Около 1530 года Микеланджело написал картину «Леда и лебедь» на иконографический сюжет: жену спартанского царя Тиндарея соблазняет обернувшийся лебедем Зевс.
175, 176. Вместо этого в1508г. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов.
К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Высота: 174 см. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Илл. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного.
е. уважением классической традиции). 99, 101, 102.
Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Илл. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом.
Микеланджело противопоставляет здесь мир насилия и активного утверждения злой воли миру терпеливого страдания и пассивных мыслей и чувств. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Андроник пожертвовал её греческому Монемвасийскому монастырю.
Все это придает его архитектуре величественный характер. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. К своим вершинам искусство Возрождения поднималось на поэтических крыльях.
Три года скульптор работал над статуей.
135, 139. Илл. Отсюда рождается трагизм образа и тот глубокий внутренний конфликт, который невольно вызывает в памяти героев Еврипида.
По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Высота: 277 см. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая.
1521-1534. Илл. Илл.
Илл. Гением, чужеродным его натуре, вторгшимся в него, как завоеватель и державшим его в кабале. Но тут мое хобби подменяется любовью. Илл.
Он создал гениальные, произведения. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка.
Илл. В заключение он выражает надежду, что Господь пошлет на землю своих святых, дабы они низвергли эти идолы. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко.
Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Кроме Микеланджело. Герцог Козимо делал все возможное, чтобы склонить Микеланджело к возвращению в родной город. Здесь ясно видно, какую свежую струю внес Микеланджело в быстро дряхлевшее зодчество XVI века, оказавшееся в плену витрувианских канонов.
Давид. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. 122-125.
Вазари прямо пишет:. И эти членения воплощают те героические силы, которые имманентны массе, а не привносятся в нее извне и которые упорядочивают ее и формуют. 160.
Смерть Рафаэля ознаменовала поворот в истории искусства. Их он терпеть не мог и не щадил.
Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. В борьбу включился и Микеланджело. На самом же деле между ними лежала бездна. Зато вид группы справа мало удачен. Что смерть, что время здесьне побеждает.
К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Через плечо бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами.
Мрамор. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. За будущее чувствую я стыд: иная, может быть, святая вера опять всего святого нас лишит. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо.
Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Жизнь расколота. 136. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном.
Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. В целом колористическая гамма лишена крикливой пестроты, от которой нередко так страдают кваттрочентистские фрески.
134. К этой мощной женской фигуре менее всего, казалось бы, приложимо определение «прекрасная». И это понимает только один человек – апостол Петр.
У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности.
Вместо этого в1508г. Илл. Но какой ценой. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.
86-88. 36. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера.
Она напоминает мощную лавину. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований.
Хотели верить, что маленькая Флоренция может победить, как некогда юный мирный пастух Давид победил великана Голиафа. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Илл. Илл. Моисей восседает в торжественной позе.
1498-1499. Преемники Браманте Перуцци, Рафаэле, Сангалло при работе отошли от изначального плана, однако практически не продвинулись в работе. Здесь Микеланджело достигает той компактности скульптурной композиции, которая всегда была предметом зависти у современных ему художников.
Данное противоречие определяет трагизм всего замысла: герой погибает не потому, что немногочисленны и слабы его приверженцы, а потому, что сломлена их воля. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Человек на 60 из химикалиев, на 40 из лжи и ржи. Петра. Последняя была предназначена для хора старого собора св.
Задумка Микеланджело была грандиозной. В пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия.
Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Свет в его представлении являлся как бы компонентом самой формы и с помощью членений различной силы рельефа он добивался при ярком южном солнце такого разнообразия светотеневых эффектов, которое оставалось абсолютно недоступным не только его предшественникам, но и его современникам. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Действие, происходящее на земле, развернуто по контрасту, в трехмерном пространстве, на фоне пустынного, безмолвного пейзажа.
Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Карниз среднего пояса, непосредственно покоящийся на этих пилястрах, получил раскреповку, что позволило поставить на нем кубической формы седалища для фигур юношей. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.
Илл. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Тем самым ей отводится центральное место. Тем самым движение внутри интерьера утрачивает четкий центростремительный характер, обычно свойственный планам центрально-купольных сооружений первой трети XVI века. Он сотворил около двух десятков архитектурных шедевров, в том числе эпохальный собор Святого Петра в Риме.
Высота: 277 см. Перешедшая в контрнаступление католическая церковь выдвинула людей нового склада – кичившихся своей принципиальностью фанатиков, холодных и безжалостных, требовавших слепой веры в авторитеты и совершенного повиновения церковным властям. 131, 132. Он всегда тяготел к укрупненным формам, что отражается уже в первых работах мастера – «Битва Кентавров» и «Мадонна у лестницы».
Посетив Рим в 1570 году, он предлагал сбить со стены фреску Микеланджело и написать на ее месте новую композицию на ту же тему, но гораздо более глубоко интерпретированную. В своих наиболее ранних из дошедших до нас скульптурных работах – в двух рельефах в Каза Буонарроти во Флоренции – Микеланджело выступает незаурядным мастером, с ярко выраженными индивидуальными чертами. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой.
Высота: 226 см. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. 145. С того времени художник окончательно обосновался в Риме.
183. По совершенству рисунка картина Микеланджело не имеет себе равных во всем ренессансном искусстве. Основным мотивом росписи он решил сделать человеческую фигуру, вписанную в строго упорядоченное архитектурное обрамление. Илл. Действительность не оправдала их надежд.
В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Вот таким образом я делаю витражи. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года.
1530. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Его гений искал более широкого поля деятельности.
Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности.
По-видимому, это была статуя Вакха. И здесь бог изображен в активном действии. Вот человек поистине одержимый гением. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды.
89-91. 1521-1534. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Илл.
Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. К моменту смерти Браманте были возведены четыре гигантских столба с арками средокрестия и часть одного нефа. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. В Распятии Петра стиль повествования совсем иной – гораздо более сдержанный, строгий и сосредоточенный. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы.
Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Капелла перекрыта зеркальным сводом, отстоящим от пола на 20, 73 м. На продольных боковых стенах расположено по шесть окон, два окна находятся и на входной стене.
162. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. К 25 годам он создал уже много скульптурных работ, лучшие из которых Вакх и Оплакивание Христа. Микеланджело Буонаротти, много размышлявший, как и все лучшие люди Возрождения, о свободной и гармоничной жизни, понимал, что право на эту свободу и всестороннее развитие человек должен отстаивать в борьбе. О чуждом злу, о чистом говорят, О абсолютном мире эти очи, -Небесных сил в них вижу средоточье, За человека гордостью объят.
К 1937 году министр пропаганды Германии Геббельс конфисковал у 32 музеев и распорядился разом выставить 650 образцов «дегенеративного» («еврейско-большевистского») искусства.
Мрамор. Вторым живописным произведением Микеланджело, выполненным в конце 1504-начале 1505 года, был не дошедший до нас картон для фрески в Зале Совета флорентийского Палаццо Синьории.
Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Петра, его спроектировал и начал строить которое Браманте. У ног Христа, справа, восседает на облаке св.
Это два составных звена единой архитектурной концепции. Мрамор. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Он победил.
Сильное, волевое лицо отражает внутреннее напряжение, энергично вытянутая правая рука дает приказ светилам явиться на небосклоне. В 1534 году Микеланджело перебирается жить в Рим. Атлант.
Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Статуя осталась незаконченной. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Однако этому воспротивился правитель Флоренции герцог из дома Медичи.
Этому его научила скульптура. Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля.
Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. (23)Я то и дело менял руки. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Академия изящных искусств, Флоренция. Статуя Давида – одна из ранних работ Микеланджело, высотой около пяти метров, поставленная на площади синьории, возле Палаццо Веккьо, где находился правительственный центр Флоренции. Илл.
Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Если можно так выразиться, то при рождении творческого замысла он оперировал не столько количеством, сколько качеством. Его долгая жизнь – жизнь Геркулеса, вереница подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не по своей воле, а вынуждаемый своим гением.
Илл. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый.
Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Он достигает этого благодаря четкости и ясности основных архитектурных членений, образующих как бы каркас всей росписи. Так назывались теперь модернистские произведения, не отвечавшие вкусам Гитлера и «представляющие опасность для арийской нации».
А воля художника была поистине безмерна. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Мощная фигура Марии доминирует в композиции.
Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Илл.
С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. 107, 108. 126. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. И по отъезду Микеланджело в Рим (1534 году) работа была не готова, статуи установили лишь в 1546 году.
В XIX веке настоятель бежал от турок с иконой в город Патрас. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. И в ней мастер смело порывает с традицией. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Отсюда его равнодушие к земным благам, его пуританский, порою даже аскетический образ жизни. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Илл.
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле.
Андрониковская икона сложным путём перекочевала в Зимний дворец, затем в Троицкий собор. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica).
Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Недаром его любимым материалом была бронза.
Илл. 146-148. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. 1501-1504. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. 17, 18, 19, 20.
Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое.
Илл. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
Илл. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Он трудился как каторжный. Р. Но столько мысли в этом произведении, так глубоко, просто и трогательно его содержание, так много говорит оно воображению и сердцу зрителя, что название этой статуи стало неотторжимо от имени Микеланджело и мир признал, что никто, кроме него, не может создать ничего подобного.
(20)Прохожие, когда мы их спрашивали, посылали нас то в одну сторону, то в другую. Илл.
Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Например, деревянная модель собора св. Это был прежде всего великий труженик, знавший реальную цену работе и потому оплачивавший ее сторицей. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. По замыслу градоначальников, она символизировала свободу республики.
Илл. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Но как раз этого не произошло. Илл.
Петра. Илл. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Илл. Но мало мне, Господь мой, что готов Ты душу взять, утратившую чистый, Небытием пожалованный склад Пока не снят земной с нее покров, Молю сравнять подъем крутой и мглистый, Чтоб прост и светел был ее возврат. Когда за много лет до того Микеланджело начинал работу над фасадом церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи – пристройка к ней), ему хотелось сделать этот фасад «зеркалом Флоренции». ок.
33, 34. 150. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Илл.
Петра.
В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. ок. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности.
И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Илл. Ему помог кардинал Риарио, купивший для него большую глыбу мрамора, которую он начал обрабатывать 4 июля 1496 года. Здесь все построено на контрастах. В 1546 году Микеланджело получает назначение возглавить строительство собора св.
Проект подразумевал исполнение 12 фигур апостолов в боковых частях свода, основную же часть планировалось заполнить орнаментом. изобразил Микеланджело мессера Томмазо на большом рисунке в натуральную величину ни прежде, ни после того портретов он не делал ибо ужасала его мысль срисовывать живого человека, если он не обладает необычайной красотой. У новой эры – новые химеры. Он хотел сделать этот фасад «зеркалом Италии», однако работа не состоялась – не хватило средств.
Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Фланкирующие проем канеллированные пилястры явно слишком легки для покоящегося на них мощного антаблемента, который завершается двумя волютами, вкомпонованными в треугольный фронтон. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени.
Его рука сгибается к плечу. И ему чудилось в ней нечто грозное, роковое — высший предел на границе небытия. И это приводит к трагической разобщенности образов. 92, 93, 94.
Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Илл. По мере приближения к пятидесятилетнему возрасту у Микеланджело все чаще стали проявляться признаки усталости. Высота: 410 см.
Вот человек, поистине одержимый гением. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело.
В распалубках и люнетах расположился цикл «Предки Христа», в угловых парусах фрески изображающие спасение иудейского народа. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Илл.
Гуманист и ученый Пико делла Мирандола (с которым Микеланджело общался в молодости) вложил в уста бога такие слова, обращенные к первому человеку — Адаму:«Я создал тебя существом не небесным, но и не земным, чтобы ты сам себя сделал творцом и сам окончательно выковал свой образ». В этом наставлении — основа веры и идеала Микеланджело. Жизнь Микеланджело была трудной. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).
ок. И ему чудилось в ней нечто грозное, роковое – высший предел на границе небытия. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Роллан:В 26 лет художник берется за невероятно трудную работу – статую Давида.
Внезапно раздался крик: мы пропали. Это предназначенные для украшения гробницы Св. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Понтификат Адриана VI длился около двух лет.
Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Диаметр: 69 см.
В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Давид.
Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи.
После его убийства в 1537 году герцогом тосканским сделался Козимо Медичи, так же опиравшийся на испанцев. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).
Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери.
Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений.
Боковые пояса свода украшены изображениями двенадцати огромных фигур Сивилл и Пророков. 1643 г. была уничтожена Сюбле де Нуайе за чрезмерную сладострастность. 38. Фигура коренастая, сильная, мужественна.
97, 98. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим.
Совсем не похоже на то легкое, волнообразное движение, которое оживляет тела греческих статуй. Два главных скульптурных замысла проходят почти через всю творческую биографию Микеланджело: гробница пап Юлия II и гробница Медичи. Его архитектурный замысел рождался в процессе органического роста, в процессе непрерывных исправлений, что крайне затрудняло совместную с ним работу. Уже само название романа говорит о трудной судьбе гения на тропе искусства ваяния. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства.
Илл. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Петра со стороны апсид. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано.
Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Недаром они украшали пилястры. Илл.
Это помогало ему сохранять чувство целого. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса.
Этот пластический антропоцентризм Микеланджело сумел нейтрализовать в Мадонне Дони, где ему удалось замечательно связать три фигуры переднего плана в единую группу. Петра (Музео Петриано). Пьета. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути.
После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). ок. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне).
Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Илл. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью.
Так как высокое и редкое находишь всегда поздно и длится оно недолго. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения.
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. 167.
В этом образе, пожалуй в последний раз в микеланджеловской пластике, чувствуются живые отголоски чисто ренессансной веры в безграничные возможности человека. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Цикл включает в себя темы из книги Бытия от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа». Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода.
Аналогичным образом трактует Микеланджело и обрамление центрального окна второго этажа, которое, к сожалению, не было выполнено по его проекту, зафиксированному в гравюре все тем же Дюпераком. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней.
За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Но здесь архитектурный каркас играл вспомогательную роль и был осуществлен средствами живописи.
Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Но все усилия напрасны.
Пропавших икон в истории не счесть. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Под его резцом она превращается из весело играющей со своим сыном молодой матери, какой ее обычно изображали кваттрочентистские художники, в образ общечеловеческой значимости.
185, 186.
Он побежден. Ранние 30-е годы – важный рубеж не только в творчестве Микеланджело, но и в истории всей Италии. Мрамор. Таким образом двор терял свой замкнутый характер, каким он, как правило, обладал в ренессансных палаццо и превращался в одно из звеньев сложной архитектурной композиции, в которой господствовала продольная ось с динамичным разворотом пространства вглубь. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами.
С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Мистически настроенного нидерландского Папу Адриана VI из Утрехта волновал моральный вызов, брошенный Реформацией. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой.
Но она остается царственно-прекрасной. Илл. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор.
Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Трудность своего характера осознавал и сам художник. Академия изящных искусств, Флоренция. Микеланджело Буонаротти.
Икона представляла собой греческий список начала XIV века, была домашней святыней византийского императора Андроника III Палеолога (в честь него и название) и считалась чудотворной. 81-84. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. 37. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Илл. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Это восхождение от низшего к высшему, от впавшего в животное состояние пьяного Ноя к всесильному Саваофу, воплощающему идею совершенства Вот таким образом Микеланджело так расположил на потолке библейские сцены, что их приходится рассматривать в порядке, обратном хронологическому развитию действия.
И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин.
Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Он даже не дотрагивается до нее. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело.
Фигура погружается в сон. Двигаясь по дуге, зритель получает возможность ощутить многопланность композиции и по-настоящему оценить разнообразие ее пластических аспектов и красоту хилуэтной линии, собранной и строгой в левой части фигуры и свободной и гибкой в правой. Способ казни назывался «дьявольский ветер». Не скажи. Это были тяжелые годы.
155. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Илл.
Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Микеланджело обрабатывал глыбу мрамора с одной стороны, как бы высвобождая скульптуру. Таков, несомненно, был его основной замысел. 149. Он создал гениальные, произведения.
Вот почему человек и человеческая фигура являлись главной и основной темой микеланджеловского искусства. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. С ближайшей сцены изображающей Грехопадение и Изгнание из рая, начинается ряд наиболее совершенных по своему композиционному решению фресок.
Илл. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал.
Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Чтобы вернее донести до читателя тайны работы с камнем, писатель берет в руки молот и резец и овладевает мастерством каменотеса.
«Рабы» как будто пытаются вырваться из камня, а их напряженные позы только усиливают впечатление. 2. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Лучший образ этой росписи – первый человек Адам.
Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. На примечательный вернисаж в числе других угодили картины Марка Шагала, Оскара Кокошки, Пауля Клее, Пита Мондриана, Эль Лисицкого, Эмиля Нольде, Макса Эрнста. Убежденный республиканец, он не хотел жертвовать демократическими идеалами своих молодых лет. Через плечо бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Тело Христа поддерживают Мария Магдалина, Богоматерь и Иосиф Аримафейский, в образе которого Микеланджело дал свой автопортрет. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом.
Илл. Петра. Петра, с чем папа был полностью согласен. Илл. Невольно создается такое впечатление, как будто мастер решил в последний раз бросить открытый вызов классицистам всех времен и всех мастей.
1530. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. 174.
Илл. Илл. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.
И тогда полностью раскрываются ее красоты. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Илл. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.
Илл. но свет должен быть собственного производства. За окнами пахнет средневековьем. Чем жарче в нас безумные стремленья, Тем больше нужен срок, чтоб их изгнать А смерть уж тут и не согласна ждать, И воля не взнуздает вожделенья. Более значительна, менее гармонична и менее женственна фигура «Ночи».
166, 167. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Стены Сикстинской капеллы, расчлененные карнизами на три зоны, были расписаны предшественниками Микеланджело. По мнению Панофского, нижняя зона с фигурами речных божеств символизирует подземный мир, зона самих гробниц – царство природы, зона со статуями герцогов, якобы воплощавшими бессмертие души, – небесную сферу и, наконец, зона среднего пояса стены – сверхнебесную сферу.
Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Илл. Илл. Этот жест символизирует молчание. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки.
Мне не нужны подачки лицемера, творцу преуспевать не надлежит. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад.
86-91. Это образ Италии, уходящей в ночь. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Все более отрывавшиеся от ремесленной среды художники постепенно превращаются в придворных мастеров, целиком зависевших от прихотей двора и церкви.
Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Художник охотно принял это предложение. Его современники работали с глыбой мрамора одновременно со всех сторон. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства.
Но роспись обладает и другим аспектом. Он приобрел у Микеланджело его статую Вакха, а также статуи Аполлона и Купидона, до нас не дошедшие. 16. Илл. Он изваял из единой мраморной глыбы прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта. Илл.
Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы.
И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. 32. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу.
Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Несомненно, лучшие свои вещи Микеланджело создал между 90-ми годами XV и серединой 30-х годов XVI столетия. 161.
Особенно выразительна правая фигура. Город капитулировал в 1530 году и только Папа Климент VII спас Микеланджело от мести партии сторонников Медичи.
56-71). 169. Илл. В пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия. Впервые Микеланджело стал на реальную стезю архитектуры, когда он получил в 1516 году заказ от папы Льва X на проект фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции. В 1520 году кардиналом Джулио Медичи было дано поручение, сделать из Новой сакристии церкви Сан Лоренцо монументальную усыпальницу для рода Медичи.
Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. А называется роман «Муки и радости».
Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути.
В ваяньи мир постиг, Что смерть, что время здесьне побеждает. Ева послушно следует слову творца. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса.
В Риме Микеланджело вращался главным образом в кругу флорентийских эмигрантов, убежденных политических противников герцога Козимо Медичи. Борьба сил проявляется и во взаимоотношениях между обрамлением и заполнением: пилястры сжимают размещенные в простенках окна и ниши, нарочито тяжелые обрамления которых усиливают конфликт. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску.
И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Они называли Микеланджело divino (божественным).
И здесь его постигает страшный удар. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
Изготовлена из мрамора в 1530—1534 годах, высота — 54 см. Илл. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. В действительности оно так и получилось.
114, 115. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. 170. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой.
Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам.
39. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). 179-181. Находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Илл. Он завещал её своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И.
Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. (19)Один дом располагался на Девятой Радиальной, а другой, рядом с ним, почему-то считался на Двенадцатой.
13, 14, 15. По словам Бернини, Микеланджело сказал на смертном одре, что он раскаивается в двух вещах: он не сделал для спасения своей души все то, что он обязан был сделать и во-вторых, он должен умереть тогда, когда он только начал читать по слогам в своей профессии. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Вот таким образом я делаю витражи. Есть ли это сознание конца мира или великий восторг».
Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Это дало ему возможность изобразить обнаженные фигуры мужественных воинов, готовых к героическому действию. Илл. Он был всегда бодр, ограничивался малым в еде, нуждался для восстановления сил в недолгом сне избегал шумного общества, шелкам и бархату предпочитал простую, добротную одежду. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы).
Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Микеланджело до последнего вздоха боготворил человеческую красоту. 7, 8.
Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии).
Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Три года скульптор работал над статуей.
Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. 75-78. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений.
В ней есть такая свежесть и мужественность, такая дантовская суровость, что хотя она была не основной, а побочной линией в творчестве Микеланджело, у нас все же есть все основания считать его одним из великих поэтов Италии. В пышной ватиканской курии при нем повеяло ветерком строгости. 5, 6. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело.
Для начала художник отверг проект, предложенный ему для работы. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций.
Обычно он начинал с уточнения пластического объема здания, нередко игнорируя при этом законы статики. Вазари пишет: безгранично и всегда должны быть благодарны ему художники ибо он сорвал путы и оковы, в которых шли они проторенной дорогой новизною прекрасных карнизов, капителей и баз, дверей, табернаклей и гробниц он добился полного отличия от того, что по измерениям, ордерам и пропорциям Витрувия и античности делали люди, не желая ничего к ним прибавить. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон.
Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Лучший образ этой росписи – первый человек Адам. 23, 24. В. Лазарев:Микеланджело был ваятель, архитектор, художник и поэт. Илл. К своим вершинам искусство Возрождения поднималось на поэтических крыльях.
Проведенные твердой рукой линии не ограничивают плоскость, а выявляют объем и без того достаточно сильно выявленный светотеневой моделировкой. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Обрамления небольших окон просты и сдержанны, аттик и тамбур лишены каких-либо членений, купол не имеет ребер.
Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Все время приходилось ему преодолевать препятствия. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Микеланджело полностью подчиняет его форме.
И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. 184.
Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Совсем не похоже на то легкое, волнообразное движение, которое оживляет тела греческих статуй. Два главных скульптурных замысла проходят почти через всю творческую биографию Микеланджело: гробница пап Юлия II и гробница Медичи. 10, 11, 12.
При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Замечательный роман написал о Микеланджело Ирвинг Стоун. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Илл. Но на 1 из Микеланджело. Илл. Илл.
Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). И этой же цели служит цвет.
Поначалу Микеланджело начал обрабатывать глыбу для композиции иного типа, зафиксированной на одном рисунке в Оксфорде. Вот человек поистине одержимый гением. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Илл.
25, 26. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику.
Самым расторопным оказался Джулио Романо, который в 1521 году исполнил алтарь Мученичество Святого Стефана для церкви Санто Стефано в Генуе, в котором неприкрытое подражание мастеру «корректировалось» отсылками к монументальности Микеланджело. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. 47. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни.
Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. Но этим роль античного наследия не была исчерпана.
В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Таким представил его и Микеланджело. В этой простой деревенской среде, в окружении прекрасной тосканской природы прошли детские годы Микеланджело.
Когда она встретилась с Микеланджело, ей было уже сорок семь лет, а ему — за шестьдесят. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. Илл.
Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Илл. Закинутая за плечо праща и камень в правой руке являются лишь атрибутами, намекающими на героическое деяние Давида. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня.
С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Замечательный роман написал о Микеланджело Ирвинг Стоун.
Это искусство, отмеченное печатью большой изысканности, было тесно граничит с двором Лоренцо Великолепного. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела.
Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. 173. Рассчитанная на восприятие лишь с одной точки зрения, она так скомпонована, что ни одна ее часть не выходит за пределы той идеальной плоскости, которая совпадает с передним аспектом статуи. Микеланджело изобразил святое семейство в рост, чего обычно избегали кваттрочентистские художники. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына.
В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим.
Гением, чужеродным его натуре, вторгшимся в него, как завоеватель и державшим его в кабале». Динамика картины создана диссонирующими позами персонажей, они полны отчаяния. Оно учило абсолютному мастерству, достигнутому в результате упорной, целеустремленной работы. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Он действует только словом. Илл.
Всего же было конфисковано 16 558 произведений искусства. Здесь было, где проявиться героическому складу дарования Микеланджело. Храм имеет форму центрально-купольного сооружения, с четырьмя сложной конфигурации капеллами.
151. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. 109, 111. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу.
Он должен думать о смерти. В этом отношении Рим Юлия II был как раз тем местом, где перед Микеланджело открывались широкие творческие перспективы. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений.
Мадонна с младенцем (Мадонна Медичи). Он проникается новыми идеями и, в итоге, работая над фреской «Страшный суд» для Сискстинской капеллы Микеланджело отходит от традиционной иконографии. Он стал уже высекать статую св. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом.
Они утратили волю. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа.
Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Для него всегда самым трудным было объединение статуарного типа фигур в одну неразрывную группу. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Илл.
Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. Второй крупной архитектурной работой, над которой Микеланджело трудился в Риме, было оформление Капитолийского холма. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Илл.
Высота: 226 см. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса.
Три года напряженнейшей работы пропали даром. И какую бы эмоцию он ни изображал, она всегда охватывает не только всю фигуру целиком, но и одежду, в которую она облачена. 171. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей.
Методы обработки мрамора Микеланджело отличались от современников-скульпторов. А называется роман «Муки и радости». Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Илл.
Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению.
Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Мрамор.
Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура).
Расположенные под колоннами консоли настолько легки, что они не в силах поддерживать антаблемент и опирающиеся на него колонны. Хотя голова и правая рука первой фигуры остались назаконченными, статуя производит сильнейшее впечатление.
109-112, 116-119. На полотне – расстрел крестьян, восставших против колонизаторов. Вот таким образом я делаю витражи. В понимании человеческой фигуры Микеланджело занимал уже иные позиции, нежели кваттрочентисты. Илл.
Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Здесь начинается последний, но не менее яркий период его творчества. Пейзаж пустынен и гол. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура.
О способах его работы свидетельствуют четыре статуи, неоконченные мастером – цикл «Рабы» изначально они предназначались для надгробия папы. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу.
Роллан:В 26 лет художник берется за невероятно трудную работу – статую Давида. Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь.
Маньеристы начали усиленно черпать из поздних творений великого мастера готовые мотивы движения, механически вырывая их из общего контекста. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Однако и здесь царит дух отчужденности. Илл. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св.
Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Работая над фреской Страшный суд, Микеланджело хотел показать тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед слепым велением судьбы.
177, 178. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции.
155, 156. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.
116-119. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Илл. Илл.
В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств.
Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Все это, вместе взятое, приводит к тому, что архитектура воспринимается как живой организм, наделенный волей и полный движения. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Илл. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора.
Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Подобно тому как он сумел противостоять в выборе профессии воле своего отца, а позднее отказаться от следования по стопам своего первого учителя Доменико Гирландайо, так и в своих взаимоотношениях с Бертольдо он пошел собственным путем. Илл.
Мрамор. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Илл.
158, 159. В общей массе и грешники и праведники их сложно различить.
Слева мы видим райский сад. При известии о разграблении Рима Медичи были изгнаны и провозглашена вторая Флорентийская республика. Но несомненно, что по мере завершения росписи у Микеланджело все более нарастала тревога за судьбу его родины, раздираемой на части вторгшимися в Италию французскими и испанскими войсками. Высота: 410 см.
Илл. Микеланджело видел в нем душителя свободы и упорно отказывался ему служить. Он изваял из единой мраморной глыбы прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта. Мысль о смерти, – пишет он, – которая по природе своей разрушительна, порождает чудо, сохраняя тех, кто становится к ней причастным, поскольку она ограждает их ото всех людских страстей.
Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. Илл. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Академия изящных искусств, Флоренция. Микеланджело Буонаротти.
Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника.
Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. 48-55. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. «Скорчившийся мальчик» — единственная скульптура Микеланджело в России.
К ней принадлежал в свое время Браманте, чей проект остался не осуществленным из-за его ранней смерти, к ней решительно примкнул и Микеланджело. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. В. Лазарев:Микеланджело был ваятель, архитектор, художник и поэт.
164. Христос, подъявший в грозном жесте правую руку, скорее походит на Зевса Громовержца, чем на христианского бога.
Это, конечно, не так. 163. 182, 187, 188, 189.
1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум.
Илл. В своих наиболее зрелых произведениях Микеланджело уже не допускает таких просчетов, достигая органического перетекания одного аспекта в другой, не исключая и тех случаев, когда фронтальную точку зрения он считает главной и самой выигрышной. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише).
140, 141. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Его мировоззрение приобретает трагический характер. Он трудился как каторжный. Р.
Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. В 1874–1876 годах и в 1882 году Верещагин совершил две поездки в Индию.
Он избегает детализированной характеристики места. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. 80. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено.
Ради этого он не боялся жертвовать внешним изяществом формы, столь ценимым его современниками. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Он создал 57 скульптур (на сегодня известных), 10 из которых безвозвратно утрачены. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал.
Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Его искусство учило многому. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью.
Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. И результаты были самыми плачевными. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя.
При этом движение лишено всякой скованности. 30), довольно точно передающая ее общий вид.
Это гимн во славу человека и его безграничных творческих возможностей, это прославление его духовной мощи, это неиссякаемый родник физической энергии. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Эти рисунки, выполненные в необычайно тщательной манере сангиной либо итальянским карандашом, призваны были служить образцами для учившегося рисовать Кавальери, который был страстным поклонником античного искусства и обладателем первоклассной коллекции антиков.
Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Повергнута высокая колонна и зеленый лавр. Илл.
Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Сначала он намечал на этой плоскости контур будущей статуи и затем удалял ненужный материал в наиболее выступающих частях фигуры.
В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Поначалу борьба со строптивым отцом.
В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. 3, 4. 1501-1504. Но плата за обеспеченность художника была дорогой.
119, 111. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Из воспоминаний Верещагина: «Пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину разных возрастов, профессий и каст и затем по команде все орудия стреляют разом». Эта работа шла с перерывами. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом.
это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. 1498-1499.
Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Здесь было, где проявиться героическому складу дарования Микеланджело. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Леду же он там продал через купцов королю Франциску и она находится теперь в Фонтенбло картоны и рисунки пропали, так как он вскоре там умер и их разворовали так страна эта лишилась многочисленных и столь полезных его трудов, что было для нее ущербом неоценимым.
Тут столкнулись два сильных характера. 41. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию).
Мрамор. 46. Это человек действия (vir activus). Уже само название романа говорит о трудной судьбе гения на тропе искусства ваяния.
Илл. Илл. Настойчиво прибегая к постоянным коррективам и улучшениям, Микеланджело избегал давать окончательное решение даже в модели.
Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. Внутренне протестуя против гнетущего христианского пессимизма, создает картину Леда, ласкаемая лебедем (1529-1530), язычески смелое по духу произведение. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества.
С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Новая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция. Как свидетельствуют все старые источники, никакого специального архитектурного образования Микеланджело не получил.
Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. Работал он над ней медленно и с большими перерывами.
Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. 130. Гениальный Микеланджело Буонарроти – итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт. Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. 21, 22.
Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. Диаметр: 69 см. И всюду Микеланджело выходил победителем.
106, 113. Мрамор.
Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Пятикратная попытка художника увидеться с папой кончается ничем и в конце концов его выкидывают за порог папского дворца. Всюду подчеркнута пластическая масса стены, не спокойная и статичная, а полная внутреннего движения, так что стена кажется как бы пружинящей.
Я не забочусь пишет он в одном письме, ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Но школярская учеба не привлекала мальчика.
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. В ранней юности начальное образование получил во Флоренции, в Латинской школе. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции.
110, 112. Илл. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи.
Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Атлант.
В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. И этому оно учит и нас. 79, 142. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Подобно Данте, он прежде всего искал в слове того, что выразительно и что обладает пластической ощутимостью и конкретностью.
По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. 174. Мадонна с младенцем (Мадонна Медичи). Высота: 174 см.
159. Обреченные на гибель титаны утратили то, что всегда помогало человеку в борьбе со стихийными силами. Однако нередко он оставлял камень в таком состоянии, когда его поверхность сохраняла шероховатость и следы работы троянкой.
Один из последних громких случаев – кража Андрониковской иконы Божией Матери из Вышнего Волочка в 1984 году. Союз с французским королем Людовиком XII обеспечивал ему безопасность и независимость в раздираемой войнами и распрями Италии. Республику отныне возглавлял гонфалоньер, которым был избран пожизненно Пьетро Содерини, доброжелатель и поклонник Микеланджело. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини.
Пьета. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Хобби света А. Вознесенский, 1975Michelangelo di Lodovico Buonarroti Simoni, 1475—1564Микеланджело Буонарроти (полное имя — Микеланджело ди Лодовико ди Буонарроти Симони)а можно и так Michelagnolo Bonarroti. Мне всегда казалось удивительно точным высказывание Ромена Роллана : «Пусть тот, кто отрицает гений, кто не знает, что это такое, вспомнит Микеланджело. Битве при Кашина республикански настроенная Флоренция придавала большое значение, так как она символизировала победу гвельфской партии, которой Микеланджело неизменно симпатизировал. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Совсем необычен иконографический тип Мадонны.