«охотничьи» натюрморты писал и ученик Рембрандта Фердинанд Бол, мастерски прорисовывавший оперение птиц. Охотничий натюрморт был связан с модой на охоту богатой буржуазии и аристократии. Охотничий натюрморт.
Олицетворение голландского натюрморта xvii-xviii веков охотничий натюрморт. Признанным мастером охотничьего натюрморта был Виллем ван Алст известный также как мастер «цветочных» и «роскошных» натюрмортов. Приверженцем парадного охотничьего натюрморта, как Алст и Ройен, был и Дирк де Брай.
Вспомните дореволюционные фотографии: фото царских охот с выкладкой дичи, охотничьи картины русских художников, натюрморты с дичью. Маттеус Блум, напротив, был родоначальником монументального натюрморта с охотничьими трофеями91. Самыми крупными мастерами охотничьего натюрморта.
Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. При этом охотник должен внимательно следить за поведением птиц. В натюрмортах XVII века можно говорить о сохранении символики vanitas (суета земной жизни), voluptas carnis (бренность плоти) и т. д. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Неудачная женитьба в 27 лет (его жена Susanne Tradel оказалась не просто сварливой женщиной, она ещё заставляет мужа терпеть и своих сестёр, перебирающихся жить к ним в дом) гонит Melchior из дома и большую часть времени он проводит в тавернах за бокалом вина, либо просто рисует на лоне природы. На Lauriergracht, где он жил некоторое время, он был окружен арт-дилерами и различными художниками. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
Охотничьи натюрморты в большей степени призваны символически изобразить картину мира, своей страны. Охотиться на лысух с подъезда более сложно. Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах. Джон Бергер, английский искусствовед, писатель, художник, в своем эссе Why Lookat Animals. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.
Для удачного подъезда лодку необходимо маскировать тростником и ветками. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. В голландской живописи XVII века были заложены основы нового жанра— натюрморта— который в образной форме воплотил мироощущение человека в его отношении к предметному миру и природе. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Глядя на полотно Христос в доме Марфы и Марии (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами.
Эти идеи неизбежно оказывали влияние на художественную среду того времени. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Произведений Блума сохранилось немного. Добыть же взрослую птицу чрезвычайно сложно. Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга.
После выстрела быстро рассеивающаяся дробь надежно поражает взлетевшую утку даже на сверх малых дистанциях иногда буквально с 8-10 м. Для более дальнего выстрела использую пыжи – контейнеры. Огромное количество живописных работ по «охотничьей тематике» было переведено в литографию и гравюру и продавалось в виде отдельных листов или сброшюрованных тематических альбомов. Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи. Позже он переехал в дом на Prinsengracht (рядом с Домом Анны Франк, Амстердам). Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Подъехать к ним значительно сложнее.
Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). В 1686 году он купил небольшую дачу в Vreeland (Utrecht). Взяв в руки ружье и полностью замерев, ждем взлета.
Вот таким образом стрелять из него надо сидя, чтобы центр тяжести находился ниже уровня бортов. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Мне не хотелось затрагивать тему мертвых животных в картинах: не ясно о чем и как писать. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон., in About Looking, New York, 1980 говорит о том, «что государственные зоопарки игрушки—животные и вообще идея широкого коммерческого распространения образа животных начинает процветать там, где животные выведены из повседневной жизни» (стр. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий».
В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. На верхней картине голубь несет в клюве веточку миры- Голландия устала, она хочет мира, передышки. На верхней картине, как мне кажется, в центре изображен сражающийся павлин – это олицетворение цветущей некогда Голландии. Произведения Амброзиуса Босхарта Старшего по натуралистической тщательности исполнения близки работам Яна Брейгеля Старшего.
Один охотник устраивается в засаде, а второй старается нагнать на него птиц.
Хороший результат дает тактика: прижимание утки в один из углов карты. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. В своём развитии голландский натюрморт прошёл ряд этапов, каждый из которых обладал своей спецификой. В XVII-XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ.
ВXIX в. охотничьи натюрморты были так же любимы. Я для данной охоты использую короткоствольное ружье ИЖ-43Ф 12 калибра. Вместе это знак грядущего взрыва и сильных перемен. На полотне из эрмитажского собрания Битая дичь (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. На тематику и становление натюрморта влияло не только время, но и локальные особенности того или иного города. Не кажется ли вам, что в голландской живописи XVII века (с их уютно-бытовыми образами бюргерского дома) неохотно говорили о смерти.
Во-вторых, сильная отдача. Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте.
Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. После такого выстрела дичь распугивается на значительном расстоянии. Наиболее удачные охоты с подъезда бывают в начале сезона охоты на вводно-болотную дичь. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
Создавались натюрморты с роскошными восточными коврами изящными фарфоровыми вазами, картины с атрибутами профессий ученого, музыканта, где главное место занимали книги, глобусы, колбы и реторты, нотные тетради, музыкальные инструменты и т. п.
Критика маргинальных явлений социума (пьянство, бедность, разврат) — вполне умеренная и порой даже веселая (вспомним Яна Стена). Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Его живопись приобретает особую выразительность благодаря умелому использованию контраста тёплых и холодных цветов и различных оттенков одного и того же цвета. К 1650-60 годам, в творчестве Виллема Кальфа и Абрахама ван Бейерена, натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер, становясь роскошнее и пышнее и поражая богатством колорита. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96.
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. 26). «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Иногда такая охота приносит много добычи.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Не помешает на этой охоте и манок. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди.
Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109.
Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Подъезд можно произвести и по совсем открытой воде, но со всеми предосторожностями. В молодые годы, после смерти своего отца, художник становится очень религиозен.
Очень интересна его картина Битая птица в нише, хранящаяся в Эрмитаже. Также при помощи манка можно определить примерное место дневки уток. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Корте писал небольшие натюрморты изящные и лаконичные, построенные на контрасте тёмного фона и светлого объекта110.
Птица достаточно осторожная, взлетает редко и неохотно, при малейшей опасности старается скрыться в высокой траве. Покупатели и мастера сотрудничают напрямую, не оплачивая дополнительных наценок и комиссий посредников. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Со времён античности художники стремились к максимально достоверному иллюзионистскому воспроизведению натуры. Но в данном случае есть другой, антиконъюктурный подход: с точки зрения смысла, котрый несет живописное произведение, охотничий натюрморт символизирует результат борьбы между сильными мира сего и народом (битой дичью).
Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. На мой взгляд, здесь проявлен психологический аспект.
В европейском искусстве приблизительно с XV века получили распространения изображения, призванные создать иллюзию трёхмерности. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79.
И, в-третьих, очень громкий звук выстрела. Обычно под выстрел попадают молодые и неопытные особи лысухи. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует».
Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Мое недоразумение и вопросы относительно этого вида живописи росли, пока я не прочитала статью Натали Уолок (Nathaniel Wolloch «Dead Animals and the Beast-Machine: seventeenth-century Netherlandish paintings of dead animals, as anti-Cartesian statements»), где автор излагает вполне убедительные причины возникновения и популярности этого вида натюрмортов в голландском и фламандском искусстве XVII века.
Двигаться на лодке необходимо вдоль стены камышей, стараясь производить как можно меньше шума. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Предшественниками жанра считаются так называемые memento mori, аллегорические изображения известные со времён Средневековья и призванные напоминать о бренности и преходящести всего земного. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Как только утки остановились, разворачиваем лодку носом к уткам, делаем мощный, но бесшумный гребок, пустив лодку свободно приближаться к птице.
Другое дело, когда вы охотитесь с лодки. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Вот таким образом точка прицеливания должна быть несколько выше цели. Стрелял из многих ружей этой модели и у всех просматривался именно этот недостаток. Но она возможна только при наличии ветра. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
Если в XV веке образы ада, выраженные в алтарной картине, уравновешивали идею жизни-смерти-воскрешения (будь то в христианстве или в уже упоминавшейся натурфилософии), то изображение мертвого животного в натюрмортах XVII века — это потребность говорить о смерти без моральных обязательств. Лучшими местами для такой охоты я считаю затопленные торфоразработки. На лысух лучше охотиться на двух лодках.
Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Оба ствола этой модели имеют цилиндрическую сверловку, без дульного сужения.
Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Осенью тактику необходимо менять: теперь утки держатся на открытой воде большими стаями. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Манок существенно сокращает время на поиск потенциальной добычи.
Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Во-первых, оно достаточно сильно низит. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна. При этом нужно постараться пользоваться самыми даже незначительными укрытиями.
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Теперь о самой охоте с подъезда. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Старость — да, присутствует, благополучная и счастливая.
Я же иногда использую следующую тактику. В центре – мертвый лебедь в белоснежном оперении. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Художники стремились не только максимально натуралистично изобразить убитых животных и птиц, но и передать фактуру и краски птичьего оперения.
Как правило, натюрморты были выдержаны в тёмных тонах, с преобладанием серо-коричневой гаммы. Но все-таки, эмблематический подтекст в этой живописи выражен не всегда.
Клас размещает предметы в разных планах и всячески подчёркивает трёхмерность изображаемого пространства.