Признанным мастером охотничьего натюрморта был Виллем ван Алст известный также как мастер «цветочных» и «роскошных» натюрмортов. «охотничьи» натюрморты писал и ученик Рембрандта Фердинанд Бол, мастерски прорисовывавший оперение птиц. Самыми крупными мастерами охотничьего натюрморта.
Олицетворение голландского натюрморта xvii-xviii веков охотничий натюрморт. Охотничий натюрморт. Вспомните дореволюционные фотографии: фото царских охот с выкладкой дичи, охотничьи картины русских художников, натюрморты с дичью.
Картина Франса Снейдерса Охотничий натюрморт: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Маттеус Блум, напротив, был родоначальником монументального натюрморта с охотничьими трофеями91. Приверженцем парадного охотничьего натюрморта, как Алст и Ройен, был и Дирк де Брай. Охотничий натюрморт был связан с модой на охоту богатой буржуазии и аристократии. Одно из наиболее известных произведений Вилхелма фон Вригта — натюрморт с охотничьими трофеями «Битые утки» (1851, Художественный музей Атенеум, Хельсинки).
Тематика и эстетика этого вида натюрморта отражает вкусы буржуазии второй половины XVII века, её стремление к богатству изяществу и роскоши75. Для удачного подъезда лодку необходимо маскировать тростником и ветками. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102.
Композицию завершает букет цветов — желтые орхидеи и роза. Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ.
Лучшими местами для такой охоты я считаю затопленные торфоразработки. Осенью тактику необходимо менять: теперь утки держатся на открытой воде большими стаями. Он сумел увидеть в простых, непритязательных мотивах очарование и поэзию. Картины с изображением предметного мира, написанные Сезанном, стали образцом для многих европейских и русских мастеров, работавших в этом жанре.
В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Натюрморт, представленный в «Кабинете в Островках», хотя и занимает небольшое место в общей композиции, кажется необыкновенно значительным, выделенным благодаря тому, что автор отгородил его от остального пространства высокой спинкой дивана, а слева и справа обрезал рамой. А такой талантливый мастер натюрморта, как Теплов (кстати, прекрасно зарекомендовавший себя и в других жанрах), в дальнейшем ставший статс-секретарем Екатерины II, работал для себя, а не на заказ.
При этом нужно постараться пользоваться самыми даже незначительными укрытиями. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. После такого выстрела дичь распугивается на значительном расстоянии. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий».
Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. В таком жанре, как натюрморт, сложились определенные темы, сформировались свои методы и приемы. Один охотник устраивается в засаде, а второй старается нагнать на него птиц. О личности этого мастера ничего не известно. В молодые годы, после смерти своего отца, художник становится очень религиозен.
Математические и другие приборы точных наук художник показал сваленными в отдалении как ненужные человеку, главное призвание которого — «играть на басу». Теперь о самой охоте с подъезда. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста).
Он писал президенту Академии художеств: «Я никогда живописцем не бывал, да и не чтился быть оным, но обучался живопиству для одной моей забавы и почтения к сему художеству». Со временем композиции Флегеля стали более лаконичными и простыми. Не помешает на этой охоте и манок. Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах.
В этом смысле интересен созданный неизвестным художником «Портрет Васикова», выполненный в традициях парсуны. А. С. Пушкина. Многие натюрморты-«обманки», несмотря на то что их главной задачей было введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в музеях, где, развешанные по стенам, такие композиции, конечно же, не могут обмануть публику. Стрелял из многих ружей этой модели и у всех просматривался именно этот недостаток. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой.
И, в-третьих, очень громкий звук выстрела. Натюрмортами в России того времени занимались те художники, которые не могли проявить себя в более сложных жанрах (историческом, пейзаже). Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Манок существенно сокращает время на поиск потенциальной добычи. К любому натюрморту с битой дичью можно подойти как к напоминанию об удачной охоте и украшению интерьера.
Вот таким образом точка прицеливания должна быть несколько выше цели. Подобные мотивы привлекали и голландского художника известного нам как Монограммист AL. Предметы для учебных натюрмортов Венецианов подбирал так, чтобы они были интересны начинающим живописцам, понятны по форме, красивы по цвету. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96.
Вместе это знак грядущего взрыва и сильных перемен.
Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол». Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Позже он переехал в дом на Prinsengracht (рядом с Домом Анны Франк, Амстердам). Хороший результат дает тактика: прижимание утки в один из углов карты.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Можно назвать, например, полотна «Кабинет в Островках» и «Отражение в зеркале» Г. В. Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.
Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга. Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Редуте, который считался «самым прославленным живописцем цветов своего времени». Наиболее удачные охоты с подъезда бывают в начале сезона охоты на вводно-болотную дичь.
Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Но есть здесь и исключения.
На полотне — бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Но в данном случае есть другой, антиконъюктурный подход: с точки зрения смысла, котрый несет живописное произведение, охотничий натюрморт символизирует результат борьбы между сильными мира сего и народом (битой дичью).
Охотиться на лысух с подъезда более сложно. Мастера тщательно выписывают форму вещей и их особенности. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Одни исследователи высказывают предположение, что на портрете изображен подьячий Алексей Васильков известный своим пьянством, другие считают, что это один из членов «всешутейшего собора» и предметы на столе — атрибуты одного из веселых ритуалов, придуманных Петром I. Вещи, представленные на портретах XVIII века, помогали авторам характеризовать модели. Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр — интерьер. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII–XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы.
Среди натюрмортистов было много женщин (в программах петровских художественно-ремесленных школ для девочек важное место отводилось урокам рисования). Значительный вклад в развитие немецкого натюрморта внес Георг Флегель (1566–1638). Вернувшись, Головин честно признался царю, что из-за своей лени научился за границей «играть на басу», а больше ничего не узнал. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик.
Иногда такая охота приносит много добычи. Многие мастера, работавшие в этом жанре испытали влияние голландского натюрморта. Я для данной охоты использую короткоствольное ружье ИЖ-43Ф 12 калибра.
Основоположником этого жанра был художник Матеус Блум, о котором известно лишь то, что между 1642 и 1659 годами он работал в Амстердаме. Во-первых, оно достаточно сильно низит. Их картины поражают утонченностью линий и подвижностью композиции. Младший соотечественник Клементи, художник Кристофоро Монари (1667–1720), написал полотно «Натюрморт с письменными принадлежностями», ныне хранящееся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. Приемы иллюзорности, разработанные немецким мастером, в дальнейшем были использованы живописцами XVIII столетия, увлекавшимися созданием натюрмортов-«обманок». Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». В 1686 году он купил небольшую дачу в Vreeland (Utrecht). Очень хорош «Натюрморт с попугаем» (1737) Г. Н. Теплова.
В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Оба ствола этой модели имеют цилиндрическую сверловку, без дульного сужения. Например, «Натюрморт с книгами», выполненный П. Г. Богомоловым, вставлен в иллюзорный «книжный шкаф» и посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина.
Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. Очень интересна его картина Битая птица в нише, хранящаяся в Эрмитаже.
Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах. Вот таким образом стрелять из него надо сидя, чтобы центр тяжести находился ниже уровня бортов.
Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы «земной суеты» (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. В XVII-XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). На полотне из эрмитажского собрания Битая дичь (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven).
Глядя на полотно Христос в доме Марфы и Марии (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами. В XVI веке Бартоломеус Брейн Старший, Дирк Баутс, Питер Артсен, Иоахим Бейкелар, Бартоломеус ван дер Хелст и другие стали создавать картины, в которых натюрмортные мотивы вышли на первый план, а сцены из жизни Христа отодвинулись в глубину3. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии.
Огромную роль для дальнейшего развития русского искусства сыграли передвижники, стремившиеся показать в своих произведениях правду жизни. Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Во-вторых, сильная отдача. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30.
Но она возможна только при наличии ветра. «Ботанический рисунок» был значительным явлением не только для науки, но и для искусства и культуры. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ).
В цветочных букетах, написанных этим художником, чувствуется влияние голландских живописцев. Другое дело, когда вы охотитесь с лодки. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди.
Везде хватает разнообразных укрытий из тростника или затопленных кустов, где утки могут быстро скрыться в случае опасности. На полотне из эрмитажного собрания «Битая дичь» (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. Лишь в 1730–1740-х годах появились настоящие станковые натюрморты. И моя первая мысль была о Вас, как о талантливом художнике-монументалисте.
Тонкая по колориту и великолепная по своему живописному мастерству, она отличается необычным композиционным решением (битая птица помещена в нишу), помогающим автору создать некоторую иллюзию реальности. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Таковы натюрморты К. Зеленцова, П. Е. Корнилова. Разнообразные предметы входили в общую композицию, а иногда становились самостоятельной картиной.
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Многие произведения анонимны. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
При этом охотник должен внимательно следить за поведением птиц. Тонкая по колориту и великолепная по своему живописному мастерству, она отличается необычным композиционным решением (битая птица помещена в нишу), помогающим автору создать некоторую иллюзию реальности.
Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Птица достаточно осторожная, взлетает редко и неохотно, при малейшей опасности старается скрыться в высокой траве.
Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Обычно под выстрел попадают молодые и неопытные особи лысухи. Подъехать к ним значительно сложнее. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи. Я же иногда использую следующую тактику.
Таково полотно «Натюрморт с цветами и закуской» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), заставляющее зрителя восхищаться красотой окружающего мира. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна. Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга. Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна.
Множество натюрмортов создал самый младший из трех братьев — Фердинанд фон Вригт. Взяв в руки ружье и полностью замерев, ждем взлета. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107.
Меняя направление движения, стараемся заставить уток плыть к стене камыша в один из углов карты или заливчиков, при этом утки обычно находятся на значительном расстоянии от лодки и плывут достаточно спокойно, не пытаясь взлететь до тех пор, пока не упираются в препятствие. Среди его лучших работ — «Натюрморт на швейном столике» (1868, Художественный музей Атенеум, Хельсинки). Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Постимпрессионисты также увлекались этим жанром. Множество натюрмортов можно увидеть в творческом наследии Винсента Ван Гога, Поля Гогена. Произведений Блума сохранилось немного.
Очень интересна его картина «Битая птица в нише», хранящаяся в Эрмитаже. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос.
В русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью.
Неудачная женитьба в 27 лет (его жена Susanne Tradel оказалась не просто сварливой женщиной, она ещё заставляет мужа терпеть и своих сестёр, перебирающихся жить к ним в дом) гонит Melchior из дома и большую часть времени он проводит в тавернах за бокалом вина, либо просто рисует на лоне природы. На Lauriergracht, где он жил некоторое время, он был окружен арт-дилерами и различными художниками. Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. В XVII–XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон.
«Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. В центре — мертвый лебедь в белоснежном оперении. Сергей, здравствуйте.
Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность).
В Предтеченской церкви Ярославля находится фреска «Пир Ирода», на которой можно увидеть огромный стол, заставленный тарелками, кубками, столовыми приборами и разнообразной снедью. Утка на вечернем и утреннем пролете действительно старается облететь те места, где есть твердая земля и где сосредоточено наибольшее количество желающих поохотиться на нее, а таких мест не так уж и много. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Глядя на полотно «Христос в доме Марфы и Марии» (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами.
Большого мастерства в создании натюрмортов-«обманок» достигли Г. Н. Теплов и Т. Ульянов. Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный «натюрморт», составленный из культовых вещей, — «Престол и орудия страстей», выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Подъезд можно произвести и по совсем открытой воде, но со всеми предосторожностями. Автор стремится показать зрителю ту обстановку, в которой происходят события. Крупноформатные декоративные картины с изображением мертвых лебедей, зайцев, коз писали такие художники, как Я. Веникс и М. де Хондекутер.
Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Произведений Блума сохранилось немного. Полотно восхищает изяществом рисунка и красочным богатством. К натюрмортам обращались Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Пьер Боннар.
На картине изображена тесная группа предметов, расположенных на столе. Если все сделано правильно, утки обычно взлетают, когда лотка приблизиться к ним на расстояние в 15-20 м. Стрелять надо быстро, как только птица поднимется выше человеческого роста. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721).
Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры. В центре – мертвый лебедь в белоснежном оперении. Сергей. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи.
Добыть же взрослую птицу чрезвычайно сложно. В настоящее время большая часть натюрмортов, созданных в XVIII веке, хранится в Эрмитаже, Останкинском дворце и музее в Кусково. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам.
Также при помощи манка можно определить примерное место дневки уток. В первой половине XIX века в России большой популярностью пользовался «ботанический натюрморт», пришедший к нам из Западной Европы.
На лысух лучше охотиться на двух лодках. В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо.