Строгая и лаконичная композиция картины, минимум пустого пространства. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Все фрукты будто бы нанизаны на веточки с листьями и усиками.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность).
Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах. Такое расположение вазы подчёркивало противопоставление живой природы, видимой из окна и сорванных, помещённых в вазу садовых цветов. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Кажется, что объекты постоянно стремятся изменить свое местоположение на холсте. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Типичный натюрморт-ванитас изображал предметы, тем или иным образом ассоциировавшиеся с бренностью человеческой жизни: череп, погасшую свечу, часы, книги, музыкальные инструменты, увядшие цветы, гниющие фрукты, опрокинутую или разбитую посуду игральные карты и кости, курительные трубки, мыльные пузыри ит. д. В центре – мертвый лебедь в белоснежном оперении.
На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111.
Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Позже он переехал в дом на Prinsengracht (рядом с Домом Анны Франк, Амстердам). Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище.
Однако голландский натюрморт не просто фиксировал действительность: он тонко передавал взаимосвязь вещей и явлений духовной жизни человека. В XVI веке Бартоломеус Брейн Старший, Дирк Баутс, Питер Артсен, Иоахим Бейкелар, Бартоломеус ван дер Хелст и другие стали создавать картины, в которых натюрмортные мотивы вышли на первый план, а сцены из жизни Христа отодвинулись в глубину3. Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна.
Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться. Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др. На полотне из эрмитажского собрания Битая дичь (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников.
Голландские художники существенно расширили круг затрагиваемых искусством тем непосредственное обращение к окружающей действительности стало главным фактором воздействия нового жанра на зрителя112. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Цветы в вазе – это натюрморт те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. В XVII-XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63.
Можно предположить, что общей идеей натюрморта является изобилие. Например, устрицы считались эротическим символом и современникам это было очевидно: устрицы якобы стимулировали сексуальную потенцию, да и Венера, богиня любви, родилась из раковины. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Пасть с острыми зубами приоткрыта.
Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста).
Хотя сам Рубенс практически не писал натюрмортов, вещи играют в его композициях весьма значительную роль. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Ее круглые глазки живо поблескивают. Благодаря этой сценке, картина становится очень позитивной и еще более живой. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма.
Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена.
С этого времени он стал создавать роскошные натюрморты, отличающиеся красочностью и декоративностью77. Это дало Франсу больше свободы, чем имели другие приезжие художники. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Иногда изображение застывшей натуры требуется импрессионистам лишь в качестве дополнения.
Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая В католичестве День святого Николая принято отмечать 6 декабря. Глядя на полотно Христос в доме Марфы и Марии (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами.
В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу. Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»). Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102.
На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Все это морское изобилие шевелится и расползается.
В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Цветочные натюрморты де Хема тоже имели явный фламандский след, отличаясь барочной симфонией красок78. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди.
Может быть и нерпа издает в ответ какие-нибудь звуки. На первом же плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven).
«Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Изображаемые предметы обычно располагались подчёркнуто небрежно, хаотично: это должно было демонстрировать пренебрежительное отношение к их материальной ценности, а также символизировать тщету людских деяний2255. Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte).
В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря.
В 1686 году он купил небольшую дачу в Vreeland (Utrecht). Синий ирис олицетворяет отпущение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. Неудачная женитьба в 27 лет (его жена Susanne Tradel оказалась не просто сварливой женщиной, она ещё заставляет мужа терпеть и своих сестёр, перебирающихся жить к ним в дом) гонит Melchior из дома и большую часть времени он проводит в тавернах за бокалом вина, либо просто рисует на лоне природы. На Lauriergracht, где он жил некоторое время, он был окружен арт-дилерами и различными художниками.
Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Произведений Блума сохранилось немного. В молодые годы, после смерти своего отца, художник становится очень религиозен. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон.
Вместе это знак грядущего взрыва и сильных перемен. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ).
Крупнейшим мастером, работавшим в этом жанре, был Франс Снейдерс, учившийся у Питера Пауля Рубенса. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Очень интересна его картина Битая птица в нише, хранящаяся в Эрмитаже. Узор снаружи есть, но очень нечеткий.
Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Но в данном случае есть другой, антиконъюктурный подход: с точки зрения смысла, котрый несет живописное произведение, охотничий натюрморт символизирует результат борьбы между сильными мира сего и народом (битой дичью). Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга.
На тематику и становление натюрморта влияло не только время, но и локальные особенности того или иного города. В натюрмортную группу часто входят рёмеры, акелей-бокалы, кубки-наутилусы, китайские вазы и кувшины изображённые с исключительной достоверностью83. Теперь обратим внимание на задний план. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи.
«Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Художники писали композиции с букетами цветов, фруктами и овощами, мясными и овощными лавками, кухнями, битой дичью, морскими дарами. Нет, это только на первый взгляд. Птицы сражаются в горящем от войны и разрухи небе с ящероподобными змеями – врагами Голландии.
Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Охотничьи натюрморты в большей степени призваны символически изобразить картину мира, своей страны. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87.
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником».
«Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Отказ от них – один из способов спасти душу. Ван Гог писал много необычных натюрмортов. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров.
Справа в глубине изображена таверна. Живая морская снедь в изобилии навалена на низкую грубо сколоченную лавку-стол, в тазы, ящики и корзины, часть просто валяется на полу или ползает по нему или по груде тушек. Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Особо привлекает к себе живая сценка в правом (относительно полотна) нижнем углу: маленькая собачка с висящими ушками забралась с испуга на корзину со снедью и лает на кольчатую нерпу, а морской зверек смотрит на шумящую с удивлением. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
Красный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью из-за своего местоположения в букете сменил трактовку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа Еще в Средневековье считалось, что цветы мака выросли на земле, орошенной кровью Христа. Огюст Ренуар написал за свою жизнь целую галерею прекрасных воздушных натюрмортов.