вдносини з Рпним у нього не склалися, можливо, позначиласязайва самовпевненсть початквця, але явноталановитого живописця, – пише Володимир Рогоза у статт «Як укранський художникь пдкорив вропу. ». Прогонит или нет. Мурашко зобразив на полотн типову селянську родину у звичнй обстановц щоденного побуту. И не где-нибудь, а в С. -Петербургской Академии художеств. И учились они, как обыкновенные школьники.
Об этом ему и говорил еще раньше Адриан Прахов: «Мазила из Саши выйдет безукоризненный, но ему необходимо дисциплинировать свой талант». «Старый учитель. По его обобщениями всегда стоит живой, невыдуманный мир. «Мне бы немного денег, поживу в деревне, поправлю здоровье, поработаю, а осенью поеду поступать».
Особенно плодотворным для него было пребывание в Париже, где он создал блестящие полотна: «Девушка в красной шляпе», «Парижанки», «У кафе», «На улицах Парижа» и другие. Плата за учебу была небольшая – шесть рублей в месяц. Картини з циклу «У кавярн» скомпонован в порвнянн з попереднми бльш вльно й невимушено.
Две девочки-подростка на тех самых серых в яблоках «кониках». А. А. Мурашко открыл скорбный реестр «случайных» смертей: ученый Лев Симиренко, художник-график Георгий Нарбут, композитор Николай Леонтович. В спокойный летний вечер выстрел в затылок никто не услышал. В Укран митець Мурашко став першим, хто пшов шляхом пошукв та експериментв. Многим это не нравилось и откровенно мешало их собственным планам, которые не совпадали с наивными проектами «какого-то художника», пусть и всемирно известного.
Сам он не считал законченными свои поиски. На вдмну вд портрета О. Нестерово, вн справля враження бльш нтимного й камерного. Лукавая вы женщина. За свою програмою вона справд була цлком новим навчальним закладом у тодшнй Рос. Та вд надмрного запаморочення «зарубжними успхами» його застергав М. Нестеров.
На родине написаны такие шедевры — «Солнечные пятна», «Благовещение» (единственная картина на религиозную тему), портреты Веры Дитятиной и Веры Епанчиной. Девушка тихонько отклонила тюль и легкой поступью пересекла гостиную. Мрачное настроение быстро сменится жизнерадостной атмосферой, которой было вполне достаточно в Европе. В своих картинах Мурашко заговорил о крестьянстве по-иному, чем его предшественники. Член Нового товарищества художников (с 1904) и Товарищества художников-передвижников (с 1916).
Это единственное полотно художника на историческую тему. Опыт у него уже был. Картину «Кафе» з цього циклу академя купила для свого музею, -дода Володимир Рогоза. Всегда— об учениках. Його наздогнали. Картина экспонировалась на Мюнхенской международной выставке 1909 года и получила золотую медаль. До них передусм належить новий монументальний портрет О. Нестерово (1904). В двадцатые годы Лукомский уехал за границу и умер там в 1928-м.
Прихожу снова на завтра, а он еще не посмотрел. У них – пошук розгадки внутршнього життя людини. Чинно сидят родители, сложив на коленях свои натруженные руки. «Мазила из Саши выйдет великолепный, но ему необходимо дисциплинировать свой талант», — считал А. Прахов, его поддерживал и Н. Мурашко.
Мастер стоял у истоков создания «Нового общества художников», выставки которого с успехом проходили в Киеве, Петербурге, Вологде и других городах России до 1915 года. Раскошелься и дай ему возможность осуществить свою мечту— поступить в Академию художеств». Нов тенденц торкнулися й портретного живопису Мурашка. – И месяца не прошло со дня твоего ареста. — «Дядя хочет, чтобы я постоянно работал в иконостасной мастерской и писал ему «богов», а я не хочу этим всю жизнь заниматься. Жизнь не отличалась от полотен. Девушка на веранде стала прототипом Гавриила, который извещает Марию о рождении Спасителя. Самый скорбный посвящен А. А. Мурашко.
Особую притягательную силу имели для Мурашко натуры лирические, оригинальные. Предыдущая выставка Александра Мурашко состоялась в Киеве четверть века назад. Александр Мурашко стал одним из самых успевающих ее учеников.
То же самое советывал и дядя, ревниво следивший за успехами племянника. Сучасники свдчать, що «Тетяна» була улюбленим твором художника, якому вн завжди в майстерн намагався вднайти пайвигднше мсце. Принимали туда без затей. Проще было бы думать, что слава пришла к Александру Мурашко (1875 —1919) слишком поздно.
Он посмотрел все этюды и сразу переменил тон. Никто до истины так и не докопался. Содержание ему продлили, но с условием, чтобы еще год провел в Париже.
Осенью возвратился в академию, зашел к Репину. «Його спецальнсть — свтло», — писав про один з таких пленерних портретв критик з «Berliner Tageblatt» за 1910 рк, у перод, коли в Берлн експонувалася виставка робт Мурашка. Его остановили трое, жену заставили уйти. Завораживал их артистизм, золотисто-охристые тона и глубокий сочувственный подтекст, красочность и нарядность дам полусвета, несмотря на грустинку в их глазах.
Оскльки спускався ногами, то голова його залишилася по цей бк, а тулуб ноги були в саду. К этому мы еще вернемся. Кончилось тем, что, рассердившись, метр отказал земляку в праве работать у него. Тема полотна обрана, очевидно, не без участ Рпна. И погиб здесь же, в июне 1919 года на Лукьяновке.
Кем. А уже через год он открывает дверь собственной художественной студии, где обучение проходило исключительно на творческих началах. Дал автор пише:«Не можна не дивуватися тому факту, що роботи О. Мурашка в королвському музе картин в Бухарест, в приватних руках в Англ та Америки, а в музеях Росйсько мпер його полотна вдсутн».
Но общий тон картины Мурашко и настроение, в отличие от репинского, — скорбные. — Николай Иванович представлял собой всю школьную администрацию. У 1894 роц Олександр Мурашко поступа до Вищого художнього училища при Академ мистецтв. Щабл еволюц творчост художника можна спостергати на його портретних творах.
А позже — и на изготовление церковной мебели. Тема, без сомнения, была выбрана под влиянием репинских «Запорожцев» Запорожцы Мурашко провожают в последний путь своего предводителя, гроб накрыт красной тканью, каждый держит в руках горящую свечу. 7 вересня 1875народився чудовийукранський художникь i педагог Олександр Олександрович Мурашко (1875-1919). Племнникукранського художника педагогаМиколи Мурашка (1844–1909). Сумрачная картина, сумрачные чувства. «Карусель» купили для Музея изобразительных искусств Будапешта, у нас остался только эскиз Это было уже международное признание. Это слова не только Репина, но и всех именитых мастеров. Золотая медаль и право обучения за границей за счет академии достались Мурашко. Что ты за государственный преступник.
Брунатна гама твору з свтлими й червонястими тонами — нжна й благородна. «Мне хотелось передать весь вихрь движения карусели, весь блеск ее балаганных украшений, смущение и радость простых деревенских девушек», — писал А. Мурашко. Декоративизм синтезируется с психологизмом. Как и картину «Карусель», проданную прямо с Мюнхенской выставки в Будапешт, в Королевскую галерею. Экспозиции с его работами открываются в Украине и за рубежом. Та й сама сторична доба завжди захоплювала художника. Його насичене творче життя було багатогранним.
«Ледве вона дйшла до ганку будинку, як побачила, що чоловк кинувся вд них ткати. Його дяльнсть ста як нколи багатогранною й активною. Вместе с женой художник возвращался из гостей в свой домик на Лукьяновке. Саме вони тазнаменитий професор Адран Прахов – археолог, сторикмистецтв, критик, автор одн з перших публкацй про Тараса Шевченка-живописця, кервник групи видатних художникв, що здйснювала розписВолодимирського соборуу в1884–1896роках, першими звернули увагу на потенцал«худого, високого, соромязливого»пдлтка. «Мен хочеться, — длиться вн свом задумом, — передати весь вихор руху карусел, увесь блиск балаганних прикрас, соромязливсть радсть сльських двчат, як потрапили в мсто, накупили соб мських обнов, вбралися в них вперше в житт сли на деревяних коней карусел». Заручился согласием обоих и уехал домой, на Киевщину, на этюды.
Среди них был уже ставший одним из самых знаменитых портретистов России Валентин Серов. Самое активное участие принимал в его создании и А. Мурашко. — спросил мой отец.
В феврале 1904 года был утвержден устав и открыта первая выставка. Окрм малюнку живопису, читалися лекц з стор та флософ мистецтва. Менялся общественный строй, менялись власти и все устои. Недавно я прочитал художественный очерк Ефрема Рябова, посвященный Мурашко (в какой-то мере именно он сподвиг меня на составление этого материала). Але щойно вн залз у цю яму-канаву, як його пджак (мен врзався в память срий костюм, в якому вн був удень, за шсть-см годин до вбивства) за щось зачепився, вн застряг пд парканом. И что из этого вышло. Написаний на тл осннього лричного кравиду портрет кернника Кивсько рисувально школи М. Мурашка («Старий учитель», 1904) також належить до кращих творв художника т пори.
А отчим-отец был, говорят, по характеру кремень. Разом з свжстю вражень до художника приходить вдома живописна розкутсть. Лворуч вд нього — молодий козак, високий, кремезний, занурений у сво думки. Як багатьох сучасникв, Мурашка захопив могутнй реалзм рпнських «Запорожцв», що стали вже на той час свордним еталоном для втлення подбних сторичних сюжетв.
— «Как же вы думаете проверить свои силы. »— «Я хочу на лето поехать в деревню, писать там этюды и так учиться, а осенью поехать в Академию художества, в мастерскую Ильи Репина». У ньому нби прориваються назовн довго стримуван енергя й пристрасть до яскравого, насиченого й звучного кольору. Вместе с босяками, на «кукушкиной даче», как шутил иногда, спустя годы. Лук омський бачив Мурашка в день його смерт. «Був спекотнийлтнй вечр. Олександр Олександрович при новй змн влади залишився по сут, поза службових обовязкв в Академ, – пишеЛукомський, – Антибльшовицьк вйська йшли вже вд Житомира на Кив. Його художня манера схожа з вртуозною художньою манерою шведського художника Андерса Цорна (1860—1920). Сильные и опасные конкуренты, с которыми и дружил и соперничал Мурашко. Но твердо надеюсь, что, отдав должное общественности, буду отпущен для тихой работы ».
«Карусель» была отмечена Золотой медалью. Он мало думал о себе. Никто не хотел оторваться от мольберта. «Мне нужна украинская Академия художеств в родном городе Киеве, — говорил Мурашко товарищам и друзьям, — где столько света, столько красоты».
Якось, зовсм випадково, мен на оч потрапила репродукця картини Олександра Мурашка пд назвою «Двчина в червоному капелюс». НаТретйвиставц картин групи кивських художникв у 1910 роцi О. Мурашко представив 4 роботи. Редакции журнала «Искусство для всех», «Лейпцигские иллюстрированные известия» издательские фирмы в Лейпциге, Берлине и Мюнхене просили разрешения сделать цветные или однотонные репродукции картины, гарантируя ей почетное место на страницах своих изданий. Вн вчив зустрчатися з природою як з святом. ». Студя швидко стала популярною в Кив. 14 червня 1919 року Мурашко загинув за трагчних обставин. После него осталось, - руки художника тряслись.
Впоследствии, уже будучи зрелым художником, Мурашко создаст портрет Адриана Прахова — непринужденно сидящего в своем кабинете, как будто готового внимательно выслушать каждого, — мудрого и хорошего человека. В Украину художник Мурашко стал первым, кто пошел по пути поисков и экспериментов. – У нас, у украинцев, три гвоздя означают смерть.
Преподавал в Киевском художественном училище, а с 1913 года – в собственной студии из стен которой вышли многие известные художники. Академчний перод Мурашка завершу програмна картина «Похорон кошового», з якою вн успшно виступив на конкурс 1900 року. Цю рзницю в зображеннях, що так яскраво впада в оч, вдзначали рецензенти виставки «Нового товариства художникв» 1907 року, де експонувалися обидва портрети.
Особенно хорош второй, малоизвестный, написанный в 1904 году. Мурашко увлекался творческой энергией Репина.
Но не только она стала наградой экспоненту. Мряв: коли виросту- стану великим художником, але батько й слухати про це не хотв. Таким новим твором ста для художника картина «Карусель» (1906), яка принесла Мурашков свтове визнання: представлена на Мюнхенськй мжнароднй виставц, вона отримала золоту медаль. Как рассказывал впоследствии, основательно «намылил ему голову»: «Как тебе не стыдно, у тебя такой талантливый сын, а ты не только не даешь возможности развиться его таланту, но даже не стесняешься неизвестно почему дать ему свое имя.
хн погляди, пози, жести — увесь зовншнй вигляд — передан живо й спостережливо. Для «лиц успевающих и небогатых» эта плата могла быть и понижена. Характерний твр часу, в якому сфокусувалися ц нов пошуки митця, — картина «Праля», написана на Полтавщин 1914 року.
Но главное — впереди был Рим, Мюнхен, Венеция, Париж. Саме так портрети художниц Л. Ковалевсько (1914), С. Мхельсон (1917) й нш, в яких, використовуючи свтодайнсть нжнсть пастельних барв, Мурашко досяга музикальност й повпозвуччя колориту.
Идея картины возникла довольно интересно. Це засвдчу й вдомий портрет «Двчини в червоному капелюс», створений у Париж.
Я художник или политик. Не раз доркали художников й колеги по пензлю. Поступово манера його ускладнються, вн почина широко вдаватися до пастел. Блики-пятна, так напоминающие нам неуловимые, постоянно ускользающие «солнечные зайчики» имеют определенную форму и ритмику. Саме так його «Бля ставу», «На корм», «На терас», «Вечрн рефлекси» та нш. Кроме этого, продолжая педагогическую линию вслед за Николаем Мурашко, Александр Мурашко преподает в Киевском художественном училище, которое бросил в 1912 через шаблонность и «готовые одежды» учреждения.
У нього мужн обличчя, засмагле вд втру сонця. Но ты же знаешь, Рита, я – интернационалист, а по происхождению из босяков. Ступени эволюции творчества художника можно наблюдать на его портретных произведениях. Портрет художника Н. И. Мурашко», «На террасе.
Мурашка», яке залишив в 1912 через консерватизм дирекц, — «не хотв витрачати сили на боротьбу з окамянлостями». В отличие от шедевра «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Мурашко окунул своих героев в траур по кошевому. В Берлине он издал в издательстве «Грани» небольшую книжечку «Венок на могилу пяти деятелей искусства.
Здесь же получал свое начальное художественное образование племянник Саша. Почти в одночасье они ушли из жизни. Я чувствую, что могу работать лучше этих «богомазов» и не копировать чужое, а писать свое». Академия искусств становится только очередным шагом для осуществления мечты. А еще с самого начала учились исполнять эскизы на заданные темы.
Для «лиц успевающих и небогатых» эта плата могла быть и понижена. Собственно именно за эту картину Саша и получил стипендию для поездки за границу. У нй викладали вдом укранськ художники Платонов, Пимоненко, Попов, Селезньов. Мабуть, за цю одну-дв хвилини Олександр Олександрович визначив, що його ведуть не в ЧК, а просто в поле, на розстрл без суду, позаяк напрям, узятий його конворами, був саме в бк визду з мста, а не на Липки.
Второй портрет, написанный с этой же модели, — «Татьяна. Потом втянулся и так же увлеченно работал сам. Митець яскраво продемонстрував свй талант на ювлейнй виставц першого вчителя дядька— Миколи Мурашка (14. 11—07. 12. 1908 рк). Добре, що втрутилися Адран Прахов Вктор Васнецов, як дали грошей на лкування вмовили Олександра Мурашка (втчима) узаконити стосунки з матрю Сашка зайнятися долею сина.
О. О. Мурашко — укранський художник кнця XIX — початку XX столття. В його творчост вдчувався приплив свжих думок почуттв, емоцйна пднесенсть. Портрет А. И. Мурашко», «На катке», «Портрет Л. Ф. Куксиной», «Портрет В. А. Дитятиной», «Девушка в розовом.
Две юные крестьянские девушки, впервые попавшие в город, катаются на карусели. Кто написал эти строки — история пока умалчивает. Але багато х розсяно по всьому свтов, – пише Е. Блажко. Да и преподавание было до крайности демократичным: «Не навязывая своим ученикам никакой определенной художественной школы, Мурашко старался знакомить их со всеми новыми веяниями в искусстве, предоставляя каждому следовать по тому пути, к какому он чувствует большее влечение», — вспоминал сын учителя.
Девушка тихонько отклонила тюль и легкой поступью пересекла гостиную. Живой интерес общественности вызывали вечера «самодеятельного» искусства. Екстер, А. Персональну виставку з 25 робт Мурашко експонував в Берлн, Кельн, Дюссельдорф (1909).
Понемногу юный художник даже втянулся в эту работу. Майстерня, яку вн очолював, нараховувала найбльше студентв. Парижский период был одним из самых успешных в его творческой биографии. Той самой заветной «страной детства», без которой, может быть, совсем иначе сложилась бы его творческая судьба. В одному з кращих його творв — «Портрет старо» (1916) ц якост злит водино. «У Нацональному художньому музе Украни кращим полотнам Мурашка вдведено цлий зал.
— Кончилось дело тем, что отказал от права работать в своей мастерской» Александр уехал на время в Киев, а вернувшись, опять пришел к Репину: «Захожу, показываю ему свои летние работы, а он так небрежно, как будто ему и дела нет до меня никакого, говорит: «Брось там, под стол, я потом посмотрю, когда будет время, а ты приходи ко мне завтра. » Но и на следующий день Илья Ефимович не был расположен смотреть работы своенравного студента. Картину «Кафе» академия приобрела для своего музея. За ним йшлиА.
В программу занятий входили также история искусств, анатомия и перспектива. Но сам Николай Иванович был как-то позабыт. В уставе в эти трудные годы как основные цели и задачи было записано: «оказывать как моральную, так и материальную временную поддержку членам товарищества». «вропейська популярнсть не могла не викликати вдгомонв в Рос. — Да и не отвечало бы сути этого человека. И сколько восторга в их лицах, сколько праздничности в нарядах.
В 1906 написал картину «Карусель», которая принесла Мурашко золотую медаль X Мюнхенской международной выставки (1909) и мировое признание: его персональные выставки с большим успехомпрошли в Венеции, Риме, Амстердаме, Берлине, Кельне, Дюссельдорфе. В Киеве жизнь бурлила: только и успевай улавливать его ритмы. Тогда как через год, в 1911 – Мурашко становится участником «Мюнхенского сецессиона».
А Киев, как раньше Мюнхен, должен был стать «Украинскими Афинами». Репин и дядя Саши не только были однокурсниками, а дружили всю жизнь). Але пострлом у потилицю в т часи вбивали тльки працвники ЧК тльки ворогв народу. «Благовесть»Он жил на Лукьяновке в небольшом частном доме.
Своеобразным итогом ученичества стала картина А. Мурашко «Карусель». И даже светских дам в розовом, которых все же приходилось писать ради заработка. После возвращения из Парижа в Петербург он примкнул к группе выходцев из Академии художеств, которая решила организовать «Новое общество художников» и начала хлопоты об утверждении проекта его устава.
Пять печальных очерков-некрологов. Ц роботи посли помтне мсце в спадщин художника, вважаються вищими його досягненнями. – Времена, однако, нынче беспокойные, - мрачно изрек Александр Мурашко. Яркие, густые краски Парижа вливаются в душу художника. Розумв хлопця й пдтримував його бажання стати художником не тльки його втчим, а й рдний брат втчима Микола Мурашко, дядько Олександра Мурашка, засновник незмнний кервникКивсько малювально школи (вдомо також за його менем). У цей перод Олександр буквально жив у школ малювання свого дядька.
В Укран митець Мурашко став першим, хто пшов шляхом пошукв та експериментв. Он был родным братом художника Николая Мурашко — известного киевского живописца и педагога, основателя и бессменного руководителя «Рисовальной школы Н. Мурашко» из которой вышли художники Н. Пимоненко, С. Костенко, Г. Дядченко, И. Ижакевич, учились в ней Г. Светлицкий, М. Жук, В. Замирайло, Ф. Красицкий и даже В. Серов и К. Малевич. Така критика нам здаться сьогодн надто суворою. Одна из последних работ мастера — «Автопортрет» 1918 г. Гордая посадка головы, разворот плеч, уверенный в себе человек, состоявшаяся личность.
Академия искусств становится только очередным шагом для осуществления мечты. Постичь и перенести на полотно характер портретируемого. Кричевський, О. Контраст яскраво-червоного й чорного кольорв створю дзвнкий живописний акцепт. Одна з таких картин зображу життву й характерну для Парижа сцену. Я для них социально близкий. - А почему он такой злой ушел.
Он пристально и оценивающе всматривается в нас сегодняшних. Мурашко отдавал много сил для создания украинского художественного центра. — спросил мой отец. В деревне жизнь дешевая, я смогу прожить месяца два или больше.
Рядом с ним учатся друзья-соперники Б. Кустодиев и Ф. Малявин. Людину дяльну, Мурашка, займа не лише творча робота. Художник находит свою толику условности в реальности. Це була незамнима втрата для всього укранського мистецтва.
Сам Мурашко очолив одну з майстерень живопису. Но большая Золотая медаль досталась ему. Мастерская располагалась напротив, в доме под номером 8. У 1903 роц молодий художник вихав закордон. К моменту его поступления и первых уроков школа существовала уже больше десяти лет. А университетские профессора читали лекции «Биологические основы эстетики», «Анатомия для художников» преподавали тут известные критики, профессора истории философии и искусств.
В потоках свтла, що ллться з вкна, чтко проступа пластичний звязок форми й предметв. Вн залишаться за кордоном до 1903 року, псля чого повертатьсядо Петербурга. Це — «Карусель», вдзначена 1909 року на художнй виставц в Мюнхен Золотою медаллю.
Получение золотой медали позволило Мурашко посещать главные центры тогдашнего искусства – Париж и Мюнхен. Творчою вдачею вважав Мурашко останню роботу — «Жнка з настурцями» (1918). Он преподает в Киевском художественном училище, открытом на базе школы Н. Мурашко. Художник, бажаючи привернути увагу, освтлив його постать.
Мр перетворити вулицю Богоутвську на свордне «мистецьке мстечко», пропону друзям оселитися поруч. Здесь устраивались выставки, вечера и балы, спектакли. Здесь четко прослеживается влияние Репина в избранной тематике— культура и история казаков. Я был так счастлив, как в тот день, когда меня приняли в классы Академии художеств.
Раскошелься и дай ему возможность осуществить свою мечту— поступить в Академию художеств». «Репин стал проходить мимо мольберта, за которым я работал, точно меня совсем не было в мастерской, » — рассказывал Александр по приезде в Киев на каникулы. Изменялось отношение к искусству и взгляды на его цели и ценности. — «Думаю, рублей тридцать хватит», — сказал смущенный юноша.
Вн не шука зовншнього зацкавлення й не прагне до складно д чи розповд. И все-таки поступить учиться. «Карусель», возможно, самая знаменитая картина Александра Мурашко, прославившая его имя и его родину — Украину еще в 1909 году. К ним и обращался юноша за советами и поддержкой. Мурашко плодотворно работает в жанре портрета — «Портрет девушки», «Портрет юноши, читающего книгу», «Портрет Зинаиды Евдокимовой», «Портрет художника Николая Петрова».
— «Дядя хочет, чтобы я постоянно работал в иконостасной мастерской и писал ему «богов», а я не хочу этим всю жизнь заниматься. Именно подтекст, внутренний психологизм образов становится главным. Мурашко вртуозно розробив срблясто-сру тональнсть у найтонших переходах нюансах кольору. У скорботному мовчанн запорожц проводжають в останню путь загиблого в бою кошового. За ним йшли А. Маневич, Ф. Кричевський, О. Богомазов, О. Екстер, А. Петрицький тощо.
Зображен Мурашком модел здалися йому занадто смливими. Александра Мурашко убили в его собственном доме. Александр Мурашко начал свой путь последовательным учеником выдающегося Ильи Репина, о чем свидетельствует его несколько мрачноватая по настроению и колориту программная картина «Похороны кошевого», написанная по законам исторического жанра передвижников. Тонке одухотворене обличчя зворушу виразом глибокого суму.
Учеников из бедных семей совсем освобождали от платы. Обличчя козакв, намть тих, що зображен подал, виражають смуток, горе, навть хн фгури вдтворюють тяжкий настрй. Подейкують, що саме його картина «Запорожц пишуть листа турецькому султанов» надихнула юнака на створення одн з найвдомших робт — «Похорон кошового». «Мне хотелось передать весь вихрь движения карусели, весь блеск ее палаточных украшений, смущенность и радость сельских девушек, которые попали в город», — будет говорить Мурашко.
Отчим забрал мальчика из гимназии и отдал в учение своему старшему мастеру иконописцу Науменко, чтобы подготовил из него «пристойного богомаза». Разом з свою своячкою Ганною Крюгер-Праховоювосени 1918 року Олександр Олександрович Мурашко вдкрива в Кив на нститутськй вулиц, на верхньому поверс будинку Гнзбурга, знаменитого кивського хмарочоса, «Художнюстудю О. Мурашка», в якй малюнку, живопису таскульптур водночас навчалося до ста осб. Очевидно, в нй вн бачив здйснення свох художнх прагнень. «Кожному учнев Олександр Олександрович намагався вдкрити оч на природу й показати, як природу передавати живописно, — згадував А. Петрицький. Картина ж «Карусель» була придбана з само виставки для Музею образотворчих мистецтвБудапешта.
Эта небольшая семья (написанная с конкретных крестьян) выступает у Мурашко носителем житейской мудрости многих поколений. Вперше художник вдтворю на полотн жанровий сюжет з народного життя. (Там теперь многоэтажка с гастрономом). Импрессионизм и модернизм, «мюнхенство» не изменили манеру и стиль работ украинца.
Ескз до картини «Карусель» (1906) збергаНацональний художнй музей Украни. Да и преподавание было до крайности демократичным: «Не навязывая своим ученикам никакой определенной художественной школы, Мурашко старался знакомить их со всеми новыми веяниями в искусстве, предоставляя каждому следовать по тому пути, к какому он чувствует большее влечение», — вспоминал сын учителя. Серед засновникв товариства були вже вдом живописц Д. Кардовський, Н. Латр, М. Петров та нш. Майстер експонував картини: «Карусель», «Кавярня», портрети Я. Станславського, М. Мурашка (портрет Старого вчителя), «На ковзанц» (портрет Олександри Мурашко), «На терас» (портрет Олександри Мурашко), «На корм» (портрет Жоржа Мурашка) та нш роботи.
«От рук бандитов». Перлинами серед представлених картин були роботи О. Мурашка: портрет пастора Юнгера та «Недля» (в оригнал— «Воскресный день»). «Мне хотелось, — скажет сам художник, — передать весь вихрь движения карусели, весь блеск ее балаганных украшений, стыдливость и радость деревенских девушек, которые впервые попали в город, накупили себе городских обнов, нарядились и впервые в жизни сели на деревянных коней карусели». Прахов дал больше.
Технические обязанности исполняли ученики. Принесли с собой бумагу, карандаши. Богомазов, О.
Но это импонировало Мурашко. Эти качества приближают художника к стилю, что властвовал в те годы в Европе — модерну. Учителя слушал, а рисовал по-своему.
Пять печальных очерков-некрологов. Репина. Продовжуючи лню, накреслену в «Карусел», вн надал розробля втлю сюжети з народного життя. Там же находится и самая, пожалуй известная картина живописца — «Крестьянская семья».
Вн застергав вд розмальовування та вд чорноти в картинах. Особенно выделяется фигура и лицо старика, несущего булаву, символ власти покойного. Багато молод переходило з училища до студ на нститутськй. «Мне нужна украинская Академия художеств в родном городе Киеве, где столько света, столько красоты», — говорил А. Мурашко.
В начале ХХ века импрессионисты уже превратились из бунтарей в знаменитых художников. Как я могу не поддерживать большевиков.
Окрм нього, в Мюнхен працювали в рзний час. ось те, що спткало бдолашного Мурашка, -безсумнвно, одна з таких помилок. Конкурс Мурашко виграв, отримав велику золоту медаль, а з нею бажане вдрядження.
В 1917—1919 годах им пришлось работать вместе. Таким настром пронизана вся картина: в усй широкй долин, якою йде похоронна процеся, темно — так фарби, такий колр настрою учасникв процес. Его упрекают за «чрезмерную смелость», но это его не останавливает. Прикметний у цьому план портрет М. Нестерова, створений у 1900 роц. Пд впливом Рпна сформувався й дозрв талант Мурашка-портретиста. Але при цьому Мурашко прагне зберегти строгсть мцно побудови форми.
Так как он спускался ногами, то голова его осталась по эту сторону, а туловище и ноги были в саду. Репнська школа поклалареалстичноснови мистецтва Мурашка. Саме ц виставки зробили мя Олександра Мурашка вдомим росйським цнителям живопису». Он не боялся ходить так поздно. Почти все время студенты проводили в мастерской своего учителя и именно там Александр усвоил не только реалистическую технику письма Репина, но и стиль и образ его жизни.
Но понимая, что рассказ Рябова является в некотором роде художественным вымыслом (в плане диалогов и даже некоторых событий), я не смог не поместить здесь для полноты картины цитаты, в которых описываются последние дни художника. Прагнення вднайти нову формулу мистецтва, яка б вдповдала характеру часу, стало рисою початку XX столття. В 1904 году в Петербург возвращается зрелый мастер. де вн повльно, малими кроками, нби несе величезний тягар.
Очевидно, преподавание на время стало его основной деятельностью. Но здесь на смену трепетно вибрирующей живописи, отражающей мимолетность запечатленного мгновения, приходит иное мировидение, пленэр приобретает иные качества. Академический период учебы Мурашко завершает дипломная работа «Похороны кошевого», с которой он получает право на поездку за границу в качестве пенсионера академии и вначале 1901 года он отправился в творческую поездку, где посетил крупные культурные центры Италии, Франции и Германии.
Обычно говорят о том, сколько больших художников начинали в школе Николая Мурашко. На Першй виставц Кивського товариства художникв (1917) справжньою зркою знову був Олександр Мурашко, який представивна нй десять робт, серед яких були: «Портрет Б. В. Енн», «Смейний портрет», «Весна 1916 р», «Сонячний рефлекс» та безлч малюнкв та етюдв. Нестеров був для Мурашка добрим мудрим наставником упродовж усього його життя. Наверное, от матери у сына и лиризм и тонкость души и какая-то особенная незащищенность. У 1906 роц Мурашко пише картину, яка принесла йому успх визнання за рубежем. Вн завжди вдчував потребу сплкуватися, длитися досвдом, навчати молодь.
У центр ц картини (1900) ми бачимо старого козака, що несе булаву — символ влади кошового. Он не боялся ходить так поздно. Разом з дружиною художник повертався з гостей у свй будиночок на Лукянвц. «Да рублей тридцать на лето, я думаю, хватит. обличчя не по вку серйозне деклька розгублене, а чорн оч приваблюють погляд глядачв. Сохранилась фотография той поры — отец и мать Саши Мурашко.
Як потрбн й важлив були для Мурашка ця допомога, а вряди-годи й сувора, не завжди примна критика його робт, засвдчу сам художник: «У пдтримц я завжди був зобовязаний лише Вам, Михайле Васильовичу, — читамо в одному з листв до суворого й вимогливого друга, — вона мене як пдбадьорювала, так карала». Пдлток втка з дому, збира тршки грошей таки де вчитися до Санкт-Петербурга. Вн не боявся ходити так пзно.
Зчинив справжнй фурор на V виставц кивських художникв (02. 12. 1912—06. 01. 1913), де вн знову продемонстрував мешканцям рдного мста неабиякий талант живописця. Основою велич й краси полотен митця завжди людина. Народное восприятие красоты становится для Мурашко решающим фактором. Чудовий органзатор, вн сам захоплювався вмв захоплювати нших. Первая известная картина художника «Похороны кошевого» оказалась пророческой.
«Достань», — говорит мне Репин небрежным тоном. Ведь он прославит со временем твое имя. Это самая длинная и трагическая глава в моем повествовании. Здесь он стал студентом мастерской известного на всю империю Ильи Репина. Останн роки життя митця були складними суперечливими для майстра.
Пд цю скруту на допомогу йому прийшов художник А. Прахов — професор Кивського унверситету, який тод керував роботами по розпису Володимирського собору. В Укран митець Мурашко став першим, хто пшов шляхом пошукв та експериментв. Памяти Г. Нарбута, В. Модзалевского, А. Мурашко, П. Дорошенко и К. Шероцкого». В Национальном художественном музее Мастеру отведено достойное место.
«Мелочи, детали — не главное, — повторял художник. Не випадково, що багато його портретв, витриманих у найсуворшй найстриманшй манер, виконаних в основному лише вугллям сангною, не поступаються майстернстю й глибиною образу перед живописними творами (портрети професора Воскобойникова, С. Флпсон). Безвсти пропали вбивц, цнн реч у дружини. Особо значительным для него было пребывание в Париже и Мюнхене (1901-1903), где он усваивает уроки импрессионизма. А через два роки, успшно пройшовши загальн класи училища, вн потрапля до майстерн. За труною – чорний прапор як символ жалоби та невимовного смутку. «Его специальность – свет», – писал об одной из таких работ критик из «Berliner Tageblatt» в 1910 году, когда в Берлине экспонировалась выставка работ Мурашко.
После серого и мрачного Петербурга Мурашко был поражен культурным контрастом. Йому подобаться тихе передмстя, де так чудово працювати. У лютому 1904 року пройшла перша виставка «Нового товариства». — Иконостасно-резчицкая и столярно-позолотная мастерская Александра Ивановича Мурашко, брата Николая Ивановича, помещалась в одноэтажном деревянном домике с мезонином на углу Большой Владимирской и Большой Житомирской улиц Наша квартира находилась напротив, в сохранившемся в полной неприкосновенности двухэтажном доме Лаппо N 11/6 «Из-за чего вы рассорились. »— спросил мой отец. Вони несуть у соб заряд здоровя й бадьорого духу.
Первые навыки рисования получил в иконописной мастерской своего отчима. Так на холсте Портрет Людмилы Куксинои (1910) Муравей волнует лирический подтекст образа, светоносность прозрачного воздуха и белого снега, на котором так отчетливо изображен изящный, темный женский силуэт. Приходилось править документы, чтобы соответствовать и переутверждать. За ним йшли А. Манвич, Ф. Кричевський, О. Богомазов, О. Екстер, А. Петрицький тощо. Кожен з членв родини переданий напрочуд виразно.
Самый скорбный посвящен А. А. Мурашко. «Росйська колоня тут була численною», — згадував К. Петров-Водкн. -Окрилений першим успхом, Олександр приднався до групи випускникв Академ мистецтв, яка створювала «Нове товариство художникв». За ним следовали А. Маневич, Ф. Кричевский, А. Богомазов, А. Экстер, А. Петрицкий подобное. Он видел их картины на художественных выставках.
– И мне совсем непонятные. псля Рпна Мурашко мав ус пдстави назвати Нестерова свом другим учителем. Теплые родственные отношения с семьями Н. Мурашко и А. Прахова художник пронес через всю жизнь: он и Николай Прахов, сын А. Прахова были женаты на сестрах. Расстрелян выстрелом в затылок. Мурашко був одним з найактивнших органзаторв.
Две замечательные картины «Воскресный день» («Тихая грусть») и «На террасе» были взяты на выставку и заслужили похвальные отзывы не только посетителей-знатоков, но и всей европейской критики, не всегда благосклонной к художникам из России. Его художественная манера схожа с виртуозной художественной манере шведского художника Андерса Цорна (1860-1920). Рпна. Главное для импрессионистов — цвет их уроки усваивает Мурашко. Особенно это было ощутимо, когда в 1917 году открылась Украинская академия искусств.
разом з тим ус кольоров маси продуман, вони створюють гармонйну колрну днсть. Двчина у червоному капелюс дуже схожа на макову квтку на фон темного укранського поля. За сюжетом вона ста нби продовженням рпнських «Запорожцв», адже на нй зображено похорон кошового, хороброго вана Срка, який також присутнй на полотн Рпна. Неподалеку от дома художника убили по-бандитски — выстрелом в затылок. Александра Мурашко убили в его собственном доме.
У 1907 художник остаточно повернувся з Петербурга до Кива. Заметно, как постепенно художник выводит свою модель из интерьера на природу, которая выступает не фоном, а органическим средой, которая находится в эмоциональном и духовном связи с человеком. Побывавшие на многих выставках, они сделали узнаваемыми руку и имя художника.
Ведь он прославит со временем твое имя. Главное — разглядеть душу». Молодые и старые украинки в пестрых платках или в скромных «очипках», девушки с яркими лентами и «низками» сверкающих на солнце кораллов, несколько типичных мужских голов, преимущественно стариков— все были написаны колоритно и сочно, рисунок тоже стал увереннее.
Одним з них портрет Миколи Петрова, в якому глибина психологчного трактування поднана з динамзмом композиц. Жанровый эпизод, застывший кадр, выхваченный из сельской жизни начала века, перерастает в картине в событие. У него был пропуск, выданный «Всеиздатом».
Живешь ты с его матерью хорошо, дружно, много лет, женщина она достойная, хозяйка превосходная— это и рабочие твои скажут. У ЧК був неабиякий сумбур. Вдбулося багато «помилок» через поспшнсть невпевненсть у влад. Правда, «мюнхенцам», а потом и Мурашко доставалось из- за пренебрежения к социальным мотивам и за то, что чрезмерно увлекались внешней стороной живописи, красками, колоритом. В 1917—1919 годах они работали вместе. Примирившись з ним отримавши деяку суму грошей на дорогу, Мурашкопохав доПетербурга. Есть и документ тех давних лет (единица хранения 23, Фонд Мурашко в НХМУ), в котором констатируется: «Осенью 1917 года горячая мечта Александра Александровича исполнилась — в Киеве открылась Академия художеств, в создании которой он принял самое энергичное участие. Трагическое его убийство до сих пор не разгадано. А ведь польза от школы была не только чистому искусству.
Такой прозаичный эпизод натолкнул художника на совершенно непрозаическую тему благой вести. В то время (конец 1880-х) отчим вместе с семьей перебирается в Киев. Когда выздоровел — пришел к Адриану Викторовичу Прахову за советом и с просьбой о поддержке. Среди основателей общества были известные художники Д. Кардовский, Н. Латри, М. Петров и др.
Народна тема оволодла уявою й задумами митця, пустила глибок пагння в його творчост. Я достал. Александр Александрович мечтал поднять ее до уровня академии. Он стал одним из основателей Товарищества киевских художников, создавая его в 1916 году. Мяк барви осннього кравиду з його сумними нотками вносять лричне забарвлення, надаючи певного емоцйного звучання всьому полотну. Александр Александрович Мурашко и родился и учился и вырос в Киеве.
Вместе с женой художник возвращался из гостей в свой домик на Лукьяновке. В Национальном художественном музее Украины лучшим полотнам Мурашко отведен целый зал. Лето работал в деревне, не покладая рук.
К моменту поступления Александра Школа существовала уже больше десяти лет. Именно за это полотно он получил золотую медаль на Х Мюнхенской международной выставке. А. Мурашко представил «Похороны кошевого». Так у полотн «Портрет Людмили Куксино» (1910) Мурашка хвилю лричний пдтекст образу, свтлоноснсть прозорого повтря блого снгу, на якому так виразно намальовано витончений, темний жночий силует. Многие годы они были любимыми моделями художника.
В эти же годы (он умер в 1928-м) издал в Берлине в издательстве «Грани» небольшую книжечку «Венок на могилу пяти деятелей искусства. Днем все работали. ) Попробовал новичок проведать днем одного, другого. Манвич, Ф. «Випадок» коштував життя надзвичайно талановитому художников Украни. ». Похований в Кив наЛукянвському цвинтар.
Йоговтчим став брати участь в роботах з оформлення Володимирського собору. Таким настром пронизана вся картина: в усй широкй долин, якою йде похоронна процеся, темно — так фарби, такий колр настрою учасникв процес. Вдбито в картин козацьк традиц: вдкрит голови, свчки, полотнище на трун, одяг (шаровари, вишит сорочки, жупани, широк пояси). Смуток пригнченсть вдчуваються з першого погляду на картину. И эта скорбь — свидетельство того, как дорог друзьям-запорожцам человек, уходящий в последний путь.
Однако перед тем как отправиться в путь, на рубеже веков, художник создает программное полотно — «Похороны кошевого». Яркие, густые краски Парижа вливаются в душу художника. Зусиллями Прахова, Васнцова Нестерова опр Олександра вановича було зламано. «Карусель» мовби прокреслю новий етап у творчост Мурашка. Учителев вн зобовязаний суворою побудовою й життвою експресю створених образв.
Осенью 1876 года школа получила официальный статус. Среди наиболее известных его появлений в Европе – это участие в международной выставке в Венеции в 1910 году с картинами «Воскресный день» и «На террасе», которые сейчас находятся в Нью-Йорке и во Дворцовой галереи в Бухаресте. Бесследно исчезли убийцы, ценные вещи у жены.
Строгая, хоть, может и несколько консервативная академическая система обучения в школе привлекала не только желающих научиться рисовать, но и многих талантливых людей, мечтающих о поступлении в академию. Теплой июньской ночью 1919 года он возвращался с женой из гостей. Впоследствии после замужества матери семья переезжает в Чернигов. Но ни Петербург, ни европейские столицы не могли соперничать с родным городом, в 1907 году художник возвращается в Киев: «Тут солнце, тут чудесная природа, тут своя культура».
Мурашко нтегру в свй творчий стиль деяк елементи мюнхенського«Сецесону». За традицю вн вдвдав Рим Венецю, аленадовго оселився в Мюнхен в Париж, де продовжував удосконалювати майстернсть, працюючив майстернях вдомих вропейських живописцв». Краски у меня кой-какие имеются, холст тоже есть». Тут нема гостро сюжетно завязки, але образи, типи вдзнача гострота вдтворення. Как рассказывал впоследствии, основательно «намылил ему голову»: «Как тебе не стыдно, у тебя такой талантливый сын, а ты не только не даешь возможности развиться его таланту, но даже не стесняешься неизвестно почему дать ему свое имя.
Конечная цель — создание Академии художеств. «Был такой. ». Момент — и он был бы может быть спасен — но выстрел в затылок — и смерть на месте. Його художня манера схожа з вртуозною художньою манерою шведського художникаАндерса Цорна (1860–1920).
Для центрально постат картини позував актор М. Старицький. Широкий густий мазок лпить форму впевнено й соковито. А другому профессору и ноги не показал».
Однак цей перод продовжувався недовго. А какая экспрессия в мастерской передаче движения и настроения, полноты бытия. А потм став оплачувати його пдготовку до вступу в академю. Потм виставки стали проводитися постйно, причому в рзних мстах Рос. Тут звучать т ж облюбован художником син, ллов, зелен й оранжев тони. -Талановитий неповторний вн мг написати ц картини – свдчення свят буднв минаючого столття.
Взять с ходу главную цитадель искусств Российской империи не удалось. У Париж ним було написано клька цкавих робт маса етюдв. Открывать пошел А. Мурашко. Картину «Двчина у червоному капелюс» Мурашко написав у Париж. Знаменним передусм був прихд.
Зала з роботами митця найбльша цннсть на вернсаж киян». В них — поиск разгадки внутренней жизни человека. В «Карусели» Мурашко обратился к любимой народной теме, которую оформил в яркие витальные цвета, которые постепенно становятся его авторским приемом.
Стрункй, високй постат двчини вн нада рис суворо величност. Они все почти в одночасье ушли из жизни. Работы, представленные в качестве отчёта о командировке («В кафе», «Парижанка», «У кафе», «На улицах Парижа», «Парижское кафе. Предусматривалось также устроить клуб, Дом художников, членскую платную библиотеку, школу. Памяти Г. Нарбута, В. Модзалевского, А. Мурашко, П. Дорошенко и К. Шероцкого». Вспоминается «Девушка, освещенная солнцем» В. Серова (раннего Мурашко, кстати, часто сравнивали с этим художником). Вн не належав до художникв, як замикаються в кол особистих творчих проблем.
Но лучшим и естественным отчетом о тех академических годах стала программная конкурсная работа-картина «Похороны кошевого», сюжет которой, конечно же, был избран и как дань любви к своей родной земле, ее традициям и истории. Весь час вн експериментував с рзними технками малювання бльшсть з них добре засвов. Момент – вн був би врятований, – але пострл у потилицю – смерть на мсц. Они создают впечатление изысканной гармонии. Он был великим украинским живописцем и мудрым европейцем, художником. Позже о Репине и реалистах осетинский художник Махарбек Туганов напишет: «Запорожцы» дают ключ к пониманию реалистами исторической живописи. Огромное влияние на дальнейшее живописное творчество Александра Мурашко оказало посещение мастерской известного мастера кисти Антона Ажбе в Мюнхене, который в живописи отвергал шаблонное мышление и считал необходимым для художника искать новые художественные приёмы.
Козак ще молодий, мцно статури, примно зовншност. осб. Кращимисеред представлених картинбули визнанроботи О. Мурашка«Портрет пастора Юнгера» та «Недля» (в оригнал – «Воскресный день»). Незабаром зграли веслля, Мурашко усиновив власного сина, давши йомусво прзвище. Через несколько лет после написания «Благовещения», в 1913 году Александр Мурашко открывает собственную мастерскую в доме Гинзбурга на Институтской улице. Все это и определяло душевный строй целеустремленного юноши.
Работы же, написанные во Франции, художник назвал «грехами молодости» и даже несколько стыдился (как казалось ему) их «внешней красивости». Вони «стримувалися» й контролювалися мцними традицями в форм й рисунку. Их читали профессора Киевского университета. А для этого сейчас лучшая школа — мюнхенская.
Все в портрет взято з бездоганним смаком виявля глибоке розумння благородно простоти й виразност графчно мови. Это люди состарились, не нарушая обычаев, а подчиняясь лишь законам времени.
Цьому служить щедрсть пронизаних сонцем барв, широка епчна узагальненсть живопису, весь емоцйний лад його робт. Это народная примета. Чего же ты не повенчаешься и не усыновишь своего собственного сына. Думается — это дело Времени. Свт поста в полотнах Мурашка живописним гармонйним. Предложение, естественно, было принято. «Случай» стоил жизни талантливейшего художника Украины». «Опоэтизированный реализм», — как-то сказал о своем творчестве Михаил Нестеров.
Визначаться важлива риса портретно творчост Мурашка — вн чутливо сприйма й намагаться пдкреслити нтелектуальну значимсть духовне багатство портретованих. Гипсы, над которыми раньше годами корпели ученики, были почти изъяты из употребления. З ц ж паризько модел Олександр Мурашко пише нший, протилежний за настром станом портрет, названий ним самим росйським менем «Тетяна». «В студ було бльше пошукв, цкавше, – пригадував А. Петрицький, укранський художникь, художник театру книги.
14 червня 1919 Олександр Олександрович Мурашко був убитий, колиз дружиною повертався пзно ввечер додомуна Лукянвц пострлом в потилицю. Тодшня преса писала, що «був пограбований забитий бандитами». Його художня манера схожа з вртуозною художньою манерою шведського художника Андерса Цорна (1860—1920). Йому були потрбн працвники в конописнй майстерн. ». Пристальный взгляд художника направлен на зрителя. Продлилось оно целых три года.
В «Карусели» Мурашко обратился к любимой народной теме, которую оформил в яркие витальные цвета, которые постепенно становятся его авторским приемом. Война, начавшаяся летом 1914 года и все последующие события разрушили планы. «Все же это была живопись, а не столярное ремесло». Тема ця звучить щоразу довершенше й монументальнше.
Отец сдержал свое слово и пошел к брату. Спрашивали: «Что, рисовать хотите научиться. Пронизан свтлом пастел нби сяють й переливаються оксамитовими тонами, що створюють особливо нжн й наповнен, мелодйно мальовнич гармон. Зала з роботами митця найбльша цннсть на вернсаж киян».
Постать заглибленого в себе Нестерова скомпонована довльно водночас стримано. В двадцатые Лукомский уехал за границу. После серого и мрачного Петербурга Мурашко был поражен культурным контрастом. Собственно именно за эту картину Саша и получил стипендию для поездки за границу.
«Едва она дошла до крылечка дома, как увидела, что муж бросился бежать от них. «Переходили к рисованию способами масляной краски, фигуры человека обнаженного, а затем и одетого в разные костюмы». Вишуканою майстернстю й артистизмом позначений портрет К. Мукалово 1911 року, який можна смливо вднести до Мурашкових портретних шедеврв.
.