Огюст Мане был сыном помещика и строителя дамб Клемана Мане (Clment Manet) и после своего обучения стал юристом на государственной службе. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата.
Уже ранние работы Мане утверждают новые принципы выражения мира. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки. Летом 1870 года Мане впервые пишет одну из своих картин на открытом воздухе (Сад) и в дальнейшем нередко работает на пленэре. В конце концов, его уговоры подействовали и Мане посылает свой шедевр в Салон 1865 года. Кто еще столь негодующе и четко увековечил в живописи светское дно версальского Парижа.
Жюри салона1863 годатакже отвергло все три представленные Мане картины. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Ему покровительствовал директор колледжа мсье Дефоконпре – переводчик Вальтера Скотта, лично связанный с семьей Мане и, особенно, с полковником Фурнье.
В результате этого рапорта Эдуард был на месяц исключен из класса. В это время Мане был мускулистым человеком среднего роста. Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров.
Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Более поздние работы отличаются непринужденной эскизностью. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней.
Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Сюзанна признала свое материнство только в мэрии. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. В какой-то мере эти тенденции были в конце 60-х годов связаны с влиянием молодых друзей Мане: Дега, Ренуара и Клода Моне.
Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). В 1839 г. Эдуарда отдали в пансион аббата Пуалу в Вожираре, а в 1844-1848 гг. В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Особенно совершенна работа В лодке. В Салон 1877 года был принят Портрет баритона Фора в роли Гамлета, но зато картина Нана была отвергнута. Единственным интересующим его опытом был опыт, который ему давала работа. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом.
Именно ему было суждено преобразовать вкусы и приемы, казавшиеся незыблемыми и проложить тот путь, по которому за ним смело последовали другие. Вскоре открылось, что старый – тяжело болен. Его отец, Огюст Мане, был шефом отделения в Министерстве юстиции. Выставлено пятьдесят работ— лучшие картины, созданные за десять лет творчества.
Если бы эти копии увидел Кутюр, он бы их ни в коем случае не одобрил. Нам кажется, что мы слышим и видим этого бравого испанца в марсельской куртке и брюках. В этой картине, где большую роль играет светлый фон: с одной стороны, он мешает распространению объемности в глубину, с другой – подчеркивает силуэт.
Понять Кутюра – значит понять возможности официального искусства. Этот город чаровал и отталкивал Эдуарда. Эдуард Мане родился 23 января 1832 г. в Париже. Вместо Венеры Мане изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. Художник в своих работах этого периода редко повышает звучание цвета до предельной степени интенсивности.
Эти работы трудно назвать психологическими – скорее это портреты настроения. Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879).
Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. Так, прима-балерина испанской труппы изображена за кулисами перед выходом на сцену – Лола из Валенсии (1862), а в картине Испанский балет танцоры запечатлены в момент выступления (1862). Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56).
Все это объединено в сцену современной жизни с предельно прозаической сюжетной мотивировкой (что может быть банальнее продавщицы за стойкой бара. ), претворенной художником в образ изысканного совершенства. Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. Первые его работы одобрил Делакруа. Юношу привлекла эта скандальная слава. Боже, какое неприличие.
Это было настолько смело, что он сам долго не решался показать Олимпию. Этот толчок, которому Мане не смог противостоять исходил от Бодлера. Если откровенная полемичность привнесла в картину Завтрак на траве нарочитость и искусственность, то написанная в том же году Олимпия (1863) – произведение редкого художественного совершенства.
Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Юные воспитанники с Гавра и Гваделупы едва верят своим глазам. Верхняя треть картины покрыта листвой, которая уравновешивает и объединяет две различные цветовые группы.
1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. В 1871 году тронулся лед и на художественном рынке. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Эдуард Мане настолько любил свой дом, насколько терпеть не мог коллеж. Конечно, сам Мане был очень далек от Коммуны, цели которой он попросту не знал.
Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. Гроза становилась реальной угрозой. Но в семье были дети, а юридическая карьера – обеспечивала благосостояние. Практически ничему новому, что интересовало Мане. И, разумеется, он необыкновенно живописен. Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ).
Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ). Образованный, с тонким вкусом, Фурнье по-настоящему любит искусство.
Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Стоит Мане где-нибудь появиться, как его тут же начинают в упор разглядывать. В конце своего путешествия Эдуард больше всего на свете хочет вернуться во Францию. Строго говоря, уже в некоторых ранних своих работах (Музыка в Тюильри), хотя они были написаны в мастерской, Мане утверждает многие принципы импрессионизма. В декабре крупный коллекционер и торговец картинами Поль Дюран-Рюэль, поддерживающий в свое время Коро, Милле и Будена, а затем начавший собирать работы К. Моне и Писсаро, закупил в мастерской Мане сразу 24 картины на сумму в 35 тысяч франков.
В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). Друг Сезанна Золя, напротив играл важную роль в группе.
Но он должен двигаться дальше. 12 февраля 1871 года Мане покинул Париж. Корни деревьев опутаны лианами, с веток спускаются орхидеи. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Мане извлек это чудесное из потока реальной жизни.
Они были невелики, но отличались блеском и живостью. Более благоприятно были встречены написанные в 1860 году Гитареро, портрет родителей.
В нем уже не чувствовалось чужестранного налета – он становился новатором. Через несколько дней воспитанникам разрешили сойти на берег и они начинают осмотр города. Он пытается копировать их полотна иногда даже очень произвольно, так сказать – на свой лад. Мане был признан главой этой группы.
Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Но особенно важную роль в формировании этого течения сыграло творчество Эдуарда Мане.
Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». В это время у Мане были теплые отношения с графом Альбером де Баллеруа. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Мане тщательно изучает живопись итальянского Возрождения.
Реакция на это новшество со стороны посетителей и критиков была далеко не дружественной. Но увидеть то, что полезно и пойти своей дорогой удалось далеко не сразу. Своих моделей нередко одевал в испанские наряды – Гитареро (1860), Викторина Меран в костюме эспада (1862). Полотно поставили к свету на мольберт, украшенный цветами. Эта картина стала гвоздем выставки.
Предложение принято. Весной 1859 года Мане впервые попытался выставиться в Салоне.
Его фигурка кажется взвешенной в неопределенном пространстве картины. Его привлекали также Рафаэль, Джорджоне – художники чистой и светлой гармонии. за стенами мастерских есть столько живых вещей. Эдуар Мане остро чувствовал свою одиночество и непризнанность как художника. Еще в 1861 году он написал Музыку в Тюильри – свою первую сцену парижской жизни.
Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Эта картина, заставила многих художников широко раскрыть глаза и разинуть рты. По традиции Кутюр продолжал писать картины на тему античности и средневековья. Изменилась и техника художника, она стала подвижной, мазки приобрели разнообразную форму. Мане неоднократно писал портреты артистов испанского балета, гастролировавших в Париже.
А затем, 18 февраля, устраивается трехдневный карнавал. И все его прежние опыты были опрокинуты. Однако успех был мимолетным. Вот уже 6 лет, как он трудится в его ателье.
В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. Его привлекали такие картины Энгра, как Купальщицы Вальпинсона и особенно – портреты. Какая тоска – длинные, бесконечно длинные дни, а теперь еще и дожди начались. Такие работы, как Большой канал в Венеции (1874), Мостильщики, улица Монье (1878), Подавальщица пива (1878) обнаруживают своеобразие импрессионизма Мане и его поиски в этом направлении. Лишь один Делакруа подал тогда свой голос в защиту Мане.
Его отец – Огюст Мане был шефом отделения в Министерстве юстиции. он копирует в Лувре некоторые его работы. Он понял, что такое полный свет, глядя на эти полотна, где даже черное светится. Однако вскоре многие из его иллюзий рассеялись. В последние годы жизни он работал в основном пастелью и акварелью.
И натура и освещение – все одинаково фальшиво. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. С ним хотят сблизиться.
За Дюраном-Рюэлем последовали банкир Г. Гехт, Издатель Флобер, Золя Шарпанте и т. д. Да, теперь было слишком поздно. Постепенно вокруг него образуется группировка. Золя стал глашатаем группы в прессе и ее ревностным защитником.
Все, что мы здесь делаем и видим – просто смешно. В нем преломилась и преобразилась доверчивая трогательность детства, очарование женственности (ему вновь позировала Викторина Меран), вера в великую силу искусства, пусть даже такого незатейливого, как мелодия военной флейты. Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией.
Он не поддавался никаким влияниям, его индивидуальность четко обозначилась. Знаменитая Лола, вызвавшая столько нападок и возмущения только потому, что она является правдивым изображением, по существу портретом очень реалистичным и выразительным, прекрасно сложенной красивой женщины. Вначале художник был склонен романтизировать действительность, (Олимпия, Флейтист).
В ранних произведениях художник верен программе жить своим временем и изображать то, что видишь перед собой, однако он был склонен также выбирать для своих работ темы, несущие в себе черты романтической необычности. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Не удивительно, что, когда в апреле 1863 года Мане послал в очередной Салон Завтрак на траве, жюри тут же отвергло его. Огюст Мане женился 18 февраля 1831 года на Эжен-Дезире Фурнье. И вместе с тем чисто импрессионистическим остается ощущение движения, мимолетности и совершенного единства фигур со средой.
Но его тянуло к большим полотнам и он все-таки взялся, превозмогая болезнь, за свою последнюю композицию. Но все же в мастерской Кутюра Мане проведет 6 лет. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнаженной натуры. Он, однако, показал их 15 апреля – 1 мая вместе со многими другими работами в своей мастерской на улице Санкт-Петербург. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто.
Весной 1848 года Эдуард Мане покинул коллеж. Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ).
С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Но для Курбе право на такое торжественное утверждение имели только те люди, которые сохраняли естественную цельность.
Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Тень фигуры не соответствует её положению. Его кисть увековечила музыканта быстро, но плотно, обобщенно. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Это живопись Ватто и Шардена. он учился в коллеже Роллэн.
Эдуард рисует. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становитсяВеласкес. Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер».
Картины же этих художников, на первый взгляд, казались еще более враждебными традиции. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Не в меньшей степени интересовал его и Энгр. Особое внимание деталям обстановки художник уделил в портрете Золя (1868, Лувр).
Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. Худшим было непризнание в семье родителей. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась военного караула. Но никто не станет возмущаться в Лувре.
Тем более, что мастерская Кутюра была недалеко от дома семьи Мане. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту.
Обеспокоенная администрация решает перевесить Олимпию. Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. Завтрак на траве не был принят в официальный Салон 1863 года.
У него было три сына: Эдуард, Гюстав и Эжен и он ожидал, что все трое последуют семейной традиции и будут готовиться к гражданской (юридической) карьере. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Отношения зашли далеко и страстный Эдуар стал отцом внебрачного ребенка. Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. Эта группа включала: Моне, Ренуарa, Писсаро, Сислея, Дега, Сезанна и Берту Моризо.
19 апреля 1883 года ему ампутировали левую ногу, а через 11 дней он умер в страшной агонии. В начале 1860-х гг. В сопоставлении этих белых тонов заключается преодоление огромных трудностей. У него были светлые глаза.
Прямо там художник начинал работу над своим творением. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Она помещалась в нижнем этаже дома на улице Ласаль. В скромно сервированном завтраке, пучке спаржи, нескольких фруктах (один из лучших натюрмортов Мане изображает лишь один лимон) и особенно в цветах художник раскрывает поистине драгоценное колористическое богатство, тончайшие оттенки цвета. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописьюФранса Халса.
Не случайно впоследствии (в 1857 году) Мане копировал Ладью Данте и в связи с этим посетил мастерскую Делакруа. Теперь же он открывает подлинную красоту и поэзию в повседневном течении жизни. Эдуард потрясен. Испуганная администрация выставки поставила у картины двух охранников, но и этого оказалось недостаточно.
«Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Многие впоследствии удивлялись, почему будущий новатор столь долго оставался в ателье мастера ложноклассических полотен. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны. Эдуар родился в Париже в состоятельной буржуазной семье. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане.
В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. Это уже не был прежний Мане с его Гитарером или Уроком музыки. Все это представлялось Мане занятием праздным и абсолютно бесполезным. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Он хотел соразмерить с ними свою индивидуальность.
По масштабу трагического ощущения ее нельзя соотнести с изображенными событиями. Посетители хотят видеть только Венеру с котом. В траве медленно ползают насекомые, сверкающие, как драгоценные камни. Мане в растерянности.
«Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. Он даже уничтожил все свои академические работы, выполненные в 1855-1859 годах. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции вОлорон-Сент-Мари.
Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтомШарлем Бодлером. 1868-1869). Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Ничто не бросалось в глаза.
Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал толькоДелакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Лишь к 1872 году Мане оправится от пережитых потрясений. Вскоре он начал ссориться с Кутюром.
Вместе с семьей в первых числах марта Мане перебрался в Аркашон. Там он подружился с Антоненом Прустом. После двух месяцев в море Гавр и Гваделупа стал на рейд в Рио-де-Жанейро в понедельник 5 февраля. Рабство его возмущает. Это было сразу отмечено, когда в 1872 году в Салоне появился Бой Кирседжа и Алабамы. Однако теперь Мане еще тверже стоял на ногах, еще больше был уверен в себе.
Сюжеты драматические мало соответствовали его творческому темпераменту. В этой картине поражает и игра красок. Отец навел справки о возможности художественного обучения для сына. Две недели он не покидал корабля. С того момента, как он познакомился с картинами Веласкеса и проанализировал их, перед ним открылись новые горизонты.
Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Отец во время создания портрета уже был в отставке и находился дома. Впрочем, связанный со всем этим вынужденный перерыв творчества был даже необходим: в это время в душе Мане незаметно формировались те внутренние силы, которые затем (к 1872 – 1873 годам) сразу изменят характер его искусства. В 18 лет волосы уже поредели надо лбом, но появилась борода. Так подготавливался новый этап творческого развития Мане.
Необычайное зрелище. Одной из его любимых книг была Салоны Дидро. Он и сам осмеливается сделать несколько штрихов на бумаге.
Все вместе друзья уже представляли определенное направление и, в конце концов, они не могли не достичь успеха. Еще одна картина на эту же тему – Испанский балет. Он задумал и выполнил Олимпию в год своей женитьбы (1863), но выставил ее только в 1865 году. Огюст не одобрял профессиональный выбор сына, художник для него не было достойным внимания и уважения мсье. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Возможно вот таким образом настроение в картине грустен, подавлен.
Ренуар, подобно Моне, не любил возвышать голос в общих шумных дебатах. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Куда бы он ни пришел, люди мгновенно начинают подталкивать друг друга локтями. Во всех этих работах есть оттенок известной театральности и игры.
Шардена,, П. -П. В 1872 году он показал 11 из них на выставке в Лондоне.
Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Однако высшего напряжения скандал вокруг Мане достиг в Салоне 1865 года. В письме к брату Эжену он бросает вскользь: Я не рассчитываю поступить в этом году на борту корабля куда беспокойнее, чем на земле.
В них художник стремился передать сияние цветов, окутанных атмосферой, пронизанной светом – Розы в хрустальном бокале (1882-1883). Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города. Не то чтобы его взгляды переменились или исчезла вера в себя, но сейчас он как-то не испытывал желания обнаруживать свою большую гордость. Изображение самого текущего времени было подлинной целью творческих исканий художника. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных».
У многих картин этого периода трудно даже определить жанр. В прессе благосклонно отозвался о Гитареро Т. Готье: Карамба. Чему еще может научить его автор Римлян.
Между тем это мнение было грубейшим заблуждением, т. к. в Лувре найдется более 50-ти картин, в которых соединены одетые и обнаженные фигуры. В состав этой выставки входил специальный раздел, посвященный современному, прежде всего французскому искусству и здесь всеобщее внимание привлекали экспозиции Делакруа и Энгра.
Покинув Кутюра, Мане упорно начал преодолевать в себе его влияние. Не так уж и мало. И после переговоров с Шарлем Бланом и писателем Проспером Мериме (знакомым отца) Эдуару разрешено учиться в мастерской Тома Кутюра. Драматические события могли волновать Мане-человека, но не Мане-художника.
Художник решительно ломает привычные жанровые и стилистические представления. Выезды на натуру в парижские окрестности вместе с К. Моне дали ему новые мотивы, еще решительнее очистили палитру, научили кисть большей текучести и легкости. Мане воздействовал своим авторитетом на многих молодых художников. Оно побуждает его, в частности использовать для них в качестве натуры своих близких и друзей, черты которых, хотя и преображенные художником, всегда можно узнать и в Завтраке в мастерской (Леон Ленхоф и Руссен) и еще в большей мере – в Балконе, где сидящяя женщина – это Берта Моризо, стоящяя рядом с ней – скрипачка Дженни Клаус, а франт позади – художник Антуан Гийеме. Именно это стремление облагородить саму окружающую действительность привлекало к Мане молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название "импрессионисты".
Он выставляет Поругание Христа стражей и свой шедевр – Олимпию. Первым этапом развития его живописного таланта была картина Любитель абсента. Трудно определить однозначно жанр последней большой картины художника – Бар в Фоли-Бержер (1881-1882). Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой. Где это видано. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.
Кроваво-красный ковер под ногами этой толпы воспринимается многозначительным намеком. Особенно его интересовали работы Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, Делакруа. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Публика угрожала ей зонтиками. Несмотря на уговоры друзей, он долго колебался.
Нужно отметить, что картина В лодке – одно из высших достижений импрессионизма Мане. Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. И она разразилась. Позднее ему предстояло перейти в качестве судьи в Парижский апелляционный суд. Флейтист будто выплывает из нежного, полного тихой вибрации серебристо-желтоватого фона.
Но жюри отвергло его картину Любитель Абсента. На лето1870годаприходится апогейфранко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии».
Моне тоже был охвачен пылом, подобно Золя, но, видимо, не хотел выделяться. В молодости он носил длинные волосы, часто откидывая их назад. У него была ритмичная исключительно элегантная походка. Бразильская милиция кажется комичной. Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881).
Бар в Фоли-Бержер подводит итог творческим исканиям Мане. При жизни его называли якобинцем живописи, попирающим традиции и хороший вкус. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Это связанно с тем, что художник в одном произведении нередко объединял изображение быта и пейзажа – например, в таких работах, как: Завтрак в мастерской (1868), Балкон (ок.
Именно вот таким образом импрессионизм не начинается с 1874 года. Так в 1856 году Мане покидает ателье. Приподнятые уголки рта придавали ему насмешливое выражение. Напротив, они становятся еще ожесточеннее. Женщина, без малейшего намека на одежду – среди двух одетых мужчин.
Как во всех ателье, каждый делал ежемесячный взнос на мужскую или женскую натуру. В ней сочетание абриса кормы парусника, сдержанной энергии движений рулевого, мечтательной грации сидящей дамы, прозрачность воздуха, ощущение свежести ветерка и скользящего движения лодки создает особенную картину, полную радости и свежести. Так, на раннем натюрморте Пионы (1864-1865) изображены распускающиеся красные и бело-розовые бутоны, а также уже расцветшие и начинающие увядать цветы, роняющие лепестки на скатерть. Кроме того, количество его защитников увеличивалось. Образ одной из женщин в полотне Балкон пронизан скрытой драмой отчужденности, тайным разладом с прозой окружающего, которые превращают ее из заурядной (подобно другим, находящимся рядом персонажам) в ранимую восприимчивую героиню.
Он писал не мгновение, а процесс перевоплощения одного мгновения в другое. Что обрел Мане в этом диалоге с великими мастерами. Этот этюд отличался большой свежестью фактуры и сильным рисунком, от которого не отрекся бы сам Энгр (Мане питал к Энгру чувство живого восхищения).
Публика с утра до вечера валит в дверь, вытягивает шеи кверху, к Олимпии и ее коту. пошло на капитуляцию столицы. Правда, Мане не копировал их картин, но их воздействие очевидно в такой ранней работе, как Мальчик с вишнями, а затем прямо сказывается и во Флейтисте и в Мыльных пузырях. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Благодаря дядюшке Эдмону, регулярно водившему мальчика по музеям, Мане открыл для себяЛувр, что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь. Через месяц он вновь проваливается на экзаменах и тогда отцу ничего другого не остается, как предоставить Эдуарда самому себе.
Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. На свидание с Сюзанной Эдуар бегал тайком, тщательно скрывая отношения с любимым. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С.
Наконец, жюри Салона 1876 года без рассуждений отвергает обе посланные Мане картины – Художник и Стирка. Порой слышатся насмешки. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Но и сейчас, когда детали полотна Мане почти неразличимы, страсти не улеглись. В июле 1872 года Мане обосновался в новой мастерской на улице Санкт-Петербург в августе ездил в Голландию, где его пленило творчество Франса Хальса. Но это принесло ему одни оскорбления. На улице ему смотрят вслед.
В начале июня ее переносят в самый последний зал и помещают над огромной дверью так высоко, как никогда не вешали даже самые бездарные картины. Возможно, здесь сказалось желание как можно скорее расстаться коллежем.
Это подтверждают его исторические композиции, в частности картина Расстрел императора Максимилиана (1867). Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». На картине "Завтрак на траве" изображены парижане 60-х годов XIX века, непринуждённо расположившиеся на месте классических героев.
Но даже на уроках истории он часто читал, спрятав под партой одну из книг, которые он приносил из дому, когда возвращался по понедельникам в коллеж. Но энтузиазм Мане вскоре утихает. Но Мане отталкивало высокомерное презрение Энгра к своему веку. Поразительно дикая, нетронутая природа.
Это не устраивало Мане. Но для европейца и немного художника город этот отмечен печатью неповторимого своеобразия. Я сам не знаю, зачем я здесь.
Флейтист пребывает наедине с самим собой – среда, его окружающая, неконкретна. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865. Прерванные войной встречи живописцев – новаторов в кафе Гербуа постепенно возобновились. Отец мог дать деньги сыновьям на путешествие в Италию, но одобрять выбор Эдуара – не мог. Он угадал в портретах Энгра скепсис и иронию, скрытые под маской ледяного беспристрастия. С этого времени Мане, регулярно отвергаемый жюри салонов, сближается с группой молодых художников, которые вскоре будут названы импрессионистами. Клод Моне, Поль СезанниЭдгар Дегастановятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями.
30 апреля 1883 года Эдуард Мане скончался. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Чистые, глубокие краски тоже освободились от всего случайного, второстепенного. Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. Чтобы наблюдать за дядей, Эдуард тут же оставляет свои игры.
Казалось, вернулись времена скандалов 1863 – 1870 годов. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). На ней изображены испанские танцоры в момент выступления. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
Даже цвет в скупых пределах черного, белого и зеленого регистров становится тревожным. Особняком стоитЭмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Явился Кутюр, посмотрел, сделал невообразимую гримасу.
Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
При этом его картины демонстрируют не только свежесть цвета и утонченность, но и отход от традиционных светотеневых моделировок, от иллюзорности в передаче объема.
К старым друзьям присоединяются новые. (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти. Глава семьи сидит у стола, а жена вежливо стоит рядом. От Огюста Мане скрыли рождения ребенка, чем тайком занимались мать Сюзанны и сам Эдуард. Летом 1870 г. Мане создал свою первую картину на свежем воздухе – Сад.
В мастерской Кутюра было 25 – 30 человек. Стычки эти становились все более резкими. В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников.
Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Это море, написанное в такой широкой манере, не имеет ничего общего с условными маринами.
Под широким лбом выступал прямой, правильный нос. Даже в этом портрете Эдуар делает уступки буржуазной добропорядочности. Как он бренчит на своей гитаре, не жалея струн и распевая во все горло. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила.
Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, в доме N5 по улице Малых Августинцев. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году.
Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Если в Завтраке на траве Мане еще не совсем последователен в этой тенденции, то в Олимпии и другом его раннем шедевре Флейтисте (1866, Лувр) окончательно торжествует плоскость понимания форм, а живописное единство достигается в них не подчинением всех элементов картины условному общему тону, а гармонизацией обобщенных цветовых пятен. Мечтают о встрече. Среди цветов порхают яркие колибри.
Однако брат матери, Эдмон-Эдуар Фурнье, осознавая художественное призвание мальчика, посоветовал ему посещать специальные лекции по живописи, на которые сам записал племянника и посещение которых лично оплачивал. Мане добивается известности, хотя и скандальной. И, несмотря на то, что дважды проваливается на конкурсе в Борда, ему, всё же, удалось в качестве юнги совершить круиз в Рио-де-Жанейро. Эдуард был бы несправедлив, если бы не отвечал Кутюру признательностью. Картины раннего Мане образуют настоящую галерею поэтических явлений человека на подмостках жизни: то печальных в своем одиночестве и заброшенности (Любитель абсента), то безоблачно радостных (Мальчик с собакой, Мыльные пузыри), то торжествующих и дерзких (Лола из Валенсии), то исполненных мягкой задумчивости и тихой просветленности (Флейтист).
Однажды воскресным вечером он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. Искусство раннего и зрелого периода творчества Тициана интересовало его в дальнейшем: так, около 1857-1859 гг. Он приобрел здесь мастерство, ремесленную основу живописного искусства. Портрет мадам Мане за роялем, картина Чтение, портрет мадам Мане на голубой софе. Пренебрежение к иллюзорной перспективе выражается и в отсутствии на картине теней.
Но Мане хотел осмотреться, понять основные тенденции в искусстве. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Надо было, что бы кто-нибудь подтолкнул его. Мать изображен с корзинкой в руке, перебирает клубки.
Обнаженное тело, легко моделированное тончайшими градациями желтоватых оттенков, включено в гармонию изысканных тонов – серебристых простыней, золотистой шали, розового платья негритянки. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой. Золя, несомненно, сделал для Мане больше, чем кто-либо из его современников.
Но при таком количестве аналогий картина Мане очень оригинальна. Как бы там ни было, он решительно заявил отцу, что не чувствует ни малейшей склонности к юридической карьере и будет готовиться к экзаменам в морское училище. Так, лишены жанровой определенности картины Завтрак в мастерской и Балкон. Мсье Мане весьма плохо встретил этот совет.
Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в1850 годупоступает в мастерскую модного в то время художникаТома Кутюра, который прославился в1847 годублагодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Чтобы задобрить отца, Эдуард подал портрет еще и на выставку в Парижский салон 1861 г. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Теперь он будет работать самостоятельно. Она была подписана новым именем – Мане. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать.